Диктант на тему разделительный твердый и мягкий знак. Разделительные ъ и ъ

Тест №2 по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки, Ь – показатель мягкости».

1. Когда пишется разделительный Ъ?

1. после суффикса перед буквами А, И, О, Е

2. после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

3. на конце некоторых слов после гласных

4. после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными

2. Когда пишется разделительный Ь?

1. после гласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

2. когда согласный звук мягкий

3. после гласных перед согласными

4. в корне и перед окончанием слов после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

3. В какой строке все слова с разделительным Ъ?

1. бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки

2. обез..янка, в..юга, под..ём, л..ётчик, л..иса

3. об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел

4. В какой строке все слова с разделительным Ь?

1. пал..то, бел..ё, об..езд, ул..ица, дал..ний

2. мурав..и, гост..я, дерев..я, ноч..ю, крыл..я

3. с..езд, реб..ята, гост..я, пис..мо, мал..чик

5. Сколько слов с разделительным Ъ в тексте?

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к озеру. На берег с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили чайники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Всё вокруг об..ято тишиной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов.

1. 6

2. 4

3. 7

4. 5

6. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в первый столбик; слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного, во второй столбик.

Софья с Ильёй идут в школу. На дорожку падают листья. У крыльца школы Софья остановилась. К ней подбежала собака Жулька. Они с ней друзья. В классе детей встретили с радостью. Прозвенел звонок. Началась контрольная работа.

7. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;

3 – с разделительным Ъ.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, с.ёмка.

8. Укажи количество букв и звуков в словах.

Жильё -________________________________________________

Осень-_________________________________________________

Платье-________________________________________________

Подъехал-_______________________________________________

Кольцо - ________________________________________________

9. Исправь ошибки и запиши текст правильно.

Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радостно встречяет илйу. Илья и дружок – друзя.

Диктанты на тему «Разделительный твёрдый знак».

Наступила шумная, весёлая, бурная весна. Жаркое солнце съедало последний снег. Деревья тихо шуршали голыми взъерошенными ветвями. Внизу грохотала, разбивая лёд, разъяренная река. Ветер пел свои вольные песни о раздолье пустынных полей, где под тающим снегом звенят весенние ручьи, и в высоких небесах курлыкают журавлиные стаи. (45 слов)

Чем ближе мы подъезжали к городку, тем ниже опускались тучи, тем явственней слышалось ворчанье ветра. Потом тяжело и звонко по листьям, взъерошенной травке, дорожкам, крышам закапали крупные капли. Дождь хлынул, как из ведра. Он закрыл собой не только панораму гор, но и все предметы, находящиеся на расстоянии нескольких метров. Съёмки фильма пришлось отложить. (52 слова)

"Весна в степи"

Весна в самом начале. Степь, политая обильными дождями, забыла зимние холода и разъяренные вьюги. Она раскрыла объятия льющимся с неба тёплым лучам. Самые разнообразные травы и цветы покрыли её сказочным ковром. Необъятной гладью стелется она, пока не встретит на своем пути горы или ужасные песчаные пустыни. (49 слов)

Грамматические задания.

1. Вставьте, где надо, разделительный Ь знак. (Устно.)

Слова: ноч...ю, тр...япка, счаст...е, л...епка, друз...я, бр...юки, б...ёт.

Вставьте, где надо, разделительный Ъ знак. (Устно.)

Слова: под...ехал, по...ехал, раз...езд, за...явление, об...яснил, под...ём, разр...яд.

2. Работа по развитию зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ.

Слова: обез...янка,об...яснение, в...ехал, в...юн, под...езд, л...ёт, п...ёт, с...ёжился, мурав...и, в...ётся,об...явление, под...ём. (Слайд 10)

3.Работа на уровне словосочетания.

Замените выделенные слова словами с разделительным Ъ с противоположным значением. (Устно.)

Приезд гостей - отъезд гостей, спуск с горы – подъём на гору, соединить концы – разъединить концы, приехать к дому – отъехать от дома.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ъ или Ь.

Словосочетания: под...ём флага, с...ёмка фильма, в...езжать в лес, п...ёт молоко, с...едобный гриб, об...яснил задачу, ш...ёт платье, под...езжали к дому, остановились у под...езда.

4.Работа на уровне предложения.

Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.

1. Не разгрызёшь орешка – не... и ядрышка.

2. Дружба крепка не лестью, а правдой и... .

3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу... .

4. Когда... воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

Запишите пословицы. Подчеркните слова с Ъ, выделите приставки.

5.Впишите подходящие слова.

толк
друзья
нельзя
волк

Говорит барану _____:
– Ну какой от дружбы ____?
Если мы с тобой _____,
Значит, съесть тебя _____!

6. Письмо с доски.

Спишите, графически объясните написание разделительных ъ и ь .

На доске :

Разъярённый зверь, съёжиться от холода, объяснить задачу, льётся дождь, разъединить провода, большой объём, разувериться во всем, сузить юбку, подъезд к дому, вьёт гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьёзная опасность

7.Работа по вариантам.

1 группа. Образуй множественное число имен существительных
Брат, соловей, перо, колос, крыло, полено.

2 группа. Запиши во множественном числе Стул, воробей, перо, ручей, лист, друг.

3 группа. Запиши во множественном числе:

Прут, дерево, муравей, кол, сук, сын.

1группа. Спиши, вставь, где надо , Ь.

У Ил((?)и Мурав(?)ёва ест(?) собака Б(?)обик.

2 группа. Спиши, вставь, где надо, Ь.
Дежурная Дар(?)я Солов (?)ёва пол(?)ёт цв(?)еты.

3 группа. Спиши, вставь, где надо, Ь.
На суч(?)ях дерев (?)ев в(?)висят хлоп(?)я сн(?)ега.

1 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

У…шёл, под…ём, от…ехал, в…езд, пред…ставил, за…вертел.

2 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

Об…яснил, под…езд, на…шёл, под…ём, за…крутил, с…ёжился.

3 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

Об…явление, вы…бежал, с…едобный, об…ман, об…езд.

8.Вставь букву Ъ, где это нужно. Спиши текст.

Мы с товарищем в…двоём шли на лыжах на под…ём,

А потом с горы с…пускались, раз…езжались и с…езжались.

Об…езжали все пеньки, до…езжали до реки.

Снова лезли на под…ём, чтобы с…ехать вниз потом.

9.Самостоятельная работа по теме "Правописание разделительных Ъ и Ь знаков".

1 Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ.

Нашему взору открылись необ..ятные просторы. С..ёмка фильма закончится только в следующем году. Раз..ярённый тигр метался по клетке. Под..ездные пути к городу закрыты – придётся ехать в об..езд. Была об..явлена посадка на самолёт. Вз..ерошенный воробей купался в луже.

2 Спиши предложения. Вставь подходящие слова по смыслу из справок. Подчеркни разделительный Ъ.

1.Умей отличать_________ грибы от ядовитых. 2. В кладовой у белки много __________ припасов. 3. __________ кран поднимает и опускает тяжёлые плиты. 4. Кот _________целую банку сливок. 5. Мы ___________ весь свет. 6.____________в гору оказался очень трудным.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: с..естных, с..едобные, под..ёмный, об..ездили, с..ел, под..ём.

3 Спишите, вставляя пропущенные знаки Ъ или Ь.

Под..ём флага, зелёный в..юн, в..езжать в лес, п..ют молоко, солов..иная трель, беспокойные мурав..и, с..ёжился от холода, раз..ярённый лев, с..ехать с квартиры, в..ездные документы, раз..ёмная молния, с..едобная травка, пит..евая вода, точное об..яснение.

Начало формы

Конец формы

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ТЕМА: "РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК"

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

Записать слова с разделительным мягким знаком.

1) Ночью была вьюга. 2) Трещали сухие сучья сосны. 3) Летели хлопья снега. 4) Илья Воробьев и Кузьма Муравьев - друзья. 5) С гор бегут ручьи. 6) На снегу лисьи следы. 7) Чирикают воробьи. 8) В кустах поют соловьи. 9) Грачи вьют гнезда. 10) Скоро польет дождь. 11) Таня шьет платье. 12) На сосне жилье белки. 13) Деревья стоят в инее. 14) Осенью птицы улетают на юг. 15) Слышны птичьи голоса. 16) Пчелы спрятались в ульи. 17) Листья пожелтели.

Проверочные диктанты

Осенью в лесу

Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчелы. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Под елью в траве уснул еж. (27 слов)

Слова для справок: птичьи .

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)

Слова для справок: деревьев .

Зимний лес

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берез. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (40 слов)

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

Братья, друзья, хлопья, деревья, ружье, платье, счастье;

варенье, печенье, здоровье, копье, осенью, ночью;

Татьяна Соловьева, Дарья Васильевна, Илья Муравьев;

лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

2. Записать слова во множественном числе.

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;

лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

3. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй - с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;

жилье, коньки, счастье, птичьи следы, крыльцо, Илья;

Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копье, хлопья.

4. Записать полные имена людей.

Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

Работа над предложением и текстом

1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить получившийся текст.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

Снегу, много, следов, видно, на.

Ночью, вот, проскакал, хорек.

Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.

Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.

2. Указать порядок предложений в тексте. Озаглавить текст.

Они едят почки разных деревьев.

Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.

Зимой бурундуки крепко спят в норе.

Этот зверек может разорить гнездо.

Бурундуки - это лесные зверьки.

  • < Назад
  • Вперёд >

Указание . Обозначьте орфограмму.

Африканская степь не богата людьми. Не увидишь построек из камня. И вдруг между редких деревьев мелькает удивительный замок. Подъезжаем. Термиты! Замок высотой в пять метров с башнями построили насекомые - родственники муравьев. Ночью нельзя оставить бинокль, за ночь чехла не будет. Термиты съедают кожу. Об этом рассказывает В. Песков. Он не только описывает, он разъясняет многое в жизни природы.

Пословицы и поговорки. 1. Ученье свет, а неученье тьма. 2. Книга в счастье украшает, в несчастье утешает. 3. К большому терпенью придет и уменье. 4. Сильна птица крыльями. 5. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 6. Отольются волку овечьи слезки. 7. Два друга - мороз да вьюга. (95 слов)

Словарный диктант

Указание . Обозначьте графически орфограммы в 5 словах с разделительным мягким знаком и в 5 словах с разделительным твердым знаком.

Необъятные просторы, крутой подъем; орлиные крылья; горные ручьи; гроздья винограда; осенние листья, хвойные деревья, съедобные грибы; охотничье ружье.

Дружная семья; верные друзья; назначен отъезд; важное объявление.

Съезд врачей; хорошее здоровье; серьезный вопрос; подробное объяснение; пожилой почтальон.

Веселые воробьи; вьется комар; смешная обезьяна, льет дождь; подъехать к дому.

Клубничное варенье; сладкое печенье; освежающее питье; съесть яблоко.

Загадка. На большой ковер села эскадрилья - то раскроет, то закроет крылья (65 слов)

(Отгадка. Бабочки.)

Почему мы так говорим?

Птичье молоко

Человеку, который хочет невозможного, иной раз говорят иронически: «Не подать ли тебе птичьего молока?»

Однако птичье молоко не такая уж диковина. Посмотрите, чем кормят обычные голуби своих только что вылупившихся птенцов: птичьим молоком. Незадолго до появления птенцов в зобу у голубей-родителей начинает образовываться белое кашицеобразное вещество. Его называют зобным или птичьим молоком. У домашних голубей зобное молоко выделяется 18 дней, у диких - значительно дольше.

Новорожденные птенцы обходятся без сосок: они вводят клювы в глотку взрослого голубя и получают свою порцию птичьего молока. (85 слов)

Еще записи:

Выборочный диктант Указание. Выпишите глаголы совершенного вида 1. К вечеру погода испортилась, нахмурились свинцовые тучи, пошел дождь. 2. Весь день хмурились тучи, иногда шел дождь со снегом.

Указание. Вспомните, из каких сказок и басен взять предложения из п. I. I. 1. Коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. 2. Как взмолится

Родительный падеж 1. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Пауст.) 2. После

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.(21 слова) .

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.(38 слов)

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.(35 слов)

В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.(44 слова) .

Грамматические задания

1. Записать слова, выделить в них корень. Подчеркнуть в корне букву, написание которой надо проверить.

I вариант. Глаза, лодка, берёзка.

II вариант. Весна, грядка, грибник.

2. Выписать слова с разделительным ь

I вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье.

II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.

Трудимся.

Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

Нарядная будет елка! (18)

Грамматические задания

1. В первом предложении над словами указать количество слогов.

2. Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

3. В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

4. *Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

Наш двор.

Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

2. В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

3. Во втором предложении найти слово из двух слогов.

4. *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

Дождь.

Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

Грамматические задания

3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

4. *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

Зимний вечер.

На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

Грамматические задания.

1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

2. Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

4. *Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

5. *Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

В лесу.

Пушистый снег укрыл зимний лес.

Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

3. Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

4. *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

Летом.

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

3. Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача , нарисовать звуковую схему.

4. *Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

5. *Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

Питомцы.

Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

3. Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

4. *Вставь первую букву и запиши слова:

…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

Новичок.

В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

На реке.

Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

Узкий - …..

Далеко- …

5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

В лесу.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

Высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.

1. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло. (…) 2. Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью от светлости его шагов я на сто пью и гневаться напрасно он изволит: питья мутить ему никак я не могу. 3. Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. 4. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 5. А Щука, чуть жива лежит, разинув рот,- и крысы хвост у ней отъели. 6 Челом вам бьём за ласковое слово. 7. А дома стеречи съестное от мышей Кота оставил. Но что же, возвратясь, он видит? На полу объедки пирога. 8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.(…) А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 9. Змея к Крестьянину пришла проситься в дом. (112 слов.)

И. Крылов.

Как хорош лес на заре ранней осенью!.. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса.

И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои песни.

Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло.

Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Придёт весна. (101 слово.)

1. Необъятны просторы нашей советской родины. 2. Река Терек протекает в глубоком Дарьяльском ущелье. 3. Препода­ватель хорошо объяснял учащимся каждую новую тему урока. 4. В мире ничего нет сверхъестественного. 5. Вьётся улица-змея. (Маяк.) 6. По траве высокой с цепью на ногах бродит одиноко белый конь впотьмах. (Ник.) 7. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. (Л. Т.) 8. Дождик прошёл, но капли падали с деревьев. (Л. Г.) 9. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидел Долохова. (Л. Т.) 10. Впереди мчались верховые с топорами, лопатами, кольями. (Зам.) 11. Кре­стьяне, вышел из терпенья от разоренья, что речки им и ручейки при водополье причиняли, пошли просить себе управы у реки, в которую ручьи и речки те впадали. (Кр.) 12. Пьесу поставили не в воскресенье, как обычно, а в пятницу. (В.) (121 слово.)

1. Ежедневно рано утром почтальон вручал подписчикам газеты. 2. Строительный батальон с честью закончил сооружение огромного здания. 3. Семья колхозника радовалась выигрышу. 4. На обед мать приготовила вкусный бульон с гренками. 5. Девочка всегда носила на шее медальон с портретом матери. 6. Старого заслуженного полковника всегда сопровождал адъ­ютант. 7. В городе построен четырёхъярусный театр. 8. Трели соловья были слышны в роще всю ночь. 9. В предъюбилейный день в Доме культуры состоялся вечер. 10. Ночью была сильная вьюга. 11. Поезд останавливался почти на каждом разъезде. 12. Между горами виднелось красивое ущелье. 13. К подъезду вокзала спешили пассажиры. 14. Экскурсанты сделали много ин­тересных съёмок. 15. На перроне висело объявление с адресом турбазы. 16. Во время долгой дороги все сделались добрыми друзьями. (104 слова.)

1. На цветке ползала (…) мушка, а на её (…) прозрачных крыльях было будто нарисовано по одному чёрному муравью. (Мар.) 2. Встреченные нами насекомые казались непонятными, загадочными и необъяснимыми. 3. Тихое журчание ручья, шуршание тростников да квохтанье горных курочек - единственные звуки в (…) ущелье. (Мар.) 4. В предгорьях Алатау много насе­комых. 5. На дорожку с шумом высыпала из зелёной листвы це­лая толпа воробьят. (Богд.) 6. Пройдёт ещё несколько дней - старые воробьи и воробьихи научат их всему, что нужно знать образованному воробью. 7. Наконец учение кончено, молодые выросли: их не отличишь от старых. (Богд.) 8. Взгорьем дорога уходила в степь. (Никул.) 9. Идёт весна. Каждый старается при­нарядиться в самое лучшее платье для встречи весны. (Богд.)

10. Говорлив (воробей) стал просто на удивленье. (Богд.) 11. Дороги прекрасны, гладки, как асфальт, и вьются по сухой и твёрдой почве пустыни. (Мар.) (113 слов.)

1. Делегация китайских географов участвовала в работах съезда советских географов (Бурк.) 2. Адъютант с почтительным и бесстрастным видом отдал честь. (Купр.) 3. К вокзалу на всех парах подошёл курьерский. 4. Мальчик осенью хотел разорить гнездо ласточки, но отец не разрешил. 5. Учителя следили за на­строениями людей побережья. (Сем.) 6. Дети долго любовались весёлыми обезьянами, дивились их живости и умению лазить по деревьям. (Ив.) 7. Счастье не в воздухе вьётся, а руками доста­ётся. (Погов.) 8. Пришла весна (…), шубка заячья темнеть нача­ла. (Карав.) 9. Волчья стая пела свою песню, песню старую, как эти горы. 10. Волки пересекли лишь несколько старых олень­их следов. (Усп.) 11. Волчица побежала мелкой рысью. (Усп.)

12. Дым из печной трубы и запах человеческого жилья ударил в нос волчицы. 13. В момент съёмки зверь выскочил из поля кадра, и только его хвост запечатлелся на пластинке. (115 слов.)

1. Моё детство было тесно связано с охотничьими собаками, с ружьями, а несколько позднее и с охотой. 2. Просторная и всегда прохладная комната невидимой гранью разделялась на две половины. 3. Простота обстановки сочеталась здесь со стро­гостью и образцовым порядком. 4. Сама обстановка этой комна­ты как-то заставляла меня быть серьёзным, стараться выглядеть старше своего возраста. 5. Мать усаживает меня за стол, угова­ривает выпить стакан молока и съесть котлету. 6. Когда мне, исполнилось семь лет, я получил от отца подарок - ружьё. Из него можно было стрелять дробью и пулей. 7. В четыре часа дня со службы возвращался домой отец, вся наша семья встреча­лась в столовой. 8. Мы едем на телеге безотрадной осенней степью. Свистит, порой завывает ветер, под его порывами бьют­ся уцелевшие сухие стебли трав. 9. Он (хозяин) торопил нас с отъездом. 10. Чуть зеленеет травка, покрываются молодой зеленью берёзки, на склонах холмов алеют цветы багульника. (134 слова.)

Е. Спангенберг.

БЕГЕМОТЫ

1. Дверь бегемотника раскрывается. В просвете её показывается огромная морда с пастью, похожей на раскрытый чемодан. Бегемот с жадностью втягивает в себя воздух, переминается с ноги на ногу, но не идёт: пьянящий весенний воздух пугает его. 2. Для кинофильма «Среди зверей» нужно было снять прогулку бегемотов. (…) Съёмку производили на кругу, где дети катаются на пони. 3. До 1941 года бегемотов кормили фруктами, белым хлебом, кашами, давали очень мало грубых кормов, боясь, что это повредит их здоровью. Но замена нежных кормов (…) корнеплодами, картофелем, сеном только укрепила животных. 4. В естественных условиях (…) туземное население устраивает охоту на бегемотов. В течение нескольких суток животным не дают передвигаться, копьями, ружьями наносят им ранения. Окружённое стадо бывает почти полностью истреблено. (111 слов).