Петр 1 где начал построить свои корабли. Строительство на западный манер

Выдержка:
"...
"Святой Павел", якобы первый корабль, сошедший с Соломбальской верфи весной 1694 г. вещь тоже не реальная - для постройки верфи нужно несколько лет, сама постройка парусника занимает не менее полутора лет, при самых быстрых темпах. Кстати сказать, для спуска кораблей с Соломбальской верфи был пробит в монолитной скале длинный канал, который соединял верфь с судоходным фарватером реки - работа грандиозная, за несколько зимних месяцев не осуществимая. Таким образом и постройка в России судна "Святой Павел" тоже подвисла в воздухе.

В 1693 году под Архангельском у Петра не было ни мастеров, ни верфей, ни материалов - ничего. Как за одну зиму можно было соорудить с нуля верфь и на ней тут же построить два военных корабля? Это невиданный технический прорыв в судостроении. Зачем тогда четырьмя годами позже Петр отправился в Великое посольство? Впору самим голландцам приезжать к Петру и опыт перенимать, учиться стахановским методам постройки морских судов в экстремальных условиях. Кстати, в Предисловии Петра I к Морскому Регламенту год основания Архангельского Адмиралтейства и Соломбальской верфи тщательно стёрты. Почему? Потому что Соломбальская верфь была заложена намного позже Архангельских плаваний Петра I в 1693-1694 гг. Согласно исследованиям историка Т. Санакиной из Государственного Архива Архангельской области, военное судостроение на Соломбальской верфи началось только в 1708 году. Сам указ Петра о закладке Соломбальской верфи датирован 1702 годом. Как могли появиться на свет петровские корабли с Соломбальской верфи за 10 лет до её основания? И почему после спусков с Соломбальской верфи нескольких морских фрегатов, с 1694 году верфь не выпустила больше ни одного корабля в течение следующего десятилетия?! Сам Пётр с 1694 года не посещал Архангельск в течение 8 лет! Любовь к морю внезапно исчезла, как и внезапно исчезли первые "летучие голландцы" Его Величества.

3

Пока петровские эскадры плывут в сторону Руси, попробуем установить реальные размеры морской армады, которую имел Пётр задолго до строительства первых морских кораблей на Сясьской и Соломбальской вервях. Кроме судов "Святой Пётр" и "Святой Павел", о которых историки иногда вспоминают, известны значительно более крупные морские парусники. Например, «Св. Петр и Павел». Читаем: «Св. Петр и Павел»- 60-пуш., длина 30,5 м; построен на Ост-Индской верфи в Амстердаме с помощью русских волонтеров во главе с Петром I (1697); подарен России и отплыл в Архангельск в том же году, в конце XVII в. переоборудован в торговое судно" (И. В. Богатырев, Зарубежные верфи петровскому флоту. "Судостроение", 1986, №3). Итого имеем, что судно "Святой Петр и Павел" было построено во время Великого посольство и отправилось под Архангельск. Версия с подарком просто нелепа, ибо дарить новенький 60-ти пушечный корабль для того времени слишком накладно, да и с какой такой стати? И почему тогда среди подарков историки вспоминают одну среднюю яхту "The Transport Royal", а гигантский даже по тем временам 60-ти пушечный фрегат забывают?

По нашей реконструкции Пётр был в Голландии в 1691-1693 годах откуда и отправился в составе огромной флотилии под Нарву и Архангельск. Флотилия была построена на деньги европейских монархов для крестового похода на Русь, подарки тут абсолютно ни при чём. Просто эти корабли были зафрактованны (взяты в долгосрочную аренду). Вот почему корабли "Святой Пётр" и "Святой Павел" всплывают у Архангельска как раз в 1693-1694 гг. в составе голландских и английских конвоев, а корабль "Св. Пётр и Павел" отправился на Русь во время Великого Посольства.
Огромный петровский фрегат "Св. Пётр и Павел" был запечатлён голландским художником-маринистом Абрахамом Сторком (Abraham Storck) (1644-1708) именно во время Великого посольства. Целый цикл его работ связан с Петром I и его первыми кораблями. Так на картине Сторка (Czar Peter en route to the newly built fregate Peter and Paul (Петр I на яхте следует на ново построенный фрегат "Петр и Павел"), отчётливо видно, что Пётр считал это судно своим флагманом. Обратите внимание, над русским фрегатом гордо реет голландский триколор:

Уменьшено на 51% (900 x 658) - Нажмите для увеличения


Abraham Storck. Czar Peter en route to the newly built fregate Peter and Paul (Петр I на яхте следует на новое судно "Петр и Павел").

На второй картине Арахама Сторка изображён военный фрегат и название: "Tsar Peter the Great and his companions cruising off the Dutch coast in his boier". В переводе на русский: "Царь Пётр Великий и его сподвижники удаляются от голландского берега на своём буере". Ясное дело, на буере путешествовать по морю нельзя. Буер - это вспомогательное плавсредство для доставки команды на берег от стоящего на рейде судна и наоборот. По всему фронту картины мы видим огромный военный фрегат, в мельчайших подробностях повторяющий корабль "Пётр и Павел" с предыдущей картины Сторка. Перед нами флагманский корабль Петра I, на котором в 1693 году он отправился в боевой поход на восток. Над кораблём "голландский" флаг:

Уменьшено на 66% (693 x 499) - Нажмите для увеличения


Abraham Storck. Tsar Peter the Great and his companions cruising off the Dutch coast in his boier (Царь Пётр Великий и его сподвижники удаляются от голландского берега на своём буере).

Персона Петра I вызывала у Абрахама Сторка повышенное внимание. Помимо петровского флагмана и его отъезда на восток, Сторк отразил и знаменитые потешные маневры петровских кораблей, отнесённые нашими историками на мелководное Плещеево озеро.

Уменьшено на 65% (699 x 523) - Нажмите для увеличения


Абрахам Сторк. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I. Так проходили реальные исторические "морские потехи" Петра I, отнесённые историками на Плещеево озеро под Переславлем.

Весьма замечательна и другая картина А.Сторка, без названия. На ней изображены морские суда и яхта под романовским прусским гербом. Яхта крайне похожа на английскую яхту "The Transport Royal". Но почему над ней голландский флаг, если изначально судно подарено Петру английским королём? А с прусским романовским гербом вообще исторический ребус, ибо официально считается, что герб был впервые составлен Б.В. Кёне в царствование императора Александра II и официально утверждён 8 декабря 1856 года. Якобы никакого отношения к Фридриху и Петру сей герб не имеет. Но как мы видим, это не так. Впервые прусский "романовский" герб с грифонами появился с приходом Петра I и исторически представлял собой фамильный герб Бранденбурга. Именно из дома Бранденбурга-Пруссии вёл своё происхождение Пётр I (см. Главу №4 этой книги, часть 1).

Уменьшено на 54% (854 x 328) - Нажмите для увеличения


Абрахам Сторк. Картина без названия. На корабле в правой части картины над кормой колышется прусский герб Романовых (с грифонами и чёрным немецким орлом), а над главной мачтой голландский треколор. Перед нами королевская яхта Петра.

Как мы видим, на некоторых картинах касательно петровских кораблей кто-то стёр оригинальные названия. Но особенно любопытна картина А. Сторка "The frigate Pieter and Paul on the IJ", на которой название оставили, но в закодированном виде.

Уменьшено на 51% (899 x 757) - Нажмите для увеличения


Абрахам Сторк. The frigate Pieter and Paul on the IJ (Фрегат Пётр и Павел).

Что означает странная аббревиатура "IJ"? Куда отправился фрегат "Pieter and Paul" в составе огромной эскадры, и что так вдохновило в этом событии художника, что он решил его запечатлеть? Мне представляется следующее решение этой загадки. Фраза "The frigate Pieter and Paul on the IJ" изначально звучала как: "The frigate Pieter and Paul on the I... Journey", то есть речь о некоем значимом походе, куда отправилось судно "Пётр и Павел" в составе боевой эскадры. Возможно это Ingermanland, где находился Орешек, который вскоре будет взят Петром под всеобщее ликование Европы. Даже в насквозь лживой ТИ первым походом Петра в качестве императора считается Ингерманладский поход под Нарву. Как мы помним, Нарва - это один из пунктов отправки петровских кораблей с верфей Голландии; один из кораблей назывался «Гувернер фон Нарва», то есть правитель Нарвы.

В любом случае, весьма странно, что официальную историческую науку совсем не интересует история ПЕРВОГО БОЕВОГО МОРСКОГО ФРЕГАТА Петра I. А ведь ни одному другому судну Абрахам Сторк не посвятил столько замечательных картин.

Поэтому судно "Пётр и Павел" было флагманским кораблём Петра Великого. На нём он ушёл в свой первый поход в 1693 году и это был первый русский морской корабль. В неопубликованных подготовительных текстах А.С. Пушкина к "Истории Петра" так и сказано: "Корабль Петра был готов. Царь, наименовав Петр и Павел , отправил его в Арханг.<ельск>. Сей корабль был первый из российских, явившихся в Белом море" (Анненков П. В. [Материалы для биографии А. С. Пушкина]. — В кн.: Сочинения Пушкина… Изд. П. В. Анненкова. СПб., 1855, т. I, с. 166).

Конечно же, среди петровских бесчисленных эскадр, возможно и были менее значимые корабли, уже отметившиеся в документах о первых потешных плаваниях "Апостол Павел", "Апостол Пётр", "Марс", "Меркурий", "Кастрикум" и т.д. Но первым флагманом петровской флотилии был фрегат "Pieter and Paul", колторый потом романовские историки превратили в два первых русских корабля "Св. Пётр" и "Св. Павел", якобы построенных Петром в 1693 году на берегах Белого моря . .."
Прикольно, кабы не было так грустно.

22 октября 1730 года было закончено строительство Ладожского канала. Инициатива постройки канала принадлежала императору Петру I . Великий реформатор оставил после своей жизни немало грандиозных построек и проектов. Мы решили выбрать пять знаменитых строительных проектов царя.

Ладожский канал

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. В то время желание Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Этот проект был завершен в 1730 году уже после смерти Петра I. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладки Новоладожского канала почти полностью зарос и пересох.

Новодвинская крепость

Крепость была возведена по инициативе Петра I для защиты Архангельска от нападения с моря. Укрепления, рассчитанные на гарнизон до 1000 человек, позволяли контролировать проход судов по основному Двинскому фарватеру — Берёзовому устью. Крепость находится в 20 км к северу от Архангельска, на острове Линский Прилук. Указ о строительстве крепости издан Петром I в декабре 1700 года, вскоре после начала войны со Швецией и «Нарвской конфузии». Он опасался, что шведы в следующую навигацию попытаются блокировать единственные морские ворота страны и разрушить кораблестроительную и портовую инфраструктуру Архангельска. 12 июня 1701 года состоялась торжественная закладка крепости, а уже 25 июня размещённые в недостроенных земляных укреплениях орудия приняли участие в отражении попытки шведского флота прорваться к Архангельску.

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Согласно записи в «Походном журнале», Пётр I начал строительство Монплезира 17 мая 1714 года. Название (от французского mon plaisir — «моё удовольствие») встречается на собственноручных рисунках Петра с набросками здания и сада перед ним. Сооружение было начато с устройства насыпной площадки на берегу Финского залива с подпорной кирпичной стенкой. С 1717 года велись работы под руководством Леблона: строительство одноэтажных остеклённых галерей, соединяющих центральный объём с боковыми павильончиками-люстгаузами. Протяжённость фасада составила 73 м. Одновременно велась отделка интерьеров, исключительно разнообразных по декоративному решению. Все изменения в облике Монплезира осуществлялись по указаниям Петра, присылавшего свои пожелания даже из заграничных путешествий. Работы были завершены в 1723 году.

Главное Адмиралтейство

Адмиралтейская корабельная верфь была заложена Петром I на левом берегу Невы 5 ноября 1704 года. Считается, что проект сооружения был разработан самим царём. Строительством руководил комендант Олонецкой верфи Иван Яковлев, фортификационными работами — полковник Роман Брюс. Чертёж «фортеции для защиты верфи» был прислан Алексеем Меншиковым Брюсу 17 сентября 1705 года, после чего началось сооружение земляного вала вокруг адмиралтейского двора. Земляная крепость с пятью бастионами, на которых было поставлено 100 пушек, «совершилась строением» 7 ноября того же года. Первое Адмиралтейство было П-образным мазанковым одноэтажным зданием, развёрнутым к реке. В центре южного корпуса над воротами была возведена небольшая башенка со шпилем. Внутри двора находились кузницы, амбары, эллинги и стапели. В «Адмиралтейском доме» были устроены мастерские, помещения для канатного, мачтового, блокового, парусного, смоляного мастеров, склады для такелажа.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 году на переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты. В 1693 году Петр едет в Архангельск, где он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он вооружает выстроенный корабль «Св. Павел» и принимает пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат «Св. Пророчество». С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли. Эти попытки к созданию флота не могли удовлетворить Петра. Покинув Архангельск, Петр предпринимает поход против турок. Первый азовский поход (1695г.) был неудачен; штурмы крепости с суши были отбиты, а сама она получала с моря боевые запасы и провизию. В 1694 году была заказана в Голландии 32-весельная галера, она была доставлена на корабле по частям в Архангельск. Велено было спешно доставить ее в Москву, и на лесопильном заводе немедленно началось изготовление по этому образцу отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров. В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Наибольшая длина этих галер 38м, длина по ватерлинии 29м, ширина 6м, высота от киля до палубы 3,8м, вооружение- от трех до пяти 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. Кроме того были заложены два 36-пушечных корабля «Апостол. Петр» длиною 35м, шириною 7,6м и «Апостол Павел» длиною 30м, шириною 9м. В мае 1696 года двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой «Принципиу»м, которой командовал сам Петр, затем отправились и остальные суда. 18 июля 1696 года Азов был взят.

Весной 1700 года был заложен 58-пушечный корабль «Предестинация» длиной 36м, шириной 9,4м. Одновременно началась постройка другого 56-пушечного корабля «Черепаха». С целью заключения наиболее выгодного мира с Турцией Петр решил демонстрировать свой флот. В составе эскадры из 11 кораблей, нескольких галер он вышел в Азовское море. В эскадру входил 62-пушечный корабль «Скорпион», 34-пушечный «Благое начало», 32-пушечный «Цвет войны», 42-пушечный «Отворенные врата», которым командовал Петр, остальные имели от 22 до 46 пушек. На 46-пушечном корабле «Крепость» был отправлен в Константинопль русский посол Украинцев, которого до Керчи сопровождала русская эскадра. Неожиданное появление русских кораблей в Черном море произвело сильное впечатление на Турцию, был заключен мирный договор на 30 лет. В1700 году началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю. В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей- один фрегат сель на мель и был взят, ровно как и оба галиота, остальные ушли.В 1702 году была взята крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году крепость Ниеяшанц на Неве и заложен новый город- Петербург, путь флоту из Ладожского озера к морю был открыт. Закладываются новые верфи на Онежском и Ладожском озерах, реках Сясь и Свирь, в новой столице Петербурге, в Новгороде и Олонце. Началась планомерная постройка боевых кораблей. Первые корабли соответствовали 4-му рангу английских кораблей, они имели высокие кормы с расположенными в них пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были более быстроходные суда- шнявы, имевшие две мачты с прямыми парусами и 12-16 пушек. Малые суда носили название шмаков, флейтов, буеров, галиотов и ботов. Шмаки- небольшие бриги-имели две мачты с косыми парусами и кливер, флейты имели также две мачты, буера имели одну мачту с марселем и одну малую в корме с бизанью, бригантины,боты и др. имели одну мачту с тендерским вооружением. Кроме крупных галер, во флоте были небольшие (до 30 м) быстроходные галеры- скампавеи (от итальянского слова scampar via- убегать), они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел. В 1704 году Балтийский флот состоял из десяти фрегатов и девятнадцати других судов. На мели у острова Котлин была построена крепость Кроншлот, подступившая к ней шведская эскадра была отбита. 5 ноября 1704 года в Петербурге была заложена адмиралтейская верфь.

После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги строительство кораблей получило широкое развитие. В 1712 году был спущен на воду первый построенный в Петербурге 54-пушечный корабль «Полтава». С 1712 года строятся крупные линейные корабли- 60-пушечные корабли «Екатерина», «Нарва», «Ревель», «Шлиссельбург» , «Ингерманланд» и «Москва». Кроме постройки кораблей у себя, Петр покупает корабли за границей. Были приобретены 50-пушечный корабль «Антоний», 32-пушечный фрегат «Самсон» и 22-пушечный фрегат «Св. Яков». У шведов в Финском заливе был сильный флот, препятствовавший русской торговле. Весной 1713 года было решено вытеснить шведов из Финского залива. Был собран флот из 93 галер, 60 бригантин и 50 малых судов с десантом в 16000 человек. Под общим командованием адмирала Апраксина флот вышел шхерами к Гельсингфорсу, а корабельный флот из 7 кораблей, 4 фрегатов и 2 шняв под командой вице-адмирала Крюйса пошел морем. Русскими были заняты города Гельсингфорс, Або и Борго, а затем вся Финляндия присоединена к России. Морской же флот потерпел неудачу: при встрече с неприятелем три русских корабля сели на мель и прекратили бой, упустив шведские корабли. Начальство над флотом принял сам Петр. Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозам ее берегам, флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством Петра и 99 галер и скампавей под начальством Апраксина, вышел в море. Галерный флот дошел до полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличившийся после захода в Ревель до 24 единиц- шестнадцать 42-72 пушечных кораблей, восемь 18-32 пушечных фрегатов и шняв. Дальнейший путь был прегражден шведской эскадрой в составе 26 кораблей. 27 июля 1714 года произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы узнав об этом, разделили свой флот- один фрегат, 6 галер и 3 шхербота подошли к месту спуска галер на воду, остальные приблизились к русским кораблям. Переправа галер была прекращена, и Петр приказал 35 галерам, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти берегом. Все галеры, обогнув полуостров, заблокировали шведские корабли и, несмотря на преимущество последних в артиллерии, взяли их на абордаж. Победителям достались 10 шведских кораблей вместе с командующим эскадрой Эреншильдом. Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые производились набеги галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 годов также имел ряд удачных сражений. После морского боя у острова Гренгама 35 русских галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега 60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, по которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия и Приневский край. К концу царствования Петра 1 военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов, численность команд кораблей доходила до 28000 человек. Постройка военного флота была вызвана необходимостью обеспечить за собой моря, каковых до тех пор у страны не было и без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

Начало правления Петра I; азовские походы: «российскому флоту быть»; Азовский флот; Балтийский флот Петра I; «южное направление»; флот после смерти Петра великого

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

Петр I

В конце XVII в. Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от западноевропейских стран. Причиной тому служили не только последствия татаро-монгольского нашествия, но и продолжавшиеся изнурительные войны: на юге - с Турцией, на западе - с Польшей, на северо-западе - со Швецией. Единственным выходом страны на внешний рынок был Архангельский порт, основанный в 1584 г. Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью.

Так для Петра I сместившего на российском престоле в 1682 году Софью, была предопределена цель, достижение которой стало содержанием его государственной деятельности. Более всего юного царя влекло морское дело.

Современников и потомков всегда удивляло, как Петр, живя в Преображенском, никогда не видев не только моря, но и большого озера, так пристрастился к морскому делу, что оно оттенило на второй план все прочие увлечения. Есть версия, что истоки этой страсти у царя, с детства боявшегося воды, связаны со знакомством с астролябией, а также со старым ботиком, найденным Петром I и Францем Тимерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском. Достоинство ботика, который Петр в последствии назовет «дедушкой русского флота», состояло в том, что паруса на нем были устроены так, что позволяли плавать против ветра.

Об этой находке Петр впоследствии писал: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

«Дедушка русского флота»

Также известно, что в 1693 году с небольшой свитой царь едет в Архангельск - в то время единственный морской порт России. Впервые он видит море и настоящие большие корабли - английские, голландские, немецкие, - стоявшие на рейде. Петр все с интересом осматривает, обо всем расспрашивает, размышляет о заведении русского флота, расширении торговли. С помощью Франца Лефорта (первого адмирала российского флота, но тогда еще швейцара из своей потешной «кумпании») он заказывает большой корабль за рубежом. В Архангельске тоже начинают постройку двух кораблей. Царь в первый раз в жизни совершает плавание по морю - Белому, северному, холодному.

АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ: «РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ БЫТЬ»

Осознание о необходимости создания регулярного военно-морского флота в России к Петру пришло после поражения российской армии под турецкой крепостью Азов в первом Азовском походе в 1695 году. Отправив тридцатитысячное войско, Петр I потерпел полное поражение. Осада крепости привела только к крупным потерям. Один из главных факторов поражения состоял в том, что в осажденную крепость турецкий флот доставлял новых солдат, боеприпасы, провиант. Тогда Петр понял, что без поддержки с моря Азов не взять.

Всю зиму 1696 года, Петр I готовил российскую армию к новому походу. Возвратившись из-под Азова, Петр созывает совет, на котором было решено строить флот в Преображенском: 22 галеры по образцу голландскому, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж; на ближних к Воронежу плотбищах - Козлове, Добром, Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска, 300 лодок и 100 плотов; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз, заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно.

К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска, пополненные и отдохнувшие, снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи.

Знак в честь 300-летия русского флота в Севастополе

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Произошло это 18 июля 1696 г. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

Взятие Азова было крупной победой русской армии и ее молодого военно-морского флота. Оно еще не раз убедило Петра в том, что в борьбе за побережье морей нужен мощный военный флот, оснащенный современными по тому времени кораблями и хорошо обученными морскими кадрами.

20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…» С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота. Флот построенный для второго азовского похода, и корабли, построенные во время владения Россией Азова принято называть Азовским флотом.

АЗОВСКИЙ ФЛОТ

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. А Азовский флот постепенно пополняется многопушечными кораблями.

Организация в 1696—1697 годах «кумпанств» (компаний) в Воронежском крае и помощь иностранных мастеров оказались недостаточно эффективными мерами для скорейшего строительства Азовского флота, поэтому флот было решено строить на средства только государства и только с помощью отечественных специалистов.

Так, в письме от 7 декабря 1698 года посол Священной Римской империи Гвариент сообщал свои наблюдения в Вену:

«… Жар и восторг, с которыми приготовлялись к наступающей войне, почти охладели; Государь исключительно занят переделкою и постройкою кораблей. Дорого построенные корабли дурны и скорей годятся под купеческий груз, чем для военных действий.»

К концу XVII века Россия уже воспитала своих искусных кораблестроителей, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец и других.

В 1697 — 1698 годах в составе Великого посольства в Голландии Пётр I поработал плотником на верфях Ост-Индийской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел».

« Гото Предистинация »

Такие обстоятельства благоприятствовали появлению в российском флоте кораблей нового типа. Так в ноябре 1698 года Петром I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье провидение»).

Из журнала канцелярии Петра I, 1698 год:
«…ноября в 19 день на память святого мученика Авдия заложили корабль, именуемый «Божие Предвидение». Киль положили длина 130 футов, ширина 33 фута.»

Он был построен по английскому чертежу (доказательством этой версии является наличие круглого шпигеля, который в то время был только у английских кораблей), однако так как корабли, построенные по данным чертежам, были предназначены для хождению по мелководью, Петр I внес в чертежи изменения. Осадка корабля была уменьшена. Киль «Гото Предестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, предотвращавшую течи в корпусе корабля при ударе о грунт.

Так 27 апреля 1700 года с Воронежской верфи был спущен на воду первый российский линейный корабль, созданный в России без участия иностранных специалистов - корабль «Гото Предестинация».

Почти одновременно были заложены ещё два корабля: «Черепаха» и «Великий галеас». Строительством «Черепахи» руководил английский мастер Осип Най, а строительством второго корабля — венецианец Яков Моро. Строительством «Гото Предестинации» в первое время руководил Пётр I. Таким образом, в российском флоте благодаря одновременному строительству трёх кораблей было начато своеобразное соревнование между русскими, английскими и венецианскими корабельными мастерами.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за выход к морям. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России как мощной морской державы.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам побережье Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

Гравюра из «Дневника» И. Корба «Азовский флот». Конец XVII века.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ ПЕТРА I

Необходимость выхода России к Балтийскому морю, вылилась в 1700 году в «Северную войну» со Швецией: страной с сильным военным флотом, что послужило сильным аргументом для создания военного флота в Балтийском море.

Зимой 1702 года началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. Здесь для нового флота были заложены первые боевые корабли — шесть 18-ти пушечных парусных фрегатов и 9 вспомогательных судов. В том же 1702 году в Олонецком уезде на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь.

Взятие Петром I шведских кораблей «Гедан» и «Астрильд» в устье Невы

Датой основания Балтийского флота принято считать 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных корабля.

Все участники боя получили специальные медали с надписью «Небываемое бывает».

22 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен первый линейный корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт», также были спущены на воду 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин.

В этом же году заложили базу русского флота на Балтике — Кронштадт, а в Воронеже открыли Адмиралтейскую школу. С 1704 года началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России.

Характерной особенностью тогдашней флотской архитектуры было изобилие разных наружных украшений. Резьба щедро украшала не только корму и нос, но и борта судна флота Петра I. Обыкновенно корма украшалась государственным гербом и аллегорическими фигурами, имевшими отношение к имени корабля; названию соответствовала и носовая фигура.

В 1704 году Балтийский флот имел в строю 10 фрегатов, вооружённых от 22 до 43 6-фунтовыми пушками, и 19 других военных судов.

« Линейный корабль Балтийского флота «Полтава» »

В 1706 году Балтийский флот малыми силами участвовал в неудачной для русской стороны осаде шведского города-крепости Выборга. В 1708 для Балтийского флота на реке Свирь были заложены два линейных корабля «Рига» и «Выборг». А в Архангельске для Балтийского флота началось строительство семи 52-пушечных линейных кораблей и трех фрегатов.
Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. В честь этого события в 1709 году на Адмиралтействой верфи, был заложен первый 54-пушечный линейный корабль «Полтава».

На корме этого корабля были вырезаны аллегорические фигуры, прославлявшие славную Полтавскую викторию.
Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить её морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В итоге за период в 1710-1714 годы постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей (в Англии и Голландии для Балтийского флота были куплены 16 линейных кораблей и 6 фрегатов) был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот из 27 линейных кораблей, 9 фрегатов и около двухсот других более мелких суден. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. В 1710 году весь российский флот в составе 250 кораблей участвует уже в удачной для России осаде Выборга, заблокировав крепость со стороны моря.

Aнглийский адмирал Поррис писал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены»

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля 1714 года одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут.


Скампавея - малая быстроходная галера с 18 парами весел, с одной-двумя пушками и одной-двумя мачтами с косыми парусами

В морском сражении был пленен отряд из 10 вражеских кораблей вместе с командовавшим им контр-адмиралом. В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.
Авторитет русского флота и Петра I как флотоводца получили признание со стороны прибалтийских государств. В 1716 году при планировании десанта в Сконии в Копенгагене была собрана объединённая русско-английско-датско-голландская эскадра (20 русских кораблей, 19 английских, 17 датских и 25 голландских) под командованием Петра I, которая совершила поход к Борнхольму, в результате которого планируемый большой десант не состоялся, однако удалось высадить на южное побережье Швеции с разведывательной целью небольшой отряд казаков. Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме».

24 мая 1719 года шведский флот разбит в Эзельском сражении, в том же году высажено несколько десантов на шведском побережье недалеко от Стокгольма. Один из крупных десантных отрядов приблизился к шведской столице на расстояние 15 миль.


Бой у Острова Эзель

Победа российского отряда гребных судов над отрядом шведских кораблей при Гренгаме (южная группа Аландских островов) в июле 1720 г. позволила Российскому флоту еще прочнее закрепиться в Аландском архипелаге и активнее действовать против коммуникаций противника. Сражение при Гренгаме стало последним крупным сражением Великой Северной войны.

Сражение при Гренгаме

Господство Российского флота в Балтийском море обусловили успешные действия отряда генерал-лейтенанта Ласси, в который входили 60 галер и лодок с пятитысячным десантом.

Высадившись на шведский берег, этот отряд разгромил один оружейный и несколько металлургических заводов, захватил богатые военные трофеи и много пленных, что особенно ошеломило население Швеции, оказавшееся беззащитным на своей территории.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор, Который положил конец Северной войне.

Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно». Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Флаг военно-морского флота Российской Империи

После победы в Северной войне Россия стала империей, Петр I - императором, а весь российский флот стал называться «Российским императорским флотом».

В результате Северной войны Россия вернула себе выход к Балтийскому морю, в сражениях войны родился и окреп Балтийский флот, ставший ядром Российского военно-морского флота. В ходе Северной войны была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно-морской базой, на которую флот опирался до занятия всего южного берега Финского залива, являлся Ревель (Таллинн - нынешняя столица Эстонии). Гребной флот базировался в Выборге и портах Финляндии — Гельсингфорсе (Хельсинки) и Або. В 1723 году было закончено строительство военно-морской базы Кронштадт, которая с 1724 года стала главной базой флота.

В ходе Северной войны Российский флот достиг пика своей боеспособности, это вылилось в попытку введения нового штата флота. Так в 1723 году был заложен первый в России 100-пушечный линейный корабль «Петр Первый и Вторый».

Однако темпы кораблестроения с 1723 года резко снижаются. С 1722 по 1725 года было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. В 1724 году в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля (от 50 до 96 пушек на каждом), 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год.

Сравнение российского Балтийского флота в 20-х годах XVIII века с флотами европейских стран (боеспособные линейные корабли):

«ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства. В результате Персидского похода русские войска, при поддержке кораблей флотилии под общим руководством Петра I, заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 сентября 1723 года. Русский регулярный флот появился на Каспии в 1722 году - именно с этого момента ведет отсчет своего существования современная Каспийская военная флотилия.

ФЛОТ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Положение русского корабельного флота после смерти Петра I резко ухудшилось. В 1726 году был заложен лишь один 54-пушечный линейный корабль, а за последующие 4 года не было заложено ни одного корабля.

1728 год, из донесения шведского посла в России своему правительству: «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается; корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырёх или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает»

На конец 1731 года в составе корабельного флота числились 36 линейных кораблей, 12 фрегатов и 2 шнявы, но полностью боеспособными было только около 30% кораблей, еще 18,5% могли действовать на Балтике только в благоприятных условиях. Корабли крупных рангов (90, 80, 70 - пушечные) вышли из строя.

Состояние галерного флота было более благоприятным: в 1728 году постоянно на плаву держалось 90 галер и еще на 30 хранились уже приготовленные для быстрой сборки леса.

Флот Петра II, внука Петра I, который правил Российской империей с 1727 по 1730 год, не интересовал. Больших парусных кораблей при нем вообще не строили, а сооружались одни лишь гребные суда. В апреле 1728 г. на заседании Верховного тайного совета император приказал, чтобы из всего российского флота постоянно выходили в море лишь четыре фрегата и два флейта, да еще пять фрегатов были готовы к крейсированию. Прочим кораблям, для «сбережения казны» надлежало оставаться в портах. Французский дипломат М. Маньян сообщал своему правительству, что на доводы военных моряков о необходимости постоянно держать флот на море, царь ответил: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нем, как дедушка».

С 1725-го по 1729 год флот недополучил около полутора миллионов рублей. Выдача денежного содержания и вещевого довольствия систематически задерживалась. Рядовой состав не получал обмундирования по нескольку лет, ухудшилось продовольственное снабжение, процветали казнокрадство и взяточничество чинов морского ведомства.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

Инструкция

Вскоре Тиммерман разыскал голландского мастера-судостроителя Карстена Бранта, который и помог отреставрировать бот. На этом небольшом судне Петр ходил сначала по Яузе, а позднее и по Плещееву озеру. Кстати, ботик сохранился и по сей день, стоит в Центральном военно-морском музее. К зиме 1691 года на Яузе была построена крепость Пресбург, и под руководством Бранта были заложены сразу пять кораблей - два небольших фрегата и три яхты. Петр лично принимал участие в работе и настолько увлекался, что нередко забывал даже государственные дела.

Но зато уже в августе 1692-го построенные корабли были спущены на воду. Молодой государь работал не покладая рук, осваивая морское дело и постигая все тонкости хождения под парусами. В 1693 году он отправился в первое путешествие по Белому морю и через месяц достиг Архангельска. Там Петр впервые увидел сотни судов из Голландии, Германии, Англии. Любовь к морскому делу совпала с интересами страны. Царь принял решение задержаться в Архангельске до осени. Здесь Петр часами пропадал в мастерских, принимая участие в ремонтных работах.

России был необходим выход к Черному и Азовскому морям. Петр решил штурмовать крепость Азов. Две попытки, предпринятые весной 1695 года, закончилась неудачей. Но уже в сентябре того же года началась подготовка к новому штурму. В Голландии была закуплена 32-весельная галера, которую в разобранном виде доставили в Россию. По ее образцу в подмосковном селе Преображенское создали детали для еще 22 галер. Их переправили в Воронеж и там, на расстоянии 1200 верст от моря, корабли собрали.

Для постройки флотилии были согнаны десятки тысяч крестьян и мастеровых. Со всей России привозили на верфи умелых плотников. Воронеж стал центром русского кораблестроения. На помощь были призваны и английские судостроители. За одну зиму были построены два крупных корабля, 23 галеры и около полутора тысяч мелких судов. К морю флотилия была проведена по Дону. Огромные сложности вызывали встречавшиеся на пути мелководные участки и перекаты.

Флот сыграл решающую роль в новом походе на Азов. Турки не рискнули начать бой с русской эскадрой, и 16 июля 1696-го крепость пала. Теперь перед Россией стояла задача закрепить свое влияние на Черном море. По настоянию Петра, 20 октября того же года дума приняла решение «Морским судам быть». Эта дата стала днем рождения русского военно-морского флота. Деньги и людей на постройку кораблей должны были выделить «кумпанства» - так назывались группы светских землевладельцев, духовных лиц и купцов.

Петр быстро понял, что Россия значительно отстает в своем развитии от ведущих морских держав, а для успешного создания современного флота не хватает опыта и знаний. Он выпустил указ о создании «великого посольства» численностью 61 человек. Русским молодым людям было предписано освоить кораблестроение и судовождение, научиться искусству управлять кораблем. Поехали на учебу в Венецию 39 человек, а еще 22 - в Голландию и в Англию.

Петр и сам вошел в состав «великого посольства». Под именем Петра Михайлова он устроился работать плотником на одну из голландских верфей. Позднее царь отправился в Англию и Германию, где изучал навигацию, фортификацию и артиллерию. Для работы в России был приглашено несколько сотен иностранных специалистов, закуплено новое оборудование. Вернувшись в Россию, Петр запретил строительство кораблей по старому образцу и сам занялся разработкой чертежей.

По проекту Петра в Воронеже был построен 58-пушечный линейный корабль «Гото Предестинация» - название переводится как «Божье предзнаменование». Строительство велось под руководством Федосея Скляева. Корабль спустили на воду 27 апреля 1700 года. Вскоре началась Северная война со Швецией, длившаяся с перерывами более 20 лет. России потребовалось значительно увеличить количество кораблей. Ценой невероятных усилий Петру удалось реконструировать старые верфи и заложить новые.

В 1703 году в устье реки Невы на бывшей шведской территории был основан город Санкт-Питер-бурх. Через год началось строительство Адмиралтейской верфи, впоследствии получившей название «Главное Адмиралтейство». Уже в 1706-м здесь начали выпускать военные корабли. В 1709 году на Адмиралтейской верфи был заложен трехмачтовый 54-пушечный корабль, имевший длину 40 метров. Судно было спущено на воду через три года и получило название «Полтава» в память о победе над шведами в знаменитой битве Северной войны.

Осенью этого же года в Адмиралтействе началось строительство двухпалубного корабля «Ингерманланд», оснащенного 64 пушками. Свое название он получил в честь отвоеванной у шведов русской земли, на которой и был заложен Петербург. Постройка судна завершилась в 1715 году. Экипаж корабля состоял из 450 человек. Так начала сбываться мечта первого императора России. Со временем отечественные корабли превзошли по своим характеристикам иностранные суда, стали более надежными и боеспособными. Всего за годы правления Петра I построено 1100 кораблей.