Упражнения по русскому языку 4. Вставь пропущенные буквы

Русский язык. 4 класс . Упражнения на повторение. Ф. ___________________

    Спиши только однокоренные слова, разбери их по составу.

Вода, водить, провод, водянистый.

Снег, снежный, на снегу, снега.

Гора, горелка, загорелый.

    Вставь пропущенные буквы.

А) Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Б) Подн…лась, в…лялись, сер…це, перет…щил, выб…лся, гры…ть, сп…шит, р…внина, д…лёкий, опас…ность, в…черняя, р…сли, р…дами, поз…но, осв…тила, к…залось, стру…ки, уд…вительный, подобр…лась, сколь…кий, зап…хнулся, гл…дел, пок…зались, напр…влялись, ис че…, скр…пят.

В) Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блюю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Г) Ж…лище …жихи, об…щ…ние внуч…т, оруж…е Миш…, пуш…стый Рыж…к, уч…ял добыч…, ш…рокая ш…на, ч…сто кр…ч…ть, уч…ял щ…ку, г…рящ…я св…ч…, п…щ…т зайч…та, прит…щ… к…льч…гу.

    Спиши слова в 4 столбика: Ъ, м-ь, р-ь, ь-показатель рода.

В…юга, Ол…га, об…едки, ноч…ю, пер…я, рож…, раз…ехались, об…езд, васил…ки, доч…, нел…зя, камыш…, с…ёжились, лист…я, бол…ной, вещ…, в…ётся, пред…явил, полноч…, скатерт…, помощ…

- Какое слово не вошло ни в один столбик? Почему?

    Спиши стихотворение Льюиса Кэрролла. Над каждым, словом определи часть речи.

Бармаглот. Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

    Спиши текст. Определи части речи (сущ., прил., мест., глаг., нар., пр., союз).

На п…лян… ст…яла од…нок…я р…бина. Она т…нулась (к)небу. Зимн…. пич…… ки (с)ярк…м …п…рен…ем (под)л…тали к р…бин… . Сн…гири и с…ницы медл…….о нач…ли кл…вать крупные яг…ды. (На)бел…й скат…рт… снега по…вились первые сл…ды.

    «Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

    Вставь, где нужно, ь.

Ковш…, суш…, хрящ…, ландыш…, врач…, роскош…, меч…, калач…, плач…, мелоч…, экипаж…, пляж…, чертёж…, дрож…, молодёж…, плющ…, сторож…, стриж…, мыш…, меч…, доч…, шалаш…, ноч…, ёрш…, глуш…, Тиш…, камыш…, плащ…, луч…, лещ…, чертёж…, ключ…, багаж…, гараж…, упряж…, карандаш…, товарищ…, мяч…, обруч…, рож…, дич…, малыш…, помощ…, богач…, реч…, лож…, чиж…, борщ…, теч…, манеж…, трубач…, вещ…, ковш…, бреш…, залеж… .

    Вставь пропущенные окончания.

Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

    Подбери к прилагательным сначала синонимы, а потом антонимы.

Соседнее селение - ближнее, далёкое , веселый мальчик - …, …, холодный воздух - …, …, пасмурный день - …, …, огромный дом - …, …, робкий ответ - …, … .

    Напиши текст под диктовку.

Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню. Мы с удовольствием поехали. У дома расстилалась лужайка. В зелёной травке прыгали кузнечики.

    Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

    Синтаксический разбор предложения.

Сегодня я разглядывал на снегу следы зверушек. Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. На лесных полянах появились голубые подснежники. По тропинке в лесу бегут хлопотливые муравьи.

Весенний лес просыпается после зимнего сна. На столе стояла чашка с топлёным молоком.

    Вставь пропущенные запятые.

А) Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Б) Повсюду встречаются жаворонки зяблики трясогузки зеленушки. В голубом небе проносятся белые чайки пёстрые чибисы. На реках озёрах показались утки. Всё ожило пробудилось. И вдруг налетела буря. Ручьи озёра затянул лёд. Для птиц это настоящим бедствием. Чибисы и чайки полетели на юго-запад, к берегам больших незамерзающих водоёмов.

В) В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут волки лисицы зайцы и белки. Летом мы часто видим иволгу щегла синицу дятла кукушку сороку чижа.

Г) У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глаза цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю и не разбивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зёрнами орехами семечками еловых и сосновых шишек. Зубки у белки то стираются, то опять подрастают.

    Спиши текст без ошибок.

А) Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. (25 ош.)

Б) Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

В) Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

    Напиши текст под диктовку.

А) Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню Каменка. Мы с удовольствием поехали. Возле дома деревни расстилалась лужайка, около неё мелкая речушка Выпрейка. В зелёной травке прыгали кузнечики. Красота!

    Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

А) Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас...ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Б) Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

В) Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

    Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.


Мальцева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 54 имени Ю. А. Гагарина
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник упражнений по русскому языку для 4 класса
Дата публикации: 20.07.2017
Раздел: начальное образование

Орфография

1. Непроизносимые согласные в корнях слов

1. Запиши слова с непроизносимыми согласными и без них в два

столбика.
Небес_ный, трос_ник, ненас_ный, здра_ствуй, желез_ный, влас_ный, ужас_ный, со_нце, парус_ный, напрас_ный.
2. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми

согласными.
1)_____________ матери лучше ______________ греет. 2) Беда _______________ в его зависти. 3) Человек трудолюбивый – самый _______________ .
Слова для справок: со_нца, счас_ливый, сер_це, завис_ника.

3. Запиши, заменяя выделенные слова близкими по значению словами с

непроизносимыми согласными.
Весёлый человек -_____________________ ,знаменитый поэт - ________________________ , красивый цветок - __________________ , огромное здание - __________________ .
Самостоятельная работа

4. Образуй и запиши однокоренные слова с непроизносимыми

согласными.
Звезда - _____________ , доблесть - ____________ , грусть - ______________ , трость - ____________, честь - _________, место - ___________ , счастье - __________ .
5. Вставь непроизносимые согласные, где они нужны.

Ярос_ный, извес_ный, сер_це, любез_ный, тес_ный, прелес_ный, ужас_но, радос_ный, капус_ный, вкус_ный, крепос_ной, ус_ный, лес_ница, завис_ливый, гиган_ский.
2. Правописание приставок

1. Выдели приставки в словах. Как пишутся приставки со словами?
Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне старик мороз Льдинкой росписи нанёс. (Г. Ладонщиков)
2. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Выдели корень и приставку в словах.
Насыпь, вырез, заявка, подбить, запев, выход, полить, запах.
3. Допиши подходящие по смыслу приставки. Выдели корни и

приставки.
____летел ветер, ___шумели деревья. Вниз ___сыпались хлопья снега. ___глянула из дупла белочка. ____смотрела по сторонам и прыгнула на ветку.
4. Впиши безударные гласные в приставки. Выдели приставки.
Р_стаял, с_шёл, _т_двинул, з_глянул, п_р_сказал, н_мёл, п_гасил, пр_гулял, р_зговор, з_гадка, _твёртка, в_круг.
5. Запиши однокоренные слова с различными приставками.
Пишу – Бегу – Солю -

6. Запиши в два столбика слова с приставками и слова с предлогами.
(За)беру, (за)стеной, (на)кинул, (у)бежал, (от)ветра, (до)говор, (о)смотр, (о)книге, (без)воды, (за)мёрзнуть, (от)крыл.
3. Правописание приставок роз- (раз-), рос- (рас-)

1. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Сделай вывод, когда в приставке

пишется буква О, а когда А.
Роспуск, распустить, розыгрыш, розлив, разыграть, разливать.
2. Запиши слова, вставляя пропущенные буквы в приставках. Выдели

букву С и с приставкой, заканчивающейся на букву З. Сделай вывод о

написании этих приставок.
Росписи, рассказ, разбить, разжечь, раздать, раскат, развить, растерять.
4.От данных слов образуй два новых слова: одно с приставкой С-, другое

с приставкой РАЗ- (РАС-). Выдели корень и приставку.
Делать, жечь, купить, шить, жать, крыть.
5. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни

орфограммы.
Рысь р_ _бежалась и перепрыгнула овражек. Вдали показались р_ _сыпи. Мороз р_ _рисует узорами окна домов. Р_ _светало, и небо становилось светлее. В долине р_ _ кинулось небольшое село. Р_ _данные
Дедом Морозом подарки очень понравились ребятам. Мы р_ _местились рядом с речкой.
4. Правописание приставок рас-, раз-, пре-, при-

Вставь пропущенную букву. Объясни написание орфограммы.
1. Ра_строить, ра_сердиться, ра_смотреть, ра_стёгивать, ра_парывать, ра_носить, ра_бирать, ра_водить, ра_молоть, ра_деть, ра_сада, ра_тереть, ра_саживать, ра_пробовать, ра_пить, ра_говаривать, ра_нимать, ра_жигать, ра_украшивать, ра_бить, ра_плата, ра_творить, ра_качать, ра_качегарить, ра_пилить, ра_грузить, ра_давить, ра_мыть, ра_дробить, ра_стояние, ра_колоть, ра_весёлый, ра_любезный, ра_несчастный, ра_прекрасный, ра_чудесный, ра_паковать, ра_плести, ро_ыгрыш, ро_сказни, ра_сказ, ра_ыграть, ра_свет, ра_огнаться, ра_топтать, ра_уться, ра_печатать, ра_бежаться, ра_толкать, ра_гневаться, ра_одеться, ра_да́ ть, ра_писа́ ние, ра_пи́ ска, ра_сы́ пать, ра_лива́ ть, ра_ы́ скивать, ра_же́ чь, ра_пусти́ ть. 2. Пр_бить, пр_цепить, пр_интересный, пр_одолеть; пр_рвать, пр_школьный, пр_скучный, пр_увеличить, пр_забавный, пр_нести, пр_близиться, пр_открытый, пр_гореть, пр_коснуться, пр_ехать, пр_красный, пр_вокзальная; пр_открыть, пр_близиться, пр_хорошенький, пр_летит, пр_клеить, пр_храбрый, пр_шил, пр_красный, пр_поднялся, пр_града, пр_строить, пр_рывать, пр_близиться, пр_поднять, пр_гладить, пр_хороший, пр_слоняться, пр_пасть, пр_брежный, пр_бежать, пр_везти, пр_морье, пр_вязать, пр_расти, пр_обрести, пр_встать, пр_сесть, пр_украсить, пр_гнуть, пр_задуматься, пр_крыть, пр_сильный, пр_неприятный, пр_длинный, пр_сытиться, пр_взойти, пр_старелый, пр_интересный, пр_ломить, пр_ступник, пр_градить.
5. Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком

1. Вставь Ь или Ъ знак. Разбери слова по составу. Объясни написание

этих орфограмм.

Заш_ётоб_явитьнал_юраз_ярилсястул_яс_езжатьжил_ёвз_ерошенный
2. Вставь, где необходимо, Ъ.
Под_езд, под_резал, под_ехал, раз_яснил, от_резал, об_едки, с_ёмка, над_писал, в_летел, под_ём, над_рез.
Запиши слова в два столбика: с разделительным Ъ и без него.

3. Исправь ошибки. Запиши.
Разярённаяобезяна, журчанеручя, седаютлистя, обедатьсяваренем, шёт плате, вётсявюга.
4. Подбери однокоренные слова с разделительным Ъ или Ь.
Ясный - ____________ , Юра - ___________ , листок - ___________, ездить - __________, лить - _________, есть - ___________, пить - __________.
5. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разбери по

составу.
Не учи бездел_ю, учи рукодел_ю. Чтобы рыбкус_есть, надо в воду лезть. Весел_е – от всех бед спасен_е. Труд людей об_единяет. Не гони коня плет_ю на под_ёме в гору.

Строение слова

1. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.

2. Выдели в словах окончание, основу, корень. Определи, как

образовались вторые слова каждой пары. Как изменилось значение

слов?
Глаза – глазки; уши – ушки; хвост – хвостище; школа – школьный.
3. Прочитай, определи окончание, основу и корень в словах. Как

образовались слова? Как изменилось их значение?
Писать – написать, подписать, списать, выписать, дописать, переписать, записать, вписать.
4. Спиши, выбирая подходящие по смыслу приставки. Выдели их.
Женщина (по-, пере-, до-)садила зерно в цветочный горшок. Из зерна (про-, вы-, под-)рос цветок. Как он был (пре-, по-, на-)красен! Цветок (рас-, при-, от-)крылся. В самой чашечке сидела маленькая девочка. Её (про-, на-, пере-)звали Дюймовочка.
Корень слова, однокоренные слова

1. Найди однокоренные слова. Запиши ряды однокоренных слов, выдели

корень.

Хлеб, дубрава, скрипучий, хлебница, озеро, дубок, хлебный, дуб, озерцо, скрипеть, хлебец, озёрный, дубовый, скрип.
2.Выпиши группы родственных слов. Выдели в них корень.
 Смелый, решительный, отважный, храбрый.  Смелость, смелый, смело, осмелел.  Скорый, быстрый, проворный, стремительный.  Скорый, скорость, поскорее, скоро.
3. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка, печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг, враги.
4.Спиши. В однокоренных словах выдели корень.
Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой. За слонихой топал слонёнок. За лисицей крался лисёнок. За ежихой катился ежонок. За медведицей шёл медвежонок.

Морфология

1. Имя существительное как часть речи


Безопас_ный - …, бе_радос_ный - …, несоглас_ная - …, хвас_ливая - …, грус_ный - …, трус_ливый - … .
2. Определи к какой части речи относится каждое слово.
Красивый, красоваться, красота, красиво; далёкий, далеко, дальше, даль, дальний; сияющий, сиять, сияние; белый, белизна, белеть, белеющий, бело; холод, холодный, холодать, холодно, холода, холодеющий.
3. Запиши предложения. Выполни их синтаксический разбор. Определи

части речи.
Мы купили два куска душистого мыла. Валя мыла окно в комнате. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
4. Выбери слова и запиши их номера рядом с соответствующим

заголовком.
1) Кукла, 2) бег, 3)поросёнок, 4) тетрадь, 5)осень, 6)ласточка, 7) прыжок, 8) малыш, 9)Вася, 10)плач, 11)мама, 12) смех, 13) дом, 14)снег, 15)непогода, 16)ветер, 17)поход, 18)ягода, 19)салют, 20)плавание, 21)радость, 22)Катюша, 23)тишина. Предметы:______________________; живые существа:___________________________; явления природы:__________________________; события:____________________________; процесс, действие:________________________; отвлечённые понятия:___________________________ .

5. Запиши имена существительные в два столбика: в первый – имена

существительные, обозначающие признак предмета; во второй – имена

существительные, обозначающие действие предмета.
Смелость, поиск, смех, отвага, сев, красота, всесильность, уговор, азартность, краткость, дыхание.
6. Прочитай слова.
Разговор, путь, костёр, беседа, работа, ограда, дорога, пламя, труд, забор, ремешок, горе, ветер, пояс, битва, граница, несчастье, бой, рубеж, ураган.
Выбери из данных слов синонимы и запиши их парами. Подчеркни

имена существительные с абстрактным значением. С любой парой

составь два предложения и запиши их.

2. Изменение имён существительных по числам

вместе с проверочными.
Шлю_ка - …, скре_ка -…, ло_кость - …, лё _ кий -…, схва_ка -… .
2. Измени имена существительные по числам. Выдели окончания.
Образец: Звезда (ед. ч.) – звёзды (мн. ч.) Куст, лебедь, дерево, бревно, журавль.
3. Определи число имён существительных каждой группы. Попробуй

изменить число имён существительных. Сделай вывод.
1) Тетрадь, ягода, огурец, море, сверчок, медведь. 2) Молоко, сметана, золото, сахар, виноград, солома. 3) Ножницы, хлопоты, очки, ворота, каникулы, клещи.
4. Выпиши имена существительные, которые употребляются только во

множественном числе.

Палатки, брюки, рубашки, вилы, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, лыжи, плоскогубцы, ворота, листья, сумерки.
5. Выпиши имена существительные, которые употребляются только в

единственном числе.
Тень, чернило, книга, солнце, вещь, молоко, орех, рожь, вода, метро, нефть, хлопок.
6. Спиши, раскрывая скобки и вставляя имена существительные в

нужном числе. Выдели окончания. Укажи число существительных.
Это была странная комната. В ней ж_лиуд_вительные (вещ_) :с_ломенные (стул) и резиновые (мяч_), плюшевые (тигр) и старые (кукла). В пустых (к_робка) пос_лились (мыш_), а в книжных (полка) ютились (гном).
3. Род имён существительных

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

пропущенную букву. Запиши слова вместе с проверочными.
Напрас_ный - …, тес_ный - …, сер_це - …, грус_ный - …, наез_ник - … .
2. Запиши имена существительные в три столбика: в первый – имена

существительные мужского рода, во второй – женского, в третий –

среднего.
Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень, море, вьюга, дедушка, занятие.
3. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Дождь, остров, конь, тень, куст, день. Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь. Земля, тайга, время, семья, родня, станция. Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

4. Заполни пропуски подходящими по смыслу именами

существительными, укажи их род.
Душистая ____________, жареный______________, тёплое______________, железная_______________, субботний_______________, дружный________________, известная______________, душистый________________, летучая___________________, топлёное________________, красное_________________,верный__________________.
5. Восстанови предложения. Укажи род имён существительных.
(Наступать, поздняя) вечер. (Запылать, алый) заря. (Сесть, жаркий) солнце. (Потемнеть, вечерний) небо.
6. Спиши, определи род имён существительных.
К беседке(), на столе(), в кровати(), на озере() , за дверью(), без вороны(), о дяде(), для кита(), для смеха(), вокруг дерева(), под шкафом(), на поверхности(), без пальто(), в страну(), про город(), по тропе(), навстречу солнцу() , из-за стены(), у мыши(), у папы(), с дубиной(), по лесу().
7.Из данных слов составь пословицы. Запиши их, укажи род имён

существительных.
1. Кормит, лень, портит, а, труд. 2. Почёт, рядом, труд, живут, и. 3. Труд, перетрут, терпенье, и, всё. 4. Лицу, скромность, к, всякому. 5. Птица, человек - , крыльями, дружбой, сильна, а.
8. Определи род имён существительных
Без зависти (), ради сестры(), из-за отметки(), от книги(), без отвёртки(), из мяса(), о железе(), перед уроком(), при школе(), по классу(), из кабинета(), о студенте(), для доктора(), без крови(), со стены(), под лошадью(), на
тепловозе(), в шкафу(), на сцене(), до дня(), перед началом().
4. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

вместе с проверочными.
Ги_кий - …, ро_кий - …, лё_кий - …, шля_ка - …, оши _ка - … .
2. Запиши слова, подчеркни мягкий знак, который не обозначает

мягкости согласных звуков.
Речь, день, рожь, шерсть, деревья, мышь, портфель, ночь, мощь, дождь.
3. Выпиши в два столбика имена существительные мужского и женского

рода.
Печь, пляж, тушь, молодёжь, нож, карандаш, упряжь, ландыш.
4. Определи род имён существительных. Запиши, вставив где это

необходимо мягкий знак в конце слов.
Стриж.., лож.., брош.., врач.., мелоч.., ключ.., лещ.., тиш.., богач.., скрипач.., вещ.., кирпич.., доч.., мяч.., луч.., дрож.., сыч.., мощ.., камыш.., хвощ.., рубеж.., падеж.., роскош.. .
5. Составь сочетания слов.
Кирпич.. (какой?) ______________ молодёж.. (какая?)________________ пляж.. (какой?)________________ багаж.. (какой?)___________________ полноч.. (какая?)_______________ морж.. (какой?)__________________ дич.. (какая?)__________________ дрож.. (какая?)___________________ плащ.. (какой?) ________________ мякиш.. (какая?)___________________ реч.. (какая?) ___________________ мыш.. (какая?)__________________ борщ..(какой?)_________________ камыш.. (какой?)_________________

6. Вставь нужные слова. Укажи их род.
Наступила __________ . ______________ человека не красит. Маш_нав_ехала в ____________ .Со_нцевыгл_нуло из-за _______________ . Первый _____________ со_нцаск_льзнул по д_рев-ям, и забл_стели крыши __________ .
5. Изменение имён существительных по вопросам

1. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл


На опушке леса растёт высокая сосна. Возле (сосна) _________ замер трусливый зайка. Под (сосна)___________ зарылся в старую хвою колючий ёжик. Юркая белка притаилась на (сосна)________ .
2.Из предложенных слов составь предложения, изменяя окончания.

Запиши получившиеся предложения, выделяя окончания.
В, берёзовая, грачи, роща, жил. Забрался, однажды, на, крыша, кот. Сирень, кусты, под, окно, зацвели.
3. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

предложения. Запиши исправленный вариант, выделяя окончания.
Я рублю топор дровами. Митю ела каша. На берег реки стояла красивый дому.
4. Вставь пропущенную букву, там где это необходимо. Объясни свой

выбор.
Смерч.., реч.., плащ.., этаж.., рож.., полноч.., ковш.., мощ.., кулич.., нож.., помощ.., гореч.. .

5. Измени существительные по вопросам. Выдели окончания.

Что?
цветок
Кто?
коза
чего?___________________________кого?

_________________________

чему?__________________________ кому? _________________________

что?____________________________кого? _________________________

чем?___________________________ кем? _________________________

о чём?_________________________ о ком? _________________________

6. Спиши текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Поставь

вопросы к именам существительным. Определи падеж имён

существительных.
Т_кут (__) руч_и. Л_тят шумные стайки (__) скв_рцов. (__)Гр_чив_ют (__)гнёзда (__) (на) д_рев_ях. Л_тают и п_ют (__) птицы. (По)_вилас_ з_лёная (__) тра_ка. (__) (В) с_ду много (__) р_боты.
7. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы и подходящие

по смыслу предлоги. Определи и укажи падеж, род и число имён

существительных.
С_ёжился __ холода; перешёл __ речку; п_тляет __ дерев_ями; проб_вался __ л_ству; ост_новился __ домом; выгл_нуло __ тучки; грелись __ костра; по_вился __ куста; отдыхал __ полянке.
Слова для справок: от, сквозь, между, из-за, около, из-под, через, на,

перед.

8. Из данных слов составь предложения. Озаглавь получившийся текст.
1)В, было, весело, зоопарке, шумно, и. 2) Из, медведь, клетки, еды, выпрашивал, кусочки. 3) Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой. 4) Топал, слон, ногой. 5) Стоял, на, лось, холме. 6) Распушил, хвост, красивый, павлин, свой.

Спишите текст. Укажите род и число имён существительных.

9. Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Пол_ём, об_ёмный, в_юнки, отоб_ются, от_ела, шалун_я, под_ёмный, раз_яснить, пер_я.
10.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди имена

существительные, определи их род и число.
Осл_пител_ная молния переч_ркнула небо. Заклубилась пыль на д_ра_ках. Природа наст_рожилась, зат_ила дыхание. Гр_зовые тучи медленно нап_лзали на лес и поле.
11. Запиши вопросы к выделенным словам. Выдели окончания в

слове счастье.
(________)Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для (____________) счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям (____________)счастье! Герои сказок отправились за (____________) счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о (______________) счастье.
12. Составь и запиши словосочетания, употребляя предлоги. Выдели

окончания, определи падеж.
Добрался (до) город; вылетел (из) гнездо; прочитал (в) книга; встретился (с) друг; слетел (с) голова.
6. Окончания 1-го склонения имен существительных

Определи падеж существительного, вставь пропущенную букву, выдели

окончание.

Образец: по поляне (Д. п.)
Вырос в долин__ (___), работал на стройк__ (___), думал о встреч__(____), подошёл к машин__(____), по двум сторонам
дорог__(____), повалились от бур__(____), в медвежьей берлог__(___), подъезжаю к теплиц___(____), работник библиотек___(____), жил у бабушк__ (_____).
7. Связь имён прилагательных с именами существительными

1. Подбери проверочное слово. Вставь нужную букву, запиши

проверочные слова.
Т_кла - ______________, х_л_дная - ______________,_________________, в_да - ________________, зар_сли - ________________, пош_л - ________________, тр_пинка - ___________________, к_л_силась - _________________, ___________________, кр_сивая - _________________.
2. Допиши имена прилагательные по образцу.

Например: слива (какая?) овальная, сладкая, синяя, крупная.
Вишня (________?)________________________________________________. Апельсин (__________?)____________________________________________. Яблоко (____________?)____________________________________________.
3. Впиши подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели их

окончания.
Поле___________________________________________________________. Скатерть_______________________________________________________. Окно___________________________________________________________. Ночи___________________________________________________________. Рассказ ________________________________________________________. Голоса__________________________________________________________.
4. Допиши по два прилагательных к каждому существительному так,

чтобы показать разные его значения.
Музыкальный - ключ - студёный ______________ - звезда - _________________
______________ - лист -____________________ _______________ - лист - ____________________ _______________ - язык - ____________________ _______________ - ручка - _____________________
5. Запиши имена прилагательные в нужной форме.
(Тёмная) _____________ лес; (тёплый)______________ кровать; (полевой)_____________ мышь; (настоящий)_______________ золото; (большое)_____________ город; (берёзовый)_______________ роща; (белый)_____________ облако; (смелая) _________________ рыцарь.
8. Изменение имён прилагательных по родам и числам

1. Подбери проверочное слово. Запиши слова, вставляя пропущенную

букву.
М_слёнка - …, выпл_кать - …, гл_зок - …, кор_левский - …, н_готок - … .
2. Допиши пропущенные окончания. Укажи число и род, если это

возможно. Выдели окончания прилагательных.
Стройн_ дерево(_), подземн_ дорога(_), зелён_ долина(_), весёл_ рассказ(_), радос_н_ событие(_), ярк_ цвета (_), под_ёмн_ кран(_), весёл_ школьники(_).
3. Измени имена существительные и прилагательные по вопросам,

выдели окончания в вопросах и словах.
Что? мак Какой? красный Чего?___________ Какого?_____________ Чему?___________ Какому?______________ Что?____________ Какой?_____________ Чем?____________ Каким?_____________ О чём?_____________ О каком?______________
4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните

прилагательные волнистой линией, а существительные, к которым они

относятся, - одной линией. Определите и укажите (где возможно) и число

прилагательных.
Л_сн__ п_лянка На п_лянкет_чётшумн__ ручей. Тр_ва кругом изумрудн__ и много красочных цв_тов. На цв_тах неутомимые пчёлы р_ботают. М_хнат__ шмели гудят. А у стройной сосенки в_ются комары.
9. Прилагательные с окончаниями –ей, -ий.

1. Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

Определи их род и число.
Перед жгуч… крапивой, в палящ… зной, без горяч… сосиски, о минувш… встрече, в близлежащ… роще, в дремуч… лес, певч… голос, на лучш… рисунок, отталкивающ… поступок, на свеж… зелени, погож… день, кипуч… поток, нищ… старик, в лишн… пачке, за ближн… деревней.
10. Склонение имён прилагательных во множественном числе

2. Измени словосочетания по падежам, выдели окончания
И. п. снежные шапки трескучие морозы Р. п.______________________________________________________________ Д. п.______________________________________________________________ В. п.______________________________________________________________ Т. п.______________________________________________________________ Пр. п._____________________________________________________________
3. Спиши, определи падеж имён прилагательных, выдели окончания.
Разноцветн…. огнями бл..ститоз..ро. Коршуны в..ют гнёзда на высок… д..рев..ях. Из гор..да проложены д..роги к близк… и дальн… д..ревням.
11.Изменение глаголов по временам

1. Образуй глаголы неопределённой формы. Разбери глаголы

неопределённой формы по составу.

Засв_стит, выл_вил, взгрус_нул.
2. Используя слова для справок, запиши ответы на вопросы.

Что вы делали вчера на уроках?
Вчера на уроках мы (что делали?) …, …, …, … .
Что вы делаете на

уроках сегодня?
Сегодня на уроках мы (что делаем?) …, …, …, … .
Что вы сделаете

на уроках завтра?
Завтра на уроках мы (что сделаем?) …, …, …, … .
Что вы будете

делать на уроках завтра?
Завтра на уроках мы (что будем делать?)…, …, …, … .
12. Изменение глаголов по временам и числам

1.Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Руч_и, п_ют, на дерев_ях, с_ел, лист_я, в_юга, под_ехал, об_единил.
2. Спиши, ставя глаголы в скобках в нужную форму. Укажи время

глаголов.
Соловей (спеть). Зритель (быть) слушать. Соловей (петь). Зрители (слушать). Соловей (спеть), зрители (зааплодировать).
3. Образуй от данных глаголов: 1)прошедшее время, 2)настоящее время,

3)будущее время.
Петь, смеяться, бежать, думать.
4. Спиши текст, укажи время глаголов.
Росинки-серебринки Туман рассеивался, щедро умывал цветы и осыпал землю серебряными капельками росы. Травы поникли. Все насекомые попрятались.
А вот паучок зазевался и лежит. Его сковывает туман. И стрекозу туман усыпает капельками. А бабочек припаивает своим серебром к цветам. Но взойдёт солнце и растопит серебро горячими лучами. И травы воспрянут, поднимутся. А насекомые запорхают над лугом.
13 .Правописание личных окончаний глаголов (5 февраля)

1.Определи спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы в личные

окончания глаголов. Запишите по образцу.

Образец: дуют (Iспр.) – дует,
Наступа…т, ве…т, исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т, та…т, ожива…т, люб...м, пробега...шь, свет...т.
2.Перепиши, ставя глаголы в форму 1-го лица мн. числа настоящего

времени. Выдели окончания.
Цветы (сажать) перед домом, в лесу (собирать) грибы, рыбу (ловить) в речке, картошку (жарить) на сковородке, стол (накрывать)чистой скатертью, укроп (сеять) на грядке, часто (гулять) в парке, зимой (кататься) на коньках, изложение (писать) в тетради.
3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжения глаголов.
Кто се..т мир, пожнёт счастье. Труд человека корм..т, а лень порт..т. Крепкую дружбу и топором (не)разруб..шь. Слезами горю (не)помож..шь.
4.Вставь подходящие по смыслу глаголы в 3-м лице ед. числе. Укажи

спряжение глаголов.
Врач … больных. Шофёр … машину. Геолог … в земле полезные ископаемые. Поэт … стихи. Учитель … школьников. Тракторист … землю. Каменщик … дом из камня.
14. Имя числительное как часть речи

1. Запиши слова. Поставь к ним вопросы, определи к какай части речи

относится каждое из слов.
двойка –
двойной – удвоить – двоякий – два – двое –
2. Спиши предложения, найди и укажи имена числительные.
Контрольные работы успешно написали восемь учащихся. Десятого мая состоялось открытие нового киноцентра. Около двенадцати часов дня закончились уроки у первоклассников. С утренней рыбалки мы принесли двадцать карасиков. Книга раскрыта на пятнадцатой странице. После второй четверти начались каникулы.
К каждому имени числительному устно задай вопрос. Запиши эти

Русский язык достаточно сложен в изучении, но также очень гибок и многогранен в его выразительных возможностях. Одним из средств, используемых для контроля знаний учащихся, а также систематизации и обобщения изученного материала является проведение олимпиад по русскому языку.

Участие в таком мероприятии помогает научиться применять знания, полученные на уроках, воспитывает любовь к русскому языку. Мы хотим помочь учащимся добиться высоких результатов и предлагаем вашему вниманию примеры заданий олимпиады по русскому языку для 4 классы. Внизу вы найдете ответы к представленным заданиям.

Тестовые задания

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. Найди верный ответ.
А) Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит

Открытые вопросы

Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …

Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца - жар чувств;
Каменное здание - каменное сердце;
Строить планы - строить мост;

Творческие задания

Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б Б А А А
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В В Г А

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
Ответ на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику

Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

Пример ответа на творческое задание №3
работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.

Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека

Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)

Сборник составлен учителем начальных классов Носковой И.Ю.

Правописание безударных гласных в корне.

1.Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Составь три предложения из данных словосочетаний.

Пос_дела на скамейке, пол_скать бельё, зап_вать лекарство, бабушка пос_дела, пол_скать ребёнка, зап_вать песню, прож_вать в доме, сл_зать с крыши, отв_рить дверь, прож_вать мясо, сл_зать варенье, отв_рить картофель.

2.Спиши стихотворение. Устно подбери проверочные слова.

Уб_гали(2) тр_пинки кр_вые

по цв_тущим п_лям до реки.

Я любила цв_ты п_левые –

к_локольчики(2) и в_сильки.

Щ_бетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шм_ли,

а лужайки цв_тные, как ситцы,

сладко(2) пахли и долго цв_ли.

3.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

Сло_ненок б_жал по большой п_ляне. Кругом м_лькали красивые п_тнистые бабочки. Слышалось жужжание пч_лы или м_хнатого шм_ля.(4) Среди з_лёной травы виднелись п_хучие _стровки цв_тов. Сл_ненок с_рвал несколько красивых цв_тков. Он зах_тел под_рить их с_стренке. Н_беса зат_нулись с_роватыми(3) тучками. Прибл_жалась гр_за. Нач_лся дождь. В_да т_кла с н_бес. Она поп_дала в гл_за и м_шала см_треть.

4. Найди ошибки, исправь их. Спиши предложения без ошибок.

Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба.(4) Сонце встоёт из-за бальшого халма и асвещяет дорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, ему(3) вторят птичи галоса. Я сажусь посриди паляны(3) на лижащий ствол. Рядом стоит махнатая витвистая сосна. Я глажу рукой кару дерева. Потом линиво иду потрапе.

Непроизносимые согласные .

5. Вставь пропущенные буквы, спиши. Доблес_ный солдат, небес_ная синь, звез_ная ночь, поверхнос_ные знания, поз_ний вечер, влас_ный голос, ярос_ный крик, веселый праз_ник, ненас_ный день, ужас_ное событие, парус_ная лодка, ус_ный ответ, опас_ный путь, прекрас_ная погода, вкус_ный обед, чудес_ная сказка.
6.Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными. Здешний житель - …, пасмурный день - …, печальная картина - …, правдивый ответ - …, героический поступок - …, красивый пейзаж - …, знаменитый актер - …, увлекательный рассказ - …, отмечать юбилей - …, огромное здание - … .
7 .Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Извес_ный профессор Илья Анатольевич очень грус_ный спускался (по)длинной лес_нице. Это был серьез_ный, но чу_ствительный человек. Он ужас_но (не)любил поз_нюю осень(4). Она к_залась ему безобраз_ной и опас_ной для зд_ровья. Ненас_ная погода мешала думать. Ни_кое со_нце плохо согр_вало(3). Ч_сто чу_ствовал профессор тяж_сть на сер_це(3). Чтобы (не)болеть, он принимал л_чебные ванны и х_дил в бас_ейн.

Разделительный Ъ и Ь.

8.Вставь нужную орфограмму. Помни о «ловушках».

Бездел_е, с_ёмка, грозд_я, бур_ян, коп_ё, из_мерять, обез_яна, об_яснил, в_юн, туч_ка, ател_е, вз_ерошенный, печен_е, зал_ёт, мурав_и, ш_ёт, без_водный,

сирен_ю, прут_я, в__езд, рож_ю, клоч_я, об_единение, б_ёт, под_ехал, лист_ями, Мар_я, с_езд, руж_ё, Ул_яна, ноч_ка, ворон_и, стал_ю, п_еса, Юр_евич_, ненаст_е, раз_ярённый, раз_дельный.

9.Найди ошибки, исправь. Запиши слова правильно.

Шъёт платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, подехал к подьезду, птичьи семи, большой обьём, взъвесить печенье, ночю под кроватью, подьехал к ручью,

сьел яблоко, пъёт изручя, слаткое питьё, белые крыля, страительный обьект, крутой падъем, разъузнать, льёт дошдь, снежные хлопя, объдумал предложение, висеннее половодъе, смишная обезьяна.

10.Раскрой скобки, запиши текст без ошибок.

(В)воскресен(ъ,ь)е к школе под(ь,ъ)ехал автобус. Он об(ь,ъ)ехал большой сугро(п,б) и под(ь,ъ)ехал к входу. Мы с друз(ъ,ь)ями выб_жали (из)под(ь,ъ)езда школы и (на)правились к автобусу. По дв_ру бегал пёс В(ъ,ь)юнок. Учит_ль об(ь,ъ)яснил, как вести себя в автобусе.

Под ел_ю сидел вз_ерошенный пт_нец. Дом об_ят пламенем. П_д_ехали пожарные, п_тушили огонь и раз_ехались. На п_лу л_жали об_едки пирога. Лист_я цв_тов с_ёжились от хол_да. Ил_я об_ехал часть леса и под_ехал к г_ре.

Ь после шипящих.

11.

Уб_жать проч_, открыть настеж_, из дальних рощ_, очень свеж_, бли_кий финиш_, надеят_ся на помощ_, причина неудач_, зажеч_ огонь, достать мелоч_, немного колюч_, намаж_ на хлеб, катаеш_ся на лодке, пусти уж_ вскач_, из трёх задач _, обидная лож_, рус_кий борщ_, слушаеш_ родителей, лё_кий плащ_.

12. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Береч_ книги, зорко стереч_, хлеб горяч_, л_сная глуш_, _делать шалаш_, майский ландыш_, с_еш_ булоч_ку, компот из груш_, выйти замуж_, красивая брош_, зашагал проч_, ударить наотмаш_, клоун рыж_, собираеш_ся к нему, идти невмоч_, новый чертёж, из-за училищ_, распахнул настеж_, много луж_, стрич_ся в салоне.

13.Спиши, вставь пропущенные буквы.

Врач__ Сергей Кириллович__ см_трел фу_больный матч__ и ел борщ__ и лаваш__. Ноч__ накинула(3) на н_бесный свод звёз_ный(3) плащ__. Мой дед- бывший ц_ркач__. Теперь он – сторож_. Мы выходим на пустош__ и видим чудесный пейзаж__. Небо сплош_ зат_нуло тучами.(4) Всю дорогу лошади н_слись вскач_.

14.Спиши, вставь пропущенные буквы. Выполни морфологический разбор указанных слов.

Мелькнуло(3) солнце из – за туч_,(3)

И был горяч_ последний луч_ .

Стал вечер ясен и хорош_.

Чуть – чуть заметна листьев дрож_.

Бил под горой студёный ключ_ .

Цвел ландыш_, нежен и пахуч_.

Вдруг вышел на поляну ёж_ .

Спросить его мне невтерпёж_ :

«Кому спешишь ты, ёж_, помоч_

И почему тебе невмоч _ ?

Иль что-то гонит тебя проч_ ?

Иль перепутал день и ноч_ ?»

Буквы И – Ы после Ц

15. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Конеч_ная станц_я, ц_линдрическая фигура, ц_трусовые культуры, ц_фровой набор, стоять на ц_почках, ц_ганский табор, ц_рковая программа, ц_плячий пух, круглолиц_й человек, б_гатые купц_, борц_ за свободу, правильно оц_нить, старая ц_ганка, ц_нтральная ал_ея, белая акац_я, сп_ртивная секц_я, проч_ный панц_рь.

16. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ц_нтровой игрок, ц_фровая запись, выкопанные колодц_, ц_плячий выводок, ц_ганский танец, анализ на лейкоц_ты, ц_ховое собрание, идти на ц_почках, ц_нтральный район, бесплатная медиц_на, железнодорожная ц_стерна, т_рговц_ зол_том, ц_плять крюком, пользоват_ся ц_ркулем, бледнолиц_й мальчик, ц_кать на с_бак.

17. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

На привычное «ц_пы! ц_пы!» вошёл десяток кур. Ц_плят по осени считают. Плутовка к дереву на ц_почках подходит.(4) Ц_гане шумно вошли в избу. За партой сидел смуглолиц_й мальчик. Ц_ркач_ из ц_линдра доставал(3) морковь и огурц_. Ц_нга – опасное заболевание. Богатырь повесил св_и доспехи: щит, панц_рь и шлем. Пасха – главный ц_рковный праз_ник. Автобус остановился у г_стиниц_. На ц_нтральной улиц_ стоял памятник А.С.Пушкину. Отвар из мяса(3) ж_вотного или птиц_ называется бульоном.

Буквы О – Ё после шипящих

18. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ещ_ свеж_, сел на плеч_, деш_вые товары, ж_лтая краска, береж_т время, тяж_лый груз, хрустальным ключ_м, жж_т ноги, играть мяч_м, спелый крыж_вник, старый ш_фер, больш_му другу, печ_т пироги, чуж_й человек, на улице свеж_, з_лотое кольц_, укрыться плащ_м, упражнение с обруч_м, смотрит зловещ_, дикие пч_лы, закрыло туч_й, уч_ный, состязания борц_в.

19. Спиши. Поставь существительные в нужном падеже.

Сад перед (больница), мешок с (пшеница), наблюдал за (морж), выше (этаж), угостил (борщ), встретился с (учительница), ездил с (багаж), любовались(ландыш), говорил с (Гриша), выложил (кирпич), затянуло (туча), сидел над (чертеж), туча над (роща), вертолет над (дача), открыл (ключ).

Разберите по составу слова : запестрели, запахом, разместились, редко, кино.

Имя существительное.

20.Прочитайте. Составьте из данных словосочетаний две группы. Запишите их в два столбика.

Честь по работ_, капельки влаг_, вред от засух_, подошел к Волг_, бежал по дорог_, по краям дорог_, на сирен_, собрались на пристан_, отдыхал в санатории_, подошел к осин_, написал дедушк_, запах черемух_, подъехал к станции_, жили в палатк_.

21. Распредели слова в два столбика: в первый – слова, в окончаниях которых есть орфограммы, нарушающие основной закон письма, во второй – слова, окончания которых пишутся по закону письма.

Без акварел_, около беседк_, на территори_, в соляри_, в зоопарк_, без хитрост_, в планетари_, о волнени_, об изумруд_, о дедушк_, в музе_, к Лиди_, к Таись_, о коллекци_,

на закат_, о смелост_, при освобождени_, в сияни_, в коляск_, без памят_, в галере_, на спектакл_, по лаборатори_, в соревновани_, в стихотворени_, о болезн_, к Юли_, к Марин_.

22.Спишите предложения. Существительные в скобках запишите в нужном падеже, определите падеж этих существительных.

Фу_болисты встретились в (центр) сп_ртивной (площадка). Билеты на поезд купили в (касса) на (вокзал). На (верхушка, ёлка) сидела ворона. Коршун скрылся за (лес). В (комната, кровать) с_дела кошка Мурка. На (участок) вокруг нашей (дача) много (клубника). В (чаща) леса в (берлога) спит м_дведь. На (доро_ка), которая в_дет к (избушка) л_сника, по_вились волч_и следы. В лесу всегда надо помнить об (опасность) – о (волк).

23. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Определи падеж у подчеркнутых существительных.

На л_сной вырубк_ случился пожар. Люди пог_сили огонь. Л_сник стал обх_дить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач_. Около пенька лежал к_лючий к_мочек. Правый бок обуглился. Зв_рек привалился к х_лодной з_мельк_. По щ_кам прот_нулись две влажные поло_ки. Ежик плакал.

Л_сник взял б_днягу домой, пок_рмил ежа из пипетк_ молоч_ком. К вечеру он вынес больн___ на свеж__ воздух. Зверек сла_ко уснул (под)шелест дождя в моховой постельк_.

24. Спиши, вставь пропущенные буквы.

За рекой Рось ра_кинулся лес. От речк_ к рощиц_ в_дет крутой под_ём. Чудес_но прогуляться зимой по лесу. Д_ревья ст_ят в серебристом ине_.(4) На суч_ях шапками л_жит пушистый бл_стящий снег. Особенно хороши ели в зимн_м убор_. Все залито ярким солнечным свет_м. В м_розном воздух_ чётко слыш_шь(3) каждый звук. Зимн_м вечером в лесу еще лучше. В_рхушк_ деревьев осв_щены лучами заходящего со_нца. Ле_кий ветерок гон_т по тр_пинк_ снежную пыль. Но вот и со_нце скрылось.

25.Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В пол_ на огород_ появились проталины. Грачи прил_тают(3) в март_ тр_согузка – в апрел_ а ласточ_ка и соловей только в начал_ мая. Всюду пахло ч_ремухой: на улиц_ в переулк_ в дом_. Лебедь по своей величине сил_ красоте и величавой осанк_ давно признан царем вод_ной птиц_. В музыкальной школ _ дети учатся играть на роял_ скрипк_ б_ян_. В поселк_ в горн_м аул_ в ст_пной станиц_ дети собираются в школу.(3)

26. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Это было ранн_й в_сной. Мы шли по у_кой тропинк_. Вдруг послышались ч_десные звуки. За дерев_ями мы увидели соек. Они с_дели на суч_ях дерев_ях, пели. Раньше мы (не)знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их(3) можно видеть на л_сной дорог_ или опушк_. Заметит сойка с_баку или человека(3) и издает ре_кий крик. По крику звери и птицы узнают о бли_кой опас_ности. А тут поют! Мы стали слушать л_сную музыку.(4)

27. Проверь пропущенные орфограммы и запиши текст.

Загадки леса.

Поз_н_я осень уже не может уд_ржать тепло. Х_лодный вет_р далеко проник на ю_. Грус_ные стоят луга, п_ля. Отл_тела л_ства с дерев_ев. Лес весь пр_свечивает.

Мы под_езжаем к знаком_й мес_ности. Там (на)п_лян_ царствует могуч_й дуб. Упрямо на дуб_ держатся ж_лтые лист_я. Они тихо шумят. Порой дуб до в_сны ст_ит (в)осенн_м наряд_.

Под вечер мы вышли на бере_ озера. Ноч_ осторожно н_двигалась на л_са глухой с_невой. На неб_ блестели белые звёзды. Утки с т_жёлым свист_м л_тели на н_члег.

Разбери слова по составу.

Золотистая, засветило, местечко, дождинка, перелетные.

Сложные слова

1.Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Николай Добролюбов – русский писатель и критик, он жил в девятнадцатом веке. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы. Волгодонск – город на юге России, в Ростовской области.

2. Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Недалеко от города Зеленограда есть широкое водохранилище. Летом по его берегам зеленеют белоствольные березки, шепчутся листочки дубов и кленов.

А зимой только вечнозеленые ели радуют глаз. А само водохранилище превращается в белоснежное поле. С утра и до темноты сидят на нем краснощекие рыболовы. Их улов – окуньки, ерши и красноперки .

Глагол

    Раскрой скобки. Объясни свои действия.

(Не)говори, чему учился, а говори, что узнал. (Не)хвали себя сам, пусть люди (по)хвалят тебя. Семеро одного (не)ждут. (Не)откладывай на завтра то, что можно (с,з)делать сегодня. Кто умеет в_селит_ся, тот горя (не)боит_ся. (Не)плюй в колодец: пригодит_ся в_ды напит_ся. Кто любит трудит_ся, тому без дела (не)сидит_ся.

(Не)годит_ся пл_хим хвалит_ся. Плох тот солдат, который (не)надеет_ся быть генералом. (Не)ошибает_ся тот, кто ничего (не)делает. (Не)посп_шиш_ - (не)придёш_ вовремя. (Не)будеш_ ухаживать (за)д_ревьями – (не)получиш_ ур_жай. (Не)разгры_ть ореха – (не)с_есть ядра.

    Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Да, у папы и мамы Ларссонов случилось несчаст_е. (У)них ок_зался(3) сын, который (не)хотел быть хитрым!

Мне кажется, что он игра_т(3) не с теми д_тьми, - запричитала мама Ларссон. – Его друз_я отвратительно х_рошие. Они (не)н_учат его д_бру.

- (С)кем ты св_зался? – спр_сил папа Ларссон.

Это мои лучшие друз_я – зайч_та Юкке и Туффа. (У)них дома есть кни_ки, где можно пр_честь, что все д_лжны быть д_бры друг к другу. Я (не)х_чу быть хитрым, (не)желаю обманывать и (не)буду врать.

3. Вставь, где нужно, Ь. Объясни свои действия.

Знания ценят_ся в г_лове, а не на словах. Умел ошибит_ся, умей и поправит_ся. Волков боят_ся – в лес (не)ходить. С умным знат_ся – ума набрат_ся. Счастье не в воздух_ вьёт_ся, а руками достаёт_ся. Ему лень ленит_ся, а не только шевелит_ся. Он за всё берёт_ся, да не всё удаёт_ся. Будешь трудит_ся, будет и хлеб водит_ся. Надо наклонит_ся, чтобы из руч_я напит_ся. Всякий человек по делу узнает_ся. На миру и работа спорит_ся. Отольют_ся кошк_ мышкины слё_ки.

4. Вспомни, какие пословицы входят в данные пословицы. Как ты их понимаешь. Впиши глаголы, обозначь орфограмму.

1. Дружный табун и волков (не)__________________.

2. Два медведя в одной берлог_ (не) ______________.

3. Любиш_ _________, люби и саноч_ки в_зить.

4. Ут_пающий и за соломинку ___________________.

5. Все х_рошо, что х_рошо ______________________.

5. Спиши, вставляя окончания в глаголы 3 лица множественного числа, определи спряжение.

Провод_т, руб_т, держ_т, жар_т, верт_т, засол_т, обид_т, плат_т, слыш_т, чист_т, вид_т, погас_т, кол_т, мысл_т, леле_т, зала_т, се_т, почу_т, задремл_т, причал_т.

6. Спиши пословицы. Выдели окончания глаголов, определи спряжение, лицо.

М_стера и города(3 ) чин_т. Горьким леч_т, а сла_ким калеч_т. В Москве хлеба (не)молот_т, а больше нашего едят. От корма кони (не)рыщ_т, от добра добра (не)ищ_т. Деньги приход_т и уход_т. Человека цен_т по его делам. Кошку (3) против шерсти (не)глад_т. И в мутной воде рыбу лов_т. Кого почита_т, того и велича_т. Се_т – плач_т, молот_т – скач_т. Яйца курицу (не)уч_т.

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограммы на месте пропусков букв.

Заунывный ветер гон_т(3) стаю туч_ на край небес, ель надломленная стон_т, глухо шепч_т темный лес. Выспится Саша, подним_тся рано, ч_рные косы завяж_т у стана и уб_жит, и в просторе п_лей сла_ко и вольно так дыш_тся ей. А там уж и рощи, з_лёные сени, где птицы щебеч_т(3), где скач_т олени. Постели стел_т, для г_стей н_члег отвод_т. Смотр_ш_ на прозрачный лед и вид_ш_, как под этим льдом ручей гон_т огромное стадо пузырей.

8. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Весна.

Какие ты зна_ш_ приметы весны? Быва_ш_ ли в весен_м лесу? Брод_ш_ ли среди первой тра_ки? Люб_ш_ ли первые цв_ты? Когда смотр_ш_ по сторонам, невольно останов_ш_ взгляд на этих нежных краса_цах. А(к,кк)уратно п_дход_ш_ к цв_тку(3) и осторожно вдыха_шь лё_кий аромат, но (не)срыва_ш_ и (не)губ_ш_ цв_ток. В весе(н,нн)ем лесу сразу обраща_ш_(3) внимание (на)особый воздух. Им дыш_ш_ полной грудью и испытава_ш_ радость.

9 . Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Спор з_мы с в_сной .

В_ сна надв_галась медленно. (С)ней часто бились последн__ в_юги. Н_л_тят тучи п_кроют темным маревом и плюют_ся сыр__ хлоп_ями снега.(4) М_лодая зелень гнет_ся прип_да_т к з_мле задыха_тся. А со_нце разгон_т тучи увид_т на земле непоря_ки прил_ска_т её. Слабенькая зелень стр_хнет снежн__ п_крывало(3) выпр_мит_ся.

Почти до мая ш_л в тайге спор зимы с в_сной. Но в_сна поб_дила(3) темн__ тучи исчезли и тайга забыла их.

10. Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Мы бродим по беригу моря и любуимся пейзажем. Судовольствием смотрем в синию даль и видим безкрайний простор. Лехкий ветерок морщит паверхность моря. Над водой кружат чяйки. Они ловят рыпку в волнах. Когда вы дышете морским воздухом и слышите галоса чаек, на душе становица хорошо. Так и ходиш в задумчивости вдоль берига.

Разбери глаголы по составу.

Кружить, кружиться, закружится, кружилась, закружил.

11. Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Наступаит ранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рике потимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодния лества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

Разбери по составу слова.

Полетела, приближаться, цветут, беречь, крутить.