Когда праздновали новый год до петра 1. Когда на Руси праздновали Новый год? История появления праздника

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

В суровые допетровские лета Новый год на Руси выглядел иначе. Тогда страна жила по другому календарю и летоисчисление вела от сотворения мира. Сначала наступление нового года отмечали в марте, что было продолжением традиции, существовавшей еще во времена Римской империи. Данный календарь называли «константинопольским» или «ультрамартовским». Со временем государство окрепло, появилась концепция «Москва — Третий Рим», а вслед за этим последовала и смена календаря.

С 1492 года на Руси был введен «византийский» календарь: согласно ему новый год начинался 1 сентября.

Впрочем, даже это не мешало крестьянам ориентироваться на весеннее равноденствие и практиковать ритуалы, представлявшие собой пережитки язычества. Против такого не возражала церковь, благо многие праздники язычников совпадали с церковными и теряли свой прежний окрас. И так продолжалось из года в год до тех самых пор, пока на престол не взошел Петр I. В 1689 году он начал править самостоятельно, а в 1697 году снарядил Великое посольство, в ходе которого посетил множество европейских держав.

Во время этих поездок Петр I смог убедиться в том, что в России все не слава богу. В том числе и празднование Нового года, тогда именовавшегося не иначе как «Первый день во году». В 1698 году Петр I возвращается в Россию, чтобы подавить восстание стрельцов, а спустя год — 20 декабря 1699 года — издал указ №1736 «О праздновании Нового года».

Сначала Петр I мотивировал свое решение — «не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».

Стране предстояло отпраздновать новый 1700 год 1 января. А ведь прошло всего лишь два месяца с тех пор, как жители тогдашней России успели справить этот праздник, правда, тогда они подразумевали 7209 год.

Кроме того, Петр I приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

Таким образом, в петровской России имелся и салют, и подобие новогодней ели: те два новогодних атрибута, которые есть в нашей стране и сейчас.

Тем не менее на европейский манер Новый год отмечали преимущественно представители знатных и зажиточных сословий. А вот крестьяне продолжали отмечать его в сентябре, новая дата ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством.

Да вот незадача — к началу XVIII века большинство европейских держав, на которые и ориентировался Петр I, перешли на григорианский календарь и стали праздновать Новый год на 11 дней раньше, чем Российская империя.

На Руси, отмечая праздники, люди водили хороводы
Позже ученые выяснили, что хоровод - специальная техника,
которая может решить психологические проблемы участников действа и создать ощущение единства
Картина А. Рябушкина «Парень втёрся в хоровод» (1902)

Писатель АЛЕКСАНДР ПЕТРОЧЕНКОВ рассказывает, как и когда отмечали Новый год в допетровские времена, и почему не жаловали дату 1 января.

До реформ Петра I в России новый год начинался 1 сентября. День 1 января считался языческим праздником и не приветствовался христианской церковью. Отпраздновав в 1699 году наступление нового года в последний раз по древнему обычаю в сентябре, Петр издал 19 декабря указ, согласно которому новый год начинался с 1 января. Тогда 7208 год впервые стал с 1 января считаться новым 1700 годом.

1 сентября с 1492 года было принято праздновать «Первый день во году» по юлианскому календарю. Ранее новый год начинался в марте. По словам историка Василия Татищева, в 1342 году на московском Соборе под председательством митрополита Феогноста обсуждался вопрос о правильной дате празднования Нового года. В результате прений было решено праздновать начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Вторично это решение было подтверждено в 1492 и 1505 годах, так как русские люди всё ещё отмечали праздник по старинке, в марте. Кстати, в марте и сентябре новый год отмечали еще в Древнем Риме.

Во время празднования Нового года в Кремле 1 сентября проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Праздничная церемония с участием царя и патриарха начиналась около 9 часов утра по современному счёту.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь. Поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах.


В древнеславянском календаре, как в византийском и древнеримском, было 12 месяцев.

Так Россия перешла на эру Дионисия, т. е. на летосчисление от «рождества Христова». До этого применялась древнерусская, а точнее византийская, система, в которой летоисчисление велось на 5508 лет раньше, отделяющих эру Дионисия до эры «сотворения мира». .

С переходом на новый стиль по декрету большевиков первый российский Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Тогда же возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 13 января.

Новый год тогда широко не праздновали, а праздновали преимущественно Рождество. В культовых большевистских мифах о Ленине и ёлке речь идёт именно о рождественской ёлке, а не новогодней. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках давали рождественскую ёлку для детей.

С Новым древнерусским годом, товарищи! С Новым счастьем!

P.S. Если кто-то захочет разобраться во всей этой путанице русских календарей, рекомендую работу 1944 года:
Л.В. Черепнин
Русская хронология

Нравится(22 ) Не нравится(4 )

История новогоднего праздника, отмечаемого в России ночью с 31 декабря на 1 января относится к 1699 году , времени правления Петра Первого . После возвращения царя из Великого посольства, так называется в историографии поездка Петра в Европу, которая длилась 15 месяцев, 27-летний царь издал приказ №1736. В документе говорится о переходе на юлианский календарь и о празднике нового года 1 января. Год 7208 от сотворения мира стал 1700 от Рождества Христова . В связи с разницей в календарях было принято решение отсчитывать начало года с января месяца, а не с сентября, как было прежде. Петр старался в один момент поменять уклад жизни страны. Приказ подданными выполнялся – праздник ведь.


Елочный базар

Однако долгое время в документах обозначались две даты, по старому и новому календарю. 1 января было свободным от поста днем, а значит, ничего не мешало бурным празднованиям. Молодой царь Петр Первый в первый же год постановил продолжать непрерывное веселье ровно семь дней к ряду . В новогоднюю ночь на Красной площади устроили пышный парад и фейерверк . 1700-ый новый год, а также следующие четыре года главные празднования проводились в Москве, потом – в новой столице Санкт-Петербурге.

Празднование Нового года в начале XVIII века носило массовый народный характер. На площадях проводились маскарады, стреляли пушки, устраивались фейерверки, «огненные потехи и стрельба» . В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками . “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…”

Каждое новогоднее украшение имело свое значение. Яблоки были символом плодородия, орехи – непостижимости божественного бытия. После смерти неутомимого императора на какое-то время украшать еловые ветви перестали. Только на трактирах эти элементы новогоднего убранства оставили, причем находились там они на протяжении всего года – так и появилось название «елки-палки» .


Константин Сомов. Фейерверк. 1907

Стоит отметить, что к новому зимнему празднику подданные Петра Первого были готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки. Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с привнесенными Петром нововведениями. Вечер, предшествующий новогодней ночи, получил название «щедрый» . Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к организации стола с большим вниманием, так как он олицетворял достаток, ожидающий семью в следующем году. Главным блюдом в богатых семьях часто становился молодой поросенок, зажаренный на вертеле.

Для любопытствующих привожу изображение исторического документа и интереснейший текст, в котором слышим прямую речь конца XVII века, а именно приказ Петра Первого за номером 1736 :

Приказ номер 1736

“7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет , потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов , сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же”.


День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. SPB.AIF.RU рассказывает, как это происходило и как россияне встретили перемену.

Русский Новый год – праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед – привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января. SPB.AIF.RU рассказывает, как это было.

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна – в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника – он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе – «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось – хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «...Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено – волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр – необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей... Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания – их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука – рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.