Священник димитрий свердлов почислен за штат и запрещен в священнослужении.

№154 от 14 января 2013 г. о. Дмитрий Свердлов запрещен в служении на 5 лет и отправлен за штат. Текст указа, в котором говорится, что «Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на 5 лет и почисляется за штат», размещен на официальном сайте Московской епархии.

Молодой пастырь РПЦ о. Дмитрий Свердлов родился в Москве в 1972 г. Он окончил Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова по специальности «экономист - математик». Учился в Православном Свято - Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ), в 1999 г. стал священником.

До своего отчисления священник Димитрий Свердлов был почти «начальник Камчатки» (В. Цой) - он служил «настоятелем стройплощадки» небольшого строящегося сельского храма святых апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района Московской области: www.hram-petraipavla.ru .

О том, как он неожиданно крестился, как совмещал работу экономистом и служение в церкви, зачем пошел наблюдателем на выборы 4 декабря 2011 г. и почему хотел бы извиниться перед группой Pussy Riot, он честно поведал в одном из своих интервью: Священники большого города. Отец Дмитрий Свердлов . Такую жизненную позицию о. Дмитрия во многом предопределило близкое знакомство с легендарным протоиереем Василием Швецом, который его крестил и стал его духовником: http://expertmus.livejournal.com/47613.html

Широкая аудитория впервые услышала об о. Дмитрии Свердлове, когда российские СМИ стали цитировать нелицеприятные для власти факты из его статьи о том, как 4 декабря 2011 г. он пошел на выборы. Сначала как избиратель, а через 15 минут, надев в машине подрясник и скуфью, священник Дмитрий Свердлов вернулся в качестве наблюдателя. Наблюдал он от прессы - от АНО СМИ «Православие и мир» (в просторечии - «Правмира»). Законодательство предусматривает такую возможность: человек с журналистским удостоверением и редакционным заданием обладает некоторыми правами наблюдателя, даже если он в подряснике и скуфье.

Свои приключения на избирательном участке по месту его регистрации о. Дмитрий подробно описал в известной статье из двух частей: Выборы. Как это было на самом деле. Часть 1 и Выборы. Как это было на самом деле. Часть 2

В частности, решение идти наблюдателем на парламентские выборы 4 декабря священник Дмитрий Свердлов аргументировал следующим образом: «У меня была мотивация естествоиспытателя. О возможных фальсификациях стали говорить месяца за 2 до выборов, и я просто пошел изучить ситуацию на месте. Кроме этого, мне было интересно поставить чисто священнический эксперимент и посмотреть, насколько Церковь влияет на общество: я был в рясе, и мне было интересно, остановит ли явное присутствие представителя церкви возможных фальсификаторов».

Близкое знакомство с российской действительностью вне стен храма стало во многом неожиданным для о. Дмитрия: «до подсчета голосов все было относительно спокойно, ничего особенного не происходило. Но после закрытия участка началось шоу: на столе разложили пачки бюллетеней, рассортированные по партиям. Лежат две на вид одинаковые пачки - «Единая Россия» и КПРФ. Председатель УИК, не оглашая результатов, пишет в расширенной форме протокола: за «Единую Россию» - 690 голосов, за КПРФ - 220. Я оборачиваюсь, смотрю на стол и по-прежнему вижу две абсолютно одинаковые пачки . Наблюдатели потребовали пересчета, и вот, представьте, идет итоговое заседание УИК, в комиссии - школьные учительницы, и я говорю им: «Девчонки, мы же все понимаем, что произошло, и сейчас совершается ложь. Вот вы учите детей, а сейчас участвуете во лжи, подумайте - чему вы детей научите? ». И в первый раз комиссия единогласно проголосовала против пересчета бюллетеней, а во второй раз уже нашлось двое воздержавшихся. Они не могли быть против, потому что, скорее всего, у них бы были большие проблемы, но то, что двое людей отреагировали на слово «ложь» выходом из этой лжи, дает некоторую надежду. Хотя голоса пересчитать председатель УИК не разрешила» ...

Реакция на эти откровенные публикации молодого священника-корреспондента «Правмира» была явно неоднозначная: от неумных и необоснованных обвинений в «оранжево-болотности» до «Правмир спас репутацию Церкви». По собственному признанию о. Димитрия Свердлова, «и «Правмиру», и мне было выражено немало благодарностей, равно и претензий в связи с публикацией. А автору статьи лично были высказаны претензии не только за текст, но и за факт участия в качестве наблюдателя. Хочу развеять слухи и снять недоумения - все претензии в мой адрес носили исключительно частный характер. И от церковной администрации я выговоров не получал».

Но, как говорится, до поры до времени - на то и щука, чтобы карась не дремал …

Весной 2012 г. на священника Дмитрия Свердлова появились первые доносы со стороны околоцерковной общественности, которая «взяла на заметку» слишком правдивого пастыря. Так, редактор мироновского портала «Религия и СМИ» Александр Щипков доложил вышестоящим инстанциям, что «рано утром в воскресение, в 4-ю неделю Великого поста я обнаружил в социальной сети "Фейсбук", что священник Дмитрий Свердлов разместил в своём блоге ("на стене") мерзейший антицерковный текст Дмитрия Быкова из "Новой газеты": http://www.religare.ru/2_93342.html

Тем не менее, о. Дмитрий оставался корреспондентом «Правмира», в качестве какового и поспешил на место самой ужасной трагедии минувшего года - в Крымск. Напомним, что тогда нашлись честные священники, которые не побоялись сказать всю правду о масштабах чудовищного затопления города в Краснодарском крае. По сообщению о. Сергия из Славянска-на-Кубани, посетившего 10.07.2012 г. затопленный Крымск, в храме Св. Архангела Михаила к тому времени «отпели уже около трехсот человек: утонувших и не выдержавших этого горя»: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/ Священник Антоний Игнатьев, клирик московского храма Святителя Николая у "Соломенной сторожки", один из двух священнослужителей откомандированных Московской епархией в Крымск, заявил СМИ, что «количество пострадавших, по его личным впечатлениям, в десятки раз больше чем, те цифры, что озвучиваются по телевидению»: «НЕСКОЛЬКО СОТЕН отпеваний совершили священники в первые дни после наводнения» (журнал «Фома» № 8, август 2012. С. 17)…

Вот и о. Дмитрий Свердлов, уже вернувшись в Москву из Крымска, по радио услышал интервью какого-то официального лица, где тот упомянул число жертв наводнения: что-то около 150 человек. По его горькому замечанию очевидца, «то ли чиновник оговорился, то ли они там воскресать стали в Крымске…»...

Людской трагедии Крымска было посвящено сразу несколько статей о. Дмитрия:

В них честный пастырь без всяких обиняков сообщил своим читателям как корреспондент «Правмира», что «местные сильно обижены на власти. За то, что не предупредили о наводнении. За то, что не было оповещения (люди все-таки утверждают, что его не было).

Свет выключили заранее. Потом газ. Значит, они знали, что что-то будет происходить? Почем тогда нас не предупредили? - мы обедаем у местной семьи, хозяин сдержанно опускает глаза. Потом начинает перечислять погибших у друзей, знакомых и родственников…

Вылезают самые черные, гнилостные стороны души. Мой спутник наблюдал, как в храме прихожанки - по праву «давно верующих» - беспардонно вели себя с добровольцами: в результате волонтер сдался и махнул рукой, и на склад медикаментов ворвалась банда мародеров - церковных старух. «Нас батюшка благословил! А ты вообще кто такой?!». Жалко, меня там не было в этот момент - мне обидно за наши дорогостоящие лекарства, которые люди в поте лица собирали по Москве. С другой стороны, хорошо, что я это не видел - при столкновении с этой публикой я за себя не ручаюсь…

В моем храме проводку делает энергетик, профессионал с высшей степенью технологического допуска. Слушает мой рассказ про Крымск, качает головой: «Свет выключили заранее? За сколько часов? Газ тоже? Все понятно…».

Специалисту понятно, что «кто-то» знал о том, что «что-то» будет. Знал заранее.

Почему об этом не узнал 171 - даже если он был бы один! — погибший крымчанин? Кто-то за это должен ответить? Должен.

Когда случилось наводнение в Японии, наши церковные провидцы, которые считают, что им открыта воля Божья, утверждали, что японцев «покарал Бог», за то, что они разорвали российский флаг во время какой-то акции против российского владения Курильскими островами. Вот у них надо брать комментарии сегодня. Что они скажут сейчас? За что русских сегодня настигла «Божья кара»? Что такого разорвали граждане России, что рынок в Крымске местные жители теперь называют «Фукусимой»?.. » .

Наказание церковного священноначалия за такую откровенность о. Дмитрия Свердлова грянуло сразу после рождественских праздников…

Молодой священник, изгнанный «начальством» из строящегося им храма, воспитывает двух маленьких сыновей и одну взрослеющую дочку. А еще у него есть родственники, друзья, прихожане, коллеги, одноклассники, однокурсники и просто случайные прохожие, которым он посвящает литературные миниатюры в своем блоге ЖЖ: http://dmsverdlov.livejournal.com

Неужели наше гражданское общество позволит вот так просто «забанить» честного и порядочного пастыря, который возвысил свой голос «правды ради»?!


Запрещенный накануне в служении священник Димитрий Свердлов дал пространное интервью газете "Московские новости" , в котором рассказал, как его увольняли, зачем он хочет встретиться с участницей панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной и чего не хватает Русской православной церкви. Он также заявил о том, что не понимает, зачем в СМИ была спровоцирована бурная реакция на его увольнение, поскольку позже кто-то может сказать, что это было частью антицерковной кампании.

Димитрий Свердлов в свое время написал для "Московских новостей"несколько колонок , посвященных проблемам Церкви.

Напомним, что официальным поводом к запрещению стал не согласованный с церковным начальством уход отца Димитрия в отпуск. Накануне пресс-секретарь Московской епархии епископ Балашихинский Николай (Погребняк) в интервью РИА "Новости" заявил, что Димитрий Свердлов запрещен в служении в связи с тем, что "самовольно уехал в отпуск". Епископ высказал предположение, что Дмитрию Свердлову через пять лет могут вернуть право служить, если тот "будет достойно себя вести".

Обсуждать действия священноначалия,
вполне я почитаю допустимым.
Никто не копается в грязном белье
или касается личной жизни священноначалия.
Обсуждаются публичные действия,
в данном случае - судебно-наказательные -
одной публичной личности в отношении другой
столь же публичной.
Один из участников сего блогерного обсуждения,
добрый мой друг prostopop ,
замечает по поводе сего запрета следующее:
"Меня опубликованные документы убедили. Понятно, что у батюшки проблемы духовного плана. Решать их конечно, надо, но не запретами. Но и ему полностью оставлять служение не годится. Нужно было ему продолжать упорствовать в прошениях за штат, продолжая служить тем не менее.
Проблему выгорания обсуждали-обсуждали, да и затихли. Рецептов не нашли. Постись\молись\съезди к старцу. У католиков есть целые центры по вытягиванию таких священников, а мы уповаем на канцелярские резолюции. "Должен и обязан". Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.
Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священников в Вашей епархии - в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение..."
http://www.mepar.ru/news/2013/01/16/14786/
За этими строками читается мольба - "о милости, а не жертве" -
ещё одной загнанной церковной лошадушки.
И что же в ответ спустя почти год?
Архипастырский приговор,
без милости и пощады, нам уже ведом:
на пять лет священнику Дмитрию Свердлову
влепили запрет на профессию.
В священниках ни московская, ни питерская епархии,
ни в настоящем, ни в будущем,
уже не нуждаются - их и так нарукоположено с перебором,
а в загнанных лошадях и вовсе нет там никакой потребы,
ни в нынешнем, ни в будущем.
Так что через пять лет - пожалуйте на живодерню...

Когда-то мы со отцом Дмитрием вместе работали в профсоюзной газете. Это один из талантливейших журналистов -- но он избрал служение Богу. И тем не менее, постоянно радует: мы в "Фоме" публиковали его художественные фото:

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3952

А вот последнее время я постоянно слежу за рождением цикла житейских диалогов, которые он "налету" выхватывает из течения жизни.

Он стремится избежать фальши -- потому не надо ожидать от диалогов неких уроков благочестия. Это -- пусть по-писательски волшебное -- зеркальце, такое, как у Пушкина: "Свет мой зеркальце, скажи..." -- и оно в ответ "выдаёт" все "но" о нашем житье-бытье.

Только его "зеркало" всё-таки по-христиански доброе, не-осуждающее.

http://dmsverdlov.livejournal.com/
Отец Дмитрий, только не останавливайся!! Так хорошо, честно, смешно-грустно, правдиво получается у тебя писать о нас, о себе, о детях наших... Бог в помощь!

По д катом большая подборка миниатюр, которую я имел наглость выстроить в некое подобие цикла. Надеюсь, отец Дмитрий простит меня...

Осторожно, трафик!

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Сима? У нас здесь где-то муха проснулась. Не видела? Надо убить.
- Не, не надо, папа. Это первая ласточка.

ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Да, старик... я вот протоиерей.
- Ну! Поздравляю.
-...Уже вот как пять лет.
- Как это??
- Да... Тайный протоиерей. Есть тайный монах. А я вот тайный протоиерей... Секретарь, епархиальный, полез в мое личное дело. Говорит, слушай, а ты протоиерей. Тут указ лежит. За 2004 год.
- И что ты чувствуешь по этому поводу?
- Ничего.
- Вот и здорово. Приезжай. Жду.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ

Извините, отец Дмитрий, я не могу сейчас об этом свободно говорить.
- И при этом вы сейчас можете свободно говорить то, что вы не можете сейчас об этом свободно говорить?
- Не удивляйтесь, да.

ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА

Кушайте, батюшка, кушайте... Я это, правда, отцу Роману готовила. Но вы тоже кушайте. Вы же тоже батюшка...

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ

Папа! Меня, знаешь, кем назначили?!
- Кем?
- Богиней любви!.. Не помню. Как-то на "у". Ты читал эпос о Гильгамеше?
- Да, зая, мы в институте проходили. Это, ты знаешь, очень древнее произведение. Оно древнее некоторых фрагментов Ветхого Завета. Там даже рассказывается история всемирного потопа, и в этом видят подтверждение библейской версии происхождения мира...
- Папа!
- Да?
- Пап, а ты не помнишь, там богиня эта случайно не в Гильгамеша влюбляется?
- Нет, малыш, не помню.
- Жаль... Потому что, если в Гильгамеша, то это очень плохо. Гильгамешем Сережу назначили...

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Смотрю на мамины фотографии и понимаю, что с ней можно было бы дружить...
- С мамой?!
- Да. Ну... ну если бы она была здорова.
- Ну, знаешь...
- Что?
- То.
- Что все было бы совсем по-другому, если бы она была здорова?
- Если бы она была здорова - прежде всего тебя бы не было.

ТЕНДЕНЦИЯ

Вы правда в больнице, что ли?
- Ну да.
- Как самочувствие?
- Да ничего.
- А условия как? Сколько вас в палате?
- Условия? Условия неплохие. Палата на шестерых. Но нас в ней трое. Вчера вечером было четверо. Но ночью один умер. Так что неплохие условия... даже, видишь, улучшаются...

ЭРУДИЦИЯ

Мне во Владимире очень понравился храм... ну, этот.. ведический.
- Какой??!
- Ведический?
- Почему ведический??
- Ну, там икон нет.
- Иконы, предположим, большевики вынесли. А Веды-то причем?
- Ну, он же еще до христианства построен?
- Свято-Димитриевский собор??
- Разве нет? Там еще резьба каменная на фасаде - козероги, осьминоги...

ТУПИК-С

Проблема у меня, отец...
- Что такое?
- ...С женой...
- ?
- Не хочет переезжать на приход.
- Почему?
- Говорит, не буду переезжать, пока настоятель полностью не освободит для нас приходской дом.
- Ну, правильно, у вас же трое детей. И что?
- А настотель говорит, что не может полностью освободить для нас приходской дом, пока он не убедится, что мы с семьей туда полностью переехали...

С НАСТУПАЮЩИМ!

Какое-то ужасное впечатление... Все бухие. Все. Мужчины, женщины...
- Много сейчас вечером в метро народу?
- Много. Очень много.
- Ну да, корпоративы... Этот какой-то несчастный наш народ... который пытается...
- Да ничего он не пытается, успокойся. Он - просто пьет, и ничего не пытается.

ЛЫЖИ. У ПЕЧКИ. СТОЯТ.

Мы потом вернулись в нашу школу...
- И вас взяли?!
- Да. Представляете? Маша три месяца отучилась в лицее, а потом мы попросились обратно, и нас взяли. И это тоже показатель.
- Ведь вы говорили, это хороший лицей? А что там не так было?
- Это трудно объяснить... Ну вот, например, турслёт. У вас же уже был турслёт? Так вот там тоже. Пригласили в лес поваров из ресторана, и они готовили на костре. А официанты подавали детям еду... А еще пригласили барда, и пока официанты разносили еду, он пел им под гитару туристические песни... Вот такой вот турслёт...

Ты представляешь? Я что-то сижу, молчу... Таксит меня спрашивает: "Че такое?" Ну, я говорю: "Да жизнь какая-то странная пошла..." А он - ты представляешь? - так спокойно и уверенно отвечает: "А я давно понял - эта жизнь вообще лишена смысла". Таксист! Ты представляешь?..

Я все-таки, батюшка, пришел к тому, что Бог есть. К сожалению...

СИНДБАД-МОРЕХОД

Самая страшная история, когда я в море ходил?.. Мы однажды из Китая шли. На два миллиона долларов кукол на борту. Детских кукол. Волна пошла. Баллов на семь. И ветер нехороший. Воот... И в один момент, понимаешь, судно кренится так... ну, сильно... и вот все эти куклы, на два миллиона долларов, в один момент закрывают глаза и говорят: "Ма-ма..."

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Папа! Пожалуйста! Не смотри на меня, когда я в ванной!..
- Прости, малыш. Я не буду. Я понимаю.
- Что ты понимаешь? Это опасно! Я - медуза Горгона!

НЕ ВЕРЮ!

Папа... я не верю... в прогресс...
- Во что??
- В научно-технический прогресс.
- Да?? Почему?
- Ну вот смотри... Например... Кондиционер из гостиной не добивает до моей комнаты...

Ты русский пересдала?
- Да, папа, пересдала.
- Хорошо. Что еще в школе?
- Ах, папа... Я бы так хотела, чтобы в меня больше никто не влюблялся!..

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПОСТ?

Почему еще?!
- Я теперь вегетарианка.
- Сима, что за глупости? Будет пост - будешь поститься. А сейчас не выдумывай, ешь нормально, пожалуйста.
- Причем здесь пост, папа? Я эльфийка. А эльфы не едят мясо. Или ты не в курсе?

ТЕТЕНЬКА

Но что, Сима? Неужели ты хочешь, чтобы за мной тоже бегали сумасшедшие тетеньки, когда я состарюсь? Как за этим батюшкой?
- Ну, папа... Одна тетенька за тобой все равно будет бегать. Ты понял, кто? Да? Нет? Это я.

СЛОН-ИСКУСИТЕЛЬ

Папа. А если бы... ну... людей не было, и все звери жили бы тогда не в раю... а в дикой природе... Тогда змей был бы?
- Змей-искуситель, ты имеешь в виду?
- Да.
- Нет... не думаю. Змей-искуситель... это, понимаешь, относится к людям... Это образ. Это мог бы с таким же успехом быть не змей... ну... ну кто угодно.
- Слон?

ДЕНЬ АНГЕЛА

Папа, а давай ты себе что-нибудь сам купишь, а это будет как-будто я это тебе подарила на день ангела?
- Да? Ну... давай... А деньги ты мне тогда отдашь?
- Деньги? Нет.

КРАЙСЛЕР

Папа! Какая тачка!
- Что? Где? Какая?.. Впереди?
- Вокруг!

ГОЛГОФА. СО СКИДКОЙ

"...Дорогой батюшка. Наша мастерская уже более десяти лет выполняет различные работы по интерьерам для православных храмов по всей России. Для ознакомления высылаю Вам прайс на голгофы. Для строящихся церквей у нас предусмотрены скидки. С уважением, менеджер по сбыту..."

ВЭДЭВЭ

Батюшка? А вот пророк Илья, да?.. он же... зарезал триста еретиков, да?.. на горе Кармель?.. И день Вэдэвэ, ну вот, праздник сегодня, да?.. Это как-то связано, нет?..

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?..

Батюшка... У меня к вам просьба.
- ?
- Вы меня больше не называете Тонечкой...
- ??
- ...У меня есть от Бога данное мне имя...
- ???
- ...Ан-то-ни-на!

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прости меня, отец Сергий.
- И ты меня прости, отец Дмитрий.
- Прости меня, отец Петр.
- И ты меня прости, отче. Помолись обо мне, грешном.
- Простите меня, отец Вениамин.
- Да-да... хорошо... ничего страшного...

НАДО, ФЕДЯ, НАДО

Слушай, а как ты стал... ну вот это... батюшкой?
- Да не знаю даже, как тебе и сказать...
- То есть ты понял, что для тебя это хорошо, и пошел, так?
- Не то, чтобы очень хорошо. Скорее, надо.
- Надо?
- Да, надо.
- Я вот этого не понимаю. Я понимаю, когда хорошо. А вот когда надо - не понимаю. Пока не понимаю. Но, может, когда-нибудь пойму...

Дмитрия Свердлова запретили в служении. Об этом сам священник написал на своей странице в социальной сети Facebook вечером во вторник, дав ссылку на сайт Московской епархии РПЦ.

«Друзья. Моя карьера в РПЦ закончилась вчера. Сегодня позвонил товарищ и сообщил, что на сайте Московской епархии вывешен указ о том, что меня одновременно отправили за штат и под запрет на 5 лет. Соболезнования не принимаю. Подробности позже», — сообщил священник. Официальный документ за подписью митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) на странице епархии гласит: «Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на 5 лет и почисляется за штат».

На странице священника за несколько часов тут же появилось более сотни комментариев. Например, игумен Калужской епархии Игнатий Душеин написал:

«Система выплевывает тех, кого не смогла переварить».

В многочисленных публикациях в СМИ опального отца Дмитрия в основном называют «священник, который хотел попросить прощения у ». Однако официальные лица РПЦ утверждают, что причиной наказания стали исключительно нарушения канонических правил.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла диакон Александр Волков сообщил «Газете.Ru», что ничего особенного не случилось. «Это внутрицерковные обстоятельства - запрещение того или иного клирика в священнослужении. Это, к сожалению, случается», — сказал священник.

Официальный представитель Московской епархии епископ Балашихинский Николай Погребняк рассказал «Газете.Ru», что именно стало причиной наказания. «Летом, когда он (священник Дмитрий Свердлов. - «Газета.Ru») отгулял положенный отпуск, он не явился в храм и поехал куда-то путешествовать. Путешествовал довольно долго и фактически добавил себе еще один отпуск», — объяснил епископ. «За это его перевели в домодедовский собор Всех Святых (до этого отец Дмитрий был настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла. - «Газета.Ru»), но он и там не появился и уже почти четыре месяца находится в неизвестном месте. Где, я не знаю, но сегодня нашел в СМИ, что он, оказывается, где-то за границей», — добавил пресс-секретарь епархии.

По данным «Газеты.Ru», священник Дмитрий Свердлов начиная с осени и по сей день находился в России.

На вопрос корреспондента, не поехал ли бывший настоятель храма Петра и Павла после законного отпуска в Крымск помогать жителям разрушенного наводнением города (об этом сам священник неоднократно писал: он собирал помощь для крымчан и отвозил ее на собственной машине), епископ Николай Погребняк ответил неоднозначно. «Исполнять священнический долг, будучи в полулегальном положении, довольно сложно. Долг в том, что священник идет к каким-то страждущим их исповедовать, причащать, соборовать. Но если у него с собой не было никаких облачений — что, он пальцем это все будет изображать? Здесь есть нестыковки», — считает епископ Николай. По его словам, священник Свердлов должен был подать рапорт и попросить разрешения, а он вместо этого фактически попытался выдать помощь крымчанам за подвиг.

«Лично мое убеждение, что эта поездка в Крымск была нужна, чтобы оправдаться, что он где-то там катался, зато потом в Крымске помогал. Это авантюризм в чистом виде», — уверен пресс-секретарь епархии.

Судя по сообщению в соцсетях, опальный священник не догадывался о грядущем наказании, однако епископ эту информацию опроверг. «После того как Свердлов прогулял четыре недели после отпуска, его пригласил к себе благочинный и пытался его усовестить, а он так и не появился. Потом он получил указ о его переводе в домодедовский собор Всех Святых — и опять не пришел. Так что его по-отечески полгода вразумляли, приглашали и звонили, а он все никак», — утверждает пресс-секретарь Московской епархии.

Анонимные источники «Газеты.Ru» утверждают, что запрещение в служении неслучайно и не особо связано с «прогулами». Священник достаточно активно выражал свою позицию в публикациях в интернете, в частности на сайте «Правмир».

«Отец Дмитрий написал статью про выборы (в декабре 2011 года. - «Газета.Ru»), которая взбесила патриарха, потом уже писал про Pussy Riot и Крымск. Это все раздражало начальство», — утверждает источник.

Сначала священника «предупредили», переведя его в домодедовский собор. Во второй раз предупреждать не стали, просто вывесив на сайте указ митрополита. «Это обидная и карательная мера, потому что митрополит Ювеналий предварительно не обсуждал это со священником, а постфактум поговорить с церковным начальником священник также не может», — заявил источник.

«Со священником обращаются как с вещью: его личность, обстоятельства, мнение не учитываются. Учитывается односторонняя корпоративная этика, которую младшие должны соблюдать, а старшие не обязаны вообще ничего делать в ответ. Своего рода крепостное право: обязанности только снизу вверх, а сверху вниз — никаких обязанностей, только кары», — говорит источник.

По информации из Московского епархиального управления, немалую роль в судьбе священника Дмитрия Свердлова сыграл пресс-секретарь управления епископ Николай Погребняк. «Он с весны отслеживал его публикации и капал на мозги митрополиту, не раз говорил, что, мол, если Свердлов писать не перестанет, мы его переведем», — поделился анонимный источник.

Пресс-секретарь патриарха диакон Александр Волков отметил, что запрещение в служении рано или поздно может прекратиться и священник сможет вернуться в лоно церкви. Однако настоятель храма Святой Троицы в Хохлах священник Алексей Уминский утверждает, что наказание серьезное: «Запрет на служение — это предпоследняя мера перед лишением сана». По словам священника, при желании, отец Дмитрий может подать апелляцию на решение в церковный суд.

Впрочем пресс-секретарь Московской епархии епископ Николай склонен думать, что к служению священник Свердлов не вернется. «Такого рода люди хотят быть на пьедестале. Я не думаю, что он придет: у него другие интересы. Такое впечатление у меня сложилось от его публикаций и выступлений, они не на пользу душе собственной», — сообщил епископ.

40-летний священник Дмитрий Свердлов пришел в церковь в 19 лет, до этого был некрещеным. Позже, по совету духовника, решил стать священником и был рукоположен в 2000 году. Тогда же семье потребовались деньги: заболела маленькая дочка. Благодаря своему экономическому образованию, Свердлов смог взять, как он сам говорил, «подработку» экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Около пяти лет назад священнику предложили организовать приход и построить Петро-Павловский храм в селе Павловское.

В 2011 году он стал публиковаться на сайте «Православие и мир». В декабре он описал свой опыт наблюдателя на выборах, рассказал про фальсификации и многочисленные вбросы.

Позже, в начале 2012 года, когда закрутилось дело Pussy Riot, священник написал, что попросил бы у активисток прощения «за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества». Летом того же года Свердлов ездил в Крымск на собственной машине с гуманитарной помощью для жителей пострадавшего от наводнения города.