Эпидемия смеха в танганьике. Диковинное и необъяснимое: Эпидемия смеха в Танганьике (ныне Танзания) (9 фото)

В 1962 году в Танганьике (ныне Танзания) произошло нечто странное - ученики одной из школ начали беспричинно смеяться. Смех перерос в настоящую эпидемию и распространился дальше: в соседние деревни и города. До сих пор ученые пытаются найти причину диковинного явления.


30 января 1962 года три девочки начали смеяться посреди урока в школе в деревне Кашаша, Танганьика. Учитель отправил смеющихся учениц во двор, чтобы восстановить порядок в классе.

Во дворе девочки продолжали беспричинно смеяться. Другие ученики смотрели на их безумие. Один за другим школьники начали смеяться. Но глаза их вовсе не улыбались. Это был смех как проклятие. 50 лет спустя местный мусульманский священнослужитель рассказал американскому журналисту, что так духи предков проявляют свою силу.

Смех распространялся. В конце концов 95 из 159 учеников школы заразились смехом. Наряду с хихиканьем девушки беспрерывно плакали. Они сопротивлялись, когда взрослые пытались удержать их. Чиновники закрыли школу и отправили пораженных эпидемией девушек домой в свои деревни.

А смех распространялся дальше: в соседнюю деревню Ншаба, город Букоба - и дошел до соседней Уганды. Первый отчет о феномене в 1963 году написали П.Х. Филипп, местный медицинский работник, и А.М. Рэнкин, профессор Колледжа Университета Макерере. Они считают, что эпидемия продолжалась шесть месяцев. Другие источники утверждают, что она длилась год, два или даже больше. Эпидемию «подцепили» около тысячи человек, большинство из которых были молодыми женщинами и девочками.


Профессор психологии Роберт Провайн занимался изучением этого феномена. Он и его сотрудники записали более 1000 реальных «эпизодов смеха» и изучили обстоятельства, связанные с ними. Провайн удостоверился в том, что по большей части люди смеялись не потому, что что-то было забавным. Они использовали смех как своего рода послание миру и сплоченность группы. «Смех был социальным», - заключил Провайн. И это было заразительно. «Эпидемия смеха в Танганьике - драматический пример заразной силы смеха», - писал он в своей научной статье.


Сильвия Кардозо, этолог Государственного университета Кампинаса, изучает смех как у людей, так и у животных. В отличие от большинства своих коллег, она отметает социогенный характер болезни. Она считает, что причиной эпидемии мог послужить вирус. В одном из интервью она сказала: «Мне кажется невероятным, что чисто психологическая массовая реакция может продлиться так долго и будет настолько распространена».


Американские неврологи Ханна и Антонио Дамасио предполагают, что аномальный смех возникает, когда структуры основной части мозга повреждены. Основываясь на этой модели, они считают, что эпидемию 1962 года спровоцировала вирусная инфекция - вероятно, какой-то энцефалит в основной части мозга.

Правда об эпидемии 1962 года остается в тени истории. Никто не записал имена трех девушек, бывших в центре вспышки смеха. Записи ученых различаются. Ученый Питер Макгроу и журналист Джоэл Уорнер вылетели в Танзанию в поисках свидетелей эпидемии. Они подробно описали исследования в книге 2014 года «Кодекс юмора».

Уорнер и Макгроу посетили школу, где началась эпидемия. Они поговорили с местными жителями об их воспоминаниях о событии. Они даже нашли одну женщину, которая, возможно, была одной из жертв. Она отказалась говорить о том случае.


В конце концов Макгроу и Уорнер сделали выводы из литературы, в частности из исследования Кристиана Хемпельмана. Массовая психогенная болезнь (которую психологи называют «массовая истерия»), по сути, является реакцией на длительное наращивание психологического напряжения, общего для группы людей, которые чувствуют себя бессильными.

«Школы в Центральной Африке особенно подвержены вспышкам массовой истерии. В конце 2008 года несколько девочек в танзанийской школе отреагировали на давление на важных экзаменах таким образом: некоторые упали в обморок, в то время как другие рыдали, кричали или бегали по школе», - рассказывает исследователь Джон Уоллер.


К аналогичным выводам пришли и первые ученые, которые задокументировали эпидемию смеха Танганьики. «Предполагается, что это массовая истерия в восприимчивом населении, - писали Рэнкин и Филипп в 1963 году. - Это, вероятно, болезнь, обусловленная культурой».

Может, этот случай и кажется веселым, но на самом деле это история о разрушительной силе безнадежности, невозможности выразить протест и восстании тела против давления власти как способа пожаловаться на окружающую действительность.

Самый известный случай эпидемии смеха произошёл в Танзании в 1962 году. Вспышка началась в школе для девочек и позже распространилась по соседним деревням, в итоге неконтролируемый смех охватил около 1000 человек и продолжался несколько месяцев, что привело к закрытию 14 школ. Обычно психические эпидемии начинаются с одного человека — в данном случае, скорее всего, одна школьница упала в припадке смеха, вызванного тревогой, и тем самым запустила цепную реакцию: всех девочек вокруг неё тоже охватил отчаянный смех. Медленно эпидемия распространилась за пределы школы и деревни в другие области, где также проживали уязвимые группы населения.

Больные страдали от повторяющихся приступов смеха и плача, которые продолжались от пары часов до 16 дней. Эти приступы сопровождались у больных беспокойным и бесцельным беганием, иногда проявлением жестокости, но ничто не указывало на органические нарушения. Кристиан Хэмплмэн из техасского университета A&M проводил исследования этого инцидента. Он описывает эпидемию смеха как массовую психогенную или социогенную болезнь, которая способна развиться в условиях повышенного стресса. Причины стресса среди школьниц могли быть разными, в том числе его могла вызвать неопределенность обстановки в Танзании, которая обрела независимость всего за месяц до этого, и неопределённость будущего школы.

«С одной стороны, это звучало слишком неправдоподобно, а с другой — люди ссылались на этот случай в поддержку всего подряд, в том числе и противоречивых теорий, — говорит Хэмплмэн. — Поэтому я решил, что мне нужно самому во всём разобраться и выяснить, что произошло на самом деле и что это говорит нам о человеческом чувстве юмора с научной точки зрения».

Тогда как случай был реальным, о смехе он нам почти ничего не говорит, и Хэмплмэна раздражает, когда происшествие в Танзании приводят в качестве доказательства того, что смех может быть заразным. Психогенные заболевания обладают всеми видами так называемых нервных симптомов, считает он, и смех — лишь один из них. Несмотря на то, что дело Таганьики закрыто, подобные случаи массового психогенного заболевания всё ещё происходят среди групп людей, которые не способны вырваться из стрессовой ситуации.

В такой ситуации человек не контролирует стресс и не может реагировать иначе. Это чаще происходит с молодыми людьми, чем со взрослыми, с женщинами, чем с мужчинами, с работниками, чем с руководителями. «Стресс должен получить какое-то телесное выражение, что даёт человеку возможность сказать: посмотрите, я болен, со мной что-то происходит, я не просто замкнулся в себе», — говорит Хэмплмэн. Это был не просто коллективный смех, скорее они испытывали одинаковый стресс, люди подсознательно копируют комплекс симптомов, и смех — лишь один из них.

Хэмплмэн вспоминает случай из своей жизни, когда он жил в Лафайете, штат Индиана: у работников местного департамента регистрации автотранспорта появлялась дыхательная недостаточность, вплоть до того, что здание, в котором они работали, неоднократно закрывалось, а потом департамент и вовсе переместили. Место проверили на уровень загрязнённости, но ничего не обнаружили. В конечном счёте местные СМИ сообщили об этом происшествии как о массовом психогенном заболевании.

«Там просто была ужасная рабочая среда, никто не хотел там работать, у них было ужасное начальство, и они просто на подсознательном уровне нашли способ выйти из сложившейся ситуации, копируя поведение друг у друга, — говорит Хэмплмэн. —Это не так безумно, как может показаться».

Хэмплмэн утверждает, что хотя массовые психические эпидемии — явление достаточно распространённое, в СМИ редко используют такую формулировку. «Если вы говорите о человеке, страдающем этим заболеванием, вы по-прежнему называете его истеричным», — говорит он. «Вы считаете, что у него нет настоящей болезни, что он бесится и таким образом избегает проблемы». Клеймо никуда не делось. Врачи, замечая повторяющиеся случаи, начинают искать наилучший способ подхода к таким пациентам. Тем не менее, происшествия, вроде того, как когда у Нью-Йоркских старшеклассниц развился лицевой тик, продолжают приводить СМИ в недоумение.

Когда вы слышите словосочетание «эпидемия смеха», то вы, наверное, представляете веселящуюся компанию друзей. Но на самом деле здесь всё намного серьёзнее.

Кажется, что смех - это просто звук радости, но смех также может сигнализировать о страданиях, вызванных грустью или гневом, а ещё может быть связан с манией. Самый известный случай эпидемии смеха произошёл в Танзании, которая тогда, в 1962 году, называлась Танганьикой, но такой вид психологического поведения ежедневно происходит во всём мире, особенно среди групп населения, которые подвержены хроническому стрессу. Примером последнего похожего случая можно назвать необъяснимую тошноту и головокружение у учеников английской школы в Ланкашире в ноябре прошлого года. Также существуют многочисленные свидетельства подобных происшествий в местах с нестабильной обстановкой - в Косово, Афганистане, Южной Африке и так далее.

Этот кошмар начался 30 января 1962 года с обычной шутки. Три ученицы школы для девочек в Танганьике начали хохотать и не смогли остановиться. Вскоре смех охватил 95 школьниц. Размах эпидемии оказался совсем нешуточным, и школу пришлось закрыть на два месяца.


Смех сменялся рыданиями, сопровождавшимися приступами страха и, в некоторых случаях, вспышками агрессии. Эти симптомы быстро распространялись по школе (возможно, путём контакта с инфицированным), и могли продолжаться от нескольких часов до 16 дней.

Школу закрыли в марте, когда число заражённых достигло 95 из 159 учащихся школы. Через 10 дней после закрытия произошла новая вспышка – в одной из соседних деревень. Несколько девочек закрытой школы были родом из этой деревни и, видимо, привезли заразу домой. В результате, с апреля по май в этой деревне жертвами загадочной эпидемии стали 217 человек.

Все жертвы были психически здоровыми людьми. У них не наблюдалось ни жара, ни судорог, в их крови не было найдено ничего необычного. Теории о воздействии некоего психотропного грибка при отсутствии других симптомов не оправдались.

Дальнейшие исследования не смогли определить причину смеха. Никаких аномалий в организме смеющихся детей обнаружено не было. Неожиданно и необъяснимо приступы смеха начали становиться слабее, а потом и вовсе прекратились.

Загадка по сей день остаётся нераскрытой.


Он описывает эпидемию смеха как массовую психогенную или социогенную болезнь, которая способна развиться в условиях повышенного стресса. Причины стресса среди школьниц могли быть разными, в том числе его могла вызвать неопределенность обстановки в Танзании, которая обрела независимость всего за месяц до этого, и неопределённость будущего школы.

«С одной стороны, это звучало слишком неправдоподобно, а с другой - люди ссылались на этот случай в поддержку всего подряд, в том числе и противоречивых теорий, - говорит Хэмплмэн. - Поэтому я решил, что мне нужно самому во всём разобраться и выяснить, что произошло на самом деле и что это говорит нам о человеческом чувстве юмора с научной точки зрения».

Тогда как случай был реальным, о смехе он нам почти ничего не говорит, и Хэмплмэна раздражает, когда происшествие в Танзании приводят в качестве доказательства того, что смех может быть заразным.

Психогенные заболевания обладают всеми видами так называемых нервных симптомов, считает он, и смех - лишь один из них. Несмотря на то, что дело Таганьики закрыто, подобные случаи массового психогенного заболевания всё ещё происходят среди групп людей, которые не способны вырваться из стрессовой ситуации.

В такой ситуации человек не контролирует стресс и не может реагировать иначе. Это чаще происходит с молодыми людьми, чем со взрослыми, с женщинами, чем с мужчинами, с работниками, чем с руководителями.

«Стресс должен получить какое–то телесное выражение, что даёт человеку возможность сказать: посмотрите, я болен, со мной что–то происходит, я не просто замкнулся в себе», - говорит Хэмплмэн.

Это был не просто коллективный смех, скорее они испытывали одинаковый стресс, люди подсознательно копируют комплекс симптомов, и смех - лишь один из них.

Хэмплмэн вспоминает случай из своей жизни, когда он жил в Лафайете, штат Индиана: у работников местного департамента регистрации автотранспорта появлялась дыхательная недостаточность, вплоть до того, что здание, в котором они работали, неоднократно закрывалось, а потом департамент и вовсе переместили. Место проверили на уровень загрязнённости, но ничего не обнаружили. В конечном счёте местные СМИ сообщили об этом происшествии как о массовом психогенном заболевании.

«Там просто была ужасная рабочая среда, никто не хотел там работать, у них было ужасное начальство, и они просто на подсознательном уровне нашли способ выйти из сложившейся ситуации, копируя поведение друг у друга, - говорит Хэмплмэн. - Это не так безумно, как может показаться».

Хэмплмэн утверждает, что хотя массовые психические эпидемии - явление достаточно распространённое, в СМИ редко используют такую формулировку.

«Если вы говорите о человеке, страдающем этим заболеванием, вы по–прежнему называете его истеричным», - говорит он. «Вы считаете, что у него нет настоящей болезни, что он бесится и таким образом избегает проблемы».


Клеймо никуда не делось. Врачи, замечая повторяющиеся случаи, начинают искать наилучший способ подхода к таким пациентам. Тем не менее, происшествия, вроде того, как когда у Нью–Йоркских старшеклассниц развился лицевой тик, продолжают приводить СМИ в недоумение.

Последние достижения в области исследований смеха, известной как гелотология, включают в себя терапию юмором и смехом, медитацию смеха и йогу смеха, при которых симулированный смех становится реальным, принося пользу человеческому организму. Смех связывают с уменьшением гормонов стресса и увеличением содержания эндорфинов, обеспечивая психическое и физическое оздоровление.

Обо всём этом Хэмплмэн говорит, что это классическая фрейдистская теория юмора, согласно которой, по его словам, «в нас накапливается какое–то волшебное психическое давление, и смех позволяет нам его выпустить через что–то, что в метафорическом смысле служит клапаном». Он не считает, что эта теория хорошо объясняет то, как устроены смех и юмор. «В данном случае эти люди страдали и выражали свои страдания через смех, - говорит Хэмплмэн, добавляя - им совсем не становилось легче от смеха».

Вот, что говорится об этом в Википедии:


Эпидемия началась 30 января 1962 года в деревне Кашаша, в женской школе-интернате, которую открыла христианская миссия. Три ученицы начали бесконтрольно смеяться и плакать, их смех заразил 95 из 159 школьниц, возрастом от 12 до 18 лет. Смех продолжался от нескольких часов до 16 дней. На учителей смех не распространялся, но ученицы не могли удерживать внимание на учёбе, из-за чего 18 марта 1962 года школу временно закрыли. 21 мая занятия попытались возобновить, но это не удалось сделать (эпидемия к тому моменту уже выбралась за пределы деревни).


После закрытия школы учащихся отправили по домам, и эпидемия распространилась на соседнюю деревню Ншамба. В апреле и мае 217 человек испытывали приступы смеха, большинство из них - дети и молодые люди. В июне смехом заразились 48 учениц средней школы для девочек Рамашене (Ramashenye), находящейся близ города Букоба.

На школу, в которой началась эпидемия, подали в суд. Бесконтрольный смех охватил в некоторой степени все школы Кашаши и соседней деревни. Эпидемия кончилась через 18 месяцев после начала. Кроме смеха сообщалось о сопутствующих симптомах: болях, обмороках, метеоризме, проблемах с дыханием, сыпи, приступах плача и криках. Всего было закрыто 14 школ, более 1000 человек попали под действие эпидемии.

Одной из возможных причин возникновения эпидемии смеха называют сочетание плохих условий содержания школьниц (неудобные стулья, общежитие без окон и строгость учителей) и невозможности выразить протест; смех был одним из безобидных способов пожаловаться на окружающую действительность.

Стоит вспомнить и еще несколько странных эпидемий.

Среди жителей ряда деревень Судана началась эпидемия истерического хохота, вызванная употреблением хлебобулочных изделий из экспериментальной пшеницы. Вслед за приступом беспричинного смеха заболевшие падают в обморок.

"Люди употребляли эту непригодную для приготовления пищи пшеницу, и она, по всей видимости, вызывала у них галлюцинации, приступы истерики, беспричинного хохота, лихорадочное состояние и обморок", - говорится в заявлении суданского Минздрава.

В июле 1518 года странная эпидемия танцев напала на город Страсбург (Франция). Это началось с женщиной по имени фрау Трофея (Troffea), которая начала танцевать на улицах без причины, причем и без музыки. В течение недели 34 других человека присоединились к ней. А уже к августу странных людей было 400.

В такие танцы вовлекли даже музыкантов, дабы люди хотя бы танцевали под музыку, и это все не выглядело бы так жутко. Но дальше было еще хуже: все эти "танцоры" не останавливались вплоть до того, что их ноги истекали кровью. Люди начали умирать от сердечных приступов.

Всех, кто имел симптомы этой эпидемии, переместили в горы, где они молились за свою жизнь. В конце концов, большинство выжило. Долгое время предполагалось, что эпидемия танцев была связана с проклятием, насланным служителями собора Святого Вита, однако современные историки склонны относить болезнь к массовой истерии.

Еще одна необычная эпидемия была в Танзании.

Болезнь выглядит так: дети в возрасте 5 - 15 лет могут упасть головой вперед с судорогами или без. Обычно это происходит во время принятия пищи. Один исследователь даже заметил, что подобное поведение детей наблюдается при принятии незнакомой пищи, такой как шоколад.

"Болезнь кивания" по некоторым исследованиям имеет влияние на 3 000 детей. Понять причину и подобрать лечение этого заболевания врачи пока не могут.

В 2013 году эпидемия непроизвольного подергивания появилась в средней школе в пригороде Леруа, что в 80 км к востоку от города Буффало, штат Нью-Йорк, США. Это началось, когда болельщица по имени Кэти Краутварст (Katie Krautwurst) проснулась и начала дергаться.

Затем странная эпидемия распространилась на ее лучшую подругу, а потом и на других студентов, в основном девочек, в маленькой школе №600. По ходу шествия этого вируса некоторых учеников даже показали по национальному телевидению, где в эфире они рассказали о своих симптомах.

Поначалу считалось, что на людей повлияло химическое отравление. Однако впоследствии оказалось, что это расстройство Преобразование, при котором небольшая группа людей бессознательно способна имитировать поведение своих сверстников.

PS: Вспоминаю чем "болели" школьники в начале 80–х в СССР:

Одного пацана перевели из другой школы и он "привез" моду плеваться через трубочку сырой картошкой или яблоком. До этого мы использовали жеванную промокашку.

А потом один сын рыболова догадался как "стрелять" на уроках кусочками тонкой резинки. И тут началось! Берешь до сантиметра рыболовной резинки, и наматываешь один оборот на латунный стержень авторучки.. Натягиваешь и отпускаешь прицелившись в соседа..

Но мода быстро проходила и сменялась на бросание резиновых мячиков из резинового клея, прижигание потолка стичками, стрельбу проволочными пробоями, метание тряпки линейкой, стрельбу яблоком с помощью самодельной пневматики из стержня авторучки и т.д.

Ну а "болезни" тоже распространялись по всей школы мгновенно. Если скучать толченый грифель, то температура поднимется и в школу идти не надо!))

Предлагаем, тем кто ещё не..., подписаться на наш журнал , досмотрим это представление театра абсурда вместе...)))