Ребенок не может писать под диктовку. Как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок

Текст, написанный красивым каллиграфическим почерком, грамотно, без исправлений — мечта каждой мамы и ее маленького ученика. Но как научить писать ребенка ручкой в тетрадке быстро и аккуратно?

Каждый родитель занимается подготовкой своего малыша к школе, используя при этом разные методики. Если с изучением букв и слогов, цифр и способов счета все понятно, то с письмом возникают вопросы.

Стоит ли самостоятельно учить малыша письменности? Не навредит ли ему это в будущем? Многие педагоги утверждают, что те малыши, которые учились этому до школы, впоследствии имели не самый красивый почерк по сравнению с теми, кто начал обучаться этому уже за школьной скамьей.

Если же вы все-таки хотите научить ребенка грамоте до 1 класса, то сначала нужно узнать, по какой методике это делается в том образовательном учреждении, в котором будет учиться ваш малыш. Также нужно подготовить тетради в косую линейку, удобную ручку (а лучше две), прописи, пособия и методички, и, конечно, запастись терпением.

Начинать процесс обучения письму нужно с печатных букв и составления простых слов. Полученные знания следует закреплять с помощью практических занятий.

Когда этот этап будет пройден, можно переходить к прописным буквам. Сначала объясните малышу, что каждый знак имеет свои составные части, а они в свою очередь имеют собственные правила написания. В качестве примера разберите несколько букв на составные части и покажите последовательность их написания. Обращайте внимание на наклон и расстояние между знаками, их размер и пропорциональность.

Выучив с ребенком несколько основных букв, принимайтесь составлять слова. Это нужно для того, чтобы малышу не стало скучно, и чтобы он понимал практическое значение начерченных в тетрадке букв. Для этих целей подойдут детские стихи, рассказы и эссе. Можете даже составить письмо подруге или бабушке и отправить его вместе.

Первое, что рекомендуют использовать педагоги в процессе обучения прописных и печатных букв — прописи. Это специальные пособия, позволяющие развить моторику и мышечную память рук, а также разобраться со всеми составляющими букв.

Объясните своему чаду, как прописи могут помочь ему освоить грамоту, упростить учебный процесс и научить красиво изображать буквы по отдельности и слитно. Помогите с первыми знаками и закорючками, продемонстрируйте восхищение успехами. Если тех строчек, которые есть в пособии, недостаточно, купите обычную тетрадку в косую линейку и продолжайте оттачивать мастерство в ней.

Часто бывает так, что родители в погоне за каллиграфическим почерком ребенка (в изображении букв) забывают о необходимости красиво изображать цифры.

Для оттачивания этого умения также рекомендуют использовать широко известные прописи и тетради в клеточку. Чтобы научиться красиво писать цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8, заставляйте ребенка переписывать условия задачи, проводите математические диктанты, делайте краткую запись условий задачи. Это позволит набить руку, и вскоре ваш малыш будет выводить аккуратные цифры и бонусом научится хорошо считать.

Не расстраивайтесь, если не все получается с первого раза — результаты ваших усилий будут видны к концу 2, а может, и 3 класса.

Как научить ребенка писать с наклоном?

Для того чтобы почерк ребенка был красивым, тетради — аккуратными и чистыми, а осанка — ровной, нужно учить писать его под наклоном. Для этих целей в младшей школе используют тетради с косыми линиями.

Чтобы привить навык такого письма, с первых занятий просите обводить линейки в каждом ряду, потом рисуйте черточки между косыми линиями, копируя правильный уровень наклона. Постепенно переходите к более сложным символам: крючкам, кругам, петлям. Постоянная практика и повторение обязательно дадут свои плоды.

Как научить ребенка писать диктант?

Диктант — сложный, но очень важный инструмент обучения и проверки знаний школьников. Они бывают разных видов:

  • буквенные;
  • слоговые;
  • словесные;
  • текстовые;
  • арифметические.

Чтоб ваше дитя научилось правильно, быстро, красиво и грамотно писать слова под диктовку, нужно будет немного потренироваться дома.

Сначала давайте малышу переписывать в тетрадь простые слова, чтобы он научился делать это быстро. Специалисты утверждают, что если школьник проговаривает тихонько текст, то это помогает ему запомнить, как правильно пишутся, а не выговариваются слова.

Следующим этапом будет диктовка. Выбирайте несложные, адаптированные для 1 класса тексты, не спешите, делайте паузы, оговаривайте начало и конец предложения. Хорошо помогает подготовиться к диктантам чтение, во время которого тренируется зрительная память. В мире существует множество случаев, когда человек, не зная ни одного правила или исключения, пишет абсолютно правильно и грамотно. Это связано с его начитанностью и хорошей памятью.

Как научить ребенка писать сочинение?

Написать самому сочинение — сложная и непонятная задача для маленького человечка. Хоть на уроке учитель всегда объясняет, как это делать, основное бремя ложится на плечи родителей.

В первую очередь расскажите малышу, что сочинение — это выражение его мыслей, чувств, эмоций и даже фантазий, и оно имеет свою структуру и тему. Чтобы в будущем у малыша не возникало сложностей с подобными заданиями, запомните эти простые правила:

  • уделяйте внимание полноте его словарного запаса (много читайте, пересказывайте);
  • развивайте умение выразить собственное мнение (отвечайте на вопросы, разворачивайте дискуссии и т. д.);
  • следите за структурой речи, не позволяйте выражать мысли хаотично;
  • гуляя или играя, подбирайте синонимы и эпитеты (пусть малыш и не понимает еще значения этих слов), характеризируйте знакомые вещи или процессы с разных сторон.

Если вы будете придерживаться этих правил, то из класса в класс (а писать ребенок будет сочинение в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классе) его словесное мастерство будет все лучше и лучше.

Изложение — это краткий пересказ текста. Малыши не всегда умеют или понимают, как это делать. Чтобы с младших классов не возникало с этим проблем (а писать изложения он будет от 1 по 8 класс включительно), нужно начинать обучение еще до поступления в школу. Прививайте чаду способность воспроизводить услышанное в устной или письменной форме, выделять основную информацию и отбрасывать ненужный материал.

Чтобы добиться нужного результата, просите отпрыска кратко описывать прочитанную книгу или рассказ, выделять главных героев, объяснять их действия и т. д.

После того как малыш освоил родную письменность и речь, можно приступать к изучению письма на английском.

Основные методики и способы обучения мало чем отличаются от аналогичных процессов на родном языке. Главное, чтобы ребенок понимал, что и зачем он изучает, а также был заинтересован в этом.

Часто педагоги проводят параллели с уже изученным материалом, демонстрируют схожести и различия в словах, буквах и цифрах разных народов.

Активно используются в этих целях прописи, тетрадки, учебники и адаптированная художественная литература, периодические издания (журналы, газеты), игры и песни.

Как научить писать ребенка-левшу?

Мама ребенка-левши должна быть готовой к тому, что может столкнуться с некоторыми сложностями, обучая его письму.

Леворуким детям стоит уделить двойное внимание к позе, в которой они сидят за партой, а также положению тетрадки. Также нужно научить малыша правильно держать ручку и карандаш в левой руке, красиво и аккуратно изображать буквы. Правильно подберите освещение, следите за наклоном букв и не удивляйтесь тому, что некоторые значки будут получаться зеркальными.

Без клякс, исправлений и ошибок не обойтись, но стоит воспринимать это как временные сложности, ведь рано или поздно даже ребенок-левша начнет красиво и грамотно писать.

Как научить ребенка грамотно писать?

(Из опыта работы по учебно-методическому комплекту «Гармония»)

Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р.Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». Анализируя проверочные работы, отмечаю, что при знакомстве с новой орфограммой ученик особенно внимательно проверяет слова на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные орфограммы; при проведении проверочных работ большой процент ошибок дают «описки»; проверку написанного ребенок выполняет формально, механически, не замечая допущенных ошибок. Наблюдения ученых показывают, что там, где учитель специально организует работу по развитию орфографической зоркости, 70-90% учеников определяют орфограммы, и лишь 15-45% видят орфограмму самостоятельно.

Необходимость модернизации школьного образования повлияла на выбор учебно-методического комплекта «Гармония» в моей педагогической практике. Идеи авторов учебников знакомы мне по статьям в «Начальной школе», по их книгам. По учебнику «Математика» под редакцией Н.Б. Истоминой работаю давно, и очень хотелось попробовать свои силы в освоении нового учебника русского языка М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка».

Основная цель данного курса русского языка - совершенствование речевой деятельности: обучение построению высказываний, умение строить отношения в различных жизненных ситуациях. Обучение подразумевает формирование осознанных контролируемых языковых и речевых умений. Развитие рассматривается как становление лингвистического мышления (способности выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения); а так же, как совершенствование чувства языка; зарождение учебной самостоятельности. Коммуникативная направленность учебника побуждает ребенка к общению с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами, родителями. Одна из особенностей программы организация работы по формированию орфографической зоркости. Изучив предложенную методику, опираясь на собственный опыт, я пришла к следующим выводам:

Становление осознанного отношения к письму нужно начинать в период обучения грамоте, когда ребенок начинает писать;

Важно ввести понятие «опасные места», научить находить их в словах, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки, приучить ставить перед собой орфографические вопросы;

Вводить орфографические правила, опираясь на правильно подобранные упражнения, используя модели - памятки;

Развивать фонематический слух;

Обучать правильному списыванию текста, осознанной проверке написанного.

Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и во многом другом. Важно обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.

На первом этапе дети учатся быстро определять ударение в словах , где написание не расходится с произношением, правильно обозначать на письме ударный звук. Используется прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»- действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» - с ударением на разные слоги). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое следующее слово увеличивается на один знак:

шар рыба груша спички крыльцо

шум волк крыло бумага пустыня

Аня ноты сумка тюлень рубашка

ком бант брюки трубил зубастый

ива барс хвост коршун клубника

кол брат горка радуга стройный

На втором этапе происходит знакомство с признаками наиболее распространенных «опасных мест» в словах. Для гласных это положение без ударения, для парных по глухости - звонкости согласных - позиция на конце слова и перед другим парным.

Мы формируем и развиваем у учащихся фонематический слух, который необходим для осознанного обозначения звуков буквами, для формирования в дальнейшем орфографической зоркости. Мы учим записывать слова, отталкиваясь от звучащего слова. В этот период обучения начинаем осваивать очень интересную игру «Хитрые братья». Рассказываю детям такую историю. Безударным гласным доверять нельзя, один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы. «Хитрыми» часто бывают и согласные звуки на конце слова, если у глухого согласного звука есть «звонкий брат». Кого из двух «братьев» парный звук «пошлет на работу» (парный звук [п] - букву б или п). Согласные звуки «хитрят», когда стоят и в середине слова перед другими парными согласными.

Выходим на встречу с «хитрыми братьями». Например, используем для наблюдения предложение: Несет меня лиса в далекие леса. На слух выделяются одинаково звучащие слова, проводится звуковой анализ с выделением первых гласных звуков и уточняется ударные они или безударные. При сравнении услышанных звуков с буквами в написанных словах, дети выкладывают буквы из азбуки, которые выполняют «письменную работу», на фланелеграфе выстраивают схему (модель). Звук [и] был ударным или безударным? ... На месте безударного гласного звука всегда есть опасность написать не ту букву. Вводится понятие «опасного места» и его схематическое обозначение. Используем красные кружочки для обозначения «опасных мест» в схемах, позже активно работаем с цветовым обозначением (например, раскрасьте красным цветом буквы гласных в «опасной позиции»; в выписанных из словаря словах раскрасить буквы, написание которых необходимо запомнить).

Такая форма работы развивает умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения.

Авторы предлагают ввести письмо с «окошками» во втором классе, т.к. навык письма первоклассника слабый. Но в период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал опасности (красный кружок): п. лá, р. кá. Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на конце слова: у Ол?, к Ол?.

Усвоению орфографии способствует зрительный фактор (плакаты с трудными словами, выделение опасных мест цветом, подчеркивание, графическое выделение, нахождение и исправление ошибок). Орфограммы обозначаем различными способами: изученные - подчеркиваем, неизвестные - обозначаем точками под буквами, например, у К áт?. При наблюдении за «работой» согласных используем строки С.Михалкова: Дядя Степа один раз утопающего спас. После аналогичной работы получаем вывод о новом «опасном» месте при письме, вводится опорная модель. Таблицей «Внимание! Опасность!» пользуемся как опорой для напоминания о признаках орфограмм.

На третьем этапе происходит становление орфографической зоркости . Становление умения обнаруживать орфограммы требует систематической тренировки в выполнении осваиваемого действия с использованием упражнений для развития орфографической зоркости.

Упражнения при восприятии материала на слух

1. Определить, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть - сколько, гласные или согласные. (Например, предлагаются слова: гора, карандаш, дом, лесок, дуб, сказка, жизнь. Дети сигнальными карточками - «светофорами» сигнализируют о наличии или отсутствии орфограммы, в блокнотах обратной связи фломастерами помечают ответы, показывая результат).

2. Фонетико-орфографический разбор (составление звуковой модели и обозначение в ней «опасных мест»).

3. Печатание или письмо с «окошками» по следам орфографического разбора. На месте пропуска вставляется сигнал «опасности» (точка, красный круг).

4. Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм.

Технология проведения такого диктанта непроста, длительна, но дает хороший обучающий и развивающий эффект, создает основу успешной самопроверки . Ученик все операции выполняет осознанно, способен быстро обнаруживать в тексте, словах орфограммы, определять их типы, обнаруживать допущенные ошибки. Особенно важно, что в данной системе ребенок понимает необходимость проверки написанного, делает это без лишнего напоминания.

Технология проведения диктанта может быть следующей.

1) Учитель читает предложение (орфоэпически), дети слушают, стараясь понять и запомнить.

2) Под орфоэпическую самодиктовку записывают предложение схематически (черточками) и слоговыми дугами, позднее лишь слоговыми дугами, обозначая ударение, отмечая «опасные места».

3) Определяют, написание каких слов они знают точно благодаря словарю или помнят, потому что ранее списывали; под орфоэпическую диктовку учителя с элементами орфографического проговаривания указывают буквы, не совпадающие со звуками.

4) Под орфографическую самодиктовку с опорой на модель пишут, отмечают орфограммы.

5) Проверяют написанное, читая по слогам (помогая карандашом), отмечая «опасные места».

Упражнения при зрительном восприятии материала

1. Нахождение «опасных мест» на страницах азбуки, учебников для чтения, окружающего мира, прописи, на доске, карточке и их обозначение. Дети любят работать с цветом, поэтому в игру «Будь внимателен» играем часто и в группе продленного дня. Ребята часто приносят старые детские журналы, я разрезаю их на фрагменты с текстами и предлагаю отметить все «опасные места», иногда задание усложняем и разными цветами обозначаем разные орфограммы.

2. Два вида чтения: «как написано» и «как говорим»; наблюдение за сходством и различием написания и произношения. (Слова и предложения выносятся на доску, могут быть использованы тексты из учебников чтения, русского языка. Карандашом над буквами ставим + или - в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет).

3. Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных операций. Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик». Существует много методик по обучению списыванию, но данная опирается на осознанную работу на всех ее этапах. При выполнении каждой операции последовательно помещаем на доске карточки с символическим обозначением действия. Позднее руководят процессом лишь карточки-помощники.

Возможный алгоритм списывания

1) Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.

2) Отмечаем «опасные места».

3) Читаем еще раз вслух так, как написано.

4) Повторяем, как было написано (не глядя в запись).

5) Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места».

6) Открываем и проверяем: читаем по слогам - все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом); сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.

Такой прием списывания длительный и трудоемкий, но можно отметить, что при чтении на начальном этапе коллективном, позднее индивидуальном активизируется внимание, достигается лучшее понимание слова или предложения; найденные орфограммы для ребенка условный сигнал «опасности», они привлекают внимание; дети привыкают проговаривать слова орфографически - четко; при записи не стараются подглядывать («срисовывать»); выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении слогов и опасных мест, а так же при сверке орфограмм с моделью. При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.

Система обучения орфографии, реализуемая в данном учебнике, предлагает учить первоклассников обнаруживать орфограммы, подводить детей к пониманию необходимости выбора буквы для обозначения звука.

Работа над формулировкой орфографического правила проводится по учебнику и продумана так, что сначала происходит общение с каждым ребенком через ролевые игры, беседы с авторами, персонажами. Они часто ставят перед читателем орфографические задачи, наталкивают на рассуждения, споры, умозаключения. Перенос правила на языковой материал осуществляется путем подбора примеров на данное правило. Выполнение практических упражнений способствует усвоению правила. Механическое заучивание не способствует осознанию правила. Если учащиеся забывают правило, мы вновь на словесном материале выделяем особенности написания, опираемся на справочники-памятки. Для повторения правил применяем сигнальные карточки-светофоры. Учитель задает вопросы: Гласный звук под ударением всегда в сильной позиции? (Если дети согласны с формулировкой, показывают зеленую карточку). Согласный звук на конце слова всегда в слабой позиции? (Если высказывание неверно - поднимают красную карточку и поясняют, почему не согласны: сонорные и непарные глухие в сильной позиции(край, врач, конь). В слове [гупки] звук [п] в сильной позиции?...

Своеобразно осуществляется в учебнике работа со словарными словами , которые вынесены в конец учебника. В упражнениях дети часто встречаются с этими словами и списывают их по правилам списывания. Иногда им приходится предварительно найти слово в словаре и списать его. Слова, с которыми встречаются ученики одни и те же, а задания разные. Предлагается самим составить для класса словарный диктант, предварительно проверив каждое слово в словаре. Заучивание происходит незаметно, но основательно в живой речи, что позволяет писать это слово грамотно и в диктанте, и в письменных высказываниях.

Вводимые орфограммы, вносим в блокноты - памятки, которые используем для работы над ошибками и на орфографических минутках.

1. Большая буква в именах собственных (А ня, М осква, А гидель).

2. И, У, А после шипящих, сочетания ЧК, ЧН, НЧ (жизнь, счастье, девочка, ночной).

3. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (мороз, карандаш).

4. Безударный гласный в корне, проверяемый ударением (дома - дом, лесок - лес).

5. Парный согласный в «слабой позиции» (дуб - дубок, сказка - сказочный).

6. Раздельное написание предлогов со словами.

7. Оформление предложения.

В эти блокноты вносятся изучаемые орфограммы, справочные материалы, образцы разборов. В первом классе отдельным учащимся в составлении памяток помогают родители.

Условием развития орфографической зоркости является выполнение большого количества практических упражнений .

1. Предлагаю карточки со словами на различные орфограммы, нумерую их. Ошибки детей легко фиксируются.

2. Работу в парах строю по принципу «лото». Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать орфограммы в слове.

3. Принцип какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками часто предлагает учебник, подводя учеников к выводу «Если мы хотим, чтобы нашу письменную речь легко понимали, надо стараться писать правильно». Предлагаю для игры «Корректоры» карточки с индивидуально подобранными текстами, использую тексты детских записок, отрывки из высказываний. Такая работа создает атмосферу сотрудничества.

4. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

5. Объяснительные и предупредительные диктанты.

6. Выборочные списывания и диктанты.

7. Показ нужной орфограммы на карточках - сигналах.

8. Письмо по памяти.

9. Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.

Рукодвигательный фактор (каллиграфия) формирования грамотного письма способствует лучшему восприятию и запоминанию, исключению «описок». Авторы отказываются от неинтересных традиционных минуток чистописания, заменяя их индивидуальным для ребенка выбором письма элементов, составляющих трудность. Предлагаю такую работу: выбери букву, которая у тебя не удалась, пропиши еще раз, выбери слова из словаря, где встречается эта буква, побывала ли твоя буква в «опасном месте» в выбранных тобой словах?

В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области. Итоговая контрольная показала, что предлагаемая система конкретных приемов дает хорошие результаты уже к концу обучения в первом классе.

При изучении материала учебника, столкнулась с недостатком заданий, содержащих связные тексты. Работа с деформированными, неполными текстами появляется к концу учебного года. Мы выполняли устную речевую работу на уроках литературного чтения, окружающего мира. Позже пришла к выводу, что авторы вынесли речевые темы на конец года из гуманистических соображений. Дети устали, ждут каникул. К этому моменту проведены контрольные диктанты и проверочные работы. Чем же заниматься на уроке русского языка? Всем известно, что знание, проверенное опытом или полученное через него, усваивается гораздо прочнее. Ребята, помня о правилах вежливости и о том, что письменная речь должна быть понятной: грамотной и каллиграфически правильной, увлеклись написанием записок. При изучении правил составления записок, писем еще раз вспоминаем написание вежливых слов, правил письма и самое главное: пишем письма.

Учебник насыщен теоретическим материалом. Учитель должен постоянно решать, где самому озвучить высказывание, а где предложить читать детям. У некоторых учеников вызывает затруднение текстовые формулировки и задания. Стараясь преодолеть эту проблему, предлагаю реплики героев озвучивать хорошо читающим ученикам, особенно важные сведения читаем хором. Конечно, при разумной дозировке объема самостоятельного чтения учебник способствует освоению материала по русскому языку и прививает интерес к размышлению о языке, помогает становлению техники чтения. Когда такие текстовые задания применяются системно, создаются условия для самостоятельных речевых высказываний учеников. Предлагаю задания, начинающиеся со слов придумай, расскажи, сравни, заметь,объясни, докажи.

Серьезной проблемой при работе по учебнику могут стать родители, поскольку их так не учили и для них кое-что может оказаться новым. На одном из собраний знакомлю их с учебником, идеями авторов, предполагаемыми результатами. Вместе рассматриваем страницы книги, особенности подачи материала, обсуждаем возможные формы поддержки начинающих учеников.

Литература:

1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи в начальных классах.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе.- М.: Прометей, 1988.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994.

4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1992.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

Журналы «Начальная школа»:

«С чего начинать орфографическую работу в 1 классе», 9/10 - 92.;

«Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников», 2 - 93;

«Формирование орфографической зоркости у первоклассника», 6 - 2000;

«Первый год по новому учебнику», 4 - 2003.


Как научить ребёнка грамотно писать? Этот вопрос рано или поздно задают себе родители любого школьника. Проблема грамотности была и остаётся одной из самых злободневных в школьном обучении, и связана не только со знанием орфограмм и правил пунктуации, но и с особенностью работы механизмов зрительного и слухового восприятия ребёнка.

Часто родители сталкиваются с интересным парадоксом: , демонстрирует хорошее знание орфографических правил и грамматических норм, а, написав, диктант, умудряется сделать в нём много ошибок. Другой же ребёнок, не утруждающий себя заучиванием правил, пишет грамотно, не прилагая к этому особых усилий. В чём здесь секрет?

«Врождённая» грамотность: миф или реальность?

Довольно часто можно услышать такую точку зрения: грамотность – качество врождённое, как музыкальный слух или способности к рисованию, патологически безграмотный человек не способен, даже выучив все правила, писать грамотно.

Действительно ли это так? Дело в том, что пишущие без ошибок дети, как правило, наделены великолепной зрительной памятью. А если такой ребёнок ещё и много читает, то умение писать грамотно, не утруждая себя знанием правил, ему практически гарантировано. Ребёнок просто «фотографирует» нужный вариант написания слова в своей памяти, и правильно переносит его на бумагу во время диктанта.

Да, это так, согласятся родители, а что тогда делать тем детям, у которых зрительная память не развита так хорошо? Ответ очень прост – развивать её, тем более что упражнения для развития зрительной памяти не так уж сложны и могут проводиться родителями во время домашних занятий по подготовке уроков.

Как научить ребёнка грамотно писать, используя механизмы зрительного восприятия?

Тренируем зрительную память

Переписывание – самый простой способ тренировки зрительной памяти. Несмотря на его простоту и доступность, есть несколько важных моментов, которые помогут сделать этот вид работ наиболее эффективным:

  • Для того чтобы сделать переписывание приятным и не вызывающим у ребёнка скуку, для занятия лучше подобрать отрывки из любимых книг. Текст должен нравиться ребёнку и вызывать у него интерес.
  • Закройте следующую за переписываемой строкой строчку прозрачной линейкой. Тогда ребёнку будет легче быстро отыскать глазами в тексте то место, которое он переписывает.
  • Определите рамки текста, которые ученик должен переписать за один приём: посмотрел – запомнил – переписал. На начальном этапе это может быть одно слово, в дальнейшем количество слов увеличивается, а в результате длительных тренировок ребёнок сможет переписывать целые предложения сразу. Это будет выглядеть так: прочитал целое предложение, запомнил, переписал. Именно это результат, к которому надо стремиться.
  • В процессе переписывания подключаем зрительную память: читая текст, ребёнок должен чётко проговаривать все слова, максимально сохраняя их звуковое произношение, то есть читать, так как слово пишется, а не так, как оно слышится. Например, слова с йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я», нужно произносить, сохраняя призвук «Й».
  • Следите за тем, чтобы, переписывая, ребёнок не подглядывал в оригинал до того момента, пока не будет полностью записан предыдущий кусок текста.

«Шпионская» техника

Для того чтобы разнообразить занятия по переписыванию, можно предложить детям немного побыть шпионами, и провести занятие следующим образом. В этом случае будет лучше, если отрывок текста, который переписывается, находится не перед ними на столе, а в другом месте или помещении.

«Шпионы» подходят к книге, запоминают отрывок и идут на своё рабочее место, садятся и по памяти воспроизводят нужный текст. В результате многочисленных походов между оригиналом и местом, где дети пишут, отлично тренируются механизмы «мысленного» фотографирования. Более простой вариант выполнения этого задания – книгу можно оставить немного в стороне от того места, где происходит переписывание, но при этом участок «фотографируемого» учеником текста необходимо закрыть листом непрозрачной бумаги.

Юный археолог

Тоже интересный вариант занятия, которым можно разнообразить задания по переписыванию. Распечатайте отрывок из нужной книги в текстовом редакторе, затем обработайте его, сознательно «испортив»: пропустив безударные гласные, или падежные окончания, сдвоенные «н», и другие места в словах с орфограммами. Пропущенные места можно обозначить звёздочками или троеточием.

Затем предложите юному археологу восстановить испорченный текст, вставив правильные буквы. Это задание можно варьировать: например, пропускать не только буквы в словах, но слова целиком: глаголы, прилагательные и т.д. Тогда задание станет по-настоящему интересным, потребует не только знания орфограмм, но и правил грамматики.

Работа над ошибками

Что предполагает обычная работа над ошибками, совершенными в недавно написанном школьником диктанте? Ученик переписывает слова в столбик, пишет напротив правильный вариант слова, выделив нужную орфограмму. Этому виду работ на уроке отводится не более 10–15 минут.

Не удивительно, что уже на следующий день те слова, которые были написаны неправильно, забываются, и в следующем диктанте ошибки повторяются заново.

Составляем реестр ошибок

Проанализируйте дома вместе с ребёнком написанный в школе диктант. Пусть он выпишет слово с ошибкой на отдельный лист, и побудет учителем: взяв ручку с красной пастой, выделит ошибку. Затем напишет рядом правильный вариант слова, обозначив нужную орфограмму. Листы с ошибками складывайте в отдельную папку, повторяя время от времени их на домашних занятиях.

Предлагайте ребёнку придумать самостоятельно предложения, в которых будут использоваться слова, где он допустил ошибки. Слова, которые чаще вызывают у него затруднения, можно, переписав на отдельный лист, прикрепить над его рабочим столом, выделив красным цветом его ошибки.

Учим орфограммы, как правильно?

Зачастую дети именно «заучивают» правила, не совсем чётко представляя, о чём именно идёт в них речь. В результате начав изучать в старшей школе причастия и деепричастия, ребёнок не может применить орфограмму правильно просто потому, что в начальной школе он не смог хорошо усвоить определения и свойства таких частей речи, как глагол и имя прилагательное.

А ведь именно эти части речи участвуют в образовании причастий, деепричастий и отглагольных прилагательных, правильное написание которых даётся далеко не всем ученикам.

Совет педагога:

Родители должны добиться, того, чтобы к началу обучения в старшей школе ребёнок хорошо знал все, изучаемые в младшей школе части речи: имя существительное, прилагательное, глаголы, числительные и местоимения и предлоги.

Необходимо, чтобы ученик понимал, какими свойствами они обладают и чем отличаются, быстро и правильно находил и определял их в тексте. Тогда изучаемые в старшей школе орфограммы, на правописание таких частей речи, как причастия, деепричастия и наречия где чаще всего допускается ошибки, не будут для него куском «мёртвой» информации, а будут успешно применяться на практике.

Ох, уж эти запятые…

Правила синтаксиса вызывают не меньше затруднений, чем правила орфографии, тем более что законы пунктуации в русском языке достаточно сложны и не всегда однозначны. Знание правил обособления (выделения в тексте запятыми частей предложения) не всегда являются залогом правильной расстановки знаков препинания. Тем не менее, требования к уровню пунктуационной грамотности учеников достаточно высоки – две пропущенные запятые уже дают повод учителю не поставить отличную оценку.

Совет педагога:

Необходимо объяснить ребёнку, что существует прямая связь между паузой, которая делается при чтении текста и постановкой запятой или другого знака препинания. Другими словами, правильно, читая текст, выделять знаки препинания интонацией. Пониманию этого будет способствовать выразительное, с учётом всех знаков препинания, чтение ребёнком отрывков текста вслух.

Можно практиковать диктанты «наоборот» – пусть ребёнок диктует, максимально используя интонацию, там, где он видит знаки препинания, а кто-то из взрослых пишет под его диктовку. Взрослый может намеренно допустить несколько ошибок. Предложите ребёнку поработать учителем – найти и исправить ошибки, допущенные взрослым во время диктовки. Это занятие не только закрепит знание орфограмм и пунктограмм, но и повысит самооценку юного «учителя», что немаловажно в процессе любого обучения.

Грамотность как показатель образованности

В последнее время все чаще можно услышать такую точку зрения родителей школьников: серьёзное изучение орфографии уже не востребовано как раньше, ведь существует масса программ проверки правописания. А усиленное изучение правил только «засоряет голову», в то время как будущему программисту или веб-дизайнеру не очень-то нужно уметь писать грамотно.

Понятия о показателях образованности сейчас действительно изменились, но если оперировать классическими представлениями, то и правильно – было, есть и остаётся наиболее ярким признаком, характеризующим образованного человека.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Вебинар специалиста по вопросу — готов ли ваш ребёнок к обучению грамоте:

Инструкция

Требуйте тщательной проверки написанного. Это должно быть не быстрое прочтение, а внимательное, слоговое, с уточнением всех непонятных моментов.

Проверьте у ребенка знание всех правил написания слов, изучаемых в данном классе. Формируйте умение применять их на письме. Просите ребенка не только сказать, какую букву следует писать в каком-либо , но и обосновать ее написание.

Пишите предупредительные диктанты . Диктуйте предложение сначала целиком, потом словосочетаниями. Перед написанием ребенок должен объяснить что, как и почему он будет писать.

Времена слишком изменились: раньше дети обучались письму перьевыми ручками, и учителям волей-неволей приходилось обучать их правильному держанию такого инструмента потому, что неправильно зажатая в пальцах перьевая ручка просто не писала или ломалась. Обучение каллиграфии занимало всю – 3 года.
С появлением шариковых ручек убыстрилось максимально. В ученикам раздаются прописи с примерами написания букв, под каждую из которых отводится три строки. Оценки не ставятся.

Естественно, ребенок старается как можно быстрее заполнить три строки, чтобы потом заняться своими делами. В результате, ручку он держит, как попало, буквы пишет небрежно, а затем закрепляется неправильный навык письма.
Позже, когда на уроках нужно будет много писать, у ребенка быстро будет уставать рабочая рука, и скорее всего, письмо станет вызывать неприязнь. Отдуваться, в любом случае, придется родителям, поэтому выделите время на обучение письму еще до школы.

Прежде всего, покажите ребенку, как правильно зажимать в пальцах ручку. Детей, усвоивших неправильный навык держания в руке инструмента при рисовании, штриховке, письме печатными буквами, переучить потом очень трудно.

Сначала ручка кладется сгиб между верхним и средним фалангами пальца, затем сверху ручка закрепляется подушечками указательного и большого пальцев. Расстояние от кончика пишущего инструмента до указательного пальца около 2 см. Объясните, что держать ручку нужно легко, без напряжения. При письме кисть опирается на мизинец и движется лишь она, локоть остается в неподвижном состоянии.

Присмотритесь, как держит письменный прибор ваш ребенок. Неправильный навык можно распознать по следующим моментам: ребенок держит ручку «щепотью» или в кулаке. Ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце. Большой палец расположен на ручке ниже указательного или перпендикулярно к нему. Слишком высоко или слишком низко к кончику зажат инструмент для письма. Кисть в момент письма практически неподвижна; слишком слабый или слишком сильный нажим при письме.

Переучить можно следующими способами: поставьте маркером точку на среднем пальце ребенка в том месте, где должна лежать ручка. Им же проведите черту на ручке, ниже которой пальцы ребенка располагаться не должны. Если кисть ребенка слишком фиксирована, рисуйте и закрашивайте вместе с ним крупные фигуры на альбомном листе. Следите, чтобы ребенок не поворачивал лист в разные стороны: поворачиваться должна именно кисть.

Развивайте мелкую моторику. Лепите буквы из пластилина, вырезайте их ножницами из бумаги, делайте из теста, рисуйте на песке и снегу, складывайте из веточек. Здесь вы можете увидеть, какие именно буквы хуже даются вашему ребенку, и помочь в их усвоении.
Так же хорошо развивают ручки сооружение поделок из бумаги, шнурование, сжатие и катание по столу пальчиками мелких и мягких шариков или бусин, рисование, раскрашивание картинок и любые другие занятия, где требуется захват предмета пальцами.

Обучение письму специалисты советуют начать до 4 лет: к этому возрасту у ребенка уже должен установиться навык правильно держать ручку. Обучение должно быть ежедневным, но 20 минут за один подход.

Видео по теме

Обратите внимание

Умение писать, соблюдая при этом грамотность и красивый почерк, - непростая задача для любого ребенка. Но если не упустить нужный момент и вовремя начать заниматься, то проблемы в будущем исчезнут сами собой. Эффективные способы о том, как научить ребенка писать красиво и грамотно, а также как заинтересовать его этим занятием, мы обсудим в нашей статье.

Полезный совет

Как научить ребенка писать. Для подготовки к самостоятельным занятиям письмом ребенку нужно дать бумагу и карандаш, а также выделить место, где бы он мог рисовать и писать. Поощряйте его, если, оставшись в одиночестве, он рисует. Научите его рисовать человечков, домики и т.п. Если малыш увидит, как рисуют и пишут дети постарше, он станет им подражать. Алфавит.

Связанная статья

Источники:

  • статья

Дисграфия – проблема многих школьников. Связана она с устной речью. Ребенок должен умет различать отдельные звуки, по-разному их соединять и произносить. Письмо – более сложный способ передать речь, поэтому, если ребенок не умеет определять структуру слова и выделять из него отдельные звуки, соотносить эти звука с буквами, то сформировать правильное письмо будет трудно.

Инструкция

Для правильного выведения письменных букв на листе, ребенку нужно развивать мелкую моторику. Организуйте игру с пластилином или красками, где вы вместе будете лепить или рисовать отдельные элементы букв или целые . Чтобы разработать кисть руки, рисуйте вместе с ребенком его пальчиками по другой руке или ноге закорючки, затем дайте в руки кисть и пусть он обводит предварительно нарисованные вами на листе ватмана , петли, круги, линии.

Только после этого можно давать ручку и прописи. Покажите, держать ручку. Сейчас продаются специальные насадки на ручку, в которой пальцы лежат всегда . Затем покажите, как выводить элемент в прописи, в каком направлении вести ручку. Делайте это . Затем вручите ее ребенку, поставьте его пальцы, и ведите ручкой по бумаге, постепенно ослабляя свою хватку. Так, сам того не замечая, ребенок начнет выводить закорючки самостоятельно.

Самый главный принцип при обучении ребенка письму – это научить его понимать то, что он пишет: соответствие звуков и букв. В этом ему в первую очередь помогут диктанты. Возьмите небольшой текст, без сложных слов. Диктуйте их очень медленно, проговаривая все по отдельности. Затем, продиктуйте первое предложение и проконтролируйте, чтобы ребенок повторил все слова. Записывая сова, ребенок должен вслух проговаривать то, что он пишет. Подобным образом надо выполнять все домашние упражнения с текстами.

Помимо диктантов, используйте любые речевые игры, азбуку для выкладывания различных слов. Ему сначала надо научиться произносить отдельные звуки и запоминать, с какими буквами они ассоциируются на .

Особенностью дисграфиков является то, что они очень хорошо запоминают зрительно, поэтому у них перед глазами всегда должны быть только правильно написанные слова. Не делайте с ними работу над ошибками, показывая неправильное написание.

Так, сочетая заботу, любовь, настойчивость и регулярность занятий, вы увидите, что ваши усилия не пропали даром.

Видео по теме

Диктант – это одна из наиболее распространенных работ, относящихся к урокам русского языка, причем не только в школах. Как же правильно писать диктант? Как проверять написанное? Эти вопросы мы сейчас и разберем. Это поможет не только школьникам, но и абитуриентам.

Инструкция

Экзаменатор с выражением читает весь текст диктанта. Ваша задача на этом этапе диктанта проста – прослушать текст. Услышав непонятные слова, обязательно узнайте у экзаменатора их значение после того как он прочитает текст. Постарайтесь понять текст, вникнуть в его смысл.

Проверить написание слов вы можете, произведя орфографический каждого «проблемного» слова. Выполняйте исправления ручкой: тонкой косой линией зачеркните неправильную букву, а затем сверху аккуратно напишите правильную.

Источники:

  • диктанты написать

Во время учебного процесса педагог не только дает знания учащимся, но и проверяет степень их усвоения. Диктанты на уроках русского языка несут в себе обе эти функции, т.е. делятся на обучающие и контрольные. Их цель заключается в формировании орфографического слуха. Но методика проведения имеет свои особенности.

Инструкция

Определите цель диктанта, который вы хотите провести:
- усвоение и закрепление материала (выборочный, распределительный, творческие диктанты с устным , свободный, восстановленный, диктант по аналогии, предупредительный, самодиктант (письмо по памяти), объяснительный);
- проверка знаний (диктант с грамматическим заданием, контрольный диктант);
- умение пользоваться языковыми средствами, конструкциями, закрепление , расширение запаса слов (все виды творческих диктантов);
- повторение и обобщение материала (комбинированный творческий).

Выберите вид диктанта, исходя из его цели. Подберите необходимый материал (текст, слова и словосочетания, репродукции картин для творческих диктантов и т.д.).

Укажите в плане-конспекте урока, на каком этапе используете диктант, и ограничьте время. Например, предупредительный диктант с показом текста на доске занимает 10-15 мин и проводится до записей в тетрадях, для проверки домашнего задания или актуализации знаний.

На уроке перед началом диктанта объясните, для чего вы его проводите задание учащимся предстоит выполнять. Например: целью выборочного диктанта может быть закрепление нового материала или проверка пройденного; заданием к нему – под распределить в тетрадях (или на обороте доски задание выполняют двое учащихся) слова по .

Диктуйте предложения (слова, словосочетания) в зависимости от возможностей и сложности выполняемого задания. Например, в творческих диктантах могут быть задания на распространенные предложения, запись диктанта от другого лица (учитель диктует от , а учащиеся записывают от первого лица), заменить записанные на доске слова на и т.п.

Дайте время на проверку диктанта без заданий. Если диктант с грамматическим заданием, после диктовки сразу его озвучьте. В этом случае учащиеся распределят время и на выполнение задания, и на проверку всего диктанта.

Видео по теме

Проблема качества письма встает перед всеми школьниками. Сама система образования сейчас направлена не на понимание, а на вызубривание правил, текстов. Сама по себе зубрежка полезна, но далеко не во всех случаях. Дети, которые прекрасно знают правила русского языка, делают ошибки в диктантах и сочинениях. Поэтому уповать на школу как на оплот знаний не стоит. Возьмите грамотность своего ребенка в свои руки.

Инструкция

Первое основное правило - не указывайте ребенку на неверный вариант написания. Чисто с психологической точки зрения ваша фраза «Тут не «б», а «п»» будет воспринята как утвердительная, то есть в подсознании у ребенка откладывается, что писать-то надо было именно «б».

Давайте школьнику задания по чтению вслух. Чаще всего проблемы с грамотностью возникают у тех, кто страдает аудиального восприятия. Чем больше ребенок вслух, тем больше он начинает видеть структуру речи.

Читайте сами вслух. Научите его выделять в тексте на слух сначала предложения, затем слова и лишь после этого переходите к изучению слогов и звуков. Наша система образования долгое время действовала в обратном направлении – от частного к . Обычно начинают обучение письму с изучения звуков, затем слогов и лишь после этого изучают слова и предложения. Это не совсем правильно.

Проводите диктанты. В школьном учебнике бывает вполне достаточно практических упражнений. Читайте четко. Чем младше ребенок, тем медленнее диктовка. Наблюдайте за тем, как ребенок пишет. Если вы видите, что он вырисовывает неверную – отметьте, что здесь пишется буква «а» или «о». И опять, не говорите неверный вариант. Пусть ребенок знает только правильное написание.

Один известный методист Тихомиров разработал очень эффективную методику, которая помогает многим педагогам успешно бороться с неграмотностью . Чисто практически эта теория состоит в следующем: предложите ребенку прочитать текст не так, как мы обычно говорим, а буквально – так, как пишем. Этот прием орфографическим чтением. Не нужно бояться, что ребенок станет всегда говорить так, как читает. Он вполне осознает, что то, как мы пишем, от того, как мы говорим. Ребенку надо разбить слова на слоги и проговаривать слова, выделяя их составные части, но делать это нужно достаточно быстро. При выполнении этого упражнения у ребенка задействуются сразу три вида памяти: моторная, слуховая и зрительная.

Используйте для такого чтения лишь произведения классиков, изданные солидными издательствами. Вероятность того, что при этом вы наткнетесь на изначально неграмотный текст, очень мала. Практикуйте орфографическое чтение регулярно, лично присутствуя при занятии. Если вы слышите, что ребенок прочитал не так, (например, не корова, а карова), то мягко поправьте его и попросите снова прочитать слово. Не заставляйте ребенка заниматься слишком долго. До 10 лет достаточно 10-15 минут, после – более 15 минут.

Полезный совет

Некоторым детям помогает переписывание текстов. Дайте своему ребенку летом задание переписывать несколько страниц из произведения классика. Если все лето школьник будет уделять этому занятию по 15 минут, то уже к 1 сентября в его грамотности произойдут значительные позитивные сдвиги.

Следует уделить время обучению ребенка домашним обязанностям. У вас появится хороший помощник по хозяйству, способный облегчить повседневные хлопоты.

Инструкция

Не нужно приучать ребенка к обязанностям, если он устал, раздражен или болен. Не поручайте ему задания, если вы сами раздражены. Неумелое выполнение поручения может вызвать у вас негативную реакцию, а это чревато отказом ребенка от дальнейших попыток вам выполнять работу по дому.

Следует решить, в какой последовательности малыш будет осваивать мир домашней работы. Необходимо определить, что может ваш в соответствии с возрастом и развитием. Давайте задания, которые ему по силам.

Не стоит сразу же полностью перекладывать на ребенка ответственность за качество выполненного поручения. Те же игрушки собирать вместе. Только со временем можно доверить малышу выполнение того или иного задания самостоятельно.

Обратитесь к логопеду как можно раньше, если у вашего малыша с речью. Исправьте речевые проблемы до поступления . Русское письмо основано на фонематическом принципе. Ребенок с проблемами речи пишет безграмотно, допускает много ошибок. И бесполезно и жестоко будет потом ругать ребенка за плохие оценки по русскому языку .

В начальной школе обратите особое внимание на то, как пишет ребенок. При списывании текста или письме под диктовку просите его проговаривать, «пропевать» слова про себя. Такой способ помогает увидеть ошибки, контролировать процесс письма. Не пишите за ваше чадо сочинения, пусть пишет их сам. Так, как получится.

Следите за тем, чтобы ребенок выполнял домашние задания, учил правила. Орфографических правил в начальной школе всего 9, поэтому выучить их будет несложно. При проверке письменного домашнего задания просите вспомнить правило, если ребенок допустил ошибки.

Видео по теме

Один из самых важных навыков в обучении родному языку – грамотное и правильное изложение мыслей. В этом большую роль играет написание диктантов без ошибок . Как же добиться данной цели и научиться понимать все тонкости языка?

Вам понадобится

  • - Писчие принадлежности;
  • - учебники;
  • - словари;
  • - книги.

Инструкция

Прививайте в себе с самого раннего детства любовь к письму. Очень сложно будет постоянно развивать его, если вы изначально не были приучены правильно. Заниматься письмом нужно еще до поступления в и подготовительную группу. Учитесь каллиграфии и правописанию самых простых слов и выражений. Превратите весь этот процесс в занимательную игру.

Покупайте качественные учебники. Конечно, в век развития информации многие идут уже в электронном виде. Даже в школе бумажных изданий стало меньше. Но все равно любому будет намного приятнее держать в руках красочное пособие и изучать его. Приобретайте разные познавательные журналы и книги. Вы не будете портить и сможете постигать грамматику родного в непринужденной обстановке.

Тренируйте и развивайте внимание и сосредоточенность. Нередко даже от старательного ученика трудно добиться абсолютной грамотности. Многие пишут диктанты с множеством ошибок , и не всегда проблема в их неграмотности. Порой детям очень сложно даже настроиться на работу - их внимание все время рассеивается. Следует развивать сосредоточенность с помощью специальных упражнений. Узнайте про них на соответствующих ресурсах в сети или у школьного психолога. Выполняйте данные ошибок

Работа с текстами - творческий процесс, который связан с умением формулировать мысли и развернуто их высказывать. Залогом активного становления речевой функции станет полноценное семейное общение. От ребенка, с которым мало разговаривали, трудно ждать осмысленного чтения.

Дети копируют родителей, поэтому обогатите собственную речь грамотными конструкциями. Дошкольники способны отлично усваивать построение даже самых сложных фраз, однако у них нет навыка формировать связи в предложениях. Попросите ребенка 4-5 лет вспомнить прочитанную сказку: скорее всего, он станет перескакивать от одного к другому – связного рассказа не получится.

Логично выстроенную речь необходимо тренировать, и лучшим упражнением станет пересказ. Подберите текст по возрасту ребенка: лаконичный, последовательный, доступный пониманию. Внятно прочитайте его вслух; обсудите общий смысл прочитанного и обыграйте интересные сюжетные ситуации.

Когда ребенок научится бегло читать и пересказывать, работу над текстом можно усложнить. Школьник должен воспринимать всю информацию, которую дает книга: фактурную (последовательность событий и героев повествования) и концептуальную (авторская мысль).

Расскажите ребенку, что текст – создание конкретного человека, который хочет вступить с ним в диалог. Автор не просто описывает приключения Мухи-Цокотухи - он хочет рассказать о храбрости и трусости, неблагодарности и бескорыстии. Маленький читатель должен сам отыскать скрытый смысл между строк. Ваша задача – лишь подтолкнуть его к этому.

Разделите работу над текстом на несколько этапов. Сначала назовите автора - пусть ребенок представить его как реального собеседника, который хочет выразить свои чувства. На бумаге он может сделать это только посредством слов и знаков препинания.

Озвучьте заглавие и рассмотрите иллюстрации. Ключевые слова повествования рекомендуется заранее выписать и показать ребенку. Пусть он выскажет свои предположения – кто может быть героем рассказа и как может развиваться действие. Не мешайте читателю .

В процессе чтения помогите ребенку разобрать все словосочетания, обсудите знаки препинания. Он должен увидеть: авторский смысл постепенно « », а слово в контексте значит много больше, чем само по себе. Читатель будет «идти по тексту» вслед за автором и представлять описанные картины.

К каждому абзацу придумывайте уточняющий вопрос и так дочитайте произведение до конца. Расскажите ребенку об авторе и побеседуйте о содержании текста в целом. Сравните, совпали ли первоначальные детские представления о теме, фабуле и героях с авторскими.

Еще раз рассмотрите иллюстрации к книге. Так ли воображал ребенок изображенных героев? Придумайте интересное творческое занятие: рисование сюжетных картинок, инсценировку ключевых моментов повествования или краткое изложение. Если после анализа текста у ребенка появились новые мысли и знания, ему хочется прочитать другие произведения этого автора – считайте, что вы справились с задачей.

Чтобы ребенок быстро и легко запоминал материал уроков, нужно, чтобы он понимал то, что учит. Поэтому, если на уроках ему иногда не удается во что-то вникнуть, то помогите ему разобраться в этом дома: непонятное очень сложно запомнить и наоборот.

Чтобы научить ребенка быстро запоминать, необходимо научить его работать с текстом. Разным людям помогают разные техники работы с текстами. Кому-то нужно прочитать текст несколько раз, чтобы запомнить его визуально, кому-то нужно прочитать и воспроизвести текст вслух, кому-то - прочитать и набросать на бумаге краткий план или основные важные мысли текста. Всем этим видам работы с материалом надо научить ребенка, а затем он сам выберет тот, который ему более близок.

Чтобы ребенок умел быстро запоминать учебный материал в школе, необходимо, чтобы он постоянно тренировал память. Для детей есть много специальных пособий с интересными и занимательными заданиями по развитию памяти - их выполнение станет и полезным, и интересным досугом для всей семьи.

Инструкция

Обычно ученики, независимо от сложности музыкального диктанта, испытывают одни и те же трудности в работе над ним. Чаще всего они выражены в трех проблемах: а) учащиеся не успевают услышать всю мелодию, б) слышат только часть нот или отдельные ноты, в) не могут запомнить всю мелодию от начала до конца. В зависимости от проблемы и подбирается ключ к ее разрешению.

Потренируйтесь для развития следующим образом. Подбирайте любимую мелодию на музыкальном инструменте. Теперь запишите ее нотами. Далее усложните задачу. Попробуйте другую мелодию сначала записать по памяти нотами, а затем проверьте на инструменте, насколько правильно вы ее записали. Всегда прослушивая очередную мелодию, представляйте, как она бы выглядела записанной нотами.

Приобретите сборник музыкальных диктантов вашего уровня сложности. Пропойте очередные диктанты с листа. Затем заучивайте пропетый диктант наизусть. Запомните, что все диктанты имеют типовые штампы построения мелодии, аккордов. Если вы будете часто работать со сборниками музыкальных диктантов, со временем запомните и музыкальные построения из них. Это вам пригодится на очередном экзаменационном диктанте с педагогом.

Делайте и такие упражнения, повышающие вашу музыкальную память. Сыграйте одну ноту на фортепиано. Послушайте ее окраску. Перенесите эту ноту в другие регистры, почувствуйте разницу в звуке. Сыграйте интервал с той же нотой, пропойте его звуки вслух. Сыграйте тот же интервал в другом регистре. Сыграйте аккорд из трех звуков, пропойте его звуки, затем перенесите аккорд в другой регистр и так далее. Такое упражнение поможет вам узнавать одни и те же звуки в разных регистрах.

А это упражнение поможет развить темп запоминания диктантов. Запишите, сыграв несколько диктантов из сборника на магнитофон или диктофон в медленном темпе («ларго»). Запишите за диктофоном диктант нотами. Если успеваете сделать это без ошибок, запишите 2-3 диктанта в более скором темпе на магнитофон и так далее.

Не бойтесь приблизительной записи нот за педагогом во время звучания диктанта. С новым повтором мелодии вы их сможете поправить. Не пропускайте, как учат педагоги в музыкальных школах и колледжах, первое проигрывание мелодии, а записывайте на нотный стан все, что успеете услышать. И еще – пишите все звуки, которые услышите с любого места. При новом прослушивании вы всегда восполните недостающее звучание. Успехов!

Как повысить уровень грамотности ребёнка и научить писать диктанты без ошибок Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее. В чём суть диктанта? Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины: ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям); каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки); при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя; после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости. Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников. С какого возраста следует обращать внимание на грамотность? Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене. Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами. Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок? Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности. Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик: 1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать. 2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов. 3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будет научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов). 4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка. 5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил. 6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов. Умение грамотно писать отличает всех интеллектуально развитых людей. Но это умение редко у кого является природным даром. Чаще всего грамотность – результат кропотливой работы педагогов и родителей. Причём заслуга мамы и папы ничуть не меньше, особенно если они предпринимают регулярные попытки заниматься с ребёнком, придумывая для этого разнообразные формы.