Девочка и лев (сборник). Аким Я

Что случилось в городе?

Куда пропали дети?

Не галдят,

Стёкла мячиком

Позабыли дети

Обо всём на свете.

ПОТОМУ ЧТО

В цирке, над кассой,

Висит объявленье:

Всего лишь одно

представленье!

Своими трюками,

немыслимыми штуками

арены мира покорил

африканский лев

Значит, надо торопиться,

В кассу очередь толпится -

Тридцать

Крепко сжали

Скрипнула дверь.

Может, выглянет зверь?

Интересно, какой?

Отворяется дверь -

Это вовсе не зверь.

На цыпочках

Заплаканный

УКРОТИТЕЛЬ:

– Дети, не шумите!

Прошу вас, прекратите!

Дело в том, что у льва

Разболелась голова.

Ах, невыносимо,

Лев наглотался дыма.

Сколько раз я говорил,

Чтобы сторож не курил…

Я волнуюсь, извините,

Медяками не звените.

Умоляю, не сердитесь,

Потихоньку расходитесь.

Представленье отменяется,

Касса закрывается.

Что поделать -

Разбрелась

Очередь у кассы.

Девочки и мальчики

Вспомнили про мячики,

На асфальте во дворах

Расчертили «классы».

Осталась возле цирка

Девочка одна.

Девочка недавно

Сама была больна.

Стоит, такая рыжая,

В руке скакалка.

Стоит и не уходит:

Льва ей жалко.

Девочка рыжую чёлку

В дверную просунула щёлку,

Тяжёлую дверь потянула -

И внутрь прошмыгнула.

А в цирке пусто и темно,

А в цирке тишина.

Под самым куполом окно

Желтеет, как луна.

И вдруг над её головой

Такой оглушительный вой,

Что прямо трясутся поджилки

И с пола взлетают опилки.

Громадный лев

По клетке мечется,

Ревёт от боли

И не лечится.

У льва полотенце

Вокруг головы…

Очень свирепо

Болеют львы!

Заткнула девочка уши:

– Нельзя ли потише, Кирюша?

У решётки

Привстала,

Из кармана достала

Приложила

Прохладный пятак.

Ладошкой прижала покрепче

И в ухо мохнатое шепчет:

– Лев, лев, лёвушка,

Жёлтая головушка,

Успокойся,

Меня не бойся,

Не пойдём к врачу,

Я сама полечу.

Угомонился лев.

Усами повёл, присмирев.

Смотрит – рыжая головёнка,

Но не совсем как у львёнка.

Задумчиво

И девочке руку лизнул.

…По коридору

Кто-то бежит,

Бежит, торопится,

Пол дрожит.

Лев вздрогнул,

А девочка шепчет ему:

– Только, смотри,

Никому-никому!..

Тёплый пятак

В кулачке

И убежала.

Примчался укротитель,

С ним двое докторов.

– Скорее осмотрите,

Быстрее подлечите!

А доктора:

– Простите,

Ваш лев совсем здоров,

Практически здоров!

Дрессировщик скачет,

Смеётся, чуть не плачет,

Целует докторов:

– Мой лев здоров!

Кирилл здоров!

Совсем, совсем здоров!

Повесьте снова объявление,

Что состоится представление!

Клокочет цирк. Огни горят.

Детей полным-полно.

А клоуны-то что творят -

До чёртиков смешно!

Но разом стихло все, едва

Директор объявил:

– ПРОЩАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ ЛЬВА!

ОРКЕСТР, ПРОШУ!

КИ-РИЛЛ!!!

Грохнул трубами оркестр.

Дети повскакали с мест.

Эскимо никто не ест.

Выходит лев.

Он не сердит,

Он жмурится от света

И с удовольствием глядит

На представленье это -

На головы из темноты

И на разинутые рты.

А перед ним бумажный круг,

Бумажный круг тугой.

И чуть поодаль – тоже круг,

И кто-то факелом

Один, другой и третий круг

Лев напружинился.

Оркестр умолк.

Сквозь три пылающих кольца!

Ребячьи ёкнули сердца…

Лев приземлился. Замер

Там, за столбом, не на виду,

В далёком боковом ряду

Мелькнула головёнка,

Похожая на львёнка.

К барьеру подошёл.

Нашёл он девочку,

Среди других детей!

в улыбке растянул,

Зелёным глазом подмигнул

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

Судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной.
Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы.
Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь.
Через три дня началась Великая Отечественная война.
Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт.
…Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ».
В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.
Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?»
Аким прочёл записку и сказал:
– Не взять, а оставить!
Понимаете, что это значит?
Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей.
«Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».
В одном стихотворении Якова Акима есть строчки:
К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное.
Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна.
За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.
Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях.
Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг.
Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.

ДЕВОЧКА И ЛЕВ
Что случилось в городе?
Куда пропали дети?
Не галдят,
Не поют,
Стекла мячиком
Не бьют.
Позабыли дети
Обо всем на свете.
ПОТОМУ ЧТО
В цирке, над кассой,
Висит объявленье:
СПЕШИТЕ!
Всего лишь одно
представленье!
Своими трюками,
немыслимыми штуками
арены мира покорил
африканский лев
Кирилл!
Значит, надо торопиться,
В кассу очередь толпится -
Триста
Тридцать
Три руки
Крепко сжали
Пятаки.
Вдруг
Скрипнула дверь.
Может, выглянет зверь?
Интересно, какой?
Ой!..
Отворяется дверь -
Это вовсе не зверь.
На цыпочках
Заплаканный
Выходит
УКРОТИТЕЛЬ:
- Дети, не шумите!
Прошу вас, прекратите!
Дело в том, что у льва
Разболелась голова.
Ах, невыносимо,
Лев наглотался дыма.
Сколько раз я говорил,
Чтобы сторож не курил...
Я волнуюсь, извините,
Медяками не звените.
Умоляю, не сердитесь,
Потихоньку расходитесь.
Представленье отменяется,
Касса закрывается.
Т-с-с!
Что поделать -
Разбрелась
Очередь у кассы.
Девочки и мальчики
Вспомнили про мячики,
На асфальте во дворах
Расчертили "классы".
Осталась возле цирка
Девочка одна.
Девочка недавно
Сама была больна.
Стоит, такая рыжая,
В руке скакалка.
Стоит и не уходит:
Льва ей жалко.И ВОТ
Девочка рыжую челку
В дверную просунула щелку,
Тяжелую дверь потянула -
И внутрь прошмыгнула.
А в цирке пусто и темно,
А в цирке тишина.
Под самым куполом окно
Желтеет, как луна.
И вдруг над ее головой
Такой оглушительный вой,
Что прямо трясутся поджилки
И с пола взлетают опилки.
Громадный лев
По клетке мечется,
Ревет от боли
И не лечится.
У льва полотенце
Вокруг головы...
Очень свирепо
Болеют львы!
Заткнула девочка уши:
- Нельзя ли потише, Кирюша?
Потом
У решетки
Привстала,
Из кармана достала
И льву
Ко лбу
Приложила
Пятак,
Прохладный пятак.
ВОТ ТАК!
Ладошкой прижала покрепче
И в ухо мохнатое шепчет:
- Лев, лев, левушка,
Желтая головушка,
Успокойся,
Меня не бойся,
Не пойдем к врачу,
Я сама полечу.
Угомонился лев.
Усами повел, присмирев.
Смотрит - рыжая головенка,
Но не совсем как у львенка.
Задумчиво
Лев
Зевнул
И девочке руку лизнул.
...По коридору
Кто-то бежит,
Бежит, торопится,
Пол дрожит.
Лев вздрогнул,
А девочка шепчет ему:
- Только, смотри,
Никому-никому!..
Теплый пятак
В кулачке
Зажала -
И убежала.
Примчался укротитель,
С ним двое докторов.
- Скорее осмотрите,
Быстрее подлечите!
А доктора:
- Простите,
Ваш лев совсем здоров,
Практически здоров!
Дрессировщик скачет,
Смеется, чуть не плачет,
Целует докторов:
- Мой лев здоров!
Кирилл здоров!
Совсем, совсем здоров!
Повесьте снова объявление,
Что состоится представление!
Клокочет цирк. Огни горят.
Детей полным-полно.
А клоуны-то что творят -
До чертиков смешно!
Но разом стихло все, едва
Директор объявил:
- ПРОЩАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ ЛЬВА!
ОРКЕСТР, ПРОШУ!

КИ-РИЛЛ!!!
Грохнул трубами оркестр.
Дети повскакали с мест.
Эскимо никто не ест.
Выходит лев.
Он не сердит,
Он жмурится от света
И с удовольствием глядит
На представленье это -
На головы из темноты
И на разинутые рты.
А перед ним бумажный круг,
Бумажный круг тугой.
И чуть поодаль - тоже круг,
Натянутый, другой.
Еще подальше - третий круг.
И кто-то факелом
Из рук
Один, другой и третий круг
Поджег,
поджег,

поджег...
Лев напружинился.
И вдруг
Оркестр умолк.
ПРЫЖОК!
Сквозь три пылающих кольца!
Ребячьи екнули сердца...
Лев приземлился. Замер
И цирк
обвел
глазами.
Там, за столбом, не на виду,
В далеком боковом ряду
Мелькнула головенка,
Похожая на львенка.
Кирилл
К барьеру подошел.
Нашел он девочку,
Нашел
Среди других детей!
Лев
пасть
в улыбке растянул,
Зеленым глазом подмигнул
И поклонился ей.

Вы прочитали большой сборник избранных произведений Якова Лазаревича Акима. Здесь всё лучшее, что он написал за тридцать лет работы в детской литературе.

Стихи, как и любое творчество, не могут пройти мимо судьбы их автора. А судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной.

Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы.

Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь.

Через три дня началась Великая Отечественная война.

Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт.

…Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ».

В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.

Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?»

Аким прочёл записку и сказал:

– Не взять, а оставить!

Понимаете, что это значит?

Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей.

«Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».

В одном стихотворении Якова Акима есть строчки:

Стихи мои как письма:

Им нужен адресат.

К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное.

Ты письмо моё получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна.

За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.

Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях.

Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг.

Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.

Владимир Александров

Мой верный чиж

Я родился на зелёной улице.

В деревянном тихом городке.

А по улице гуляла курица,

И коза паслась невдалеке.

Там, за окнами, чернела осенью

От колёс тележных колея,

А зимой скрипучими полозьями

Распевала улица моя.

Я гляжу на лошадей распаренных,

На подрагивающую дугу -

Рукавицы в руки, ноги в валенки,

И к дверям, на улицу бегу.

Мимо занесённых палисадников

За санями весело бежать,

И возница, бородатый дяденька,

Может, даст мне вожжи подержать.

Моя родня

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

Яков Аким

Девочка и лев (сборник)

О вашем друге

Вы прочитали большой сборник избранных произведений Якова Лазаревича Акима. Здесь всё лучшее, что он написал за тридцать лет работы в детской литературе.

Стихи, как и любое творчество, не могут пройти мимо судьбы их автора. А судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной.

Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы.

Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь.

Через три дня началась Великая Отечественная война.

Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт.

…Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ».

В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.

Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?»

Аким прочёл записку и сказал:

– Не взять, а оставить!

Понимаете, что это значит?

Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей.

«Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».

В одном стихотворении Якова Акима есть строчки:

Стихи мои как письма:
Им нужен адресат.

К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна.

За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.

Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях.

Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг.

Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.

Владимир Александров

Мой верный чиж

Я родился на зелёной улице.
В деревянном тихом городке.
А по улице гуляла курица,
И коза паслась невдалеке.

Там, за окнами, чернела осенью
От колёс тележных колея,
А зимой скрипучими полозьями
Распевала улица моя.

Я гляжу на лошадей распаренных,
На подрагивающую дугу -
Рукавицы в руки, ноги в валенки,
И к дверям, на улицу бегу.

Мимо занесённых палисадников
За санями весело бежать,
И возница, бородатый дяденька,
Может, даст мне вожжи подержать.

Моя родня

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка

Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня.
Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра
Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.

Кто кому кто?

– Бабушка, бабушка, я чья дочка?
– Ты Федина дочь, моего сыночка.
– Мой папа большой, а совсем не сыночек!
– Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
– Да разве у дочки мы были? У тёти!
– Тётю твою я в люльке качала…
– Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
– Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься… Хитрое дело…
– Бабушка, что-то у нас пригорело!
– Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало!

Мужчина в доме

Папа на аэродроме
Мне сказал:
– Четыре дня
Будешь ты мужчиной в доме,
Остаёшься за меня.

Покатился самолёт.
Папа вырулил на взлёт.

Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь.
Усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь.

Девочка и лев


Что случилось в городе?
Куда пропали дети?


Не галдят.
Не поют,
Стёкла мячиком
Не бьют.


Позабыли дети
Обо всём на свете,


ПОТОМУ ЧТО


В цирке, над кассой,
Висит объявленье:


СПЕШИТЕ!
ВСЕГО ЛИШЬ
ОДНО ПРЕДСТАВЛЕНЬЕ!
СВОИМИ ТРЮКАМИ,
НЕМЫСЛИМЫМИ ШТУКАМИ
АРЕНЫ МИРА ПОКОРИЛ
АФРИКАНСКИЙ ЛЕВ
КИРИЛЛ!


Значит, надо торопиться.
В кассу очередь толпится -
Триста
Тридцать
Три руки
Крепко сжали
Пятаки.


Вдруг
Скрипнула дверь.
Может, выглянет зверь?
Интересно, какой?
Ой!


На цыпочках
Заплаканный
Выходит
УКРОТИТЕЛЬ:


– Дети, не шумите,
Прошу вас, прекратите!


Дело в том, что у льва
Разболелась голова.
Ах, невыносимо!
Лев наглотался дыма.
Сколько раз я говорил,
Чтобы сторож не курил…
Я волнуюсь, извините,
Медяками не звените,
Умоляю, не сердитесь,
Потихоньку расходитесь.


Представленье отменяется,
Касса закрывается.


Что поделать -
Разбрелась
Очередь у кассы.
Девочки и мальчики
Вспомнили про мячики,
На асфальте во дворах
Расчертили «классы».


Осталась возле цирка
Девочка одна.
Девочка недавно
Сама была больна.


Стоит, такая рыжая,
В руке скакалка.
Стоит и не уходит:
Льва ей жалко.


И ВОТ
Девочка рыжую чёлку
В дверную просунула щёлку,
Тяжёлую дверь потянула -
И внутрь прошмыгнула.


А в цирке пусто и темно,
А в цирке тишина.
Под самым куполом окно
Желтеет, как луна.


И вдруг над её головой
Такой оглушительный вой,
Что прямо трясутся поджилки
И с пола взлетают опилки.


Громадный лев
По клетке мечется,
Ревёт от боли
И не лечится.


У льва полотенце
Вокруг головы…
Очень свирепо
Болеют львы!


Заткнула девочка уши:
– Нельзя ли потише, Кирюша?


Потом
У решётки
Привстала,
Из кармана достала
И льву
Ко лбу
Приложила
Пятак,
Прохладный пятак.
ВОТ ТАК!


Ладошкой прижала покрепче
И в ухо мохнатое шепчет:


– Лев, лев, лёвушка,
Жёлтая головушка,
Успокойся,
Меня не бойся,
Не пойдём к врачу,
Я сама полечу.


Угомонился лев,
Усами повёл, присмирев,
Смотрит – рыжая головёнка.
Но не совсем как у львёнка.


Задумчиво
Лев
Зевнул
И девочке руку лизнул.


…По коридору
Кто-то бежит,
Бежит, торопится,
Пол дрожит.


Лев вздрогнул,
А девочка шепчет ему:
– Только смотри -
Никому-никому!


Тёплый пятак
В кулачке
Зажала -
И убежала.


Примчался укротитель,
С ним двое докторов:
– Скорее осмотрите,
Быстрее подлечите!


А доктора:
– Простите,
Ваш лев совсем здоров,
Практически здоров!


Дрессировщик скачет,
Смеётся, чуть не плачет,
Целует докторов:
– Мой лев здоров!
Кирилл здоров!
Совсем, совсем здоров!


Повесьте снова объявление,
Что состоится представление!

* * *


Клокочет цирк. Огни горят.
Детей полным-полно,
А клоуны-то что творят -
До чёртиков смешно!
Но разом стихло всё, едва
Директор объявил:
– Прощальные гастроли льва!
Оркестр, прошу!
КИ-РИЛЛ!!!


Грохнул трубами оркестр,
Дети повскакали с мест,
Эскимо никто не ест.


Выходит лев.
Он не сердит,
Он жмурится от света
И с удовольствием глядит
На представленье это -
На головы из темноты
И на разинутые рты.


А перед ним бумажный круг.
Бумажный круг тугой.
И чуть поодаль – тоже круг,
Натянутый, другой.


Ещё подальше – третий круг.
И кто-то факелом
Из рук
Один, другой и третий круг
Поджёг,
поджёг,
поджёг.
Лев напружинился;
И вдруг
Оркестр умолк.
ПРЫЖОК!
Сквозь три пылающих кольца!
Ребячьи ёкнули сердца…
Лев приземлился. Замер.
И цирк
обвёл
глазами.


Там, за столбом, не на виду,
В далёком боковом ряду
Мелькнула головёнка.
Похожая на львёнка.


Кирилл
К барьеру подошёл.
Нашёл он девочку,
Нашёл
Среди других детей!


Лев
пасть
в улыбке растянул,
Зелёным глазом подмигнул
И поклонился ей.

Учитель так-так и его разноцветная школа

Это сказка про учителя и про его разноцветную школу.

Учителя звали… Впрочем, нет. Он сердится, когда о его персоне говорят слишком много. Ученики разноцветной школы между собой называют учителя «Так-Так», просто потому что «так-так» любимые его словечки. Будем и мы его называть: учитель Так-Так.

Что было сначала

Сначала была поляна, обыкновенная поляна в лесу. Зелёная трава и одуванчики. Много-много одуванчиков.

Однажды утром сюда пришёл человек в белой расстёгнутой у ворота рубахе, в синих штанах и ботинках на толстой подошве. В руке человек нёс видавший виды портфель. Один замок портфеля был расстёгнут, из портфеля выглядывала чёрная лохматая собака.

Незнакомец остановился, положил портфель на траву. Собака тут же вынырнула из портфеля и уставилась на своего хозяина. А тот обошёл поляну со всех сторон, сощурил глаза под очками и определил, куда падает тень от молодых берёзок. Потом измерил своими длинными шагами поляну и сказал:

– Щётка, колышки!

Щёткой звали чёрную лохматую собаку.

Собака ткнулась мордой в раскрытый портфель, достала оттуда четыре выструганных колышка и принесла их в зубах.

Человек воткнул колышки в дёрн, от колышка к колышку протянул красный шнурок. Получилась лужайка, огороженная шнурком, а росли за оградой трава да одуванчики. Много одуванчиков.

После этого незнакомец перешагнул через красный шнурок, присел на корточки, вытянул и без того длинную шею и сильно дунул перед собой: фф-фу! Поднялся вихрь – это закружились белые звёздочки одуванчиков.

Человек выпрямился во весь рост, деловито огляделся. Теперь внутри четырехугольника, за красным шнурком, осталась только зелёная трава.

Он приложил указательный палец к переносице. Потом ещё раз глянул поверх очков на странный лужок и улыбнулся.

Это и был учитель Так-Так.

Кто будет строить школу?

– Так-так, Щётка, – сказал учитель. – Прекрасное место для школы. Теперь остаётся раздобыть учеников, которые помогут строить школу. Ищи! – приказал он собаке.

– Чего? – заворчала Щётка. Она вообще огрызалась, когда была не в настроении, совсем как человек.

– Пожалуйста, Щётка, – нагнулся к ней учитель Так-Так, – ищи, пожалуйста!

– Гав! – добродушно тявкнула Щётка. Это означало, что она отходчива, и стоит только попросить…

Учитель пристегнул поводок к Щёткиному ошейнику, Собака часто задышала, принюхалась и рванулась вперёд, не разбирая дороги.

– Щётка, куда же ты! – застонал учитель Так-Так, продираясь сквозь кусты можжевельника. – Мои штаны! Как я встречусь с учениками!