Исчисляемые существительные: названия конкретных предметов (книга–книги) и абстрактных понятий (идея–идеи), которые поддаются счету.
- книга – книги
Cпособ образования множественного числа: к исчисляемому существительному в единственном числе прибавляется окончание – s – , а неопределенный артикль a\an (как показатель единственного числа исчисляемых существительных) исчезает за ненадобностью.
- a book – books
- an idea – ideas
- гусь – гуси
Cпособ образования множественного числа: изменение основы.
- a goose – geese
- a man – men
- a woman – women
- a child – children
- a foot – feet
- a mouse – mice
- овца – овцы
Cпособ образования множественного числа: есть в английском языке существительные, которые имеют общую форму для единственного и множественного числа.
- a sheep – sheep (a sheep is beautiful\ sheep are beautiful)
- a deer – deer
- a fish – fish
- величина - величины
Cпособ образования множественного числа: особые формы образования множественного числа имеют слова, заимствованные из латыни и греческого в 15 веке.
- datum – data
- phenomenon – phenomena (явление – явления)
- medium – media (средство – средства)
Неисчисляемые существительные
Неисчисляемые существительные: особые существительные, которые употребляются в форме единственного числа без неопределенного артикля и обозначают:
- все, что льется
- water – вода
- tea – чай
- coffee – кофе
- milk – молоко
- juice – сок
- oil – растительное масло, нефть
- petrol – бензин
- beer – пиво
- wine – вино
- все, что сыплется
- сахар – sugar
- salt – соль
- flour – мука, пудра
- sand – песок
- вещества съедобные
- bread – хлеб
- butter – масло сливочное
- cheese – сыр
- ham – ветчина
- meat – мясо
- honey – мед
- jam – варенье
- ice-cream – мороженое
- food – пища
- вещества несъедобные
- gold – золото
- silver – серебро
- iron – железо
- air – воздух
- glass – стекло
- stone – камень
- coal – уголь
- абстрактные понятия
- fun – смех, веселье
- luck – удача
- love – любовь
- friendship – дружба
- music – музыка
- weather – погода
- information – информация
- progress – прогресс, успех
- knowledge – знание\ знания
- advice – совет\ советы
- news – новость\новости
- freedom – свобода
- money – деньги
- hair – волосы (но! волосок – a hair)
- health – здоровье
- wealth – богатство
- traffic – движение, транспорт
- travel – путешествие
- shopping – посещение магазинов с целью что-нибудь купить
- furniture – мебель, обстановка
- equipment – оборудование
- homework – домашние задания
- housework – работа по дому
При необходимости выразить единичность используются выражения типа a piece of – (a piece of advice – совет, a piece of work – произведение); a sum of (a sum of money – сумма денег).
Преобразование в исчисляемое
Если к основе неисчисляемого существительного прибавляют суффикс множественного числа –S – оно обычно преобразуется в исчисляемое существительное:
- iron (железо) – irons (цепи)
- sugar (сахар) – 2 sugars (2 кусочка сахара)
- ice-cream (мороженое) - 2 ice-creams (2 порции мороженого)
- work (работа) – works (завод)
Как исчисляемые, так и неисчисляемые
Значительная группа английских существительных может быть как исчисляемыми, так и неисчисляемыми, но с большой разницей в значении:
- grammar (как составная часть науки о языке) – a grammar (учебник грамматики)
- beauty(красота) – a beauty (красавица)
- iron (железо) – an iron (утюг)
- work (работа, процесс труда) – a work of art (произведение искусства)
- glass (стекло) – a glass (стакан)
- study (процесс учения) – a study (кабинет)
- coffee (кофе) – a coffee (одна порция кофе, одна чашечка кофе)
Употребляются только во множественном числе
В английском языке есть существительные, употребляющиеся только во множественном числе:
- clothes – одежда
- police – полиция
- wages – зарплата
- goods – товар\товары
- thanks – благодарность
Собирательные существительные
В английском языке есть группа собирательных существительных таких как:
- family – семья
- team – команда
- class – класс
- audience – публика, аудитория
- crew – экипаж
- staff – персонал
Притяжательный падеж
Существительные в притяжательном падеже выражают отношение принадлежности чего-нибудь кому-нибудь или чему-нибудь; признак притяжательного падежа для людей и животных – "s или s’ (если нечто принадлежит существительному, которое заканчивается на S), для неодушевленных предметов – предлог of.- комната брата – the brother’s room
- комната Тома – (перед именами собственными артикль отсутствует!) Tom’s room
- дом мистера Брауна – Mr Brown’s house
- дом Браунов – the Browns’ house (the – для обозначения семьи: Ивановы – the Ivanovs)
- комната братьев – the brothers’ room
- комната детей – the children’s room
- комната моих детей – my children’s room
- собачий хвост – the dog’s tail
- крыша дома – the roof of the house
- успех компании (фирмы) – the company’s success or the success of the company
- идеи нашего века – the ideas of our age
- фотография Тома (на которой – сам Том) – the photo of Tom
- один из известных американских университетов – one of America’s famous universities
- население земного шара – the world’s population
- самый большой город в Италии – Italy’s largest city
- сегодняшняя газета – today’s newspaper
- осенний дождь – autumn’s rain
- August’s heat – августовская жара
- Monday’s programme – программа на понедельник
- пятиминутный перерыв – a five-minute break \ five minutes’ break
- приключения Тома и Джерри – Tom and Jerry’s adventures
- в доме у моей тети – at my aunt’s
- в парикмахерской – at the hairdresser’s
- комнаты моей дочери больше, чем комната моего сына – my daughter’s room is bigger than my son’s
Род
- В отличие от русского языка грамматический род у существительных в английском языке отсутствует.
По родам различают только местоимения 3-его лица единственного числа:
- he – он
- she – она
- it – оно
- This is a house. It is beautiful. – Это дом. Он красивый.
- This is a window. It is beautiful. – Это окно. Оно красивое.
- This is a room. It is beautiful. – Это комната. Она красивая.
- This is the “Titanic”. She is beautiful. – Это «Титаник». Он красивый.
- Значение рода можно передать составными существительными типа: a he-cousin – кузен \ a she-cousin – кузина; a she-wolf – волчица
NB!
в редких случаях суффикс –ess указывает на то, что существительное обозначает существо женского пола:
- a waiter (официант) – a waitress (официантка)
- an actor (актер) – an actress (актриса)
- a lion (лев) – a lioness(львица)
- a tiger (тигр) – a tigress (тигрица)
Существительные – определения
Существительные могут выступать в качестве левого определения, если они стоят перед другим существительным:
- a bank manager – банковский менеджер
- a jazz music lover – любитель джазовой музыки
- the city center – городской центр \ центр города
- table tennis – настольный теннис
- a tennis ball – теннисный мячик
- a wine glass – винный бокал NB! Но a glass of wine – бокал вина
1. Большинство имён существительных изменяется по числам, т.е. имеет две формы - единственного и множественного числа.
В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов: карандаш - карандаши, врач - врачи.
2. Только форму единственного числа имеют:
Большинство вещественных существительных: нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко;
Большинство отвлечённых (абстрактных) существительных: радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина;
Большинство собирательных существительных: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора;
Большинство имён собственных: Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.
Примечание. В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:
1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:
Видов, сортов вещества: вино - десертные вина, масло - технические масла;
Значение большого пространства, покрытого этим веществом: вода - воды океана, песок - пески Каракумов;
2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:
Различных проявлений качеств, свойств, состояний: возможность - новые возможности, радость - наши радости;
Длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия: мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.
3. Только форму множественного числа имеют:
Некоторые вещественные существительные: чернила, опилки, очистки;
Некоторые отвлечённые существительные: именины, выборы, нападки, козни, побои;
Некоторые собирательные существительные: деньги, финансы, дебри;
Некоторые имена собственные: Каракумы, Карпаты, роман «Бесы»;
Слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей: очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи;
Некоторые названия отрезков времени: сумерки, сутки, будни, каникулы.
Примечание. У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.
4. Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных.
Слова человек и ребёнок во множественном числе образуют формы люди и дети.
Слова сын и кум во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.
Слова мать и дочь во всех формах единственного (кроме именительного и винительного падежей) и множественного числа имеют суффикс -ер: матери, дочери.
Слова чудо, небо и древо во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса. Слова тело и слово имеют устаревшие формы множественного числа с этим суффиксом: телеса, словеса наряду с регулярными телá, словá.
Слово око во множественном числе имеет основу оч-: очи, очей, очам.
Слово ухо во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам.
Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам.
Слово церковь при склонении во множественном числе имеет вариант с твёрдой основой: церквями и церквами, о церквях и о церквах.
5. В русском языке, наряду с единственным и множественным числом, имеются следующие явления числового характера:
Собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья, сыновья, колья, коленья, листья, коренья против мн.ч. зубы, сыны, колы, колени, листы, корни);
Собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё, зверьё против мн.ч. дураки, звери);
Множественное число, выражающее совокупность объёмов или видов неисчисляемого существительного (пески, вóды, бегá).
Источники:
Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
Раздел «Склонение имён существительных» на сайте morpher.ru
Дополнительно:
Что такое имя существительное?
Как определить род имени существительного?
Как определить род неизменяемых существительных (слова типа жалюзи, какао)?
Как определить склонение существительного?
Где найти образцы склонения существительных?
Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
Как изменяется имя существительное?
Какие есть разряды имён существительных?
Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
Где найти упражнения к теме «Морфологические нормы употребления и образования имён существительных»?
Каковы особенности собственных имён существительных?
Какова синтаксическая роль имени существительного?
Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
Дополнительно на Геноне:
Каковы признаки отглагольных прилагательных?
Где найти примеры неизменяемых прилагательных?
Как отличить прилагательное от других частей речи?
У каких прилагательных могут быть нулевые окончания?
Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён прилагательных?
Какие грамматические значения выражают окончания прилагательных?
Где найти упражнения к теме «Ударения в именах прилагательных»?
Прежде, чем говорить про множественное число в английском языке, стоит отметить, что категорию числа имеют только существительные и местоимения. Если с местоимениями все достаточно просто (я – мы, ты – вы и так далее), то множественному числу существительных стоит уделить больше внимания.
Образование множественного числа существительных
1. Большинство английских существительных при образовании множественного числа подчиняются общему правилу: существительное приобретает окончание – s .
а) Если это окончание стоит после гласной или звонкой согласной, то оно читается звонко [z] :
card
(открытка) – cards [z]
(открытки)
glove
(перчатка) – gloves [z]
(перчатки)
table
(стол) – tables [z]
(столы)
window
(окно) – windows [z]
(окна)
б) Если же существительное в единственном числе заканчивается глухой согласной, то и окончание множественного числа – s будет звучать глухо [s] :
list
(список) – lists [s]
(списки)
desk
(стол) – desks [s]
(столы)
lamp
(лампа) – lamps [s]
(лампы)
elephant
(слон) – elephants [s]
(слоны)
2. В том случае, если на конце существительного в единственном числе стоят буквы – s , – ss, – x, – sh, – ch , то есть свистящие или шипящие, то для удобства произношения во множественном числе вместо – s используется окончание – es :
glass
(стакан) – glasses
(стаканы)
wish
(желание) – wishes
(желания)
bas
(автобус) – bases
(автобусы)
dish
(блюдо) – dishes
(блюда)
3. Если английское существительное заканчивается на – y , а перед ней стоит согласная, то во множественном числе прибавляется окончание – es , а буква – y меняется на – i :
army
(армия) – armies
(армии)
city
(город) – cities
(города)
Если же перед конечной – y стоит гласная буква, то множественное число образуется с помощью окончания – s :
day
(день) – days
(дни)
boy
(мальчик) – boys
(мальчики)
4. Существительные, заканчивающиеся на – f или – fe , во множественном числе приобретают окончание – es , при этом буква – f меняется на – v :
wolf
(волк) – wolves
(волки)
shelf
(полка) – shelves
(полки)
wife
(жена) – wives
(жены)
knife
(нож) – knives
(ножи)
Однако в некоторых случаях это правило не соблюдается:
roof
(крыша) – roofs
(крыши)
chief
(начальник) – chiefs
(начальники)
belief
(вера) – beliefs
(веры)
kerchief
(платок) – kerchiefs
(платки)
5. Если существительное заканчивается на – o , то для образования множественного числа прибавляется окончание – es :
tomato
(помидор) – tomatoes
(помидоры)
hero
(герой) – heroes
(герои)
Но здесь так же есть исключения:
photo
(фотография) – photos
(фотографии)
piano
(рояль) – pianos
(рояли)
studio
(студия) – studios
(студии)
pro
(профи) – pros
(профи)
zoo
(зоопарк) – zoos
(зоопарки)
Особые случаи образования множественного числа
Существует ряд существительных в английском языке, которые не подчиняются общему правилу, и образование множественного числа происходит другим способом
1. Некоторые существительные сохранили древние формы множественного числа путем изменения корневой гласной:
man
(мужчина) – men
(мужчины)
woman
(женщина) — women
(женщины)
foot
(нога) – feet
(ноги)
tooth
(зуб) – teeth
(зубы)
mouse
(мышь) – mice
(мыши)
goose
(гусь) – geese
(гуси)
louse
(вошь) – lice
(вши)
2. Есть существительные, образующие форму множественного числа с помощью окончания – en . Их всего два:
ox
(бык) – oxen
(быки)
child
(ребенок) – children
(дети)
3. В английском языке есть существительные, которые заимствованы из греческого и латинского языка. Они сохранили форму множественного числа этих языков:
nucleus
(ядро) – nuclei
(ядра)
erratum
(ошибка) – errata
(ошибки)
phenomenon
(явление, феномен) – phenomena
(явления, феномены)
radius
(радиус) – radii
(радиусы)
crisis
(кризис) – crises
(кризисы)
4. У некоторых английских существительных форма единственного и множественного числа совпадает:
deer
(олень) – deer
(олени)
sheep
(овца) – sheep
(овцы)
fish
(рыба) – fish
(рыбы)
Но в случае, если речь идет о различных видах рыб, употребляется форма fishes .
Множественное число сложных существительных
Образование множественного числа сложных слов зависит от того, как это слово пишется, слитно или через дефис, и от состава самого слова.
1. Если слово пишется слитно, то изменяется только вторая часть слова согласно общим правилам:
schoolgirl
(школьница) – schoolgirls
(школьницы)
housewife
(домохозяйка) – housewives
(домохозяйки)
2. Если в существительном присутствует дефис, то форму множественного числа принимает та часть слова, которая несет основное смысловое значение:
self-portrait
(автопортрет) – self-portraits
(автопортреты)
mother-in-law
(теща) – mothers-in-law
(тещи)
3. В том случае, если на первом месте в сложном существительном стоят слова man или woman, изменяются обе части слова:
man-seller
(продавец) – men-sellers
(продавцы)
woman-artist
(художница) – women-artists
(художницы)
Существительные, употребляемые только в единственном числе
Ряд существительных в английском языке не имеет формы множественного числа, и всегда используются только в единственном числе. При этом число существительного в русском и английском языке может не совпадать.
1. Например, только единственное число имеют следующие существительные:
advice
(советы)
information
(информация)
news
(новости)
progress
(прогресс, успех)
knowledge
(знание, познание)
hair
(волосы)
fruit
(фрукты)
Однако, и здесь возможны исключения. Например, когда речь идет о разных видах и сортах фруктов, то употребляется множественное число: fruits
.
Слово hair
в значении «волосок» имеет форму множественного числа: hairs
– волоски.
2. Только в единственном числе обычно употребляются неисчисляемые существительные:
love (любовь), money (деньги), gold (золото), poetry (поэзия).
3. Названия наук, которые заканчиваются на – ics , употребляются как существительные единственного числа:
physics – физика, genetics – генетика, mathematics – математика.
Существительные, употребляемые только во множественном числе
В английском языке есть ряд существительных, которые употребляются только во множественном числе, хотя в русском языке для этих слов форма единственного числа может существовать, например:
riches
– богатство
wages
– зарплата
clothes
– одежда
contents
– содержание
scales
– весы
Только во множественном числе употребляются парные предметы:
trousers
– брюки
scissors
– ножницы
spectacles
– очки
jeans
– джинсы
Слово people в значении «люди» имеет только форму множественного числа. Если же оно имеет значение «народ», «нация», то может употребляться как в единственном, так и во множественном числе.
Чтобы научиться легко и свободно использовать существительные в своей речи, не путаясь в их числе, нужна языковая практика. Важно все, что вы выучили, тут же использовать в живой речи, иначе тема не усвоится и быстро забудется. Абсолютно бесплатно вы можете практиковать свой английский на канале «English – говори свободно!» Ждем вас в эфире.
5-й класс
Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа
Сценарий открытого урока
Цели урока:
1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.
Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Начало урока.
Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.
Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.
2. Запись предложения под диктовку.
В старину на Руси месяц март называли «березоль».
В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:
«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, “березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».
Беседа с классом
– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.
– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)
– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)
– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).
– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.
3. Анализ домашний (подписи под рисунками).
– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.
Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.
Запишите предложения в исправленном виде.
(На дереве листья. В книге листы.)
– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.
(В дневнике колы. В изгороди колья.)
– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.
(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )
– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?
(Да, потому что это зубья вил. )
– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?
(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)
– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.
(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)
Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.
4. Знакомство с темой урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.
1-я группа:
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
2-я группа:
Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)
3-я группа:
Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?
(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)
Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.
В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.
5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?
Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .
(сани, шорты, качели);
Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
Собственные (Карпаты, Альпы).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.
6. Лексическая работа.
– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?
– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.
– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.
7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
8. Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .
Слова для справок
Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити Грабли Дрожжи |
Обои Объедки Опилки Прятки Помои Пельмени Панталоны Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сласти Каникулы |
Сухофрукты Сливки Спагетти Сани Сумерки Стансы Тропики Торги Тефтели Узы Фижмы Фисташки Хлопоты Хлопья Хоры |
На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.
В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.
9. Творческое задание .
Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
10. Домашнее задание:
1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.
2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.
3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).
Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).
Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).
Чары, чар.
1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .
2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .
Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.
Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .
Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.
Узы, уз.
1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).
2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.
Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .
Торги, -ов.
1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.
2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.
Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.
Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.
Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .
1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ
Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».
1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
(Февраль. Достать чернил и плакать...)
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.
(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)
2. Справка в тетрадь по теории.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);
Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);
Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).
У таких существительных не определяются род и тип склонения.
С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.