Как хорошо ты о море ночное настроение. Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Ф

Стихотворная работа Федора Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное …» имеет несколько версий. После первой редакции данной работы в газете «День», автор был очень недоволен, ведь его стихотворный шедевр был массово видоизменен и не похож на оригинал. Поэтому, он отдает свою работу в другой журнал, именно со страниц которого и становится известно данное литературное творение.

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное … » было написано после тяжкой утраты, потери близкого человека – возлюбленной Денисьевой Елены. У Федора Тютчева и Елены Александровны был настоящий, пылкий роман, который продолжался на протяжении многих лет. И вот, 1864 год стал последним для женщины. Она умирает, и это событие просто убивает внутренний мир автора. Он страдал, боль ранила его душу. Поэт постоянно искал собеседников, чтобы разделить горечь утраты, чтобы поговорить о Елене Денисьевой. Именно ее он сравнивает с морской волной. Именно поэтому, в стихотворных строках он обращается к ночному морю на «ты».

Свою творческую работу автор разделил на две части. Первая часть посвящена прекрасным морским пейзажам. Тютчев обожал, боготворил все природные явления, поэтому, совершенно спокойно одушевлял, олицетворял их. В строках перед читателем море дышит, море ходит, звезды глядят.

Вторая часть стихотворения небольшая, она состоит из нескольких срок. В ней читатель наблюдает за ощущениями, чувствами лирического героя. Он мечтает слиться с морскими пейзажами, погрузиться в природу.

В своих творческих шедеврах, Федор Тютчев всячески пытался признаться в любви природе, он был в восторге от ее красот, от ее уникальности и непревзойденности. Автор одинаково восхищался и заснеженными лугами, и теплыми июльскими ночами, и просторными мартовскими равнинами. Именно в такие моменты, поэт использовал слова восторга, слова умиления. И читатель имеет возможность прочувствовать все эмоции, все переживания автора при помощи его великолепных творческих работ.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..."
Федор Иванович Тютчев! Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей мелодичностью, тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений написал этот замечательный поэт! Он умел видеть и ощущать то, чего не смог бы сделать человек непоэтической души, лишенный творческого начала. Стихотворение "Как хорошо ты, о море ночное..." иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира, да, именно мира, ведь для поэта природа-это особое пространство, не доступное простому разуму, в нем существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:
В лунном сиянии словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
Поэт понимал потаенный язык природы, в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему."Грохот и гром"-только вслушайтесь: благодаря аллитерации на гремящие звуки мы можем действительно услышать этот, похожий на раскат грома, шум. Море поэт представлял также в слиянии, казалось бы, совершенно несочитаемых красок:"здесь лучезарно, там сизо-темно "или "тусклым сияньем облитое море".Происходит как бы наложение оттенков, тонов, как в акварельной технике. Это, несомненно, свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством, динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность- природа, как живое существо, чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора...
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Поэт дважды называет морскую стихию "зыбью"-в ней и несказанный простор, и бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных,и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними. Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины,и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму. Для меня Ф.И.Тютчев - один из гениальнейших поэтов-философов и просто - человек необычайной душевной красоты.

Федор Иванович Тютчев! Как много это имя значит для русской поэзии! Сколько удивительных, прекрасных своей мелодичностью, тонкостью мысли и лирической кроткостью стихотворений написал этот замечательный поэт! Он умел видеть и ощущать то, чего не смог бы сделать человек непоэтической души, лишенный творческого начала. Стихотворение "Как хорошо ты, о море ночное..." иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира, да, именно мира, ведь для поэта природа-это особое пространство, не доступное простому разуму, в нем существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:

В лунном сиянии словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

Поэт понимал потаенный язык природы, в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему."Грохот и гром"-только вслушайтесь: благодаря аллитерации на гремящие звуки мы можем действительно услышать этот, похожий на раскат грома, шум. Море поэт представлял также в слиянии, казалось бы, совершенно несочитаемых красок:"здесь лучезарно, там сизо-темно "или "тусклым сияньем облитое море".Происходит как бы наложение оттенков, тонов, как в акварельной технике. Это, несомненно, свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством, динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность - природа, как живое существо, чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора...

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию "зыбью"-в ней и несказанный простор, и бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними. Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму. Для меня Ф. И.Тютчев - один из гениальнейших поэтов-философов и просто - человек необычайной душевной красоты.

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ «чистых» лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию.

Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный «спор с веком».

Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этого выдающегося лирика свидетельствует о его гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа его поэтического дарования. Она манила к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Тютчева стали любовь, природа, философское осмысление жизни.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением поэта. Его пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах.

Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...

Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, «растворение в изначальном хаосе». Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Его восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости.

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великому поэту? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева все также свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» (восприятие, истолкование, оценка)

Поэзию Ф. И. Тютчева принято называть философской. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. В каждый данный момент он ощущает не только своё ограниченное временем, пространством существование, но и всемирную, божественную жизнь природы вообще. Поэт уверен, что рационалистическое мышление не может проникнуть в тайны мироздания и душевной жизни человека, что эти тайны могут быть открыты непосредственному чувству и созерцанию.

Лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» живёт по таким законам: он вслушивается в движение своей души и природы. В явлениях окруясающего мира герой ищет отклик на свои переживания. Это неудивительно, ведь жизнь природы так напоминает человеческую судьбу своими переменами и волнениями. Кажется, будто некая таинственная стихия управляет вечным движением мира. В стихотворении она воплощается в волнении моря. Лирического героя восхищают те моменты жизни природы, когда с наибольшей выразительностью проявляются стихийные силы.

Стихотворение является выразительным обращением лирического героя к морской стихии. Его проницательный взгляд направлен на движение и блеск моря. Образ свободной стихии создаётся поэтом с помощью ощущений двух порядков: звуковых и световых:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном.

Лирический герой находится наедине с тревожным морем. Но это не пугает, а завораживает его. Огромная сила таится в морской пучине. Поэт использует эпитет «великий» для создания ощущения мощи и гордой торжественности моря. Вольная стихия рисуется поэтом на фоне ночи. «В лунном сиянии» море оживает. Лирический герои видит в нем душу и, покоренный этим, хочет слиться с морем воедино:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

Море живое, «ходит, и дышит, и блещет оно». Цветовые эффекты в стихотворении даны контрастно, что позволяет увидеть колористические изменения, перетекание одного цвета в другой, жизнь цветовой гаммы:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

Разнообразие звуков отражает главное в морской стихии - вечное движение, волнение. Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчёркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин человеческой души. Именно поэтому человек наедине с природой не чувствует страха перед ней. Для лирического героя это динамика развития собственной души. Порывы сердца, радости и огорчения, минуты тишины и взрыв эмоций - всё воплощается в движении волны. Человек и природа сливаются воедино, они живут одной жизнью. Однако из последней строфы мы понимаем, что гармоничное слияние человека и морской стихии - это лишь мечты поэта. Лирический герой стоит на берегу, а море живёт «на бесконечном, на вольном просторе». Сравнение «как во сне» передаёт преклонение человека перед величием окружающего мира.

Стихотворение навевает и грусть, и светлое чувство. Это происходит оттого, что оно отражает стремление человека к гармонии с природой и сознание невозможности этого. Теплые и нежные слова дарит поэт морской стихии. В описании ночного моря он не использует каких-то особых, высокопарных слов и выражений. Но виртуозное владение пером превращает нейтральную лексику в удивительно яркое и выразительное воплощение образа глорской стихии.

Когда читаешь это стихотворение, слова плавно льются и, словно, волны, колеблются. Секрет напевности и мягкости произведения в спокойной интонации, с. которой лирический герой рисует море. Длинный рифмованный стих четырёхстопного дактиля создаёт ощущение плавности и певучести. Стихотворение чётко разделено на строфы, что делает стихотворение стройным и дельным.

Пейзажная лирика Тютчева - это не лирика впечатлений. Её образы всегда заключают в себе глубокую обобщённую мысль. В этой связи интересен хронотоп стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное...». Выбор ночного времени суток обусловлен интимностью размышлений лирического героя и его уединенностью. Ночь наталкивает человека на философские рассуждения о законах бытия, она приоткрывает завесу тайны мироздания. Природа в это время становится своеобразным мостом между человеком и Космосом. В стихотворении видимые границы пространства не обозначены. Взгляд лирического героя находится в постоянном движении: то человек всматривается вдаль, то смотрит прямо перед собой. Поэт рисует нам безграничность Вселенной. Ощущается особый космизм изображаемого. Такого эффекта Тютчев достигает, благодаря одной строке:

Чуткие звёзды глядят с высоты.

Для лирического героя они тоже олицетворены.

Какое же место занимает лирический герой в этом стихотворении, какова его позиция? Первые две строки произведения - это обращение героя к морю. Через них автор показывает близость двух миров, мира человека и природы. Но уже следующие две строки превращаются в описание моря: взгляд лирического героя на море становится отстраненным. Конец строфы вновь сближает человека и стихию, герой с новой, возрастающей интонацией обращается к морю. Третья строфа начинается с красивой перифразы, создающей впечатление значительности изображённой картины:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник празднуешь ты?

Чередование близости и чуждости человека и моря имеет волнообразный характер. Движение мысли лирического героя повторяет волнение моря, душа находится в постоянном движении.

В целом пафос стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» жизнеутверждающий. Только в действии, в борьбе- «праздник», только в слиянии с природой человек может обрести истинную свободу.