Формы степеней сравнения и субъективной оценки качественных наречий. Качественные наречия

Лингвисты, изучающие древнерусский язык, утверждают, что еще в древнерусских писаниях присутствовали наречия. Уже тогда намечались первые их группы и подгруппы по способам образования и морфологическим значениям.

Наречия в предложениях чаще выполняют синтаксическую роль обстоятельств. По лексическому значению выделяют две группы: обстоятельственные и определительные разряды наречий.

Определительные наречия

Эти наречия обозначают количественные и качественные признаки действия, состояния и других признаков. Разряды наречий делятся на три подгруппы:

  1. Количественные наречия. Обозначают степень качества и меру действия, отвечают на вопросы: в какой степени? сколько? (примеры - мало, вдвойне, чуть-чуть, досыта, дотемна, много, почти).
  2. Качественные наречия. Образуются от качественных прилагательных, определяют качество признака или предмета, отвечают на вопрос как? (примеры - слабо, скромно, быстро, темно, медленно)
  3. Образа и степени действия. Наречие характеризует то, как совершаются действия, отвечает на вопросы: каким образом? как? (примеры - вдребезги, вслепую, исподтишка, на ощупь)

Обстоятельственные наречия

Обстоятельственные разряды наречий описывают целевые, временные, причинные и пространственные отношения. Разделены на 4 группы:

  1. Наречия места. Указывают на место действия, отвечают на вопросы: где? откуда? куда? (примеры - вправо, влево, сверху, здесь, везде, там, туда).
  2. Наречия времени. Указывают на время совершения действий, отвечают на вопросы: с каких пор? до каких пор? когда? (примеры - сегодня, вчера, постоянно, иногда, ежедневно, летом, весной, до сих пор).
  3. Наречия цели. Обозначают цель действия, то есть зачем это действие производится, отвечают на вопрос: с какой целью? зачем? (примеры - напоказ, назло, случайно, невзначай, умышленно, намеренно).
  4. Наречия причины. Указывается причина, из-за которой происходят действия, отвечают на вопрос: почему? (примеры - потому, сгоряча, со зла, по глупости, даром, сослепу).

Наречия соотносятся и с другими самостоятельными частями речи - прилагательными, существительными, глаголами, местоимениями, числительными и деепричастиями.

Образование наречий происходит несколькими способами:

  1. Слияние предлогов с с одновременным переосмыслением падежной формы и превращении ее в несколько отдельных слов.
  2. Повторение слов с прибавлением предлогов-приставок (например, на-) к форме наречия (пример - сухо-насухо). Повторение одного и того же слова в разных падежных формах (примеры - белым-бело, черным-черно). Также используют повторение слов с синонимичным значением (примеры - крепко-накрепко, подобру-поздорову).
  3. Так, широко распространенно переосмысление деепричастия путем потери видовых и временных значений (примеры - лежа, стоя, нехотя, немедля).
  4. Образование наречий путем прибавления суффиксов к основе прилагательного и причастия настоящего времени (примеры - певуче, широко, угрожающе, дружески). Также такой способ применяется и к (единожды, дважды).
  5. Наречия образуются от местоимений и прилагательных с помощью двух суффиксов -ему- и -ому-. Также прибавляется приставка по- (примеры - по-старому, по-весеннему, по-новому, по-хорошему, по-английски).
  6. Также наречия могут образовываться от которые употребляются в виде обстоятельств (примеры - рукой подать, спустя рукава, вверх ногами, ни свет ни заря, чем свет, на скорую руку).

Это - главные способы образования наречий.

Правописание наречий

Одним из самых сложных разделов являются правила правописания, которым подчиняются различные разряды наречий. Однако написание большинства из них нужно просто запомнить.

Наречия выполняют одну из важных они дополняют и уточняют сказанные или написанные фразы.

К морфологическим особенностям этой части речи лингвисты относят неизменяемость наречий, т. е. отсутствие нескольких форм изменений по числам и падежам и наличие некоторых словообразовательных суффиксов.

Укажите наречия. Чем они отличаются от других самостоятельных частей речи?Выпишите словосочетания в таком порядке: 1)с наречиями, обозначающими признак

действия(его время, место и др.); 2) с наречиями, обозначающими признак другого признака; 3) с наречиями, обозначающими признак предмета.
Вытереть (до)сух..., возвратиться (за)темн..., поворот (на)лев..., повернуть (на)прав..., делиться (по)братски, говорить (по)польски, горяч... спорить, (по)утреннему свежий, чуть (чуть) теплый, (по) всюду известный, (по)зимнему светло.

ПРОШУ ВАС!!! ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! ХОТЯ БЫ 8-10 НАРЕЧИЙ!!

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА
Тема. Продолжение работы над«Словарем языкового расширения Твоя роль. Исследователь-лексикограф.
Описание действий. Для выражения высокой оценки качества какой- либо работы в речи используются наречия образа действия, меры и степени. Проведи опрос среди своих родных, друзей и знакомых: «Как бы вы сказали, если бы вам что-то очень понравилось: поступок, книга, фильм, песня итд. поступил(как?), книга написана(как?), акте- ры играют(как?) и тд.». Составы словник, введя пометы(неump, разг., жара, инд-авторск и тд.), отметь частотность употребления одних и тех же слов. Распредели слова по группам: наречия и слова, не явля- ющиеся наречиями по грамматическим признакам. Данная работа продолжит начатые тобой исследования лексики в 5-6-м классах.
Результат: мини-словарь наречий, выражающих высокую оценку качества.

Помогите решить =) 1. Особый графический знак в виде короткой горизонтальной черты, который употребляется между частями сложных и

сложносокращенных слов, между двумя словами, для обозначении переноса части слова на другую строку:

2) двоеточие;

4) многоточие.

2. Главными членами предложения являются:

1) обстоятельство;

2) сказуемое;

3) дополнение;

4) подлежащее.

3. Знаменательными частями речи являются:

1) местоимение;

3) предлог;

4) наречие.

4. Какое из представленных имен прилагательных стоит в начальной форме:

1) красивая;

2) красивой;

3) красивый;

4) красивыми.

5. Часть речи, обозначающая непроцессуальный признак (качество, свойство) и выражающее это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа.

1) глагол;

2) наречие;

3) имя существительное;

4) имя прилагательное.

6. В каких из представленных предложений использовано притяжательное местоимение:

1) Я увидел их внезапно;

2) Их здесь раньше не было;

3) Их книги лежали на столе;

4) Он не нуждался в их заботе.

7. Аффикс, находящийся в составе простой основы перед корнем:

1) приставка;

2) суффикс;

3) интерфикс;

4) окончание.

8. В каком из представленных предложений отсутствует подлежащее:

1) Там никто не живет;

2) Люблю грозу в начале мая;

3) Как весел грохот летних бурь;

4) Весна уже пришла.

9. Одиночный разделительный знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения:

2) запятая;

3) двоеточие;

4) точка с запятой.

10. Какие из представленных примеров являются предложениями:

1) Станция далеко;

2) Недавно вернулся;

3) В книге написано;

4) Солнце встает.

11. Назовите предложения, в которых глагол использован в форме инфинитива:

1) Здесь нельзя стоять;

2) Он читал стоя;

3) Он не смог отстоять свою точку зрения;

4) Он решил стать учителем.

12. Какие из представленных имен прилагательных стоят в форме сравнительной степени:

1) более умный;

2) самый умный;

4) умнейший.

13. Назовите имена прилагательные, которые являются качественными:

1) заячий;

2) трусливый;

3) летний;

4) теплый.

14. Назовите слова с твердым согласным перед «е»:

1) партер;

2) купейный;

3) стендовый;

4) термический.

15. Укажите предложения с лексическими ошибками:

1) Он поставил свою роспись под договором;

2) Благодаря болезни учителя урок был отменен;

3) Он был полным невеждой в литературе;

4) Это было его оружие труда.

16. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки:

1) Слесари еще не ушли;

2) Мы только что разговаривали с заведующим кафедры;

3) Кофе было очень крепким;

4) СССР было большим и сильным государством.

17. Отметьте, что из представленных примеров является предложением:

1) Прочитали книгу;

2) Новый интересный фильм;

3) Светает;

4) Лес молчал.

18. Старославянскими по происхождению являются следующие слова:

1) горожанин;

2) гражданин;

3) одинокий;

4) единственный.

19. Назовите имена прилагательные, которые не имеют антонима:

1) светлый;

2) березовый;

3) зеленый;

4) быстрый.

20. Определите словосочетания, в которых осуществлена синтаксическая связь «согласование»:

1) умные люди;

2) жить красиво;

3) старый друг;

4) заботиться о других.

Выпишите номера предложений, в который есть наречия, обозначающие:

Причину
Меру и степень действия
Цель

Запишите под номерами вопросы, на которые отвечают наречия данных групп.

1. Грибов вдоволь - снега вдоволь (нар. прим.). 2. Зачем вы не сказали мне об этом? 3. Лешка, как назло, уехал в деревню. 4. Нам не надо будет тащить тяжелые чемоданы, и поэтому мы справимся с ношей. 5. Не столько дела привлекли его, сколько любопытство. 6. Стали понемногу укладываться спать. 7. На дворе внезапно поднялась страшная буря. 8. Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо. 9. В такую погоду поневоле захочется посидеть дома. 10. На улице слишком холодно.

СПАСИБО ВСЕМ!!:)

Среди предложений 10–15 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения (10)Я вспомнил прекрасные, чуть

пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. – (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

Качественные наречия - разряд наречий (см.), образованных от качественных прилагательных (см.) с помощью суффикса -о(-е): красивей) - красиво, смел(ый) - смело, радостный) - радостно, искренн(ий) - искренне и искренно, блестящ(ий) - блестяще, вызывающей) - вызывающе. Небольшую группу составляют К. н. с суффиксом -и, созданные на базе прилагательных на -ск(ий): ироническ(ий) - иронически, рабск(ий) - рабски, детск(ий) - де-теки. К. н. определяют глагол, имя прилагательное, реже наречие: «Доверчиво склонила она голову на плечо молодого разбойника* (Пушкин); «Ситанов относился ко мне дружески* (М. Горький); «Всё лицо... стало юношески свежими детски доверчивым» (Пришвин).
К. н. наследуют от своих производящих не только наибольшее количество сем в лексическом значении, но и способность иметь степени сравнения и формы оценки. Формы сравнительной степени наречий, как и прилагательных, образуются с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -с: «Собаки залаяли громче и дружнее* (Чехов). Аналитические формы сравнительной степени образуются прибавлением слов более или менее к положительным формам: высоко - более (менее) высоко, строго - более (менее) строго.
Простые формы превосходной степени на -айше(-ейше) встречаются в сочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь, строжайше (наистрожайше) предупреди, глубочайше сожалею, почтительнейше кланяюсь. В совр. рус. языке они употребляются редко: «Н аипочти телънейше стаскивал с плеч своего племянника драповое пальто» (Караваева). Составные формы превосходной степени состоят из формы сравнительной степени и слова всего (всех) или из слов наиболее, наименее и положительной формы наречия, напр. «Он (Вольтер) Фебом был воспитан, Издетства стал пиит. Всех больше перечитан, Всех менее томит» (Пушкин).
Сочетания типа выше всего, больше всего обозначают признаки действий неодушевлённых предметов, а сочетания типа выше всех, больше всех- одушевлённых. Ср. Он ставит выше всего (что?) интересы общества - Он ставит выше всех (кого?) себя.
Формы оценки К. н. образуются при помощи усилительных и увеличительных суффиксов -оват-(-еват-), -онък-(-еньк-) с различными эмоционально-ласкательными оттенками, в народно-поэтическом языке -ёхоньк-(-охоньк-), -ёшеньк-: встал поздно - встал поздновато; улыбнулся хитро - улыбнулся хитровато; живётся ему трудно - живётся ему трудновато, трудненько; «Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой» (Крылов); «А псы смирнёхонько лежат» (Крылов); «Все жиденько засмеялись» (Дудин-цев). Ср. также: далеко - далековато, далеконько; давно - давненько, давнёхонько, давнёшенько и т. п.
Термин «К. н.» нередко употребляется как синоним термина «определительные наречия», к-рые противопоставляются обстоятельственным наречиям. В нек-рых работах К. н. рассматриваются как одна из групп определительных наречий.

§1. Общая характеристика наречия

Наречие - это самостоятельная часть речи.

Наречия - разнородный класс слов. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий - знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там - указательное, куда, где - вопросительные и относительные, всюду - определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль - местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.

Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.

1. Грамматическое значение - признак признака, признак действия, реже - признак предмета.

Очень красивый - признак признака,
Весело смеяться - признак действия,
Кофе по-турецки - признак предмета.

Наречия отвечают на разные вопросы. Рациональнее привести их ниже, когда будут рассматриваться разряды наречий по значению.

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- неизменяемость,
  • изменяемые - степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо - лучше, красиво - красивее ).

3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях.

Мы сделали работу быстро.

Она замужем.

Примечание:

Важная информация относительно слов на -0- в безличных предложениях приводится в этой главе при .

§2. Разряды по значению

1. Обстоятельственные:

1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,

2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,

3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,

4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.

2. Определительные:

1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,

2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Разряд качественных наречий самый многочисленный.

§3. Качественные наречия на -о//-е. Степени сравнения

Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е.
Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо´ льшей (ме´ ньшей) или в наибольшей (наименьшей) степени.
Примеры:

  • положительная степень: Сын поёт громко .
  • сравнительная степень: Сын поёт громче , чем обычно. Сын поёт более громко , чем его друг.
  • превосходная степень: Сын поёт громче всех .

Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные.
Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:

весело - веселее (веселей),
легко - легче,
тонкий - тоньше.

Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:

более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.

Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее или наименее : наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего , например, серьёзнее всех , вкуснее всего .

Обратите внимание:

После слов наиболее и наименее наречие употребляется в положительной степени, а перед словами всех и всего наречие - в сравнительной степени.

Простая превосходная степень наречий встречается лишь в некоторых устойчивых сочетаниях: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше прошу.

Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.

Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши.

Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.

Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).

В приведённых выше примерах: Ты мне больше не пиши ( больше не означает: много ). Ты мне лучше не пиши (лучше не означает: хорошо )

§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния

Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.

В чём проблема? Что обсуждается?

В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.
Эти слова обозначают состояние природы или человека:

На улице холодно . Мне холодно .

Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.

На улице стало холодно . На улице холоднее , чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.

Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях.

Традиционно эту группу слов рассматривали как группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым - категорией состояния . Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.

  • Ей холодно (кат. состояния).
  • Она ответила холодно (наречие).
  • Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное).

Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.

Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством, некоторые наречия - обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые - только сказуемым в безличном предложении.

Справа был лес.
Она ответила холодно.
Ей стало холодно.
Мне было стыдно.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы .

Итоговый тест

  1. Верно ли полагать, что к наречиям относятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова?

  2. Какова синтаксическая связь наречий с другими словами?

    • Согласование
    • Управление
    • Примыкание
  3. Все ли наречия являются знаменательными словами?

  4. У каких наречий есть непостоянный (изменяемый) признак степени сравнения?

    • У всех
    • У наречий, образованных от качественных прилагательных
  5. С помощью каких суффиксов образуются наречия от качественных прилагательных?

    • Суффиксов -о- или -е-
    • Суффиксов -ому- (-ему-)
    • Суффикса -ых- (-их-)
  6. В какой степени качественных наречий признак проявляется в большей или меньшей степени?

    • В положительной степени
    • В сравнительной степени
    • В превосходной степени
  7. В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени?

    • В положительной степени
    • В сравнительной степени
    • В превосходной степени
  8. К какому разряду по значению относятся наречия: сгоряча, сдуру, по скупости, по глупости, по незнанию ?

    • Времени
    • Причины
  9. К какому разряду относятся наречия: весело, медленно, быстро, втроём ?

    • Качественные
    • Количественные