Тема родины в творчестве С. Есенина (На примере стихотворения «Несказанное, синее, нежное…)

С.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия С.Е. удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности. На лирике Есенина последних лет лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время: и предчувствием неизбежности конца патриархальной России, и постепенным осознанием важности индустриальной мощи» для будущего его родины и пафосом любви ко всему живому
на земле.
Лирический герой поэта – современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив; характер драматичен.
Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия.Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия, поиски утраченной гармонии души на основе нового идеала. Что изменилось? Какие открытия делает для себя поэт?

«Несказанное, тихое, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз…»

В стихотворении нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:

А теперь вот в лесной обители
Даже слышно,как падает лист

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта.
Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России.
Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении существуют не ради красоты формы, а для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.

Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное…

Душа поэта действительно была «поле безбрежное». Его стихотворение – это не слова, а поэзия бесстрашной искренности. Мне кажется, что внутренняя драма Есенина последних лет так неотвратимо определена противоречием между поэзией души и прозой жизни.
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь
Так же гнется, как в поле трава.

Формулировка « дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава» написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает:
Эх ты молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!
Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар. В его поэзии образ - символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии.
Пронзительную проникновенность стихотворению С.Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью:

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.

Сто, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

От предельного перенапряжения эпохи приходит ранняя, как в стихах у Лермонтова, усталость, и тогда остается только
вздохнуть: «несказанное, синее, нежное…»-и некогда оглянуться в прошлое, потому что оттуда поэт как бы вынесен на
бешенной тройке:

Я утих. Годы сделали дело.
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней огалделая
Прокатилась во всю страну.

Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание:

Понимаю, что было и не было.
Только жаль, на тридцатом году,
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. С.Есенин по началу радостно принимает революцию, потому что видит в ней праздник обновления России. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот, в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране.
И простим, где нас горько обидели.
По чужой и по нашей вине.

Но не мыслит поэт своей жизни без России, и вскоре жизнь Есенина трагически обрывается. Но жизнь поэта, олицетворяющего все лучшее и прекрасное в народе, открытого, честного, мудрого, великого русского поэта С.Есенина- продолжается и будет продолжаться, пока существует сам русский народ.

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное», написанное в 1925 году, относится к послереволюционному творчеству поэта. Это произведение, на мой взгляд, является одним из его наиболее ярких лирических произведений того времени. В нём Есенин пытается осмыслить происходящие вокруг него события. Политическая проблематика даётся здесь в лирической тональности. Поэт не углубляется в события, он просто объясняет личное восприятие, своё эмоциональное отношение к ним:
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом мёда и роз.
Так тихо и лирично начинает свою исповедь читателю поэт. Строки несут светлое ощущение тишины и спокойствия. Первые слова звучат как напевная мелодия, рисующая образ родной земли. Однако надо отметить, что в целом стихотворение окрашено грустью. Жизненные бури и грозы унесли за собой молодую бойкость и уверенное удальство:
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Эти строки отражают идейную основу стихотворения. Ведущий мотив, заложенный в произведении, - приятие жизни. Поэт не проклинает противоречия, которые породила революция 1917 года. Не случайно в своей автобиографии Есенин скажет, что принял революцию, но по-особенному, с крестьянским уклоном. Революционные события видятся ему «оголтелой» тройкой коней, прокатившейся «во всю страну». Такая метафоричность напомнила мне гоголевскую тройку, несущуюся в никуда. Но два образа имеют важное отличие. Для Гоголя тройка символизирует движение России, в то время как есенинский образ воплощает собой недавние революционные события, произошедшие в семнадцатом году:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Тишина начальных строк стихотворения резко сменяется шумом «оголтелой тройки». Но уже через пару строк в произведении воцаряется торжественная тишина. Поэт указывает нам на стихийную дьявольскую природу революции. «Дьявольский свист» противопоставлен в следующей строке «лесной обители», храму природы и гармонии. Здесь коротким штрихом проявляется мифопоэтическое художественное сознание, характерное для Есенина в дореволюционный период творчества.
Все пережитое поэтом и его страной осталось в прошлом. Он объединяет свою судьбу с судьбой России, личное с общественным. Он размышляет о недавних событиях, но не клянёт обидчиков. Его душа готова принять мир таким, каким он был и есть:
Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Предпоследняя строфа содержит главную идею стихотворения. Поэт стоит на позиции приятия действительности. Однако в этих строках выявляется и то внутреннее противоречие, гнетущее его. Взгляд Есенина обращается в прошлое. Только сейчас он начинает осознавать, что упущена юность. Там, молодой и свободный, он мог «требовать» от жизни большего. В настоящем же поэт может лишь принять её и простить:
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Последние строки стихотворения, на мой взгляд, самые выразительные. В них поэт вложил всю свою душу. Он проводит интересную параллель между молодым дубом и собой:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнётся, как в поле трава...
Этим метафорическим сравнением поэт рисует свою судьбу. Жизнь сломала его, « согнула », как молодое деревце. Образ молодого дуба символизирует загубленную революцией и последующими событиями силу молодого талантливого поэта.

«Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз. Самому Есенину на момент написания анализируемого текста было всего тридцать лет. Тем не менее, кажется, что стихотворение создано человеком старше. Во второй строфе герой начинает предаваться воспоминаниям. Даже по их обрывкам становится понятно, насколько бурной была его молодость. При этом о прошлом он не жалеет. Все равно вернуть ничего нельзя, исправить – тоже. В словах героя нет и сильного осуждения собственных поступков. Молодо – зелено. Кто не совершал в юные годы ошибок?

«Несказанное, синее, нежное…» — не просто подведение итогов, но и разговор с собственной душой. На протяжении всего текста лирический герой периодически обращается к ней. Она предстает как некто, реально существующий, будто лучший друг, верный спутник. Долгой и бурной была совместная дорога, но пришло время успокоения. Необходимо сделать остановку, отдышаться, разобраться в том, что случилось. В центре внимания героя оказывается и его личная жизнь, и перемены, произошедшие в стране. Тема родины возникает не случайно. Во-первых, она всегда играла важную роль в творчестве Есенина. Во-вторых, в начале XX столетия Россия пережила множество потрясений – войны, революции, конец монархии и приход к власти большевиков. Естественно, эти перемены не могли не отразиться на жизни народа. И вполне логично, что лирическому герою стихотворения хочется в них разобраться.

Сожаление о бесцельно проведенной молодости возникает только ближе к концу анализируемого произведения. Тогда же всплывает кабацкая тема, часто встречающаяся в поздней лирике Есенина. Только к тридцати годам герой осознал, что убитое на питейные заведения время было потрачено впустую. Впрочем, далее оказывается, что высказанное сожаление – лишь минутная слабость. В последнем четверостишии опять происходит поворот. Герой пытается оправдать себя, определить новый вектор развития. Да, молодость осталась позади, но и старость еще не наступила. Получается, герой переживает сейчас лучшее время – у него есть опыт, полученный в юности, и есть силы продолжать жить полной жизнью, не повторяя старых ошибок.

Оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности. На лирике Есенина последних лет лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время: и предчувствием неизбежности конца патриархальной России, и постепенным осознанием важности «индустриальной мощи» для будущего его родины и пафосом любви ко всему живому на земле.

Лирический герой поэта – современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив; характер драматичен. Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия. Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия, поиски утраченной гармонии души на основе нового идеала.

В стихотворении ас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:

А теперь вот в лесной обители
Даже слышно,как падает лист

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России. Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении существуют не ради красоты формы, а для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.

Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное…

Душа поэта действительно была «поле безбрежное ». Его стихотворение – это не слова, а поэзия бесстрашной искренности. Мне кажется, что внутренняя драма Есенина последних лет так неотвратимо определена противоречием между поэзией души и прозой жизни.

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь
Так же гнется, как в поле трава.

Формулировка «дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава» написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает:

Эх ты молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар. В его поэзии образ — символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии. Пронзительную проникновенность стихотворению С.Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью:

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Сто, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

От предельного перенапряжения эпохи приходит ранняя, как в стихах у , усталость, и тогда остается только вздохнуть: «несказанное, синее, нежное…»-и некогда оглянуться в прошлое, потому что оттуда поэт как бы вынесен на бешенной тройке:

Я утих. Годы сделали дело.
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней огалделая
Прокатилась во всю страну.

Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание:

Понимаю, что было и не было.
Только жаль, на тридцатом году,
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. С. Есенин по началу радостно принимает революцию, потому что видит в ней праздник обновления России. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот, в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой.

Анализ стихотворения С.Есенина "Несказанное, синее, нежное..."
С.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия С.Е. удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности. На лирике Есенина последних лет лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время: и предчувствием неизбежности конца патриархальной России, и постепенным осознанием важности «индустриальной мощи» для будущего его родины и пафосом любви ко всему живому на земле. Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив; характер драматичен. Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия. Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия, поиски утраченной гармонии души на основе нового идеала. Что изменилось? Какие открытия делает для себя поэт?
«Несказанное, тихое, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз…»
В стихотворении нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно,как падает лист
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта. Любимые цвета Есенина - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России. Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении существуют не ради красоты формы, а для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя - поле безбрежное…
Душа поэта действительно была «поле безбрежное». Его стихотворение - это не слова, а поэзия бесстрашной искренности. Мне кажется, что внутренняя драма Есенина последних лет так неотвратимо определена противоречием между поэзией души и прозой жизни. Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом: Но ведь дуб молодой, не разжелудясь Так же гнется, как в поле трава. Формулировка « дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава» написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает: Эх ты молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова! Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар. В его поэзии образ - символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии. Пронзительную проникновенность стихотворению С.Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью:
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Сто, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
От предельного перенапряжения эпохи приходит ранняя, как в стихах у Лермонтова, усталость, и тогда остается только вздохнуть: несказанное, синее, нежное…»-и некогда оглянуться в прошлое, потому что оттуда поэт как бы вынесен на бешенной тройке:
Я утих. Годы сделали дело.
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней огалделая
Прокатилась во всю страну.
Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание:
Понимаю, что было и не было.
Только жаль, на тридцатом году,
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. С.Есенин по началу радостно принимает революцию, потому что видит в ней праздник обновления России. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот, в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой:
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране.
И простим, где нас горько обидели.
По чужой и по нашей вине.
Но не мыслит поэт своей жизни без России, и вскоре жизнь Есенина трагически обрывается. Но жизнь поэта, олицетворяющего все лучшее и прекрасное в народе, открытого, честного, мудрого, великого русского поэта С.Есенина - продолжается и будет продолжаться, пока существует сам русский народ.