Без тревоги спит медведь в своей берлоге. Ладонщиков георгий - медведь проснулся

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект урока альтернативному чтению

Тема:

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».

4Д класс

Учитель О.Б. Прохорук

Санкт-Петербург

2012

Цель: развивать навык слушания стихов.

Задачи.

Образовательные:

Формировать умение пересказывать с помощь педагога, опираясь на картинку;

Учить соотносить слова с картинкой.

Коррекционные:

Развивать активный словарь;

Развивать память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, бережное отношение к учебным пособиям.

Ход урока
Организационный этап.

Что делают наши глазки?
Что делают наши ушки?

Что делает наша голова?

Основная часть.

Какое сейчас время года?

Какие признаки весны мы можем увидеть?

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Медведь проснулся».

Медведь проснулся

Без печали, без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит – каплет…
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил -
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна!

Как называется стихотворение?

Где медведь спал? (в берлоге)
- Почему медведь проснулся? (каплет)
- Что заставило медведя вскочить? (кругом вода)
- Почему заспешил наружу? (заливает)
- Что увидел медведь, когда вылез наружу? (кругом лужи) .

Физминутка. (Как на горке снег-снег…)

Расскажите, о чем говорилось в стихотворении.

Посмотрите на картинки – что было сначала? Что произошло потом?

Соотнесение слова и картинки. К картинке нужно подобрать слова.

(Весна, зима, берлога, медведь, снег).

Упражнение “Найди медведя”.(Выбери картинку с медведем).

Ребята! Медведь вылез из берлоги и разметал все буквы! Помоги собрать буквы в слова! (Составление слов по образцу из букв.)

Заключительная часть.

Чем мы занимались сегодня на уроке? Слушали стихотворение «Медведь проснулся». Читали и составляли слова, рассматривали картинки.

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки все услышали (погладить ушки),

Глазки посмотрели (погладить веки),

Ручки все исполнили (погладить ладошки),

А ножки посидели (погладить ножки).


Георгий Ладонщиков

Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.

Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил -
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег...
Пpишла весна.

Читает Олег Табаков

Ладонщиков Георгий Афанасьевич– русский советский поэт.
Заслуженный работник культуры РСФСР (1976). Родился в крестьянской семье. Окончил Высшие литературные курсы (1960). Участник Великой Отечественной войны. Печатается с 1934 года. В 1951 году опубликовал книгу стихов для детей «Маленькие мастера». Теме трудового, морально-этического и патриотического воспитания подрастающего поколения посвящены книги «Кто быстрей?» (1945), «Точильщик» (1958), «Своими руками» (1960), «Лето в разгаре» (1963), «Чучело гороховое» (1966), «Самокат» (1969), «Про больших и маленьких» (1979), «Спор на скворечне» (1972), сб. юмористических стихов «…И с любовью шутят» (1972), сб. стихов «Чай с вареньем» (1976). Переводит стихи и прозу с языков народов СССР.

Название занятия:

Г.Ладонщиков «Медведь проснулся»

Общая цель:

Знать содержание стихотворени я , уметь анализировать произведение

Ожидаемый результат:

Все учащиеся знают содержание стих-я , могут давать ответы на вопросы

Большинство учащихся смогут делать выводы

Некоторые учащиеся смогут дать оценку произведению

Тип урока:

Урок формирования умений и навыков

Задания:

фронтальные, самостоятельные, парные, групповые

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

учебник, видеозапись, карточки с заданиями, фото медведя

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть

(5 мин)

Эмоциональный настрой.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ -

Вы учите их – они учат вас!

Чтоб урок прошел не зря

Вам желаю я, друзья,

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были!!!

Настраиваются на урок

Презентация (15 мин)

СП Проверка д\з.

Выр.чтение стихотворения наизусть по выбору. ФО

Чтение скороговорок:

Ос- ос- ос сильный мороз.
Ос-ос-ос на дворе трещит мороз.
Ос-ос-ос заморозил нас мороз.
Ос-ос-ос заморозил щёки, нос.
Береги нос в сильный мороз.
Сильный мороз хватает за нос.
Не боюсь тебя, мороз, растираю снегом нос!

Какому времени года посвящены скороговорки? (зиме)

А какое время года приближается? (весна)

Работа в парах : придумать окончание для скороговорок о весне.

На-на-на ранняя ……(весна)

Едь=едь-едь просыпается ….(медведь)

Нег-нег-нег тает, тает, тает ….(снег) ФО

читают стихи наизусть

работают в парах

Основная часть

(20 мин)

Сообщение темы урока. Целеполагание.

Загадка про медведя.(Милана)

Летом он малину кушал,
Медом сладко запивал.

А как только снег нападал,

Позе
в нул и спать упал.
Видел он или не видел сны,

А проспал аж до весны.

По каким словам вы догадались, что это медведь?

Почему медведь зимой спит?

Что нужно ему делать осенью, чтобы перезимовать?

Расшифровка темы урока.

Мъеъдъъвъеъдъь пъръоъсънъуълсъя

Целеполагание.

-Поставьте цель на урок.

Ладонщиков Георгий Афанасьевич– русский советский поэт.
Заслуженный работник культуры РСФСР (1976). Родился в крестьянской семье. Окончил Высшие литературные курсы (1960). Участник Великой Отечественной войны. Печатается с 1934 года. В 1951 году опубликовал книгу стихов для детей «Маленькие мастера». Теме трудового, морально-этического и патриотического воспитания подрастающего поколения посвящены книги «Кто быстрей?» (1945), «Точильщик» (1958), «Своими руками» (1960), «Лето в разгаре» (1963), «Чучело гороховое» (1966), «Самокат» (1969), «Про больших и маленьких» (1979), «Спор на скворечне» (1972), сб. юмористических стихов «…И с любовью шутят» (1972), сб. стихов «Чай с вареньем» (1976). Переводит стихи и прозу с языков народов СССР

Словарная работа:

каплет-капает

косолапый-медведь

пошарил-потрогал

Слушание видеозаписи стих-я.

- О ком стих-е?

- Какие сны мог видеть медведь?

- Что разбудило его?

Жужжащее чтение (1 мин)

Чтение цепочкой уч-ся.

- Перечислите действия медведя после того, как он проснулся?

Найдите в тексте строчки, в которых описывается приход весны.

С каким настроением рассказывает автор о медведе?

Выберите слова, с помощью которых выражено настроение автора:

с радостью

с грустью

с нежностью

с восхищением

спокойно

весело

- Какова основная мысль стих-я?

- Какая фотография больше подходит к стиху?

Физминутка.

Работа в группах. «Банк слов»

Задание: вычеркнуть слова, не относящиеся к стихотворению «Медведь проснулся»

Весна, зима, осень, снег, вода, сосульки, спал, кушает, вылез, залез, тает, заморозила, берлога, гнездо, лужи, ушла . ФО Смайлики

Работа с одаренными. Придумать сказку о медведе.

Выразительное чтение стих-я.

ставят цель на урок

ч итают стих-е

анализируют прочитанное

отвечают на вопросы

работают в группах

Од. Придумывают сказку

Подведение итогов

(5 мин)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какое настроение у стих-я?

Радуется ли весне медведь?

Почему?

Д/з: с.133выр.чтение, написать письмо медведю.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Мария Федорова
Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» подготовительная группа

Конспект

непосредственно образовательной деятельности,

образовательная область «Коммуникация»

по теме : «Заучивание стихотворения

Г. Ладонщикова «Медведь проснулся »

Подготовительная группа

Подготовила :

воспитатель

Федорова М. А.

Направление развития : коммуникативное.

Доминирующая образовательная область : коммуникация.

Возрастная группа : старшая - подготовительная

Методы и приёмы :

Методы формирования (индивидуальная и фронтальная беседа) ;

Методы организации деятельности (пальчиковая игра, заучивание стихотворения ) ;

Методы стимулирования поведения (поощрения) ;

Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос ) ;Цель : Закрепление признаков весны, в процессе рассматривания иллюстраций, создание эмоционального отклика на картину весны, и заучивание стихотворения .

Задачи :

Образовательные :

1. Вызвать интерес у детей к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

2. Учить детей отвечать на вопросы , поддерживать диалог.

3. Учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства.

4. Упражнять в умении рассказывать стихотворение с использованием мнемотаблицы, связно, в логической последовательности.

6. Учить сочетать слова текста с движением пальцев рук.

7. Закрепить знания о приметах весны.

8. Закреплять умение составлять предложение из трех слов, находить и называть первое, второе и третье слово в предложении.

Развивающие :

1. Развивать связную речь.

2. Развивать умение описывать сюжет на картине.

3. Развивать быстрое мышление и речевую активность, память.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать навыки выразительного чтения.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к заучиванию стихотворных текстов .

2. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

3. Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе.

Словарная работа : каплет,пошарил,вскочил.

Материал к занятию : картинки о весне (последовательное изменение в природе,мнемотаблица к стихотворению Г . А. Ладонщикова «Медведь проснулся » ; схема предложения.

Подготовка к НОД в режимные моменты : наблюдения в природе за весенними

изменениями : таяние снега, голубизна неба, первые проталины, появление ручейков,

капель, изменение птичьих песен и поведения птиц, вспомнить с детьми приметы,

загадки, стихи о весне . Рассматривание картин, иллюстраций о весне. Знакомство со стихотворениями И . Токмаковой

«Весна» , Я. Колас «Песня о весне» . Обыгрывание пальчиковых игр, гимнастики, упражнений. Самостоятельная художественная деятельность детей по отражению в

детских работах весенних изменений в природе.

Время проведения : 25 минут

Ход НОД:

Водная часть

Мотивация Здравствуйте, мои друзья!

Дети здороваются.

Всех вас рада видеть я.

Проходите!

Какое у вас настроение?

Какое сейчас время года?

Что вы знаете о весне?

Весна это время года, когда все пробуждается. У всего есть начало и у весны есть начало. Посмотрите внимательно на картины и найдите среди них начало весны (дети находят)

Почему вы так думаете? (ребенок объясняет свой выбор)

Как вы считаете, какая следующая картинка? Объясните почему?

Какие изменения произошли в природе? 9 дети называют приметы весны)

Молодцы, ребята! Весной все просыпается : растения и некоторые животные

Какие животные просыпаются из зимней спячки ?

Я предлагаю вам почувствовать и показать,как просыпается природа весной .

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко.

Золотое донышко.

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

(прыжки на месте на двух ногах)

побежал в саду ручей

(бег по кругу)

Прилетели сто грачей

(летят по кругу)

А сугробы тают, тают.

(медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(тянутся на носочках вверх)

Основная часть :

Ребята, как вы сказали, что из зимней спячки просыпаются такие животные , как медведь и еж . И сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Ладонщикова «Медведь проснулся » и заучим это стихотворение .

Прошу вас внимательно послушать стихотворение , обращая внимание на схему (воспитатель читает стихотворение )

«Медведь проснулся »

Без печали, без тревоги

Спал медведь в своей берлоге .

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый ,

Слышит - каплет.

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил -

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу :

Заливает не до сна!

Вылез он и видит :

Тает снег.

Пришла весна!

Красивое стихотворение ?

О чем это стихотворение ?

Как спал медведь в своей берлоге ? (без печали, без тревоги)

Вдруг проснулся косолапый . Что слышит?

В темноте пошарил лапой. И вскочил? (кругом вода)

Что сделал медведь потом ? (заспешил медведь наружу )

Что видит? (лужи, тает снег)

(воспитатель читает стихотворение вновь . Затем стихотворение читают дети по схеме, индивидуально)

Ребята, попрошу вас составить предложение со словом : весна из трех слов (пришла долгожданная весна)

назовите первое слово (пришла, второе - (долгожданная, третье - (весна)

Аналогично составляются предложения со словами : ручей, капель.

Заключительная часть :

Дети прошу вас встаньте в круг.

Возьмитесь за руки, друзья.

У друга тёплая и нежная ладошка .

Поглажу друга за руку немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе рядом,

Без друга плохо жить, запомнить это надо.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» по картинкам» Цель: создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения, при помощи приёма мнемотехники. Задачи: Помочь детям с помощью.

Конспект занятия по ОХЛ «Заучивание стихотворения М. Кравчук «Вырастает город»» (средняя группа) Задачи: 1. Закреплять знания детей о названии родного города, об основных достопримечательностях, улицах, умение узнавать их на фотографиях.

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» (младшая группа) Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Заучивание.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения В. Мировича «Листопад» в младшей группе Цель: Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать.