III. Закрепление темы «Сказуемое

Контрольный диктант

« Главные члены предложения»

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским

архитектором. Захаров задумал создать здание протяженностью

почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства

русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не произво-

дит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта русской композиции Адмиралтейства - то широко растянутая

горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни

суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые

всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально-

гладки естены сочетаются с величественными колоннами и широкими арочными про-

метами. Здание украшено золотым штилем. В Адмиралтействе есть и праздничность,

и нарядность.

(По М. Елпатову).

Грамматическое задание.

1 . Определить вид сказуемых в абзаце. – 1 вариант.

2. Объяснить постановку знаков препинания

1 вариант

2 вариант - 2 абзац, 2 предложение

Тест по теме « Односоставные предложения.

1 вариант

А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)

Б) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

В)На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)

Г) Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

Д) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков)

А)Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)

Б)Ради розы терпят и шипы. (Пословица)

В) Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)

Г) Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)

Д) Еду-еду в чистом поле.(А. Пушкин)

А) Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

Б) Не спится, няня. (А. Пушкин)

В)Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)

Г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)

4) Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

4.Найдите назывное предложение.

Б) Морозно.

В)В лесу жарко

5.Найдите среди предложений односоставное.

А) Не плачь ты попусту.

Б) Часам к двум пополудни началась гроза.

В) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин)

Г) Тротуары заливают асфальтом.

6.Определите тип предложения Ночь как год.

А) Односоставное

Б) Двусоставное.

7. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластия напишут наши имена?

А) {двусост.}, и {двусост.}

Б) {двусост.}, и {определенно-личное.}

В) {двусост.}, и {непределенно-личное}

Тест по теме « Односоставные предложения»

II вариант

1.Найдите определенно-личное предложение.

А) Весна берет свои права. (А. Фет)

Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)

В) Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)

Г) Тепло на солнышке.

Д) Осенний день прошуршал ломкой листвой.

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

А) Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)

Б) Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша)

В) В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша)

Г) Не слышно городского шума.

Д) Бумагу для обертывания книг берут прочную.

3. Найдите безличное предложение.

А) Дней поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин)

Б) Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица)

В) Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)

Г) В дверь громко постучали.

Д) Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин)

4.Найдите среди данных предложений односоставное.

А) Веет с поля ночная прохлада.

Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.

В) Свет луны во все концы.

Г) В лесу держался запах прелой травы.

5.Определите тип предложения Лед как сахар.

А) односоставное

Б) двусоставное

6. Найдите назывное предложение.

А) Светает.

Б) Дождит.

В) Холодно.

7. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.

А) {двусост.}, и {двусост.}

Б) {определенно-личн.}, и {двусост}

В) {безл.}, и {двусост.}

Контрольный диктант по теме

«Предложения с однородными членами»

Все: и день, и природа - великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

(По Д. Мордовцеву)

Грамматическое задание

Начертите схему предложения:

Все: и день, и природа - великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. - 1в

А грезы не воротятся. – 2в

Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? -1 в.

И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. – 2 в.

Контрольная работа

«Обособленные определения и приложения»

1.Укажите предложения, в которых есть обособленные определения. Спишите,

расставьте знаки препинания.

1) Некоторе время в комнате царило молчание нарушаемое лишь мерным стуком

метронома.

2) Слепит глаза морозный жгучий день рассыпавший скрипучие сугробы.

3) Зловещий вой пронзительный и наглый разрезал небо надвое.

4) Когда грузчики бросив работать рассыпались по гавани появился Челкаш.

2.Укажите номер предложения, в котором определение не обособляется

(знаки препинания не расставлены).

1) Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо.

2) Мать грустная и тревожная сидела на толстом узле и молчала.

3) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.

4) Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и

вышел из дому.

5) Тополи покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.

3. Укажите номера предложений, в которых нет пунктуационных ошибок.

1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.

2) Разморенные жарой, люди двигаются медленно, вяло.

3) Как бывший фронтовик Ковшов был назначен командиром взвода ..

4) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

4. Спишите предложения с обособленными приложениями, расставьте знаки препинания,

подчеркните обособленные приложения.

1)Старик Зданевич бывший преподаватель гимназии занимался французским

языком с несколькими недорослями.

2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.

3) В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный поэт

Н. Заболоцкий.

4) Живет у нас корабельный врач быстрый и строгий старик большой знаток

музыки обладатель большой исторической библиотеки.

5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов разноцветных и нарядных

птиц похожих издали на порхающие цветы.

5. Объясните, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире.

1) Этим летом поехал я в Тарусу – тихий городок на Оке.

2) Живет в нем слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.

3) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого

4) Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц.

6. Укажите номера предложений, в которых пунктуационных ошибок?

1) В 1961 году первый человек летчик Гагарин облетел на космической ракете

вокруг Земли.

2) Учитель и писатель Дмитрий Гулиа – просветитель Абхазии – создал абхазскую

письменность и открыл первый передвижной театр на арбах.

3) Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже и подружился там с Пикассо.

4) Старший из них, Миша, учился, с нами в одном классе.

5) Он медлит с ответом, мечтатель-хохол.

7. Определите, в каких предложениях нужно обособить одиночное определение,

спишите, расставьте знаки препинания.

1) Облетевший тополь серебрист и светел.

2) Незримый ты мне был уж мил.

3) За синими морями забытый он угасал один.

4)Ему ли карлику тягаться с исполином?

8. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после

определяемого слова. Спишите, расставьте знаки препинания.

1) Гляжу в задумчивом покое на куст склоненный над рекою.

2) Трава примятая ногой ласково шуршит.

3) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви

4) По реке несло желтоватую пену похожую на сбитый белок.

9. Определите, в каких предложениях обособленное определение выражено

при­частным оборотом, укажите номера предложений (знаки препинания не

расставлены).

1)Братья потушили костёр улеглись на земле и молча не смыкая глаз стали

дожидаться рассвета.

2) Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло и неподвижно в дали

облитой голубым сиянием луны.

3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.

4) Пустынный двор разрезанный оврагом зарос бурьяном из конца в конец.

5) Пахучая ветка по-тепличному безжизнен­ная склонилась на край стакана.

Контрольный диктант

« Предложения с вводными словами и вводными конструкциями».

Глазами художника

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник

Клод Моне был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его

нарисовать.

Как известно, Лондон –город туманов. В тот день туман был таким густым,

что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно,

все так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман

на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные

посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был

Дело в том, что Лондон - город старых кирпичных зданий. Красная

кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему

красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не все замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам

необычное в обыкновенном.

(По А. Воловик.)

Грамматическое задание.

курс 8 класса

I вариант

I. Закрытая часть теста.

1. Укажите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка.

а). Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть.

б). Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине.

в). Глядя на эту картину, у нас сжимается сердце.

2. Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка.

а). Наступила самая чрезвычайная минута.

б). Петр Гринев - главный герой повести "Капитанская дочка".

в). Маша была скромной и робкой девушкой.

3. Укажите тему, в названии которой заключена основная мысль сочинения.

а). Уездный город и его правители.

б). Мастерство сатиры Гоголя.

в). Образ Хлестакова.

4. Найдите предложение с уточняющими членами.

а). В горах в начале июня встретились лучшие мастера альпинизма .

б). В мае начинается подготовка к летним туристическим походам.

в). В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступила отвратительная погода (А. Куприн).

5. Какие знаки препинания необходимо поставить при вводном предложении:

а) запятые б) скобки в) тире

Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими неподвижно дремали в морской глади недалеко от берега (А. Куприн)

6. Какое предложение соответствует схеме [ О, О ]

а). Молодой нежный месяц лежал на синем пологе ночи (М. Лермонтов)

б). Полоса яркого вечернего света упала на старый ствол возле скамьи (И. Бунин)

в). Шел надоедливый октябрьский дождь.

II. Открытая часть теста.

1. Подчеркните сказуемое, укажите его тип

Не может судьба одни щедрости сыпать. Прошлым летом я был на Кавказе. Отец был встревожен случившимся. Январь самый холодный месяц года, Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны (Н. Рубцов). Осторожно ветер за калитку вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше (С. Есенин)

2. Графически обозначьте дополнения.

Темным елям снится гомон косарей (С. Есенин). Прекрасное пробуждает доброе. Не думайте о мелочном, думайте о большом (Д. Лихачев). Я советую тебе заняться делом. Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив (А. Пушкин).

3. В предложениях, где нужно, поставьте тире.

Ритмы Цветаевой это ритмы эпохи. Пруд для мальчишек что море. Совсем не простое дело реставрация иконы. Мировой рекорд по прыжкам в длину 8 м. 90 см. Береза роняет лимонные листья, осина красные, ива зеленовато-черные, дуб коричневые.

4. Укажите тип односоставных предложений

Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья клена нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Ветром их относит в сторону. Упали на землю, замерли. Люблю золотой ковер осени. (В. Песков)

5. Переделайте двусоставные предложения в безличные.

Я скучаю. Дом просторный, уютный. Огонь выжег траву.

6. Вставьте пропущенные буквы:

Артил…ерия, кавал…ерия, пост…мент, п...дестал, ровес…ник, сверс…иник, конгрес…, дискус…ия, экспер…мент, ил…юминация.

О вид смиренный и родной

Березы избы по буграм

И отраженный глубиной

Как сон столетий божий храм.

8. Составьте словосочетания.

Беспокоиться (дочь), тревожится (брат), предупредить (опасность), предостеречь (ошибка), уверенность (успех), вера (победа), верность (долг), достоин (внимание), удостоен (награда).

9. Придумайте два предложения ср словами МОЖЕТ БЫТЬ. В первом эти слова - член предложения, во втором - вводное слово.

10. Начертите 3 схемы обобщающих слов при однородных членах.

Итоговое контрольное тестирование за курс 8 класса

2 вариант

I. Закрытая часть теста

1. Укажите соответствие темы сочинения и типа текста.

а). Посещение музея Верещагиных. а) описание

б). Памятник В. Верещагину. б) рассуждение

в). В. Верещагин - художник-баталист в) повествование

2. Укажите тему, в которой заключена основная мысль сочинения.

а). Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

б). Роль эпизода "Встреча Гринева с Пугачевым" в тексте повести.

в). "Необыкновенная личность" Пугачева на страницах повести.

3. Укажите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка.

а). После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и стремившихся к праздной жизни.

б). Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.

в). Взглянув на Волгу, чувствуешь ее ширь.

4. Найдите обособленные определения.

а). Нагретая солнцем степь дышала ароматами разнотравья.

б). Сугроб голубыми искрами сверкавший на солнце потемнел.

в). Красота раскрывшегося в тени ландыша воспета многими русскими поэтами.

5. Какое предложение соответствует схеме [ , вс, ]

а). Вот дождь зашуршал по соломенной крыше сарая, вот перешел через дорогу, вот ударил по ступеням крыльца и наконец захватил весь двор, всю улицу.

б). Часы внизу долго шипели и наконец пробили два медных удара.

в). Новый номер был наконец представлен на суд зрителей.

6. Какие знаки препинания необходимо поставить при вводном предложении

а) запятые б) скобки в) тире

Наконец и еще ныне с самодовольствием вспоминаю эту минуту чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою.

II. Открытая часть теста.

1. Составьте словосочетания.

Памятник (Пушкин), памятник (Опекушин), верность (традиции)

памятник (погибшие), виднеться (поднебесье), прыгать (парашют), сойти (рельсы), пирожок (повидло).

2. Графически обозначьте определения.

Его голос, резкий, полный иронии и презрения к товарищу, гулко носился по лесу. Летом не покидала Кузьму мечта съездить в Воронеж. Мигая ласковыми глазами печального сиреневого цвета, он виновато смотрел на ребят.

3. Напишите правильно : искус…тво, искус...ный, пьес...а, д...корация, режис...ер,

к...ндидат, д...путат, ген...альный, вп...ч...тляющий, проф...ес...ия.

4. Расставьте запятые, где нужно, перед союзом КАК.

Мы знаем Тургенева как певца русской природы. Он стоял как каменный. И березы стоят как большие свечки. Ковер под ногами как упругая луговая трава. Смотри как роща зеленеет. Мой друг как лучший шахматист школы участвует в городских соревнованиях.

5. Укажите виды односоставных предложений.

Просыпаюсь еще в темноте и гляжу в окно. Все небо заволокло облаками, и накрапывает редкий, мелкий дождь. Брезжит рассвет. Слышно, как возятся в ветвях дерева утренние птицы, как звонят в церкви. Грустное утро!

6. Со словом ЧЕРЕМУХА придумайте два предложения. В первом оно - член предложения, во втором - обращение.

7. Расставьте знаки препинания.

Отрадно жарким летним днем припасть губами к живой прохладной струе родника и напившись посидеть в холодке под ореховым кустом слушать шум ручья и глядеть как бежит он то сверкая под солнцем то прячась в густых зарослях дягиля буйно разросшегося по его течению.

8. Замените двусоставные предложения безличными.

Ребята не хотят уезжать из спортивного лагеря. Дым щиплет глаза. Он сегодня нездоров.

9. Укажите виды обстоятельств.

Мы разговаривали около часа. В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. На ночлег туристы расположились у озера. Не умолкая ни на миг, плещут волны.

10.Начертите 3 схемы постановки запятых при однородных членах предложения.

Разработка урока. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» 8 класс
Методический комментарий.

Урок контроля усвоения темы «Главные члены предложения». В ходе урока проверяем умения:


  • извлекать главную информацию из текста при чтении;

  • определять принадлежность текста к одному из основных стилей и типов речи;

  • умение на практике применять полученные знания.
Эти умения формируются у учащихся в результате моей систематической работы с текстовым материалом.

Предварительная работа.

На завершающем этапе уроков по изученной теме я провожу контрольный диктант, в котором использую следующий материал:


  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).
Домашнее задание к уроку:

  • Повторите теорию о главных членах предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым, правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях.

  • Найдите в разных источниках информации (энциклопедиях, журналах, Интернете) сведения об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.
Индивидуальное задание:

  • создайте коллаж «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга»;

  • презентация «Словарная работа, связанная с архитектурой».
Оборудование урока:

  • текст диктанта;

  • тетради для контрольных работ;

  • материалы, подготовленные учащимися к уроку;

  • презентации.
(- Историческая справка; Текст диктанта; Грамматическое задание,

Словарная работа, связанная с архитектурой.)

Ход урока


  1. Создание проблемной ситуации. Чем мы гордимся? Что значит Санкт-Петербург для нас и людей предыдущих поколений? Что может сделать каждый из нас для сохранения исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга.

  2. Работа класса с Презентацией (слайды 3 – 11). Просмотр слайдов, обсуждение, сообщения учащихся об архитектуре Санкт-Петербурга и архитекторах XVIII века, работавших в нашем городе.
Информация для учителя. Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников нашего города. Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Верфь была построена буквой «П». Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались. Так в 1732 - 1738 гг. под руководством архитектора И.К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. В начале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

  1. Проверка индивидуального домашнего задания коллажей «История и современность в архитектуре Санкт-Петербурга». Авторы представляют свои работы.

  2. Словарная работа по тексту диктанта: Адмиралтейство, архитектор (зодчий), композиция в архитектуре, значение выражения: зеркально гладкие стены, колоннады, арочные пролёты, шпиль. Разбор слова по составу – Адмиралтейство. Презентация ученика.

  3. Диктант (слайд 12).
Адмиралтейство 1

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А.Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов.)

(По М. Алпатову)


  1. Грамматическое задание (слайд 13) - выделить сказуемые и определить их типы:
I вариант - в первых двух абзацах;

IIвариант - в третьем абзаце.


  1. Самопроверка диктанта (слайды 14-18). После написания диктанта текст воспроизводится на экране, обучающиеся проверяют свои работы и сдают тетради. При условии самостоятельного исправления всех допущенных ошибок работа оценивается на балл выше.

  2. Домашнее задание (слайд 19).

  • Составить диктант из 10 предложений (100 слов), используя собранную информацию об архитектуре и архитекторах Санкт-Петербурга.

  • В тексте диктанта обозначить слова с орфограммами слова и распределить их по группам (критерии группировки слов выбирайте сами).

  • Выполнить морфологический разбор 2-3 слов разных частей речи.

  • Сформулировать вопросы по теме «Сказуемое».

  1. Рефлексия (слайд 20). Что нового узнал(а) на уроке? Что понравилось? Что показалось трудным? Чему научился? Где и когда ты сможешь применить на практике полученный опыт? Какую оценку можешь поставить себе по итогам работы на уроке?

  • 1 Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку 8 класс

Контрольный диктант по теме: «Повторение»

Рассвет

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

(106 слов) (З. Воскресенская).

Контрольный диктант по теме: «Простое предложение»

Художественное своеобразие творчества Чехова оценили многие писатели и литераторы. Максим Горький выделил в нем важнейшую черту: сочетание комического начала с драматическим и трагическим. С молодых лет Чехову было присуще обостренное чувство противоречий действительности. Писатель одновременно раскрыл мрачную, трагическую и вместе с тем комическую нелепую сущность жизни.

Главное противоречие, мучившее Чехова, заключалось в том, что его великая родина, одаренный, трудолюбивый народ изнывали под властью «Человека в футляре» и «Хамелеонов».

Чехов выражает тоску и горечь, обиду за унижение своей родины и мечту о ее будущем расцвете и величии. Поэма «Степь»- мощный торжественный гимн радости жизни, величию и красоте родины.

Великолепен Чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит и широту всего произведения. Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, раскрыл в кажущемся однообразии пейзажа целый мир красок и звуков.

Контрольный диктант по теме: «Главные члены предложения»

Адмиралтейство.

Здание Адмиралтейства В Петербурге построено замечательным русским архитектором А. Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства – это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность, и нарядность.

Контрольный диктант по теме: «Второстепенные члены предложения»

Истории известно, что в путешествии русские люди поистине неутомимы и неустрашимы. испытанные путешественники считают, что земной шар вовсе не просторен и совсем не велик.

Наши современники объезжают земной шар не более чем в несколько суток и, рассчитывая проникнуть в совершенно неисследованные места, без устали бороздят никому не знакомые моря и изучают никем не виданные острова, бесстрашно проносятся над некогда неприступной ледяной шапкой Арктики.

Некоторым людям начинает казаться, что ни у полюсов, ни в недрах обожженной неумолимым солнцем Африки, ни в лесах Бразилии, ни к каком-нибудь горном ущелье Тибета, еще недавно неведомом, - нигде науке не удастся найти никаких особенных тайн. Разумеется, такие взгляды ни в какой мере не убедительны, так как совершенно необоснованны.

Сколько ни узнали уже люди о внешнем мире, а все еще неисследованное и недоступное окружает их со всех сторон. Как высоко ни поднимался человек ввысь, как низко ни опускался он вглубь земли, а находятся пространства, где человек еще не бывал.

Контрольный диктант по теме: «Простые односоставные предложения»

Осень, холодный, водянистый воздух. В сумерках сидели на террасе с открытой дверью в сад. Парок шел из носика чайника. Каплями запотевали ближние стекла. В раскрытую дверь было видно, как низкие тучи разорвано неслись над шумящими вершинами сада, как сквозь черные сучья месяц зеркально сиял в светлом дыму. Время от времени приносило горьковато-терпкой свежестью октябрьского вечера. И этот шум ветра в березах, и ослепительный осенний месяц над садом, и запах холода непонятной чудодейственной силой перенесли меня в другой вечер, бывший когда-то в другом неправдоподобном мире на берегу уральской реки, в избе, пропахшей духом жаркого самовара, горячей ухи, кислой овчины, остывшего пороха от плащей и курток, брошенных в сенях, и явственно услышал я не существующие уже голоса. Я до того внятно слышу эти голоса, что разговор этот, кажется, происходит не в ту ушедшую в вечность осень на Урале, а сейчас.

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах… Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей…

(125 слов) (К. Паустовский).

Контрольный диктант по теме: «Обращения, вводные слова и междометия»

Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвертом.

В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он открыл кладбище древних земноводных на далеком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. Ефремов – создатель тафономии, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.

Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далекое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время, а Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник. «Туманность Андромеды» - книга о романтике космического, вселенского, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях земной жизни через тысячелетия.

(140 слов) (Из журнала «Русская словесность», 2001г.).

Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать - художница- любительница, отец известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника.

(132 слова.) ( По Э. Патсон.)

Вариант 2

Славный мастер.

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрывали удивительное дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.

Контрольный диктант

1. Упр. 156: синонимическая замена подлежащего и сказуемого; повторение правописания сочетаний не что иное, как; не кто иной, как. С последним сочетанием составить предложения самостоятельно. Подчеркнуть, что в этих сочетаниях употребляется отрицательная частица не . Сопоставить эти сочетания с похожими на слух нечто иное, некто другой; ничто иное, никто иной; показать зависимость написания от смысла и от ударения.

Примеры: Я пытался нарисовать лошадь, но вышло нечто иное. Мне показалось, что завыл волк, но это был некто другой. На столе лежало письмо; ничто иное не напоминало о прошлом. Он верил только своему отцу; никто иной не пользовался у него таким доверием.

2. Упр. 157 - письменно, после - разбор в классе.

Комментарий учителя

Следует обратить внимание на связь повествования и описания с определенными видами сказуемых. Переход от повествования к описанию соответствует переходу от динамики к статике. Этот переход подчеркивается сменой видов сказуемых. В первой части (1-3-й абзацы) преобладают простые и составные глагольные сказуемые, они участвуют в повествовании, создают динамичную картину. Во второй части (4-й абзац) преобладают составные именные сказуемые, характерные для описания, статичной картины.

3. Упр. 158 (устно): наблюдения над синтаксическими синонимами.

Комментарий. Синтаксические синонимы главных членов предложения служат для образования цепной связи между предложениями.

IV. Словарная работа

1. Упр. 160 - письменно; сначала взаимопроверка, затем проверка по словарю.

2. Записать в тетради слова: композиция, колоннада, арочный пролет, грандиозный ; уточнить по словарю их значения.

Домашнее задание

§ 11-15; упр. 159; подготовка к контрольному диктанту.

Урок 23. Контрольный диктант с грамматическим

заданием по теме «Сказуемое»

Цель урока: проверить знания учеников, закрепить навыки лингвистического разбора; способствовать развитию их речи.

Методические приемы: диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания.

Ход урока

I. Демонстрация репродукций, фотографий, слайдов с изображением Адмиралтейства

Возможно краткое сообщение о его истории. Слово Адмиралтейство следует написать на доске.

II. Диктант

Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А. Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства - это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (105 слов .)

(По М. Алпатову )

III. Грамматическое задание

Выделить сказуемые и определить их типы: I вариант - в первых двух абзацах; II вариант - в третьем абзаце.

Урок 24. Работа нал ошибками контрольного диктанта

Цель урока : активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость учеников, умёние объяснять правописание; подвести итоги I четверти.

Методические приемы: анализ работ, самостоятельная работа учеников; индивидуальные консультации.

Ход урока

I. Анализ работ, разбор типичных ошибок.

II. Самостоятельная работа учеников над ошибками; консультации учителя.

Контрольные диктанты

для 8 класса

Подготовила: Кудряшова Ольга Владимировна

Диктант №1

Повторение изученного в V – VII классах

Гроза

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру 4 . Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся, лошади настораживают уши, раздувают ноздри, принюхиваясь к свежему воздуху, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака начинают уже закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось 4 . Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер 4 .

По Л.Н. Толстому

116 слов

Словарная работа

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км. Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже Армяк – в старину у крестьян: кафтан из толстого сукна Бричка – лёгкая колесная повозка, иногда крытая

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор предложений: второе предложение обоим вариантам, седьмое – I вариант, восьмое – II вариант.

Диктант № 2

Словосочетание. Двусоставное предложение


О Волге.

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок – колыбель великой русской реки 4 . В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками. От Рыбинска Волга поворачивает на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарников. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Горьком – одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули – жемчужина Волги. Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

132 слова

Словарная работа

Волга, Кострома, Жигулёвские горы, Рыбинск Колыбель – детская кроватка – подвесная (люлька) или качающаяся на круглых опорах Трясина – зыбкое, болотистое место Климат – многолетний режим погоды какой-нибудь местности, одна из её географических составляющих Сказание – рассказ (преимущественно народный) исторического или легендарного содержания

Грамматическое задание

    Синтаксический разбор третьего предложения В четвёртом предложении найти по одному словосочетанию на все три типа связи Из предложений первого абзаца выписать все сказуемые и определить их вид

Диктант №3

Второстепенные члены предложения. Пунктуация при обстоятельствах

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых чёрною массою лесов, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу 4 . Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи, и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и до края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние. Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стоял на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха 4 . Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красоте. На небе мигали звёзды, внизу снега уходили вдаль ровною пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительной грустью.

В. Короленко

120 слов

Словарная работа

Белесоватый – тусклый и светлый до белизны Клуб пара – шарообразная летучая дымчатая масса Северное сияние Обаяние – очарование, притягательная сила Сполох – народное название северного сияния, а также зарницы Тайга – на севере Европы, Азии и Северной Америки: дикий хвойный лес Снисходительный – не строгий, не взыскательный

Грамматическое задание

Синтаксический разбор предложения: I вариант – второе предложение, II вариант – пятое предложение

Диктант №4

Односоставные предложения. Неполные предложения.

Осень

Осень. Серое небо. Низкие тяжёлые облака. Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют свои увядшие, блистающие золотом листья, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом. Земля устлана сухими разноцветными листьями. Тихо в воздухе. Слышны на большом расстоянии прыжки зайца, белки. Синицы, не улетевшие на зиму, подвинулись к жилью человеческому. Снегири выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах. Их скрипучее пение, не лишенное какой-то приятной мелодии, тихо раздаётся в голых кустах и деревьях. Ещё не улетевшие дрозды собираются в большие стаи и улетают в сады, куда манят их ягоды бузины, жимолости, красные кисти рябины. Река тоже приняла особенный вид. Вот такую-то осень люблю не только как охотник, но как страстный любитель природы.

137 слов

Словарная работа

Увядший – потерявший свежесть, засохший Мелодия – благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев Бузина – кустарник или деревце семейства жимолостных с чёрными или красными ягодами Жимолость – кустарниковое, иногда вьющееся, растение с душистыми цветами

Грамматическое задание

Выписать все односоставные предложения, подчеркнуть их главный член и дать в скобках характеристику.

Диктант № 5

Предложения с вводными словами, обращениями и междометиями

На охоте.

К счастью, погода была тихая, пруд словно застыл. Мы плыли довольно медленно. Наконец, мы добрались до тростников. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривая и продувая ружьё, недоумевал и, наконец, излагал причину, почему он промахнулся. Мы уже давно могли заметить, что вода к нам понемногу всё подбиралась в лодку. Владимиру было поручено выбрасывать её ковшом. К концу охоты утки стали подниматься стаями. Мы едва успевали заряжать ружья. От сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте 4 .

По И. Тургеневу

127 слов

Словарная работа

Ермолай Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый

Грамматическое задание

    Выписать все вводные слова и определить их значение. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Диктант № 6

Предложения с обособленными определениями и приложениями

Наука о камнях – интересная наука.

Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться камнями. Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней. Мы проводили лето возле Симферополя в старом помещичьем доме, окружённом фруктовым садом. Недалеко от дома на каменной горушке мы 1 весёлая детвора 1 – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке, привлекавшей нас обилием черепах, этих интересных пресмыкающихся, покрытых костным панцирем 4 . Однажды на одной скале, неприглядной с виду, мы, то есть я и товарищ, открыли жилку горного хрусталя, потом другую, третью 4 . Нам удалось добыть замечательные пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов. По вечерам дома мы слушали уже не таинственные сказки, а рассказы, интересные и занимательные, из ещё не доступной нам науки минералогии, науки о камнях 4 . Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию, где показывал разные соли и их кристаллы. Моё увлечение минералогией росло с каждым днём.

По Ферсману

153 слова

1 – допустима постановка запятой

Словарная работа

Симферополь Пресмыкающийся – класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком или волоча брюхо по земле (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи) Минералогия – наука о минералах Лаборатория – учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы

Грамматическое задание

I вариант – в третьем абзаце первое предложение, II вариант – в четвёртом абзаце первое предложение. Во втором абзаце второе предложение для тех, кто правиться со своим заданием раньше других.

Диктант №7

Предложения с уточняющими обособленными членами

О донских казаках.

Из беглых крестьян на юге, а именно на Дону и его притоках, возникли большие посёлки донских казаков. Но в середине семнадцатого века у казаков на Дону не было равенства. Одни казаки захватили лучшие земли, обзавелись хозяйством, торговали, стали зажиточными, или домовитыми 4 . Другие оставались неимущими, то есть голытьбой. Голытьбе приходилось идти в кабалу к богатым казакам или жить грабежом. Царские воеводы ловили беглых и возвращали к их хозяевам, то есть помещикам. Много ненависти накопилось у голытьбы против московских помещиков, их постоянных притеснителей 4 . Голытьбу поднял на восстание казак, по имени Степан Тимофеевич Разин. Степана Разина выбрали атаманом, то есть главным начальником, и с семью тысячами людей он напал на Царицын на Волге и взял его. Крестьянская война под предводительством Степана Разина нашла отражение в ряде народных песен, в которых воспеваются подвиги знаменитого атамана и его соратников, простых и смелых людей. Степан Разин представляется в них «ведуном-чародеем», так поразили воображение народа успехи крестьянского вождя.

144 слова

Словарная работа

Дон, Степан Тимофеевич Разин, Царицын, Волга, донские казаки, домовитый, голытьба Кабала – в древней и средневековой Руси: договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную зависимость от заимодавца, а также сама такая зависимость Воевода – в древней Руси и некоторых славянских государствах: начальник войска, области, округа Атаман – высший начальник в казачьих войсках, а также военно-административный начальник в казачьих областях Соратник – испытанный, надёжный боевой товарищ, а также вообще товарищ по борьбе, деятельности Ведун – чародей

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор предложения: I вариант – во втором абзаце второе предложение, II вариант – в третьем абзаце второе предложение.

Диктант № 8

Способы передачи чужой речи

«Приточная трава»

На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они о чём-то болтали, смеялись, но, когда увидели меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. Я уже был готов обидеться, но девушки, едва поравнявшись со мной, остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся. - Спасибо Вам, - сказали мне девушки. - За что? - За то, что Вы встретились нам с этими цветами. Девушки вдруг бросились бежать. На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка: - Ой, милок! И до чего же это чудесно, что ты мне встретился на пути. Только в деревне загадка, наконец, разъяснилась. «Это Вы нашли редкий цветок,- сказал мне садовод – любитель.- Называется «приточная трава». Есть такое поверье, будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям – спокойную старость. И вообще – счастье».

По К. Паустовскому

136 слов

Словарная работа


Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни Поверье – идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету

Литература:

    600 лучших современных диктантов по русскому языку для 5-11 классов/ Сост.: В.В. Андросова, Е.А. Стогний. Ростов н/Д: ООО «Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003.-344 с. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Пособие для преподавателей V-VIII классов. Издание пятое, переработанное/ Сост.: М.И.Рудякова. Ю.А. Ганшина. М.: Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1963.- Толковый словарь русского языка:80000слов и фразеологических выражений Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.-4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1997.-944 стр.

Министерство образования Республики Татарстан

Городское управление образованием

Средняя общеобразовательная школа № 27

с углублённым изучением отдельных предметов

Контрольные диктанты

для 6 класса

Подготовила: учитель русского языка и литературы II квалификационной категории Кудряшова Ольга Владимировна

г. Нижнекамск, 2007-2008 учебный год

Диктант № 1

Повторение изученного в V классе


Бегут, журчат в оврагах ручьи. С крыш, с заледенелых сосулек полилась на землю капель 4 . В деревне стало звонко-звонко, точно у каждой калитки повесили колокольчик. Смотрю, на дорогу села желтогрудая птица. Скок-поскок, перепорхнула на вербу, оглянулась и пропела: «Синь-синь-синь». Я тоже посмотрел вокруг. И правда, всё голубое и синее: и небо, и пушистая верба, и ивнячок 4 . Даже опушка вся голубая от цветов пролесков. Птица посидела, покачалась на вербе и снова пропела: «Синь-синь-синь». Дедушка сказал: «Верно, овсянка! У апреля голубые глаза

А. Барков

85 слов

Словарная работа

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капля Калитка – дверца в заборе, в воротах Верба – дерево или кустарник семейства ивовых с пушистыми почками Ивнячок – заросль ивы Овсянка – маленькая перелётная птичка семейства воробьиных

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор предложения: I вариант – в первом абзаце второе предложение, II вариант – во втором абзаце второе предложение.

Диктант №2

Лексика. Словообразование

Оранг.

День клонился к вечеру. Косые лучи солнца освещали 2 лесные 2 поляны. От развесистых 2 деревьев легли длинные 2 тени. Оранг брёл по лесу, взбирался на деревья, перескакивал с дерева на дерево, оглядывался, что-то искал. Наконец он пролез в самую гущу ветвей, добрался до середины и присел. В лесу становилось всё тише и тише. Угомонились обезьяны, прекратилась возня птиц в ветвях. Не жужжали жуки, и не шумели шмели. Пригибая к себе ветви дерева, оранг начал ломать их, складывая кучей. Работа быстро продвигалась 2 вперёд. Прошло с полчаса, и на дереве уже готово большое гнездо. Оранг взгромоздился в него, долго прилаживался 2 , поправляя отдельные ветки. Наконец устроился.

По Плавильщикову

100 слов

Словарная работа

Оранг Обезьяна Гуща – густая заросль

Грамматическое задание

Выполнить словообразовательный разбор слов: I вариант – освещали, лесные, продвигалась; II вариант – развесистых, длинные, прилаживался.

Диктант №3

Морфологический разбор имени существительного

Бородинское сражение

Знаменитое Бородинское сражение началось рано утром наступлением французов на русские войска. Дивизия за дивизией колоннами шли в атаку на наши укрепления. За атакующей пехотой скакали полки лёгкой и тяжёлой конницы. Конница сверкала золотом на мундирах и сталью 3 обнажённых сабель. Били барабаны, развевались знамёна 3 . Защитники Родины яростно бились в этом сражении. Огонь русской артиллерии не уступал огню 3 орудий французов. Кутузов 3 находился в то время 3 на командном пункте у деревни Горки. Он знал о действительном положении войск на поле сражения и управлял боем. К опасному месту тотчас шла помощь. Так бойцы одной батареи помогали другой батарее; павшего в бою командира дивизии или полка сменяли другим. Только к ночи Наполеон 3 отвёл остатки своей армии с поля сражения. В Бородинском сражении русский полководец Кутузов оказался искуснее прославленного Наполеона.

124 слова


Словарная работа

Бородинское сражение, Кутузов, Наполеон Дивизия – основное тактическое соединение в различных видах вооружённых сил Атака - стремительное наступательное движение войск Артиллерия - огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, миномёты) Батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий и средств управления, а также позиция, которую занимает такое подразделение Колонна – о людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией Мундир – военная или гражданская форменная одежда

Грамматическое задание

Выполнить морфологический разбор существительных: I вариант – сталью, знамёна, Наполеон; II вариант – огню, Кутузов, время

Диктант №4

Имя существительное

О ягоде клюкве

Кто не видал, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать её. Ягода же черники растёт, и её видишь. Стебелёчек тоненький, тянется вверх, по стебельку 3 , как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листочки расходятся, а у листочков 3 сидят мелким горошком черничинки, чёрные ягодинки с синим пушком. В глухих местах 3 встречается костяника, рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе. Только одна-единственная у нас ягода клюква прячется в болотной кочке 3 . Только уже когда очень много её на одном месте – заметишь. Возьмешь одну попробовать, а тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

По М.М. Пришвину

113 слов

Словарная работа

Клюква – стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды Костяника – лесное травянистое растение семейства розоцветных со съедобными ярко-красными кислыми ягодами, а также его ягоды Рубин – драгоценный камень красного цвета, прозрачная разновидность корунда Ожерелье – шейное украшение Черника – кустарничек семейства брусничных с круглыми чёрно-синими сладкими ягодами, а также его ягоды

Грамматическое задание

Морфологический разбор существительных: I вариант – по стебельку, в местах; II вариант –у листочков, в кочке

Диктант №5

Имя прилагательное

Весеннее утро

Как хорошо 3 весеннее утро в лесу! 4 Вот из-за синей зубчатой полоски далёкого леса выкатилось огромное красное солнце. В лучах утреннего 3 солнца пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речки. Река ещё не очнулась от ночной 3 дремоты. Но вот солнечные лучи пронизали пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-розовым паром, постепенно растаял, исчез и открыл водную гладь. В глубь реки заглядывают горделивые сосны. На одной из них проснулась крошечная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала 3 , что не видела ничего вокруг себя. И вот сейчас, когда ей исполнился ровно год, перед шишечкой раскрылись картины одна лучше другой. Малютка смотрит на широкое поле за рекой, видит стройные ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крохотные нежные шишечки-сёстры, впервые увидевшие прекрасный мир.

143 слова

Словарная работа

Пелена – сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон Горделивый – выражающий гордость и достоинство, надменный Аромат – душистый, приятный запах

Грамматическое задание

    Определить разряды прилагательных во всём тексте Выполнить синтаксический разбор первого предложения в первом абзаце Выполнить морфологический разбор прилагательных: I вариант – хорошо, утреннего; II вариант – ночной, мала

Диктант №6

Имя числительное

Два сундука с корабля я переправил на лодку

В первом 3 лежало несколько штук очень хороших рубах, около полутора дюжин белых полотняных носовых платков и столько же цветных шейных. На дне его я нашёл три больших мешка с деньгами. Всего в них было тысяча сто 3 серебряных восьмериков, а в одном оказалось ещё шесть золотых дублонов и несколько небольших слитков золота весом около фунта. Во втором 3 сундуке оказалось около двух фунтов прекрасного пороха в трёх фляжках и ещё пятьдесят 3 штук разных монет. Деньги не представляли для меня никакой ценности, это был ненужный сор. Всё своё золото я бы охотно отдал за три или четыре пары простых башмаков.

По Д. Дефо

105 слов

Словарная работа

Дюжина – двенадцать штук (в счёте однородных предметов) Восьмерик – старинная русская мера (веса, счёта), содержащая восемь каких-нибудь единиц, а также предмет, содержащий в себе восемь каких-нибудь единиц Дублон – старинная испанская (а также итальянская, швейцарская и латиноамериканская) золотая монета, чеканившаяся до конца XIX века Фунт – 1. старинная русская мера веса, равная 409,5 гр.; 2. английская мера, равная 453,6 гр., а также соответствующая старинная мера веса в других европейских странах Порох – взрывчатое соединение или смесь Фляжка – плоская бутылка для ношения на ремне, тесьме

Грамматическое задание

Выполнить морфологический разбор числительных: I вариант – первом, тысяча сто; II вариант – втором, пятьдесят

Диктант №7

Местоимение

Кто 3 так звонко щебечет весной во дворе? Это вернулись с юга быстрокрылые ласточки. Деревенскую ласточку называют ещё касаткой. Прозвали её 3 так потому, что 3 хвост у неё похож на две длинные чёрные косицы. Весной ласточки сразу же начинают строить гнёзда. А строят они 3 их совсем не так, как 3 другие птицы. Ласточки лепят его из комочков глины. Выберут для гнезда подходящее место под крышей дома и летят скорее на берег пруда. Сядут возле воды, отыщут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и легко пристаёт к стене. Так, комочек к комочку, и вылепят птицы из глины своё 3 уютное гнёздышко.

По Г. Скребицкому

107 слов

Словарная работа

Щебечет – о птицах: петь Уютный – обладающий уютом, удобный и приятный, дающий уют

Грамматическое задание

Выполнить морфологический разбор местоимений: I вариант – кто, её, что; II вариант – они, как, своё

Диктант №8

Глагол

Подснежник

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В нём укрывался цветок. Он укрывался в луковице под землёй и снегом. Потом выпал 3 дождь. Капли пробили снежное покрывало. Они говорили о светлом наземном мире. Вслед за ними пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу. - Кто там? Войдите! 3 – сказал цветок. - Не могу! – сказал солнечный луч.- Подожди 3 до лета, тогда я наберу силу. Но до лета было ещё далеко. Прошло время. Цветку надоело жить в темноте. Он потянулся, приналёг на свою оболочку, рванулся вверх и очутился в снегу. Снег был холодный, но пробиваться через него легче. Солнечные лучи были теперь совсем близко. Они звенели 3 и пели: «Добро пожаловать!»

По Х. К. Андерсену

110 слов

Словарная работа

Луковица – у некоторых лилейных растений: шарообразно утолщённая (обычно подземная) часть побега из плотно прилегающих друг к другу слоёв Наземный – находящийся, действующий на поверхности земли

Грамматическое задание

    В первом абзаце у всех глаголов определить вид и спряжение; Во втором, третьем и четвёртом абзацах определить у всех глаголов наклонение В последнем, пятом абзаце у всех глаголов определить переходность и возвратность Выполнить морфологический разбор глаголов: I вариант – выпал, войдите; II вариант – подожди, звенели

Министерство образования Республики Татарстан

Городское управление образованием

Средняя общеобразовательная школа № 27

с углублённым изучением отдельных предметов

Контрольные диктанты

для 7 класса

Подготовила: учитель русского языка и литературы II квалификационной категории Кудряшова Ольга Владимировна

г. Нижнекамск, 2007-2008 учебный год


Диктант №1

Повторение изученного в V-VI классах

Живые фонарики

Хорошо июньской ночью в лесу! Он в это время наполнен ароматом трав, цветов, свежей листвы 4 . То тут, то там раздаются 1 таинственные звуки, шорохи. Вот среди травы замигали зеленоватые огоньки. Они передвигаются, они живые! Огоньки будут светить долго-долго, а на заре погаснут 4 . Это жучки-светлячки. Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли «Ивановыми червячками 2 », потому что жучки появлялись накануне дня Ивана Купалы – древнего 3 земледельческого праздника. Свет наших жучков довольно слабый, а вот в Южной Америке есть насекомые, которые дают очень яркий свет. Это жуки кукубано. Светятся 1 они так красиво, что женщины даже украшают живыми 3 фонариками свои причёски 2 .

По Б. Ржевскому

105 слов

Словарная работа

«Ивановы червячки», Иван Купала, Южная Америка, жуки кукубано Аромат – душистый , приятный запах Накануне – в предыдущий день

Грамматическое задание

    Выполнить фонетический разбор слов: I вариант – раздаются; II вариант – светятся Выполнить словообразовательный анализ слов: I вариант - червячками, II вариант – причёски Выполнить морфологический разбор слов: I вариант – древнего, II вариант – живыми Выполнить синтаксический разбор предложения: I вариант - второе предложение в первом абзаце; II вариант – третье предложение во втором абзаце

Диктант №2

Действительные и страдательные причастия

Волчье логово

Однажды опытному следопыту удалось выследить волчье логово среди леса в глухом заросшем овраге. В яме под вывороченными корнями старой сосны, поваленной во время бури, помещалось это разбойничье гнездо. Решили караулить волков ночью около оленя, кем-то подбитого и лежавшего на полянке. Чтобы волки не почувствовали человечьих следов, на место охоты поехали на лошади, запряжённой в узкие лёгкие дрожки. Из-за леса, темнеющего с левой стороны, выплыла луна. Сразу всё кругом посветлело, только нападавшие на нас комары совсем измучили нас. Затаив дыхание, охотники ждали, когда, наконец, придут кормиться добычей волки. Вот какая-то тень, мелькнувшая на поляне, осторожно стала приближаться. Это лиса подходила к оленьей туше. Но вдруг она отскочила и понеслась в лес. В этот же миг на другом конце показались другие тени. Мы ясно различили двух сильных поджарых волков, смело шедших к добыче.

По Скребицкому

132 слова

Словарная работа

Логово – место, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме) Дрожки – удлинённая повозка без кузова с длинным продольным брусом, соединяющим переднюю ось с задней Туша – освежёванное и выпотрошенное тело убитого крупного животного Поджарый – сухощавый и мускулистый, сухопарый

Грамматическое задание

У всех причастий в тексте определить разряд

Творческий диктант №3

Причастный оборот

Зимой на Севере

Растекается огромная речка, которая окутана белым покровом и впадает в ледяное озеро. Трудно рассказать, как невыносимо холодно делается при пятидесяти градусах человеку, который сидит в санях неподвижно. Не помогает ни шерстяное бельё, ни шуба на беличьем или медвежьем меху, ни заячьи меховые шапки. Если побежишь рядом с санями, то можешь немного согреться. Но только возьмёшься за что-нибудь голыми руками, увидишь, как через минуту пальцы побелеют, тогда приходится долго растирать снегом руки, которые обморозил. Даже кожа, которая выделана, так замораживает пальцы, что прячешь подальше кожаные сумки и заменяешь их полотняными или парусиновыми. На этот раз был такой мороз, что кони, которые дышали тяжело, покрылись инеем. Пурга, которая не прекращалась ни на минуту, замела дорогу, которая вела к дому Андрея Петровича, местного старожила. Кругом шумели деревья, которые не вырубили, и леса, которые не тронули. На высоком берегу, который не защищён от ветра, было особенно холодно. Мы, наконец, добрались до жилья, где могли переночевать.

140 слов

Словарная работа

Выделанная кожа – обработанная, изготовленная, годная к употреблению Полотняный – гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань, выработанная из основы и утка одинаковой толщины и плотности Парусиновый – грубая толстая льняная ли полульняная ткань Пурга – сильная вьюга, снежная буря Старожил – человек, который много лет живёт в каком-нибудь одном месте

Грамматическое задание

Все обороты с местоимением «который» преобразовать в причастия и правильно оформить знаками препинания при письме. Например, «Растекается огромная речка, которая окутана белым покровом и впадает в ледяное озеро.» - «Растекается огромная речка, окутанная белым покровом, впадает в ледяное озеро» или «Огромная окутанная белым покровом речка растекается и впадает в ледяное озеро».

Диктант №4

Причастие

Гроза

Незабываемое 3 впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, ещё не закрытая 3 чёрной приближающейся 3 тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик, стоящий 3 на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Когда мой испуг прошёл, я принялся расспрашивать, что такое молния, отчего она зажигается, отчего гремит гром. Всю ночь с неослабевающим интересом слушал я рассказы отца. И только когда небо очистилось и замелькали звёзды, я заснул в своей кроватке и спал непробудным сном до позднего утра.

По Аксакову

124 слова

Словарная работа

Впечатление – след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым Озарять – ярко осветить Непробудный - длительный, непрерывный

Грамматическое задание

Выполнить морфологический разбор причастий: I вариант - незабываемое, приближающейся; II вариант – стоящий, не закрытая

Диктант №5

Деепричастие

Голуби

По воскресеньям они все трое собирались у Смолина и, влезая на крышу флигеля, выпускали голубей 4 . Красивые, светлые птицы одна за другой вылетали из голубятни и в ряд усаживались на коньке крыши. Освещённые солнцем, воркуя, они красовались перед мальчиками. Смолин взмахивал в воздухе длинным шестом с мочалом на конце и свистал. Испуганные голуби бросались в воздух, наполняя его торопливым шумом крыльев. И вот они плавно, описывая широкие круги, вздымаются в голубую глубину неба и плывут, сверкая 3 серебром 4 . Одни из них стремятся достичь до купола небес плавным полётом сокола, широко распростирая крылья и как бы не двигая ими, другие – играют, кувыркаются в воздухе. Закинув 3 головы, мальчики молча любуются птицами, не отрывая от них глаз. Маленькая группа едва заметных глазу точек влечёт за собой воображение детей, и Ежов определяет общее всем чувство, задумчиво говоря: «Нам бы, братцы, так полететь…»

По М. Горькому

138 слов

Словарная работа

Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания Конёк – брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса Мочало – вымоченная лубяная часть коры молодой липы, разделённая на узкие полоски – волокна, идущие на изготовление рогожи, кулей Купол – выпуклая крыша, свод в виде полушария

Грамматическое задание

    Выполнить морфологический разбор деепричастий: I вариант – сверкая; II вариант – закинув Выполнить синтаксический разбор предложения: I вариант - первое предложение в первом абзаце; II вариант – первое предложение в третьем абзаце

Диктант №6

Смысловые группы наречий. Морфологический разбор наречия

Задолго 3 до того, как рыба приблизилась к лодке, старик напряг все свои силы и стал тянуть, что было мочи. Но рыба лишь слегка 3 повернулась на бок, потом снова выпрямилась и уплыла вдаль 3 . «Послушай, рыба! – сказал ей старик. – Тебе всё равно умирать. Зачем тебе надо, чтобы я тоже умер?» Во рту у него так пересохло, что он больше не мог говорить. «Надолго 3 меня не хватит», - подумал он. Во время следующего круга старик чуть было её не достал, но рыба снова выпрямилась и медленно 3 поплыла прочь 3 . «Ты губишь меня, рыба, - думал старик. – Это, конечно, твоё право. Ни разу в жизни не видел я существа более громадного, спокойного и благородного, чем ты. Что же, убей меня. Мне уже всё равно, кто кого убьёт».

По Э. Хемингуэю

120 слов


Грамматическое задание

1. У всех наречий в тексте определить их принадлежность к смысловым группам наречий 2. Выполнить морфологический разбор наречий: I вариант – задолго, слегка, прочь; II вариант - вдаль, медленно, надолго

Диктант №7

Наречие

Апрельский вечер

Я снова 3 в полях, снова на просторе, снова дышу воздухом, пахнущим землёю и зеленью. Апрель приближается к концу. Весна была ранняя, дружная. Снег давно 3 сбежал с полей. Повсюду, направо 3 , налево от дороги, вдали и вблизи, по всем буграм и скатам зазеленели озими, освещённые косвенными золотыми лучами. Кое-где развёртывался и сквозил мягкий, как бархат, лист земляники. Но как уже хорошо 3 было в поле! Тишина необыкновенная. Солнце везде 3 и всюду. Солнце насквозь 3 пронизывает густые чащи, солнце жаркими лучами обливает поля. С каким наслаждением выставляешь на вешнее солнце спину и обнажённую руку! В воздухе уже не чувствуешь той сырости, которая заметна в первую весеннюю пору, когда река в разливе. Местами просёлок ещё влажен, но нигде нет следа грязи. Славное было время для путешествия!

По Григоровичу

111 слов

Словарная работа

Скат – наклонная поверхность чего-нибудь, пологий спуск Озимь – растения, засеваемые осенью, зимующие под снегом, их всходы Бархат – плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом Вешний – весенний

Грамматическое задание

Выполнить морфологический разбор наречий: I вариант – давно, направо, хорошо; II вариант –снова, везде, насквозь

Диктант №8

Предлог

Япония расположена на 3 четырёх больших и множестве маленьких островов. Самый северный остров – Хоккайдо в 3 древности был малонаселённым и не имел для экономики страны существенного значения. К 3 югу от него раскинулся главный остров – Хонсю, занимающий площадь большую, чем Великобритания. Климат в Японии субтропический, муссонный, на севере - умеренный. На всей территории, за исключением острова Хоккайдо, бывают два периода ливневых муссонных дождей – в июне и с конца июля до 3 середины сентября. Из-за того, что Япония попала в вулканический пояс тихоокеанского бассейна, на островах довольно часто регистрируются подземные толчки. Но благодаря 3 удачному расположению действующих вулканов, в стороне от густонаселённых районов, последствия извержений, за редким исключением, не такие значительные. Вследствие 3 частых подземных толчков, жильё в Японии строилось из дерева. Во время землетрясений такие дома подвергались меньшим разрушениям, чем каменные.

По Ч. Данн

126 слов

Словарная работа

Япония, Хоккайдо, Хонсю, Великобритания, тихоокеанский Экономика – совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе Климат – многолетний режим погоды какой-нибудь местности, одна из её основных географических характеристик Муссон – устойчивый сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу Территория – ограниченное земельное пространство

Грамматическое задание

    Выделить в тексте все предлоги и определить, какие отношения они выражают между словами Выполнить морфологический разбор предлогов: I вариант – на, в, благодаря; II вариант – к, до, вследствие

Диктант №9

Союз

В шесть часов объявили, что кушать подано. Хозяин ввёл меня в просторную столовую, где собралось множество гостей. То были, очевидно, люди знатного происхождения, хороших манер, одежда их поражала роскошью. Столовая, удобная и просторная, не отличалась изяществом обстановки. Ковра не было. Занавесей на окнах не было тоже. Ставни надёжно закреплялись железными засовами как в лавках. Стол был весьма роскошный. Варварское изобилие! Глаза мои резало колыханье множества свечей в серебряных канделябрах, поставленных по полу и по всей зале, где только сыскалось место. Я не мог отделаться от мысли, что во всём, что я вижу, много странного. Но ведь люди вообще так по-разному себя ведут, так по-разному думают. Я много путешествовал и привык не удивляться, а потому я невозмутимо уселся возле хозяина и воздал должное добрым угощениям.

По Э. По

126 слов

Словарная работа

Манера – способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия Роскошь – богатство и великолепие Изящество – тонкая и строгая художественная соразмерность и красота Ставень – Лавка – небольшой магазин Засов – большая дверная задвижка Варвар – невежественный, грубый, жестокий человек Изобилие – полное обилие Канделябр – подсвечник для нескольких свечей, а также подставка-светильник с несколькими лампами в форме свечей Воздать должное

Грамматическое задание

Выполнить морфологический разбор всех союзов, какие есть в тексте (повторяющиеся не разбирать)

Диктант № 10

Частица

Музыка листопада

Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру. Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. Ссорятся из-за самых красивых листьев. В руках у мальчишек, у каждой девчонки букет. Листья падают вовсе не беззвучно. Кажется, полёт сопровождает тихая музыка. Бом-бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод.

По В. Пескову

104 слова

Словарная работа

Стройный – о звуках: согласованный, гармоничный Хоровод – народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей – участников какой-нибудь игры, танца

Грамматическое задание

Выписать из текста все частицы и выполнить их морфологический разбор

Диктант №11

Междометие

Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку забеспокоившуюся птицу. Наконец унялась дрожь в руках, мушка перестала плясать, кончик её задел глухаря. Трах! И чёрная птица, хлопая крыльями, повалилась вниз. Не коснувшись земли, она выпрямилась и полетела в глубь леса. «Ранил!» - встрепенулся Васютка и бросился за подбитым глухарём. Только теперь он догадался, в чём дело, и начал беспощадно корить себя: - Мелкой дробью грохнул. А что ему мелкой-то? Птица уходила небольшими перелётами. Глухарь слабел. Быстро скинув с плеча мешок, Васютка поднял ружьё и выстрелил. В несколько прыжков очутился возле глухаря и упал на него животом. - Стоп, голубчик, стоп! – радостно бормотал Васютка. – Не уйдёшь теперь! Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть. - Фу, чёрт! Где же затеси? – сердце у Васютки сжалось, на лбу выступила испарина.

По В. Астафьеву

147 слов

Словарная работа

Васютка Глухарь – крупная лесная птица семейства тетеревиных Мушка – небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания Корить – упрекать, попрекать Дробь – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья Затеси – зарубка на дереве Испарина – обильный пот (обычно у больного после жара)

Грамматическое задание

Выписать все междометия и выполнить их морфологический разбор