Странного человека медведь никогда не тронет. Школьный тур олимпиады по русскому языку

Нет, ты хотел рассказать много!..

Ну, любит Ремез, где реки, где озера, иву любит, за море летает. Кто хранит гнездо Ремеза в доме, в тот дом гром не бьет. А погибает Ремез в бурю - береговая пташка. И большая певунья: голос не великий, маленький, только что для детей…

Вроде кукушки?

И глаза засыпают у Лейлы.

Жутко в лесу. Ночь все теснее, ночь все ближе. Весь лес обняла. А звезды - а звезды - большие.

Заковали студеному Ветру колючие губы, не велели холодом дуть, и Мороз-Трескун, засыпанный снегом, сел отдыхать в холодном царстве на полночи.

Пришло теплое лето.

Забыто ненастье.

Все живет, все у земли копошится, кустом разрастается.

Медведь-пыхтун зашатался по лесу, а кузнечику - воля: стрекочи хоть всю ночь.

Пошли люди с косами с вострыми. Поспел сенокос.

И куда ни заглянешь, все-то словно невиданно: к каждому цветку наклоняешься, тронул бы всякую травку…

Хороша погода, украслива.

Гей! - подле ржи проходит Белун.

Какой белый, сам в белой рубахе, и от солнца не застится: оно ему любо. Из леса идет: без него, говорят, темно в лесе. Заблудишься, только спроси, Белун и дорогу покажет.

Дедушка, на сенокос?

Не слышит. Где тут услышишь!

Вот ступил на межу…

Дедушка!

Что тебе, родный? - дед улыбнулся: и ему хорошо…

Идет Белун по меже, идет летней дорогой, ударяет клюкою: вспоминает ли старый стародавнее бусово время или далось на раздуму другое… наша русская доля?

Лязг косы звонче.

Стрекочет кузнечик.

Так до белого месяца лязг косы звонок.

Ходит по ниве Белун, наделяет добром.

За Могильною горою стоит белая избушка Белуна.

Белун - старик добрый. Алалей и Лейла остались у дедушки погостить.

С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку.

Не отставали они от деда, так и ходили за ним и на поле, и на пчельник. А какой он добрый, какой ласковый белый Белун!

Белуна все любят. Медведь не трогал.

Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! - говорил старик, - встретишься с медведем, скажи ему: «Иди, иди, Миша! Я - странник, ничего тебе не сделаю». И медведь уйдет.

Рассказывал по вечерам Белун сказки, когда не спалось, или в погоду, когда было страшно, или очень приставать начинали.

А собака у Белуна - Белка. Станет старик к ужину хлеб резать, Белке горбушку даст - первый кусок. И всегда он так делал: Белке первый кусок.

Мы едим Белкину долю, - сказал как-то дедушка, - у человека доля собачья.

Как так - собачья?

И уж они не могли успокоиться, пока Белун не рассказал им всего.

Раньше все не так было, не такое. И земля была не такая. Ржаной колос с земли начинался от самого корня и был метлистый, как у овса. Ни косить, ни жать нельзя было, подрезали колосья каменным шилом, чтобы не растерять зерна. И хлеба было всем вволю.

И случилось однажды, вышел Христос странником на поле, вышел Христос посмотреть, как живут на земле его люди. А как людям жить? Известно, и хлеба по горло - сыты, так другим чем возьмутся друг друга корить - осатанели!

Идет странник по полю, радуется: зерна так много, колос полный от земли до верхушки. И весь день ходил странник до вечера, а вечером на ночлег собрался.

Туда постучит, сюда попросится, - никто его не пускает. Гонят странника.

«Еще стащит чего!» - вот у каждого что на уме: страшно за добро, хоть и девать-то его некуда, добра-то всякого.

Вошел странник к богатым в богатый дом. Не просился он на ночлег, просит хлеба кусок - милостыню. А пекла хозяйка блины, увидала странника, разругалась на чем свет стоит, турнула за дверь. Да вгорячах схватила блин, вытерла блином грязную лавку - кошкин след дурной, кинула блин вдогонку.

Поднял странник блин, положил в котомку и пошел в поле.

«Нет уж, ничем, видно, сытого не проймешь! Ему горя нет! Осатанел человек в вольготе!»

Разгневался странник и, встав среди поля, позвал страшную тучу.

И поднялась на его зов страшная туча. Загремела гроза.

Палило огнем, било градом, смывало дождем.

Уж не кричат, не вопят - остолбенели: ведь все хозяйство пропало, весь хлеб погиб, все колосья ощипаны. И один лишь остался маленький колос на длинной соломе.

Черно, пусто, голо на вольготной богатой земле.

Тут-то вот Белка и вышла из конурки, - рассказывал добрый белый Белун, - видит собака, дело плохо, с голода подохнешь, и выбежала в поле да как завоет. «Ты чего, Белка, воешь?» «Есть хочу!» И тронули Бога собачьи слезы, снял Бог грозную тучу. Засветило солнце, пригрело. И остался на земле маленький колос - собачий, что Белке за слезы ее пришлось от Бога, маленький колос собачий, на длинной соломе. С той поры и едят люди долю собачью. Наша доля собачья!

На зеленый двор залетели пчелы - это к счастью. И остались жить.

В цвету липа. Липовым цветом золотится весь душистый сад.

Частый сильный рой от неба до сырой земли.

То-то хорошо, ну весело!

Вот теплый день уплыл, восходит звезда Вечерница , а они серые, ярые, жужжат - собирают мед.

Много будет меда белого.

И по гречишным полям и в поемных зеленых лугах, вдоль желтой дремы, в пестрой кашке и в алой зоре с цветка на цветок вьются пчелы. Частый, сильный рой от неба до сырой земли.

То-то хорошо, ну весело!

Вот на смену дню распахнется долгая вечерняя заря, а они серые, ярые, жужжат - трудятся.

Много будет меда красного.

Густые меды, желтый воск.

Хватит всем сотов на Спасов день: Богу - свечка, ломоть - деду, и в улей довольно на зиму.

А скажи нам, пчелка, откуда вы такие зародились?

Выбирала одна пчелка из богородичной травы сладкого меду.

А не велено нам сказывать, - ответила пчелка. - Водяной дед не любит, кто не умеет хранить тайну, а Водяной над нами главный.

Мы только дедушке скажем.

А дедушка Белун сам пчелу водит, мудрый, он и без вас знает.

Ну, мы большим никому не скажем.

Ну что ж, - прожужжала пчелка, - вам-то я и так бы рассказала, только некогда мне долго рассказывать…

И мохнатая серая пчелка запела:

А поссорился Водяной с Домовым, все б им старым ссориться, заездил седой фроловского коня. И валялся конь с год в сыром затрясье. В кочкорье-болото небось никто не заходит! Вот от этого фроловского коняги мы к весне и отродились. Раз закинули рыбаки невод и вытащили нас из болота, пчелиную силу, и разлетелись мы, пчелы, на все цветы по всему белому свету. Смотрит за нами соловецкий угодник Зосима и другой угодник Савватий, нас и охраняют. Мать наша Свирея и Свиона, бабушка Анна Судомировна.

И полетела Божья пчелка, понесла с поля меду много на сон грядущий.

Горело небо багряным вечером.

Там по раздолью небесному будто рой золотых пчел посылал на землю медвяную росу, обещая зарю, солнце да ведро.

Школьный тур олимпиады по русскому языку

4.Кто есть кто? (Морфология)

Сопоставьте два четверостишия и объясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.

К прибрежью моря длинная аллея

Ведет вдали как будто небосклон:

Там море подымается, синея

Меж позабытых мраморных колонн…

Вечерняя безмолвная аллея

Зовет меня к скалистым берегам.

Где море подымается, синея,

К пустынным и далеким небесам.

Оценка : 1 балл

Заполните таблицу. На основе значение фразеологизма и этимологической подсказки установите «загаданный» фразеологизм и запишите ответ под соответствующим номером в тетради, где Вы выполняете работу .

Фразеологизм

или образное

выражение

Значение

Этимологические

«подсказки»

Не имеющая никакого значения пустая бумажка, липовый, не обладающий какой-либо реальной ценностью документ.

Раньше обозначало: «глупо, плохо составленный документ». Простофиля.

Чрезвычайно быстро двигаться.

«Лошадиное» происхождение фразеологизма.

Исчезнуть навсегда и бесследно, подвергнуться навсегда и полному забвению.

Лета – река забвения в подземном царстве, из которой души умерших пили воду, чтобы забыть свою прошлую жизнь (древнегреческая мифология).

Отойти в вечность = умереть

Бросило в озноб (от холода, страха, волнения)

Мурашка (от мураш), букашка, муравей.

Бедный человек, без денег. Пустой человек, духовное ничтожество (вторичное значение)

Ямочка у человека, расположенная между ключицами на шее. По народным представлениям, это углубление называется душой , потому что душа помещалась именно здесь. Об искреннем, откровенном человеке говорили, что у него душа нараспашку (человек с расстегнутым воротом рубахи, показывающий, что у него за пазухой ничего нет). Пазуха - пространство между

грудью и прилегающей одеждой.

Очень сомнительно, неясно

Вилы – круги, а не современное: «вид сельскохозяйственного орудия»

Дешевое, но в то же время вполне качественное

Старое значение слова сердитый – от слова сьрдь (сердце), то есть дорогой, хороший.

Грубая, некачественная работа

Происхождение – из речи плотников

Нечего возразить, нечего ответить

Происхождение – из «картежной семьи» так же, как: смешать карты (расстроить чьи-либо планы), ставить на карту (надеяться чего-либо добиться, рискуя своим имуществом, состоянием и др.)

Что-либо желанное, крайне необходимое

Оценка. Правильный перевод – 5 баллов (каждая ошибка снижает на 0,5 балла). Комментарий слова – каждое слово по 2 балла. Максимум -15 баллов

Олимпиада по русскому языку.

Большинство французских слов произошло из латинских. Одно и то же латинское слово (или корень слова) могло, с одной стороны, найти отражение во французском языке (чаще всего в измененном виде), а с другой стороны, проникнуть в русский язык. С какими русскими словами исторически (через латинский язык) связаны следующие французские слова, если известно, что надстрочный знак «∧» ставится над той гласной, после которой в языке-источнике был звук «с»:

1. arrêter [арэтэ´] – останавливать

2. fête [фэт] – праздник

3. plâtre [платр] – гипс

4. pâte [пат] – тесто, мармелад

5. bête [бэт] – животное

Оценка: за каждый ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов.

Достройте пропорцию:

большой теплый

---- = ---- = -----

огромный рыдать

Какие отношения связывают слова, стоящие в знаменателе, со словами, стоящими в числителе?

Оценка: правильно поставлены слова – 2 балла. Объяснение – 2 балла. Итого - 4

Как вы думаете, почему слова «ходьба», «белизна» относятся к существительным, ведь первое обозначает действие, а второе признак?

Оценка. Правильный ответ – максимум 2 балла.

Из приведенного ряда слов выпишите те, в которых есть (или была) приставка об - (о-). Докажите наличие приставки путем подбора родственного слова.

Обед, обелиск, обод, обормот, облава, обувь, овёс, овал, острог, опёнки, опрометью, осень.

Оценка. За правильно выписанное слово - 0,5 балла, за родственные слова - 0,5 балла.

В Изборнике 1073 года читаем:

По четырьмъ образомъ съгр_шаеть челов_къ: по незаапу , по пр _ льсти , по

неразум _ нию , по любъви .

Объясните значения выделенных слов в данном предложении.

Оценка. За перевод - 2 балла и за объяснение - 4 балла. Итого: 6 баллов.

Расставьте запятые при обращениях в следующих текстах. Объясните, почему во внешне похожих конструкциях знаки препинания ставятся по-разному.

А) «Чем вы гости торг ведете

И куда теперь плывете?»

Б) «Ой вы гости-господа

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем? иль худо?

И какое в свете чудо?»

В) «Матушка моя родная!

Ты княгиня молодая!

Посмотрите вы туда:

Едет батюшка сюда».

Оценка. В каждом случае только за расстановку знаков препинания при обращении – 0,5 балла, за каждое объяснение - 0,5 балла. Итого: 3 балла.

Подчеркните сравнение в данных предложениях. Укажите способ выражения сравнения.

1)Там сонмы душ возносят стройным хором своих молитв немолчные дары

() 2) И в розное они теченье опять влекомые судьбой, сойдутся ближе на мгновенье, чем все миры между собой (). 3)Как по условленному знаку, вдруг неба вспыхнет полоса… (Ф. Тютчев). 4) Брала знакомые листы и чудно так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело… (Ф. Тютчев) 5) Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)

Оценка: Каждый правильный ответ – 1 балл… Максимум - 5 баллов.

Выделите грамматические основы, определите типы предложений (двусоставное или односоставное, полное или неполное). Охарактеризуйте компоненты грамматической основы.

1. Ехать по мягкой весенней дороге было истинным наслаждением (ЧПо заячьему следу доходят и до медвежьего (послМы люди маленькие, а вы великий человек (ЧНа улице ни души. 5. Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте (БунС вечера всё спится, на дворе темно (Фет).

Оценка: каждое предложение – 1 балл. Итого – 6 баллов.

Определите синтаксическую функцию выделенных наречий.

1. Гусиные стаи и справа и слева (В. Песков). 2. Путь направо без коня оставит (БунМаргарита увидела, что она наедине с летящей над ней луной (М. БулгОна когда-то была замужем, но скоро овдовела (ТургДаже замужем она вспоминала с умилением девичье время (ПЭто ухо уловило женский смех, быстрые и бойкие шаги вниз (М. Булг.).

Оценка: правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов.

Прочитайте фрагмент из радищевского «Письма другу, жительствующему в Тобольске», напечатанного в первом томе ПСС (1938) по прижизненной публикации 1790 г. Найдите и прокомментируйте языковые явления (факты), не характерные для современного русского языка. Повторяющиеся явления объединяйте в один пример и комментируйте вместе.

В день назначенный для торжества, во втором уже часу пополудни, толпы народа стекалися к тому месту где зреть желали лице обновителя своего и просветителя. Полки Гвардии Преображенский и Семеновский, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед, так же и другие Полки Гвардии тут бывшие, под предводительством начальников своих окружили места позорища, Артиллерия, Кирасирской Новотроицкой Полк и Киевской пехотной заняли места на близлежащих улицах. Все было готово, тысящи зрителей назделанных для того возвышениях и толпа народа разсеяннаго повсем близ лежащим местам и кровлям ожидали с нетерпением зрети образ того, котораго предки их в живых ненавидели, а посмерти оплакивали.

Оценка. За названное явление (слово, морфема) – 0,5 балла. Комментарий к слову – 0,5 балла. Итого не более 6 баллов (+1 балл за глубину ответа в целом).

Окружная олимпиада по русскому языку

2009-10учебный год

10-11 класс

В данной таблице некоторые слова записаны неверно. Запишите их в исправленном виде в тетради (форму таблицы сохраните). Какие из данных в таблице слов являются заимствованными?

Исправленный вариант

Заимствованное или нет

протвень

грейфрукт

проволка

невропатолог

дерматин

компрометировать

Оценка. За каждый правильно заполненную графу - по 0,5 балла. Итого: 10 баллов.

Во фрагменте из русского духовного стиха

Кто будет кривдой жить,

Тот отчаянный от Бога,

А кто будет правдой жить,

Тот причаянный ко Господу.

1. Сделайте морфемный анализ подчеркнутых слов.

2. Определите их значение

Оценка. 1.2 балла (по 1 баллу за каждый правильный морфемный разбор); 2. 3 балла; 1 балл добавляется за глубину ответа. Итого: 6 баллов.

Объясните написание причастия «движимый» с суффиксом –ИМ.

Оценка: правильный ответ - максимум 2 балла.

Какое грамматическое значение проявляется у глагола быть в следующих выражениях, свойственных народной речи? Переведите их на литературный язык.

Сколько ни плакать, а быть перестать. Сколько ни веселиться, а быть жениться.

Оценка. За перевод - 2 балла, 4 балла - за объяснение. Итого: 6 баллов.

В первой половине XVIII в. русская научная терминология ещё не устоялась. Все приведённые ниже слова являются терминами, обозначающими одно и то же понятие:

3) летораслия;

4) росада;

5) прозябающие вещи, прозябения;

6) вегетабили;

7) планты.

В 1757 г. в речи «О рождении металлов от трясения земли» впервые предложил для данного понятия новый термин, использовав для него уже существовавшее в русском языке слово. Этот термин, вытеснивший все остальные, мы используем и сейчас. Назовите этот термин. Укажите родственные слова для каждого из приведенных терминов.

Оценка . За слово - 3 балла, по 1 баллу за толкование каждого. Итого: 10 баллов.

Рассмотрите два газетных заголовка:

1) ЖУРНАЛИСТ УВОЛЕН

2) УВОЛЕН ЖУРНАЛИСТ

Есть ли смысловое различие в этих фразах? Обоснуйте свой ответ.

Оценка : до 7 баллов в зависимости от ответа.

Прочитайте отрывок из поэмы «Цыганы».

Он* ждал: придет ли избавленье.

И всё несчастный тосковал,

Бродя по берегам Дуная,

Да горьки слезы проливал,

Свой дальный град воспоминая,

И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости,

И смертью - чуждой сей земли

Неуспокоенные гости.

* Имеется в виду Овидий в изгнании.

Перескажите выделенный фрагмент прозой.

1) Какую синтаксическую функцию в предложении выполняет слово гости.

2) В чем заключается несоответствие формы этого слова современной грамматической норме.

Оценка. За правильное расположение слов в тексте - 4 балла. За вопрос 1)– 2 балла. За вопросбалла. Итого: 10 баллов.

Сравните выделенные пары слов в двух представленных текстах. Дайте толкование этим парам с точки зрения значения, словообразования и употребления.

Мальчик говорит с мамой:

- Когда я пошел домой делать уроки, у меня заело ключ.

А как же ты попал в дом вечером?

У меня отъело ключ.

В одном краю такой был случай:

Гуляя как-то раз,

Набрёл мудрец на куст колючий

И выцарапал глаз.

Но был на редкость он умён

И, не сказав ни слова,

Забрёл в другой кустарник он

И глаз вцарапал снова.

(С. Маршак)

Оценка . До 9 баллов в зависимости от ответа.

В отрывке из стихотворения «Осень» расставьте запятые всеми возможными способами. Объясните каждый из вариантов.

Листья в поле пожелтели

И кружатся и летят

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Оценка . Максимум - 5 баллов.

Прочитайте текст. Переведите его на современный русский язык.

Еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю. Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповем ти ся. Да разверзу въ притчах гаданиа моя и про-вещаю въ языцех славу мою. Сердце бо смысленаго укрепляется въ телеси его красотою и мудростию. Бысть язык мой трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная быстрость. Сего ради покушахся написати всяк съуз сердца моего и разбих зле, аки древняя - младенца о камень. Но боюся, господине, похулениа твоего на мя.

Ответьте кратко на вопросы:

1. Какой частью речи является слово написа?

2. Каково по происхождению слово Володимеровичю?

3. Куда делся ъ в слове въструбим в современном русском языке?

4. Что значит слово псалтыри в этом тексте?

Оценка : перевод – максимум 6 баллов. За ответы на вопросы – по 1 баллу. Итого – 10 баллов.

За Могильною горою стоит белая избушка Белуна.

Белун - старик добрый. Алалей и Лейла остались у дедушки погостить.

С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку.

Не отставали они от деда, так и ходили за ним и на поле, и на пчельник. А какой он добрый, какой ласковый белый Белун!

Белуна все любят. Медведь не трогал.

Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! - говорил старик, - встретишься с медведем, скажи ему: «Иди, иди, Миша! Я - странник, ничего тебе не сделаю». И медведь уйдет.

Рассказывал по вечерам Белун сказки, когда не спалось, или в погоду, когда было страшно, или очень приставать начинали.

А собака у Белуна - Белка. Станет старик к ужину хлеб резать, Белке горбушку даст - первый кусок. И всегда он так делал: Белке первый кусок.

Мы едим Белкину долю, - сказал как-то дедушка, - у человека доля собачья.

Как так - собачья?

И уж они не могли успокоиться, пока Белун не рассказал им всего.

Раньше все не так было, не такое. И земля была не такая. Ржаной колос с земли начинался от самого корня и был метлистый, как у овса. Ни косить, ни жать нельзя было, подрезали колосья каменным шилом, чтобы не растерять зерна. И хлеба было всем вволю.

И случилось однажды, вышел Христос странником на поле, вышел Христос посмотреть, как живут на земле его люди. А как людям жить? Известно, и хлеба по горло - сыты, так другим чем возьмутся друг друга корить - осатанели!

Идет странник по полю, радуется: зерна так много, колос полный от земли до верхушки. И весь день ходил странник до вечера, а вечером на ночлег собрался.

Туда постучит, сюда попросится, - никто его не пускает.

Гонят странника.

«Еще стащит чего!» - вот у каждого что на уме: страшно за добро, хоть и девать-то его некуда, добра-то всякого.

Вошел странник к богатым в богатый дом. Не просился он на ночлег, просит хлеба кусок - милостыню. А пекла хозяйка блины, увидала странника, разругалась, на чем свет стоит, турнула за дверь. Да вгорячах схватила блин, вытерла блином грязную лавку - кошкин след дурной, кинула блин вдогонку.

Поднял странник блин, положил в котомку и пошел в поле.

«Нет уж, ничем, видно, сытого не проймешь! Ему горя нет! Осатанел человек в вольготе!»

Разгневался странник и, став среди поля, позвал страшную тучу.

И поднялась на его зов страшная туча. Загремела гроза.

Палило огнем, било градом, смывало дождем.

Уж не кричат, не вопят - остолбенели: ведь все хозяйство пропало, весь хлеб погиб, все колосья ощипаны. И один лишь остался маленький колос на длинной соломе.

Черно, пусто, голо на вольготной богатой земле.

Тут-то вот Белка и вышла из конурки, - рассказывал добрый белый Белун, - видит собака, дело плохо, с голода подохнешь, и выбежала в поле да как завоет. «Ты чего, Белка, воешь?» «Есть хочу!» И тронули Бога собачьи слезы, снял Бог грозную тучу. Засветило солнце, пригрело. И остался на земле маленький колос - собачий, что Белке за слезы ее пришлось от Бога, маленький колос собачий, на длинной соломе. С той поры и едят люди долю собачью. Наша доля собачья!

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году.

7 класс

Время выполнения работы – 90 минут

I тур

Задание 1.

Объясните причины орфографических ошибок в словах жолтый, вчира, сапок, ноч.


Задание 2.

Катя жалуется маме на щенка:

Мама, улыбаясь, отвечает:


Задание 3.

1. Всем сестрам по_____________ .

2. В _________________ омуте черти водятся.

3. ______________ платит дважды.

4. ______________ все стерпит.

5. Дела_________ , ______________ пишет.
Задание 4.

аквариум, акварель, акваланг , акватория?


Задание 5.

«словами-хамелеонами».


Задание 6.

- Странного « Иди, иди, Мишка! . И медведь уйдет.


Задание 7.

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил , что, если в записи кое-что поправить , рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости , которая нахлынула на меня , бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером , и быстро выбежал во двор и встретил там ребят , которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.
Задание 8.


  1. Нужно писать поводок , так как приставки па-

  2. Нужно писать расцепить , так как после приставки стоит глухой согласный ц.

  3. Нужно писать сбросить , так как приставки з- в русском языке не существует.
Прокомментируйте свой выбор.
Задание 9.

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Коров, домов, столов, голов, подков.

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?


Задание 10.
Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

II тур

Напишите сочинение.

Тема «Школа будущего»

Ответы и критерии оценивания.

7 класс

I тур
Задание 1.

Объясните причины орфографических ошибок в словах жолтый, вчира, сапок, ноч.


Количество баллов.

За объяснение ошибочного написания одного слова 1 балл

Максимум 4 балла.
Ответ.

Ошибки объясняются отражением на письме особенностей звучания слов (не учитываются действующие орфографические правила) и особенностями системных связей отдельных звуков, а именно:

1. [жо] лтый – [ж] не имеет пары по мягкости (всегда твердый), а буква ё указывает на мягкость предшествующего согласного, поэтому для пишущего здесь «естественна» буква о , соответствующая твердому согласному;

2. вчира – [е], обозначаемый буквой е , в безударном положении произносится как звук, близкий к [и] ;

3. сапок [г], обозначаемый буквой г, на конце слова оглушается и произносится как [к] ;

4. ноч ] не имеет пары по твердости (всегда мягкий), поэтому буква ь , обозначающая мягкость предшествующего согласного, здесь, с точки зрения пишущего, «избыточна».


Задание 2.

Катя жалуется маме на щенка:

- Он мой тапок куда-то утащил!

Мама, улыбаясь, отвечает:

- Надеюсь, твой любимый юбок от него еще не пострадал?

Объясните, почему мама так ответила дочери.


Количество баллов.

1 балл.
Ответ.

Мама попыталась указать Кате на допущенную ею ошибку – употребление слова тапок как существительного мужского рода, в то время как оно женского рода – тапка.


Задание 3.

Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

1. Всем сестрам по_____________.

2. В _________________ омуте черти водятся.

3. ______________ платит дважды.

4. ______________ все стерпит.

5. Дела_________ , ______________ пишет.
Количество баллов.

За каждую пословицу – 1 балл. Всего 5 баллов.

Всем сестрам по серьгам.

В тихом омуте черти водятся.

Скупой платит дважды.

Бумага все стерпит.

Дела идут, контора пишет.

Задание 4.

Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Укажите лексическое значение этих слов.


Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Значение слов – 4 балла.

Максимум 5 баллов.
Ответ.

Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения: они восходят к латинскому корню аква (1) – вода , со значением которого все и связаны: аквариум – резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений (1); акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками (1); акваланг – устройство для дыхания человека под водой (1); акватория – участок водной поверхности (1).


Задание 5.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 4 примера таких слов.


Количество баллов.

Определение «слов-хамелеонов» - 1 балл.

Комментарий – до 2 баллов.

Один пример – 1 балл.

Максимум 7 баллов.
Ответ.

Это слова, переходящие из одной части речи в другую (1). Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста (1) приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность» (1). Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное , обозначающее лицо (человека).


Задание 6.

Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.

- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. – Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка! . И медведь уйдет.

Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском языке?


Количество баллов.

Определение устаревшего значения - 1 балл.

Определение современного значения – 1 балл.

Итого 2 балла.
Ответ.

В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий» (1). В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение» (1).


Задание 7.

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если в записи кое-что поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.
Количество баллов.

До 6 баллов – в зависимости от точности и разнообразия способов, выбранных для замены повторяющихся придаточных предложений.
Задание 8.

Отметьте неверное утверждение:


  1. Нужно писать поводок , так как приставки па- в русском языке не существует.

  2. Нужно писать расцепить , так как после приставки стоит глухой согласный ц.

  3. Нужно писать сбросить , так как приставки з- в русском языке не существует.
Прокомментируйте свой выбор.

Количество баллов.


  1. Выбор неверного утверждения – 1 балл.

Батя тащит соты-меды, - баю бай-бай,

Мама ягодок лукошко, бай-бай.

Кто оленюшке, кто медведюшке, - баю бай-бай.

В лесе колыбель повесил, бай-бай.

Вышли воины удалые, - баю бай-бай,

Небаюканы, нелюлюканы, бай-бай.

К МОРЮ-ОКЕАНУ

Мышиными норами

Котофей Котофеич

Котофей Котофеич все хмурился. Сентябрем смотрели подслеповатые его добрые глаза. Ходил кот по башне угрюмый. Уж Алалей и Лейлаи так и сяк к Коту - ничего не действует: все не так, все не по нем. По ночам, случалось, ни на минуту глаз не заведет, без сна просидит Кот до утра с тигром да с птицею. Верные звери: тигр - железные ноги, веревочный хвост, да рябая, глазатая птица - железный клюв, без головы, - котофеевы верные звери как-то таинственно перемигивались с своим взлохмаченным другом.

Наступали теплые дни. Таял снег. Байбак проснулся. Вышел из норки Байбак, начал свистать. На ранней заре Алалей и Лейла ходили к озеру с круглым хлебом встречать весну. Но и весна не развлекала любимца их, старого Кота.

«Да не случилась ли какая беда с беленькой Зайкой?» - подумалось им, когда, разбирая голубые подснежники, вспомнили они прошлый веселый год - свое путешествие посолонь.

Вы догадались, - сказал Котофей Котофеич, - с Зайкой случилась большая беда.

Опять старуха Буроба! - напустились они на Кота: им захотелось узнать всю правду о беленькой Зайке, которую очень любили.

Не Буроба. Похуже.

Кто же? Горынь-змей!

Пострашнее.

Одноглазое - Лихо?

Да. Оно самое, одноглазое, - пригорюнился Кот, - надо идти выручать Зайку.

И мы с тобой, Котофей Котофеич!

Нет, нет, - замахал Кот сердито, - вас еще недоставало! Вот уму-разуму понаберетесь, тогда и вам дело найдется, а пока что оставайтесь в башне, я сам один пойду. Коза-лубяные глазаза вами посмотрит.

Что ж Коза?.. Коза и одна посидит… Кленовых листочков у Козы много.

Котофей Котофеич ничего не ответил - мимо ушей пропустил. Кот все сам с собой мурлыкал: Зайкина беда была, должно быть, очень большая. Скоро в башне у печки появилась вербовая палочка и сапоги - это означало, что уж близок тот день, когда Кот покинет башню.



На Алексея- человека Божьего с гор потекла вода, и старая Щука, пробив по обычаю хвостом лед, вышла из озера и явилась в башню Кота проведать.

За последние же дни у Кота появилась такая похватка: сколько ты его ни проси, к гостям Кот никогда не выходил или уж выходил, когда гости за шапки брались. На этот раз произошло то же самое.

Алалею и Лейле пришлось занимать Щуку. Коза - лубяные глаза хлопотала по хозяйству - старалась Коза, как получше угостить редкую гостью. Разговор не клеился. К счастью, сама Щука, промолчавшая целую зиму, распустила свои голубые крылья и очень легко разговорилась: она рассказала об Осетре и У трап-рыбе - которая воевода рыбам, и как эта Утрип-рыба не может Ерша с хвоста съесть, потом рассказала об озере, о море - в каких она морях плавала и сколько чудес перевидала на море… на Море-Океане.

Только рты разевали от удивления: ничего подобного ни о каком море они никогда не слыхали.

И когда Щука, накушавшись плотвичками и окунями, очутилась по своему щучьему веленью опять у себя на озере, Алалей и Лейла прямо к Котофею Котофеичу.

Котофей Котофеич, голубчик, - сказали они в один голос, - отпусти нас к Морю-Океану: хочется нам поглядеть на свет Божий! Отпусти, пожалуйста, что тебе стоит!

И думать нечего, - отрезал Кот, - к Морю-Океану! Да знаете ли вы, что к Морю-Океану еще никто путно не добирался, а если и добирался, то плохо приходилось. Что вздумали!

Да ведь ты же посолонь нас водил!

А вам все мало?

Отпусти, Котофей Котофеич, мы только взглянем ка море и сейчас же вернемся.

Вернемся, вернемся! - передразнил Кот. - Вернувшихся смельчаков раз-два да и обчелся, да и откуда вы взяли, будто есть где-то на свете Море-Океан?

А нам Щука сказала.

Щука? - Кот страшно заворочал глазами и тотчас же бросился тщательно осматривать Алалея и Лейлу: пересчитал у них пальцы на руках и ногах, пересчитал у них уши и глаза - это такой народ. Щука! - курлыкал Кот, видя все на своем месте целым и невредимым. - Живо, что ни попадет, отхряпает, старая пожируха! А Моря-Океана никакого нет!

Нет, есть, есть… за Кощеевым царством, - уцепились за Кота Алалей и Лейла и не отставали.

Ну, хорошо, есть, - сдался Кот, - только что из того? Хотите, чтобы вас разрубили на мелкие части, хотите, чтобы у вас вынули сердце и печень, хотите, чтобы вырезали из вашей спины ремней, хотите, чтобы отрезали вам пальцы, хотите, чтобы выкололи вам глаза, хотите, чтобы привязали вас к лошадиному хвосту, хотите, чтобы размыкали вас по полю, хотите, чтобы вас отдали на съедение зверям, хотите, чтобы вас закопали в землю живьем или превратили в камень, вы этого хотите?

Нет, не хотим.

А Баба-Яга?.. Небось не откажется Баба-Яга покататься да поваляться на ваших косточках! А попадетесь Залесной безрукой бабе, да уж та вас, не мигнув, сцапает!

А который царь Горох воевал с грибами, мы его, Котофей Котофеич, увидим?

Тут Кот понял, что все его увещания были напрасны, и очень рассердился.

А тебе стыдно, Алалей! - царапнул Кот Алалея по руке и скрылся.

Целых два дня Котофей Котофеич ни с кем не разговаривал. Алалей и Лейла бродили по башне сами не свои: Море-Океан не выходило у них из головы, а из всех Котофеевых страхов смущала их лишь одна Залесная безрукая баба, но скоро и эта хитрая баба перестала пугать.

Коза между тем приняла в них самое горячее участие и так старалась расположить Кота, чтобы Кот заговорил.

На третий день под конец обеда Кот заговорил. А они, понятно, воспользовались наступившей переменой, пристали к Коту и так приставали к нему до самого вечера, что Кот дал согласие.

Хорошо, я согласен, вы пойдете к Морю-Океану, - сказал Кот, - только подождите немного, я подумаю.

Наступила ночь. А Кот все думал. И Козе долго пришлось возиться, чтобы уложить спать Алалея и Лейлу. Но и лежа в постелях, они не могли успокоиться. И вот уже ночью такое нетерпение поднялось, что решили они немедля идти к Котофею Котофеичу и умолять Кота отпустить их, и непременно завтра.

У Котофея Котофеича горел огонек.

Не одеваясь, направились они к его двери и, тихонько раскрыв дверь, уже готовы были тут же на пороге стать на колени и выкрикнуть Коту последнюю свою просьбу, как вдруг зрелище, представшее их глазам, так их поразило, что они, не пикнув, пристыли к месту.

Покои Котофея Котофеича превратились в вершину высокой горы, на горе рос огромный дуб, под дубом сидел сам Котофей Котофеич, а с ним Черный Орел и Белая Сова.

Кот, Орел и Сова о чем-то совещались.

Хорошо, - говорил Кот, - я так и сделаю, я Одноглазому Лиху выколю его единственный глаз, и уж тогда Лихо потеряет всю свою силу, и Зайка будет вне опасности.

Орел разинул свой красный клюв, одобряя Кота.

Кот обратился к Орлу:

А что ты скажешь, заоблачный Орел, о затее идти к Морю-Океану?

Услышав о себе, Алалей и Лейла перестали дышать и так вытянулись, что готовы были всякую минуту сорваться куда-то в пропасть.

Надо обладать медвежьей силой, волчьими зубами, соколиными крыльями, рыбьей быстротой, рысьими когтями, чтобы добраться до Моря-Океана, - отчеканил Орел.

Откуда же взять такое? - развел Кот беспомощно лапками.

Затея пустая! - сказал Орел.

Очень уж пристают они… Горе мне с ними да и только. Орел от нетерпения приподнял свои черные крылья.

Я уж и сам не знаю, - продолжал Котофей Котофеич, - как им без меня одним идти? Легко сказать, к Морю-Океану!

Пускай себе идут, - вступилась Сова, - доберутся.

Не думаю, - покачал головой Орел и опять раскрыл свой красный клюв.

Опасность большая, но раз они просятся, надо исполнить, ты отпусти, Котофей, - настаивала Сова.

В глазах у Алалея и Лейлы позеленело, а сердце так запрыгало от радости, что, уж не помня себя, они чудом каким-то снова очутились в кроватях.

Уж солнце высоко сияло из-за леса, когда Алалея и Лейлу разбудила Коза.

Вставайте скорее, пора собираться в дорогу: завтра вы идете к Морю-Океану.

Услышав от Козы такую радостную весть, Алалей и Лейла чуть не задушили Козу, и так ее тискали без милосердия, и так катались с ней кубарем по полу, что Коза раза два и позаправду боднула их, только не больно.

В этот памятный день за обедом они ели змеиную кашу, чтобы знать и понимать язык зверей, птиц и цветов, и прихлебывали душистый навар из чудесных трав, - Козы изготовление: Коза в этих делах большой мастер.

Потом они пробовали примерять себе всякие звериные платья, повынесенные Козой из кладовых, где немало всякого добра хранилось в кованых устюжских сундуках. Но звериные платья были пересыпаны от моли каким-то таким едким табаком, от которого тотчас закружилась голова, и всю рухлядь унесли обратно.

Последний вечер прошел в разговорах.

Коза долго толковала Алалею и Лейле, как идти им и что делать и чего не делать, а они, хоть и внимательно слушали Козу, да как-то все из головы у них само собою вылетало. Впрочем, когда Коза кончила свои наставления, они поклялись ей, что исполнят козиный завет и ничего не будут делать, чего не надо делать, а всегда будут делать то, что следует делать, - ив подкрепление своих слов съели по комочку земли. И Коза тоже съела немножко.

Все дороги ведут к Морю-Океану, - сказал Котофей Котофеич, одобрив Козы науку, - но есть три главных пути: первый путь лежит волшебными странами, второй путь лежит широкими реками, третий путь лежит темными лесами, болотами, полями и речками.

Мы пойдем волшебными странами!

Ну вот, так я и знал, - Кот с досады заходил по башне и закурлыкал жалобно, - нет, невозможно, так вы пропадете. Первые два пути для вас закрыты: чтобы идти волшебными странами, надо уметь ходить широкими реками, а до широких рек надо пройти еще долгий путь, и без меня вам одним не справиться. Остается третий путь, по которому вы и отправляйтесь.

А когда мы пойдем волшебными странами?

А там увидим, когда! Да вот еще что: зайдите-ка к дедушке, к Белуну, дед вас давно поджидает. У него отдохнете, старика порадуете, а случится зазимовать, остановитесь у моего старого свата Копоула Копоуловича. Копоул - кот ученый, большой баутчик! большой баутчик! - и, пропев себе что-то приятное под нос, Котофей Котофеич ушел в свои покои: Кот тоже собирался в дорогу.

Когда заря вошла в окошко башни, Алалей и Лейла стали прощаться с Козой. Козе очень не хотелось так надолго с ними расставаться.

Смотрите же, будьте поосторожнее, ты, Алалей, береги Лейлу, ты, Лейла, слушайся Алалея, да поскорее возвращайтесь! - кричала Коза вдогонку, когда спускались они по ступенчатой лестнице из башни на волю.

Правда, прошло немало времени, прежде чем Алалей и Лейла вышли на дорогу: Котофей Котофеич все возвращался в башню, забывая то одно, то другое, то будто птице чего-то не сказал, то у тигра чего-то не допросился.

На распутье дорог Котофей Котофеич еще раз повторил свое наставление, поцеловал их, и они разошлись: Кот пошел к Лиху-Одноглазому выручать Зайку, Алалей и Лейла - за тридевять земель к Морю-Океану.

Волк-самоглот

Каково было чувство наших путников, когда нежданно-негаданно, еще не закончив и первый день своего неведомого пути к таинственному Морю-Океану, очутились они в самом невозможном и печальном положении: Алалей и Лейла попали в брюхо к Волку-Самоглоту.

И случилось все это очень просто. Встретив на поляне спящего волка, Алалей и Лейла не могли удержаться и, забыв Козы науку, не могли не потрогать страшного волка. Они погладили Самоглота по его серой лоснящейся шерстке, правда, совсем тихонько погладили волка, да волк-то спросонья - волк очень чувствительный! - не разобрав хорошенько, в чем дело, хап! - и проглотил их.

Было б им слушаться Козу, строго исполнять даже и такое, чего сама Коза, отправляя путников в дорогу, захлопотавшись, сказать забыла, и не поступать с первого же шага так опрометчиво… Шутка ли, ведь Волк-Самоглот не простой волк - дураку волк гусли-самогуды из-за тридевять земель достал! И попасть к такому волку в брюхо - не шутка.

Сидя у Самоглота в брюхе, Алалей винил Лейлу, Лейла винила Алалея.

Это ты все, Лейла, - говорил Алалей, - ты! Ну зачем понадобилось тебе гладить этого волчищу! Ну, посмотрели мы на него, ну, постояли немножко, подули тихонько на шерстку, и идти бы себе тихо и смирно, и зачем надо было еще руками трогать?

Нет, Алалей, - возражала Лейла, - это не я, это ты. Ты мне и волка показал, ты меня и к волку подвел, и тебя же первого… нет уж, ты припомни, Алалей, тебя первого и проглотил волк, а меня заодно.

И вовсе не заодно! Я хватился тебя, хотел закричать, и как раз в эту самую минуту и схватил меня волк. Кого же первого проглотил волк: меня или тебя?

Тебя, Алалей!

Конечно, меня! Я всегда виноват. И что скажет Коза, когда дойдет до Козы! Что скажет сам Котофей Котофеич! Эх, Лейла, пропало наше путешествие, прощай теперь Море-Океан.

Давай, Алалей, подымем крик, будем топать, шуметь, пищать, нас услышат и освободят.

Кто нас услышит? И где тут потопаешь! Освободят? Кому это нужно? Вот ты бы не трогала волка, вот это нужно.

Ты меня, Алалей, совсем не любишь!

Да если бы я был один, - обиделся Алалей, - попади я один к волку в брюхо, ей-Богу, ни о чем бы я и не думал. Ведь я о тебе беспокоюсь…

Мне, Алалей, есть хочется.

Алалей ничего не мог ответить. Алалей только беспомощно развел руками: в самом деле, что достать Лейле, такой капризной и нежной, и баловнице, тут, в брюхе Самоглота волка!

Все углы Самоглотова брюха были завалены всякой живностью, но все было в самом неподходящем и несъедобном виде: живьем свалены лежали козы, овцы, бараны, телята и тут же всякие рога, копыта, клювы, хвосты, холки, бороды, гривы и тут же вещи совсем случайные - рукавицы, валенки, немало стен холста и красный пузатый самовар.

В брюхе пошел дождик.

Шел дождик по-осеннему мелкий и теплый, как летом.

Самоглот бежал, так все и бежал волк по своему волчьему делу, бежал лесом и полем, и опять лесом, и опять полем, через логи, через болота, через овраги и овражки.

Уж затихли шаги солнца, уж вышел месяц и соловей - весенняя залетная птица, высвистывая, запел свою песню, когда пришла ночь и на волка: набегавшись всласть, грохнулся волк на землю и захрапел по-волчьи.

Успевшие и промокнуть и обсушиться, Алалей и Лейла понемногу освоились и, оправившись после толчка, отброшенные на другой конец волчьего брюха, пошли бродить в брюхе, отыскивая хоть какой-нибудь светик на волю.

После долгих поисков в левом боку - Самоглот спит на правом - отыскали они вроде слухового окошка.

Первая выглянула на волю Лейла и тотчас от страха спряталась за Алалея. Выглянул Алалей и зажмурился.

Что случилось? Что было на воле? Что так испугало Лейлу, отчего зажмурился Алалей?

Не бойся, Лейла, - сказал Алалей, - это они… к ним надо привыкнуть… это совсем не люди, только не бойся, Лейла.

И оба, крепко притиснувшись друг к другу, высунулись из волчьего окошка на волю.

Месяц низко спустил рога, и было видно, как днем.

Самоглот дрых на кургане - на какой-то шведской могиле, а от могилы весь поемный берег до самой реки раззыбался - кишел всякой весенней нечистью.

И кого только не было там: домовые, домихи, гуменные, банные, лесунки, лесовые, лешие, листотрясы, кореневые, дупляные, моховые, полевые, водяные, хлевники, чужаки, наброжие и облом, костолом, кожедер, тяжкун, шатун, хитник, лядащник, голохвост, ярун, долгоносик, шпыня, куреха и шептун со своею шептухой.

Одни пыжились, словно куры при сноске, и топорщились и торощились, другие все вприпрыжку - и тряслись и качались - чернокровные, черномазые, захлыщевые, забубенные, игрунки, скакунки, хороводники, третьи тихие, тихоногие - трава под ними не топчется, цветы не ломаются, и полозом ползли по-змеиному вислогубые, вислоухие, крючконосые, тонконогие, и подземные из подземных нор - из сырой и холодной страны.

Всех весна выгнала, всех весна выманила из зимних темных закут, закружила весна - и не спится, все манится.

Коротала нечисть весеннюю ночь, друг с дружкою разговор вела.

С чего началось, неизвестно. Да разговор у нечисти ни с чего и начинается прямо.

Лесовой хвалил лес.

Хорошо в лесу, - шумел Лесовой, как еловые шишки шумят, - хорошо и легко и весело! Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет и изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него - медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки. Старички и старушки - Лесавки в прошлогодних листьях сидят, а как осень подходит, завидят Лесавки осенние звезды, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят! Листин -слепышка и Листина-баба только и знают, бродят в листьях по лесу, шуршат. Лешак-х воростянник в хворосте спит. Залесная- баба - безрукая баба, а так и норовит тебя сцапать, худа, как былинка. А за озером в черничном бору живет Боли-бошка. А за ленивым болотом живет Болотяник. А за дикою степью, за березовым лесом - ведьма Рогана. Ночью ходит Рогана по лесу в венке из лесных цветов, кукует ведьма тихо и грустно. А о лютом звере Корокодиле я ничего не знаю. Кто-нибудь слышал?

Помалкивала нечисть.

Потрескивал перелетный огонек, то вспыхивал ярко, то чуть светился голубенькой змейкой.

Один забубенный - Коровья-нога, облизнувшись, сказал:

Я Коровья-нога! Есть зверь кот-и-лев - есть он зверь страшный, усатый, а Корокодил, я ничего не слыхал о Корокодиле.

А у нас совсем по-другому, - пропищал Долгоносик , - нас у Адама было детей много. Раз на Пасху приказал Бог Адаму вывести всех нас, детей, себе напоказ. Адам постеснялся: совестно тащить такую ораву. Потащил Адам только старших, а мы дома остались. Мы и есть эти самые скрытые домашние дети Адама.

А мы падшие духи, - прошипел тихоногий, - падшие духи, были мы очень надоедливы, дела не делали, ходили по пятам Бога, ну Бог нас и турнул с неба.

А мы неверные, мы бывшие ангелы, погнал нас архангел. Сорок дней мы летели, сорок ночей, и кто куда попал, тот там и остался, - ввернул от себя бывший ангел, ни на что не похожий: нос - зарубка коромысла, ноги - завиток бересты, а легок, как шишка хмеля.

Зверь кот-и-лев есть страшный, усатый… - облизывался забубенный Коровья-нога; дался Коровьей-ноге этот зверь Котылев.

А с весеннею полночью прямо на нечисть шла по весеннему лугу дочка-веснянка Зовутка.

Стала Зовутка. Звездою рассыпалась ее завивная коса. Моргнула Зовутка зарницей.

И словно громом ударило нечисть.

Из прошлогодней соломы закурлыкал лядащий без соломин, притрушенный теплой соломой. И откликнулся луг, загудел, и весь берег защелкал и заахал и зааукал, застрекотал лес стрекозою.

Пошел хоровод, заиграл, закружился - ой, хоровод!

Либо копыто, либо рога, либо крыло, либо Бог знает что, а может быть, зверь кот-и-лев, может быть, сам зверь корокодил, что-то, кто-то отдавил волку лапу.

Как вскочит Самоглот, потянул воздух, фыркнул да и был таков.

Алалей и Лейла едва-едва успели от окна отскочить.

Мчался волк, летел Самоглот сломя голову, бежал лесом и полем, и опять лесом и опять полем, через логи, через болота, через овраги и овражки.

Укачивало в волковом брюхе.

Лейла дремала.

Мне, Алалей, жалко Зовутку.

Им, Лейла, весело.

Съест ее зверь корокодил. И как это они нас не заметили?

Им не до нас.

А кому же до нас, Алалей?

Утро придет. Дождемся утра, заснет Самоглот, и мы прямо в окошко на волю.

Хоть бы утро скорее… Я тебя люблю, Алалей, я тебя очень, очень люблю, Алалей.

И когда пришло утро, вышли Алалей и Лейла из волкова брюха на волю. И долго бродили они по лесу, по полю и по болоту, много встретилось им всяких напастей, и, много узнав всяких диковин, вышли они на тропинку.

Доведет их тропинка до Моря-Океана.

Лейла, я тебя очень, очень люблю!

Весенний гром

Ангелы по мосту едут.

Стучат, топают кони. Плавно катят белые сосновые повозки. На повозках воз полевых цветов, целый воз кудрявых молоденьких березок.

Плавно катят колеса, не скрипят: смазаны дегтем.

И прямо по пути на грозный перекрест, где расходятся дороги Солнца, Земли и Месяца, твердо ступая на глухих железных ногах, их ведет поводырь - орлокрылая птица Главина : женские долгие волосы спущены ей на глаза, а из глаз, ровно льются, летят стрелы.

Оттого так и гремит кругом.

Ангелы по мосту едут.

Белые Божие, куда вы поехали?

А поехали мы, ангелы, со цветами-колокольчиками и с кудрявыми березками на седьмое небо к Богу справлять Троицу.

Ремез - первая пташка

Сбились с пути, а дороги не знают. Лес незнакомый. И ночь. Лучше бы им переждать у седого Ауки в избушке. Тепло у седого Ауки. Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать.

Ливмя лил дождик, и лишь к вечеру по закату поднявшимся ветром разволокло сердитые тучи, и светло за угор село солнце.

Сбились с пути, а дороги не знают. Лес незнакомый. И ночь. Сосны и ели шумят, как в погоду. А звезды - а звезды - большие!

Выручил куст. Пустил ночевать.

Хорошо еще летом: всякий куст тебя пустит, а зимой - пропадешь, когда инеем-стужей всю землю покроет.

Тише, Лейла! Тут, кроме нас, как и мы, без дороги одноухий маленький Заяцс усом! Как продрог! И всего Уж боится, бедняга.

Заяц их не узнал. Заяц их принял за что-то да за такое, не на шутку струхнул и сейчас улепетывать, - куда там!

Ну, потом все разъяснилось.

И осталось под кустиком трое: Алалей, Лейла да Заяц с усом ночь коротать.

Рассказал им серый о лисице - которая лиса песни поет, и о лютом звере - который зверь сердитый, и о птичьей ноге - которая нога сама везде ходит. Отогрелся и задремал.

Они и сами не прочь. В сон голову клонит, да язычок у кого-то… все бы ему разговаривать, и ушки такие… все бы им слушать, и глаза такие…. все бы им видеть. Вот и не спят.

Зайчик заснул?

А то как же - второй сон, поди, видит!

Звезды большие!

Большие.

А самые большие?

В пустыне, там, где верблюды.

А если на дерево влезть, можно ухватиться за звезды?

А вот как заснем да влезем на елку, ты и ухватишься.

А ты мне про птицу-то рассказать обещался?

Про какую про птицу?

Да про ту… ты же мне говорил… первая птица такая…

А! про Ремеза - первую пташку!

Ну и что ж она, Алалей, маленькая?

Так себе: не великая, маленькая, сама коричневатая, горлышко - белое. Нос у ней - другого такого не найти у птиц и лапки особенные. Суетливая, все ремезит. А гнездо она вьет - лучше всех гнезд - гнездо у ней кошелем… за то и слывет первой у Бога. Вот и все.

Нет, ты хотел рассказать много…

Ну, любит Ремез, где реки, где озера, иву любит, за море летает. Кто хранит гнездо Ремеза в доме, в тот дом гром не бьет. А погибает Ремез в бурю - береговая пташка. И большая певунья: голос не великий, маленький, только что для детей…

Вроде кукушки?

И глаза засыпают у Лейлы.

Жутко в лесу. Ночь все теснее, ночь все ближе. Весь лес обняла. А звезды - а звезды - большие.

Белун

Заковали студеному Ветру колючие губы, не велели холодом дуть, и Мороз-Трескун, засыпанный снегом, сел отдыхать в холодном царстве на полночи.

Пришло теплое лето.

Забыто ненастье.

Все живет, все у земли копошится, кустом разрастается.

Медведь-пыхтун зашатался по лесу, а кузнечику - воля: стрекочи хоть всю ночь.

Пошли люди с косами с вострыми. Поспел сенокос.

И куда ни заглянешь, все-то словно невиданно: к каждому цветку наклоняешься, тронул бы всякую травку…

Хороша погода, украслива.

Гей! - подле ржи проходит Белун.

Какой белый, сам в белой рубахе, и от солнца не застится: оно ему любо. Из леса идет: без него, говорят, темно в лесе. Заблудишься, только спроси. Белун и дорогу покажет.

Дедушка, на сенокос?

Не слышит. Где тут услышишь!

Вот ступил на межу…

Дедушка!

Что тебе, родный? - дед улыбнулся: и ему хорошо…

Идет Белун по меже, идет летней дорогой, ударяет клюкою: вспоминает ли старый стародавнее бусово время или далось на раздуму другое… наша русская доля?

Собачья доля

За Могильною горою стоит белая избушка Белуна.

Белун - старик добрый. Алалей и Лейла остались у дедушки погостить.

С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку.

Не отставали они от деда, так и ходили за ним и на поле, и на пчельник. А какой он добрый, какой ласковый белый Белун!

Белуна все любят. Медведь не трогал.

Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! - говорил старик. - Встретишься с медведем, скажи ему: «Иди, иди, Миша! Я - странник, ничего тебе не сделаю». И медведь уйдет.

Рассказывал по вечерам Белун сказки, когда не спалось, или в погоду, когда было страшно, или очень приставать начинали.

А собака у Белуна - Белка. Станет старик к ужину хлеб резать, Белке горбушку даст - первый кусок. И всегда он так делал: Белке первый кусок.

Мы едим Белкину долю, - сказал как-то дедушка, - у человека доля собачья.

Как так - собачья?

И уж они не могли успокоиться, пока Белун не рассказал им всего.

Раньше все не так было, не такое. И земля была не такая. Ржаной колос с земли начинался от самого корня и был метлистый, как у овса. Ни косить, ни жать нельзя было, подрезали колосья каменным шилом, чтобы не растерять зерна. И хлеба было всем вволю.

И случилось однажды, вышел Христос странником на поле, вышел Христос посмотреть, как живут на земле его люди. А как людям жить? Известно, и хлеба по горло - сыты, так другим чем возьмутся друг друга корить - осатанели!

Лязг косы звонче.

Стрекочет кузнечик.

Так до белого месяца лязг косы звонок. Ходит по ниве Белун, наделяет добром.

Идет странник по полю, радуется: зерна так много, колос полный от земли до верхушки. И весь день ходил странник до вечера, а вечером на ночлег собрался.

Туда постучит, сюда попросится - никто его не пускает. Гонят странника.

«Еще стащит чего!» - вот у каждого что на уме: страшно за добро, хоть и девать-то его некуда, добра-то всякого.

Вошел странник к богатым в богатый дом. Не просился он на ночлег, просит хлеба кусок - милостыню. А пекла хозяйка блины, увидала странника, разругалась на чем свет стоит, турнула за дверь. Да вгорячах схватила блин, вытерла блином грязную лавку - кошкин след дурной, кинула блин вдогонку.

Поднял странник блин, положил в котомку и пошел в поле.

«Нет уж, ничем, видно, сытого не проймешь! Ему горя нет. Осатанел человек в вольготе!»

Разгневался странник и, став среди поля, позвал страшную тучу.

И поднялась на его зов страшная туча. Загремела гроза.

Палило огнем, било градом, смывало дождем.

Уж не кричат, не вопят - остолбенели: ведь все хозяйство пропало, весь хлеб погиб, все колосья ощипаны. И один лишь остался маленький колос на длинной соломе.

Черно, пусто, голо на вольготной богатой земле.

Тут-то вот Белка и вышла из конурки, - рассказывал добрый белый Белун, - видит собака, дело плохо, с голода подохнешь, и выбежала в поле да как завоет. «Ты чего, Белка, воешь?» - «Есть хочу!» И тронули Бога собачьи слезы, снял Бог грозную тучу. Засветило солнце, пригрело. И остался на земле маленький колос - собачий, что Белке за слезы ее пришлось от Бога, маленький колос собачий, на длинной соломе. С той поры и едят люди долю собачью. Наша доля собачья!