Методическая копилка. Тема: «Правописание слов с ъ и ь

1 3 5 1 3

1. Работа в учебнике.

1.Упр. 167. Выполняется под руководством учителя:

– чтение слов;

– выяснение лексического значения;

– называние приставки в слове;

– наблюдение: почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ (в словах пояснил , выезд и др. приставка оканчивается на согласный);

– списывание;

– обозначение изученных орфограмм;

– проверка.

2.Ученики читают слова-синонимы в рамке после упр. 167, объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно составляют предложения с этими словами.

– Как называются слова, которые имеют близкое значение, но различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.)

– Рассмотрите рисунок на с. 136. Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке? (Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо.)

3.Упр. 168 – ознакомительное чтение учениками текста про себя.

Вопросы после чтения:

– О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в рамке?

Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у глагола втолковать , который употребляется в разговорной речи, в быту.

Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения:

«очень подробно и доступно объяснить».

– Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста. (Последний абзац.)

– Выполните самостоятельно письменные задания.

Взаимопроверка .

4.Упр. 169. Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка. Учитель

обращает внимание на перенос слов с разделительными ь , ъ .

Запись: объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью .

Упр. 170. Диктант с подготовкой и самопроверкой.

Методическая рекомендация : обратить внимание на слова в рамке, смысловую общность между ними. Это упражнение используется как подготовительное для следующего упражнения по исправлению (редактированию) текста.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Работа по развитию речи – редактирование текста.

Упр. 171.

Цель работы – редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами. Неоправданно повторяется слово простор .

– Какими синонимами можем заменить слово простор ? В каких предложениях? (Во 2-м предложении слово простор можно заменить словом приволье , в 3-м – раздолье .)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь, 6 класс

Цели: повторить правило о правописании ъ и ь; ознакомить учащихся с обозначением орфограммы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Ватер – water – водяной (англ., голланд .).

Ватерлиния, ватерпас, ватермашина, ватерполо, кильватер.

Ведьма (исторически от ведь/м/а, от ведать ).

Задание. С одним из слов составить предложение, записать, выделить грамматическую основу, обозначить части речи.

III. Орфографическая разминка .

Работа ведется в тетрадях и у доски.

Звезды блещут, речь певучая, щебечут чижи, колючие ежи, прыгать с парашютом, зайти в чащу, решение жюри, прочитать брошюру, щупальце краба, любить животных.

Задание. Подчеркните и объясните встретившиеся орфограммы.

IV. Запись слов под диктовку.

– Что общего в данных словах?

V. Повторение орфограммы п.16, с 86-87.

– Какие буквы не обозначают звуков? Какова их функция? Что значит: разделительные ъ и ь?

VI. Закрепление.

1. Выполнение упражнений 233,234,235 проверка.

2. Объяснительный диктант с графическим выделением орфограммы 236.

Сэкономим сырье, необъятные степи, разъяренный зверь, безъязыкий колокол, трехъязычный словарь, обезьяний мех, съемки в павильоне, зарасти бурьяном, сузить рамки, подъехал к дому.

VII. Игра «Угадай знак».

Для проведения игры у каждого учащегося есть две карточки: одна с ь , другая с ъ . Учитель называет слова, ученик показывает нужную букву. Задействован либо весь класс, либо группа учащихся.

В ъ ехал, солов ь и, с ъ ежился, об ъ яснить, л ь ется, раз ъ единить, л ь ю, кол ь я, в ь юга, бар ь ер, пис ь мо, об ъ емный, об ъ единение, об ъ яснение, раз ъ езд.

– Какое слово не связано с данной орфограммой (п исьмо.)

Домашнее задание: упражнение 56, орфограмму № 6 выучить.

I . Разделительные Ъ и Ь

Вид орфограммы

Условие

Примеры

Разделительный Ъ

После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я

В ъ е зд, под ъ ё м, об ъ я вление, с ъ е хидничать, раз ъ я риться, об ъ е горить, раз ъ ё мный, без ъ я зычный, меж ъ я русный

После иноязычных приставок на согласный (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс-) перед Е, Ю, Я

Пан ъ е вропейский, ад ъ ю тант, ад ъ ю нктура, диз ъ ю нкция, ин ъ е кция, кон ъ ю нктура, кон ъ ю нктивит, суб ъ е кт.

После числительных двух-, трех-, четырех- перед -Я

Двух ъ я русный, трех ъ я русный, четырех ъ я русный

В некоторых фамилиях типа Под ъ япольский

В слове из ъ ян

В середине слова (не после приставки) в заимствованных словах

Фельд ъ егерь

В сложносокращенных словах типа Главюрист, иняз, детясли, оргединица буква ъ не пишется

В сложных словах, пишущихся через дефис, типа тред-юнион буква ъ не пишется

Разделительный Ь

В корнях, суффиксах и окончаниях перед Е, Ё, Ю, Я, И

Бар ь е р, лис ь и , кост ь ю , бур ь я н, фортеп ь я но (написание фортепиано является устаревшим)

В иноязычных словах перед – О -

Бул ь о н, павил ь о н, шампин ь о н

В слове под ь ячий (от слова дьяк)

В слове интер ь ер пишется ь (здесь интер- не является приставкой)

II . Ь для обозначения мягкости согласного

III . Ь в разных частях речи

Часть речи

Мягкий знак пишется

Мягкий знак не пишется

Имя существ.

1.В третьем склонении

Например: мелоч ь , помощ ь

1.Во втором склонении после шипящих.

Например: луч, плащ

2.В женском роде в родительном падеже во множественном числе

Например: множество дач, из-за туч

Имя прилагат.

1. В прилагательных, образованных от названия месяцев (кроме январский)

Например: июн ь ский, сентябр ь ский, октябр ь ский, ноябр ь ский, декабр ь ский

1.После шипящих в кратких именах прилагательных.

Например: свеж, хорош, текуч, могуч

Имя числительн.

1.В именах числительных ПЯТ Ь – ДЕВЯТНАДЦАТ Ь , ДВАДЦАТ Ь , ТРИДЦАТ Ь Ь пишется на конце.

2.В именах числительных ПЯТ Ь ДЕСЯТ – ВОСЕМ Ь ДЕСЯТ, ПЯТ Ь СОТ – ДЕВЯТ Ь СОТ Ь пишется в середине, между двумя основами.

Глагол

1.В инфинитиве перед –СЯ, а также после шипящих.

Например: улыбат ь ся, береч ь , береч ь ся.

2.Во 2-м лице единственного числа.

Например: гуляеш ь , улыбнеш ь ся

3.В повелительном наклонении.

Например: нареж ь те, приготов ь те

1.В 3-м лице единственного числа перед –СЯ.

Например: улыбается, улыбнется

Наречие

1.После шипящих, кроме исключений.

Например: лиш ь , проч ь , настеж ь

1. ИСКЛЮЧЕНИЯ : уж, замуж, невтерпеж

;font-family:"Arial";display:none">Начало формы

;font-family:"Arial";display:none">Конец формы

Тип урока: обобщающий.

Цели: Обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков.

Задачи:

1. Продолжить работу по формированию умения находить орфограммы-буквы ъ и ь, графически обозначать их, писать слова с данными орфограммами.

2. Создать условия для дальнейшего овладения учащихся русским языком на основе работы со словосочетанием, предложением и текстом, обогащения словарного запаса.

3.Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса учащихся.

4.Способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке.

Оборудование урока : мультимедийный проектор; компьютер; экран; карточки с заданиями по группам.

Ход урока.

I . Организационный момент

1. -Ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

II . Самоопределение к деятельности

Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)

Судя, вюга, семя, друзя, полозя

отехать, обяснить, подём, вехал

Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

Кто может назвать тему урока?

А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак? Слайд 1

(Ученики вставляют нужные буквы в слова)

III .Чистописание

Нам предстоит много писать, давайте немного подготовим руку!

1.Самомассаж рук.
1)Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2)При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3)Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4)Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

2.- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

- Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки.
-Пропишите строку
буквами ъ и ь. Выполняя задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.

- Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке:

бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)

Все ли из них можно встретить в словах русского языка?(оъ, ъп)

Объясните свой выбор.

(Отмеченные буквосочетания стираются)

- Запишите оставшиеся буквосочетания.

IV Работа по теме урока.

1. Игра «Замени одним словом». ( Читает учитель,ученики записывают слова)

Метель, пурга (вьюга)

Сообщить о чём-то (объявить)

Сжался, скорчился (съёжился)

Товарищи, приятели (друзья)

Спуск с горы (съезд)

Приблизится к чему-либо (подъехать)

Проверка. Слайд 2

2-Скоро начнутся зимние каникулы. Чем можно заниматься на каникулах?

-О каких правилах необходимо помнить во время зимних прогулок:

Рассказ учителя.

Прогулки на природе, особенно во время школьных каникул, приносят нам немало положительных эмоций. Зимой мы с удовольствием катаемся на лыжах и коньках, играем в снежки, летом - гуляем в парке или саду, загораем, купаемся на озере или речке.

К сожалению, не всегда такие прогулки могут закончиться благополучно. Если не соблюдать во время прогулок определенных правил безопасности , то можно получить травмы, ушибы, обморожения и другие неприятности.

Напомним несколько простых и всем знакомых правил :

Во время зимних прогулок:

  • Необходимо надевать на прогулку одежду по сезону и застегиваться на все пуговицы еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;
  • Ходить нужно посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками;
  • Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;
  • Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;
  • Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место.

3.-Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

Сейчас вы прочитаете стихотворение и выпишите слова по теме урока.

Слайд 3

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом .

Взаимопроверка тетрадей.

4. Физкультминутка.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики и изображают спуск на лыжах с горы. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки и изображают подъем на лыжах в гору.

Объявление (мальчики)

Воробьи (девочки)

подъезд (мальчики)

съемка (мальчики)

семья (девочки)

колья (девочки)

съехал (мальчики)

5. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Слайд 4

Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.

1 группа восстанавливает деформированный текст.

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

2 группа составляет текст, используя словосочетания:

объявил о соревнованиях

объяснил правила

началась гонка

подъём впереди

подъехали к финишу

3 группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.

(Возможное дополнительное задание: звуко-буквенный разбор одного из слов текста.)

Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы можно поручить проверить ученикам 3 группы.

6.(Резервное задание)

Подбери и запиши по 5 слов с разделительным Ъ и разделительным Ь. Обозначь эти орфограммы. Если есть затруднения можете выбрать слова, которые вам даны на экране. Слайд 5

Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я. (Взаимопроверка, объяснение написания слов в парах)

V. Итог урока.

Рефлексия

У меня получилось…..

Больше всего мне понравилось….

Я смог правильно….

Для меня самым трудным было…

Для меня самым интересным было…

Выставление оценок

Домашнее задание

Из отрывка вашей любимой книги выбрать и записать слова с разделительным ъ и ь знаками.

Слайд 2

вьюга

объявить

съёжился

друзья

съезд

Подъехать

Слайд 3

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз пот

Слайд 5

Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я.