Вадим Сергеевич Шефнер - советский поэт, прозаик, фантаст.
Родился 12 января 1915 года в Петрограде в семье пехотного офицера. Является внуком Алексея Карловича Шефнера, капитан-лейтенанта, основателя порта Владивосток.
Почти всё детство и юность провёл в Петрограде (Ленинграде). В 1921 году семья уехала в Старую Руссу к месту службы отца. После смерти отца от чахотки Вадим Шефнер вместе с матерью-воспитательницей жил при детском доме в Старой Руссе, спустя некоторое время вернулся в Петроград. После школы окончил ФЗУ, в 1930-е годы был рабочим на различных ленинградских заводах.
В первые месяцы Великой Отечественной войны был рядовым в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом, с 1942 года - фронтовой корреспондент газеты Ленинградского фронта «Знамя победы», закончил войну в звании старшего лейтенанта. Член ВКП(б) с 1945 года.
Писать стихи начал в детстве. В 1933 году опубликовал в журнале «Резец» первое стихотворение «Баллада о кочегаре»). С 1938 года занимался в поэтическом семинаре-студии «Молодёжное объединение» при СП СССР (руководитель - А. И. Гитович, к работе в семинаре также приглашались Ю. Н. Тынянов, А. А. Ахматова , Н. А. Заболоцкий , М. М. Зощенко и др.), где близко сошёлся с поэтами В. А. Лифшицем и А. Т. Чивилихиным. В 1940 году издал первую книгу стихов «Светлый берег».
Вторая книга стихов («Защита») вышла в 1943 году в блокадном Ленинграде. В 1943-1945 годах Вадим Шефнер создаёт своё наиболее крупное поэтическое произведение - поэму «Встреча в пригороде», в которой отражены события героической обороны Ленинграда.
В послевоенные годы наряду с поэтическим творчеством также занимался стихотворным переводом - с китайского языка, с санскрита и пракритов и с языков союзных республик СССР (грузинского, белорусского, латышского и др.). Прозу публиковал в журналах («Литературный современник», «Звезда» и др.) с 1940 года. Первый сборник прозы («Облака над дорогой») издан в 1957 году. Наиболее значительным своим прозаическим произведением считал повесть «Сестра печали».
С 1960-х годов работал также в жанре фантастики, определяя свои фантастические произведения как «полувероятные истории» и «сказки для умных».
В 1973-1975 годах создал повесть «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде» (с подзаголовком «Летопись впечатлений»), в которой положил начало ещё одному пласту своего творчества - мемуарной прозе.
Умер 5 января 2002 года в Санкт-Петербурге. Отпевание прошло во Владимирском соборе 8 января. Согласно воле писателя, гражданской панихиды и прощальных речей не было. Похоронен на Кузьмоловском кладбище (Всеволожский район Ленинградской области).
Русский литератор Вадим Шефнер, биография которого началась в год, когда Российская империя вступила в Первую мировую войну, покинул этот мир уже в начале третьего тысячелетия. Значительная часть его творчества пришлась на советскую эпоху. Но ортодоксальным он никогда не был. Вадим Шефнер не противостоял официозной литературе и не шёл на конфликт с номенклатурной бюрократией, но комфортно себя чувствовал только в стороне от неё.
Факты из биографии писателя
В становлении и развитии любой творческой личности существенное значение имеет место рождения и та среда, в которой прошли детские и юношеские годы. Шефнер Вадим Сергеевич появился на свет в столице империи в семье кадрового военного. Вот только благополучным детство его назвать нельзя уже потому, что оно совпало с войнами, революциями, голодом, разрухой и нищетой. После смерти отца от туберкулёза Вадим Шефнер воспитывался в детдоме в Старой Руссе.
Вернувшись позднее в Петроград, он окончил ремесленное училище и работал на промышленных предприятиях. К этому же времени (30-е годы) относятся и первые литературные опыты в стихах и прозе, и первые публикации в периодических изданиях. С первых дней войны Вадим Шефнер был на Ленинградском фронте рядовым. Позднее, в разгар Ленинградской блокады, он стал корреспондентом фронтовой газеты Войну он закончил в звании старшего лейтенанта.
Поэтическое творчество
Ещё в предвоенном сороковом году начинающему литератору удалось опубликовать свои первые стихотворные опыты. Но, можно сказать, именно на войне Шефнер Вадим Сергеевич состоялся как поэт. Первая значительная книга его стихов была издана в 1943 году в блокадном городе. Многие строки в ней посвящены героической обороне Ленинграда. Этой же теме посвящена и поэма "Встреча в пригороде", написанная и изданная позднее.
Таковы литературные факты. Вадим Шефнер, стихи которого почти не обращаются к военной тематике, начинал как фронтовой поэт. Поэтическое творчество прошло через всю его долгую жизнь, но сам он отказывался обозначать для себя приоритет направлений. И проза, и поэзия, и фантастика были для Вадима Шефнера значимыми в равной степени. Границу между ними провести было невозможно.
Проза шестидесятых
По-настоящему известен в литературном мире Вадим Шефнер стал в шестидесятые годы. Это был период так называемой "хрущёвской оттепели", когда страна переживала период бурного обновления. В это время в искусство и литературу стремительно ворвалось новое поколение. Многие его представители успели пройти и фронты Великой отечественной войны и сталинские лагеря. Им было что сказать миру. Всегда стоявший в стороне от политических страстей Вадим Шефнер был, тем не менее, частицей своего фронтового поколения. Все эти годы писатель много и самозабвенно работает. Широко издаётся. Получает признание читателей и критики. И не собирается останавливаться на достигнутом.
Проза и поэзия Вадима Шефнера не теряется в общем потоке и в последующие годы, когда сменил бесконечный брежневский застой. Книги его слишком индивидуальны и ни на кого не похожи. При том что их автор никогда не стремился лезть в первые ряды и быть на виду у всех. Но, возможно, именно поэтому он столь ярко и своеобразно отразил своё время.
Фантастика
Применительно к тому, что пишет Вадим Шефнер, любые жанровые определения кажутся очень условными. В прозе этого автора нередко трудно провести границу между вымыслом и реальностью, между бытовой повседневностью и сновидениями наяву. И это очень мало похоже на то, что обычно принято понимать под фантастикой. И кажется, что автора совершенно не волнует - каким термином будет обозначена его проза. Сам он утверждает, что фантастика для него - не более чем продолжение поэзии иными средствами.
Но на само развитие этого жанра творчество Вадима Шефнера оказало существенное влияние. Это признано многими корифеями советской и российской фантастики. А сам автор иронично обозначал свои фантастические произведения как "сказки для умных" и "полувероятные истории". В 1999 году писатель стал лауреатом премии "Паладин фантастики".
"Сестра печали"
Одной из безусловных вершин в творчестве писателя является написанная в 1968 году повесть "Сестра печали". Её нельзя назвать в полной мере автобиографическим произведением. Но в самой своей фабуле и во множестве изображённых в ней реалий довоенного Ленинграда она в значительной степени именно таковой и является. В центре её судьба троих друзей, проживающих в одной комнате в общежитии на Васильевском острове. Совсем скоро всех ждёт война и блокада. Разумеется, никто об этом не знает. Но странным образом предчувствуют то, что должно случиться через год-другой. Это растворено в атмосфере. Хоть вслух и не произносится.
Стихи для детей
Многие произведения поэта Вадима Шефнера адресованы молодому поколению. Иногда это трудно заметить с первого взгляда. Дело в том, что с детьми Вадим Шефнер всегда общается не заигрывая. Разговаривает с ними тем же языком, что и со взрослыми. А такой подход формирует и уровень мышления и образ восприятия действительности. Возможно, именно поэтому молодому поколению известен такой поэт и фантаст, как Вадим Шефнер. Книги его читаются и сегодня. Есть вероятность, что они не будут забыты и завтра.
Скончался - 5 января 2002 года. Панихида состоялась 8 января на родине писателя в Санкт-Петербурге во Владимирском соборе.
Сам о себе:
Рождён я в Петрограде 12 января 1915 года. Мать моя - Евгения Владимировна Шефнер - дочь вице-адмирала Владимира Владимировича фон-Линдестрема, Отец мой - Сергей Алексеевич Шефнер - пехотный подполковник; отец его Алексей Карлович Шефнер - был военным моряком. Он оставил России добрую память о себе: во Владивостоке есть улица Капитана Шефнера, а возле дальневосточного порта Находки - мыс Шефнера.
Мать была лютеранского вероисповедания, отец- православного.
Я крещён в православной церкви.
Жили мы на Шестой линии Васильевского острова. Когда в Петрограде стало голодно, мать отвезла меня в Тверскую губернию, в деревеньку к няне. Там мы месяцев пять прожили. Помню огромную русскую печь, помню, как тепло и уютно было в избе.
О днях своей молодости я подробно рассказал в повести «Имя для птицы». Там я поведал своим читателям и о нашем отъезде в 1921 году в Старую Руссу, где отец служил тогда в армии. О тревогах и заботах матери, о смерти отца от чахотки, о том, как я жил там, в детдоме, куда мать устроилась на работу воспитательницей, о моих первых уроках в первом классе старорусской школы, о возвращении в родной Питер почти после четырехлетнего отсутствия.
Мать много читала. Не только прозу, но и стихи. Память у неё была превосходная, она помнила многие стихи Фета и Тютчева, а Пушкина чуть ли ни всего знала. Надо думать, что это от неё я унаследовал любовь к поэзии, но на первых порах какой-то несерьёзной была эта любовь. Я сочинял стишки- дразнилки, хулиганские частушки, а в шестом классе даже песню непристойную написал. А серьёзные стихи не получались.
В 1931 году, после окончания школы-семилетки я не решился держать экзамен в ВУЗ, ибо знал, что в математике я туп, и экзамена не выдержу. Я решил стать фабзайцем, - так в шутку именовали учеников ФЗУ (Фабрично-заводского ученичества).
Для этого я пошёл на Биржу Труда, и там получил направление в техническое училище, которое находилось на улице Восстания. Принят туда я был без труда. Меня зачислили в Керамическую группу, и черва два года я стал кочегаром на фарфоровом заводе (Пролетарий).
Обжиг фарфора - дело непростое, и трудились там люди серьёзные. Тогда я, наконец, начал писать стихи всерьёз, и в 1933 году в заводской газете было впервые напечатано моё стихотворение.
В 1934 году стихи мои стали печататься в городских газетах, а с 1936 и в журналах. В 1940 году в ленинградском издательстве «Советский писатель» вышла моя первая книжка стихов - «Светлый берег». В Союз Писателей меня приняли по её рукописи в 1939 году.
Мой левый глаз был непоправимо повреждён в детстве, вижу я только правым. Поэтому я до войны был белобилетником, не военнообязанным, и на военную учёбу меня не призывали. Но когда в 1941 году началась Великая Отечественная война - тут и я пригодился, был призван и стал рядовым 46 БАО /Батальон аэродромного обслуживания/. Летом 1942 года из этого батальона я был передислоцирован в армейскую газету «Знамя победы». Работал я там как поэт и как рядовой журналист. После Победы вернулся домой с двумя военными орденами «Красной Звезды» и «Отечественной Войны II степени» и с медалями, в число которых входит и медаль «За оборону Ленинграда». Есть у меня и послевоенные награды. Главной считаю Пушкинскую премию в 1997 году.
Вторая моя книга стихов вышла в Ленинграде блокадном, в 1943 году. Тоненькая невзрачная книжечка -»Защита» - в бумажной обложке. В ней все стихи - о войне, о родном городе моём. Бережно храню её.
Третья книга стихов- «Пригород» - вышла в 1946 году, четвёртая - «Московское шоссе» - в 1951 году, пятая - «Взморье» - в 1955 году... Но не буду перечислять здесь вое свои книжки - ведь среди них есть и неудачные. Вместо этого перечислю книги, в которые вошли и сравнительно недавние стихи, и избранные стихи давно минувших дней. Вот они: «Личная вечность» 1984 год, «Годы и миги» 1986 год, «В этом веке» 1987 год «Архитектура огня» 1997 год.
А первое место по количеству стихотворений занимает вышедший в 1991 году 1 том моего четырёхтомного «Собрания сочинений». В него вошли избранные стихи за полвека - с 1938 по 1988 г.
Первая моя проза- повесть «Облака над дорогой» издана в Ленинграде в 1957 году. Глядя из нынешнего дня, признаюсь, что повесть не очень удачная. Да и вторая моя книга «Ныне, вечно и никогда» не радует меня нынче. А вот третью свою книгу - «Счастливый неудачник», вышедшую в свет в 1965 году считаю удачной. Включённая в неё повесть-сказка «Девушка у обрыва» потом не раз переиздавалась, а в 1991 году в московском издательстве «Знание» ей дали тираж 500.000 экземпляров.
Самым сильным своим прозаическим произведением я считаю повесть «Сестра печали», издана она в 1970 году. Это - печальная повесть о Ленинградской блокаде, о любви. Добрые отклики на эту повесть я получаю до сих пор. Не в обиде на себя я и за свой фантастический роман «Лачуга должника». Это весьма нескучный роман-сказка. К этому роману стилистически примыкают мои «Сказки для умных», изданные отдельной книгой. О своей автобиографической повести «Имя для птицы» я уже упомянул, а теперь скажу, что в 1995 году в журнале «Звезда» опубликована моя другая автобиографическая повесть - «Бархатный путь».
12 января 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения Вадима Шефнера (12.01.1915-5.01.2002).
Не слышали это имя?
Поверьте, что встреча с ним не разочарует ни любителей поэзии, ни любителей фантастики, ни…
Впрочем, не стоит тратить время на длинные вступления.
«Рожден я в Петрограде 12 января 1915 года. Мать моя – Евгения Владимировна Шефнер – дочь вице-адмирала Владимира Владимировича фон-Линдестрема, Отец мой – Сергей Алексеевич Шефнер – пехотный подполковник; отец его Алексей Карлович Шефнер — был военным моряком. Он оставил России добрую память о себе: во Владивостоке есть улица Капитана Шефнера, а возле дальневосточного порта Находки – мыс Шефнера. (Имя деда – капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера – увековечено во Владивостоке потому, что 2 июля (20 июня по стар. стилю) 1860 года транспорт Сибирской флотилии «Манджур» именно под его командованием доставил в бухту Золотой Рог воинское подразделение для основания военного поста, который и положил начало этому городу).
«Мать много читала. Не только прозу, но и стихи. Память у нее была превосходная, она помнила многие стихи Фета и Тютчева, а Пушкина чуть ли ни всего знала. Надо думать, что это от нее я унаследовал любовь к поэзии, но на первых порах какой-то несерьезной была эта любовь. Я сочинял стишки – дразнилки, хулиганские частушки, а в шестом классе даже песню непристойную написал. А серьезные стихи не получались» .
Вадим рано потерял отца и потому, окончив семь классов, поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), а затем пошел работать кочегаром по обжигу фарфора на ленинградский завод «Пролетарий». В 1933 году его первое стихотворение «Баллада о кочегаре» опубликовано в заводской газете «Резец».
В 1935 году наш герой поступил на рабфак Ленинградского университета. С этого времени он поменял за короткое время несколько мест работы и профессий: работал сверлильщиком на заводе электрооборудования, формовщиком в литейном цехе, подносил на стройке кирпичи, был инструктором по физкультуре, чертежником-архивариусом на оптико-механическом заводе, библиотекарем.
В середине 1930-х годов Вадим начал заниматься в литературном объединении при редакции газеты «Смена». К работе с молодыми поэтами привлекались такие мастера как А. А. Ахматова, Н. А. Заболоцкий, М. М. Зощенко и др.
С 1934 года начал публиковать стихи в газетах, с 1936 года – в литературных журналах. Первый стихотворный сборник Шефнера – «Светлый берег» – вышел в 1940 году, в том же году напечатан и его первый рассказ.
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.
Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.
Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
1961
Через много лет после войны Вадим Сергеевич написал: «Ныне, на исходе дней своих, я склонен думать, что к прозе приобщила меня Великая Отечественная война. До нее я в армии не служил, был белобилетником из-за своего плохого левого глаза [глаз он повредил в детстве. – А.К.]. Но правым видел я хорошо и теперь наконец пригодился как воинская единица. Сперва был рядовым в БАО (батальоне аэродромного обслуживания) недалеко от Питера, а в январе 1942 года был переведен в редакцию армейской газеты Ленфронта «Знамя победы». Там я стал не только поэтом военным, но и прозаиком-журналистом. Наряду со стихами писал очерки и заметки о конкретных людях, о бойцах переднего края, – после поездок и пеших походов в части. И о ленинградцах тоже писал. С войны вернулся в звании старшего лейтенанта, награжден тремя военными орденами, медалями... Но высшая награда моей душе – это память о тех людях, с которыми довелось мне встречаться в военные годы . (В. Шефнер. Приобщение к профессии)
Весть
Читаю в ночной тишине
Письмо незабытого друга,
Который убит на войне.
Читаю сухие, как порох,
Обыденные слова,
Неровные строки, в которых
Доныне надежда жива.
И всё торопливое, злое
Смолкает, стихает во мне.
К душе подступает былое,
Как в грустном возвышенном сне.
Весь мир этот, вечный и новый,
Я вижу – как будто с горы,
И вновь треугольник почтовый
В шкатулку кладу до поры.
1969
Военные сны
Нам снится не то, что хочется нам, –
Нам снится то, что хочется снам.
На нас до сих пор военные сны,
Как пулеметы, наведены.
И снятся пожары тем, кто ослеп,
И сытому снится блокадный хлеб.
И те, от кого мы вестей не ждем,
Во сне к нам запросто входят в дом.
Входят друзья предвоенных лет,
Не зная, что их на свете нет.
И снаряд, от которого случай спас,
Осколком во сне настигает нас.
И, вздрогнув, мы долго лежим во мгле, –
Меж явью и сном, на ничье земле,
И дышится трудно, и ночь длинна...
Камнем на сердце лежит война.
1966
Война подарила ему и одну очень важную встречу. В 1942 году Вадим Шефнер познакомился со своей будущей женой Екатериной, с которой прожил всю жизнь (она умерла в 2000, он ушел из жизни через полтора года).
Я мохом серым нарасту на камень,Худ. Willem Haenraets
Где ты пройдёшь. Я буду ждать в саду
И яблонь розовыми лепестками
Тебе на плечи тихо опаду.
Я веткой клёна в белом блеске молний
В окошко стукну. В полдень на углу
Тебе молчаньем о себе напомню
И облаком на солнце набегу.
Но если станет грустно нестерпимо,
Не камнем горя лягу я на грудь –
Я глаз твоих коснусь смолистым дымом:
Поплачь ещё немного – и забудь...
1944
После войны наряду с поэтическим творчеством Шефнер брался и за стихотворные переводы (с китайского, с грузинского, белорусского, латышского и др.).
С 1940 года публиковал в журналах прозу, а первый ее сборник – «Облака над дорогой» – издал в 1957 году.
В 1960-е гг. Вадим Шефнер неожиданно для многих обратился к жанру фантастики, хотя для него-то как раз этот шаг был абсолютно логичен.
«Что натолкнуло меня на писание фантастики? Очевидно, ощущение странности, фантастичности жизни, сказочности ее. А может быть, стихи. Всю жизнь я пишу стихи, а фантастика ходит где-то рядом с поэзией. Они не антиподы, они родные сестры. Фантастика для меня – это, перефразируя Клаузевица, продолжение поэзии иными средствами. Если вдуматься, то в поэзии и фантастике действуют те же силы и те же законы – только в фантастике они накладываются на более широкие пространственные и временные категории ».
Писатель, определяя свои произведения этого направления как «полувероятные истории» и «сказки для умных», признавался в том, что больше всего привлекает его, как фантаста.
«…Что касается научно-фантастических романов, где речь идет только об открытиях и изобретениях, то они для меня не интересны. Для меня не столь важен фантастико-технико-научный антураж, а та над-фантастическая задача, которую ставит себе писатель. Поэтому я очень люблю Уэллса. Его «Машина времени» никогда не устареет, ибо, в сущности, каждый из нас ездит в этой машине ».
«У него на любом фантастическом фоне и в любой фантастической, порой страшной, ситуации действуют обыкновенные, вовсе не фантастические люди со всеми их достоинствами и недостатками. Действуют глупые и умные, герои и трусы, добрые и злые, но все в человеческих нормах и пределах. И вот автор вталкивает этих людей в фантастические события и смотрит, что из этого получится. А получается вот что: люди остаются людьми. В сущности, это очень человечный писатель ».
Вот, к примеру, герой повести «Небесный подкидыш, или Исповедь трусоватого храбреца» Серафим Пятизайцев, страстно мечтающий хотя бы короткое время пожить в тишине и одиночестве, попадает на планету Фемида, где это самое одиночество ему гарантируется. Там не только нет ни одного зеркала, но даже в привезенных Серафимом книгах исчезли все изображения живых существ. И не только из книг…
«Он извлек из пачечки книг твердую обложку от общей тетради, куда была вложена застекленная фотография его жены в металлической рамочке. Этот снимок (12 х 18) он всегда брал с собой, отбывая в дом отдыха. Сейчас он опять увидит Настю. Улыбаясь ему улыбкой № 19 ("Радость совместной прогулки"), стоит она под деревом в Летнем саду... Хорошо, что есть на свете Настя!..
С такими вот мыслями вынул Серафим из тетрадочной обложки фотографию – и обомлел. По-прежнему виден был на ней узор садовой ограды, по-прежнему стояло дерево, но теперь проявилась та часть его ствола, которую еще недавно заслоняла своей фигурой Настя. Настя со снимка исчезла.
- Это уже какое-то хамство космическое! – возмутился мой герой. – Это, господин заботник, тебе даром не пройдет! – А потом вдруг понял, что некому ему пожаловаться на этого цензора. В каждом земном доме отдыха, в любой гостинице, в самом плохоньком учреждении есть хоть какой-нибудь да директор – а здесь? Здесь никто не примет ни письменной, ни устной жалобы. А эти заботники делают то, на что они программированы. Они по-своему заботятся о нем, Серафиме, погружая его в одиночество. - Зато как здесь тихо! – прошептал он ».
Образы героев фантастических произведений Шефнера тоже далеки от стандарта. Мы ведь привыкли, что это бесстрашные покорители «пространств и миров». Нам же предстоит наблюдать приключения… чудаков и неудачников. Да-да! Однако не будем спешить с оценками. Ведь неудача — это не всегда плохо! Никто не застрахован от такой ситуации. Главное, как к ней относишься. Иногда то, что мы считаем неудачей, становится ступенькой к счастью.
Откроем повесть со странным на первый взгляд названием «Счастливый неудачник» (1965). Она начинается такими словами: «Есть люди, которые жалуются, что им не везет в жизни. Каждую мелкую неудачу они воспринимают как жестокий приговор судьбы, который не подлежит обжалованию. Они начинают считать себя неудачниками, падают духом. Вот я и хочу придать им бодрости и по мере сил доказать, что неудачи часто ведут к удачам, ибо прав арабский мудрец, который сказал: "Из зерен печали вырастают колосья радости" ».
Не менее яркий пример – Стефан – герой повести «Человек с пятью «не», или Исповедь простодушного» (1966).
«…Обо мне отец однажды выразился, что я ЧЕЛОВЕК С ПЯТЬЮ "НЕ". И далее он взял листок бумаги и письменно пояснил, что я
не – уклюжий
не – сообразительный
не – выдающийся
не – везучий
не – красивый.
Самое печальное, что все эти пять "не" действительно относились ко мне, и я понимал, что больших успехов и достижений в жизни у меня не предвидится …»
Зато его старший брат был полной противоположностью.
«Например, когда мать говорила нам: "Ребята, наколите-ка дровец!", – Виктор отвечал так: "Полигамный антропоморфизм и эпидемический геоцентризм на уровне сегодняшнего дня порождают во мне термодинамический демонизм и электростатический дуализм, что создает невозможность колки дров" .
Отец и мать горделиво переглядывались, радуясь научной подкованности Виктора, и посылали колоть дрова одного меня ».
В 1999 году писатель, отметивший 85-ый юбилей, удостоился специальной номинации «Паладин фантастики» российской литературной премии «Странник». Эта номинация традиционно присуждается человеку, который «жизнь свою положил на фантастическую литературу».
Творчество нашего героя – это всегда живой разговор по душам, в котором есть место и лирике и юмору. Потому оно оставляет у читателей ощущение света и радости.
Вадим Шефнер в своих произведениях дает нам очень важные жизненные советы, но делает это легко и ненавязчиво, будто хороший и мудрый друг.
Подражание восточному
Не возвожу плохих на пьедестал,
Но мир без них намного б хуже стал.
Плохие люди для того нужны,
Чтоб знали мы, кем быть мы не должны.
1985
Стрела
Хотел я смерти не орлу,
Не хищникам чащобы –
Я в друга выпустил стрелу
Несправедливой злобы.
Я промахнулся... Повезло,
Быть может, нам обоим?
Но мною посланное зло
Летит, летит над полем.
Летит сквозь строй лесных стволов,
Сквозь городские стены,
С океанических валов
Срывает клочья пены.
Пронзая ливень и метель,
Соборы и заборы
И, словно дьявольская дрель,
Просверливая горы,
Летит стрела с моей виной,
Летит в мою долину –
И огибает шар земной,
Чтоб мне вонзиться в спину.
1973
Не надо, дружок, обижаться,
Не надо сердиться, ей-ей,
На сверстников и домочадцев,
На старых неверных друзей.
Давай лучше жизни дивиться
И в добрые верить дела,
Глядеться в знакомые лица,
Как в праздничные зеркала.
Обиды все – мелочь такая,
Обиды ничтожны стократ
Пред вечными теми веками,
Что всех навсегда разлучат.
1977
Гордыня
Над пустотою нависая криво,
Вцепясь корнями в трещины камней,
Стоит сосна у самого обрыва,
Не зная, что стоять недолго ей.
Её давно держать устали корни,
Не знающие отдыха и сна;
Но с каждым годом круче и упорней
Вверх – наискось – всё тянется она.
Уже и зверь гордячки сторонится,
Идёт в обход, смертельный чуя страх,
Уже предусмотрительные птицы
Покинули гнездо в её ветвях.
Стоит она, беды не понимая,
На сумрачной, обветренной скале...
Ей чудится – она одна прямая,
А всё иное – криво на земле.
1954
Миг
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье.
1964
Природа все учла и взвесила.
Вы, легкодумные стрелки,
Не нарушайте равновесия
И зря не жмите на курки.
Вот кружит ястреб. Вредный вроде бы.
Но пусть летает, невредим:
Кому-то вреден, а природе он
Полезен и необходим.
Ты рай себе уютный выстроил,
Но без тревог не проживешь.
Убьешь печаль – но тем же выстрелом
И радость, может быть, убьешь .
Умей
Умей, умей себе приказывать,
Муштруй себя, а не вынянчивай.
Вадим Сергеевич Шефнер был выдающимся советским литератором. Он умел писать все – поэзию, классическую прозу, фантастику, прошел путь фронтового журналиста. Через творчество Шефнера, уроженца Санкт-Петербурга, красной нитью проходит образ города, в котором он родился, защищал в годы войны и умер.
Детство и юность
Вадим Шефнер родился 12 января 1915 года. Биография началась в санях, по пути из Кронштадта в Петроград – мать везли в родильный дом, но не успели. Дед Вадима Сергеевича, Алексей Карлович Шефнер, был адмиралом флота и основателем порта Владивосток, в его честь назван дальневосточный мыс и улица во Владивостоке.
Сергей Алексеевич Шефнер, отец, был пехотинцем, выпускником Пажеского корпуса, затем – офицером царской армии. Когда в стране грянула революция, Сергей Шефнер стал военным специалистом в Красной армии. Дед по линии матери, Евгении Владимировны фон Линдстрем, был вице-адмиралом. Мать Шефнера была лютеранкой, отец – православным, мальчика также крестили в православной церкви.
Детство Вадим провел на Шестой линии Васильевского острова, одной из самых красивых улиц города. Когда после революции в Петрограде начались перебои с продуктами, Евгения Владимировна увезла сына к няне, в деревню Тверской губернии. Об этом времени поэт почти ничего не помнил – только русскую печь и уют избы.
В 1921 году мать с сыном уехали в Старую Руссу, где служил отец Шефнера. Когда Сергей Алексеевич скончался от туберкулеза, мальчик какое-то время жил в детском доме – мать устроилась туда работать воспитательницей. В Петроград, ставший к тому моменту уже Ленинградом, семья вернулась только в 1924 году.
Мама Вадима много времени уделяла чтению, знала наизусть огромное количество стихов. Любовь к художественному слову поэт, по собственному признанию, унаследовал от нее. Хотя в детстве серьезной поэзии у него не получалось – вместо этого Вадим писал хулиганские стишки, а в 6-м классе даже написал песню скабрезного содержания.
После окончания школы поступать в вуз Шефнер не решился – не хватало знаний по математике, к которой у будущего поэта не оказалось никаких способностей. Поэтому юноша решил получать образование по системе ФЗУ, фабрично-заводского ученичества. Таких студентов в шутку называли «фабзайцами».
Закончив обучение в керамической группе комбината им. , Вадим устроился на завод «Пролетарий» кочегаром по обжигу фарфора и тогда начал писать первые серьезные стихи. До высшего образования поэт добрался только в 1935 году, когда поступил в Ленинградский университет на рабфак. До войны юноша успел сменить немало рабочих мест: преподавал физкультуру, работал в литейном цехе, подносил кирпичи на стройке, выдавал в библиотеке книги.
Поэзия
Первая публикация Вадима Шефнера состоялась в 1933 году – одно из его стихотворений опубликовали в заводской многотиражной периодике. Во время учебы в университете юноша посещал литературную группу при газете «Смена», был членом «Молодого объединения» Союза писателей в Ленинграде.
Регулярные публикации начались в 1936 году – сначала в газетах, затем – в солидных журналах. После приема в Союз писателей в 1940 году был издан первый самостоятельный сборник стихов Вадима Шефнера – «Светлый берег».
Когда началась война, долгое время поэту было не до стихов. Он нес службу в части, оборонявшей осажденный Ленинград, хотя до войны имел «белый билет» из-за слепоты на один глаз.
Так как служба в обеспечении аэродрома не подразумевала прямого боевого взаимодействия, норму питания урезали: в ноябре рядовой Шефнер получал согласно блокадной норме 300 г хлеба в сутки. При учете морозов первой блокадной зимы это привело к серьезному истощению. Позже об этом в полушутливой форме упомянет в сборнике «Стихи из Лахты» его друг Виктор Федотов:
«Велению Музы подшефный,
В душе пересилив себя,
Поэт лирический Шефнер
В землянке варил воробья».
К самому же поэту вдохновение вернулось только после госпиталя, в 1942 году, когда Вадима Сергеевича назначили сотрудником армейской газеты «Знамя победы». Работа со словом дала толчок поэтическому творчеству, и в итоге вторая книга, «Защита», вышла в Ленинграде 1943 году, в разгар блокады.
Михаил Морозов читает стихи Вадима ШефнераПосле окончания войны Шефнер много публиковался, книги выходили регулярно. В его творчестве присутствовали как стихи, так и проза. Поэзия Вадима Сергеевича была очень разноплановой – от коротких лирических зарисовок вроде «Середины марта» до идеалистической философии – стихотворение «Слова» является ярким примером этого стиля.
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить».
Эти строки, написанные в 1956 году, прежде всего похожи на манифест поэта, декларацию собственного отношения к слову в любом его проявлении.
Несмотря на воинствующий атеизм СССР, Шефнер не боялся поднимать в стихах библейскую тематику – это ярко иллюстрирует стихотворение «Лилит», посвященное фигуре первой жены .
Помимо классической прозы, в позднем творчестве Вадима Сергеевича нашлось место и для фантастики. Среди наиболее успешных произведений в этом жанре можно назвать гуманистическую повесть «Лачуга должника» и сборник коротких рассказов «Сказки для умных». В 2018 году по «Лачуге должника» режиссер снял мини-сериал.
Личная жизнь
С женой Екатериной Григорьевой поэт познакомился во время войны, в 1942 году, а в 1946-м родился сын Дмитрий. Супруги прожили вместе до смерти женщины в 2000 году.
В конце 1940-х годов в жизни поэта наступили сложные времена. В период борьбы с космополитизмом на поэта набросились критики, приняв немецкую фамилию за еврейскую. Вадима Сергеевича обвиняли в упадничестве, декадентстве, превратном отражении советских реалий. Справиться с давлением помогали поддержка друзей, семьи и стойкость, воспитанная войной и блокадой.
Как и у многих людей советского времени, у Шефнера было не так уж много фотографий. Одна из самых известных, где поэт запечатлен на фоне книжных полок в узорном свитере, снята у него дома. Изначально фото планировали сделать во время интервью газете, но фотограф запоздал, и в итоге пришлось ехать домой к Вадиму Сергеевичу. Так получился этот кадр: не то официальный, не то из личной жизни.
За свое творчество Вадим Шефнер был неоднократно награжден. На его счету Госпремия СССР им. Горького, Пушкинская премия и две «фантастические» – «Странник» и «Аэлита».
Смерть
Под конец жизни Вадим Сергеевич практически потерял зрение и редко выходил из дома. Шефнер скончался 5 января 2002 года в Санкт-Петербурге на 87-м году жизни, причину смерти прессе называть не стали. Гражданская панихида не была проведена – на этом поэт настаивал еще при жизни.
Вадим Шефнер похоронен в Ленинградской области, на Кузьмоловском кладбище, рядом с женой.
Библиография
- 1940 – «Светлый берег»
- 1943 – «Защита»
- 1946 – «Пригород»
- 1958 – «Нежданный день»
- 1967 – «Стихи о Ленинграде»
- 1979 – «Сторона отправления»
- 1991 – «Ночная ласточка»
- 1994 – «Лачуга должника»
- 1995 – «Сказки для умных»
- 1997 – «Архитектура огня»
- 1999 – «Бархатный путь»
- 2002 – «Девушка у обрыва»