Какие слова бывают только во множественном числе. Множественное число в английском языке

Исчисляемые существительные: названия конкретных предметов (книга–книги) и абстрактных понятий (идея–идеи), которые поддаются счету.

  1. книга – книги Cпособ образования множественного числа: к исчисляемому существительному в единственном числе прибавляется окончание – s – , а неопределенный артикль a\an (как показатель единственного числа исчисляемых существительных) исчезает за ненадобностью.
    • a book – books
    • an idea – ideas
    NB - a holiday – holidays в единственном числе – означает «праздник» Во множественном числе – кроме слова «праздники» имеет еще одно значение – «каникулы»
  2. гусь – гуси Cпособ образования множественного числа: изменение основы.
    • a goose – geese
    • a man – men
    • a woman – women
    • a child – children
    • a foot – feet
    • a mouse – mice
  3. овца – овцы Cпособ образования множественного числа: есть в английском языке существительные, которые имеют общую форму для единственного и множественного числа.
    • a sheep – sheep (a sheep is beautiful\ sheep are beautiful)
    • a deer – deer
    • a fish – fish
  4. величина - величины Cпособ образования множественного числа: особые формы образования множественного числа имеют слова, заимствованные из латыни и греческого в 15 веке.
    • datum – data
    • phenomenon – phenomena (явление – явления)
    • medium – media (средство – средства)

Неисчисляемые существительные

Неисчисляемые существительные: особые существительные, которые употребляются в форме единственного числа без неопределенного артикля и обозначают:

  1. все, что льется
    • water – вода
    • tea – чай
    • coffee – кофе
    • milk – молоко
    • juice – сок
    • oil – растительное масло, нефть
    • petrol – бензин
    • beer – пиво
    • wine – вино
  2. все, что сыплется
    • сахар – sugar
    • salt – соль
    • flour – мука, пудра
    • sand – песок
  3. вещества съедобные
    • bread – хлеб
    • butter – масло сливочное
    • cheese – сыр
    • ham – ветчина
    • meat – мясо
    • honey – мед
    • jam – варенье
    • ice-cream – мороженое
    • food – пища
  4. вещества несъедобные
    • gold – золото
    • silver – серебро
    • iron – железо
    • air – воздух
    • glass – стекло
    • stone – камень
    • coal – уголь
  5. абстрактные понятия
    • fun – смех, веселье
    • luck – удача
    • love – любовь
    • friendship – дружба
    • music – музыка
    • weather – погода
    • information – информация
    • progress – прогресс, успех
    • knowledge – знание\ знания
    • advice – совет\ советы
    • news – новость\новости
    • freedom – свобода
    • money – деньги
    • hair – волосы (но! волосок – a hair)
    • health – здоровье
    • wealth – богатство
    • traffic – движение, транспорт
    • travel – путешествие
    • shopping – посещение магазинов с целью что-нибудь купить
    • furniture – мебель, обстановка
    • equipment – оборудование
    • homework – домашние задания
    • housework – работа по дому
    Money is big – деньги большие Hair is long – волосы длинные News is good – новости хорошие Advice is great – советы замечательные \ совет замечательный

При необходимости выразить единичность используются выражения типа a piece of – (a piece of advice – совет, a piece of work – произведение); a sum of (a sum of money – сумма денег).

Преобразование в исчисляемое

Если к основе неисчисляемого существительного прибавляют суффикс множественного числа –S – оно обычно преобразуется в исчисляемое существительное:

  • iron (железо) – irons (цепи)
  • sugar (сахар) – 2 sugars (2 кусочка сахара)
  • ice-cream (мороженое) - 2 ice-creams (2 порции мороженого)
  • work (работа) – works (завод)
NB существительное weather употребляется во множественном числе только в выражении in all weathers – в любую погоду

Как исчисляемые, так и неисчисляемые

Значительная группа английских существительных может быть как исчисляемыми, так и неисчисляемыми, но с большой разницей в значении:

  • grammar (как составная часть науки о языке) – a grammar (учебник грамматики)
  • beauty(красота) – a beauty (красавица)
  • iron (железо) – an iron (утюг)
  • work (работа, процесс труда) – a work of art (произведение искусства)
  • glass (стекло) – a glass (стакан)
  • study (процесс учения) – a study (кабинет)
  • coffee (кофе) – a coffee (одна порция кофе, одна чашечка кофе)

Употребляются только во множественном числе

В английском языке есть существительные, употребляющиеся только во множественном числе:

  • clothes – одежда
  • police – полиция
  • wages – зарплата
  • goods – товар\товары
  • thanks – благодарность

Собирательные существительные

В английском языке есть группа собирательных существительных таких как:

  • family – семья
  • team – команда
  • class – класс
  • audience – публика, аудитория
  • crew – экипаж
  • staff – персонал
грамматическое число этих существительных зависит от контекста: my family is big (семья как единый коллектив) my family are strict to me (все члены моей семьи строги со мной)

Притяжательный падеж

Существительные в притяжательном падеже выражают отношение принадлежности чего-нибудь кому-нибудь или чему-нибудь; признак притяжательного падежа для людей и животных – "s или s’ (если нечто принадлежит существительному, которое заканчивается на S), для неодушевленных предметов – предлог of.
  1. комната брата – the brother’s room
  2. комната Тома – (перед именами собственными артикль отсутствует!) Tom’s room
  3. дом мистера Брауна – Mr Brown’s house
  4. дом Браунов – the Browns’ house (the – для обозначения семьи: Ивановы – the Ivanovs)
  5. комната братьев – the brothers’ room
  6. комната детей – the children’s room
  7. комната моих детей – my children’s room
  8. собачий хвост – the dog’s tail
  9. крыша дома – the roof of the house
  10. успех компании (фирмы) – the company’s success or the success of the company
  11. идеи нашего века – the ideas of our age
  12. фотография Тома (на которой – сам Том) – the photo of Tom
  13. один из известных американских университетов – one of America’s famous universities
  14. население земного шара – the world’s population
  15. самый большой город в Италии – Italy’s largest city
  16. сегодняшняя газета – today’s newspaper
  17. осенний дождь – autumn’s rain
  18. August’s heat – августовская жара
  19. Monday’s programme – программа на понедельник
  20. пятиминутный перерыв – a five-minute break \ five minutes’ break
  21. приключения Тома и Джерри – Tom and Jerry’s adventures
  22. в доме у моей тети – at my aunt’s
  23. в парикмахерской – at the hairdresser’s
  24. комнаты моей дочери больше, чем комната моего сына – my daughter’s room is bigger than my son’s

Род

  1. В отличие от русского языка грамматический род у существительных в английском языке отсутствует. По родам различают только местоимения 3-его лица единственного числа:
    • he – он
    • she – она
    • it – оно
    На русский язык личное местоимение it переводится одним из трех местоимений он, она, оно в зависимости от рода соответствующего существительного в русском языке:
    • This is a house. It is beautiful. – Это дом. Он красивый.
    • This is a window. It is beautiful. – Это окно. Оно красивое.
    • This is a room. It is beautiful. – Это комната. Она красивая.
    NB! Название судов и стран обычно соотносится с местоимением she:
    • This is the “Titanic”. She is beautiful. – Это «Титаник». Он красивый.
  2. Значение рода можно передать составными существительными типа: a he-cousin – кузен \ a she-cousin – кузина; a she-wolf – волчица NB! в редких случаях суффикс –ess указывает на то, что существительное обозначает существо женского пола:
    • a waiter (официант) – a waitress (официантка)
    • an actor (актер) – an actress (актриса)
    • a lion (лев) – a lioness(львица)
    • a tiger (тигр) – a tigress (тигрица)

Существительные – определения

Существительные могут выступать в качестве левого определения, если они стоят перед другим существительным:

  • a bank manager – банковский менеджер
  • a jazz music lover – любитель джазовой музыки
  • the city center – городской центр \ центр города
  • table tennis – настольный теннис
  • a tennis ball – теннисный мячик
  • a wine glass – винный бокал NB! Но a glass of wine – бокал вина

1. Большинство имён существительных изменяется по числам, т.е. имеет две формы - единственного и множественного числа.

В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов: карандаш - карандаши, врач - врачи.

2. Только форму единственного числа имеют:

Большинство вещественных существительных: нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко;

Большинство отвлечённых (абстрактных) существительных: радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина;

Большинство собирательных существительных: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора;

Большинство имён собственных: Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Примечание. В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:

Видов, сортов вещества: вино - десертные вина, масло - технические масла;

Значение большого пространства, покрытого этим веществом: вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

Различных проявлений качеств, свойств, состояний: возможность - новые возможности, радость - наши радости;

Длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия: мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

3. Только форму множественного числа имеют:

Некоторые вещественные существительные: чернила, опилки, очистки;

Некоторые отвлечённые существительные: именины, выборы, нападки, козни, побои;

Некоторые собирательные существительные: деньги, финансы, дебри;

Некоторые имена собственные: Каракумы, Карпаты, роман «Бесы»;

Слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей: очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи;

Некоторые названия отрезков времени: сумерки, сутки, будни, каникулы.

Примечание. У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.

4. Особенности образования форм множественного числа у некоторых имён существительных.

Слова человек и ребёнок во множественном числе образуют формы люди и дети.

Слова сын и кум во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.

Слова мать и дочь во всех формах единственного (кроме именительного и винительного падежей) и множественного числа имеют суффикс -ер: матери, дочери.

Слова чудо, небо и древо во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса. Слова тело и слово имеют устаревшие формы множественного числа с этим суффиксом: телеса, словеса наряду с регулярными телá, словá.

Слово око во множественном числе имеет основу оч-: очи, очей, очам.

Слово ухо во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам.

Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам.

Слово церковь при склонении во множественном числе имеет вариант с твёрдой основой: церквями и церквами, о церквях и о церквах.

5. В русском языке, наряду с единственным и множественным числом, имеются следующие явления числового характера:

Собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья, сыновья, колья, коленья, листья, коренья против мн.ч. зубы, сыны, колы, колени, листы, корни);

Собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё, зверьё против мн.ч. дураки, звери);

Множественное число, выражающее совокупность объёмов или видов неисчисляемого существительного (пески, вóды, бегá).

Источники:

Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
Раздел «Склонение имён существительных» на сайте morpher.ru

Дополнительно:

Что такое имя существительное?
Как определить род имени существительного?
Как определить род неизменяемых существительных (слова типа жалюзи, какао)?
Как определить склонение существительного?
Где найти образцы склонения существительных?
Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
Как изменяется имя существительное?
Какие есть разряды имён существительных?
Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
Где найти упражнения к теме «Морфологические нормы употребления и образования имён существительных»?
Каковы особенности собственных имён существительных?
Какова синтаксическая роль имени существительного?
Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

Дополнительно на Геноне:

Каковы признаки отглагольных прилагательных?
Где найти примеры неизменяемых прилагательных?
Как отличить прилагательное от других частей речи?
У каких прилагательных могут быть нулевые окончания?
Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён прилагательных?
Какие грамматические значения выражают окончания прилагательных?
Где найти упражнения к теме «Ударения в именах прилагательных»?

Прежде, чем говорить про множественное число в английском языке, стоит отметить, что категорию числа имеют только существительные и местоимения. Если с местоимениями все достаточно просто (я – мы, ты – вы и так далее), то множественному числу существительных стоит уделить больше внимания.

Образование множественного числа существительных

1. Большинство английских существительных при образовании множественного числа подчиняются общему правилу: существительное приобретает окончание – s .

а) Если это окончание стоит после гласной или звонкой согласной, то оно читается звонко [z] :

card (открытка) – cards [z] (открытки)
glove (перчатка) – gloves [z] (перчатки)
table (стол) – tables [z] (столы)
window (окно) – windows [z] (окна)

б) Если же существительное в единственном числе заканчивается глухой согласной, то и окончание множественного числа – s будет звучать глухо [s] :

list (список) – lists [s] (списки)
desk (стол) – desks [s] (столы)
lamp (лампа) – lamps [s] (лампы)
elephant (слон) – elephants [s] (слоны)

2. В том случае, если на конце существительного в единственном числе стоят буквы – s , – ss, – x, – sh, – ch , то есть свистящие или шипящие, то для удобства произношения во множественном числе вместо – s используется окончание – es :

glass (стакан) – glasses (стаканы)
wish (желание) – wishes (желания)
bas (автобус) – bases (автобусы)
dish (блюдо) – dishes (блюда)

3. Если английское существительное заканчивается на – y , а перед ней стоит согласная, то во множественном числе прибавляется окончание – es , а буква – y меняется на – i :

army (армия) – armies (армии)
city (город) – cities (города)

Если же перед конечной – y стоит гласная буква, то множественное число образуется с помощью окончания – s :

day (день) – days (дни)
boy (мальчик) – boys (мальчики)

4. Существительные, заканчивающиеся на – f или – fe , во множественном числе приобретают окончание – es , при этом буква – f меняется на – v :

wolf (волк) – wolves (волки)
shelf (полка) – shelves (полки)
wife (жена) – wives (жены)
knife (нож) – knives (ножи)

Однако в некоторых случаях это правило не соблюдается:

roof (крыша) – roofs (крыши)
chief (начальник) – chiefs (начальники)
belief (вера) – beliefs (веры)
kerchief (платок) – kerchiefs (платки)

5. Если существительное заканчивается на – o , то для образования множественного числа прибавляется окончание – es :

tomato (помидор) – tomatoes (помидоры)
hero (герой) – heroes (герои)

Но здесь так же есть исключения:

photo (фотография) – photos (фотографии)
piano (рояль) – pianos (рояли)
studio (студия) – studios (студии)
pro (профи) – pros (профи)
zoo (зоопарк) – zoos (зоопарки)

Особые случаи образования множественного числа

Существует ряд существительных в английском языке, которые не подчиняются общему правилу, и образование множественного числа происходит другим способом

1. Некоторые существительные сохранили древние формы множественного числа путем изменения корневой гласной:

man (мужчина) – men (мужчины)
woman (женщина) — women (женщины)
foot (нога) – feet (ноги)
tooth (зуб) – teeth (зубы)
mouse (мышь) – mice (мыши)
goose (гусь) – geese (гуси)
louse (вошь) – lice (вши)

2. Есть существительные, образующие форму множественного числа с помощью окончания – en . Их всего два:

ox (бык) – oxen (быки)
child (ребенок) – children (дети)

3. В английском языке есть существительные, которые заимствованы из греческого и латинского языка. Они сохранили форму множественного числа этих языков:

nucleus (ядро) – nuclei (ядра)
erratum (ошибка) – errata (ошибки)
phenomenon (явление, феномен) – phenomena (явления, феномены)
radius (радиус) – radii (радиусы)
crisis (кризис) – crises (кризисы)

4. У некоторых английских существительных форма единственного и множественного числа совпадает:

deer (олень) – deer (олени)
sheep (овца) – sheep (овцы)
fish (рыба) – fish (рыбы)

Но в случае, если речь идет о различных видах рыб, употребляется форма fishes .

Множественное число сложных существительных

Образование множественного числа сложных слов зависит от того, как это слово пишется, слитно или через дефис, и от состава самого слова.

1. Если слово пишется слитно, то изменяется только вторая часть слова согласно общим правилам:

schoolgirl (школьница) – schoolgirls (школьницы)
housewife (домохозяйка) – housewives (домохозяйки)

2. Если в существительном присутствует дефис, то форму множественного числа принимает та часть слова, которая несет основное смысловое значение:

self-portrait (автопортрет) – self-portraits (автопортреты)
mother-in-law (теща) – mothers-in-law (тещи)

3. В том случае, если на первом месте в сложном существительном стоят слова man или woman, изменяются обе части слова:

man-seller (продавец) – men-sellers (продавцы)
woman-artist (художница) – women-artists (художницы)

Существительные, употребляемые только в единственном числе

Ряд существительных в английском языке не имеет формы множественного числа, и всегда используются только в единственном числе. При этом число существительного в русском и английском языке может не совпадать.

1. Например, только единственное число имеют следующие существительные:

advice (советы)
information (информация)
news (новости)
progress (прогресс, успех)
knowledge (знание, познание)
hair (волосы)
fruit (фрукты)

Однако, и здесь возможны исключения. Например, когда речь идет о разных видах и сортах фруктов, то употребляется множественное число: fruits .
Слово hair в значении «волосок» имеет форму множественного числа: hairs – волоски.

2. Только в единственном числе обычно употребляются неисчисляемые существительные:

love (любовь), money (деньги), gold (золото), poetry (поэзия).

3. Названия наук, которые заканчиваются на – ics , употребляются как существительные единственного числа:

physics – физика, genetics – генетика, mathematics – математика.

Существительные, употребляемые только во множественном числе

В английском языке есть ряд существительных, которые употребляются только во множественном числе, хотя в русском языке для этих слов форма единственного числа может существовать, например:

riches – богатство
wages – зарплата
clothes – одежда
contents – содержание
scales – весы

Только во множественном числе употребляются парные предметы:

trousers – брюки
scissors – ножницы
spectacles – очки
jeans – джинсы

Слово people в значении «люди» имеет только форму множественного числа. Если же оно имеет значение «народ», «нация», то может употребляться как в единственном, так и во множественном числе.

Чтобы научиться легко и свободно использовать существительные в своей речи, не путаясь в их числе, нужна языковая практика. Важно все, что вы выучили, тут же использовать в живой речи, иначе тема не усвоится и быстро забудется. Абсолютно бесплатно вы можете практиковать свой английский на канале «English – говори свободно!» Ждем вас в эфире.

5-й класс

Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа

Сценарий открытого урока

Цели урока:

1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Начало урока.

Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.

Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.

Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.

2. Запись предложения под диктовку.

В старину на Руси месяц март называли «березоль».

В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:

«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное словостар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».

Беседа с классом

– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.

– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)

– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)

– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).

– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.

3. Анализ домашний (подписи под рисунками).

– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.

Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.

Запишите предложения в исправленном виде.

(На дереве листья. В книге листы.)

– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.

(В дневнике колы. В изгороди колья.)

– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.

(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )

– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?

(Да, потому что это зубья вил. )

– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?

(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)

– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.

(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)

Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.

4. Знакомство с темой урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.

1-я группа:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

2-я группа:

Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)

3-я группа:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?

(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)

Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.

В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.

5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .

(сани, шорты, качели);

Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);

Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);

Собственные (Карпаты, Альпы).

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.

6. Лексическая работа.

– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?

– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.

– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.

7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

8. Поисковая работа.

В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

9. Творческое задание .

Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.

10. Домашнее задание:

1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.

2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.

3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).

Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).

Чары, чар.

1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .

2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .

Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.

Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.

Узы, уз.

1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).

2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.

Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .

Торги, -ов.

1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.

2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.

Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.

Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.

Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .

1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

(Февраль. Достать чернил и плакать...)

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Справка в тетрадь по теории.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);

Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);

Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);

Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).

У таких существительных не определяются род и тип склонения.

С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.