1 3 5 1 3
1. Работа в учебнике.
1.Упр. 167. Выполняется под руководством учителя:
– чтение слов;
– выяснение лексического значения;
– называние приставки в слове;
– наблюдение: почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ (в словах пояснил , выезд и др. приставка оканчивается на согласный);
– списывание;
– обозначение изученных орфограмм;
– проверка.
2.Ученики читают слова-синонимы в рамке после упр. 167, объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно составляют предложения с этими словами.
– Как называются слова, которые имеют близкое значение, но различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.)
– Рассмотрите рисунок на с. 136. Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке? (Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо.)
3.Упр. 168 – ознакомительное чтение учениками текста про себя.
Вопросы после чтения:
– О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в рамке?
Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у глагола втолковать , который употребляется в разговорной речи, в быту.
Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения:
«очень подробно и доступно объяснить».
– Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста. (Последний абзац.)
– Выполните самостоятельно письменные задания.
Взаимопроверка .
4.Упр. 169. Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка. Учитель
обращает внимание на перенос слов с разделительными ь , ъ .
Запись: объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью .
Упр. 170. Диктант с подготовкой и самопроверкой.
Методическая рекомендация : обратить внимание на слова в рамке, смысловую общность между ними. Это упражнение используется как подготовительное для следующего упражнения по исправлению (редактированию) текста.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Работа по развитию речи – редактирование текста.
Упр. 171.
Цель работы – редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами. Неоправданно повторяется слово простор .
– Какими синонимами можем заменить слово простор ? В каких предложениях? (Во 2-м предложении слово простор можно заменить словом приволье , в 3-м – раздолье .)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь, 6 класс
Цели: повторить правило о правописании ъ и ь; ознакомить учащихся с обозначением орфограммы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Ватер – water – водяной (англ., голланд .).
Ватерлиния, ватерпас, ватермашина, ватерполо, кильватер.
Ведьма (исторически от ведь/м/а, от ведать ).
Задание. С одним из слов составить предложение, записать, выделить грамматическую основу, обозначить части речи.
III. Орфографическая разминка .
Работа ведется в тетрадях и у доски.
Звезды блещут, речь певучая, щебечут чижи, колючие ежи, прыгать с парашютом, зайти в чащу, решение жюри, прочитать брошюру, щупальце краба, любить животных.
Задание. Подчеркните и объясните встретившиеся орфограммы.
IV. Запись слов под диктовку.
– Что общего в данных словах?
V. Повторение орфограммы п.16, с 86-87.
– Какие буквы не обозначают звуков? Какова их функция? Что значит: разделительные ъ и ь?
VI. Закрепление.
1. Выполнение упражнений 233,234,235 проверка.
2. Объяснительный диктант с графическим выделением орфограммы 236.
Сэкономим сырье, необъятные степи, разъяренный зверь, безъязыкий колокол, трехъязычный словарь, обезьяний мех, съемки в павильоне, зарасти бурьяном, сузить рамки, подъехал к дому.
VII. Игра «Угадай знак».
Для проведения игры у каждого учащегося есть две карточки: одна с ь , другая с ъ . Учитель называет слова, ученик показывает нужную букву. Задействован либо весь класс, либо группа учащихся.
В ъ ехал, солов ь и, с ъ ежился, об ъ яснить, л ь ется, раз ъ единить, л ь ю, кол ь я, в ь юга, бар ь ер, пис ь мо, об ъ емный, об ъ единение, об ъ яснение, раз ъ езд.
– Какое слово не связано с данной орфограммой (п исьмо.)
Домашнее задание: упражнение 56, орфограмму № 6 выучить.
I . Разделительные Ъ и Ь
Вид орфограммы |
Условие |
Примеры |
Разделительный Ъ |
После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я |
В ъ е зд, под ъ ё м, об ъ я вление, с ъ е хидничать, раз ъ я риться, об ъ е горить, раз ъ ё мный, без ъ я зычный, меж ъ я русный |
После иноязычных приставок на согласный (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс-) перед Е, Ю, Я |
Пан ъ е вропейский, ад ъ ю тант, ад ъ ю нктура, диз ъ ю нкция, ин ъ е кция, кон ъ ю нктура, кон ъ ю нктивит, суб ъ е кт. |
|
После числительных двух-, трех-, четырех- перед -Я |
Двух ъ я русный, трех ъ я русный, четырех ъ я русный |
|
В некоторых фамилиях типа Под ъ япольский |
||
В слове из ъ ян |
||
В середине слова (не после приставки) в заимствованных словах |
Фельд ъ егерь |
|
В сложносокращенных словах типа Главюрист, иняз, детясли, оргединица буква ъ не пишется |
||
В сложных словах, пишущихся через дефис, типа тред-юнион буква ъ не пишется |
||
Разделительный Ь |
В корнях, суффиксах и окончаниях перед Е, Ё, Ю, Я, И |
Бар ь е р, лис ь и , кост ь ю , бур ь я н, фортеп ь я но (написание фортепиано является устаревшим) |
В иноязычных словах перед О - |
Бул ь о н, павил ь о н, шампин ь о н |
|
В слове под ь ячий (от слова дьяк) |
||
В слове интер ь ер пишется ь (здесь интер- не является приставкой) |
II . Ь для обозначения мягкости согласного
III . Ь в разных частях речи
Часть речи |
Мягкий знак пишется |
Мягкий знак не пишется |
Имя существ. |
1.В третьем склонении Например: мелоч ь , помощ ь |
1.Во втором склонении после шипящих. Например: луч, плащ 2.В женском роде в родительном падеже во множественном числе Например: множество дач, из-за туч |
Имя прилагат. |
1. В прилагательных, образованных от названия месяцев (кроме январский) Например: июн ь ский, сентябр ь ский, октябр ь ский, ноябр ь ский, декабр ь ский |
1.После шипящих в кратких именах прилагательных. Например: свеж, хорош, текуч, могуч |
Имя числительн. |
1.В именах числительных ПЯТ Ь ДЕВЯТНАДЦАТ Ь , ДВАДЦАТ Ь , ТРИДЦАТ Ь Ь пишется на конце. 2.В именах числительных ПЯТ Ь ДЕСЯТ ВОСЕМ Ь ДЕСЯТ, ПЯТ Ь СОТ ДЕВЯТ Ь СОТ Ь пишется в середине, между двумя основами. |
|
Глагол |
1.В инфинитиве перед СЯ, а также после шипящих. Например: улыбат ь ся, береч ь , береч ь ся. 2.Во 2-м лице единственного числа. Например: гуляеш ь , улыбнеш ь ся 3.В повелительном наклонении. Например: нареж ь те, приготов ь те |
1.В 3-м лице единственного числа перед СЯ. Например: улыбается, улыбнется |
Наречие |
1.После шипящих, кроме исключений. Например: лиш ь , проч ь , настеж ь |
1. ИСКЛЮЧЕНИЯ : уж, замуж, невтерпеж |
;font-family:"Arial";display:none">Начало формы
;font-family:"Arial";display:none">Конец формы
Тип урока: обобщающий.
Цели: Обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию умения находить орфограммы-буквы ъ и ь, графически обозначать их, писать слова с данными орфограммами.
2. Создать условия для дальнейшего овладения учащихся русским языком на основе работы со словосочетанием, предложением и текстом, обогащения словарного запаса.
3.Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса учащихся.
4.Способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке.
Оборудование урока : мультимедийный проектор; компьютер; экран; карточки с заданиями по группам.
Ход урока.
1. -Ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.
II . Самоопределение к деятельности
Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)
Судя, вюга, семя, друзя, полозя
отехать, обяснить, подём, вехал
Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.
Кто может назвать тему урока?
А кто сможет сформулировать цель нашего урока?
(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)
Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак? Слайд 1
(Ученики вставляют нужные буквы в слова)
III .Чистописание
Нам предстоит много писать, давайте немного подготовим руку!
1.Самомассаж рук.
1)Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2)При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3)Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4)Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.
2.- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.
-
Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки.
-Пропишите строку
буквами ъ и ь.
Выполняя
задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.
- Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке:
бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)
Все ли из них можно встретить в словах русского языка?(оъ, ъп)
Объясните свой выбор.
(Отмеченные буквосочетания стираются)
- Запишите оставшиеся буквосочетания.
IV Работа по теме урока.
1. Игра «Замени одним словом». ( Читает учитель,ученики записывают слова)
Метель, пурга (вьюга)
Сообщить о чём-то (объявить)
Сжался, скорчился (съёжился)
Товарищи, приятели (друзья)
Спуск с горы (съезд)
Приблизится к чему-либо (подъехать)
Проверка. Слайд 2
2-Скоро начнутся зимние каникулы. Чем можно заниматься на каникулах?
-О каких правилах необходимо помнить во время зимних прогулок:
Рассказ учителя.
Прогулки на природе, особенно во время школьных каникул, приносят нам немало положительных эмоций. Зимой мы с удовольствием катаемся на лыжах и коньках, играем в снежки, летом - гуляем в парке или саду, загораем, купаемся на озере или речке.
К сожалению, не всегда такие прогулки могут закончиться благополучно. Если не соблюдать во время прогулок определенных правил безопасности , то можно получить травмы, ушибы, обморожения и другие неприятности.
Напомним несколько простых и всем знакомых правил :
Во время зимних прогулок:
- Необходимо надевать на прогулку одежду по сезону и застегиваться на все пуговицы еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;
- Ходить нужно посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками;
- Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;
- Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;
- Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место.
3.-Отгадайте загадку:
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)
Сейчас вы прочитаете стихотворение и выпишите слова по теме урока.
Слайд 3
Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом .
Взаимопроверка тетрадей.
4. Физкультминутка.
Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики и изображают спуск на лыжах с горы. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки и изображают подъем на лыжах в гору.
Объявление (мальчики)
Воробьи (девочки)
подъезд (мальчики)
съемка (мальчики)
семья (девочки)
колья (девочки)
съехал (мальчики)
5. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.
Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Слайд 4
Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.
1 группа восстанавливает деформированный текст.
Лыжные соревнования.
Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.
Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.
(Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)
2 группа составляет текст, используя словосочетания:
объявил о соревнованиях
объяснил правила
началась гонка
подъём впереди
подъехали к финишу
3 группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.
(Возможное дополнительное задание: звуко-буквенный разбор одного из слов текста.)
Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы можно поручить проверить ученикам 3 группы.
6.(Резервное задание)
Подбери и запиши по 5 слов с разделительным Ъ и разделительным Ь. Обозначь эти орфограммы. Если есть затруднения можете выбрать слова, которые вам даны на экране. Слайд 5
Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я. (Взаимопроверка, объяснение написания слов в парах)
V. Итог урока.
Рефлексия
У меня получилось…..
Больше всего мне понравилось….
Я смог правильно….
Для меня самым трудным было…
Для меня самым интересным было…
Выставление оценок
Домашнее задание
Из отрывка вашей любимой книги выбрать и записать слова с разделительным ъ и ь знаками.
Слайд 2
вьюга
объявить
съёжился
друзья
съезд
Подъехать
Слайд 3
Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз пот
Слайд 5
Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я.