Фундаментальные исследования. Культурно-образовательная среда военного вуза как фактор становления профессиональной нравственности будущих офицеров вс рф Проблемы образовательного пространства военных вузах рф

Аннотация: в данной статье содержится анализ воспитания будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях прогресса инновационного потенциала военных вузов. Дано определение понятию «педагогическая культура будущего офицера» и эволюция военного образования в исторической ретроспективе. Также раскрыта важная роль нравственного воспитания в военных вузах в условиях существования молодежи в обществе всеобщего потребления и информационно-ценностной агрессии, направленной против России. В этой статье перечисляются методы воспитания в формате модели развития педагогической культуры будущего офицера с позиций средового подхода к военному образованию.

Ключевые слова: военная педагогика, информационно-ценностная агрессия, моральные ценности, нравственное воспитание, нравственность, образовательная среда, педагогические методы, профессиональная подготовка, средовый подход.

Abstract: this article contents of an analysis of the education of future officers of Russian armed forces in the conditions of progress of military universities" innovation potential. The author revealed the term "pedagogical culture of the future officer" and the evolution of military education in the historical retrospective. Disclosed the important role of moral education in high schools of Military departments in the period of the general society of common consumption and information and the value of aggression against Russia. The article presents the methods of education in the format of the model of development of pedagogical culture of future officer positions with the environmental approach to education

Keywords: morals, moral education, vocational training, moral values, pedagogical methods, environmental approach, educational environment, information and value aggression, military pedagogy.

В современной обстановке, в частности, в период модернизации и усовершенствования Вооруженных Сил РФ, осуществляется перевод военной педагогической науки на качественно новый уровень. В связи с прогрессом инноваций в военном деле, большие надежды возлагаются также и на инновационную модель образования: на смену консервативному стилю поведения командиров, который опирается исключительно на командно-административные методы работы с личным составом, приходит абсолютно новый стиль, в достаточной степени отвечающий современным тенденциям развития как военно- технического оснащения, так и социокультурных аспектов среды.

Реалии современного мира заставляют нас снова обратиться к понятию «педагогическая культура будущего офицера». Проблема особенностей развития педагогической культуры будущего офицера всегда волновал исследователей. Изначально передача опыта и воспитание носили преимущественно стихийный характер, но военно-педагогическая мысль оформлялась уже в летописях, государственных актах и даже художественных произведениях, таких как «А зори здесь тихие», к примеру. Воспитательная тематика была раскрыта в таких исторически важных работах как «Уложения о службе» (1556 г.), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.), «Военная книга» (1607 г.), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621 г.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674 г.) и других.1 Базис воспитания в исторической ретроспективе данных работ составляли личности. Всем знакомы такие имена как Потемкин Г.А., Румянцев П.А., Кутузов М.И, Суворов А.В., Петр I и другие. Кроме того, российское военное дело и военная педагогическая наука активно развивались уже во времена Александра Невского и Дмитрия Донского. Например, Суворов в книге «Наука побеждать» писал, что «стояньем города не берут; воюют уменьем, а не числом; от уменья происходит согласие». Ему во многом удалось воссоздать гештальт военно-педагогической картины русской армии, основанной на крепости морального духа, высокой нравственности, важности психологической подготовки личного состава. Прогрессивные взгляды на воспитание воинов также получили развитие в работах В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова, М.Д. Скобелева. Появление в 1918 г. Красной армии потребовало новых подходов к воспитанию военнослужащих. У их основания стояли такие заметные фигуры как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, Г.Ф. Гирс, С.С. Каменев, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский, Ф.Э. Дзержинский, Л.Д. Троцкий и др. Говоря о более современном периоде становления педагогической военной науки, то это П.Д. Корчемный, Л.Г Лаптев, В.Г. Михайловский,2 А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко – они рассматривали педагогику через психологические особенности будущего офицера.3 Кроме всего прочего, стоит отметить таких авторов, как Муцынов С.С,4 Ефремов О.Ю,5 Зуев Ю.Ф,6 Ойношев А.Э. Сегодня в научных и военных кругах все более значительным становится понимание роли воспитания будущего офицера как целостной личности, готовой к самостоятельному воспитанию самого себя в гражданина и будущего профессионала не только в области военного искусства, но и в плане работы с личным составом (А.С. Брычков, А. Владимиров, В. Володин и др.). Своеобразие данной образовательной среды широко исследовано и изучено в работах Артюхиной И.А., Беляева Д.Б., Вьюновой Н.А., Косогоровой Л.В., Пановой В.И., Рубцовой В.В., Скаткина М.М., Ясвина В.А. и других. Тем не менее, стоит отметить, что специфика образовательной среды военного вуза, как и значительная часть особенностей подобного явления, в научных трудах и работах практически не исследована.

1 Нижаловский А.В. Лекция по общественно-государственной подготовке. Тема № 7: «Историко- педагогический анализ отечественного опыта воспитания личного состава в армии и на флоте». Москва, 2010.

В качестве ключевого определения образовательной среды, можно использовать понятие, обозначающее ее как комплекс социально-педагогических обстоятельств.7 В этот самый комплекс включается как учебно-методическая часть, техническое обеспечение, кадровый преподавательский состав, так и наличие традиций, устоев, правил, ценностных установок, морально-психологического климата и тому подобного.

Говоря об образовательной среде вуза, стоит выделить два главных ее компонента: материальный и нематериальный.8 Первый отвечает за учебно-материальный базис военного вуза, за оснащение и степень обеспечения военными специалистами. Нематериальный компонент означает наличие необходимой воспитательной среды и должного психологического компонента взаимодействия курсантов и военного учреждения. Кроме всего прочего, в нематериальную сферу также можно включить неформальное воспитание, например, различные мероприятия, встречи с военными и т.д. Однако основополагающим элементом воспитательной среды, все-таки, является духовное и нравственное воспитание, в том числе их самообразование.

При некоторых закономерностях воспитательной работы следует выдвинуть ряд принципов, являющих собой основу для офицера-преподавателя как воспитателя:

Образовательная среда – это, в первую очередь, коллективная среда;

Субъектный характер взаимоотношений с курсантом, основанный на правовых нормах и законах;

Системность и конкретность воспитательных мер;

Преемственность и согласованность воспитательных мер.

Былые традиции военной педагогики остаются особо значимыми до сих пор, так как именно они заложили основу нравственности и воспитания боевого духа личного состава. Опыт всех прошлых лет дает нам возможность развивать эти традиции и использовать их в современных реалиях. Перед военной педагогикой стоит нерешенная проблема глобального сомнения либерализма в приверженности к этим традиционным ценностям, поэтому требуется учет сложно специфики текущего момента. Ценности общества всеобщего потребления, которые описывал Маркузе,9 нужно умело и грамотно противопоставлять военным и педагогическим, имеющим свою собственную специфику. Распространяются эти ценности преимущественно транснациональными организациями, распространяются как значимые, прогрессивные и либеральные. В данной концепции национальные суверенитеты выступают в роли археологического сознания и имеют только сугубо музейную значимость для общества глобального потребления. Цель распространения таких ценностей – «уничтожение» конкурентов в борьбе за власть в целом мире, а также информационная пропаганда и подавление индивидуальных особенностей всех несогласных с однополярным миром. В этом случае под однополярным миром следует понимать всеобщую «богатую» столицу и, соответственно, нищую провинцию. Тиражируемые ценности общества потребления, в том числе, и в российском сознании, крайне легко влияют на молодежь посредством широкой информатизации общества и отсутствия уровней фильтрации получения информации. С подобным молодежным сознанием работает или должен работать каждый офицер, набирая рядовой состав, который ежегодно призывается для прохождения срочной службы.

2 Военная психология и педагогика. Учебное пособие под. ред. П.Д. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М.: Издательство «Совершенство», 1998.

3 Барабанщиков А.В., Давыдов В.П.,. Феденко Н.Ф Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988.

4 Муцынов С.С. Коллектив и дисциплина: Вопросы и ответы. М.: Воениздат, 1989.

5 Ефремов О.Ю.. Военная педагогика. 2008.

6 Зуев Ю.Ф.. Военная педагогика. 2010.

7 Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 2008. С. 22.

8 Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: монография. Воронеж: ВГУ, 2002. С. 99–120.

Анализ научной литературы показывает, что в современной реальности содержится множество противоречий. Одним из них является ориентированность современной психологической педагогики на гуманизацию и индивидуальный подход в противовес консервативному подходу. Данное противоречие возникает из-за того, что вооруженные силы требуют зрелую, интеллектуальную, психически устойчивую личность офицера. Декларируемый характер подготовки в рамках образовательной среды и недостаток внимания к индивидуальным и личностным характеристикам каждого курсанта также вызывает противоречия. Современный мир и технологии требуют военного специалиста должного уровня подготовки, но недостаточный уровень исследований педагогической военной науки оказывается камнем преткновения. В борьбе с ценностями устоявшегося общества все национальные и традиционные ценности, в том числе и суверенитеты, поставлены под формально гуманистическое, а фактически – под либералистско- глобалистское сомнение. В той же мере, под сомнения поставлены священные писания (Тора или Ветхий завет, Новый завет и Коран) и альтруистские ценности эпохи Просвещения. Ценности третируются в мировом и российском общественном сознании как тоталитарные.10 Если упрощать, то под «постмодернизмом» следует понимать недоверие к метарассказам».11 Этим термином и его производными («метарассказ», «метаповествование», «метаистория», «метадискурс») постмодернисты обозначали все те «объяснительные системы», которые создают буржуазное общество и служат для него средством самооправдания: религия, история, наука, психология, искусство, культура. Таким образам, эти знания порабощают индивида, создавая определенную идеологию. Перед исследователями сейчас встают такие задачи, как, в первую очередь, разработка эффективной защиты самоидентичности потенциальных защитников России. Кроме того, стоит острая необходимость своевременного противодействия информационно-ценностной агрессии против России именно педагогическими средствами, так как с технотронными, а так же гибридными войнами можно сражаться, как ни странно, с помощью педагогических средств. Более того, необходима разработка эффективного противодействия современным попыткам тотального стирания истории всей мировой цивилизации и её достижений.12 Приведенные выше обстоятельства являются значимыми предпосылками для изучения проблемы педагогической культуры будущего офицера ВС РФ как важнейшего компонента его профессионализма в современных условиях в контексте всевозможных вызовов XXI века.

Воинская среда, очевидно, имеет свои особенности, поэтому целесообразным будет использование средового подхода педагогической деятельности курсантов. Для данного подхода одной из отличительных черт является осуществление обучения в так называемых «экстремальных» условиях.13 Специфика заключается в том, что специальные знания, умения и навыки, должны иметь отсылку к экстремальным ситуациям, связанным с опасностью и с тренировкой не только физических аспектов будущего военного, но и психологических.

9 Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М., 1994. С. 368.

11 Лиотаром Ж.Ф. «Постмодернистский удел». Москва, 1979, С.7.

12 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М: ООО «Издательство АСТ», 2004.

13 Евстифеев А.В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 31–34.

Объект исследования – педагогическая база будущего офицера Вооруженных Сил РФ как обязательный компонент его образования и профессионализма в контексте информационно-ценностных агрессий XXI века, направленных против России и ее культуры.

Предмет исследования – перспективы прогресса педагогической подготовки будущего офицера ВС РФ для её применения к информационно-ценностным вызовам и агрессиям XXI века и воспитания подчинённых из числа личного состава в условиях подготовки военнослужащих военным учебным заведением.

Цель исследования – выявить перспективы развития и стандартизации педагогической культуры будущего офицера ВС РФ для готовности противостоять информационно-ценностным вызовам и агрессиям XXI века с позиций средового подхода к образованию в условиях культурно-образовательной среды современного военного вуза.

Исследовательские задачи

· Осуществить форсайт процесса воспитания педагогической культуры будущих офицеров ВС РФ в контексте информационно-ценностных вызовов XXI века и агрессий против России, её культурного суверенитета, традиционной идентичности и нравственно-ценностных ориентаций её военнослужащих.

· Осуществить анализ тождественности современной педагогической культуры офицеров ВС РФ действующим формально-педагогическим практикам ментально-ценностного преобразования традиционной идентичности мирового и российского социума.

· Выявить перспективы и возможности средового подхода к развитию педагогической культуры будущего офицера ВС РФ в условиях культурно-образовательной среды современного военного вуза, адекватной текущему периоду развития глобальной культурно-образовательной среды, его информационно-ценностным вызовам и всевозможным агрессиям против России, её культурного суверенитета, традиционной идентичности и нравственно-ценностных ориентаций военнослужащих.

· Построить теоретическую модель, соответствующую современной эпохе педагогической культуры будущего офицера ВС РФ в условиях культурно-образовательной среды военного вуза с позиций средового подхода к образованию.

Методологические основания исследования

1) Теория средового подхода к образованию (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов, В.В. Макаров, В.В., Сороковых, И.Б. Стояновская, Г.Г. Шеек, И. Сулима и многие другие);

2) Цивилизационный подход к мировой истории Н.Я. Данилевского, его работы и работы его последователей (О. Шпенглер, А. Тойнби, И.А. Ильин, С. Хантингтон, И.Б. Орлова, А.С. Панарин, В.В. Кожинов);

3) Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его работы;

4) Средовые интенции в работах Л.И. Новиковой и её учеников;

5) Современная политика и геополитика;

6) Военная педагогика (Ефремов О.Ю., Зуев Ю.Ф., Володин В.);

7) Педагогические интенции российских военачальников и полководцев (Потемкин Г.А., Румянцев П.А., Кутузов М.И, Суворов А.В., Петр I);

8) Классики мировой и российской военной педагогики (Григорьев А.А., Киселев В., Воробьев И., Костоусов Н.С., Кудрявцев А.Н., Письменский А.);

9) Российские традиции воспитания и образования офицеров дореволюционного (И.И. Бецкой П.Ф, Каптерев, А.Ф.Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф, Лесгафт), советского (А.Г. Калашников, Н.В. Крупенина, В.Н. Шульгин) и постсоветского периодов (Ю.С. Мануйлов, Ю.В. Громыко, В.А. Ясвин. Ю.С. Песоцкий);

10) Традиционные и инновационные парадигмы воспитания военно-педагогической культуры у будущих офицеров.

Важной особенностью средового подхода, соответствующей целям и задачам исследования, является тот факт, что он обязывает учитывать в образовательном процессе и его организации противодействие большинству агрессивных интенций.

Воспитательная способность среды начала учитываться уже в первобытном обществе. Главной специфической особенностью была возможность накапливания опыта о среде и его передача. Постепенно происходил переход от приспособления к использованию окружающей среды в своих целях.

В Античности греки называли личность человека микрокосмом: достаточно внимания было уделено взаимному бытию человека и окружающего мира. Основным принципом образовательных учреждений (Ликей, Академия, школа Эпикура, портик) был принцип гармонии: сочетание природы и техногенных объектов. В античную эпоху впервые были сделаны весьма успешные попытки обосновать роль среды в развитии личности, не принимаемые, однако, современной наукой.

Во времена христианского Средневековья окружающий мир человека строился на минимализме в повседневной жизни и, с другой стороны, на величии храмов. Данное противопоставление должно было воспитывать в человеке послушание, покорность и дисциплинированность. В монастырских школах среда основывалась на жестких правилах, регламентации и наказаниях: ученик практически обезличивался.

Исследованиям среды и воспитанием занимались английские материалисты и французские просветители: в XIX данному социокультурному феномену уделялось уже много больше внимания. В XX веке идеология обучения в СССР разрабатывалась руководителями Наркомата просвещения, которые уделяли больше внимания организации окружающей действительности. Особое внимание понятию «среда» было посвящено после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июня 1936 г. Идеология сталинского периода ориентировалась, в первую очередь, на авторитаризм и четкие стандарты в образовании.14 В период «оттепели» появилась должная атмосфера для появления инновационных идей. Исследователи стали обращать внимание на среду с точки зрения общественных масс. Начали возникать множество понятий и типологий. Уже в 2000-е годы произошел закономерный переход на личностно-ориентированный подход. Ю.С. Мануйлов отмечает возрастание значения среды и личности. Средовой подход он трактует как отношение человека к среде и среды к человеку.15 Вне зависимости от того, что есть большое количество исследований средового подхода, на современном этапе данный феномен требует уточнения и разъяснения, не говоря уже об исследованиях внутренней среды военных вузов. Во все этапы исторического развития мысли, среда рассматривались как важнейший фактор развития личности, без которого не может осуществляться адекватное развитие индивида в коллективе.

В рамках культурно-образовательной среды военного вуза уместны и могут быть осуществлены следующие методы воспитания в виде модели развития педагогической культуры будущего офицера с позиций средового подхода к образованию:

1. Вначале важное влияние может быть оказано на курсантов посредством формальных методов. Здесь мы имеем дело с учебно-методической частью, которая будет сочетать в себе как и теорию, так и практику. Теоретическая работа должна охватывать как и общеобразовательные предметы, так и специальные, например, военный перевод, военное искусство, тактика и т.д. Впоследствии требуется разработка специальных пособий по общеобразовательным обязательным предметам, но с включением в них военной тематики. Однако тут речь идет не о полном погружении только в военную тематику (военная литература, задачи по математике и физике исключительно на военную тему), а о том, чтобы были, в том числе, специально разработанные учебные материалы, в которых шло бы углубленное изучение общеобразовательных предметов. Практическое формальное воспитание включает в себя как внутренние, так и внешние мероприятия: к внутренним можно отнести спортивную и военную подготовку, массовые мероприятия, изучение и управление военным транспортом; к внешним можно отнести совместные учения военных вузов и официальные мероприятия командования.

2. Неформальный метод воспитания включает в себя внутренние и внешние мероприятия, такие как: просмотр фильмов, походы в театр, приглашение в вуз военных и различного рода известных личностей. Важным этапом организации воспитания должно выступить саморазвитие: дополнительные кружки, мастер-классы, секции, походы в библиотеку и компьютерный класс.

Решением этой проблемы может стать дополнение существующего учебного плана предметами и практическими занятиями, вводящими будущих военных в курс особенностей современного этического контекста, а также обучение их приёмам критики глобальной ситуации в мире с целью использования их при работе с личным составом. Одним из итогов этих занятий должно стать рождение антиглобалистской идеологии, которая одновременно станет и идеологией российской цивилизационной идентичности, и культурно-образовательной среды, и идеологией военно-педагогической подготовки офицерских кадров. Таким образом, будет выстроена теоретическая модель воспитания педагогической культуры у будущих офицеров российской армии в условиях обучения в военном вузе. В данной модели найдут место и современные аналоги политинформации советского периода, и достаточно чётко выстроенная система ценностей – нравственный кодекс русского офицерства, альтернативный по содержанию кодексу строителя коммунизма и ценностям массовой культуры, но аналогичный по педагогической направленности и технологичности.

14 Лакин И.Е. Хрестоматия по истории педагогики М.: Высшая школа, 1971. 608 с.

15 Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. д-ра пед. наук. М., 1997. С.34.

Таким образом, были выявлены перспективы прогресса педагогической культуры будущего офицера Вооруженных сил РФ, соответствующие его современным профессиональным военным и педагогическим задачам в контексте информационно-ценностных вызовов и агрессий XXI века против Российской Федерации и её культурной идентичности с позиций средового подхода к образованию в условиях культурно-образовательной среды военного вуза. Проведен объемлющий обзор, а также анализ исторических подходов к образованию, в целом, и к воспитанию педагогической культуры будущих офицеров, в частности. Анализ особенностей средового подхода к образованию, во-первых, как наиболее необходимого в современной педагогике, во-вторых, как более соответствующего как целям исследования, так и средовому характеру процесса образования в военных учебных заведениях. В работе выявлены ценные опции и возможности средового подхода к образованию для воспитания и развития адекватной текущему периоду и его вызовам педагогической культуры будущего офицера.

Список литературы

2. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П.,. Феденко Н.Ф Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988.

3. Военная психология и педагогика. Учебное пособие под. ред. П.Д. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М.: Издательство «Совершенство», 1998.

4. Володин В. «Новое время – новые подходы» // Армейский сборник. 2012. № 2 (213).

5. Григорьев А.А. Парадигма социально-организационного развития системы военного образования. //Инновации в образовании. № 1, 2003.

6. Евстифеев А.В. исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23).

7. Ефремов О.Ю.. Военная педагогика. 2008.

8. Зуев Ю.Ф.. Военная педагогика. 2010.

9. Киселев В., Воробьев И. «Тактика сетецентрических действий» // Армейский сборник. № 2 (213), 2012.

10. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: монография. Воронеж: ВГУ, 2002.

11. Костоусов Н.С. Болонский процесс в России: через прошлое в будущее или из настоящего в прошлое // Журнал «Вестник Академии военных наук». 2007. №2 (19).

12. Лакин И.Е. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Высшая школа, 1971.

13. Лиотар Ж.Ф. «Постмодернистский удел». Москва, 1979.

14. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М., 1994.

15. Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 2008.

16. Морозов А.А. Социальные предпосылки гендерной трансформации в современной российской армии // Научный сборник, Тюмень. 2009.

17. Муцынов С.С. Коллектив и дисциплина: Вопросы и ответы. М.: Воениздат, 1989.

18. Письменский А. Каким быть военно-инженерному образованию? // Армейский сборник. 2012. № 2 (213).

19. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. д-ра пед. наук. М., 1997.

20. Нижаловский А.В. Лекция по общественно-государственной подготовке Тема № 7: «Историко- педагогический анализ отечественного опыта воспитания личного состава в армии и на флоте». Москва, 2010.

21. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М: ООО «Издательство АСТ», 2004.

1

В современной России, когда субъектами саморазвития становятся регионы и возрастает их политическая, экономическая самостоятельность, большую актуальность приобретает вопрос о роли регионального образования в развитии процессов реформирования системы образования в стране. Это актуально для общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, которые являются потенциальным стратегическим ресурсом для военных авиационных вузов. Возложенная на них функция пополнения военных авиационных вузов качественно подготовленными воспитанниками, все более требует стратегически продуманных решений. На наш взгляд все общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой должны функционировать в сформированном едином образовательном поле. Такое поле должно входить в единое образовательное пространство того военного авиационного вуза, предпочтение которому отдадут его воспитанники при поступлении.

Образовательное пространство военного вуза в нашем понимании это совокупность условий, обеспечивающих функционирование средних общеобразовательных учреждений с профильной подготовкой, высших военных авиационных вузов летного или технического профиля и образовательных процессов в целом. Такое понимание конкретного образовательного пространства основано на совокупности характеристик, включенных в него образовательных процессов и их функциональных связей. Региональное образовательное поле общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой должно охватывать элементы регионального пространства военного авиационного вуза. Именно при таких условиях будет обеспечиваться полноценная учебная деятельность воспитанников школ. Будут осуществляться связи с заказчиком (Министерством обороны РФ) по подготовки военных специалистов, преподавателями этих школ. А также с воспитанниками, претендующими войти в состав образовательного поля выбранного ими высшего военного учебного заведения в роли его абитуриентов. Поэтому региональное образовательное поле должно быть сформировано как для школ-интернатов, так и для военного вуза. А необходимые условия можно подразделить на сущностные и дополнительные. Совокупность сущностных единая для всех образовательных пространств, а дополнительные характеризуют и углубляют содержание его видов. Сущностными компонентами образовательного пространства являются:

  • сфера запроса и применения результатов образования;
  • размещенная информация о содержании образования;
  • педагогические кадры и качество их подготовки;
  • контингент воспитанников-получателей содержания образования;
  • образовательная региональная территория и образовательное оснащение;
  • нормативная учебная, методическая и научная база;
  • престижность того или иного учебного заведения.

Целостное представление о сформированном образовательном поле можно получить, если будет организовано:

  • изучение реальных учебных возможностей школ-интернатов, степень их готовности к обучению и обученность их воспитанников, состояния их здоровья, развитие познавательных интересов, сформированность профессионально направленной мотивации на дальнейшее обучение в военных вузах;
  • выполнение квалификационных требований и реализация программ дополнительного профессионального образования с уклоном на летно-техническую составляющую;
  • изучение качества знаний по математике, физике и русскому языку; данные о качестве знаний по этим базовым учебным предметам позволяют оценить степень развития у воспитанников общенаучных знаний и навыков и оценить их возможности при сдаче вступительных экзаменов;
  • установление дидактических причин слабой успеваемости; результатом должно стать формирование типологических групп воспитанников с дальнейшей направленностью на конкретный военный вуз;
  • выявление степени удовлетворенности воспитанниками образовательным процессом, что будет являться своеобразным индикатором, позволяющим судить об эффективности образовательного процесса и о возможных путях его совершенствования;
  • изучение характера внутренних коммуникаций, определив стиль взаимоотношения между воспитанниками, воспитанниками и педагогами и т.д., что охарактеризует психолого-педагогический климат и выявит его влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • состояние и анализ, как в образовательной деятельности реализуются основные функции межличностного общения;
  • рассмотрение рациональности режима функционирования школы-интерната, определить степень профессионального мышления руководящего состава и уровень управления ими образовательным процессом;
  • состояние и анализ дидактических средств, используемых педагогами с составлением характеристик их педагогического мастерства;
  • анализ летно-тренажной и других видов специальной подготовки воспитанников, их самостоятельный налет на учебно-тренировочных самолетах и количество выполненных парашютных прыжков.

Именно от этих и других условий будет зависеть успешность поступления воспитанников в военный вуз и их дальнейшее обучение в нем.

Поэтому необходимо разработать концепцию стратегического развития военного вуза. Для чего определить принципы и задачи организации деятельности образовательных систем школ-интернатов и военных вузов, рассмотреть совокупность эффективных форм и методов подготовки воспитанников для поступления в военный вуз, выявить социально-педагогические условия и возможности использования потенциала военного вуза в целях формирования стратегического запаса.

Данная проблема должна рассматриваться с точки зрения системного анализа образовательных систем и педагогического процесса в отдельных общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой и военных авиационных вузах. Такой подход является существенной предпосылкой повышения методологического и теоретического уровней приведения образования регионов в соответствие с потребностями личности, общества и государства.

Библиографическая ссылка

Костогрызов Н.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 75-77;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2624 (дата обращения: 28.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Юнацкевич П.И., директор Научного консорциума высоких гуманитарных и социальных технологий

Проблемы высшей военной школы

Подготовка офицерских кадров – это одна из важнейших задач в укреплении обороноспособности России. Российский офицер занимает особое место в строительстве новой армии, воспитании и обучении личного состава, в достижении победы над врагами.

Российский офицер должен сочетать в себе патриотизм с глубокой компетентностью, широким кругозором, дисциплинированностью с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем, на любом участке офицер обязан учитывать социально-экономические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и быту. Исключительно важно, чтобы эти качества были присущи выпускникам военных вузов.

На сегодняшний день система подготовки офицеров в военно-учебных заведениях испытывает определенные трудности в своем развитии.

В армию и на флот перестает поступать новейшая техника. Ресурсы инженерных систем и вооружения давно выработаны. Речь идет о продлении эксплуатационного периода вооружения и военной техники. Учебно-материальная база подготовки офицерских кадров нуждается в серьезных инвестициях. Образовательный и культурный уровень призывной молодежи оставляет желать лучшего. В последнее время возрастает число «педагогически запушенных», «невротизированных» молодых людей. Растет число девиантного поведения среди курсантов и слушателей.

Одной из важнейших проблем социально-экономического развития военного образования Санкт-Петербурга остается оплата труда военнослужащих, членов их семей.

Около 30% полных семей офицеров с двумя работающими и с двумя детьми находятся за чертой бедности, и даже среди полных семей офицеров с одним ребенком до 16 лет доля бедных составляет около 20%. В число бедных попала и значительная часть работников военно-промышленного комплекса. Более трети работников этой сферы устойчиво имеют зарплату ниже прожиточного минимума.

Учитывая существование достаточно высокой доли офицеров с доходами ниже прожиточного минимума, переход деятельности военных образовательных учреждений на работу в условиях рынка образовательных услуг, конкуренции может привести к падению престижности военной службы.

Ухудшение качества профессиональной подготовки офицеров

Объем государственного финансирования военного образования за последние годы сократился. Существенно снизилась доступность платных образовательных услуг для военнослужащих и членов их семей. В сложном положении оказались уволенные военнослужащие, попавшие в наименее обеспеченные группы населения.

Неблагополучное состояние военного образования проявляется в оттоке (увольнении) офицерских кадров, снижении научной и педагогической активности в военных вузах, снижению числа публикаций.

Среди причин, негативно влияющих на состояние военного образования - снижение качества жизни военнослужащих:

Низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения;

Ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, и т.д.;

Чрезмерные стрессовые нагрузки;

Снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни;

Низкий уровень экономической подготовки военнослужащих, увольняемых в запас, обеспечивающий эффективную деятельность в условиях рынка и д.р.

Существующая система военного образования в настоящее время не может обеспечить предоставление курсантам и слушателям города качественных образовательных услуг, а также предоставление в полном объёме льгот для профессорско-преподавательского состава, предусмотренных действующим законодательством.

Система оплаты деятельности профессорско-преподавательского состава военных вузов не стимулирует эффективное оказание образовательных услуг, в результате чего военнослужащий получает менее конкурентноспособное и узкое (специализированное) военное образование.

Недостаточное развитие социальных и гуманитарных технологий в системе военного образования приводит к нерациональному использованию средств в вузах.

В настоящее время не сложилась в полной мере система пропаганды службы в вооруженных силах, которая на 50% определяют военно-профессиональную направленность призывной молодежи и не требуют привлечения значительных финансовых средств.

Это требует изменения существующей системы военного образования. Качественная и многогранная подготовка офицера, повышение конкурентноспособности диплома военного вуза позволит поднять престиж военного образования.

Перспективы развития военного образования

Вашему вниманию предлагается к внедрению в образовательную практику военных учебных заведений России разработанную в Институте военно-гуманитарных технологий Международной академии социальных технологий концепцию комплексной (интегративной) профессиональной подготовки офицера силовых структур и ведомств России - систему обучения и воспитания военнослужащих по контракту.

Внедрение концепции позволяет достигнуть 15-25% экономии бюджетных средств, выделяемых на военное образование, в результате оптимизации образовательного процесса.

Актуальность концепции комплексной (интегративной) подготовки офицеров силовых структур и ведомств России

Актуальность концепции комплексной (интегративной) подготовки офицеров силовых структур и ведомств России обусловлена следующими факторами:

Рост числа увольняемых из вооруженных сил младших и старших офицеров.

Дефицит комплексной (интегративной) подготовки младших офицеров в области управления подразделениями, организации воспитательной работы личного состава.

Ухудшение морально-психологической подготовки офицеров, что проявляется в росте числа психосоматических расстройств в 90% случаев заболеваний, встречаемых в терапевтических, психиатрических и неврологических военных стационарах, а также у 60-80% участников войн и локальных конфликтов, ликвидаторов последствий массовых жертв стихийных бедствий.

Проблемы комплексной (интегративной) профессиональной подготовки представлены в инженерно-технических и командных военных вузах России. Средние затраты на подготовку узкого специалиста (инженера, командира) значительны, что требует организации оказания эффективной комплексной профессиональной подготовки в интересах оптимизации финансовых затрат.

Офицерский состав живет ниже уровня прожиточного минимума в России. По данным экономических исследований, социальный статус офицера приравнен к среднему низшему. Воинская служба для многих офицеров перестает выступать в качестве основного вида деятельности. Профессиональные военнослужащие вынуждены годами искать дополнительный заработок, не находя решения своих проблем. При этом страдают сами военнослужащие, их семья и армия в целом, с учетом того, что умственная и физическая работоспособность в интересах службы снижена у них в среднем на 60-70%.

Мотивация на обучение в военном вузе у абитуриентов зачастую представлена в виде желания приобрести бесплатное государственное образование. При этом о продлении службы задумываются 20-30% выпускников.

В современных условиях реформирования системы военного образования тенденция в направлении комплексной подготовки становится ведущей.

Офицеры с узкой специализированной подготовкой, являются, по сути, социальной проблемой, требующей особого подхода к своему решению. В условиях рынка и конкуренции среди частных и государственных образовательных учреждений остро встает вопрос о завоевании своего сегмента – подготовки профессионального защитника отечества, комплексного специалиста, способного обеспечить себе достойный уровень жизни.

Очевидно, что комплексной подготовкой офицера в современных условиях должны заниматься специалисты, имеющие интегративную подготовку в области военных наук, медицины, психиатрии, психологии, педагогики, экономики, права, технологий информационной войны и т.д.

Основные понятия концепции

Интегративная профессиональная подготовка офицера – новое направление образовательной деятельности военных учебных заведений с позиции системного подхода к обучению и воспитанию, военно-профессиональной деятельности. Комплексная подготовка – профессиональное обучение и воспитание, вовлекающее курсанта, слушателя в процесс воинской службы, обеспечивающая живучесть (выживаемость) офицерских кадров в условиях дефицита государственного финансирования армии. «Офицер» – лицо с комплексной подготовкой.

Объект интегративной профессиональной подготовки - процесс формирования и развития профессионального поведения, интегрирующего в себя наиболее социально эффективные технологии взаимодействия и влияния (технологии VI технологического уклада).

Предмет – закономерности и условия комплексной профессиональной подготовки.

Принципы интегративной подготовки:

1. Системный подход к обучению и воспитанию офицерских кадров России.

2.Комплексное обучение и воспитание эффективному экономическому, социально-психологическому, военно-профессиональному поведению, определение актуального направления профессиональной подготовки, иерархии направлений обучения и воспитания, освоение высоких гуманитарных и социальных технологий.

3. Разработка динамичной тактики обучения и воспитания, основанной на организации военных дискурсов учащихся и военного научного экспертного сообщества и практиков летального и нелетального гуманного противоборства и информационной войны.

4. Обучение и воспитание офицерских кадров на основе массовой этической оценки деятельности военнослужащего и воинских групп.

5. Социально-технологическое обеспечение военного дела.

6. Использование информационных технологий в обучении и воспитании – виртуальное обучение, диагностика и коррекция.

7. Комплексная подготовка офицеров в области военного дела, военно-гуманитарных технологий.

8. Оптимизация финансовых и временных затрат на обучение и воспитание комплексного специалиста, способного проводить влияние на объект как летальными инстрементами, так и нелетальными, гуманными.

9. Комплексная переподготовка офицерских кадров в сфере социального дизайна, нелинейной логики.

Источники (теории) развития концепции интегративной медицины:

- «Сунь-цзы» - трактат основ военной науки старого Китая;

Взгляды Петра I (учить офицеров всему нужному для службы и мирного дела);

Система подготовки солдат и офицеров А.В. Суворова, С.О. Макарова, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.А. Румянцева;

- концепция управления энергией человеческих масс В.А. Чигирева.

Перечень основных этапов реализации концепции интегративной подготовки офицеров

Создание системы военной гуманитарно-технологической подготовки офицерских кадров:

I этап - создание факультетов комплексной подготовки в военных учебных заведениях;

Начиная с первого этапа реализации концепции осуществляется разработка стандартов и алгоритмов обучения и воспитания для эффективной службы, а также обучение и переподготовка профессорско-преподавательского состава (создание специалистов по комплексной подготовке из военного, медицинского, психологического, педагогического, правового и экономического направлений);

II этап - переориентирование военных вузов на комплексную военно-технологическую подготовку кадров;

III этап – создание в военных университетах гражданских факультетов по социальной инженерии, высоким гуманитарным и социальным технологиям;

IY этап - создание диссертационных советов в военных вузах по военно-гуманитарным технологиям. Создание учебно-методических и научно-исследовательских подразделений проблем комплексной подготовки и переподготовки военных кадров по технологиям последующего технологического уклада двойного назначения.

Ожидаемые конечные результаты внедрения концепции

Сокращение числа увольняемых в запас младших офицеров .

Повышение конкурентоспособности военных вузов в условиях последствий демографического спада.

Сокращение затрат на подготовку военнослужащих на 40-50%. Обоснование сокращения и реорганизации военных вузов, за счет исключения повторяющихся, дублируемых специальностей.

Улучшение качества жизни выпускников и увеличение продолжительности их службы.

Подготовка специалистов двойного назначения, обеспечивающих летальное и нелетальное влияние на заданный объект .

Военно-профессиональная деятельность офицеров становится комплексной и эффективной.

Концепция интегративной подготовки становится теоретическим обоснованием реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки России.

Направления и специальности комплексной подготовки офицерских кадров РОссии

Военно-гуманитарные технологии;

Информационное противоборство;

Социальный дизайн.

Комплексная подготовка офицера создаст объективные условия для формирования нового имиджа военного специалиста, способного выполнять любые задачи и готового к самообразованию и саморазвитию в избранной области. Это серьезное условие обеспечения привлекательности военного образования для молодежи, которое обеспечит приток наиболее прогрессивной его части к службе в вооруженных силах. Естественно, что такая подготовка отразиться и на самом характере воинской службы, наполнив его новым содержанием и перспективами развития.

Виртуальный тренинг в системе военного образования

Виртуальный тренинг – понятие, впервые введенное нами в психолого-педагогическую практику в 1999 году. Это виртуальная технология практического и теоретического обучения студента, слушателя дисциплинам направления, специальности, специализации профессиональной подготовки по программам высшего профессионального образования образовательного учреждения, основанная на использовании электронных виртуальных эффектов, баз данных, виртуальных классов и библиотек учебной литературы, деятельности виртуальных тренеров (преподавателей, производящих тренинг посредством психотронных воздействий на обучаемого через информационные сети). Это перспективная технология не только тренингового, но и практического обучения XXI века.

Одним из принципов нового направления развития военной науки - «интегративная подготовка военных кадров» является использование высоких гуманитарных и социальных технологий, обеспечивающих сборку и разборку социального субъекта.

По специальному заказу для Военно-космических сил, Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, Ленинградской Военно-морской Базы автором были разработаны автоматизированные методики диагностики и коррекции психофизиологического состояния «Педагогический дневник» (1998), «Автоматизированное рабочее место психолога» (1998), «Автоматизированное рабочее место военного суицидолога» (1999), «Мой врач» (2000), «Мой психолог» (2001), «Виртуальная клиника» (2001), «Виртуальный бизнес-тренинг» (2001) для психофизиологической диагностики и коррекции неврозов; психозов; психосоматических заболеваний: соматизированной депрессии, головной боли, головокружения, невралгий, кардиалгий, расстройств сердечного ритма, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, сосудистой дистонии, псевдоревматизма, одышки, функциональных нарушений органов брюшной полости, дизурии, потенции, сексуальных расстройств, дерматологической ипохондрии, суицидальных состояний, наркоманий, токсикоманий, алкоголизма.

Следует отметить, что применение автоматизированной системы «Виртуальный тренинг» показано в практическом обучении не только представителей силовых структур и ведомств РФ, но и представителей других специальностей.

Заключение

Как свидетельствует наш опыт работы, только комплексный подход к обучению и воспитанию у заинтересованных специалистов (командиров и начальников, представителей широкого круга специальностей, при ключевой роли командира, подготовленного по вопросам технологий двойного назначения, позволит эффективно решать военно-профессиональные задачи строительства и развития армии России.

Решение проблем комплексной подготовки специалистов, в ключе разработанной методологии, позволит, по нашему мнению, поднять престиж военного образования России на качественно новый уровень.

УДК 37 с
ББК 74.58

В статье рассмотрены основные проблемы высшего военного образования в России, проанализировано влияние военной реформы на военное образование и определены перспективы его развития.

Ключевые слова: военная реформа , Вооруженные Силы РФ , высшее военное образование .

Система военного образования является неотъемлемой составляющей военной организации и государства в целом. От нее в значительной степени зависит, насколько укомплектованы офицерами Вооруженные Силы РФ. Состояние их профес-сионального уровня и качества подготовки существенно влияют на боеготовность Вооруженных Сил.

На функционирование системы подготовки офицерских кадров, комплектования, нормативного правового регулирования прохождения военной службы данной категории военнослужащих значительное влияние оказывают изменения, проис-ходящие в последние пятнадцать лет в обществе, обусловленные распадом Союза, сокращение в связи с этим численности Вооруженных Сил, переход экономики страны к рыночным отношениям и другие события.

Высшему военному образованию присущи определенные проблемы. Они носят комплексный межотраслевой характер и вызваны рядом причин. Например, такие, как: несовершенно действующего законодательства, значительное снижение статуса офицера, сокращение расходов на содержание военных вузов, отсутствие должной координации в управлении военным образованием на межведомственном уровне и др.

Как результат - снижение качества подготовки офицеров, которое во многом обусловлено изменениями в социально-экономической сфере всего государства и армии в частности. За последнее десятилетие в результате снижения расходов федерального бюджета на оборону военным вузам выделялось не более 30-50 % текущих потребностей . Практически отсутствовало финансирование развития информатизации вузов, прекратилась модернизация учебно-материальной базы.

Другая не менее острая проблема - это рост некомплекта офицеров в войсках, особенно на первичных должностях. Военно-учебные заведения не в состоянии компенсировать ежегодную убыль офицерского состава.

Несоответствие производства военного образования современным требованиям Воору-женных Сил РФ и потребностей личности заставило заговорить о модернизации, реформировании системы военного образования.

Повышение эффективности функционирования системы военного образования отнесено Военной доктриной Российской Федерации к числу основных направлений развития военной организации государства. Исходя из этого, реформирование военного образования рассматривается как одно из важнейших направлений проводимой в стране военной реформы .

Вместе с тем военная реформа - это определенный момент или этап военного строи-тельства, который связан с радикальными изменениями внешних для армии условий, чаще всего геополитических и внутриполитических; с интересами не только военнослужащих, но и всего общества. .

В рамках проводимой военной реформы военное образование также претерпевает определенную модернизацию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года была утверждена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», основная цель которой заключается в оптимизации структуры и содержания подготовки военных специалистов к выполнению предстоящих должностных обязанностей. Предлагается решить следующие задачи: создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил и других войск в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку .

В октябре-декабре 2007 года автором был проведен социологический опрос профессорско-преподавательского состава вузов, готовящих офи-церские кадры для Вооруженных Сил РФ. В опросе приняли участие 25 вузов Приволжско-Уральского, Московского, Дальневосточного военных округов. Объем выборки - 385 респондента, в том числе 30 % преподавателей, доцентов 6,3 %, профессоров 2,5 %, начальников цикла 11,6 %, начальников учебных частей 5,6 %,начальников кафедр 35,6 %, начальников факультетов и их заместителей 3,8 %. Из всех опрошенных 39,2 % являются кандидатами наук, 4,6 % - доктора наук. Кроме того, в качестве экспертов выступили сотрудники главкоматов Министерства обороны РФ, занимающиеся вопросами военного образования.

Цель опроса - изучение проходящей в настоящее время реформы военного образования, так сказать, изнутри, глазами профессорско-преподавательского состава.

В нашем государстве отсутствует единая стратегия национальной безопасности. Вооруженные Силы потеряли ведущие позиции по обеспечению национальной безопасности, в сознании общества закрепились пацифистские идеи об отсутствии военной угрозы нашей стране. Если это никому не нужно, то это не может быть престижным. Определенный процент выпускников военных вузов отдают предпочтение службе в органах госбезопасности и правоохранительных структурах не только в связи с большим денежным довольствием, наличием неформальных возможностей, но и по причине более высокой общественной значимости данных видов милитаризированной службы по сравнению со службой в Вооруженных Силах РФ.

Существующая нормативно-правововая база, регулирующая функционирование системы военного образования не проработана так считают 44 % респондентов. Эксперты также отмечают недостаточную разработанность нормативно-правовой базы (мнение 100 % опрошенных).

В целом в период проводимой реформы реально увеличилось поступление денежных средств в учебные заведения, готовящие офицеров, по сравнению с периодом до 2003 года (50 % респондентов). По сравнению с недофинансированием в 90-е годы, налицо явное увеличение финансирования, но оно не обеспечивает реальное удовлетворение потребностей вузов, таких как обновление материально-технической базы, закупка новых тренажеров, приобретение новых наставлений и пособий.

Используются выделяемые на военное образование денежные средства по-прежнему не эффективно (55 % респондентов). Мнение экспертов разделилось: 50 % считают, что эффективность использования средств не изменилась, а 50 % затруднилось с ответом. О состоянии материально-технической базы и обеспеченности вузов средствами обучения свидетельствует таблица 1.

Обеспечение вузов современным оборудованием, литературой и образцами вооружения - процесс дорогостоящий и не может быть решен в одночасье, но продолжать готовить военных специалистов на устаревшей материальной базе, в то время когда в войска пошла новая техника, не то что не эффективно, не интересно для обучаемых, а просто, мягко говоря, не дальновидно.

Экономические трудности с недостаточным финансированием российская система образования преодолела в основном благодаря введению платных образовательных услуг населению. Система военного образования также могла бы решить часть своих проблем, если бы находила альтернативные источники финансирования. Определенные сдвиги в этом направлении происходят. Так 53 % опрошенных ответили, что их вуз оказывает платные образовательные услуги населению. Но доля внебюджетных поступлений не значительна в сравнении с государственными ассигнованиями и не может покрывать затраты на техническое перевооружение вузов, приобретение пособий и прочего. Данный источник поступления материальных средств необходимо использовать для решения проблем, связанных с мотивацией преподавательской деятельности и стимулированием научно-методической работы. Возможность самостоятельных заработков военных вузов необходимо оформить в виде нормативно-правового акта, где указать, какими именно видами платной деятельности может заниматься военный вуз, чтобы эта деятельность не противоречила современному законодательству и вопросам национальной безопасности. К тому же данный вид деятельности подстегнет к качественному развитию методик преподавания, в том числе использование информационных технологий.

Актуализировалась проблема подготовки в военных вузах специалистов двойного назначения. Сейчас в военных вузах выдают диплом, в котором указана как военная специальность, так и гражданская. При совпадении профиля гражданского и военного особых проблем не возникает (32,5 %). В некоторых случаях не хватает часов на гражданские предметы (мнение 21,8 % респондентов). Но в некоторых случаях подготовка специалистов идет с нехваткой часов на военные специальные предметы, так ответили 49,6 % респондентов. Таким образом, получается, что система военного образования признает тот факт, что ее выпускники не будут связаны с армией всю свою жизнь, и готовит в своих стенах специалистов для гражданских отраслей в ущерб собственным интересам.

То есть реально подготовить специалиста двойного назначения без ущерба для военной или гражданской составляющей удается редко. Значит,при несовпадении профилей обучения должен увеличиться срок учебы, что не находит отражения на практике. Да и срок обучения не может быть безграничным, к тому же затраты на обучение при несовпадении профилей значительно возрастают, поэтому во многих вузах присвоение гражданской специальности происходит формально. Сделано это чисто бюрократическим путем, т.е. Министерство обороны добилось от Министерства образования и науки признания общероссийского стандарта.

Получается, что система военного образования признает тот факт, что ее выпускники не будут связаны с армией всю свою жизнь, и готовит в своих стенах специалистов для гражданских отраслей в ущерб собственным интересам.

Главной причиной утечки кадров из Вооруженных Сил РФ являются, по мнению респондентов, слабые социальные гарантии (89 %), отсутствие одобрения со стороны общества (50 %). В настоящее время главным для военнослужащих становится материальное благополучие (69 %), решение проблем обеспечения жильем (50 %). Вызывает обеспокоенность среди профессорско-преподавательского состава слабая социальная защищенность всех категорий военнослужащих со стороны государства (59 %).

Значительное ослабление влияния культурных ценностей и недостаточная материальная составляющая в мотивации службы офицера делают результаты деятельности системы военного образования и государственного управления в этой отрасли образования в целом недостаточно эффективными.

Подводя итог проводимой в настоящее время реформы системы военного образования, можно утверждать, что значительная часть выпускников военных вузов и офицеров по-прежнему не желают связывать свою судьбу с армией на всю жизнь. Происходит перетекание кадров в те сферы деятельности, где не только лучше платят, но и есть уважение со стороны общества (ФСБ, МВД, МЧС и др.). То есть выпускники военных вузов востребованы в других министерствах и ведомствах, так что говорить о полной неспособности военной системы образования нецелесообразно.

Вместе с тем прослеживается ряд серьезных проблем. Техническое перевооружение вузов, готовящих офицерские кадры, оставляет желать лучшего. Явно высвечивается проблема использования в образовательном процессе информационных технологий обучения.

Главная проблема кроется в отсутствии четкой политики строительства Вооруженных Сил РФ и определение в ней места и значения системы военного образования.

Кроме того, причиной некомплекта офицерских должностей является остающийся низким социальный и материальный уровень всех категорий военнослужащих. Своим социальным и материальным положением озабочен и профессорско-преподавательский состав вузов, готовящий офицерские кадры. Наиболее квалифицированные кадры продолжают «вымываться» из системы военного образования. Государственных мер, направленных на закрепление и мотивацию научной и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава, явно недостаточно.

Литература

  1. Гриднев Д.А. Государственное управление реформой военного образования // Социальные проблемы современного российского общества: региональный аспект: Материалы Всероссийской конференции «XVII Уральские социологические чтения» / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, Г.Е. Зборовского, В.Т. Шапко. Т. II. Екатеринбург, 2008.
  2. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. 2004. № 4.
  3. Лазукин В.Ф., Ботнев А.К. К вопросу о многоуровневой подготовке военных специалистов // Военная мысль. 2007. № 7.
  4. Шерпаев В.И. Военная политика современной России. - Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2007.

Bibliography

  1. Gridnev D.A. Public management of the military education reform // Social problems of the contemporary Russian society: regional aspect. Materials of the All-Russia conference «XVIIth Ural readings on sociology» / Editied by U.R. Vishnevsky, G.E. Zborovsky,
    V.T. Shapko. V. II. Ekaterinburg, 2008.
  2. Yevdokimov K.V., Berkin D.V. On improving the system of military education in Russia // Innovations in education. 2004. № 4.
  3. Lazukin V.F., Botnev A.K. On multi-level training of military experts // Military thought. 2007. № 7.

The development of the higher military education: problems and perspectives

The article considers main problems of the higher military education in Russia, the effect of the military reform on military education is analysed and its development perspectives are defined.

Key words:

2. The federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation" (2013), publishing house "Normatika", Novosibirsk.

3. Yadov, V.A. (1979), Self-control and forecasting of social behavior of the personality, Science, Leningrad.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.10.2014.

САМООБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Людмила Николаевна Бережнова, доктор педагогических наук, профессор, Максим Михайлович Гупалов, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

(СПВИ ВВ МВД РФ)

Аннотация

В статье раскрываются объективные причины необходимости самообразования в период получения профессионального образования. Акцентировано внимание на понятии образовательной среды как специфической форме педагогической практики, направленной на организацию поддерживающих развитие человека условий и предоставлении возможности для решения важных образовательных задач. Условия самообразования курсантов в образовательной среде военного вуза способствуют реализации функции педагогической поддержки.

Ключевые слова: самообразование, образовательная среда военного вуза, системный анализ, негативные факторы для самообразования.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p181-185

SELF-EDUCATION OF THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MILITARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS AND

WAYS OF THEIR SOLUTION

Lyudmila Nikolaevna Berezhnova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maxim Mikhailovich Gupalov, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg Military Institute of Russian Interior Forces of Ministry of Internal Affairs

The article reveals the objective reasons for the necessity in self-education during the professional education. It focuses on the concept of the educational environment as a specific form of the pedagogical practices aimed at the organization of the conditions, supporting the human development, and providing the opportunities for solving the important educational tasks. The conditions of self-education of students in the educational environment of the military institution contribute to the implementation of the function of pedagogical support.

Keywords: self-education, educational environment of the military institution, systems analysis, negative factors for self-education.

Новым направлением индивидуализации образования становится автономное образование. Автономное образование - это реальная возможность для обучающихся любого возраста, без ущерба качества знаний значительно сократить время обучения, а также продолжить его в любое время по необходимости приобретения новых знаний. Эта новая тенденция характеризуется увеличивающейся степенью самостоятельности обучающихся, возрастанием значения самообразования.

Необходимость самообразования диктуется объективными причинами:

Актуализация проблемы образования человека обусловлена политическими, социокультурными и демографическими изменениями в мире, которые обостряют центральную проблему - проблему востребованности новых знаний для выживания и активной жизнедеятельности человека;

В условиях резкого увеличения потока информации и расширения контактов между людьми требуются дополнительные, более глубокие предметные и общие фоновые знания, чтобы хорошо ориентироваться в стремительно изменяющемся мире и соответствующе реагировать на изменения;

Обществу требуются высококвалифицированные грамотные специалисты с постоянно обновляющимися знаниями, умеющие выдерживать условия жесткой конкуренции.

Неизмеримо возросший объем знаний способствует изменению всей технологической базы разных сфер деятельности, началу нового этапа в истории мировой цивилизации - развитию информационного общества. Информационным называют общество, в котором обеспечивается легкий и свободный доступ к информации по всему миру, где основным предметом труда большей части людей является информация и знание, а орудием труда - информационно-коммуникативные технологии. Ввиду того, что основным видом деятельности членов информационного общества является работа с информацией, самообразование в нем обретает статус ведущего вида деятельности.

Одна из важнейших особенностей информационного общества заключается в установлении новой формы социальных отношений, суть которой заключается в необходимости людей «думать вместе и действовать сообща». Это новое явление называют «Коллективным интеллектом», под которым понимается система, объединяющая людей информационными связями, благодаря чему им становятся доступными общие знания, а модели и технологии самообразования имеют характерные особенности.

В информационном обществе модели самообразования обретают статус автономного образования (экстернат, дистанционное), в которых преобладают тренинговые, интерактивные, информационно-коммуникативные и информационно-компьютерные технологии самообразования. Однако их содержание далеко от специфических педагогических целей. К образованию эти технологии имеют то отношение, что используются лишь в той мере, чтобы обеспечить достижение педагогических целей, но не как самоцель. Независимо от сферы применения, это технологии сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. Для системы образования важны педагогические технологии автономного обучения средствами информационных и коммуникационных технологий со специальными методами их применения и сопровождения индивидуальной траектории достижений обучающегося .

Самостоятельная работа и самообразование применимы в условиях любой образовательной среды и в рамках любого образовательного учреждения. К самостоятельному получению знаний можно обращаться на любых уровнях обучения и независимо от возрастной категории учащихся. Данная позиция позволяет осуществить поиск решения проблемы самообразования курсантов в образовательной среде военного вуза. Образовательная среда военного вуза имеет качественное отличие от других сред и представляет собой «... комплекс социально-педагогических обстоятельств, условий, кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличие правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений, оказывающих прямое или опосредованное влияние на развитие личности курсанта, на его вхождение в военную корпоративную культуру в результате решения задач жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания» .

В наших работах уточнено понятие образовательной среды с учетом того, что образовательная среда имеет относительные границы (образовательного учреждения, района, региона и т.п.). Мы исходили из того, что образовательная среда - это функциональное и пространственное объединение субъектов образовательной деятельности с их внутренним миром и ближайшим окружением значимых людей, материальных и природных условий, между которыми устанавливаются организационные связи. Образовательная среда - есть специфическая форма педагогической практики, направленная на

организацию поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности (например, самореализации в конкретной деятельности) и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире. Определенные условия при этом реализуют современную социальную функцию образования - функцию педагогической поддержки развития человека. Стратегии междисциплинарности в образовательной среде военного вуза рассматриваются условиями самообразования курсантов .

Общий подход к решению проблемы самообразования курсантов военного вуза может быть представлен как повторяющийся цикл системного анализа (декомпозиция, анализ и синтез) (рисунок 1). В ходе реализации решений и планов осуществляется оценка степени снятия проблемы практики и анализ новых возможностей образовательной среды. При таком представлении цикла становится очевидным: образовательная среда и системный анализ её функционирования в военном вузе есть средство решения проблемы самообразования курсантов.

Оценка снятия проблемы - практики

Рис.1. Повторяющийся цикл системного анализа образовательной среды военного вуза

Основное противоречие указывает на то, что сложившаяся система обучения в военном вузе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения условий проектирования и включения курсантов в эту деятельность, повышения уровня общегуманитарной подготовки будущих офицеров. Работа с проектами должна занимать особое место в образовательной среде военного вуза, позволяя курсанту приобретать более глубокие знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это станет возможным потому, что курсант сам будет делать свой выбор и проявлять инициативу. Важной следует считать работу по изучению факторов, которые ограничивают развитие навыков самостоятельной работы и возможности самообразования курсантов в военном вузе. В Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России выявлены три значимых фактора, мешающие самостоятельной образовательной деятельности курсантов (таблица 1).

Для снижения влияния фактора «Личностно-социальные особенности образовательной среды» необходимы дифференцированный и индивидуальный подходы в работе с курсантами при проектировании условий самообразования.

Для устранения фактора «Ограничение возможностей планирования курсантами самостоятельной работы» необходимо активизировать педагогическую поддержку в образовательной среде военного вуза.

Фактор «Отсутствие технологичных форм содействия самообразованию курсантов» обозначает отдельную проблему практики, на которую следует обратить особое внимание: условия образовательной среды военного вуза должны предполагать наличие различных источников получения информации для самообразования.

Таблица 1

Характеристика негативных факторов для самообразования курсантов

в образовательной среде военного вуза

Факторы Признаки, раскрывающие факторы

1. Личностно-социальные особенности образовательной среды Неумение и стеснение демонстрировать свои знания. Отсутствие заинтересованности у преподавателя в работе с курсантом. Трудности социального взаимодействия. Неопределенность жизненных планов.

2. Ограничение возможностей планирования курсантами самостоятельной работы Недостаток времени для самостоятельной работы. Большая загруженность служебными обязанностями.

3. Отсутствие технологичных форм содействия самообразованию курсантов Ограниченные возможности доступа к различным источникам информации.

Указанные пути устранения причин, мешающих самостоятельной образовательной деятельности курсантов (или снижения их влияния), обусловили следующий шаг в направлении совершенствования индивидуальной работы в кружках военно-научного общества курсантов. Была разработана поэтапная педагогическая поддержка самообразования курсантов в логике проектной и научно-исследовательской работы курсантов (таблица 2).

Таблица 2

Педагогическая поддержка самообразования курсантов_

Этапы деятельности курсантов Формы поддержки

Постановка проблемы, выбор темы Занятие с руководителями научных кружков

Выдвижение путей работы над проектом. Планирование деятельности по реализации проекта. Обсуждение и выбор возможных форм представления продукта Занятие с руководителями научных кружков

Подготовка продукта Сбор информации Внеаудиторная самостоятельная работа курсантов

Структурирование собранной информации Занятие с руководителями научных кружков

Работа над созданием из собранной информации конечного продукта Самостоятельная работа курсантов

Оформление продукта. Подготовка презентации Занятие с руководителями научных кружков

Презентация. Самооценка и самоанализ Конференция, обсуждение

Рефлексия на методы самообразования, приобретенные навыки самообразования Обсуждение с организаторами проекта

На протяжении всей работы над проектами преподаватели консультировали курсантов. Занятия по разработке проекта строились на сочетании групповой и индивидуальной работе. По результатам опроса, проведенного среди курсантов, участвовавших в апробировании педагогических средств включения их в проектную деятельность, все считают, что данная работа имеет для них большую практическую ценность и помогает им в приобретении навыков самообразования. По сути, снижение влияния факторов, ограничивающих самообразование курсантов, заключено в реализации преподавателями функций содействия и поддержки в образовательной среде военного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова, Л.Н. Полиэтническая образовательная среда: монография / Л.Н. Бережнова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 203 с.

2. Бережнова, Л.Н. Стратегии междисциплинарности в военном вузе как условие самообразования курсантов / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов, В.Ю. Новожилов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 4. - № 56. - С. 173-178.

3. Межуев, А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза укурсантов младших курсов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Межуев Александр Владимирович. - Астрахань, 2008. - 22 с.

4. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование: монография / под общ. ред. проф. Л.Н. Бережновой; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 451 с.

1. Berezhnova, L.N. (2003), Multiethnic educational environment: monograph, publishing house of Herzen University, St. Petersburg.

2. Berezhnova, L.N., Gupalov M.M., Novozhilov, V.Yu. (2012), "Strategy of interdisciplinary in military higher education institution as a condition of self-education of cadets", Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, Vol. 4, No. 56, pp. 173-178.

3. Mezhuyev, A.V. (2008), Formation of readiness for activity to the in education circle of the military of higher education institution of cadets of younger courses, dissertation, Astrakhan.

4. Ed. Berezhnova L.N. (2008), Education of the person in polycultural society: interdisciplinary research: monograph, publishing house of Herzen University, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.10.2014.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Антонина Николаевна Бражникова, кандидат психологических наук, доцент,

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (БГУ им. И.Г. Петровского)

Аннотация

В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что как высшая инстанция психологической организации жизни и деятельности человека обладает сложным и многогранным содержанием, а учебная мотивация студентов как обязательный компонент учебно-профессиональной деятельности, несет в себе определенное нравственное содержание. Установлена факторная структура взаимосвязи нравственности и учебной мотивации студентов, доминирующим фактором которой выступает «нравственность».

Ключевые слова: нравственность, нравственно-психологические отношения личности, ценности, учебная мотивация, студенты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p185-191

CORRELATION OF MORAL AND EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS

Antonina Nikolaevna Brazhnikova, the candidate of psychological science, senior lecturer,

Bryansk State University

As a result of the theoretical and empirical research it has been shown that as the highest instance of the psychological organization of life and human activity has complex and multi-faceted content and learning motivation of the students as a compulsory component of teaching and professional activity carries certain moral content. The factor structure of correlation of morality and learning motivation of the students has been established, the dominant factor of it is "morality."

Keywords: morality, moral and psychological relationship of personality, values, learning motivation, students.

Нравственный кризис современного общества, сопровождающийся глобальными социально-экономическими, политическими потрясениями, следствием которых является