Влияние негативных эмоций на человека. Как положительные эмоции влияют на человека

Долгое время я была глубоко увлечена идеей научить Лизу читать, как угодно, хоть так, хоть этак, хоть стоя на голове – лишь бы читала. Но у методики Домана есть ещё один бонус – это скорочтение. Сложилось так, что этот бонус прошёл мимо нас. Лиза начала читать по Доману в возрасте 1 год и 8 месяцев. Но в два с половиной года, после долгого периода отказа от самостоятельного чтения в принципе, Лиза вдруг заинтересовалась чтением по буквам. И с тех пор читает именно так.
И теперь мне пришло время задуматься о развитии именно этого навыка. Ниже я расскажу про упражнения, которые мне пока что удалось найти и адаптировать под наш возраст, а также буду писать небольшие заметки про методику Домана (потому что изучение вопроса скорочтения позволило мне по-новому взглянуть на некоторые аспекты домановского чтения)

Итак, для начала я постаралась разобраться с самим термином скорочтение, дабы убедиться, что мои сугуболичные представления соответствуют действительности. И тут меня ждал сюрприз:

Скорочтение (или быстро чтение) - это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение значительно превышает по скорости обычное чтение 3-4 раза. (Википедия).

Во-первых, мне в глаза бросилась фраза «при использовании специальных методов чтения». То есть получается, что весь «фокус» не в том, чтобы активизировать какие-то особые области мозга (правое полушарие, например, часто вспоминают), научиться не проговаривать про себя текст, фотографировать взглядом всю страницу и что-то таком духе, как мне это представлялось, а в том чтобы знать и уметь качественно применять определенные приемы.

Как оказалось, для успешного овладения скорочтением необходимо развивать 5 навыков:
1. Навык концентрации
2. Навык подавления артикуляции (проговаривания текста)
3. Зрительный навык
4. Навык управления информацией (выделение самого главного в тексте)
5. Навык запоминания больших объемов информации

Проблема, как обычно, заключается в том, что предлагаемые различными источниками упражнения ориентированы на взрослых и/или детей старшего школьного возраста. Но кое-что удается применять, что-то адаптировать, что-то заменять и придумывать своё.

1. Навык концентрации необходим для того, чтобы при чтении не приходилось вновь и вновь возвращаться к уже прочитанному, дабы понять смысл текста. Я думаю все с этим сталкивались, читаешь книгу, а мыслями в другом месте. И один и тот же абзац приходится читать вновь и вновь. Это ужасно раздражает и отнимает кучу времени. Управление навыком концентрации позволяет этого избежать.

Если речь идёт о дошкольниках, то, я думаю, с уверенностью можно сказать, что развитию этого навыка способствуют любые логические задачки из тетрадок, например, во всем известных «Игралочке» Петерсон или «Тестах» Земцовой. Для себя из всех этих заданий я отобрала следующие:
- найди отличия
- продолжи узор
- выложи по образцу (в том числе усложненный вариант, когда образец дается для запоминания на короткое время, а затем закрывается)
- исправь ошибки
- найди недостающий элемент
- найди лишний элемент
- сделай поровну
- найди пару
- найди элемент соответствующий определенным признакам
и т.д. и т.п.

Умению концентрироваться также помогает способность не реагировать на внешние раздражители , такие как шум, музыка, повышенное внимание чужих людей. Соответственно, если ребенок привык работать в полной тишине, то нужно понемногу создавать для него шумовую завесу. Я полагаю, что телевизор, про который почему-то думается в первую очередь – это слишком сильный отвлекающий фактор, а вот классическая или детская музыка пока малыш рисует –вполне подходит. Я пока что не рискую отвлекать Лизавету непосредственно во время выполнения сложных логических задач, но стараюсь, вести непринуждённую беседу на отвлеченные темы пока она, например, вырезает что-то ножницами или клеит наклейки (не рисует художественный шедевр, а занимается чем-то приятным, но не существенно значимым). И при этом стараюсь контролировать тот момент, чтобы она не прерывала своё дело на разговор, а делала параллельно. Первое время ей давалось с трудом. Она останавливала своё занятие каждый раз, когда хотела мне что-то сказать. Но буквально за две недели нерегулярной практики она очень продвинулась в этом вопросе.

Также один из популярных советов, который мне удалось найти – это мотивация . Например, если предстоит читать к экзамену нудный учебник, то советуют представить, как сильно родители будут рады хорошей отметке. Но я думаю, что с подобной мотивацией маленьких детей нужно быть крайне осторожным, дабы не сформировать привычку читать только для достижения какой-то цели. Все же в таком возрасте самостоятельное чтение должны быть исключительно для удовольствия, а не для похвалы взрослого.

Ремарка по Доману . В теории методики Домана (по моему уразумению) концентрация обеспечивается быстрым показом (перелистыванием), частым обновлением комплектов и т.д. и т.п. что написано в методичке. Но по факту концентрация достигается интересом: когда малышу интересно – он смотрит (концентрируется), когда скучно – не смотрит (не концентрируется). Поэтому я всё же думаю, что для успеха необходимо всеми возможными способами добиваться внимания малыша при показах.

2. Навык подавления артикуляции .

Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Она позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как слова звучат. Очень важна при чтении поэзии и художественной литературы. Но артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.
(по материалам сайта 4brain.ru)

Контролировать артикуляцию у другого человека, я думаю, крайне сложно. Ещё сложнее делать это с ребёнком, который ещё только учится читать. Но в приведённом выше абзаце улавливается одна мысль – артикуляция отсутствует тогда, когда «читаешь образами». Из этого, я думаю, можно сделать вывод о том, что во-первых, как бы странно не звучало, для быстрого самостоятельного чтения ребёнку необходимо, чтобы ему активно читали взрослые. А во-вторых, читать то, что будет действительно интересно и увлекательно.

Упражнение для подавления артикуляции, которое можно использовать с детьми - это читать под тихую спокойную музыку .

Ремарка по Доману . Доман в этом вопросе «рулит», потому что методика предполагает чтение про себя, а не в слух, то есть изначально не способствует артикуляции. Однако мы, родители, очень жаждем чтения вслух, то есть с той самой артикуляцией.
Если кто-то занимается по методике с целью развития речи, то, возможно, стоит обратить отдельное внимание на артикуляцию ребёнка в повседневной речи, ибо методикой Домана она (артикуляция) напрямую развиваться не будет.

3. Зрительный навык .

В скорочтении важно умение видеть весь лист целиком или хотя бы большим куском текста, и читать его не построчно сверху вниз, а по диагонали .

Для развития «широкого поля чтения» специалисты используют специальные таблицы Шульте . Суть этой таблицы состоит в том, что в ней в особом порядке расположены цифры. Задача тренирующегося – за определенный промежуток времени найти все цифры подряд (например, от 1 до 9). Таблицы должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать движение глазами по горизонтали и вертикали. Глаз в этом упражнении должен максимально двигаться по диагонали.

Скачать таблицы разного уровня сложности, в том числе и детские можно, например, вот . Обычно, эти таблицы выполняются под секундомер, в течении двух-трех минут.

Мы с Лизой дома не занимаемся по этим таблицам, так как это одно из обязательных упражнений на занятиях в нашем «развивающем центре». Наша преподавательница сама составляла эти таблицы, у неё они выглядят несколько иным образом – каждая следующая таблица содержит на одно число больше чем предыдущая. Таким образом она отслеживает прогресс ребёнка: «На прошлом занятии Лиза успела дойти только до таблицы с цифрой 11, а на этом до цифры 13».

Зато, пока я искала информацию про методику Шульте, мне удалось найти замечательный детский тренинг «Успешный Я», который основан на этой методике. Задания составлены с соблюдением всех правил, но не содержат этих скучных таблиц. В конце этой страницы вы можете бесплатно ознакомиться и скачать 24 урока. Не люблю делать вот такую рекламу, но я действительно в восторге от содержания этих тренингов, так как они совмещают в себе и задания на концентрацию внимания (логические задачки) и упражнения для развития зрения.

Ещё одно упражнение состоит в том, чтобы минимизировать чтение построчно . Вот как его описывают на сайте 4brain.ru:

Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз «слева направо».

Относительно Лизы скажу, что так как я уже давно не клею и не печатаю для неё никакие словосочетания и предложения, а для чтения мы используем в основном готовые печатные продукты, то чтение «столбиком» мы практически не практикуем. Можно сказать, что в этом моменте у нас глубокий пропуск. Сейчас я делаю небольшой акцент именно на столбиках. Если кому-то интересно, то прямо сейчас мы тренируем чтение по Букварю Бахтиной.

Также для развития зрительного навыка крайне важны самые простые и всем известные упражнения для глазок :
- смотреть в даль, а затем на объект вблизи – и наоборот;
- зажмуривать (напрягать) глазки и расслаблять;
- смотреть вниз, вверх, влево, вправо и по кругу;
- часто моргать в течении нескольких секунд
и аналогичные.

Ремарка относительно Домана . Я думаю, всем понятно, что занятия по комплектам ЧсП , БсП и книжная разминка уже содержат в себе элемент развития периферийного зрения, если напрямую следовать методике.
Однако какое-то время назад на форуме было очень популярно водить пальцем по строчкам книг при чтении. Вроде как даже есть такая методика обучения чтению (не помню точно название), суть которой заключается в том, что с ребенком читают тексты, написанные крупным шрифтом и водят пальцем под прочитываемым словом. Программы чтения на английском языке, такие как Your baby can read и Little reader также содержат «бегающий» указатель под словом. Разумеется, я тоже водила пальцем в книжной разминке, например, или в обычных книгах с крупным шрифтом. Однако я думаю, стоит иметь ввиду, что этот приём в определенной степени «убивает» скорочтение.

4. Навык управления информацией .

Чтобы читать быстро, но при этом не терять эффективность, необходимо выделять, вылавливать из текста самую суть. Для этого предлагается научиться структурировать информацию: визуализировать ее, составлять конспекты, строить блок-схемы и mind-карты.

Разумеется, абсурдно составлять конспект с маленьким ребёнком. Однако, я полагаю, что обсуждение текста после прочтения или даже пересказ ребёнком текста (хотя лично я против пересказов) –в определённой степени может быть приравнен к конспекту.

Также есть одно очень интересное упражнение, позволяющее научиться находить необходимую информацию в тексте , которое вполне можно выполнять с детьми.

Его выполнения необходимо взять слово, словосочетание или предложение - в зависимости от способностей ребёнка, и закрыть в словах первую и посленюю буквы (или несколько букв в длинных словах), а затем попытаться угадать значение этих слов. Выглядеть это будет примерно вот так

Взрослым предлагается закрывать страницу текста с двух концов, так, чтобы некоторое количество слов на странице было «не читаемым».

Ремарка по Доману. А теперь самое интересное. Ещё раз взгляните предыдущее упражнение, а теперь поднимите руки все, кто жаловался:
- «Читает невнимательно, смотрит на слово, но не вчитывается, а пытается угадать».
- «Вместо «самокат» прочитал «самолёт»
- «Называет по первым буквам»
Нам всем представляется, что это проблема, не развитость навыка, недоработка. Но задумайтесь, может это и есть то самое упражнение? Может быть именно этот элемент «невнимательности» нужен для развития скорочтения?

5. Навык запоминания больших объемов информации

Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла.

Как известно, выделяют два типа памяти: кратковременную и долговременную. В зависимости от цели – запомнить на долго или на короткий отрезок времени – используют разные приёмы.

Считается, что кратковременному запоминанию способствует :
- концентрация и умение абстрагироваться от посторонних раздражителей;
- визуализация прочитанного (то есть вы стараетесь запомнить не текст, а зрительный образ, ассоциированный с текстом);
- эмоциональность по отношению к прочитанному. Эмоции человек запоминает лучше, чем факты. Некоторые яркие эмоции самого раннего детства человек помнит всю жизнь.
(Попробуйте вспомнить чему вас учили в первом классе? А во втором? А яркие «вспышки» из детства есть, наверное, у каждого)

Обратите ещё раз на это внимание все, кто в принципе чему-либо учит детей – запоминаются прежде всего эмоции, а уже потом факты. Лучше всего запоминаются факты ассоциированные с эмоцией.

Долговременное запоминание работает несколько по-иному.

Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
третье повторение - через 8 часов после второго;
четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.
2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:
первое повторение - сразу по окончании чтения;
второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение - через 1 день после второго;
четвёртое повторение - через 2-3 недели после третьего;
пятое повторение - через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Одним из эффективных способов запоминания является мнемотехника . У мнемотехники есть много разных приемов, которые дифференциируются в зависимости от ситуации: необходимо запомнить число, имя человека, слово иностранного языка и т.д. и т.п. Мы с Лизой на сегодняшний день опробовали двумя способами один приём мнемотехники, который называется ассоциации.

Первый вариант – классический. Нам необходимо было выучить текст песни.

Разбиваем лист бумаги на сектора (ячейки, клеточки) по количеству строк в стихотворении. В каждой клеточке рисуем картинки, знаки или условные обозначения в соответствии с содержанием строчки. Затем – очень важно – не глядя на текст пытаемся рассказать стихотворение с опорой на рисунки. В тех местах, где возникают сложности – рисунки исправляем, дорисовываем и т.п.
(Почему проверить себя и дорисовать очень важно? Потому что сколько я не пыталась разобраться с мнемотехникой, у меня не получалось, пока один человек не подсказал мне этот приём. И вот тогда, когда действительно у меня один раз получилось, я поняла насколько этот метод гениальный!)

Итак, строчки нашей песни:

Листья золотые падают, летят.
Листья золотые устилают сад…

Заметно, что я рисую картинку на каждое слово песни. Мне так проще, хотя со временем необходимо стремиться к тому, чтобы количество образов было минимальным.

Второй вариант – адаптированный для детей. Эту игру я подсмотрела на Лизиных занятиях в центре.
На листе бумаге располагаем картинки или фигурки, какие-то небольшие предметы. Дальше два варианта. Наиболее простой и подходит для самых маленьких – условно зарисовать эти предметы: затем закрыть первоисточник и попытаться назвать с опорой на картинки что было на столе. Второй вариант – попросить ребёнка запомнить, закрыть первоисточник, затем зарисовать и проверить себя.

Если ребенок не в состоянии нарисовать сам, за него вполне это может сделать мама, пусть только сам называет образы. На фото видно, что букву М, обозначающую большого медведя Лиза собралась рисовать реально большую, и мне пришлось вмешаться

Также очень известный мнемотехнический приём запоминания, который ещё не был нами опробован, потому что случай удобный не подвернулся – рифмовки .

Например:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – цвета радуги.
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку – падежи русского языка.

Если знаете ещё какие-то максимально детские – пишите, пожалуйста, в комментариях.

И последний приём мнемотехники, про который я хотела бы рассказать, называется буквенный код . К сожалению, единственный пример, который мне пока что удалось выцепить из своей памяти не самый педагогичный:

Д – дураков
У – у нас
Н – нет
Я - ?

Просьба та же: кто-что помнит – напишите!

Ремарка по Доману . Когда обсуждается методика Домана, очень часто всплывает вопрос – запоминают дети или прочитывают? Он сказал, потому что узнал и вспомнил, или потому что прочитал? А также все мы страдаем от необходимости готовить большие объемы новой информации: книг, предложений, презентаций –потому что после одного-двух раз ребёнок выучивает наизусть. Если проанализировать методику со стороны быстрого чтения, то получается не принципиально прочитал или запомнил, потому что и то, и другое – равно нужные и важные процессы.

Вот и всё, что я готова рассказать на сегодня. В заключение хочу указать на источники своих размышлений, вдруг кому будет интересно с ними ознакомиться. Всего их три:

Сайт 4brain.ru
- книга Олега Андреева «Техника быстрого чтения»
- общение с Лизиной преподавательницей, опыт уроков и материалы Школы скорочтения и управления информацией по методикам Л.Л. Васильевой http://sunchild.ru/

P.S. Лиза снова смотрит комплект ЧсП , за компанию с Мироном. И она уже делает очень большие успехи. Но всё же я пока не буду торопиться с выводами

Дата записи: 07.11.2013 00:07

Комментарии

Прочитала. Отлично разложено по полочкам. Но наверное, дети не-домановцы сначала должны научится хоть сколько-то читать и не путаться в буквах прежде чем начинать все это. Я права?
Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила, у меня громадные объемы информации, если я не буду их очень быстро читать, я просто загнусь.
И могу сказать, что все что написано выше - все эти приемы, они все на мне работают

Жень, конечно, ты все правильно поняла, это упражнения для читающих деток. Не думаю, что принципиально по буквам, по слогам или целыми словами, но читать уже надо уметь.

Цитата:

Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила

Я, как оказалось, тоже. Но у меня этот навык развит слабенько. Я многое умею делать, о чем в книжках прочитала, но не так, чтоб доведено до автоматизма. И по диагонали я не умею читать, я все равно двигаюсь глазами сверху вниз примерно по середине страницы, а всё, что с боков захватываю боковым зрением.

«Самое бюджетное путешествие - уехать в книгу». Надея Ясминска

Самое актуальное про нас в Инстаграме - a_verx

о том, что скорочтению нужно учиться - знала давно. Меня методика Домана тоже этим привлекла, сразу двух зайцев ловишь и чтение и плюс ко всему скорочтение.
С другой стороны, хорошо Лиза согласна на такие игры уже сейчас, в раннем возрасте, глядя на Федосея, дай Бог к семи годам хоть созреет, а то и того дольше)
А еще поняла, что если не вышел в скорочтение до трех - это не конец света, и этому всегда можно научиться.

Настя, спасибо большое за столь объемную информацию, невероятно нужную, в одном посте. Интересно было почитать)

Скорочтение - это способность чтения текстовой информации в ускоренном темпе. Обычно, скорочтением считают повышение скорости чтения в 3-10 раз. Это значит, что за одну поездку в троллейбусе натренированный читатель может прочитать книгу в 100 страниц.

Скорочтение - несбыточная мечта или реальность?

Наверняка в вашем окружении есть люди, которые быстро читают. Таким людям достаточно одного вечера для того, чтобы прочитать книжку на которую у вас уходит 3 дня. Кто откажется от навыка, который может круто развернуть жизнь?

Можно ли обучиться скорочтению обычному человеку?

  • Избыточность наблюдается на уровне построения построения глав (авторы допускают повторения в введении, заключении).
  • Избыточность текста наблюдается на уровне букв . Нпрмр, сл удлт з ткст глсн бкв, то этот текст будет достаточно легко читаться.
  • Избыточность наблюдается на уровне подачи материала . Как правило, авторы пишут тексты для новичков и тех, кто слабо понимает суть излагаемого вопроса.
  • Избыточность мы можем наблюдать и на уровне авторов . В настоящее время каждые 2 года количество информации в мире удваивается. Во-первых, вопросы, как правило стандартные, и во-вторых, на любой вопрос можно найти как любительский, так и профессиональный ответ в интернете.

Благодаря избыточности в тексте, каждый человек может научиться быстрому чтению

Скорочтение возможно, благодаря
большому количеству избыточной информации в тексте

Вторая причина, по которой возможно скорочтение, заключается в том, что обычные читатели не меняют стратегии чтения . Как правило, используется одна стратегия углубленного чтения - именно этой стратегии нас учили в школе.

Давайте проведем эксперимент и закроем листком бумаги пять букв справа на странице книги. Для примера я возьму мою книгу "Скорочтение - шаманство над книгой" издательства Питер.

Как вы видите, потеря 5-10% информации при чтении совершенно не влияет на понимание текста.

Какими стратегиями пользуется скорочитатель?

  1. Поиск альтернативных авторитетных источников (не ограничиваться первой попавшейся книгой).
  2. Просмотровое чтение (чтения для ознакомления с текстом) - книга просматривается с пятого на десятое и оценивается по определенным критериям.
  3. Углубленное чтение.
  4. Заучивание информации.

Но, это не всё. В рамках одного текста возможно динамическое изменение скорости чтения с просмотрового до углубленного.

Какие приемы и техники быстрого чтения существуют?

Если понаблюдать за быстро читающим человеком, то создается впечатление, что он просто пролистывает страницы книги. Каким образом удается это делать?

Во первых, как правило, перед чтением, ставится четкая задача:

  • Что искать?
  • Как это выглядит?
  • Как это поможет в будущем?
  • Какие другие возможности получения информации существуют?

Четкая постановка задачи - это 50% ответа

Правильно сформулированный вопрос - это 50% ответа .

Быстрочитающий человек ищет зацепки в тексте используя следующие стратегии чтения:

  • Чтение молча (без внутренней артикуляции текста).
  • Использование широкого угла зрения (анализ информации не только на уровне слов, но и на уровне строки или абзаца).
  • Правильная подготовка к чтению (четкая постановка задачи).

Почему правильная постановка вопроса помогает быстро читать?

Давайте представим систему противовоздушной обороны - цель ее проста - пропускать свои самолеты и сбивать чужие. На первый взгляд, вражеские самолеты ни чем не отличаются от дружественных, кроме знаков отличия. Что делать? Наблюдать за самолетами через подзорную трубу? Однако, четкая постановка задачи подсказывает правильный ответ - поставить на каждый дружественный самолет специальный передатчик, посылающий сигналы "я свой".

То же самое можно отметить и о чтении. Если нет цели чтения, то какую бы скорость чтения не выберешь - время будет потрачено впустую.

Четкая постановка задачи
помогает находить верные ответы

Можно ли учить скорочтению детей?

Дети воспринимают информацию со скоростью неторопливой речи. Попробуйте попросить первоклассника пересказать то, что сказал диктор новостей по ТВ, и скорее всего он не сможет это сделать потому что темп подачи информации очень высок. То же самое произойдет, если ребенка торопить при чтении - часть слов он прочитает не верно, часть слов упустит. Смысл предложений будет исковеркан.

Родители должны помнить, что когда дети спешат во время чтения, то они будут и слова писать с ошибками!

Обучать детей скорочтению можно после того, как у появится самосознание и самостоятельность. Каждый ребенок индивидуален, но в среднем, такой возраст наступает примерно в 14 лет.

Ребенок должен уметь вычленять основные мысли в тексте. Должен уметь пересказывать текст своими словами. Должен уметь оперировать терминами, полученными в тексте. Но, самое главное, должен самостоятельно управлять своим вниманием и иметь серьезную мотивацию!

Почему нельзя измерять скорость чтения в знаках в минуту.

Считается, что средний взрослый человек читает со скоростью 100-200 слов в минуту (1-3 минуты на страницу). Однако, мы помним, как в средней школе, нам давали текст для чтения, и засекали по секундомеру сколько слов мы успевали прочитать за одну минуту. Таким образом, учителя проверяли нашу технику чтения. А теперь давайте подумаем, нужно ли проверять технику чтения взрослого человека и ставить ему за это оценки?

Перед взрослым человеком не стоит задача быстрее прочитать. Перед взрослым человеком стоит задача как можно быстрее справиться с затруднением. Поэтому, определение скорости в знаках в минуту - пустая трата времени.

Можно ли скорочитать художественную литературу?

Техники скорочтения основаны на четкой постановке задачи, выборе литературы и чтении нужного места и применении полученной информации на практике.

Вот идеальный вариант скорочтения:

  • четкая постановка задачи,
  • выбор литературы,
  • поиск места, где находится ответ,
  • углубленное чтение.

Эта стратегия демонстрируется в следующем ролике:

При чтении художественной литературы перед читателем стоят совершенно друге задачи, по сравнению с технической литературой:

  • Читая гениальные тексты, читатель получает наслаждение, например, при чтении стихов
  • Художественная литература воздействует на чувства, эмоции и воображение читателей.
  • Читатель переживает ситуации, в которых попал герой.
  • Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Все это делает невозможным стратегию чтения технической литературы.

К чему приводит медленное чтение?

Исследования показывают, что:

  • 97% читателей откладывают раз начатую книгу.
  • 30% людей теряют интерес к книге и больше не возвращаются к ней.
  • 84% специалистов не успевают прочитать специализированные журналы.

Все это происходит из за низкой скорости чтения и невысокой мотивации.

Что происходит во время скорочтения

  • Сознание по мановению волшебной палочкии включается на полную мощность!
  • Вы слышите голос автора . Слова высвечиваются ярко и выпукло. В голове появляется легкий ветерок в от осознания новых возможностей.
  • Вы разбираете завалы книг. Учебники, инструкции, документация - все это оказывается в месте, где вы храните прочитанные книги.
  • Вы быстро читаете. Вы в восторге от того, что дело, которое, так долго откладывали, оказалось легким и простым.

Что нужно сделать для увеличения скорости чтения

Традиционно считается, что для того чтобы научиться быстро читать следует выполнить ряд требований:

  1. Иметь достаточно широкий угол зрения.
  2. Читать без текст без проговаривания
  3. Читать без возвратных движений глаз.

Для того чтобы выполнить эти пункты, следует выполнять нудные упражнения на расширение угла зрения, выстукивать особый ритм (который судя по обсуждению на форумах мало кому удается сделать). В обязательном порядке следует запоминать автора, выходные данные текста и много другой информации.

Тормоз находится в голове и не верных установках чтения.

Начните быстро читать прямо сейчас!

Человеческий мозг привык работать быстро

Мозг привык работать быстро. Он легко и просто разгадывает шарады, которые ему преподносит жизнь.

Отгадайте, что здесь написано?

хмуа, аумх-цакухото,
ооннпчеозоле хрюоб!
хаму по люпо пашло,
аухм ежкуден лшана.
шлпоа хаму на азрба
и клупиа соварам:
рихтподие, кыантара,
я асв чема щгоуу!

Помните, главное, правильно перестроить сознание!

Мы читаем не словами, а смыслами.

Давайте, разорвем текст на полоски и сдвинем их по вертикали. Как это не удивительно - читать этот текст будет возможно. Вы даже не будете замечать, что текст смещен. Невообразимым образом, мозг адаптируется к возникшей сложности.

Мы медленно читаем, потому что ищем ответ там, где его нет

Искать потерянные ключи следует
не там где светло, а там, где потерял

Основные принципы и понятия скорочтения

Совет #1 по увеличению скорости чтения

Прямо сейчас встаньте и присядьте. Сядьте за стол. Выпрямитесь. Расправьте плечи. Чувствуйте, как, голова стали работать лучше? Глаза готовы. Сознание напряжено. Слух сконцентрирован на внутренней речи.

☞ Этот способ позволяет увеличить скорость чтения в 2-10 раз .

Кстати:

Некоторые упражнения нужно выполнять! Чтение рецептов - это не то же самое, что почувствовать вкус блюда.
Прямо сейчас встаньте из за стола и сделайте несколько приседаний!

Совет #2 - введите мозг в состояние быстрого чтения.

Проведите разминку перед чтением.

Перед вами картинка. Всмотритесь в картинку. Закройте глаза. Подумайте, что вы запомнили. Откройте и попробуйте сравнить внутренний образ с внешним.

Подумайте, как вы запоминали картинку? Последовательно фрагмент - за фрагментом? Нет! Вы всмотрелись в картинку. Потом закрыли глаза. Потом открыли и всмотрелись еще. Точно так же и с чтением. Нет ни какого смысла читать одинаково внимательно всю книгу. Обращать внимание нужно на содержательные детали. Прочитал. Подумал. Перечитал. Запомнил. Употребилю

☞ Этот метод позволяет существенно увеличить скорость чтения в 2-4 раза.

Совет #3 по увеличению скорости чтения - Читайте под метроном.

Для начала настройте метроном на медленный темп. Дайте установку самому себе концентрировать взгляд на начало строки, середину и конец под каждый удар метронома.

Если вы не успеваете воспринимать информацию, то уменьшите скорость метронома до уровня, когда текст воспринимается легко и просто.

☞ Этот простейший способ позволит увеличить скорость чтения в 2-5 раз.

Совет #4 по увеличению понимания текста - проверьте словарный запас

Об этом мало кто задумывался. Но, самым главным тормозом не в скорочтении , а в чтении и скудном словарном запасе!

Выбирать книги нужно по зубам. Представьте вы хотите разгрызть кокосовый орех! Да, вы зубы обломаете! Попробуйте прочитать вот этот текст:

Выбирайте правильные источники информации и правильных авторов. Читать нужно такие книги, слова в которых понятны или если есть непонятные слова, но их количество не влияет на качество.

Перед чтением следует выборочно просмотреть текст. Просмотрите глоссарий. Подумайте, нет ли отторжения в подаче материала?

Статьи на тему скорочтения

  • Чтение по диагонали (применение методик быстрого чтения). Обучаемся быстрому чтению самостоятельно
  • Игры для быстрого чтения. Тренинги и упражнения для тех, кто хочет научиться быстрее читать
  • Как развить зрительную память при чтении. простые методы увеличения скорости чтения и запоминания прочитанной информации
  • Как самому освоить быстрое чтение и запоминание. Методики, курсы, упражнения на освоение быстрого чтения

Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владеть навыком скорочтения. Тренинговые центры предлагают обучающие групповые или индивидуальные курсы. Однако, скорочтению можно научиться и самостоятельно в домашних условиях. Как это правильно сделать?

Не проговаривать слова вслух и не прокручивать их в голове

Оказывается читать про себя тоже нужно уметь правильно. Субвокализация – это чтение, при котором читаемые слова, словно слышны в голове. Такой метод тормозит скорость чтения и уменьшает восприятие текста. Как избавиться от этой привычки? Достаточно перебивать себя еще каким-то действием, например, жевать жвачку во время чтения.


Отучиться от возвращений

Процесс чтения многих людей включает в себя обязательное возвращение к прочитанному. Например, после того, как абзац прочитан вместо продвижения дальше по странице с текстом происходит ступор. Мозг сознательно пытается проанализировать слова и предложения. Такая привычка неэффективна. Она замедляет скорость чтения. Избавиться можно только путем практики.

Совет

Отслеживание текста

Вспомните школьные уроки литературы, когда приходилось с помощью карандаша водить по строчкам, одновременно прочитывая написанное. Этот способ считается одним из самых эффективных для развития навыка скорочтения. Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию.


Скимминг – пропуск ненужного

Важно!!!

Отличный способ для беглого ознакомления с книгами – скимминг.

Он подходит когда не стоит цель подробного чтения. Не заменим во время поиска нужной информации, когда из большого объема нужно вычленить что-то определенное. Одна из методик:

  • Изучите введение или предисловие. Затем просмотрите оглавление. Цель – понять, содержит ли книга необходимую для вас информацию. Если содержит, то в какой части она заключена.
  • Просмотрите заключение или последнюю главу.
  • Прочитайте два параграфа: первый и последний.

С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга, или стоит продолжать поиски дальше.



Метод скорочтения. Как читать книгу за 15 минут

Вывод:

В мире имеется огромное количество интереснейшей информации – опыт мудрейших людей, истории жизней и полет воображения. Чтобы прочитать большую часть не хватит и всей жизни. С помощью скорочтения количество изученных книг значительно возрастет.


Метод скорочтения. Как быстро читать

При упоминании о техники быстрого чтения у большинства возникают следующие вопросы: за счет чего происходит увеличение скорости чтения?

Но все они основаны на нескольких основных правилах. Итак:

Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.

Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.

Именно такого рода регрессии и считается одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста.

Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Какова же природа регрессии?

Первая причина — сила привычки . Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?

Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.



2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ

Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.

Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.

Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.

Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т. е. чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.

Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:

1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д. Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.

Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.

Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).

Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.

При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА

Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями.

Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.

Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию .

Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п.

Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.

Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.

Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.

6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.


Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.

7. ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:

читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.

Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Есть неплохие книги по обучению скорочтению. Например, книга Андреева О. А. и Хромова Л. Н. «Учимся быстро читать».

Но наиболее эффективный вариант обучения быстрому чтению — это специальные тренинги и занятия в группах.

Главное, помнить, что скорочтение — не удел избранных. Важно усердие и постоянство тренировок.

Одна из важнейших потребностей человека - это потребность в новых знаниях и самосовершенствовании. Поэтому люди учат иностранные языки, занимаются спортом, осваивают музыкальные инструменты. В основе развития каждого навыка лежит получение информации. От того, как быстро человек читает, зависит скорость его обучения чему-то новому.

Скорочтение - это невероятно полезное умение, для овладения которым не нужны особые таланты. Если у вас есть желание, упорство и немного времени, вы с лёгкостью сможете освоить скорочтение в домашних условиях.

Зачем читать быстро

Кому будет полезно развитие скорочтения? Ответ на этот вопрос предельно прост. Каждому, кто стремится к познанию нового, этот навык будет полезен. Узнав, как научиться скорочтению, и потратив несколько месяцев на то, чтобы освоить этот приём на практике, вы впоследствии сможете экономить огромное количество времени.

В свою очередь, медленное чтение не всегда оправданно. Большинство людей не дочитывают книги до конца именно по причине больших затрат времени. Также, читая медленно, велики шансы потерять интерес к сюжету и опять-таки забросить книгу, не дочитав.

Для некоторых специалистов чтение тематической литературы - это часть трудовых обязанностей, дающая возможность расти, развиваться и стать экспертом в своём деле. Для этих людей овладение техникой скорочтения - профессиональная необходимость.

Что такое скорочтение

Давайте определим, что же такое скорочтение и с какой скоростью при этом нужно читать.

Стандартной считается скорость восприятия 150-250 слов за одну минуту. При этом на страницу печатного текста тратится 1-3 минуты. Скорочтение подразумевает под собой овладение навыком читать от 500 до 3000 слов за то же время. Правда, в этом случае термин «читать» не совсем уместен. Скорочтение в сущности - это анализ текста и выбор главного. То есть некоторая часть информации просто игнорируется. Целью становится научиться делать акцент на тех предложениях и словосочетаниях, которые несут максимум смысла, а пропускать «воду», не влияющую на понимание сути.

Секрет великих людей

Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была знакома многим известным людям.

Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли.

Американский президент гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу.

Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами.

Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер. Может, именно благодаря этому они достигали успехов в своём деле.

Когда метод скорочтения будет полезен

Если говорить о скоростном чтении, то нужно учитывать ещё один момент. Применяется этот метод в основном для чтения научной и технической литературы, отчётов, интернет-статей, новостных сводок в газетах, то есть того материала, который несёт новые знания.

Стихи и художественная литература предназначены для совсем других целей. В беллетристике мы не ищем ответы на поставленные вопросы, а просто наслаждаемся процессом чтения. Вся ценность художественных текстов заключается в их воздействии на эмоции, чувства человека и использовании его воображения. Читать такую литературу быстро возможно, но абсолютно бессмысленно.

Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях

В наше время существует множество специализированных курсов, которые «за небольшие деньги» обещают научить каждого желающего читать со скоростью до 3000 слов в минуту. Обучающие занятия длятся от месяца до трёх. Но стоит ли тратить время и финансы на посещение таких курсов, если можно развить скорочтение в домашних условиях без каких-либо вложений? Такое самостоятельное обучение даже имеет свои преимущества:

  • Свободный выбор времени для занятий даёт возможность проводить обучение в те часы, когда оно будет наиболее удобным и плодотворным.
  • Методики обучения скорочтению и описания упражнений являются общедоступной информацией, которую можно найти в специальных пособиях, продающихся в любом книжном магазине.
  • Отсутствие отвлекающих факторов.
  • Возможность, выбирая длительность занятий, контролировать время обучения.

Кого-то может заинтересовать мнение людей, которые проходили курсы, чтобы освоить скорочтение. Отзывы об их эффективности не всегда положительные. Зачастую, чтобы достичь заметных результатов, по окончании требуется дополнительная самостоятельная практика. Но о самом навыке скорочтения отзываются только с похвалой. Ни один из тех, кто овладел данной способностью, не пожалел о потраченных времени и усилиях.

Учимся читать быстро. Что для этого надо?

Чтобы освоить скорочтение в домашних условиях, нужно ознакомиться с основными принципами этого навыка.

Первое правило - не «прыгать» во время чтения. Нужно проглядывать текст от начала до конца, не останавливаясь и не перечитывая непонятные фрагменты. Вот увидите, когда дочитаете до конца абзац или страницу, всё, что было неясным, станет понятным и без перечитывания.

Второе правило - выделяйте несколько слов-ключей в каждом из предложений. Необязательно читать всё предложение или абзац от начала до конца, важно уловить и запомнить только ключевые слова.

Третье правило - не отвлекаться. Скорочтение не даст никаких результатов, если вы не будете концентрироваться на том, что читаете. Чтец должен быть полностью погружён в процесс, ведь важно не только прочитать, но и зафиксировать в памяти полезную информацию.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора. Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства - возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно "заглушить внутреннего диктора" и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения - это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Упражнения для увеличения скорости чтения

С чего же начать осваивать скорочтение? Упражнения - вот залог успеха. Регулярное выполнение несложных практических заданий способствует развитию качеств, необходимых для быстрого усваивания информации.

Устраняем внутреннюю речь

Ранее упоминалось, что внутренняя артикуляция - одна из основных причин низкой Существуют методы борьбы с ней:

  • Считать про себя от десяти до одного. Попытаться, не сбывшись со счёта, понять какой-либо текст.
  • Делать то же самое, но вместо счёта напевать песню, которую знаете наизусть.
  • Выстукивать любой ритм во время чтения.

Принцип такого упражнения в том, чтобы «занять своего внутреннего диктора» и научиться воспринимать текст без его участия.

Развиваем периферическое зрение

Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.

На этом этапе в помощь придут На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25-30 см).

Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.

Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется "Треугольник". Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй - два, в третьей - три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.

Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.

Учимся догадываться

Скорочтение подразумевает выборочное восприятие текста. Чтобы в итоге вы получили целостную полезную информацию, необходимо учиться логике и догадке.

Чтобы выполнять упражнения этого блока, необходим помощник. Сразу нужно выбрать незнакомый текст и распечатать его. Ассистент чёрным маркером затемняет некоторые части текста, а вы, читая его, пытаетесь уловить смысл. Сначала можно выбирать простые тексты для чтения. Но со временем, чтобы тренировать навык, лучше останавливать свой выбор на незнакомых темах и абсолютно новой терминологии. Количество скрытого текста тоже постепенно должно увеличиваться.

Можно взять книгу и вертикальной полоской шириной в 5 см закрыть часть текста, после чего читать оставшуюся часть. Полоску со временем делать шире.

Стоит уделять выполнению этой практики один час 3-4 раза в неделю, и уже через месяц станет развиваться скорочтение. Упражнения по силам каждому, хотя в самом начале могут показаться сложными.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей

Словарный запас ребёнка значительно меньше, чем у взрослого. При чтении он задумывается, осмысливает прочитанный материал и для этого тратит гораздо больше времени. Даже на слух быструю речь дети воспринимают значительно хуже. Поэтому учить детей скорочтению можно только после того, как они научатся полностью самостоятельно осмысливать прочитанный текст. Это происходит в возрасте приблизительно 14-15 лет.

Как видите, развить скорочтение в домашних условиях - не такая уж сложная задача. Читать со скоростью больше 500 слов в минуту способны не только супергерои, но и обычные люди. Попробуйте и вы научиться этому и на своём примере убедитесь в ценности такого навыка.