Александр блок был поэтом. Главные достижения поэта Александра Блока

Александр Блок родился в в Санкт-Петербурге 16/28 ноября 1880года. Совместная жизнь родителей маленького Саши не сложилась, его мать Александра Андреевна ушла от своего мужа Александра Львовича.

Детство Саши прошло в Петербурге, и каждое лето он ездил к деду (по линии матери) в имение Шахматово, что находится в Подмосковье. Дед мальчика был известным учёным, ректором Петербургского университета, а звали его - Андрей Николаевич Бекетов.

Саша рано начал писать стихи, ему было 5 лет. В гимназию пошёл в 9 лет. Он много и увлечённо читал, издавал детские рукописные журналы. В юности с друзьями ставил любительские спектакли. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1898г).

Через три года перевёлся на историко-филологический факультет. В свои студенческие годы, Александр был далёк от политики, его увлечением была древняя философия.

В 1903 году он женился на дочери а - Любовь Дмитриевне. Ей он посвятил свой первый сборник стихов - «Стихи о прекрасной даме». В начале творческого пути увлечение философией даёт о себе знать. Его стихи о вечной женственности, о душе. Александр Блок романтик и символист.

И революция в России изменяют тематику стихов Блока. Он видел в революции разрушение, но к восставшему народу выражал симпатии. Он стал писать стихи о , природе, стихи о войне звучат трагично.

В 1909 г похоронив отца, поэт начал работу над поэмой «Возмездие». Поэму писал до конца своей жизни, но не завершил её. Нищета, бедность и неблагополучие, всё это волновало Блока, он переживал за общество. Верил, что всё в России будет хорошо, будущее будет прекрасным.

В 1916 году, его призвали в армию. Служил он табельщиком на строительстве дорог, и участия в боевых действиях не принимал. В марте 17года вернулся домой. В 1918 году увидят свет поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция». Эти произведения создали славу большевика Блоку. Ну, а сам он думал, что революция принесёт в жизнь справедливые новые отношения, верил в это. А когда началась , очень разочаровался и чувствовал большую ответственность за свои произведения 18года.

В последние годы жизни, почти не пишет стихи, он выступал как критик, публицист. Умер Александр Блок 7 августа 1921 года в .

Мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году , получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Свои стихи Блок начал сочинять в юном возрасте: от стихотворения к стихотворению его талант только становился крепче. Первые стихи были навеяны картинами Васнецова, изображающими вещих птиц древнерусских легенд: Сирина, Алконоста, Гамаюна. А если смотреть более глубоко, то эти стихи были о жизни, о времени, о Родине и России: только говорят они об этом крупно и символически.

После революции в творчестве поэта вырисовывается тема двух Россий: самодержавной и народной. Россия для поэта – это огромное, родное существо, подобное человеку, но более уютное и ласковое. Все произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране: поэтому ему слишком тяжело даются события революции. Голод, нищета и разгром вызывают у Блока неприязнь к лирике: и он начинает творить только сатирические стихи с ядовитой насмешкой.

В пьесах (драмах) которые увидели свет в это время, чувствуется горькое разочарование от несовершенства мира и обманутых надежд.

Писал Александр Блок и произведения исторического характера: самые известные из них — это стихотворения цикла «Куликовская битва». Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод поразмышлять о настоящем и будущем России.

Но самые лучшие его стихотворения посвящены Прекрасной Даме, к которой стремится рыцарь (инок, юноша, поэт). За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, стремление к идеалу, красоте и много других оттенков. Даже описания природы даны не сами по себе. Заря, звезды и солнце – это синонимы Прекрасной Дамы, утро и весна – время надежды на встречу, зима и ночь – разлука и зло. Темой любви пронизано все творчество поэта.

Известный поэт Серебряного века также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из которых вошли в сборники стихов для детей.

Творчество Блока многогранно: он писал об Италии и Петербурге, о и поэзии, о времени и смерти, о музыке и дружбе. Посвящал свои стихи матери, Богу, женщине, Пушкину, Шахматову, Менделеевой. Посмотрите лирические произведения на этой странице – и выберите те, которые разбудят душу и подарят наслаждение Словом.

Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов,- профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима - офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето - в бекетовском подмосковном имении Шахматове.

В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. “Список ее трудов громаден”,- вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).

Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом “пути”. На эту ее особенность указывал и сам Блок.

Повторимся, что в 1910-1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918-1921), хотя внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов (“стран души”, по выражению поэта). В предисловии к первому изданию “Собрания стихотворений” Блок подчеркивал единство своего замысла: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т. е. цикла.- Ред.); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”...” А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: “...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..,)”.

В первый том (1898-1903) вошли три цикла. Первый из них - “Ante lucem” (“До света”) - как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к жизни. На одном полюсе - мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши: “Я стар душой. Какой-то жребий черный - // Мой долгий путь”. Или: “Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю”. Зато на другом - тяга к жизни, приятие ее:

Я стремлюсь к роскошной воле,

Мчусь к прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне,-

и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:

Но к пели близится поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой...

Центральный цикл первого тома - “Стихи о Прекрасной Даме”. Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Соловьевские идеи “двоемирия”, сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, “земная” женщина. “Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова”. Герой видит ее “каждый день издалека”. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ “Девы”, “Зари”, “Величавой Вечной жены”, “Святой”. “Ясной”, “Непостижимой”... То же можно сказать и о герое цикла. “Я и молод, и свеж, и влюблен”,- вполне “земная” самохарактеристика. А далее он же “безрадостный и темный инок” или “отрок”, зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как “призрачные”, “неведомые тени” или “неведомые звуки”, “надежды нездешние” или “нездешние видения”, “красота неизреченная”, “непостижимая тайна”, “грусть несказанных намеков” и т. п.

Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философскии миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды - и сомнения в них, ожидание любви - и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы - и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”).

Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием “Распутья”. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с “повседневностью”, внимание к людскому горю, социальная проблематика (“Фабрика”, “Из газет”, “По берегу плелся больной человек...” и др.). “Распутья” намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Лирика второго тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для него той “тезой”, от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, “стихию”, вступающую в конфликт с “несмутимой” Душой Мира, как “антитезу”, противостоящую “тезе”, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому - цикл “Пузыри земли”. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению “низменной” природы: “вечности болот”, “ржавых кочек и пней”, фантастических сказочных тварей, их населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим “болотным попиком”:

Душа моя рада

Всякому гаду

И всякому зверю

И о всякой вере,-

признавая закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить “своего полевого Христа”.

В последующих двух циклах (“Разные стихотворения” и “Город”) охват явлений действительности неизмеримо расширяется. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. В той или иной степени эта позиция отражена в стихотворениях “Шли на приступ. Прямо в грудь...”, “Поднимались из тьмы погребов...”, “Митинг”, “Сытые” и др. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным оказаться в их рядах:

Вот они далёко,

Весело плывут.

Только вас с тобою,

Верно, не возьмут!

(Барка жизни стала...)

На такой щемящей ноте начинает звучать в лирике Блока одна из главных для него проблем - народ и интеллигенция.

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, в названных циклах отражены и многие другие стороны многообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Но особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает “широкоохват-ный” образ родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В первом из них (“Осенняя воля”, 1905) отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. В стихотворении “Родина” Лермонтов назвал свою любовь к отчизне “странной”, потому что она расходится с традиционным “патриотизмом”. Ему были дороги “не слава, купленная кровью”, а “степей холодное молчанье” и “дрожащие огни печальных деревень”. Такова же и любовь Блока: “Над печалью нив твоих заплачу, // Твой простор навеки полюблю...”,- с той, пожалуй, разницей, что она у него более интимная, более личная. Не случайно образ родины “перетекает” здесь в образ женщины (“И вдали, вдали призывно машет // Твой узорный, твой цветной рукав”),- прием, который будет повторяться и в более поздних стихотворениях Блока о родине. Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий “знакомым” путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто “умирает, не любя”, но кто стремится к слиянию с родиной: “Приюти ты в далях необъятных! // Как и жить и плакать без тебя!”

Жизнь одного из самых знаменитых поэтов Серебряного века – Александра Блока, представляет собой ряд необыкновенных событий. В каком-то смысле она перекликается с творческой биографией его великой современницы – .

Впрочем, после Первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились.

Началом активного творчества Блока является период с 1900-1901 гг. В это время Александр становится истинным поклонником творчества Афанасия Фета и Владимира Соловьева, сыгравшего немалую роль в биографии Блока вообще, и формировании его личности в частности.

Помимо этого, Блоку довелось повстречаться с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в издательстве которых, под названием «Новый путь», Александр Александрович впервые начал печататься.

В начале творческого пути Блок испытывал интерес к литературному символизму. Это направление, повлиявшее на все виды культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам и любовью к таинственности.

После того, как Блок стал печататься в «Новом пути», его произведения начали опубликовывать и в московском альманахе «Северные цветы».

Блок постоянно посещал кружок молодых почитателей Владимира Соловьева, проходивший в Москве. В роли своеобразного руководителя данного кружка был молодой поэт Андрей Белый.

Все члены литературного кружка восхищались творчеством Блока, с которым очень сильно сдружился и сам Белый. Впрочем, это и неудивительно, ведь он был горячо влюблен в жену Александра Блока.

В 1903 г. печатается целый цикл произведений Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Три стиха молодого поэта были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета.

В своих трудах, Блок рассматривал женщину, как источник чистоты и света. Также он рассуждал над тем, насколько подлинное любовное чувство может сближать отдельного человека с мировым целым.

Революция 1905-1907 гг.

Революционные события стали для Александра Блока олицетворением стихийной и хаотичной природы бытия, и довольно сильно повлияли на его биографию вообще, и творческие взгляды в частности. Любовная лирика отошла на второй план.

Александр Александрович проявил себя и в роли драматурга, когда написал свою первую пьесу «Балаганчик». Она была поставлена на театральной сцене в 1906 г.

Несмотря на то, что Блок любил свою супругу, он позволял себе проявлять чувства и к другим женщинам. Например, он испытывал страсть к актрисе Н. Н. Волоховой. Образ этой девушки лег в основу многих его философских стихов.

Это ей Блок посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная маска», а также именно с нее он списывал героинь пьес «Король на площади» и «Песня Судьбы».

Справедливости ради нужно заметить, что жена Блока тоже позволяла себе увлечения. Интересен факт, что на почве этого у Блока возник острый конфликт с Андреем Белым.

В конце первого десятилетия 20 века, основной темой работ Александра Александровича была проблема соотношения простого народа и интеллигенции в социуме.

В стихотворениях, написанных в данный период, можно заметить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реальной жизни.

При этом Блок сравнивал свою Родину с образом любящей супруги, в результате чего его патриотические стихи приобрели особенную и глубокую индивидуальность.

Отказ от символизма

В 1909 г. в биографии Александра Блока произошло сразу две трагедии: умер его отец и новорожденный ребенок от супруги Любови Дмитриевны.

Чтобы отойти от потрясений, он вместе с женой уезжает в Италию. Это поездка заставила поэта переосмыслить жизненные ценности. О его внутренней борьбе повествует цикл «Итальянские стихи», а также заметки из книги «Молнии искусства».

В результате долгих размышлений, Блок пришел к выводу о том, что символизм утратил для него интерес и теперь его больше привлекает самоуглубление и «духовная диета».

В связи с переменами в его творческой биографии, он концентрируется на серьезных литературных трудах и все реже занимается публицистической работой. Более того, он практически совсем не появляется на светских мероприятиях.

В 1910 г. поэт начал сочинять поэму «Возмездие» окончить, которую у него так и не получилось.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов:

Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) – невылазная грязь, прежде всего – физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции.

В этом же году он издает собрание сочинений в 3 томах.

Летом 1913 г. Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях:

Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну – Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питьё (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне)…

В 1912-1913 гг. из-под его пера выходит знаменитая пьеса «Роза и Крест».

Октябрьская революция

В этот период многие известные поэты и писатели того времени такие, как , Анна Ахматова, Дмитрий Мережковский и другие, очень отрицательно отнеслись к приходу большевиков.

Однако Блок не видел ничего плохого в Советской власти и даже согласился сотрудничать с ней. Благодаря этому имя известного поэта, беспрерывно использовалось новыми государственными лидерами в корыстных целях.

В это время Блок пишет стихотворение «Скифы» и знаменитую поэму «Двенадцать».

Личная жизнь

Единственной женой в биографии Блока была Любовь Менделеева, которую он искренне любил. Жена была для него поддержкой и источником вдохновения.


Александр Блок и его жена — Менделеева Любовь Дмитриевна

Однако представление о браке у писателя было достаточно своеобразным. Например, он был категорически против интимной близости, воспевая духовную любовь и чувства.

Также для Блока было вполне естественным влюбляться в других женщин, хотя единственной его любовью продолжала оставаться только его супруга. Впрочем, жена Блока также позволяла себе заводить романы с другими мужчинами.

К сожалению, в семье Блоков потомства так и не появилось. И хотя Любовь родила Александру одного ребенка, он оказался слабым и очень скоро умер.

Смерть поэта

После Октябрьской революции жизнь поэта пошла на спад, как в духовном, так и физическом отношении. Перегруженный разной работой и не принадлежащий сам себе, он стал часто болеть.

У него появилась астма, сердечно сосудистые болезни, а также начались психические расстройства. В 1920 г. Блок заболел цингой.

7 августа 1921 г., из-за бесконечных болезней и финансовых трудностей, Александр Александрович Блок умер в своей санкт-петербургской квартире. Причиной смерти поэта стало воспаление сердечных клапанов. Блок был захоронен на Смоленском православном кладбище.

Незадолго до своей смерти, он старался получить разрешение на выезд за границу для лечения. Однако выхлопотать разрешение, которого добивался сам , так и не получилось.

Александр Блок считается одним из самых значимых фигур в русской поэзии, внесший весомый вклад в культурное наследие своего народа.

Если вам понравилась краткая биография Блока – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.