Вставить пропущенные буквы чередующиеся гласные. Упражнение на написание согласных

В пионерском лагере

На охоте

Упражнение на написание согласных

· Ерофеич

Упражнение на написание гласных после шипящих и Ц

· На помощь колхозу

· Чопорный черт

Упражнение на написание гласных и согласных в приставках

Задание 1

Задание 2

Упражнение на написание приставок ПРЕ и ПРИ Пескарь Предприниматель Президент

Упражнение на правописание Ъ и Ь

· Протодьяконша

Упражнение на написание Н и НН во всех частях речи

· Именинник

· Свадьба

Упражнение на написание частиц Не и НИ

Дожди

Упражнение на написание предлогов и союзов

Задание 1

Задание 2

Итого: 16 текстов

Задания по пунктуации

Тире между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

5. Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных приложениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

Знаки препинания в сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Итого: 10 текстов

Упражнение на написание чередующихся гласных в корне слова

Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни, в которых гласные чередуются, обозначьте условия выбора гласной (ударение, наличие суффикса, значение, последующий согласный)

В пионерском лагере

З..ря разг..ралась. Лучи со..нца к..снулись верхушек деревьев, поз..лотили бл..стящую поверхность озера и пр..никли в спальню к р..б..тишкам. Высоко над домом разв..вается красный флаг. Скоро под..ем. По звуку горна ю..ые спортсмены быстро подн..маются и, зас..лав а..уратно п..стели, выб..гают на зарядку. Младшие р..б..тишки еще н.. умеют самостоятельно заст..лать свои п..стельки и делают это под наблюдением в..жатой.

На сп..ртивной пл..щадке, п..строившись (по) росту (в) ряд (по) трое и подр..внявшись, ребята застывают по команде «смирно!». Через минуту в воздухе м..лькают заг..релые руки, и стриже..ые (на)голо р..б..тишки накл..няются, к..саясь земли кончиками пальцев. После зарядки они (в)ра..ыпную бегут к озеру, ..глашая его берега звонким смехом.



Малыши, (не) умеющие пл..вать, плещутся у берега. (Не)сколько ребят во главе с Юрой, знаменитым лагерным пл..вцом, направились к пл..вучему мостику.

После купания хорошо ра..т..реться м..хнатым п..л..тенцем. Ежедневная зарядка и обт..рание х..лодной водой укр..пляют и зак..ляют здоровье. А какой а..етит разв..вается после купания! Ребята с уд..вольствием упл..тают..ладьи, м..кая их в см..тану. Перед ст..ловой д..рожки выр..вне..ы и п..сыпа..ы п..ском, б..льшая клумба пр..дставляет собой иску..ное соч..тание цветов. За цв..тником ра..п..л..жился опытный участок, на котором ю..аты выр..стили (до)селе (не)извес..ные породы овощей. Ребята пр..кл..няются перед иску..твом садовника и соб..раются посв..тить себя садоводству. Но Павел Петрович – это (не) только садовник, но и вз..скательный п..дагог. Без..нициативным и равнодушным ребятам нет места. Перед ужином мальчики и девочки с большим уд..вольствием танцуют и поют под а..мпан..мент баяна.

Упражнение на чередующиеся гласные в корне слова

Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни, в которых гласные чередуются, обозначьте условия выборы гласной (ударение, наличие суффикса, значение, последующий согласный).

На охоте

Мы предпол…гаем с..браться в дорогу до з…ри и ра…ч… тываем быть на месте заблаговременно. Петю нам пр..дется зап… реть одного дома в наказании.. за то, что вчера вечером он выск… чил на озеро и пустился кататься на к.. ньках по (не)окрепшему льду. Но так как пл..вец он плохой, то ему с трудом пр..шлось доб…раться до пл…вучего мостика, где его ож..дали ум…рающие от страха т.. варищи. Вместо пров..нившегося Пети с нами пойдет Р…стислав, пр..ехавший (не)давно из Р..стова. Он мечтает сотв..рить что(то) (не)обыкнове..ое и запом..нающееся. Как только ему стало извес..но, что мы соб…раемся охотит..ся, он (не)медле..о пр..ск..кал к нам.

С зам..рающим сер.. цем мы проб..рались в своей (не)пром… каемой одежде по мелкой пор.. сли березн..ка, учитывая, что зайцы пр..дпоч..тают листве..ые леса только ра..ей осенью, а теперь они должны зал..гать в мо..евеловых зар..слях или ельниках.



Настоящий охотник не лезет в чащу, выб..рает или д..рожки, или прогалинки и проселки. А самый верный расч..т – подст..речь зайчишку на пересечении.. дорог.

На востоке заг..ралась поз..няя з..ря, день был бе..ветре..ый, ветви деревьев бл…стали ин..ем. Оз..ренный розовыми лучами снег в соч..тани.. с (акварельно)голубым небом казался сказочным убором зимней природы. (Не)даром вп..чатления природы волнуют писателей. Они испытывают великую радость пр..общения к этой (ни) (с) чем (не) ср..внимой красоте.

Чередования гласных в корне

Тексты для тренировочных упражнений.

  1. Выборочный диктант (выписать слова с чередованием в корнях, обозначить орфограмму).

Утро. Еще совсем темно. Я вижу сладкий сон. Как будто мы с мамой и папой идем по прекрасной долине и расположились на отдых. Красота вокруг такая, что я от восторга слагаю стихи. Вдруг легкое прикосновение нарушает чудесный сон. Мама будит меня со словами: «Вставай, ведь ты вчера не сложил вещи в портфель. Я и не предполагала, что ты такой забывчивый». Я встаю в ужасном расположении духа. Еще бы, ведь вчера не успел выучить параграф про имя прилагательное, а только сделал примеры на сложение.

  1. Хомяки – очень чистоплотные зверьки. Спальня и кладовая у них всегда располагаются в одном и том же месте, а туалет в другом. Едят они растительную пищу: зерна, овощи, фрукты. Иногда пьют и молоко. Гнездышко они делают так: сгребают опилки, сено, бумагу в одну кучку, в середине которой раскапывают ямку.
  1. Мы решили завести хомяка. Прежде всего надо было приготовить питомцу жилище. Мы постелили на дно клетки бумагу, насыпали опилок, а в кормушку зерен.

Оказавшись в новом месте, хомячок не прикоснулся к еде. Сперва он осмотрелся, обошел и обнюхал клетку. Потом остановился, замер и начал умываться, потирая лапками мордочку. Только после этого зверек приблизился к корму и стал набирать его за щеки. Он набил преогромные мешки. Вид у него был презабавный. Весь корм зверек высыпал в уголок. А потом стал располагаться на ночлег. Он мелко нарвал бумагу. Сгреб опилки и сделал холмик. Раскопав серединку, хомяк улегся туда и уснул.

Наш питомец оказался самочкой. Мы назвали ее Хомита.

  1. Задание: списать текст, обозначив орфограмму в корнях с чередованием гласных А-О и Е-И.

Что я делаю вечером

Вечером я соберу все тетради и учебники в портфель. Теперь можно расположиться у телевизора и наслаждаться блестящей игрой актеров. Внимание! Начинается фильм.

Загорелый юноша продирается сквозь заросли тропических растений. Он быстро и ловко, как обезьяна, забирается на дерево и замирает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выращенный волками.

Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сжимая в руке блистающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.

Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не вытеревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расстелила мама. Едва коснувшись подушки, засыпаю.

Вариант того же текста для осложненного списывания.

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм.

Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана.

Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.


МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.Л.Яценко» Красногвардейского района Белгородской области

Карточки по русскому языку в 6 классе по теме

«Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Учитель русского языка и литературы

Кубрак Н.А., 2015

Карточки по русскому языку

Тема урока «Правописание чередующихся гласных в корне слова» 6 класс

Карточка№1 .

Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень и условия выбора.

Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, вым_кший под дождем, ур_внять в правах, соч_тание звуков, непром_каемый тент, р_весник века, вьющееся р_стение, зам_реть от восторга, разж_гать вражду.

Карточка№2 .

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, выр_щенный р_сток, прот_реть окна.

Карточка№3

Спишите текст, выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм

Ира очень ак(к)уратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

Чтобы выполнить правильно задание, нужно знать условия написания чередующихся гласных в корне, так как данные корни нельзя пытаться проверить ударной позицией, а также необходимо помнить про слова- исключения.

Ответы:

Карточка №1.

Прила гаемые, прико сновение, бли стающий, вымок ший, ура внять, соче тание звуков, непромо каемый, ро весник, ра стение, заме реть, разжи гать.

Карточка №2.

Располо житься, соби раться, засте лить, прила гаемые, бли стать, уби рать, упи раться, ко снуться, изло жение, обжи гать, ро стовщик, выте реть, расти рать, выра щенный ро сток, проте реть.

Карточка №3.

Акк уратная, уби рает, отди рает, сти рает, запи рает, засти лает, зажи гает, бле стит, не счи тается, уми рает, убе рет, отде рет, запе реть, засте лить, проте реть, бле стело, не уме р бы.

Критерии оценки:

«5»- нет ошибок;

«4»- 1-2 ошибки;

«3»- 3-4 ошибки;

«2»- 5 и более ошибок

Используемая литература:

1.Дейкина, А.Д., Раздаточные материалы по русскому языку. 6кл. [Текст]: учебное пособие / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- 2-е изд.стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-137 с.- (Раздаточные материалы).-ISBN-978-5-358-02056-6

2.Ромашина, Н.Ф., Русский язык. 5-9 классы [Текст]: тесты и проверочные работы для текущего и обобщающего контроля/ Н.Ф. Ромашина.- Волгоград: Учитель, 2008.- 113с.- ISBN-978-5-7057-1327-1