«Интересные традиции и обычаи нашей школы» - Традиции и обычаи вашей школы. Школьные традиции нашей школы Интересные школьные традиции

Школьные традиции и их роль

В формировании творческой личности.

Жильцова И.В.

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 4

Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.

Личность каждого человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью. Смотреть на школьника следует через призму его своеобразия, учитывать и уважать непохожесть, ни в коем случае не гасить особенностей.

С этой стороны интересен каждый школьник, вне зависимости от его отметок, поведения на уроке и отношения к учителю. Усредненный подход, таким образом, устраняется провозглашением личностного.

Тема эксперимента нашей группы" Личностно-ориентированный подход при осуществлении целостного процесс а обучения и воспитания школьников на положительных традициях."

Мы считаем, что воспитать личность можно и нужно на традициях нашего народа, на лучших традициях семьи и школы. Тогда маленький человек будет гордиться, что он живет в России, будет гордиться своими родителями и своей школой.

Русские народные традиции обладают большой воспитывающей силой, и во все времена с их помощью решалась задача формирования подрастающего поколения высоких нравственных качеств.

Белгородской средней школе N4 в сентябре 2001 года исполняется 30 лет, ее традиции устанавливались с первых лет ее существования.

Наши школьные традиции несут в себе определенный заряд нравственности, что позволяет использовать их возможности для развития личности школьника.

Мы убедились, что школьные традиции необходимы, как необходимы традиции в жизни семьи, определенных организаций, наконец, в жизни общества.

Наш край -- край богатых художественных традиций. Здесь издавна ткали, вышивали, пряли, славились изделиями гончары.

Уже в 1-3-м классах учащиеся знакомятся с пословицами, поговорками, потешками, предметами быта, старинной одеждой. Учитель Голдахе Оксана Анатольевна 4-ый год ведет факультативный курс Н.Ю. Новицкой "Введение в народоведенье." Цель которого - приобщение детей младшего школьного возраста к традициям русского народа. Дети изучают фольклор, обрядовые праздники, изготавливают атрибуты обрядовых действий. Силами родителей и детей были проведены массовые обрядовые праздники "Прощай, масленица" (I кл,1998 год)," Встреча весны"(П кл,1999г.), "Кузминки"(Зимние посиделки)(l999), "Рождество"(Зимние святки) (2000,3кл.). В качестве зрителей были учащиеся 3-х- 5-х классов. Эти зрелищные яркие

мероприятия способствуют развитию национального самосознания, исторической памяти, развитию творческих способностей, воспитывают патриотическую личность.

Работы мальчиков учащихся 9-х классов (учителя обслуж. труда В.Н.

Копунов и д.п. Попов)- дощечки разделочные; шкатулки с искусной резьбой по дереву не раз выставлялись в школе и во дворце творчества. Традиционными стали поездки учащихся по· родному краю. Поощрение отличников и хорошистов такими поездками, бесплатные концерты для них артистов филармонии.

В этом учебном году наш совет школьников посетил село Купино Шебекинского р-на. Там ребята побывали в уникальном краеведческом музее, где JIюбовно собрана история села, начиная с 7 века и до наших дней. Наши учащиеся познакомились с удивительным человеком, директором центра народного творчества Николаем Николаевичем Кузюлевым, это бывший учитель, автор тысячи статей по краеведенью, хранитель музея, увлеченный человек.

Ребята не только увидели изделия ткачества, но и сами работали на ткацком станке. На их глазах кусок глины в течение 1 О минут превратился в изящную вазу для цветов под руками умелого гончара Виталия Никитовича Калашникова, а некоторые тоже попробовали себя в роли мастеров гончарного дела.

Наши учащиеся - частые гости в Борисовке, где ребята также знакомятся с народными промыслами, побывали в Хогковских пещерах, в домемузее м.с. Щепкина, в селе Красном, доме В.Ф. Раевского.

Все это воспитывает учащихся в духе патриотизма - гордости за свою Белгородчину и ее замечательных земляков.

Школьные традиции выполняют по крайней мере 2 функции в жизни школы. Во-первых, они придают ей определенную надежность, прочность. Традиции вводят стабильность в жизнь школы. Они формируют общие интересы, придают школьной жизни размеренность, постоянство. И к этому надежному и постоянному можно приобщиться, принять его и сделать достоянием своей личности. И, конечно же, традиции придают свое особое, неповторимое лицо школы.

у нас есть немало старшеклассников, которые едут на занятия в школу издалека: из пас. Разумного, из Таврово, из Дубового, из пос. Майский, со Старого города. На вопрос, что побуждает их тратить столько времени на дорогу, обычно следуют ответы: " В школе интересно. Здесь дают прочные знания."

Можно с уверенностью сказать, что во многом любовь к школе определяют традиции, которые делают школу чуть непохожей на другие, она становится особенной, которой можно гордиться.

Собственный гимн школы, который исполняют первоклассник и выпускник, учитель и директор, вечера встречи с выпускниками, праздники Знаний и Последнего Звонка, прощание выпускников со школой, конкурс У ченик года, спортивные праздники - все это создает общность переживаний, определенное единство, укрепляет контакты, обогащает эмоциональную жизнь школы, растит творческую личность.

Мы провели анкетный опрос в 1 l-x классах, учащиеся отвечали на 2 вопроса: " Какие традиционные мероприятия школы вам по душе? Почему? 85% опрошенных ответили, что это праздники улицы Победы, встречи с ветеранами, участие вместе с товарищами - юнармейцами в параде 9 Мая на площади Революции, День памяти афганцев, а также традиционные спортивные праздники, конкурс" Ученик года".

Что же привлекает ребят и педагогов в той или иной традиции? Почему одни из них живут долго, при обретают новые краски, другие незаметно "вянут", не успев раскрыть свои потенциальные возможности.

Изложим наше понимание этого вопроса, как оно складывалось в ходе практической жизни школы. " Традиция,- читаем мы в словаре русского языка С.И.Ожегова,- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколениЙ... "

Вырастить традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы... Ведь традиции украшают жизнь ребят, учащиеся чувствуют себя в обстановке своего особого коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций становится невозможным правильное воспитание.

Создание, накопление и приумножение школьных традиций побуждает каждого педагога и школьника определенным образом вести себя, мыслить, тру диться И переживать, служить благодатной почвой для образования нравственно ценных привычек. Не только обязывает к чему-то коллектив и его членов, но и связывает их крепкими узами сотрудничества и творческой деятельности, воплощая в себе известным образом самоуправление.

В воспитательной работе особенно хорошо школьные традиции прослеживаются в патриотической, эстетической, спортивно-оздоровительной и методической работе.

Традиционно учителя школы изучают новые методики в педагогике.

Несколько лет изучали и опробовали у себя методику Иванова, проводили КТД (коллективные творческие дела) - Например, "Мир твоих увлечений", где ребята ярко раскрыли свои увлечения живописью, мы увидели различ-

ные коллекции, которые собирают наши учащиеся, услышали их игруна различных музыкальных инструментах, увидели их питомцев: собак, кошек, попугаев, рыбок, черепах и узнали об этих домашних животных и их хозяевах много нового.

4 года изучали методику Н.Е. Щурковой " Групповая деятельность учащихся во внеурочное время. Эта методика помогает ребятам общаться непринужденно, прививает навыки культурного общения со старшими и сверстниками. Только в этом учебном году я провела уроки общения в б-б, б-г, 8-в и 8-а классах. Хотелось бы, чтобы такие уроки по методике Щурковой Н.Е. были у нас в расписании. Ребята любят эти уроки, которые позволяют им чувствовать себя личностью. Ежегодно обобщаем опыт лучших классных руководителей. Уже обобщен опыт Москаленко Н.Д., Божковой Н.К., Андреевой Л.В., Светлицкой В.С.

Более всего в нашей школе прослеживаются военно-патриотические традиции.

В течение 15 лет 30 сентября мы отмечаем День памяти воинов, бывших учеников нашей школы, В. Малакеева, Р.Мельтешинова, погибших в Афганистане и Чечне. Сложилась добрая традиция утром 30 сентября идти в школу с цветами. В вестибюле стоит стенд, где расположены фотографии наших воинов - интернационалистов. У стенда застыли в почетном карауле лучшие учащиеся. Сюда идут малыши- первоклассники и старшеклассникиэкскурсоводы рассказывают им о том, как славно воевали и геройски погибли наши выпускники, честно выполнив свой интернациональный долг. А после уроков едем на кладбище и возлагаем цветы на могилы, встречаемся с их родителями. Светлана Тихоновна Малакеева - почетная гостья школы и друг наших ребят. Она была приглашена на семинар директоров школ Белгорода, в "Визитке школы" ее сыну была отведена страница, она бывает на наших праздниках и концертах, на классных часах, она посещает Зал Боевой Славы, где висит стенд, посвященный ее сыну.

Благодаря мужественным и решительным действиям Владимира IМалакеева экипаж его танка сумел своевременно занять выгодную позицию и успешно выполнить поставленную задачу по прикрытию мотострелковых подразделений. За этот подвиг Владимир Малакеев, как и Валерий Акименко, был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Наши учащиеся знают многое о погибших героях и гордятся ими. В этом учебном году совет школьников пригласил С.Т.Малакееву и вручил ей 500 рублей, собранных после благотворительной ярмарки, для оказания семье материальной помо щи.

Одна из самых ярких традиций военно-патриотического воспитания праздник улицы Победы, который проходит накануне Дня Победы на площадке возле крыльца школы.

Впервые такой праздник был проведен в мае 1979 года. К нему коллектив школы готовится в течение года, все лучшие рисунки, поделки, номера художественной самодеятельности - на праздник. Дети украшают окна школы разноцветными шарами и плакатами. Готовят ветеранам сладкий стол.

На первых пяти праздниках мы встречали ветеранов 185 стрелковой Панкратово-Пражской дивизии (их было более 200, съезжающихся к нам со всех концов страны).

Гремит духовой оркестр. Дети, нарядные и взволнованные, образуют живой коридор, у них яркие цветы. Они берут за руки ветеранов и ведут к школе. Начинается линейка-митинг. Затем дети читают стихи, поют песни о войне, танцуют, старшеклассницы в гимнастерках приглашают на вальс ветеранов. А для гостей готово угощение, начинается сладкая ярмарка.

Сейчас, когда ветераны 185 стрелковой дивизии приехать не могут изза болезни и старости, мы приглашаем на праздник ветеранов нашего микрорайона, а ветеранам 185-0Й шлем свои поздравления.

За каждым классом нашей школы закреплены ветераны, дети заботятся о них, приглашают на Уроки мужества, поздравляют с праздниками. В подарок Залу Боевой Славы оформлен рукописный журнал " Не стареют душой ветераны", где рассказывается о встречах со своими старшими друзьями.

Герой Советского Союза, бывший военный летчик Левин Григорий Тимофеевич - наш друг - приходит к нам на концерты, на конкурс чтецов, его можно видеть с ребятами 8"В" класса (кл. руководитель Божкова Н.К.) - отрядом юных патриотов России.

7 лет дружили с ветераном 185 с. дивизии Александром Степановичем Шевченко, который помогал нам в создании Зала Боевой Славы, учащиеся 1] "В" класса (кл. рук. Абросимова Н.Д.). Они проводили в квартире Александра Степановича на улице Воровского уроки Мужества, пили чай, слушали удивительные истории из военной жизни ветеранов 185 с. дивизии. 15 апреля 2000 года поздравили своего родного человека с 90-летием. Об этой дружбе рассказало Белгородское телевидение. Ребята сердечно читали стихи ветерану, которые сочинила Гаврилова Екатерина, пели песни, дарили подарки. Выпускники записали 2 кассеты с рассказами Шевченко А.С. и подарили их Залу Боевой Славы. JTOT материал используется в военнопатриотической работе школы. С этого года шефство над ветераном взял 6Б класс (кл.рук. Уварова Т.А.) Хочется думать, что не прервется связь вре-

мен. Так же, как и выпускники будут рады этим встречам, ведь, несмотря на свой солидный возраст, ветеран сохранил крепкую память, эмоциональную взволнованность речи и последовательность в изложении. Вот что писал А.С.Шевченко Сергей Шопин, ныне студент юридического института МВД: " Дорогой Александр Степанович, мы никогда не забудем Ваши Уроки - Уроки Жизни. Рядом с вами хочется быть Личностью. Живите долго, мы придем к Вам на Ваш столетний юбилей. Вы так нужны молодым."

Традиционны в школе конкурсы на лучшее исполнение военно - патриотической песни. Приглашаем на них ветеранов, солдат местного гарнизона. Когда учащиеся поют эти песни, проникаются патриотическим духом песен, приобщаются к ратной истории нашей России.

Таким образом, не бывает на наших военно-патриотических праздниках все дети принимают участие: одни рисуют, другие поют, третьи танцуют, четвертые украшают школу, пятые готовят угощение. Эти праздники потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.

Наша будничная жизнь, как оптимистично мы к ней не относились, все-таки однообразна, перегружена непростыми заботами. И хорошо, когда есть праздник, когда можно выйти на яркий свет из обыденности.

Мы стараемся сделать такие праздники запоминающимися надолго, яркими, разноцветными, объединяющими родных людей, друзей в их радости. Они способствуют развитию у детей чувства прекрасного, осознанию себя личностью. В ткань праздника вплетаем поисковый материал, когда дети применяют накопленный материал для выступлений, а также музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях.

Можно считать уже традиционным конкурс "Ученик года". Нелегкой была борьба претендентов за этот титул: хорошая учеба, уважение товарищей, эрудиция, мир увлечений. И вот, наконец, чествование победителей от каждой параллели. Это настоящие творческие личности. Взгляните на лица этих ребят: у всех умные, пытливые глаза, добрая улыбка, яркий талант. Этот конкурс - признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его прав и свобод.

А как любят и ждут наши ребята традиционные спортивные конкурсы "Олимпийская регата", "Праздник Защитников Отечества", праздник "Спорт. Грация. Здоровье", конкурс спортивных танцев, Веселые старты. Проводят их учителя физкультуры. А С.И.Дремов каждый год думает, как сделать эти праздники яркими и незабываемыми, для чего включает в них показательные выступления гимнастов, тхэквондистов, акробатов, демонстрацию моделей художественно-эстетического центра "Шарм".

традиционные мероприятия воспитывают в детях уважение и любовь к спорту и спортсменам, желание быть сильными и выносливыми, красивыми и здоровыми.

Традиционно проходят в школе благотворительные акции, т.к. они находят путь к сердцам детей, воспитывают в учащихся отзывчивость к чужому горю, к чужой беде, понимание своего, пусть небольшого вклада в общее доброе деJЮ. Это такие акции, как сбор книг для госпиталя ветеранов в 1999 -м году, сбор средств для родителей погибших воинов - интернационалистов в 2000 году, акция милосердия по сбору вещей семьям беженцев и малоимущим, это акция "Посылка в Чечню", помощь детям -сиротам, брошенным на произвол инвалидам-ветеранам.

Есть еще одна трогательная традиция: провожать выпускников всей школой. Директор школы обращается к ним со взволнованным словом, чтобы помнили своих учителей, чтобы гордились родной 4 школой, были достойными гражданами России. Идут взволнованные выпускники по коридорам школы, с ними прощаются все учащиеся, дарят сувениры, пироги и торты, яркие воздушные шарики с пожеланиями, поют песни, говорят задушевные слова, и ощущает себя выпускник личностью, которая воспитала школа, так как в школе преобладают уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению учащихся, доброта, внимание, создание психологически комфортной атмосферы.

И вот выпускной вечер. В десяти минутной традиционной Визитке перед нами проходит не только жизнь класса, но и предстает личность каждого выпускника. Этот- поэт, этот- спортсмен, ЭТО- модельеры, это - труженикимедалисты, это - артисты, а это - танцоры и музыканты. А помогла им раскрыться школа.

Таким образом, роль традиций в формировании личности велика. Сохраним и при умножим положительные традиции нашей школы.


Традиции школы

Традиции – это то, что передают от поколения поколению. Это то, что потомки получают от предков. Это то, что сохраняется годами, десятилетиями. Самое дорогое. Самое близкое. То, без чего не мыслит своего существования общество, семья, человек… Традиции трудно придумать искусственно – они отомрут. Они складываются сами. И живут сами. И кажется,они существовали всегда.
Каковы же они, традиции нашей школьной семьи?

Календарь наших традиций

ШКОЛА — это государство, тот маленький мир, в котором наши ученики проживают целое десятилетие. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Их благотворное влияние мы чувствуем и в праздники и в повседневной школьной жизни, они придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь. Культурная жизнь нашей школы очень многогранна, за многие годы ее существования сложились свои прекрасные традиции: праздничные концерты, новогодние ёлки для малышей, дискотеки для старшеклассников, творческие вечера.

Торжественная линейка 1 сентября

День знаний – это первые звонки и волнения, море цветов и белых бантов. Каждый год, первого сентября, под лучами еще летнего солнца на школьном дворе проводится торжественная линейка, посвященная началу учебного года. Приветствие директора, перекличка классов, торжественное выступление первоклассников, теплые слова ребятам от гостей из администрации города. И, по традиции, ученики дарят пестрые букеты учителям и ветеранам педагогического труда. Праздник заканчивается первым в этом учебном году школьным звонком. На лицах первоклассников сияет улыбка и они с нетерпением идут в классы.

Праздник осени

Осень — это вовсе не грустное, а очень романтичное время года. Не зря великий поэт Александр Сергеевич Пушкин так любил и воспевал его. Действительно, очень красива в это время природа! И, по традиции в нашей школе проходит конкурс рисунков, творческих работ «Золотая осень», Дети умеют подмечать необычное в окружающей природе.

Учитель, перед именем твоим…

День учителя — общий праздник, праздник всех поколений, благодарных за полученные знания, за воспитание. Это всенародный праздник, он касается каждого человека. Воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, побуждают только к добрым поступкам, служат опорой в трудную минуту. Все мы – сегодняшние или бывшие — чьи-то ученики. Порой, только став взрослым, мы осознаем, каких усилий требовало от наших наставников ответственное и трудное ремесло педагога.Ребята готовят номера и приглашают учителей на праздничный концерт.

Предметные недели

По традиции в школе проходят предметные недели — в течение учебного года по всем дисциплинам.

Поздравляем наших мам!

С 1998 года в праздничном календаре страны появилась новая дата – День матери. И с этого дня у нас появилась новая традиция – отмечать, поздравлять наших мам, бабушек с этим Днём. Традиционно в школе проходит праздничный концерт, который долго и с любовью готовят наши ученики. Они с нетерпением ждут своих мам, чтобы сказать им слова благодарности и нежности. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день мы говорим слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку

Новогодни е праздники

Последняя неделя уходящего года насыщена веселыми и интересными мероприятиями. В преддверии праздника в нашей школе проводятся новогодние утренники и елки для младших школьников. Для учеников среднего и старшего звена организуются вечера и дискотеки. В последние годы, и, по школьной традиции, дети участвуют в украшении фасадов классных комнат, фойе и окон школы.

Вечер встречи выпускников

Встреча с выпускниками разных лет. Создание условий для встречи одноклассников, связь между поколениями выпускников и сегодняшними учащимися. Школьники готовятся к встрече: украшают актовый зал, готовят выступления. Гостей встречают старшеклассники и учителя, которые проводят небольшую экскурсию по школе. Торжественный вечер, по традиции, открывает директор школы. Ведущие приглашают принять участие в концерте выпускников, которые делятся своими воспоминаниями. По окончании вечера выпускники со своими классными руководителями расходятся по классам.

14 февраля

День Святого Валентина — февраль «День святого Валентина» – день любви, день поисков своей судьбы. В этот день мы всегда проводим вечера-конкурсы, развлекательные игры и, по традиции в этот день в школе работает почта «С любовью», через которую все желающие могу отправить поздравления близким, родным, одноклассникам, учителям.

По всей России 23 февраля отмечают День защитника отечества, а через две недели – 8 марта – Международный женский день. Неудивительно, что и наша школа не остаётся в стороне от этих радостных событий. Девочки поздравляют мальчиков, а мальчики поздравляют девочек – ну и, конечно, любимых учителей. При этом везде существуют свои традиции. Традиционными стали проводимые конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!»

Уроки мужества

Наша школа всегда помнит и чтит нелегкий труд Защитников во благо нашего спокойствия и спокойствия большой страны. Вспомнить прошлое, отдать дань почести защитникам Родины может каждый, кому не безразлична судьба нашей Отчизны. По сложившейся традиции во всех классах проходят уроки мужества. К участию в мероприятии приглашаются классные коллективы, которые представляют вниманию жюри и гостям смотра исполнение песен и стихов на военно-патриотическую тематику.

Субботники

Эклологическая акция на территории школы. Уже давней традицией нашей школы стали субботники. Все классы школы организованно выходят на улицу, и начинается активная уборка пришкольной территории и школьного двора. С удовольствием работают ученики и учителя. Субботник — это еще один повод сделать мир вокруг себя чище и прекраснее!

Вахта Памяти

Каждый год ученики и учителя принимают активное участие в праздновании Великого Праздника Победы. Проходят встречи с ветеранами. Участники Великой Отечественной войны делятся своими воспоминаниями на Уроках мужества. 9 Мая ребята и педагоги участвуют в торжественном митинге, в почетном карауле, возложении цветов к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне.


Уход за памятниками

Традиции школы

Традиции школы сохраняют вечное ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать ее славу...

Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.

В нашей школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести как мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками и родителями. Эти отношения характеризуются коллегиальностью и равноправием.

Среди мероприятий, призванных разнообразить школьную жизнь и дать возможность проявить себя учащимся и учителям в творческом плане, можно отнести такие школьные дела, как…

День знаний . У нас этот праздник отмечают всем селом. У здания школы собираются и взрослые, и дети. Торжественная церемония проводится в форме линейки. Линейка, можно сказать, стала традиционной формой первосентябрьской церемонии. (Линейка была позаимствована советской школой из арсенала дореволюционных гимназий и кадетских корпусов. А там, как известно, учились одни мальчики, все они носили форму, а еще – они с первого класса занимались «шагистикой». Кроме того, учебные заведения тех времен были небольшими по численности – не более двухсот учащихся. ) Ученики рады вернуться в школу после летних каникул, встретить своих старых друзей, познакомиться с новыми, пробежать по коридорам, вдохнуть запах родного дома.

Вечер встречи выпускников . Встреча с выпускниками разных лет. Создание условий для встречи одноклассников, связь между поколениями выпускников и сегодняшними учащимися. Школьники готовятся к встрече: украшают актовый зал, готовят выступления. Гостей встречают старшеклассники и учителя, которые проводят небольшую экскурсию по школе. Торжественный вечер, по традиции, открывает директор школы Заслуженный учитель Кравченко Зоя Федоровна. Ведущие приглашают принять участие в концерте выпускников, которые делятся своими воспоминаниями. По окончании вечера выпускники со своими классными руководителями расходятся по классам.

День здоровья . Стал традиционным спортивным праздником. На линейке осуществляется перекличка классов. Затем проводится утренняя зарядка. После зарядки все действо продолжается на спортивной площадке. Проводятся "Веселые старты", эстафеты, спортивные игры и обычные прогулки, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.

Летняя спортивно-оздоровительная площадка . Лето - время отдыха детей, подростков и молодежи. МОУ СОШ с. Вертуновка в каникулярный период организуют летний досуг на детской площадке в спортивно-оздоровительном лагере. О них заботятся опытные вожатые, креативные воспитатели, спорт-инструкторы, отличные повара.

Спортивно-оздоровительный лагерь организует свою работу с 1 по 24 июня. Посещение лагеря бесплатное.

Летний палаточный лагерь . Палаточный лагерь организует свою работу с 1 по 10 июля. Посещение лагеря бесплатное.

Палаточный характер лагеря, способствует развитию самостоятельности, увеличивает навыки самообслуживания, даёт детям лучшее понимание собственных сил и возможностей. Жизнь вдружной команде,с общим делом, развивает самоотдачу и увеличивает ответственность ребёнка!

Спортивные игры, очень радуют детей, апалаточный лагерь, позволяющий жить в соединении с природой и неповторимая атмосфера вечеров у костра, создают не забываемые воспоминания.

А ведь ещё интересные экскурсии, замечательные прогулки с изучением флоры и фауны и многое другое. Летний палаточный лагерь, дышащий свежестью и близостью природы, надолго сохраняет в душах светлыевоспоминания!

День учителя . Кто из нас не помнит Дня учителя, восхитительно веселого и бесшабашного, так как все уроки в этот день проводят не учителя, а старшеклассники? В этот день устраиваются праздничные концерты и веселые выступления. (День учителя начали отмечать еще в Советском Союзе, указ об этом был издан 29 сентября 1965 года. Начиная с 1980 года, его праздновали в первое воскресенье октября. В 1994 году случилось событие, которое задело и российских учителей: ЮНЕСКО ввела празднование Международного дня учителя 5 октября. Россия немедленно присоединила празднование «своего» Дня к этой дате, поэтому с 1994 года День учителя в России отмечается 5 октября).

День Победы . Совершенно особый праздник, который сочетает в себе вселенское горе и безграничную радость.

День Победы - наш самый дорогой и величественный праздник, объединяющий все поколения росийского общества. Это торжество беспримерного воинского и трудового героизма нашего народа, освободившего родную землю от фашистких захватчиков. Ученики нашей школы отмечают великий праздник с уважаемыми ветеранами Великой Отечества Войны нашего района. Вся школа участвовует в праздничной демонстрации и митинге, посвящённом Дню Победы.

(Праздник – День победы – был введён в том же 1945 году, день 9 мая объявлен выходным. Однако уже в 1947 его снова сделали рабочим. О нём не то чтобы забыли – такое, конечно, невозможно забыть – но торжества не имели размаха. Только при Брежневе отмечать День Победы вновь стали на государственном уровне, то есть «широко» и торжественно, а день снова стал выходным. Однако и тогда традиционных сегодня парадов на Красной площади не проводили. Эта традиция появилась уже в 90-е годы, а именно в 1995-ом. Участие в параде боевой техники, в том числе и авиации, стало регулярным с 2008 года. Любопытно, что танки и другие гусеничные машины, дабы они не испортили брусчатку, обувают в специальные мягкие гусеницы).

Мы гордимся Вами, дорогие ветераны и благодарим за Ваш подвиг!

День защитников Отечества . День защитника Отечества – это государственный праздник. Отмечается он в нашей стране недаром. С давних времен шли захватнические войны. Россия воевала часто. Кто только ни пытался захватить нашу страну: и татаро-монгольские орды, и тевтонские рыцари-крестоносцы, и войска Наполеона, и армия Гитлера. Но еще, ни разу никому не удалось победить нас. Все это благодаря нашим воинам, ценой собственной жизни защищавшим свое Отечество. В тяжелое для страны время на войну с захватчиками поднимался весь народ и громил врага. В свете последних событий, происходящих в государстве, патриотический дух нашей молодежи не очень высок. Многие даже не знают, какой ценой получено право на мирную жизнь. Этот праздник считается самым главным мужским праздником, так как именно мужчины в первую очередь становятся воинами. В этот день принято поздравлять всех мужчин – и те, кто уже имеет боевой опыт, и тех, кто отслужил в армии, и тех, кому еще предстоит отдать свой долг родине.

(Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».

В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии. Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника Отечества ).

Международный день 8 марта . Международный женский день – день весны, день цветов и улыбок. Конечно же, в школе этот праздник особо любим, ведь основной учительский состав, как правило, женщины. Кроме того, есть лишний повод устроить праздник своим мамам, бабушкам, показать свои таланты.

Масленица. Масленица пользуется неизменной любовью народа. К сожалению, наши дети не знают истоков этого праздника, не знакомы с традициями проведения Масленицы. Поэтому, нам, кажется, достаточно актуально проводить подобные мероприятия в школе. Знакомство с традициями и обычаями русского народа прививает любовь к родной стране, повышает интерес к ее культуре.

Праздник «Новый год» . Новогодние праздники у нас проходят очень весело: ребята, родители, учителя готовят несколько представлений, которые встречаются «на ура». Здесь и конкурсы, забавные игры, песни, танцы, стихи. А полюбившихся персонажей детвора играет, как профессиональные актеры.

День рождения школы . В этот день в актовом зале проводится торжественная линейка, на которой самые творческие и активные учащиеся награждаются ценными подарками, почетными грамотами. По окончанию занятий ученики и учителя школы организовывают праздничный концерт.

Праздник «Последний звонок» . Традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу. Последний звонок в школах проходят в конце мая, когда учеба уже закончилась, а выпускные экзамены ещё не начались. Последний звонок подводит черту, ставит точку в многолетнем учебном марафоне со всеми его уроками и переменами, контрольными работами и домашними заданиями.

Последний звонок - большой общешкольный праздник, который адресован выпускникам, учителям и родителям. Торжественная церемония включает выступления гостей, директора, первой учительницы, родителей, приветствие первоклассников, напутственное слово учеников 9-х и 11-х классов.

В день последнего звонка девушки одеваются в короткое темное платье с белым передником и белыми бантами, похожее на советскую школьную форму для девочек, либо - в белую блузку с чёрной юбкой. Юноши одевают в этот день строгие костюмы.

Во время празднования часто звонят в школьный звонок, символически изображающий школьный звонок, обозначающий начало или окончание уроков. При этом обычно звонит первоклассница сидя на плече у выпускника. Звонок служит символом открывающего впереди нового пути, подводит черту привычной жизни: уроки, контрольные, оценки, дневники, ответы у доски, домашние задания, школьные мероприятия – все это уже в прошлом. «Последний звонок» становится границей между двумя этапами судьбы – окончанием учебы и началом новой, еще не известной, взрослой жизни.

Выпускной вечер . Церемония, связанная с окончанием учебного заведения. В школе выпускной вечер обычно отмечают в начале двадцатых чисел июня, после того, как заканчиваются все школьные экзамены.

Церемония чаще всего делится на две части - официальную и торжественную. На официальной церемонии традиционно чествуют школьников, получивших по результатам обучения медали и дипломы, затем вручают аттестаты. В торжественную часть входит концертная программа и дискотека или школьный бал.

Обязательной завершающей частью программы стала встреча рассвета.

Также традициями шолы являются: "День защиты детей", " День матери", " День пионерии", " День Святого Валентина", "Ярмарка детского творчества", "Праздник цветов", "Праздник осени", "Прощальный костер" .

За пройденные годы наша школа не только накопила продуктивный опыт работы по воспитанию детей и успешно вписалась в социокультурный облик округа, но и смогла успешно превратить этот опыт в традицию и стать неотъемлемым и важным звеном социума. Строя свою модель школы, мы стремимся, придать школе неповторимый вид. Это дало педагогическому коллективу толчок в творческих поисках и совершенствовании всех сторон школьной жизни. Именно с учителей началось моделирование нашей школы. Оказалось, что наш коллектив обладает не только огромным профессиональным, но и колоссальным творческим потенциалом.

Говоря о целенаправленном формировании школьных традиций, стоит отметить, что мы тем самым стремимся дополнить модель школы в соответствии с потребностями, которые выявляются в процессе диагностики. В своей работе мы сделали акцент на формировании у детей потребности в саморазвитии и самореализации в условиях свободного выбора.

Н о главная, наша самая давняя традиция – это качественное образование, которое даёт школа. Уровень качества знаний учащихся нашей школы на протяжении последних лет устойчиво высок.

Главной задачей, которую мы перед собой поставили, является выявление, по возможности, всех талантливых и одарённых детей среди наших учащихся, создание условий для их развития. Мы стремимся заметить все успехи наших учеников и всякий их успех, даже небольшой, сделать достоянием всей школы. Не иссякает фантазия и энтузиазм наших школьников. Они объединились и создали детскую организацию. Ребята принимают участие во всех делах школы, сами планируют и координируют свою деятельность и творчество, поддерживают сложившиеся годами традиции школы.

В заключение хочется отметить, что школа, являясь по своей природе наиболее консервативным общественным институтом, призванным репродуцировать знания, культурный опыт и мораль общества, должна опираться на собственные традиции, чтобы оставаться устойчивой и не подвергаться сомнительным шатаниям общества, а очень осторожно и выверенно меняться в соответствии с потребностями времени. Наша школа, которая во главу угла ставит собственные традиции, как нельзя лучше отвечает потребностям современного быстро меняющегося общества.

Именно та школа, которая стремится создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее.

Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиции семьи и школы - в процессе воспитания детей.

У каждого ребенка есть желание жить в дружной семье, благополучной, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Только в семье ребенок получает опыт совместной жизни. Здесь он получает представления о добре и зле, о порядочности, о чести, долге. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Семья и школа – близнецы, это - трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками. Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный подход к каждому ребёнку.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи, школы и других социальных партнеров.

В процессе воспитания все важно: как взрослые одеваются, как себя ведут за обеденным столом, как разговаривают между собой. Это касается и семьи, и школы. Дети все копируют. Мы воспитываем детей каждую секунду, даже тогда, когда нас нет рядом с ними. Важно родителям с первых дней учебы как можно часто навестить классного руководителя, обращать внимание на отношения учителя и ребенка. Беседа учителя с родителями должен проходить запланировано, на отдельную тему. И родитель, и учитель должны быть предельно внимательны друг – другу. Одно не обдуманное предложение может вызвать у обоих сторон недоверие друг – другу, из –за чего может страдать ребенок. Встречи проходящие мимолетно, без какой –либо цели не принесут пользу никому.

Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей.

Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения.

Основные семейные традиции:

Традиция празднование дней рождений

Совместные игры с детьми.

Семейный совет, на который собираются все члены семьи.

Традиции гостеприимства, семейный обед.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.

А школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. В любом государстве есть свои традиции, которые складывались веками и тысячелетиями. Школа - это тоже государство, тот маленький мир, в котором наши ученики проживают целых 9 лет, и традиции школы для них - это когда каждый нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе, реализовал себя как индивидуальность . Их благотворное влияние мы чувствуем и в праздники и в повседневной школьной жизни.

Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.

Как и во всех многих школах, у нас есть праздники, которые отмечаются ежегодно и становятся традиционными. Это: День Знаний, который мы празднуем всем селом, День учителя, где мы чествуем наших учителей, учителей – ветеранов, День Пожилых – мы собираем в гости бабушек и дедушек наших учеников, готовим концертную программу, устраиваем выставки из ручной работы пожилых, угощаем их вкусными пирогами, которые специально пекут старшеклассники; День матери – у нас в гостях наши любимые мамы, праздник получается очень теплым, трепетным, потому что мамы выступают вместе со своими детьми: и поют, и танцуют, читают собственные стихи. А еще в нашей школе есть традиционное мероприятие «Читая письма солдат…», который уже более 20 лет проводится у нас в селе. Это вечер, посвященный нашему односельчанину, погибшему в Афганистане – Наилю Бадертдинову. Мы приглашаем маму нашего героя, также родителей солдат, наших выпускников, которые исполняют долг перед Отечеством.

Заранее пишем письмо ребятам, служащим в армии, с просьбой рассказать нам о службе, как она проходит, дать советы будущим солдатам, ныне ученикам, а командирам части написать о наших выпускниках. Когда читаем письма, на глазах матерей мы видим слезы, в то же время гордость за сыновей. А письма командир написаны таким чувством гордости за нашу Родину, некоторые из них сами побывали в горячих точках, видели смерть друзей, они дают самые нужные советы ребятам. Фотографии и письма мы собираем в альбом, и каждый раз, когда проводим мероприятия по патриотическому воспитанию листаем его и вспоминаем.


У каждой школы есть свои традиции, которые спустя десятилетия остаются актуальными для нового поколения учеников. И это не только классические мероприятия, проводимые учителями из года в год, а еще и правила поведения, обычаи, моральные устои, которые бережно хранятся в стенах школы на протяжении долгого времени.

Что представляют собой школьные традиции?

Каждая традиция представляет собой укоренившийся порядок, который касается социальной жизни, моральных норм, культурного наследия. Каждая школа работает по установленным в государстве правилам. Но кроме этих правил есть еще свои собственные традиции, которые передаются из поколения в поколение, от старших к младшим. Какие бы традиции в школе ни присутствовали, появились они по инициативе коллектива, при воздействии времени, при участии небезразличных к школьной жизни людей.С течением времени традиции могут видоизменяться, старым устоям креативные участники дают новую жизнь, мероприятия становятся интересными для подрастающего поколения. Некоторые традиции исчезают, так как со временем становятся неактуальными.

Классификация школьных традиций

Истории и традиции школы в зависимости от своей масштабности и области распространения могут делиться на несколько категорий.

  1. Общешкольные традиции. К этой категории относятся такие мероприятия, как школьная линейка, последний звонок, выпускной.
  2. Традиции первичного коллектива. Первоклассники, придя в школу, начинают знакомиться с новым коллективом, классным руководителем, поэтому очень важно обеспечить для этого все необходимые условия. С целью сплочения коллектива проводятся совместные мероприятия и соревнования, в которых принимают участие все параллели первых классов.
  3. Мероприятия. Проведение традиционных праздников направлено на формирование у учащихся ответственности, патриотизма, дисциплинированности и организованности.
  4. Поступки. В большинстве школ принято поздравлять друг друга с днем рождения, 8 марта, 23 февраля.

Традиционным может быть сбор макулатуры или субботник на школьной территории.

Каждый год 1 сентября во всех школах нашей большой страны проходят линейки. Директор произносит речь, дает наставления ученикам и настраивает их на рабочий лад. Дети нарядно одеты, дарят цветы своим классным руководителям. Родители первоклассников принимают участие в празднике и сопровождают своих малышей. Приглашается фотограф, который делает снимки класса.

Есть одна очень интересная традиция в большинстве школ - мальчик-старшеклассник берет на руки девочку из первого класса, вместе они подают первый в учебном году звонок, совместно держа колокольчик.

После торжественной части дети и педагоги расходятся по классам. Классный руководитель проводит инструктаж по основным вопросам, касающимся нового учебного года. В старших классах начинаются занятия. Традиция начальной школы - это концерт, посвященный Дню знаний.

Это одна из традиций В этот день ученики встречают своих классных руководителей с букетами цветов, дарят учителям подарки. В День учителя обязательно проходит концерт, который готовят дети при участии наставников и родителей.

В праздник, посвященный педагогам, как правило, проводится День самоуправления. Самые ответственные ученики, имеющие высокий уровень успеваемости, принимают обязанности учителей. Дети должны подготовиться к такому поручению заранее, ведь им придется провести несколько уроков в младших классах. Учителя должны контролировать образовательный процесс, который будет проходить без их активного участия. Лучшие ученики-педагоги награждаются подарками или грамотами.

С началом летних каникул у детей наступает длительный трехмесячный отдых. Некоторые школы реализуют программу детской оздоровительной площадки с дневным пребыванием. Каждый год младшие классы объединяются в отряды и принимают участие в жизни летнего лагеря.

Для детей организуют трехразовое питание, назначают воспитателей и вожатых. Роль последних берут на себя ученики старших классов. Они являются активными участниками и организаторами детских мероприятий, конкурсов, состязаний и праздников.

Жизнь школьной площадки ничем не отличается от жизни детского оздоровительного лагеря. Каждый отряд придумывает свое название и девиз. Дети принимают участие в ежедневных мероприятиях, развиваются и просто отдыхают от учебного года.

9 мая

В этот день вся школьная программа должна быть пропитана патриотической тематикой. Школьные занятия в отменяются. В школе проводится концерт, посвященный Дню Победы. Ученики поют военные песни, ставят постановки, читают стихи.

На такое мероприятие обязательно приглашаются ветераны войны. Нужно подготовить для них цветы и грамоты. В классах можно организовать встречи участников войны с детьми. Во время таких встреч ветераны отвечают на вопросы детей, рассказывают о военной жизни, делятся своими воспоминаниями. Дети тоже могут подготовить свои рассказы, которые они слышали от своих прабабушек и прадедушек.

На доску почета можно повесить фотографии участников войны, которые чем-то отличились во время сражений. У каждого региона есть свои герои, их память необходимо почтить в этот день.

Традиции школы в воспитании играют большую роль. Именно в этот знаменательный день каждый ребенок должен проникнуться атмосферой военного времени, понять пользу и оценить заслугу отважных участников военных действий.

Перед новогодними праздниками проходят школьные утренники, в которых участвуют все классы. Как правило, в начальных классах праздник организуется отдельно. Дети совместно с родителями выбирают праздничные костюмы, мероприятие проходит в форме карнавала.

На празднике обязательно должны присутствовать переодетый Дед Мороз и Снегурочка. Родители вносят деньги, на которые школа приобретает подарки. Новогодний карнавал - это событие, которого с нетерпением ждут все дети.

В старших классах проводят новогодние дискотеки. В некоторых школах выставляют большие новогодние почтовые ящики, в которые каждый из учеников может опустить открытку или записку с указанием имени получателя и его класса. Перед наступлением новогодних каникул ящик вскрывается, почтальоны раздают открытки с поздравлениями.

Школьные обычаи

Понятия "традиции" и "обычаи" очень похожи, но имеют принципиальные отличия. Традиции - это определенные знания, которые переносятся из поколения в поколение, они не имеют привязки к определенной территории. Обычаи - это тактика поведения, стереотипы о правилах поведения в конкретной жизненной ситуации. Они тоже передаются от старшего поколения к младшему и представляют собой свод правил.

Если наличие школьных традиций характерно практически для всех школ страны, то обычаи могут быть характерными только для какой-то одной школы.

В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию: в одной из школ учился великий и всемирно известный деятель культуры. Каждый год в его день рождения коллектив школы устраивает праздничное мероприятие в его честь. Это является школьным обычаем. У каждой школы найдется несколько таких интересных обычаев, о которых коллектив учебного заведения будет помнить всегда.

Новые школьные традиции

Яркий пример таких новинок - это ведение группы класса в социальных сетях. Инновационные технологии вносят новые традиции и обычаи в школьную жизнь. Некоторые из них сразу подхватываются подрастающим поколением, другие остаются забытыми.

Одноклассники и учителя могут общаться друг с другом онлайн, поднимая вопросы не только школьной жизни, но и внешкольных мероприятий.

Еще одно нововведение для школы заключается в использовании электронных устройств. Многие образовательные учреждения уже перешли на обучение, которое предполагает обязательное наличие у учеников планшетных компьютеров. Образовательные инновации представляют собой принципиально новые школьные программы, которые направлены не только на обучение, но и на всестороннее развитие личности. Новые программы содержат новые цели и методы работы с детьми и их родителями.

Еще одна интересная традиция пришла к нам из-за океана: детям всех классов раздают листки формата А4. Каждый ребенок должен нарисовать или описать, каким он видит мир будущего. На фоне общих впечатлений составляется письмо для жителей будущего. Листы складываются в металлическую колбу, которая называется капсулой времени. Капсулы времени во многих городах России закладывались в 1967 г., когда в СССР отмечали 50-летие октябрьской революции. Эти капсулы закапывались в землю на несколько десятилетий. В 2017 году начали откапывать капсулы и вскрывать их. Очень интересно было спустя такой длительный срок рассматривать рисунки и читать слова своих предшественников.

Отношения внутри коллектива

Традиция сохранения дружественных отношений в коллективе и проявление внимания и толерантности друг к другу пришли к нам из далекого прошлого. Конкуренция и соперничество тоже должны присутствовать, но их проявление не должно нести негатив. Ученики, родители, учителя и другие работники образовательного учреждения должны быть в отношениях партнерского сотрудничества. Толька такая форма общения позволит достичь поставленных учебным планом задач.

Взаимопомощь должна поощряться педагогами, негативизм подавляться. Культура общения - это часть культуры поведения, которая проявляется вербально. Необходимо приучать детей здороваться, прощаться, правильно задавать вопросы, вступать в полемику, доказывать свою точку зрения.

Традиционно считается, что старшие должны защищать младших, а младшие должны уважительно относиться к старшим. Эти нормы и традиции школы демонстрируют учащимся шаблон поведения, образец действий в той или иной ситуации.

В заключение

Каждый сможет назвать множество традиций, которые были характерны для его школы. Удивительно, что многие из них так и сохранились, несмотря на то, что прошло уже много лет. Конечно, появились и новые традиции, которые, в свою очередь, могут остаться или бесследно исчезнуть. Все зависит от потребностей нашего общества и его стремления двигаться вперед. А в вашей школе какие традиции?