Нет повести печальнее на свете, чем повесть о ромео и джульетте. Георгий Шах - Нет повести печальнее на свете…

Говорят, будто истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто видел. Наверное, так судят скептики и вконец разочаровавшиеся романтики. Специально для них — небольшое путешествие во времени в Торжок, где 600 лет назад разыгралась драма почище всех шекспировских страстей вместе взятых.

Российская история на всепобеждающую любовь, прошедшую множество невзгод и испытаний, не слишком богата. На ум приходят, разве что, Петр с Февронией из Мурома. И то, из небытия они были извлечены, по большому счету, в качестве «нашего ответа» святому Валентину.

Другое дело – Иулиания и Симеон Вяземские. Знают о них, пожалуй, лишь ревнители Русской православной церкви, чьими святыми они являются. И это странно, ибо в самом начале XV столетия они стали героями истории, которая так и просится на страницы бестселлера, а то и на экраны кинотеатров.


Иулиания появилась на свет в богатой и знатной семье. Ее отец – боярин Гостомыслов был наместником в Торжке. Увы, времена в ту пору стояли лихие: с востока напирали татары ордынцы, на северо-западе много хлопот причиняло Литовское княжество, а сами русские князья погрузились в дрязги междоусобной войны.

В одном из таких сражений и погиб боярин Гостомыслов. Его жена не смогла смириться с потерей и очень скоро отправилась вслед за супругом, а четырехлетняя Иулиания осталась сиротой. Девочка была очень хороша собой, истово верила в бога и обладала редким обаянием.

Так что ее опекуну – родному дяде ни разу ни пришлось пожалеть о такой «обузе»: одного взгляда на подрастающую племянницу было довольно, чтобы на душе стало покойно и радостно.


Юную красавицу многие мечтали назвать своей женой, но ее выбор пал на вяземского князя Симеона Мстиставовича. Тот увидел Иулианию в церкви во время службы и более ни о ком уже и помыслить не мог.

Дядя племянницу не неволил, хотя видел, и что князь — человек не первой молодости, и что бывал в сражениях, наверняка огрубивших его душу. Но Иулиания дала согласие на брак: ее сердце оказалось зорче дядиных глаз. Новобрачные перебрались в Вязьму, где о них говорили, будто они живут как два белых голубя среди черных воронов.

С последним владельцем Смоленских земель князем Юрием Святославовичем Симеон был знаком и даже дружен с давних пор. Будучи правителем Вязьмы, подвластной Смоленску, Симеон никогда не забывал своего положения, отдавая Юрию все причитающиеся тому почести.

А Юрий хорошо помнил, что он в долгу перед Симеоном, ведь когда-то именно он спас его от нападения медведя. На поле брани это был храбрый, мужественный воин, готовый умереть за родной Смоленск. К сожалению, в обычной жизни его достоинства оборачивались недостатками – жестокостью, грубостью и непомерным женолюбием.

В 1404 году литовское войско осадило Смоленск. Семь месяцев держал Юрий оборону, а потом решил обратиться за военной помощью в Москву. И стоило ему уехать, как его враги вступили в сговор с литовским князем Витовтом и сдали город.

Вслед за Смоленском пала и Вязьма: так два князя, Юрий и Симеон, стали изгнанниками. Куда идти за помощью? Конечно же, в Москву. Тогдашний ее правитель Василий принял обоих на службу и отдал им «на прокормление» родной город Иулиании – Торжок, разделив его на две половины.

Если раньше Юрий видел жену своего друга лишь мельком, то теперь он, наконец, хорошенько ее разглядел и тут же влюбился без памяти. Напрасно княгиня увещевала его, взывала к Богу и совести — князь повсюду преследовал ее. И чем строже Иулиания отказывала, тем сильнее распалялась его страсть. Кончилось все тем, что он окончательно потерял голову.

21 декабря 1406 года Юрий закатил пир, во время которого он вновь попытался совратить приглянувшуюся ему женщину. И вновь услышал гневную отповедь: «Не быть никогда такому позорному делу! Ты же знаешь, мой господин, у меня есть муж!» Затуманилась хмельная голова Юрия. Он вернулся к гостям, выхватил меч и зарубил князя Симеона. А потом приказал слугам привести в свои покои Иулианию.

Даже зная о смерти мужа, Иулиания продолжала упорствовать. Тогда Юрий попытался изнасиловать княгиню. Но Иулиания умудрилась его ранить ножом, припрятанном в складках одежды. Пользуясь его минутным замешательством, она выбежала во двор с криками о помощи. Но Юрий совершенно обезумел и с мечом набросился на княгиню, отрубил ей руки и ноги и приказал слугам кинуть тело в реку Тверцу.

Князь Юрий, осознав содеянное, с позором бежал в Золотую Орду. Но, не найдя покоя и там, вернулся на Русь и после долгих скитаний нашел приют в Веневском монастыре под Тулой. Здесь он раскаялся и «в последние дни своей жизни нес подвиги покаяния и молитвы».

В этом же монастыре он и упокоился с миром и был погребен у правого клироса нижнего храма. Более того, его там за смирение и раскаяние даже почитают как святого. К нему не часто, но приходят за избавлением от гнева, жестокости и даже похоти.

Князя Симеона с почестями похоронили в Вязьме в Никольском (Троицком) храме. Что касается Иулиании, то ее нетленное тело весной 1407 года некий крестьянин обнаружил в реке Тверце плывущим против течения.


Троицкий Собор, Вязьма

Сначала он испугался и хотел уйти куда подальше, но услышал голос: «Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви».

Крестьянин исполнил сказанное. Останки княгини с почестями внесли в собор и опустили в каменную гробницу. Летописи рассказывают, будто все больные, которые были в тот день в храме и присутствовали при погребении Иулиании, получили исцеление.

С тех пор народная тропа уже не зарастала в церковь Преображения в Торжке. Больные и недужные шли к Иулиании чтобы избавиться от хворей и немощей. В 1598 году протодиакону Спасо-Преображенского храма вздумалось тайно осмотреть мощи Иулиании. Безо всякого благословения он стал раскапывать ее захоронение.


Спасо-Преображенский собор, Торжок

И вот когда уже показалась крышка гроба, из усыпальницы вдруг вырвался огонь. Протодиакон, получивший сильные ожоги, на протяжении двух месяцев молился у гроба святой Иулиании и таки вымолил себе прощение и исцеление.

До 1919 года более никто не осмеливался тревожить покоя святой, покуда, в ходе борьбы с культом мертвых тел, в храм не заявились представители новой власти. Гробницу с мощами вскрыли на предмет «публичного освидетельствования».

Что случилось потом, сведения разнятся: кто-то говорит, будто большевики бросили останки в Тверцу, а кто-то — будто мощи Иулиании хранились в Торжке до 1930 года в храме Архангела Михаила и лишь потом исчезли. Факт остается фактом: дальнейшая судьба мощей святой Иулиании неизвестна.

Использованы материалы статьи Веры Надежды с сайта

Комедия в двух действиях.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

РОМА - сын Манькова

ЖЮЛИ - дочь Копылова

КОПЫЛОВ - главы враждующих домов

МАНЬКОВА - жена Манькова

КОПЫЛОВА - жена Копылова

РОЗА - подруга Жюли

ВАСЯ - племянник семейства Копыловых

ГОБЛИН - друг Ромы

ЛОРИК - студент-медик

УБОРЩИЦА - просто пожилая женщина, не отягощенная родственными связями

УЧАСТКОВЫЙ

Горожане города Урюпинска

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

Парикмахерская в самом центре города. Конец рабочего дня. За неубранным столиком с расческами и ножницами перед большим зеркалом, закинув ногу на ногу, сидит КОПЫЛОВА. У нее мешки под глазами. От нее разит перегаром. В зубах дымится сигарета. Она занята тем, что наносит лак на ногти. Дует на пальцы. Входит УБОРЩИЦА. Метет пол. Включен радиоприемник.

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО. Уважаемые радиослушатели! По вашим многочисленным заявкам в рубрике "Театральная гостиная" мы повторяем радиоспектакль Свердловского академического Ордена Трудового Красного Знамени театра драмы и балета по пьесе Василия Шекспира "Ромео и Джульетта"!

ХОР. Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

(Играет торжественная музыка.)

УБОРЩИЦА. (Метет. Вдруг вскрикнула. Смотрит под ноги.) Батюшки! (перекрестилась) Палец?! (Поднимает с пола палец.) Отрезала?..

КОПЫЛОВА. Отрезала!..

УБОРЩИЦА. Кому - отрезала?..

КОПЫЛОВА. Да клиентке одной. Седня денек какой-то тяжелый... Народу! А я одна на всю Вселенную!.. А маникюр всем надо! (Дует на пальцы.) Баба без маникюра - как песня без баяна... А из песни, как горится, слов не выкинешь...

УБОРЩИЦА. А палец чяго?

КОПЫЛОВА. Ну чего, отрезала? Судить меня теперь, что ли? Я ж не нарочно. А эта кобыла хайло разинула и давай вонять: "Спасите! Помогите!" А потом: "В суд подам! В суд!" А очередь же стоит! А я же специалист шестого разряда. Мне ведь обидно! Разве ж я виновата, что так получилось?..

УБОРЩИЦА. И что таперича буде?

КОПЫЛОВА. А ниче не будет!

УБОРЩИЦА. Будет. В тюрьму посадют... На три года.

КОПЫЛОВА. (испуганно) Да не посадят! У них и так тюрьмы киллерами разными переполнены! Может, компенсация будет денежная. Зинку, знашь? - так вот, она тоже палец отрезала... Правда, ее за этот палец трясут...

УБОРЩИЦА. (Смотрит на палец.) За этот?

КОПЫЛОВА. Да нет... Еще тот, другой... (Грызет ноготь.)

Тем временем, радиоспектакль продолжается.

САМСОН. Грызу ноготь, сэр.

АБРАМ. Не на наш ли счет вы грызете ноготь, сэр?

САМСОН. Нет, я грызу ноготь не на ваш счет, сэр. А грызу, говорю, ноготь, сэр.

АБРАМ. Вы набиваетесь на драку, сэр?

КОПЫЛОВА. (Резким движением выключает радио.) Ни хрена себе постановочки!.. С ума уже посходили все на этом радио! Ни Пугачевой тебе, ни Киркоровой - целый день туфту гонят... (торжественно) "Радио России"! Тьфу! (Плюет на пол.)

УБОРЩИЦА. (Стряхивает со швабры плевок.)

КОПЫЛОВА. А погоди! Седня в новостях сказали, что на одном острове живут такие папуасы, у которых ну ни хренушеньки нет пальцев... И ничего, живут же себе! Это на руках! А на ногах-то - ласты, да еще жабры!..

УБОРЩИЦА. (В сердцах бросает на пол швабру.) Жабры, швабры, а я тут за полпенсии ишачь!.. Да пошли вы в пень! (Уходит.)

КОПЫЛОВА. Ни хрена себе заявочки!.. Точно все с ума посходили! (Включает радио.)

ДИКТОР. Входит князь со свитой.

КНЯЗЬ. Изменники, убийцы тишины,

Грязнящие железо братской кровью!

Не люди, а подобие зверей,

Гасящие пожар смертельной розни

Струями красной жидкости из жил!

Кому я говорю? Под страхом пыток

Бросайте шпаги из бесславных рук

И выслушайте княжью волю...

КОПЫЛОВА. Еще чего! (Снова выключает радио.) Ну и денек!

Врывается МАНЬКОВ, лысый мужчина в очках и в шляпе.

МАНЬКОВ. Где он? Где? (Встает на колени и ползает по полу.)

КОПЫЛОВА. Мы закрылись. А вы кто?

МАНЬКОВ. Еще не поздно, не поздно, можно пришить... Быстрее! Время в обрез! Полчаса всего, полчаса! Где он? Где?

КОПЫЛОВА. Кто? (закрывается в страхе) Это вы?

МАНЬКОВ. (Подбегает к КОПЫЛОВОЙ и хватает ее за шею.) Где он? Где?

КОПЫЛОВА. Не знаю. Это уборщица! МАНЬКОВ. Где она? Где?

КОПЫЛОВА. Дома, наверно...

МАНЬКОВ. Где она живет? Где?

КОПЫЛОВА. Не знаю, не знаю, не знаю...

МАНЬКОВ. (Хватается за голову.) Где же он? Ну где?

КОПЫЛОВА. Да кто, кто?..

МАНЬКОВ. Конь в кожаном пальто! (Устало садится и закрывает лицо руками.) Сижу дома, по радио как раз постановочка, спектакль - две недели ждал, заявку писал, вдруг звонок, открываю, жена в слезах, вся без пальца, говорит, из парикмахерской, маникюр делала, ни хрена себе маникюр? Полпальца отчекрыжили! Я к телефону, а она аж визжит от боли и по полу катается: "Отрезала! Отрезала! Я к ней села, а она алкота, алкота! На губе сифилис! Ножницы скачут - и мой палец, палец!.. (Вдруг замирает и внимательно смотрит на КОПЫЛОВУ. Та прикрывает рот.)

КОПЫЛОВА. Это не сифилис! Не сифилис! (Встает и пятится к двери.)

МАНЬКОВ. Стой! (Идет на нее с угрожающим видом.)

КОПЫЛОВА. Это простуда, простуда, простуда. Я каталась на лыжах...

МАНЬКОВ. Какие лыжи?

КОПЫЛОВА. Да простые, "Карелия"!

МАНЬКОВ. Ну-ка ты, Калерия, давай назад палец!

КОПЫЛОВА. Я же сказала, нету!..

МАНЬКОВ. Выбросили... (Снова садится.) Как же она теперь без пальца?.. Я же ее любил!

КОПЫЛОВА. Другую найдете! (Поправляет прическу и фартук.)

МАНЬКОВ. Вам это так просто с рук не сойдет - я вас засужу! Вы у меня сгниете в тюрьме! И дети ваши будут кровью умываться, и внуки - за этот палец! Я кровью должен смыть ее позор!.. (Уходит и громко хлопает дверью.)

КОПЫЛОВА садится в кресло. Берет ножницы, вертит их в руках, щелкает, отбрасывает в сторону, бессознательным движением включает радио, достает из тумбочки наполовину початую бутылку водки, наливает в стакан и залпом выпивает.

БЕНВОЛИО. Как этот ветер бы не застудил

Нам ужина, пока мы сдуру медлим.

РОМЕО. Не сдуру медлим, а не в срок спешим.

Я впереди добра не чаю. Что-то,

Что спрятано пока еще во тьме,

Но зародится с нынешнего бала,

Безвременно укоротит мне жизнь

Виной каких-то страшных обстоятельств.

Но тот, кто направляет мой корабль,

Уж поднял парус. Господа, войдемте!

БЕНВОЛИО. Бей в барабан! (Звучит тревожная барабанная дробь.)

СЦЕНА ВТОРАЯ.

Квартира Копыловых. День рождения Жюли. Играет громкая танцевальная музыка. Сквозь музыку периодически прорывается звонок. Большая комната. Скудная обстановка. В центре стоит празднично накрытый стол. РОЗА, ВАСЯ и ЛОРИК танцуют. ЖЮЛИ сидит посреди стола и мечтательно смотрит на танцующих. ВАСЯ выключает музыку.

ВАСЯ. Ну че, еще накатим? (Звонок повторяется.)

РОЗА. Гоблин пришел! (Жюли) Иди встречай!

ЛОРИК. Я открою. (Уходит в прихожую. Щелкает замок. Хлопает дверь. Входят ГОБЛИН с букетом цветов и РОМА с бутылкой шампанского.)

ВАСЯ. (Жюли) Это че, твой хахарь? (Икает несколько раз.)

ЛОРИК. Все! Васюте больше не наливаем!

ГОБЛИН. Ну что, Жюлька, за уши тянуть будем?..

Се-го-дня, 8 сен-тяб-ря, - один из са-мых из-вест-ных дней в го-ду, хо-тя бы про-сто по-то-му, что в цер-ков-ном ка-лен-да-ре - па-мять му-че-ни-цы На-та-льи (На-та-лии) Ни-ко-ми-дий-ской. До срав-ни-тель-но недав-не-го вре-ме-ни дру-гой свя-той с этим очень рас-про-стра-нён-ным име-нем в Свят-цах не бы-ло, по-это-му по-чти все его но-си-тель-ни-цы од-новре-мен-но празд-ну-ют свои име-ни-ны (День Ан-ге-ла) и да-рят окру-жа-ю-щим муж-чи-нам при-ят-ные хло-по-ты. При-ми-те и мои по-здрав-ле-ния!

Ис-то-рия На-та-льи, тай-ной хри-сти-ан-ки, и её му-жа Адри-а-на, - тро-га-тель-ная ис-то-рия су-пру-же-ской вер-но-сти, че-сти и люб-ви «до гро-ба» (и да-же за гро-бом!) в бук-валь-ном смыс-ле. Со-глас-но пре-да-нию, они жи-ли в на-ча-ле IV ве-ка, в пе-ри-од по-след-них и са-мых же-сто-ких пре-сле-до-ва-ний хри-сти-ан, на во-сто-ке Рим-ской им-пе-рии, в Ни-ко-ми-дии, кра-си-вом го-ро-де на ази-ат-ском по-бе-ре-жье Мра-мор-но-го мо-ря (совре-мен-ная Тур-ция). Су-пру-ги бы-ли мо-ло-ды и кра-си-вы, об-за-ве-стись детьми ещё не успе-ли. Ка-за-лось, впе-ре-ди их ждёт дол-гая и счаст-ли-вая жизнь.

Адри-ан, сна-ча-ла языч-ник, сын знат-ных ро-ди-те-лей, слу-жил в го-род-ском су-де, но со-вер-шен-но неожи-дан-но для кол-лег об-ра-тил-ся в хри-сти-ан-ство, по-ра-жён-ный му-же-ством аре-сто-ван-ных и под-верг-ну-тых пыт-кам хри-сти-ан. Велев сво-е-му сек-ре-та-рю вне-сти и своё имя в спи-сок осуж-дён-ных, он вы-дер-жал неимо-вер-ные ис-пы-та-ния и уго-во-ры са-мо-го им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311 гг.), по-ра-жён-но-го этим безум-ным с его точ-ки зре-ния по-ступ-ком. Пе-ре-оде-тая в муж-скую одеж-ду и остриг-шая свои рос-кош-ные во-ло-сы, На-та-лья уха-жи-ва-ла в тем-ни-це за ис-ка-ле-чен-ным му-жем, уте-ша-ла и обод-ря-ла его на-деж-дой на встре-чу в бу-ду-щей жиз-ни. Она ис-пи-ла свою ча-шу стра-да-ний до кон-ца, по-то-му что ста-ла сви-де-те-лем страш-ной смер-ти Адри-а-на, ко-то-ро-му па-ла-чи раз-дро-би-ли на на-ко-вальне но-ги и от-сек-ли ру-ки.

Став вдо-вой, На-та-лья ка-кое-то вре-мя оста-ва-лась до-ма, при-чём к ней на-стой-чи-во сва-тал-ся вли-я-тель-ный во-е-на-чаль-ник, фа-во-рит им-пе-ра-то-ра, на-мно-го пре-вос-хо-див-ший бо-гат-ством её по-кой-но-го му-жа. Для «обык-но-вен-ных» (рас-чет-ли-вых и скуч-ных) жен-щин та-кой же-них - меч-та всей жиз-ни (как бра-вый пол-ков-ник Сер-гей Сер-ге-е-вич Ска-ло-зуб). Но не для бла-го-род-ной На-та-льи. Но-чью она пла-ка-ла и об-ра-ща-лась с мо-лит-вой о по-мо-щи к сво-е-му су-пру-гу, не же-лая бо-лее без него жить на зем-ле. Вско-ре ей уда-лось на ко-раб-ле бе-жать в го-род Виза нтий (бу-ду-щий Кон-стан-ти-но-поль) с со-хра-нен-ной и на-баль-за-ми-ро-ван-ной пра-вой ру-кой Адри-а-на, став-шей для хри-сти-ан свя-ты-ми мо-ща-ми. Ис-пол-нив долг люб-ви, она умер-ла по-сле яв-ле-ния ей во сне су-пру-га. Как несчаст-ные - и од-новре-мен-но тра-ги-че-ски счаст-ли-вые, по-лу-чив-шие столь ред-кий дар люб-ви! - Ро-мео и Джу-льет-та, они встре-ти-лись на небе-сах, и те-перь уже ни-кто не смо-жет их раз-лу-чить.

Фило-со-фы счи-та-ют, что имя да-ёт-ся не слу-чай-но, но та-ин-ствен-ным об-ра-зом свя-за-но с име-ну-е-мым. Рим-ское имя На-та-лья - зна-чит «при-род-ная», «род-ная». На-та-лья Ни-ко-ми-дий-ская сво-ей «несовре-мен-ной» с точ-ки зре-ния мно-гих жиз-нью вполне его оправ-да-ла, по-ка-зав, что жизнь без люб-ви, пусть в бо-гат-стве, - невы-ра-зи-мо по-шла и недо-стой-на ува-жа-ю-щей се-бя жен-щи-ны. Же-лаю совре-мен-ным На-та-льям хо-тя бы раз в го-ду вспо-ми-нать ро-ман-ти-че-скую ис-то-рию сво-ей Небес-ной по-кро-ви-тель-ни-цы.

Юрий Ру-бан ,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Страница 2 из 18


И создает искусственную ночь.
До мрачного отчаянья Ромео
Уныние такое доведет,
Коль кто его советом не спасет,
Не устранит его тоски причину.

Бенволио
Вы знаете ее, мой милый дядя?

Монтекки
Не знаю и узнать я не могу
От самого Ромео.

Бенволио
Вы пытались
Настойчиво расспрашивать его?

Монтекки
Расспрашивал и сам, и чрез друзей,
Но в чувствах здесь он сам себе советник;
Хороший ли - не стану говорить,
Но только он так скрытен, недоступен,
Как почка, где сидит уже червяк,
Когда она еще не развернула
На воздухе прекрасных лепестков
И красоты не посвятила солнцу.
Когда бы нам узнать лишь - отчего
Тоскует он, спасли бы мы его.

В отдалении показывается Ромео.

Бенволио
А, вот он сам. Уйдите; - постараюсь
Узнать его печаль, но не ручаюсь.

Монтекки
О если б ты добился - чем она
В нем вызвана! Идем, идем, жена.

(Монтекки и жена его уходят.)

Бенволио
Кузен мой, с добрым утром!

Ромео
Разве рано?

Бенволио
Лишь девять.

Ромео
Ах, печальные часы
Так тянутся! То не отец ли мой
Поспешно так отсюда удалился?

Бенволио
Да, то был он. Что за печаль так длит
Твои часы?

Ромео
Отсутствие того,
Что придает им быстрое теченье.

Бенволио
Влюблен?

Ромео
Не то...

Бенволио
Лишен любви?

Ромео
Лишен
Взаимности.

Бенволио
Подобная любовь,
Прекрасная по виду, быть должна
Так тяжела, мучительна на деле.

Ромео
Увы, любовь, хотя она слепа,
Без глаз найдет, какими ей путями
Дойти до нас и властвовать над нами.
Где будем мы обедать? - Горе мне!
Что тут была за драка? Впрочем, нет,
Не говори: я слышал все; с враждою
Сопряжено так много здесь тревог,
Но больше их с любовью... О, любовь
Жестокая! о любящая злоба!
Из ничего создавшееся нечто!
О, грустное веселье, суета
Серьезная, бесформенный хаос
Красивых форм, свинцовое перо,
Блестящий дым, морозящее пламя,
Болящее здоровье, сон неспящий,
Которого и сном нельзя назвать!
Такую вот я чувствую любовь,
Не чувствуя в такой любви отрады.
Ты не смеешься?

Бенволио
Нет, скорее плачу.

Ромео
О чем же это, добрая душа?

Бенволио
О горести, твою гнетущей душу.

Ромео
Причина этой горести - любовь.
Мне тяжело от собственных печалей,
И хочешь ты свою прибавить к ним,
Избыток их усилить состраданьем.
Любовь есть дым, поднявшийся от вздохов;
Она - огонь, сверкающий в глазах
Любовников; в тревоге, это - море,
Которое питают слезы их.
Что далее? То - хитрое безумье,
Желчь горькая, которая нас душит,
И сладость, что поддерживает нас.
Прощай.

Бенволио
Постой, и я пойду с тобою, -
Обидно мне, когда ты так уйдешь.

Ромео
Я потерял себя, я не Ромео,
Его здесь нет, он где-нибудь...

Бенволио
Скажи
Серьезно мне: кто та, кого ты любишь?

Ромео
Потребуй-ка, чтоб человек больной,
В страданиях, составил завещанье:
Как слово то больного поразит!
Но, мой кузен, скажу тебе серьезно:
Я женщину люблю.

Бенволио
Своей догадкой
Я в цель попал.

Ромео
О, ты стрелок искусный! -
Прекрасна та, кого я так люблю.

Бенволио
Чем лучше цель - попасть в нее тем легче.

Ромео
Ну, тут, кузен, ты промах дал: в нее
Нельзя попасть стрелою Купидона, -
Дианы ум ей дан, невинность в ней
Защищена броней несокрушимой,
Ей детский лук любви не повредит.
Она к речам любовным равнодушна,
Нахальных глаз не может выносить,
Порой святых, ее не соблазнить.
О, красотой она богата, - вместе
Бедна она - тем, что когда умрет,
Богатство то напрасно пропадает.

Бенволио
Иль поклялась она остаться в девстве?

Ромео
Да; и к большой потере поведет
Бесплодное такое воздержанье:
Ведь целое потомство в ней умрет,
Заранее лишась существованья.
Она чиста, прекрасна и умна, -
Но для того ль все эти совершенства,
Чтоб, ввергнувши в отчаянье меня,
Тем в небесах ей заслужить блаженство?
Безбрачия обет она дала;
Я умерщвлен суровым тем обетом,
Хотя живу и говорю об этом.

Бенволио
Послушай, друг, забудь о ней и думать.

Ромео
О, научи, как это сделать мне!

Бенволио
Глазам дай волю, на других красавиц
Вниманье обрати.

Ромео
Вот средство - чаще
О красоте ее мне вспоминать!
Так маски, что лица прекрасных женщин
Касаются, наводят нас на мысль
О красоте, таящейся под ними.
Тот, кто ослеп, не может позабыть
Сокровища утраченного зренья.
О, покажи красавицу ты мне -
Из ряда вон - и красота ее
Послужит мне лишь памятною книжкой,
Где буду я читать черты другой,
Что красотой ее так превосходит.
Прощай; меня не можешь научить
Забвенью ты.

Бенволио
Я научу, иль буду
До гроба я в долгу перед тобой.

(Уходят.)

СЦЕНА II

(Улица.
Входят Капулетти, Парис и слуга.)

Капулетти
Такой же штраф наложен на Монтекки,
Как на меня; и нам, двум старикам,
Я думаю, не трудно бы жить в мире.

Парис
Обоих вас глубоко уважают,
И очень жаль, что длится ваш раздор.
Но что же вы на сватовство мое
Мне скажете?

Капулетти
То, что сказал уж прежде:
Что дочь моя едва вступила в свет,
Ей нет еще четырнадцати лет;
Когда краса еще двух лет увянет -
Для ней пора невестой быть настанет.

Парис
Есть матери моложе, чем она.

Капулетти
За то они и блекнут слишком рано.
Я все мои надежды схоронил,
Она - одна моя надежда в мире.
Но, милый мой Парис, понравьтесь ей,
Ее любви добиться постарайтесь:
Согласие мое заключено
В согласии и выборе Джульетты.
Сегодня пир вечерний я даю,
По старому обычаю семейства,
И множество гостей я пригласил
Из тех, кого люблю я; в том числе
Вы будете моим желанным гостем.
И я вас жду; придите в эту ночь
В мой скромный дом, чтоб на земные звезды
Там посмотреть, которых яркий блеск
Сиянье звезд небесных затмевает.
Вас у меня то наслажденье ждет,
Что юноши так чувствуют весною,
Когда она, цветущая, идет
За скучною медлительной зимою.
Там в цветнике из почек молодых
Вы видом их прекрасным насладитесь;
Прислушайтесь ко всем и присмотритесь -
И выберите лучшую из них.
И дочь моя там будет меж другими
Для счета лишь: она - ничто пред ними.
Пойдемте, граф;
(слуге)
а ты скорей ступай
По городу; ищи и приглашай
Всех, кто вот здесь записан в списке этом;
(Отдавая записку.)
Скажи, что жду их с лаской и приветом.

(Уходит с Парисом.)

Слуга
Отыскать тех, чьи имена здесь записаны? А тут написано, чтобы башмачник
принимался за аршин, а портной за шило; чтобы рыбак орудовал кистью, а
живописец - неводом. Меня послали найти тех, чьи имена здесь записаны; но
мне не отыскать - кто же именно записан тут. Я должен обратиться к ученым
людям. А, вот они кстати!

(Входят Ромео и Бенволио.)

Бенволио
Один огонь теряется в другом,
Страдание страданьем уменьшится;
Коль голова твоя идет кругом,
Заставь ее обратно закружиться;
Одна печаль другою исцелится:
Пусть новый яд в глаза твои войдет -
И прежняя зараза пропадет.

Ромео
Пользителен тут подорожник твой.

Бенволио
Где? для чего?

Ромео
Для поврежденной кости
Твоей ноги.

Бенволио
Да ты сошел с ума?

Ромео
Нет, не сошел, а хуже чем сошел:
Я заключен в тюрьму, лишен я пищи,
Истерзан я, измучен.
(Подходящему слуге.)
Здравствуй, милый.

Слуга
Здравствуйте, синьор. Скажите, пожалуйста, вы читать умеете?

Ромео
Мою судьбу в несчастии моем.

Слуга
Вы могли выучиться этому без книг, а я спрашиваю - умеете ли вы читать
то, что написано.

Ромео
Да, если знаю буквы и язык.

Слуга
Вы отвечаете честно. Счастливо оставаться. (Хочет уйти).

Жила-была в культурном городе Петербурге, не очень далеко от метро Удельная, красивая –прекрасивая девочка. Просто нереально красивая. Я таких красивых никогда больше и не встречал. Райончик этот, хоть и не был окраиной города, назвать приятным язык не поворачивался – одни хрущевки да брежневки. А двухэтажный дом девочки был среди этих убогих коробок, как мятый мусорный бак при входе - маленький, обшарпанный, покосившийся, без ванн и горячей воды. Жила она только с мамой, отца не помнила. Мама была бедной и работала уборщицей в школе, где училась девочка. Она очень любила единственную дочь и старалась следить за ней в школе, как –бы с плохой компанией не связалась. Девочка, конечно, иногда злилась на маму за это. Ну, и стыдно ей было за нее немного.
Повзрослела девушка, 13 ей исполнилось и стала она дружить с мальчиком. Просто дружить, очень возвышенно и романтично. Мальчик был неплохой, добрый и папы у него тоже не было. А вот мать была, да такая, что лучше бы и ее не было. Торговала она героином прямо из квартиры своей. Ничего не боялась, снабжала дурью даже старшеклассников из их школы, а затем и одноклассников своего сына. Но ему не давала. А он и не просил – он хороший был, он девочку любил. Так целый год она с ним и гуляла, тайком от матери хоронясь.
Но прознала все же про эту дружбу мать девочки и не одобрила. Стала дочке нотации читать, уму разуму учить. Да разве можно от первой любви отговорить. А ремнем по попе любимое чадо бить не могла и не за что еще вроде было. И как то раз не выдержало ее сердце и решила она пойти к матери мальчика, поговорить по душам. Слово за слово, поссорились они крепко, даже за волосы сцепились. Запретила уборщица своей дочке с мальчиком встречаться, заперла ее дома на несколько дней, чтобы глупостей не наделала. И мать мальчика тоже, что смогла сделала- облила его любимую грязью, наврала, что та с ним из жалости гуляет, а сама о богатом муже мечтает.
Мальчик не поверил, ясное дело, побежал домой к девочке. А там его не ждут, дверь не открывают, назад отсылают, с девочкой поговорить не дают. А сама она и не выходит. День не виделись, неделю... Решил мальчик показать любимой, что и он не второго сорта. Стал во дворе с ее подружкой гулять. Даже поцеловался с ней при всех. Слух об измене любимого быстро дошел до девочки, да не просто дошел, а оброс такими новыми подробностями, что от отчаяния девушка захотела умереть. Но подружки посоветовали иное- сходи, мол, на дискотеку, познакомься там со старшим парнем, приведи во двор. Пусть мальчик узнает.

Не ходила до тех пор девочка на дискотеки, не пила вина. Но угостилась у подружек для храбрости и отправилась вместе с ними на танцы. . На дискотеке было весело. Всем, но не ей. На душе кошки скребли. Танцевать совсем не хотелось. Так и жалась она у стенки, пока не столкнулась с другим мальчиком. Он был ее старше на пару лет, но тоже не танцевал и с друзьями не общался. Так и стояли они рядом, пока она не решила уйти. А как вышла, так и он следом. Догнал ее и протянул руку. И пошли они рядом вместе.
Шел он все рядом и молчал. Она заговорить первой стеснялась, но любопытство пересилило и она спросила, почему он молчит.
Оказалось, что он глухонемой. Что он делал на дискотеке, она так и не узнала. Но жалко ей стало парня. А тот, хоть и нем вроде как был, да в роли совратителя получше любого говоруна выступил... Как –то само так получилось, что стала она женщиной.
Прибежала она домой, матери ничего не сказала, а вот подружке проболталась – не смогла все в себе держать. Да и страшно, вдруг что. Кто лучше посоветует, как не подруга верная. А та язык за зубами и дня не держала. Так эта новость через весь двор до ее Ромео и докатилась.
Плохо ему стало, очень плохо. Так плохо, что не ел, не пил, в школу не ходил. Сидел дома и плакал. Спрыгнуть с четвертого этажа хотел, пусть она узнает... Но мать отговорила. А чтобы совсем успокоить, средство одно дала. Один только раз дала.... А дальше он и сам знал, где его добыть. В их дворе в те времена наркоманов молодых было больше, чем нормальных подростков. А и тех не видно- дома попрятались. Так что, если со двора не выходить, то казалось, что весь мир так и живет. Живет и не тужит. А он то, мальчик, чем хуже?
Средство помогло, хорошо помогло и про измену любимой забыть, и про романтические отношения. Укололся и пошел к ней мириться. А как помирился, так и взял ее тут же сразу на лестнице в парадняке, а потом и про героин рассказал.
До ночи они сидели на бетонных ступеньках обнявшись и безутешно плакали.
А на следующий день вместо школы девочка пошла к его матери и купила себе дозу. Вышла во двор к знакомым наркошам и они быстро научили ее, что и как делать. Когда мальчик ушел со второго урока искать любимую, было уже поздно. Они снова сошлись и снова плакали. Но верное средство быстро растопило их печали и у мамы мальчика стало на двух клиентов больше.

Девочке исполнилось 15 , когда уже не было в окрестных дворах ни одного парня, который бы не дал ей на дозу в обмен на тело. Она была очень красива, ей не приходилось искать клиентов, они сами несли ей заряженные баяны... Ей и ее мальчику.
А потом она бросила школу, вышла на ночную улицу и стала королевой обочин. Машины стояли в очередь, ожидая когда она освободится. А под утро, после 10-15 клиентов она возвращалась домой и заплаканная мать грела ей на плите тазик с горячей водой, чтобы она могла отмыться от ночного срама и похотливых сальных ладоней.
В доме появились деньги, купили новую газовую колонку и телевизор. Но счастья уже не было и любви тоже уже не было – Ромео сторчался и умер от передозировки героина, взятого из тайника матери, когда она попала в больницу....

Я встретил эту «девочку» , когда ей было уже 18 лет. Она спокойно стояла на самом краю тротуара, не скрывая лица, как будто ждала автобус или попутку. Она была так прекрасна (благо, неспешное движение плотного авто-потока предоставило мне уйму времени в этом убедиться), что я остановил перед ней машину, даже не соображая, что буду делать дальше и, конечно, не догадываясь, что она « работает» .

Не желаете развлечься? Всего 150 рэ…
В первый раз в своей жизни я услышал эти слова и мой мозг взорвался от осознания несовершенства этого мира.

Ты….??? – промямлил я, судорожно пытаясь сложить в голове этот несоединимый пазл в одно цельное и логичное изображение.

Зачем тебе это надо? Ты могла бы иметь любимого парня, мужа, любовника, да кого душа пожелает – с деньгами и без них, прямо сегодня. С твоей красотой это не вопрос…. Может ты просто не знаешь, как огромен и прекрасен этот мир? … Поехали, я покажу тебе нечто, куда лучше этой заплеванной остановки!

Я отвез ее на яхту (вернее, яхточку) . И не теряя ни секунды на пагубную страсть, мы вышли в Финский залив и отдались во власть стихии морской. Мирные волны тихо плескались о борт. Она стояла на палубе и с удивлением рассматривала то далекую синюю гладь, в которой отражалось багровое предзакатное солнце, то морские барашки прямо у себя под ногами. Ветер развевал ее длинные золотистые волосы, а мечтательная улыбка и восхищенные глаза выдавали бурю эмоций, вызванных новыми для нее впечатлениями. В этот момент она казалась мне самым совершенным созданием на этой планете.

Ты можешь бросить свое ремесло ради этого? Навсегда!
- Не знаю… Нет… То есть, да…Но не сейчас… Мне надо срочно обратно, мне нужны деньги.
- Зачем?
- На дозу!

Так я узнал, что она наркоманка. Для меня это было наитабуннейшее из табу. Я подвез ее до дома и на прощанье оставил денег, которых ей хватило бы на месяц целомудренного существования.
«Мечта. Земное воплощение неземной красоты…..за 150 рэ – горькая усмешка судьбы.» - в моей картине мира это никак не укладывалось. Я не хотел есть, идти на работу, я не мог спать. Я должен был с этим разобраться, чтобы не ломать голову всю оставшуюся жизнь. И через несколько дней я вернулся. Я приехал к ее дому и выясняя номер квартиры, случайно встретился с ее матерью. Она то и поведала мне, со слезами на глазах, эту печальную историю. А все недостающие моменты уже позже раскрыла сама героиня.

Вскоре я встретился с этим человеком. Он был в нее по уши влюблен. Он продал все, что имел и уговорил ее поехать с ним за границу лечиться. Я пожелал им удачи...

В аэропорту таможенники нашли в их багаже наркотики и шприцы.....

В следующий и последний раз я увидел ее через пять или шесть лет после этих событий. Я ехал по улице Энгельса и примерно в ста метрах от места нашей первой встречи, увидел голосующую женщину. Мое зрение не идеально, я не подвожу голосующих, но что-то снова толкнуло меня остановиться. Дверь машины открыла высокая женщина с красивыми, но резкими чертами лица, которые подчеркивались яркой помадой и контрастными тенями на толстом слое косметики. Протянутая вперед рука, несмотря на длинный рукав платья, выдавала наркоманку со стажем.

Я работаю, - отрывисто сказала она и я встретился взглядом с ее глазами. Это были жесткие, холодные, пустые и страшные глаза волчицы.

Я непроизвольно отдернулся и захлопнул дверь.
Лишь нажав педаль газа, я понял, что это была Она....

Через пару десятков метров я резко ударил по тормозам, остановился и завис на несколько секунд. Мозг без труда победил эмоции и я поспешил убрать ногу с педали, пока она снова не подошла к машине....
Ведь это только начало у всех разное, а конец всегда один... Не осуждайте падших. Если вы не были в их шкуре, возможно, вам просто повезло...

P.S. Не планировал сюда печатать, но может эта грустная история сможет растопить суровые сердца почитателей «Акул…» и разогнать круги словесных баталий по этому … спокойному водоему? … И, чем черт не шутит, может быть именно она положит старт серии искренних личных историй от новых авторов из числа потомственных «только читателей». Ведь у каждого из нас (из Вас) , наверняка, было в жизни что-то подобное.