Краткое содержание поэмы 12 по главам.

ДВЕНАДЦАТЬ

Поэма начинается с описания темного зимнего вечера. Дует такой сильный ветер, что сбивает с ног.

Кажется, что нигде от него нельзя спрятаться. Метет метель, роняя на землю белый снег. Снег при­крывает лед, скользящий под ногами и затрудняю­щий движение. Между двумя зданиями протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» На него со слезами смотрит старушка, подсчиты­вая, сколько портянок вышло бы раздетым ребя­тишкам из такого огромного лоскута. Она перехо­дит через сугроб, ругая большевиков.

Мороз крепчает, что заставляет буржуя на пе­рекрестке прятать нос в воротник. Тут же какой- то длинноволосый (должно быть, писатель) рассуж­дает о том, что Россия погибла.

За сугробами прячется невеселый поп, вспоми­ная, как раньше гордо нес свое брюхо с сияющим крестом на народ.

На льду растянулась барыня в каракуле. А ве­тер, злой и веселый, продолжает крутить подолы прохожих и трепать большой плакат. Проходит группа людей с собрания. Улица пустеет, на ней остается один бродяга.

Появляется группа военных из двенадцати че­ловек: «В зубах - цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз!» Военные разговари­вают о Ваньке, который стал солдатом и с кото­рым гуляет Катька. Кругом свобода без креста:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Спешащие военные - это красногвардейцы, которые в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями все же способны раздуть мировой пожар на горе всем буржуям. По улице летит лихач. Вань­ка с физиономией дурацкой, в солдатской шине­ли, закручивая черный ус, катается с Катькой на санях. Эта женщина в лучшие свои времена гуля­ла с офицерами, ела шоколад, а сейчас опустилась до солдат. Катька ведет насыщенную и довольно опасную жизнь: у нее на шее шрам от ножа, под грудью свежая царапина. Однако мужчины без ума от ее ножек, поэтому она часто оказывается в центре всевозможных скандальных историй.

Лихач налетает на красногвардейцев, начина­ется перестрелка, поскольку один из красногвар­дейцев узнает в девице свою любимую. Катьку случайно убивают. Лихач мчится прочь. Красно­армейцы как ни в чем не бывало продолжают свой путь, оставляя женщину на снегу. Только убийца Катьки Петруха невесел. Он рассказывает това­рищам, как любил женщину. Красногвардейцы успокаивают Петруху и внушают, что сейчас не время разводить нюни. Они призывают его дер­жать себя в руках и «поправить осанку». Доволь­но скоро молодой человек снова вскидывает голо­ву и заметно веселеет. Он думает о том, как будет грабить этажи и погреба, гуляя вместе с такой же, как он, голытьбой:

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку За зазнобушку,

Чернобровушку…

Улица пустынна, уже нет городовых. Только бур­жуй стоит на перекрестке, спрятав нос в воротник. К нему жмется паршивый пес, поджавши хвост. Словно пес, стоит за буржуем старый мир. Опять разыгралась вьюга такая, что за четыре шага ни­кого не видно, однако это не останавливает крас­ногвардейцев:

…И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль,

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

И днем и ночью эти двенадцать человек готовы защищать Россию от незримого врага, заглядывая даже в пустынные переулочки, где «одна пылит пурга». С красным флагом они несут свою службу, ожидая, что проснется лютый враг. Нельзя стано­виться у них на пути. Красногвардейцы никогда не теряют бдительность. Вот показалось, что кто- то впереди, но это только ветер, играющий с крас­ным флагом. Впереди сугроб холодный, кто хоро­нится за ним? Опять никого. Только шелудивый пес ковыляет позади. Красногвардейцы хотят от­вязаться от него, как от воплощения всего ненуж­ного, от воплощения старого мира. Однако пес, ска­ля зубы, не отстает.

Впереди все же кто-то есть. Этот кто-то идет беглым шагом, прячась за дома и размахивая красным флагом. Однако как ни пытаются крас­ногвардейцы, они не могут его ни догнать, ни до­стать пулей. Только эхо от выстрелов отражается в домах, да хохочет в снегах вьюга. Так продолжают идти державным шагом двенадцать красногвар­дейцев. Сзади тащится шелудивый пес. А впереди, с флагом в руках, невидимый за вьюгой и непод­властный пуле, еще один персонаж.

Год выпуска поэмы: 1918

Поэма Блока «12» читать которую в последнее время все активнее начинают любители поэзии, относится к одним из последних произведений автора. Ее относят к попытке переосмысления Октябрьской революции. В ней ощущается усталость автора от двух лет войны, восхищение «мировым пожаром» и трепет перед наступающей немецкой армией. Все это те кто поэму «12» читал, могут найти в ее строках. Такое сочетание вызвало шквал критики со всех сторон и вероятно поэма «Двенадцать» на данный момент остается самым неоднозначным произведением Блока.

Сюжет поэмы «Двенадцать» кратко

Поэма Блока «12» начинается с описания зимних улиц Петрограда. По ним шагает отряд красноармейцев в составе 12 человек. Они обсуждают своего сослуживца Ваньку, который бросил революционную деятельность, чтоб связаться с бывшей проституткой Катькой. Неожиданно отряд сталкивается с санями, на которых едет Ванька и Катька. Отряд атакует сани, в результате чего Ванька уезжает, но Катька получает пулю. Петька, который произвел смертельный выстрел, печалится, но отряд не осуждает его.

Дальше вы можете в поэме Блока «12» читать, как отряд продолжает движение. Увязавшегося за отрядом пса отгоняют штыками. Вдруг впереди появляется неясная тень. Двенадцать атакуют ее, но нечего не могут сделать. Ведь перед ними Иисус Христос. Так и продолжает движение отряд двенадцати с Иисусом Христом впереди и шелудивым псом сзади.

По мнению многочисленных критиков, поэму «Двенадцать» Блок написал в период душевного восхищения революции. Из-за нее многие его друзья отвернулись от него. Так считал недопустимым даже в бреду выдумывать такие поэмы. Сам же Блок всего через несколько лет, лежа на смертном одре, просил уничтожить все рукописи поэмы. Что достаточно показательно, что поэму «12» читать Блок не мог. В этом он всегда просил помочь свою жену, которую водил на концерты шансонье Савоярова. По мнению Блока «12» читать следует именно как Савояров, исполняя роль босяка.

Поэма «Двенадцать» на сайте Топ книг

Популярность поэму Блока «12» читать настолько велика, что это позволило произведению занять высокое место в нашем рейтинге . При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что, по пришествию стольких лет с момента написания, свойственно только действительно знаковым произведениям в литературе.

Поэму Александра Блока «12» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то – “должно быть, писатель – вития” – говорит о преданной России. Среди прохожих – “невеселый товарищ поп”, буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как “злоба”, “грустная злоба”, “черная злоба, святая злоба”.

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого – “пальнем-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую”. По дороге бойцы обсуждают своего приятеля – Ваньку, сошедшегося с “богатой” девкой Катькой, ругают его “буржуем”: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья – лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, “ребята” служат в Красной гвардии. Последний куплет песни – обещание мирового пожара, в котором сгинут все “буржуи”. Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава – слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое – проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле – шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях (“Аль, не вспомнила, холера?”) солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего – “попляши!”, “поблуди!”, “спать с собою положи!”, “согреши!”

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение “чужой девочки”. Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, “революцьонным шагом”. Лишь убийца – Петруха – грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его – “не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой”. Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: “Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба – гуляет нынче голытьба!”

Восьмая глава – путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами – “ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…”.

Глава девятая – романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним – очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой – паршивый пес.

Двенадцать идут дальше – сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, – это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, “без имени святого”, двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным – “и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…”.

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес – старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. “Так идут державным шагом – позади – голодный пес, впереди – с кровавым флагом Исус Христос”.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание поэмы Блока “Двенадцать”

Другие сочинения по теме:

  1. Блок понимал революцию как своего рода наказание правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению...
  2. Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни...
  3. Тема урока: тезис о том, что это произведение не панегирик революции, а попытка понять свою страну и свой народ. Предоставленное...
  4. Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в...
  5. Сочинения по литературе: Значение символических образов в поэме А. Блока “Двенадцать” Поэму Блока “Двенадцать” долгое время считали произведением, посвященным исключительно...
  6. Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы...
  7. Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей...
  8. Сразу же после появления в печати поэма “Двенадцать” стала очень значительным событием литературной и общественной жизни молодой России. Она вызвала...
  9. В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес...
  10. Небольшая поэма “Соловьиный сад” принадлежит к числу наиболее совершенных произведений Блока. Не случайно Блока часто называли певцом “Соловьиного сада”. В...
  11. Таинственное повествование предваряется обращением к Мечте, “воздушной подруге юных дней”, чьим присутствием обещается сладкое воспоминанье. Громобой В незапамятную старину над...

Вариант 1

1
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек. Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
На улице холодно и скользко, прохожие скользят. На канате, протянутом от здания к зданию, протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка не понимает, для чего столько материи использовано зря, из нее можно было сшить ребятишкам что-нибудь полезное. Сетует на то, что «большевики загонят в гроб». Ветер хлесткий, Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. Некто с длинными волосами ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вероятно, это писатель. А вон и долгополый - Сторонкой, за сугроб... Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как, бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?.. Барыня в каракуле говорит другой, что они оплакали, плакали», поскользнулась и упала. Ветер доносит слова проституток о том, что и у них было собрание, на котором они постановили: «на время - десять, на ночь - двадцать пять... И меньше - ни с кого не брать...» По пустой улице, ссутулившись, идет бродяга. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ, гляди в оба!
2
Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! _ Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! В Двенадцать человек разговаривают о том, что Ванька с Катькой сидят в кабаке, ругают Ваньку «буржуем», вспоминают, что раньше он «был наш, а стал солдат». Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую!
3
«Ребята» пошли служить в красной гвардии - Эх, ты, горе-горькое, Сладкое житье, Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови, Господи, благослови!
4
Мчится лихач, в пролетке - Ванька с Катькой, Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус».
5
У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила». Гетры серые носила, Шоколад «Миньон» жрала, С юнкерьем гулять ходила - С солдатьем теперь пошла!
6
Двенадцать нападают на Ваньку и Катьку, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька убегает, Катька остается лежать на снегу. Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
7
Двенадцать идут дальше, все по-прежнему, только у Петрухи, который убил Катьку, бывшую свою девушку, «не видать совсем лица». Остальные его утешают, Петруха отвечает: «Эту девку я любил». Остальные уговаривают его держать «над собой контроль», напоминают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел». Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, - Нынче будут грабежи!. Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба!
8
Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная! Ужь я времячко Проведу, проведу... Ужь я темячко Почешу, почешу... Ужь я семячки Полущу, полущу... Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, Чернобровушку... Упокой, господи, душу рабы твоея... Скучно!
9
Городовых больше нет, не слышно шума, буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес». Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
10
Разыгрывается вьюга, так что за четыре шага ничего не видно. Петруха по этому поводу поминает бога. Остальные поднимают его на смех, говорят: От чего тебя упас Золотой иконостас? Добавляют, что негоже поминать бога, когда руки в Катькиной крови. Шаг держать револьюционный! Близок враг неугомонный! Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ!
11
...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль.
12
Двенадцать идут сквозь вьюгу, замечая кого-нибудь за сугробом или домом, кричат остановиться, угрожают начать стрельбу. стреляют. «И только эхо откликается в домах». Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Иисус Христос.

Вариант 2

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба». Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках. Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога. Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется. Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!» Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!» Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес. Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом […] Исус Христос».

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невесёлый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «чёрная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идёт отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнём-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвёртая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеётся.

Следующая глава - слова Ваньки, обращённые к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооружённые люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остаётся лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идёт дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвящённый гибели старого мира. Вместо городового на перекрёстке стоит мёрзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пёс.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твёрдо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пёс - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идёт впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пёс, впереди - с кровавым флагом <…> Исус Христос».

Вы прочитали краткое содержание поэмы Двенадцать. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.