Рачинский сергей александрович. Сергей александрович рачинский

Педагогическая методика профессора Московского университета, педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), подтвержденная многолетней успешной практикой, оказалась востребованной в начале XXI века.

Семья Рачинских

Дед Сергея Александровича Рачинского Антон Михайлович (1769–1825) был первым командиром и шефом гвардии егерского батальона в 1796–1800 гг., впоследствии – генерал-майор, полицмейстер Санкт-Петербурга, тайный советник.

Отец будущего педагога Александр Антонович (1799–1866), крестник государя Павла I, с 18 лет вступил на службу подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк, имел бронзовую медаль на Владимирской ленте, в 1828 г. вышел в отставку. В молодые годы он был дружен с поэтом Антоном Дельвигом и другими литераторами, положил в родовой татевской усадьбе (Оленинский район Тверской области) начало коллекции автографов, картин, рукописей своих великих современников.

Матушка Рачинского Варвара Абрамовна (1810–1891) приходилась родной сестрой поэту Евгению Баратынскому, была великолепно образована и передала детям свои музыкальные и литературные знания и дарования.

Старший из сыновей Рачинских Владимир Александрович (1831–1888) в 1852 г. окончил юридический факультет Московского университета со званием кандидата наук. Служил секретарем по дипломатической части у графа М.Н. Муравьева в Вильно.

Константин Александрович Рачинский (1838–1909) окончил физико-математический факультет Московского университета, получив степень кандидата наук, после подготовки к профессуре сдал магистерский экзамен и на два года уехал в Гейдельберг пополнить свое образование. Константин Рачинский был почетным мировым судьей, членом губернской земской управы в Конотопском уезде на Черниговщине. С 1894 по 1904 г. он был директором Московского сельскохозяйственного института – нынешней Тимирязевской академии.

Александр Александрович Рачинский (1839–1906) тоже окончил Московский университет. В 1861 г. поступил на службу в 1-й флотский экипаж юнкером и находился в заграничном плавании до 1864 г. После увольнения со службы жил в Маре и занимался сельским хозяйством, несколько раз избирался почетным мировым судьей по Кирсановскому округу. С 1890 г. – управляющий государственными имуществами Гродненской губернии, а затем чиновник особых поручений V класса при министре земледелия и государственных имуществ. Действительный статский советник.

Ольга Александровна Рачинская (1834–1917), как и братья, получила хорошее домашнее образование, знала русскую литературу, несколько иностранных языков. Ее мужем был художник Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов.

Варвара Александровна Рачинская (1836–1910), прекрасно образованная, посвятила жизнь устроению сельских школ и лечебниц в Бельском уезде, разделив труды своего брата Сергея. На ее средства содержалось несколько школ и лечебниц. И сама она часто выполняла обязанности сиделки, напоминая своим образом великую княгиню Елизавету, будущую святую. Такие барыни были в нашем уезде.

Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) окончил естественный факультет Московского университета, некоторое время работал в архиве Министерства иностранных дел, а в 1856 г., выйдя в отставку, на два года уехал в Германию готовиться к кафедре: работал у Германа Шахта в Берлине и у профессора Маттиаса Якоба Шлейдена в Йене. В то время Рачинский часто встречался с Ференцем Листом, который писал музыку на его стихи. Сделанный тогда перевод русского ученого «Семейной хроники» С.Т. Аксакова вызвал восторженные отклики немецких классиков. Во время путешествия по Бельгии, Италии, Швейцарии, Франции Рачинский изучал вопросы народного образования, в частности – школу И.Г. Песталоцци (1746–1827), знакомился с деятельностью немецкого педагога, профессора Йенского университета Карла Стоя (1815–1885).

Татевская школа

В 1872 г. С.А. Рачинский, оставив университетскую кафедру физиологии растений, основанную им впервые в России, уезжает в родовое имение Татево Смоленской губернии (ныне Тверской области). За 30 лет ему удалось создать три десятка школ для крестьянских детей. А «труды и дни» учителя запечатлелись в его дневниках, сложились в статьи и сборники, выросли в замечательную книгу «Сельская школа». В ней отразились взгляды образованнейшего человека своего времени на русский крестьянский мир: здесь и восхищение способностями к обучению у крестьянских детей, и благоговение перед нравственными качествами этих ребятишек. «Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности – самый стыдливый народ в мире, – писал Рачинский. – Каждый наш крестьянский мальчик – такой, еще не испорченный русский человек». Книга «Сельская школа» переиздавалась четырежды. За этот труд Академия наук в 1891 г. избрала Рачинского членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности.

В школе Рачинского наряду с арифметикой и грамматикой изучали Закон Божий, церковнославянский язык, разъясняли Псалтирь, давали азы иконописи. Девочек в школе обучали рукоделию, мальчиков – столярному делу. При школе имелся земельный участок, где дети не просто трудились, но изучали основы ведения приусадебного хозяйства, пчеловодство. Рачинский, профессор ботаники, выращивал редкие сорта трав и деревьев, привозимые им со всего мира, и дети могли видеть в Татеве даже смоковницу. Родители, отправляя детей на неделю в школу, давали только муку для выпечки хлеба. Все остальное содержание было за счет Рачинских.

Сергей Александрович перенес в сельскую школу свои глубокие не книжные, а философские знания. Среди рукописей сельского учителя есть словарь местных диалектизмов, сборник народных песен, которые он собрал и записал, и даже его собственные ноты, написанные с услышанных у крестьян песен. За этими нотами обращался к Рачинскому П.И. Чайковский.
Татевский учитель предварил в своих прогнозах писателей, обидно называемых деревенщиками, которые через полстолетия после Рачинского станут бить тревогу о том, что угасание русской деревни привело к угасанию искусства, падению нравов в обществе, оскудению здоровых народных сил.

А чем созидались эти недюжинные народные силы? Трудом. Учебный день в школе Рачинского начинался с молитвы в 6 часов утра. После завтрака ребята, жившие одной дружной семьей, исполняли хозяйственные обязанности: привозили воду, кололи дрова, убирали школу, помогали кухарке готовить еду. С 9 часов до полудня продолжались уроки, а после обеда школьники отправлялись на прогулку в лес, зимой – кататься с горы. Вечерами Рачинский сам читал детям духовную литературу и мировую классику, затем продолжали чтение старшие ребята.
Рачинский, как и Лев Толстой, в своей учебной практике уделял большое внимание школьному сочинительству, учил детей писать стихи и рассказы. Для того чтобы развить мыслительные способности учащихся, татевский учитель придумывал задачи, используя картины церковного и сельского быта, знакомого крестьянским детям. К примеру, такие: «В течение февраля я прочел весь Ветхий Завет. Прочитывал я по 36 страниц в день. Сколько страниц в Ветхом Завете?» Или: «У меня было 15 руб. Хотел я купить на эти деньги 79 аршин ситца, но одной копейки не хватило. Сколько стоит аршин?» Точная наука превращалась для детей в живую игру. Такая увлекательная арифметика вызывает интерес и у сегодняшних учителей и учеников. Задачи и примеры, составившие статью «Арифметические забавы», публиковали в журнале «Народное образование», №3 за 1900 год. Книга Рачинского «1001 задача для умственного счета» выходила и до революции, и в советское время, переиздается она и сегодня.


Сельские дети лет десяти, приходившие в школу, знали нелегкий труд, с малолетства воспитывая младших сестер и братьев, помогая в домашнем хозяйстве, где работы хватало всем. «В школе же их ждала жизнь относительно привольная, где о них заботились старшие, – пишет Сергей Александрович, – ребенок приносит в школу чувство ответственности за свои поступки, осознание необходимости труда. Он приносит свое темное, но благоговейное понятие об учении как о ключе к тайнам молитвы жизни, вечной Божественной мудрости. Он, крестясь, целует первую книгу, которую дают ему в руки». Первые слова, которые дети учились писать, – не бессмысленные двусложные «мама мыла раму», а содержащие глубокую мысль и живительную силу: «Господи, милостив буди мне грешному».

По известным картинам ученика Сергея Александровича, замечательного художника Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе С.А. Рачинского», «Урок музыки», «Воскресное чтение», «У больного учителя» и многим другим, где изображены татевские ребятишки, можно видеть, с какой любовью и восхищением, как настойчиво и терпеливо овладевают они знаниями.

Рачинский одним из первых выступил за обучение девочек. «Будущие матери, – считал он, – должны быть утверждены в тех навыках и знаниях, которые они призваны передавать детям». Учитель добился открытия в Глуховской волости Бельского уезда двух женских школ – Шопотовской и Тарховской. Последняя особенно славилась своими мастерицами вышивания и кружевоплетения. В 1885 г. Рачинский стал попечителем женских училищ Бельского уезда.

В 17 лет выпускники школ, устроенных семьей Рачинских, сдавали специальный экзамен комиссии при средних учебных заведениях и получали звание сельских учителей. Сначала работали помощниками учителя, а затем старшими учителями. В 1890 г. в окрестных школах преподавало уже 40 учителей, подготовленных на этот нелегкий труд стараниями Рачинского.
«А посмотрите вот, в разных углах сидят ребята и читают. Что у них за книги? У большинства – духовные: Псалтирь, Часослов и до Фомы Кемлийского включительно», – писал соратник Рачинского и первый его биограф, учитель школы села Глухово Николай Горбов. Десяток школ, основанных Рачинским, и церквей, строившихся в Бельском уезде на средства Рачинских, Потемкиных, Баратынских, прекратили свое существование после революции, а в Великую Отечественную войну исчезли и села Глухово, Спас-Береза, Дунаево, где стоит еще остов огромной церкви, построенной по заказу ротмистра Алексея Стефановича Потемкина в 1767 г.

Каждое лето у Рачинского проводили его крестники – японцы, новообращенные в православие святителем Николаем Японским – земляком, современником Рачинского. Один из японцев Сергей Сеодзи вспоминал позже, как Рачинский подарил ему икону Преподобного Сергия Радонежского и томик Троицких листков в кожаном переплете с надписью золотыми буквами: «Дорогому моему крестнику Сергею Сеодзи».

Своих учеников Рачинский знакомил с творениями Глинки и Чайковского, а некоторые фрагменты их произведений звучали в Татевском храме. Церковным пением в Татевской школе руководили: сначала выпускник Смоленской духовной семинарии Л.Л. Розов, затем ученик школы М.О. Шалдыгин. Почти каждое лето заниматься с татевским церковным хором приезжал управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге Степан Васильевич Смоленский.

Пешие паломничества по святым местам русского православия также были введены в школьную практику учителем Рачинским. Учителя с детьми ходили из Татева за сотню километров в Нилову пустынь поклониться преподобному Нилу Столобенскому, жившему в начале XVI в., основателю знаменитого монастыря на Селигере. Многие из ребят в пути делали пейзажные зарисовки. Среди них был и будущий известный художник Н.П. Богданов-Бельский. В юности он расписывал татевский Троицкий храм и Софийскую церковь возле стекольного завода Ю.С. Нечаева-Мальцева.

Отрадно перечитывать сегодня в архиве Рачинских письма крестьян к своему барину, которого они именовали не иначе как «отец родной»: «Село Шопотово, 9 окт. 1878 г. Многоуважаемый и добрый Сергей Александрович, фисгармонию, полученную от Вас, я нашел более удобным поставить у себя в квартире; если же Вы этого не находите, то я по Вашем уведомлении перенесу ее в дом священника. Желаю Вам здоровья, остаюсь преданный Вам слуга Данилов». Рачинский помогал каждому крестьянину, получающему образование: кому дарил скрипку, кому костюм, кому давал рекомендации на государственную службу.

Сельский учитель, сохранивший добрые отношения со столичными корреспондентами, вел обширную переписку с преподавателями и учеными, с писателями и редакторами журналов и хорошо знал, «чем дышит» интеллигенция, оторванная от народной почвы. Поэтому первостепенной задачей считал необходимым учить учителей и священников из крестьянской среды.

Писатель Василий Ян, автор известной книги «Чингис-хан», побывал в Татеве и в 1899 г. писал в петербургской прессе: «Я глядел в задумчивые глаза этих людей, поднявшихся, вышедших из народной массы, но не порвавших ни одной из нитей, связывающих их с коренной народной силой, землей-матушкой, и мне было отрадно и тепло возле них. Казались невероятными и раздутыми все толки о вырождении великорусской народности: эти люди не собьются с дороги, не пропадут, с ними не оскудеет земля…»

«Золотой век» в черном переплете

Педагог-подвижник Рачинский – один из немногих, кто осознал назревавшую катастрофу крушения «старого мира» и взывал к тогдашнему образованному обществу: «Может быть, следует заменить учение о добрых нравах учением о нравах свободных, старое благочестие, поклонение недосказанному Богу – поклонением естественному человеку, этому внешнему выражению мировых сил, доступному нашему здравому смыслу? Нет! Из глубочайшего дна нашей души поднимается сознание того, что все эти новые учения, вся эта новая нравственность для человека, недаром бременящего землю, совершенно негодны…»

Рачинский не был ни славянофилом, ни западником, он старался все лучшее в Европе переложить на русскую почву и вывести на мировой уровень все достижения русской культуры. И это были не маниловские мечтания. Татевская школа в 1900 г. участвовала во всемирной выставке в Париже. Опыт школ Рачинского использовали в Англии и Японии, где служил святитель Николай Японский.

Задолго до революционного лихолетья профессор Рачинский в своих статьях и многочисленных письмах указывал на отстраненность образованных людей от народа, теплохладное отношение интеллигенции к православию, на пороки и отсутствие усердия самих священников. «Положение нашей Церкви опасно. Опасно оно не для самой Церкви – ее победоносная жизненность проявляется и теперь для всякого, кто имеет глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать. Оно опасно для тех, которые от нее отпали. Не тайным ли сознанием этой опасности объясняется позорное равнодушие нашей интеллигенции к делу образования нашего народа, ее торопливая жажда захватить внешнюю власть, за неимением внутренней. Спасти эту интеллигенцию от гибели, которую она себе готовит, могут только дружные усилия людей мыслящих и верующих, неустанная их работа на почве Церкви, на почве школы».

В последние годы жизни Рачинский часто бывал в Петербурге у обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, они вместе трудились над разработкой Положения о церковно-приходских школах.

Ценя литературный дар и эстетический вкус С.А. Рачинского, к нему обращался за советами Лев Толстой, с которым связывало татевского затворника общее дело по устройству школ для крестьян. (Их духовные расхождения произойдут позже.) Толстой высылал Рачинскому рукописи своих романов с просьбой дать совет. И получал от татевского учителя такие суждения: «На этот раз буду говорить об Анне Карениной, хотя и о ней имею сказать Вам многое. Мне кажется, что она выше «Войны и мира». То же прозрение, та же искренность, и притом нечто новое – власть над собственным творчеством…»

В татевском доме Рачинских-Баратынских находилась обширная библиотека; картины и фамильные портреты, к которым позже добавились работы учеников Рачинского; хранились рукописные архивы друзей этих двух семей. Откроем хотя бы один том в черном переплете и перелистаем подлинные письма и рукописи К. Павловой, графини Е. Ростопчиной, Е.Ф. Тютчевой, письмо А.В. Кольцова князю В.Ф. Одоевскому, два письма И.С. Тургенева М.Н. Каткову, письма А.С. Хомякова и П.М. Леонтьева С.А. Рачинскому, письма М.И. Глинки В.Ф. Одоевскому, письма А.С. Даргомыжского, А.Ф. Львова, А.Н. Серова, графа М.Ю. Виельгорского, нотный автограф П.И. Чайковского с пометой «Из квартета, играного 16 марта 1871 г.», письма Н.А. Римского-Корсакова и М.А. Балакирева П.И. Чайковскому…

И быть может, это не в столицах творилась русская история, а в сельских усадьбах, в народе, собранном возле храма подвижниками и рачителями о земном Отечестве и Небесном.
Сегодня село Татево пустеет, потому что люди, которые еще два десятилетия назад засевали здесь льняные поля, работали на лесозаготовках в известном на весь Советский Союз Оленинском леспромхозе, сегодня вынуждены покидать свои села в поисках работы в больших городах. Не о таком положении своего народа мечтал просветитель С.А. Рачинский, когда на приходе Троицкой церкви в Татеве в 1890-е гг. значилось две тысячи человек, а сегодня в селе менее 300 жителей.

На полузаросшую луговицей дорожку, что ведет от школы имени Рачинского к Троицкой церкви с семейной усыпальницей, сыплется золото берез. Здесь когда-то проходили скромный учитель Рачинский, граф С.Д. Шереметьев, князья Голицыны, дочь поэта А. Дельвига и многие именитые люди «золотого века» русской культуры.

Этот уголок на границе Тверской и Смоленской областей дорог сердцу русского человека, подобно пушкинскому Михайловскому, блоковскому Шахматову или есенинскому Константинову. Но где сегодня найти таких тружеников и подвижников, как Рачинский?

, Бельский уезд , Смоленская губерния , Российская империя

Сергей Александрович Рачинский (2 (14 ) мая , с. Татево , Смоленская губерния - 2 (15 ) мая , там же) - российский учёный , педагог , просветитель, профессор Московского университета , ботаник и математик . Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук . Надворный советник.

Предки

В возрасте 15 лет Сергей Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета , который окончил в 1853 г.

После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, затем в 1856 году уехал в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений», получил звание магистра и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете . В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена учёная степень доктора ботаники.

В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьёй университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным особо одарённым студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838-1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839-1896).

С. А. Рачинский также успешно практиковал лечение заикания с помощью чтения старо-славянских текстов и церковного пения. Им написана работа «Заикание и церковно-славянское чтение», вошедшая в знаменитую книгу «Сельская школа».

Победоносцев К. П. писал о нём императору Александру III в 1883 г.:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение, в самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень.

Самая первая школа была открыта отцом - Александром Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге он был дружен с А. А. Дельвигом , общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Александр Антонович положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 году он построил школу для крестьянских детей, сделав её попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 году открылось народное училище в селе Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича - Софья Сергеевна Чичерина (урождённая Боратынская). К 1891 году в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель Вениамин (Федченков) , выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.

Сергей Александрович Рачинский был человеком разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощёнными.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов . Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский , музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы . Он же вёл отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища.

14 мая 1899 г. Николай II писал в Высочайшем рескрипте на имя Сергея Рачинского:

«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-учёные Н. М. Горбов , В. А. Лебедев, учителя А. Д. Воскресенский, А. Голицын.

С 1878 г. школа имела статус церковно-приходской. В 70-80-е гг. XIX в. - четырёхгодичная, а в 1898 г. - шестилетняя. До 1924 г. носила имя своего основателя Сергея Александровича Рачинского, затем его имя, как и заслуги были забыты на десятилетия. После Великой Отечественной войны школа получила статус средней общеобразовательной. В 1998 г. школе было возвращено имя С. А. Рачинского. С 1974 года при школе действует краеведческий музей. Благодаря работе местных жителей под руководством директора Татевской школы Л. А. Али-Заде в 2000 году музей получил статус муниципального краеведческого музея имени Н. П. Богданова-Бельского.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 года, в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова (он изображён на картине Богданова-Бельского «У больного учителя»), одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. Позже А. А. Серяков (1870-1929) стал руководителем Татевской народной школы, его внучка и правнучка также преподавали в Татевской школе.

Похоронен С. А. Рачинский в Татево в семейном склепе.

Память и история

  • В Татево до сих пор существует школа, основанная С. А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после смерти учителя.
  • По свидетельству Л. Ю. Стрелковой, воспитанницы школы и автора историко-педагогического описания деятельности школы в Татево, в конце 1920-х годов усадьба была разграблена, останки были выброшены из фамильного склепа, на мраморных надгробиях ковали железо, были разорены пруды и садово-парковый ансамбль усадьбы.
  • Советские историографы утверждали, что при отступлении в марте 1943 года немцы выломали и вывезли паркет из дворянского дома Рачинских, а сам дом взорвали. Вывезли также могильные плиты из фамильной усыпальницы. Почти полностью был вырублен парк с редчайшими растениями, выращенными здесь С. А. Рачинским. [ ]
  • В Татево был устроен немецкий военный госпиталь и немецкое военное кладбище (не сохранилось).
  • По некоторым данным, в школе Рачинского до монашества работала матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская), первая настоятельница Леснинского Свято-Богородицкого монастыря (женская обитель во Франции). Школа Леснинского монастыря во многом была продолжением дела Рачинского.
  • В школе 15 лет учительствовал Филипп Никитич Никитин. Умер в 1907 в возрасте 46 лет. Похоронен в с. Татево.
  • Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет № 1, ре мажор), в четырёх частях (сочинён и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящён С. А. Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Знаменитые ученики школы Рачинского

  • Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) - выдающийся русский художник , ученик до весны 1882 года, один из трёх юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре.
  • Тит Никонов - русский художник , портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С. А. Рачинский заметил в нём нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нём трудолюбию Т. Никонов окончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. Василий Ян сообщает, что «Другой - оказался неудачником». Другой источник сообщает, что Т. Никонов после женитьбы не стал продолжать обучение. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.
  • Иван Петерсон - русский художник , обрусевший латыш, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После её окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Козловском уезде Тамбовской губернии, но умер очень молодым.
  • И. Л. Богданов - инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР.
  • Александр Петрович Васильев (1868-1918) - протоиерей , духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист.
  • Николай Михайлович Синёв (1906-1991) - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, в 1961-1991 - заместитель председателя государственного комитетата СССР по использованию атомной энергии, лауреат Сталинских и Государственных премий (1943, 1951, 1953, 1967).
  • Николай Степанович Третьяков (1873-1942) - преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым , С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.

Основные работы

  • 1881 - «Заметки о сельских школах»
  • 1882 - «Народное искусство и сельская школа»
  • 1888 - «Из записок сельского учителя»
  • 1891 - «Сельская школа»

Пособия по математике:

  • «1001 задача для умственного счёта»,
  • «Арифметические забавы»
  • «Геометрические забавы».

Галерея

Сергей Александрович родился в 1833 году и по родственным связям и отношениям принадлежал к знатному дворянству. Между прочим. Он приходился родным племянником известному поэту Е. А. Баратынскому. Окончив в 1853 году Московский университет по естественному факультету, он избрал своею специальностью изучение ботаники. Вскоре затем он был удостоен степени магистра за сочинение: «О движении высших растений» и занял в университете кафедру ботаники. Как профессор, он заявил себя учеными трудами, каковы: «О некоторых химических превращениях растительных тканей» (докторская диссертация), «Цветы и насекомые», а также перевел на русский язык известное сочинение Дарвина: «О происхождении видов» и Шлейдена «Жизнь растений». Но, погружаясь в изучение своей науки, Сергей Александрович не сделался односторонним специалистом. Напротив, он живо интересовался вопросами литературы и философии, был прекрасным классиком и знатоком искусств, в особенности живописи и музыки. По своим убеждениям, он принадлежал к славянофилам и был человек искренно религиозный.



В начале семидесятых годов, Сергей Александрович оставил профессорскую кафедру и перенес свою просветительскую деятельность в деревню, в среду сельского населения, поселясь, почти безвыездно в своем родовом «Татеве».

Здесь он основал образцовую, в полном смысле этого слова, «Татевскую» школу, в которой преподавал целую четверть века, в которой многие годы безотлучно жил, разделяя с учениками ее стол и весь образ жизни.

Впоследствии вокруг Татевской школы, и по образцу ее, возникла целая сеть других школ, основанных Сергеем Александровичем или при его ближайшем участии. Таковы – Глуховская школа, построенная на средства, предоставленная Сергеем Александровичем, две – мужская и женская – школы в с. Меженинках, в имении близких родственниц Сергея Александровича, школа Покровская, Новосельская, при стекольном заводе Ю.С. Нечаева-Мальцева, а также школы в селах Тархове, Верховье, Сопоти, в д. Вязовах и Михеееве. В последние годы, при содействии Сергея Александровича, открыты второклассные школы в селах Дунаеве и Большеве. Наконец, Сергеем Александровичем была вызвана к жизни целая сеть школ грамоты. В большинстве этих школ учительствовали и учительствуют ученики и питомцы Сергея Александровича. Всем этим школам Сергей Александрович помогал, по мере, или лучше сказать, выше меры своих средств. В былые годы, когда позволяли ему силы, он нередко посещал эти школы, наблюдал за их постановкой, давал ценные советы и указания.

Как педагог, Сергей Александрович не придавал особенного значения методам или техническим приемам, преподавания, а обращал главное внимание на характер или внутренний строй школы. Он начал и кончил свою педагогическую деятельность с твердым убеждением, что русская школа всем своим существованием. Всем укладом входит в жизнь народа, которому она принадлежит: а так как русский народ есть народ православный, воспитанный в заветах Церкви, то такова должна быть и его школа. Эта школа, по его глубокому и искреннему убеждению, должна стоять под руководством Церкви православной и в ее духе воспитывать подрастающие поколения. В такую именно тесную связь с и с добрыми воспитательными началами древне-русской церковной школы поставил он Татевскую и другие созданные им школы. Татевскую школу нельзя и представить без Церкви, как трудно, с другой стороны, представить и Татевскую церковь без ближайшего участия Татевской школы. Во главе с ее основателем, в ее службах и заботах об ее благолепии. «Я как сейчас вижу перед собою Татевскую школу, пишет в «Московских Ведомостях» один из знакомых С. А. Рачинского – Павлов. Просторная, светлая. С широким террасой-крыльцом, она расположена как раз против церкви, от которой ее отделяет широкая улица. Над входом в школу икона благословляющего детей Христа. Внизу школьного здания просторные классы и помещение для учеников, нередко живущих при школе; на верху – две крохотные комнатки Сергея Александровича, заставленные книжными шкафами, завешанные картами и картинами. Ход в них через школу. Великолепная Татевская усадьба, со всеми удобствами просвещенной богатой жизни, всего в какой-нибудь версте и даже меньше от школы, – и Сергей Александрович, конечно, мог бы жить здесь, в фамильном доме Рачинских, пользуясь привычным от рождения комфортом. Но он не пожелал жить отдельно, хотя бы и вне классов, жизнью от своего детища – школы и предпочел ее две убогие комнатки роскошным покоям Татевского дома. Мало того, живя под одной кровлей со своими милыми школьниками. Он, – по крайней мере в море время. – разделял с ними и их скромный стол, довольствуясь той простою пищей которую приготовляла на всю школьную «артель» баба-стряпуха. Совершая утреннюю прогулку, он нередко собирал щавель для обихода школьной кухни.

Сергей Александрович при первой встрече просто поражал своею скромною внешностью. Видеть на нем одежду заштопанную и зашитую, быть может, руками той же стряпухи-бабы, единственной школьной прислуги. Было далеко не редкостью. Но за то этого человека и нельзя было поразить и подкупить какою бы то ни было блестящею внешностью. В оболочке он прежде всего искал содержания».

А вот как описывает другой почитатель и последователь Сергея Александровича, г. Горбов, внутренний строй Татевской школы. «Вставали школьники в 6 часов. После молитвы, до классных занятий, дети рубили дрова. Возили с реки воду, убирали школу. В 9 часов начинались классы и продолжались до 12 часов, в 12 часов обед и до 2 часов перерыв. В эти часы школьники играли на дворе или занимались какими-либо легкими физическими работами. От 2 до 4 уроки. В 4 часа за стол (полдничанье). С 6 часов новые занятия; часто вечер проходил в спевках, в которых принимали участие не только мальчики, но и девочки, составлявшие прекрасный церковный хор. В 8 ужин и на сон грядущий. Один из учеников возглашал начальные молитвы, потом пели «Отче наш» и затем учитель читал одну из вечерних молитв. Но впоследствии ученики упросили прочитывать все вечерние молитвы. все заканчивалось пением тропаря «Кресту». Это, говорит г. Горбов, – выходило довольно продолжительно, но не замечалось никакого утомления, никакого разъяснения. Серьезно и сосредоточено стояли дети пред иконою с теплящеюся лампадою, после целого дня усиленных и разнообразных занятий. И как хороши, как милы были они в это время».

Так же поставлены были и другие школы, основанные Сергеем Александровичем. Во всех этих школах летом занятия прекращались, но они продолжались в Татевской школе. Сергей Александрович занимался летом с лучшими учениками, приготовляя их к учительству или к поступлению в другие – более высшие школы. Кроме того, к нему съезжались на лето бывшие его ученики – учителя основанных им школ. Это были своего рода учительские курсы, на которых происходил обмен мыслей и впечатлений и обсуждались разные вопросы. Субботние беседы обычно завершались спевкой к обедне и чтением воскресного Евангелия. Читал сам Сергей Александрович, и его чтение и беседы производили глубокое впечатление на слушателей.

Кроме широты образования и горячей веры в свое дело, Сергей Александрович внес в свою педагогическую деятельность самую теплую, самую преданную любовь к детям. Он был для своих учеников не учителем только, – этот редкий по душевной чистоте и мягкости любвеобильного сердца человек был для своих питомцев скорее любящею матерью, жившей одними с ними радостями и горевавшею их неудачами и печалями. Школа – была его домом, школьники – его семьёй, для которой он работал, не покладая своих рук. И как радовался он, какою радостью светились его добрые глаза, когда из его «детей» выходил прок, когда они, с его ближайшею духовною и материальною помощью, выбивались на торную дорогу. С каким вниманием следил Сергей Александрович за индивидуальными наклонностями и способностями своих учеников! Каждого из них он знал так, как в наше время редкий отец знает своего единственного сына. И стоило только мальчику обнаружить хотя какой-нибудь талант, чтобы чуткий отец-учитель сейчас же пришел на помощь его развитию.

Сергей Александрович «выводил» многих крестьянских юношей в учителя, священники, художники и пр. Один из его учеников известный ныне художник Н.П. Богданов-Бельский и все его школьные жанры, столь известные, происходят именно в Татевской школе, все действующие в них лица – портреты с членов Татевского школьного мира; на двух картинах («Умственный счет» и «Воскресное чтение») является и сам Сергей Александрович.

Сергей Александрович обладал необычайным даром привлекал людей и был окружен целым рядом лиц – духовных и светских, горевших огнем, от него полученным, идущих беззаветно за учителем. И это не только в непосредственной близости. Трудно представить себе, говорит г. Горбов, какую громадную переписку (тщательно им хранившуюся) вел он со всеми концами России; отовсюду, и знакомые, и незнакомые, обращались к нему за советом, указанием, поддержкой. И всем он находил время отвечать, всем сказать полное любви слово. Образцом такой переписки может служить печатный сборник его писем о трезвости к студентам одной из духовных академий.

Говоря о Сергее Александровиче Рачинском, нельзя умолчать о его литературно-педагогической деятельности. Сборник его педагогических статей – «Сельская Школа» выдержал 4 издания. В них, в художественной форме, Сергей Александрович излагает свои заветные мысли о значении и характере русской народной школы. Статьи его написаны горячо, искренно, с несомненным литературным талантом. Приведем из этой интересной книги краткий отрывок, где Сергей Александрович говорит о преимуществах школы приходской и именно церковной. «Наша школа, сделавшись приходскою», пишет он: «тем самым приобретет характер церковной в широком смысле этого слова, станет делом всех церковных элементов сельского населения, духовных и светских, без различия состояния и сословия. Прежде всего, она станет делом самих священников. Они уже имеют пред собою слишком редкие до сих пор примеры школ, возникших в селах исключительно по почину их священников, живущих их неусыпными попечениями, пользу и важность которого они не могут не понять. Между тем, уже теперь всякий сельский священник, действуя с терпением, бескорыстием и энергию, может собрать в своем приходе средства, необходимые для содержание школы. Но не все одинаково одарены этими свойствами. Помощь в большинстве случаев необходима.

«Распространение у нас приходских школ, – продолжает Сергей Александрович, – будет истинным благодеянием для нашего духовенства. наших сельских батюшек пуста. Лето их кое-как наполняется хозяйственными заботами. Но зимою самое добросовестное исполнение служб и треб оставляет широкие пробелы, поневоле наполняющиеся разъездами по гостям, игрою в карты, пошлыми общественными развлечениями… Пора вытянуть их из болота, затягивающего их.

«Искренним, деятельным участием священника в школе разрешается и вопрос о контроле за преподаванием, о том ежедневном доброжелательном контроле, который ей нужен. Право на этот контроль принадлежит всему приходу, но им во многих отношениях не могут пользоваться родители учеников, за недостатком времени и сведений. Оно на деле, по необходимости, переносится на компетентного человека, пользующегося доверием прихода, а таковым… является священник, стоящий на высоте своего призвания…

«Наконец, мы должны предвидеть те случаи, в которых приходская школа станет слишком тесною для всех, желающих в ней учиться, и потребует себе в помощь содействие подготовительных деревенских школ. Единственным человеком, который может в этих мелких школах придать учению желательное направление, кто может служить связующим звеном между ними и школою приходскою, опять-таки является священник. Придаю этому соображению особую важность. Не вытеснить нашу самородную деревенскую школу призваны возникающие у нас школы более совершенные, но поднять ее, устроить и дополнить».

Вопросам школьной методики Сергей Александрович не придавал особенного значения. Но и в этой области он оставил после себя ценный памятник. Разумеем составленный им учебник: «1001 задача для умственного счета». Им же издана «Псалтирь» с объяснениями некоторых выражений.

В Высочайшем рескрипте, от 14-го мая 1899 года, данном на имя почетного попечителя церковно-приходских школ IV благочиннического округа, Бельского уезда, Смоленской губернии, С.А. Рачинского, отмечена многолетняя деятельность его по устройству обучения и воспитания крестьянских детей в неразрывной связи с церковью и приходом, т.е., – выражаясь другими словами, – деятельность на поприще воспитания и обучения подрастающих поколений в православно-русском направлении. Но та же цель, те же основы указаны и для наших церковно-приходских школ. Педагогические воззрения Сергея Александровича были таковы: школа всем своим существованием, всем своим укладом должна входить в жизнь народа, своего народа; а так как русский народ есть народ православно-церковный, то и школа должна быть таковой же. Тех же воззрений держаться сторонники и поборники церковно-приходских школ. Было бы крупным заблуждением думать, что, оставляя профессорскую кафедру в Московском университете для того, чтобы всецело отдать себя делу народного просвещения, Сергей Александрович имел в виду создать какой-нибудь новый тип школы, доселе не бывший. Да, тип школы С.А. Рачинского был для своего времени нов, но лишь потому, что был хорошо позабыт. В действительности же, школы Сергея Александровича были старыми школами. Эти школы существовали на Руси от времен равноапостольного князя Владимира и если были заброшены, так совсем не потому, что не имели в себе жизненной силы, или были непригодны духу и складу русского народа, а единственно потому, что сильное, чрезмерное увлечение Западом, заставлявшее нас отбрасывать все непригодное для исторического роста русского народа, вместе с тем долгое время мешало нам разобраться и по достоинству оценить и то хорошее, что оставила нам допетровская Русь. В области народного просвещения С.А. Рачинский был первым человеком, освободившимся от гнета западноевропейской народной педагогики. Его светлый ум, европейски, как говорят, просвещенный, но чуждый одностороннего увлечения иноземным, не захотел призывать инославных и иностранных учителей, да княжат и володеют умами и характерами подрастающих поколений русского народа; он обратился к историческому прошлому родного народа и там нашел тот тип школ, который ныне известен под именем школ Рачинского. И как те допетровские школы были православно-русскими церковными школами, так и школы Сергея Александровича, возникшие задолго до того времени, когда в нашем официальном языке появилось название «церковная школа», хотя в начале своего существования и не носили этого наименования, но по духу, методам преподавания, по всему своему складу были православными церковно-приходскими школами. В том и заключается особенная заслуга С.А. Рачинского, что он первый выступил решительным сторонником воспитания и обучения народа в неразрывной связи с и приходом, и затем личным примером, на своих действительно образцовых школах, показал и возможность и неоценимую полезность такого воспитания и обучения. Школы С.А. Рачинского, скажем словами Высочайшего рескрипта, состоя в числе церковно-приходских, стали рассадником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. И какая глубокая вера, какое могучее непоколебимо твердое убеждение в жизненности церковно-приходской школы в ее полной приспособленности и полезности для русского народа должно было руководить и, действительно, руководило Сергеем Александровичем, когда он решился променять блестящую профессуру на скромное учительство в сельской церковной школе! Та же вера побудила его всей своей чистой, искренней, праволавно-русской душой примкнуть к деятелям церковно-приходской школы, когда последняя, во время необычайного подъема русского самосознания при в Бозе почившем Государе Императоре Александре III, получила государственное значение. Сергей Александрович, можно сказать, жил жизнью этой школы, радовался ее успехам и огорчался ее неудачами. Так вот то дело, которому посвятил свою чудную душу, весь богатейший запас своих дарований почивший С.А. Рачинский: это – церковно-приходская школа.

Удалившись из шумной Москвы в благодатную тишь родного Татева, С.А. Рачинский жил там совершенным отшельником: изредка бывал в Москве, еще реже в Петербурге. Большая часть нашей печати, по выходе его из Московского университета, о нем молчала¸ сам Сергей Александрович решительно уклонялся заявлять о себе и особенно в той шумной, трескучей форме, которая так нравится и заставляет говорить толпу. И выходило так, как будто никому нет дела до того, как живет и что делает в своем сельском уединении бывший Московский профессор. Другим, знавшим, какому делу посвятил себя С.А. Рачинский, отшельничество его давало повод думать, что его не понимают, что он, положивший душу свою за народное образование в духе веры и Церкви, стоит одиноко на избранном им пути и что в силу такого постыдного равнодушия общества святое дело Сергея Александровича обречено на умирание. Но отшельничество С.А. Рачинского не было отшельничеством строго затворника, раз навсегда порвавшего связь с миром и всецело сосредоточившегося на личном усовершенствовании, на личном спасении. Нет, уединение Сергея Александровича скорее напоминало отшельничество тех сильных духом мужей, которые, удаляясь для укрепления своих духовных сил в пустыню, чистотою своею нравственной личности и высокими подвигами самоотвержения собирали вокруг себя множество учеников, разносивших затем славные заветы своих учителей во все концы земли. Такой именно ожившей пустыней было село Татево за время жизни в нем С.А. Рачинского. Не было здесь ученых профессоров-сотоварищей, не было слушателей-студентов; были здесь одни крестьянские ребятишки, делившие со своим учителем и трудности обучения, и скудное пропитание. Тесная дружба, горячая любовь связывали воспитателя с воспитанниками. Сергей Александрович любил своих малышей, как своих детей. «Вы для меня и отец, и мать, и семья и все», – задумчиво и со слезами на глазах говаривал он им. Не понимали этих слов малыши, но чутким детским сердцем чувствовали, что горячая любовь говорит им эти слова, и на любовь отвечали любовью же: слова и заветы учителя глубоко врезывались в сердца, внутренняя связь учителя и учеников с каждым днем росла и крепла и не прерывалась затем уже на всю жизнь. Основанные Сергеем Александровичем школы выпустили целые сотни деятелей по народному образованию: сельских учителей и пастырей Церкви, ревностных учеников почившего и пламенных проповедников его педагогических воззрений. Эти ученики до самой смерти их отца-учителя не прекращали с ним живого духовного общения. Кроме того, беззаветная преданность и горячая любовь С.А. Рачинского к делу, мастерское уменье вести его были причиною того, что в село Татево направлялось множество учителей, не бывших учениками почившего, но желавших видеть живой пример образцового педагога, получить от него ценные советы и указания и в задушевной беседе с мудрым старцем почерпнуть новые силы для трудного служения на ниве народного образования. Но изустной, так сказать, непосредственной беседой не ограничивалось общение Сергея Александровича с его многочисленными учениками и последователями. Обширная переписка почившего с различными деятелями на поприще воспитания и обучения в том духе и направлении, представителем которых был сам Сергей Александрович, показывает, что на его маленькое Татево были обращены взоры церковно-школьного мира. И неудивительно. Имя С.А. Рачинского было известно и дорого деятелям церковно-приходской школы не только по тому обаянию, какое производило непосредственное общение с ним, но и по литературно-педагогическим трудам его, ставшим вскоре же по выходе их в свет достоянием церковной школы. Его записка «Об образцовых школах при духовных семинариях» в 1884 году была разослана для ознакомления всем епархиальным преосвященным. Результатом ознакомления с этой запиской, составленной на основании глубокого знания и долголетних практических опытов, было открытие с осени 1885 года образцовых начальных школ при некоторых духовных семинариях, а ныне едва ли найдется хоть одна духовная семинария или епархиальное женское училище, где бы не было образцовой школы. Та же записка была затем напечатана в повременном сборнике «Церковная Школа» (1887 г. №2). В 1891 году издана г. Горбовым, с его предисловием, «Сельская Школа» – сборник педагогических статей С.А. Рачинского. В том же году этот сборник разослан Училищным Советом при Святейшем Синоде в епархиальные советы для безмездного снабжения образцовых и двухклассных школ. В 1898 году «Сельская школа» издана уже Училищным, при Святейшем Синоде, Советом. В 1901 году тем же Советом издана брошюра С.А. Рачинского «Школьный поход в Нилову пустынь». Для школьного употребления издан интересный задачник Сергея Александровича «1001 задача для умственного счета». Так, находясь в своем Татевском уединении, С.А. Рачинский ни на одну минуту не прерывал общения с церковно-школьным миром: до самой его смерти и он сам учил, и у него учились и словом, и делом, и литературным пером.

По выходе в отставку и до самой смерти С.А. Рачинского, как было сказано, почти безвыездно прожил в Татеве. Но сельская тишь не давала ему отдыха: все свободное время он отдавал Татевской и другим лично им основным школам и тем училищам, которых он был попечителем. Всего под его непосредственным покровительством было 12 школ. Большая часть этих школ открыта С.А. Рачинского до обнародования Высочайше утвержденных правил о церковно-приходских школах 13 июня 1884 года и содержалась почти исключительно на средства Сергея Александровича. Некоторые из этих школ получали, правда, скудное вспомоществование от местного земства и числились земскими, но по духу и направлению, по всему складу своему они были строго церковно-приходскими. И сам С.А. Рачинский в последние году своей жизни настойчиво ходатайствовал о передаче этих мнимых земских в духовное ведомство. Открытым и руководимым им школам Сергей Александрович отдавал, и весь запас своих душевных сил. Ежегодно он истрачивал на содержание школ до 5,000 рублей, не считая других расходов: на починку зданий, на возведение новых и проч. Эти случайные, но неизбежные расходы также покрывались нередко из средств Рачинского. На те же школы шла и назначенная ему пенсия, и потому он не без основания шутливо говорил, что со времени назначения ему пенсии его жизнь стала драгоценною. Не жалея материальных средств, Сергей Александрович не щадил и своих духовных сил на пользу любимых школ. Ни преклонные годы, ни обычные недомогания не могли сломить энергию старца-педагога. Он не знал устали. С раннего утра и до поздней ночи он весь был в работе. Ученики его удивлялись, когда он отдыхает, а на предложение отдохнуть получали благодушный ответ: «вам, молодым, нужно отдыхать, а мне, старику, какой отдых…»

Но в тесных рамках попечительства о церковных школах IV благочиннического округа Бельского уезда (таково было официальное звание С.А. Рачинского) не замыкалась педагогическая деятельность почившего. Из своего тихого уголка Сергей Александрович зорко следил за всем, что совершалось в области церковно-школьного дела, был прекрасно осведомлен о всех начинаниях, касающихся воспитания и обучения подрастающих поколений в духе православной Церкви, и принимал самое живое и деятельное участие идеи такого воспитания и обучения чрез устройство церковно-приходских школ. Не было ни одного более или менее важного мероприятия, касающегося этих школ, которое было бы задумано и проведено в жизнь без совета и одобрения С.А. Рачинского. Вот почему и настоящее, и будущее церковных школ тесно связано с именем Сергея Александровича, не только как первого восстановителя древне-русской системы воспитания и обучения народа в неразрывной связи с церковью и приходом, но и как деятельнейшего сотрудника и мудрейшего советника в правильном устройстве церковной школы. По этой стороне деятельности, – можно, не преувеличивая, сказать, – скромный попечитель церковно-приходских школ IV благочиннического округа Бельского уезда, Смоленской губернии, вырастает в попечителя церковных школ всей России. Время надлежащей оценки жизни и деятельности С.А. Рачинского еще не наступило. Богатейшие материалы для его характеристики, рассеянные в многочисленнейших письмах почившего к деятелям церковной школы, ученикам и почитателям, еще не собраны. Было бы весьма желательно, чтобы ни один из этих ценных листков, написанных рукою Сергея Александровича, не был утерян для потомства. Было бы желательно, чтобы живые свидетели его жизни и дел, ученики его, поведали нам о том, что сохранила их благодарная память об отце-учителе.

И как неожиданно подошла к нему смерть. Еще за два дня видели его по обычаю деятельным; по обыкновению шли к нему посетители, преимущественно из учебного сельского мира, по-прежнему вел он свою обширную переписку, – и вдруг внезапная весть о кончине! 2-го мая в 9 часов утра С.А. не стало.

Едва огласилась печальная весть о смерти С.А., как отовсюду двинулись в Татево многочисленные питомцы его и народные массы. Все желали еще раз видеть дорогие черты незабвенного учителя и поклониться его праху. Панихиды сменялись панихидами; ученики Татевской и других школ читали Псалтирь день и ночь. В Татевском храме ежедневно совершалась литургия. Ко времени погребения прибыли и дальние почитатели С.А.: директор придворной певческой капеллы С.В. Смоленский, бывший воспитанник С.А. – художник Н.П. Богданов-Бельский, священник Кресто-Воздвиженской общины сестер милосердия А.П. Васильев, командированные для погребения преосвященным владыкою Петром – ректор Смоленской духовной семинарии архимандрит Алипий и епархиальный наблюдатель церковных школ, родственники почившего и другие лица. Дровнинская учительская школа прислала два металлических венка художественной работы от учителей и учащихся.

Накануне отпевания при гробе о. ректором семинарии в сослужении всего прибывшего духовенства, в числе 8 священников, совершена была заупокойная всенощная. В виду совпадения службы с навечерием воскресного дня и продолжающимся празднованием Пятидесятницы, в богослужении внесены были: воскресное Евангелие, пасхальная стихира «Воскресение Христово видевши» и пасхальный канон. Пел хор из учителей Татевской и соседних школ. «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во царстии Твоем». После всенощной, уже поздним вечером, прибывшими ученицами Тарховской земской школы, которая также считает С.А. своим основателем, с участием окрестных учителей, совершена была последняя панихида. Прекрасное пение девочек, тихая, сосредоточенная и вся вообще обстановка, полная торжественности, производили на всех глубокое впечатление.

На следующий день с раннего утра началось необычное движение. Массы народа подходили больше и больше, и все направлялись к знакомому дому. В половине девятого раздался благовест. Из храма проследовал крестный ход. Собравшееся духовенство, во главе с о. ректором, совершило в доме литию, останки почившего были переложены в гроб и началось печальное шествие. Гроб подняли священники и несли большую часть пути. При выходе из дома, из пределов усадьбы и на местах, где особенно любил останавливаться для отдыха среди бесед с посетителями покойный С.А. совершались литии: во все остальное время – неумолкаемая песнь «Святый Боже». Поравнявшись с церковью, крестный ход повернул к школе, находящейся против нее. Вслед за крестом внесен в школу и гроб. Классная комната, где столько лет трудился С.А., снова встретила своего учителя, чтобы отдать ему последний прощальный привет. «Дорогой и незабвенный отец!» – с такими приблизительно словами обратился к нему о. Александр Васильев: «долгие годы мы жили трудом твоим и любовью, душа наша полна тобою, но что мы скажем теперь? Пораженное сердце безмолвствует, да и какое слово в состоянии выразить всю нашу любовь к тебе? Прими от нас хотя эту слабую дань благодарности», – и все присутствующие, вслед за священником, сделали земной поклон гробу.

По прибытии шествия в церковь, началась божественная литургия. Совершив ее о. ректор в сослужении епархиального наблюдателя школ и семи священников соседних сел. Народная волна плотною массою наполняла храм, приделы и хоры и широким кольцом окружала его, расходясь по погосту. Чинно и стройно совершалась божественная служба. Умилительные песнопения литургии, величественные священные действия самая обстановка богослужения, столь необычайные, невольно захватывали душу. Ни один посторонний звук, ни одно неуместное слово не нарушали священных минут тайнодействия. Одни только моления, возглашаемые священно-служителями, и одни песнопения слышались в храме; молитвенное настроение господствовало нераздельно. После причастного стиха на амвон взошел бывший воспитанник С.А., о. Александр Васильев, – и вся толпа колыхнулась.

Проповедник посвятил усопшему прекрасное, вдохновенное слово. Вложив в уста его текст из первосвященнической молитвы Господа: дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю (Iоан. 17, 4), он последовательно раскрыл, какие светлые заветы истины, правды и любви были началом всей жизни усопшего и как они должны быть священны для всех, кому дорога его память. Долго и свободным потоком лилось, полное любви и благоговения к почившему, слово, и горячо воспринималось оно слушателями. Литургия кончилась. Ко времени погребения прибыли уездный наблюдатель церковных школ и еще 6 священников, которые, облачившись, также приняли участие в отпевании. Пред началом отпевания о. ректор вышел на амвон и произнес слово.

«Все мы в том твердо убеждены, – говорил о. ректор, – что в твоем лице вся наша Россия лишилась одного из доблестнейших сынов своих, наука – одного из своих представителей и подвижников общество лишилось гражданина честности неподкупной, энергии необъятной, стремлений высоких и идеальных, деятеля ко благу и просвещению народному, во дни переживаемой нами злобы нашей беспримерного и незаменимого.

«Как древние русские подвижники, он давно уже ушел от мира и его суеты. В молодые свои годы блестяще окончивший научное образование, профессор Московского университета в хорошее его время, уже известный в Европе ученый, он добровольно отказался от известности, почета и славы, ушел в деревню, глушь, к тому простому темному народу, который так нуждается в просвещении, но не в том, какое хотят навязать ему самозванные народолюбцы, а в просвещении истинном, в просвещении в духе православной Церкви, в постоянном ближайшем общении с которою он видел краеугольный камень воспитания русского народа. И в этом своем святом деле он нашел полное удовлетворение – десятки лет трудясь. Он погрузился в этот мир темного народа, своею истинно русской душою восчувствовал связь с его коренными мировоззрениями и стремлениями. В потемках народной жизни ему светила правда глубокой веры и любви, единение земли родной в крупную силу под властью Царя Самодержавного и святое стремление в подвигу. Он пошел навстречу этому родному общению чувств и освящал другим путем к правде всею силою знания, ума, всею благодатью своего любящего сердца; душою верующего и художественною он проник в глубины торжественной красоты церковной службы, постиг вполне святыню руководительства Церкви православной, от колыбели до могилы ведущей человека к добру верою, любовью…

И как прославил Господь имена великих русских отшельников, из глуши пустыни просиявших светом своих подвигов по всей православной Руси, так же прославил он и имя отшельника-педагога Сергея Александровича Рачинского, ушедшего от славы в деревенскую глушь, но и оттуда прославившегося своею беспримерною просветительною деятельностью не только в горячо любимой им России, но и далеко за ее пределами.

«Вознесем же нашу усердную молитву к Богу, да примет Он, небесный Домовладыка, сего преставлящегося от нас раба Своего – болярина Сергия ныне в Свои обители, как сосуд освящен и благопотребен (), и да упокоит душу его, идеже лицы святых и праведницы сияют, яко светила.

«Иди же с миром в обитель мира, бескорыстная, честная, благородная, любящая, русская душа»! После речи начался обряд отпевания. Усердно и благоговейно совершалась молитва. Священные песнопения чина, то живописующие бренность и бедствия жизни или слабость и виновность человека пред Высшею Правдою, то окрыляющие дух надеждою на милосердие Божие, невольно обращали сердце и ум к дорогому покойнику, призывая всех к горячей молитве. Как миг, проносилась в мысли светлая жизнь его, смиренная глубокая вера, любовь к тому самому храму, куда он вошел ныне в последний раз, его самоотверженный труд и неиссякаемая любовь к людям. По 6 песни канона следовала речь епархиального наблюдателя.

«Есть имена, говорил о. наблюдатель, значение которых не может быть вполне оценено современниками и определяется только впоследствии, когда точнее уясняется глубина идей и плодотворность их в жизни. К числу таких деятелей принадлежит и почивший Сергей Александрович. Большая часть его жизни прошла в деревенской тиши и чужда была громкой общественной деятельности. Но, и не занимая служебного положения, он имел громадное влияние и, оставаясь частным лицом, создал нечто великое.

«Целый ряд народных училищ считает Сергея Александровича своим основателем; для многих он был единственною опорою и верным хранителем. Его заботливое сердце входило во все духовные и материальные нужды их и всегда было готово на помощь. Не один воспитанник из более одаренных натур был поставлен им на верный жизненный путь, и ныне служат они в звании пастырей Церкви, наставников школ и других полезных деятелей.

«Сам глубоко верующий, он был убежден, что народное просвещение только тогда может быть истинно и плодотворно, когда находится под постоянным благодатным руководством Церкви Христовой. Он верил, что такая именно, а не другая, школа может быть основанием нравственной стойкости и духовного совершенствования. По такому высокому идеалу он и стал устроять жизнь школ. Все в его школе: и самая внешность, и обучение, и весь вообще внутренний строй – носило религиозно-воспитательный характер, и это придавало ей глубокое жизненное значение. Вполне отвечая духовным запросам народа, исторически-окрепшим верованиям и всему складу жизни его, она явилась действительно народною и стала прототипом других школ; им оказано высшее доверие, даны материальные средства и объявлено покровительство закона. Отныне церковная школа, взлелеянная Сергеем Александровичем, получила все залоги для дальнейшего развития. Светлый праздник любимого дела еще застал его, и надо ли говорить, с какою радостью был встречен им!... Вечная память тебе, поборник народного просвещения, и глубокий благодарный поклон от Смоленской земли, для которой прежде всего ты потрудился не жалея ни почестей ни славы ученого, ни богатых духовных талантов, ни твоего видимого достояния"…

По 9 песни канона приблизился ко гробу представитель Дровинской учительской школы, учитель В.А. Лебедев, и произнес речь.

«Лично мне выпало на долю, сказал, между прочим, проповедник, необычайное счастье: я целых полтора года был учителем в Татевской школе и учил вместе с Сергеем Александровичем. Это было счастливейшее время в моей жизни. Работы в школе было много, но она не страшила и не тяготила нас: впереди нас шел дорогой учитель. Он, уже престарелый и больной, одушевлял нас своим примером, ободрял словом, руководил в наших начинаниях и в то же время не стеснял нашей свободы. Все учителя Татевской преклонялись пред дорогим учителем. Его удивительная душевная чистота обаятельно действовала на нас; его подвижническая жизнь, свидетелями которой мы были, поражала нас и влекла к себе; его горячая любовь к детям, его сердечная вера в Бога, в добро, в торжество правды, – трогала нас и овладевали душой…

«Молю Бога, чтобы Он дал нам, ученикам С.А., силу продолжать дело своего учителя, помог воспитать достойных делателей на той ниве, возделывать которую начал дорогой усопший. Пусть яркий образ учителя сияет в наших сердцах».

После стихир самогласных подошел ко гробу священник села Глухова о. Философ Бородовский и, обратившись к усопшему, горячо благодарил его за отеческие заботы о школах, за добрые, сердечные отношения и передал, между прочим, памятный разговор 5 июля 1901 г., когда почивший предложил своим собеседникам приискать к следующему году эпитафию на его могильную плиту и сам же разрешил затруднение, назначив для надписи слово Господа: не о хлебе едином жив будет человек ().

Пред прощанием сказана была речь священником села Дунаева о. Димитрием Березкиным.

Началось целование. Тихо, бесшумно проходили народные массы, чтобы проститься с покойным, еще раз взглянуть на дорогое лицо когда-то светившееся неизменною для всех добротой и приветом, сделать последний поклон, и так же отходили, уступая место другим.

Пропели последние песнопения, прочитаны были прощальная и разрешительная молитва, и останки почившего двинулись к выходу. Фамильный склеп близ церкви. с гробами матери и старшего брата С.А., дал в себе место и новому члену семейства. После краткой литии гроб был заделан и поставлен на приготовленное место.

Вот и конец твоего земного пути, Сергей Александрович!

Почивай мирно в своем священном убежище, осеняемый святым крестом церкви, благодатною силой молитв и бескровной жертвы. В ней приносимых, до дня, когда услышишь глас Сына Божия и обновленною плотью воссоединишься с духом твоим.

После бог7ослужения духовенство и гости были приглашены в дом к поминальной трапезе, а учащиеся направились в школу, где для них был приготовлен обед. Те же длинные столы, накрытые чистыми скатертями, какие по праздникам устроялись в былые дни Сергеем Александровичем, та же классная обстановка, те же знакомые лица, но не видно было оживления и подъема счастливого чувства, обычных спутников Сергея Александровича при посещении школы: поняли и дети, хотя еще смутно, дорогую потерю.

День склонялся к вечеру. Дальние гости отъезжали, народ расходился. Тише и тише становилось в Татеве. Но до позднего часа все еще были видны то отдельные лица, то небольшие группы, которые, прежде чем оставить село, направлялись к церкви и там молились над свежей могилой .

Выдающийся русский педагог, писатель, ученый, общественный деятель, основатель образцовой народной школы в с. Татево Бельского уезда Смоленской губернии.

Отец - Александр Антонович Рачинский (1799 —1866), капитан Муромского пехотного полка, свойственник декабриста В.К. Кюхельбекера. Мать - Варвара Абрамовна Баратынская (1810 - 1891), сестра знаменитого поэта.

В возрасте 15 лет поступил на медицинский факультет Московского университета, затем перевелся на естественный факультет. Окончил учебу в 1853 году. После окончания университета недолго служил в Архиве иностранных дел, затем уехал в Европу, продолжив учебу в известных университетах Германии. Вернувшись из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений», получил звание магистра и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники. В 1861 году С. А. Рачинский и Я. А. Борзенков перевели и издали книгу «Физиология обыденной жизни» Г. Г. Льюиса. В 1864 году в переводе С. А. Рачинского впервые появилось на русском языке "Происхождени видов" Чарльза Дарвина.

В университете Рачинский вел обширную и бескорыстную общественную деятельность, чем снискал себе любовь и уважение преподавателей и студентов. Был членом попечительского комитета о бедных студентах, избирался судьей университетского суда, оказывал материальную помощь бедным и особо одаренным студентам. Вместе с братом Константином учредил стипендии для поездок за границу талантливых студентов. На их средства в 1862 году был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896).

В 1867 году вышел в отставку из-за конфликта коллектива прогрессивных профессоров с администрацией, жил в Москве. В его доме собирались известные ученые, литераторы, художники. Здесь Рачинский познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сдружился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Зайдя однажды в Татевскую крестьянскую школу, застал там урок математики, найдя его очень скучным и непрофессиональным. Вскоре С. А. Рачинский сам стал преподавать математику в сельской школе, помогая своей сестре Варваре Александровне, также педагогу-энтузиасту. Вскоре стал устроителем, директором и учителем первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей, построив для нее в 1876 году новое здание.

В первый период своего учительства Рачинский был последователем немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (1815-1885) и Л. Толстого, с которыми вел переписку. Позже, в 1880-е годы он стал одним из главных в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать с появившейся земской школой.

Рачинский публиковал в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» свои «Заметки о сельских школах», внесшие заметный вклад в развитие теории и практики национальной педагогики.

Наблюдая долгое время за учениками своей школы и их семьями, Рачинский сделал вывод, что приоритетное обучение детей в духе русской традиционной православной культуры может сделать их способными и к восприятию лучших европейских образцов классической литературы, искусства, музыки.

Будучи человеком чрезвычайно разносторонним, С. А. Рачинский занимался литературным творчеством. Вместе сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» - альманах с произведениями Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского из семейного архива. Писал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными. Сам написал для своей школы учебник по математике и другие методические пособия.

В школьной художественной мастерской Рачинский занимался с детьми живописью, черчением и рисованием. Здесь также давал уроки детям его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов.

Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.

В 1891 году Академия наук избрала С.А.Рачинского своим Член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под руководством Рачинского. В числе их были и известные педагоги-ученые Н.М. Горбов, В.А. Лебедев, учителя А.Д. Воскресенский, А.Голицын.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 года, в день своего рождения, на руках А.А. Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. Впоследствии А.А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы. Похоронен С. А. Рачинский в Татево.

Сочинения:

«Заметки о сельских школах» (1881)

«Народное искусство и сельская школа» (1882)

«Из записок сельского учителя» (1888)

«Сельская школа» (1891)

Пособия по математике:

«1001 задача для умственного счета»,

«Арифметичекие забавы»

«Геометрические забавы»

«Из доброго сокровища сердца своего» (Составитель И. Ушакова)/ Нижний Новгород: "Родное пепелище", 2013. - 224с., 8 с. ил.

Имя русского педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (1833 – 1902) становится все более почитаемо в нашей стране. Ибо его трудами положено начало педагогики для народной школы, закрепленное немалой практикой. Его стараниями воссозданы Общества трезвости, в которые к началу XX века вступили десятки тысяч человек по всей стране.

Это к С.А. Рачинскому обращались за советами Лев Толстой и Василий Розанов, Пётр Чайковский и Константин Победоносцев. Его, сельского учителя, благодарили за подвижнический труд императоры Александр III и Николай II. Его учениками были выдающийся художник, певец крестьянских детей Николай Богданов-Бельский, известный петербургский священник, законоучитель царских детей Александр Васильев и еще десятки учителей и священников, потрудившихся для своего народа.

С.А. Рачинский окончил естественный факультет Московского университета, два года, готовясь к кафедре, работал у Германа Шахта в Берлине и у профессора Маттиаса Якоба Шлейдена в Йене. После защиты магистерской диссертации «О движении высших растений», в 1859 г. первым возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете, а в 1866 г., защитив докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей», стал ординарным профессором университета.

Тогдашнее окружение Рачинского, собиравшееся в его московском доме на Малой Дмитровке: Ференц Лист и Петр Чайковский, Каролина Павлова и Лев Толстой (позднее сын Льва Толстого Сергей Львович женился на племяннице Рачинского Марии Константиновне). В литературном салоне Н.В. Сушкова Рачинский встречался с Федором Тютчевым и Константином Аксаковым. П.И. Чайковский работал над операми «Мандрагора» и «Раймонд Люллия» по сценариям Рачинского. Сельскому учителю великий композитор посвятил свой «Первый струнный квартет».

В 1872 г. Рачинский навсегда вернулся в родовое имение Татево и до конца дней своих не оставлял забот и попечений об устройстве школ для крестьянских детей.

Рачинского, ученого мирового уровня и любимца светских обществ Берлина и Веймара, крестьяне Бельского уезда называли «отец родной», ибо своей любовью и заботой о «малых сих» он исполнял основные заповеди Отца Небесного. Семьей Рачинских было открыто по уезду около тридцати школ для крестьян, многие из них были с интернатами. В лечебницы, устроенные Рачинскими крестьяне желали попасть уже затем, что там их не только лечил фельдшер, но и осуществлял духовное водительство священник.

Свое великолепное образование, потрясающие знания во многих областях науки и искусства Рачинский перенес в сельскую школу Татева. Он сам преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детишками местных деревень мировую классическую литературу. Его мысль «…если народ погрязнет в невежестве, то позор и проклятие нашему мертвому образованию» прозвучала более чем пророчески.

Школа С.А. Рачинского выполняла задачи единые с Русской Православной Церковью: образовать человека, то есть вернуть его к тому Образу Божьему, по которому человек создан. Обучение детей Закону Божьему и церковному пению, толкование Священного Писания и Псалтири, пешие походы в Нилову пустынь были для детей не навязываемыми дисциплинами, но естественным продолжением жизни, только уже осмысленным.

Предки Рачинского – польские дворяне – триста лет назад перешли в подданство русскому царю, верой и правдой послужили России в Отечественную войну 1812 года. Сергей Александрович Рачинский служил уже своим талантом ученого, педагога и литератора. Он осознавал важность обучения учителей и священников из крестьянской среды. Ибо, зная и научный, и культурный, и церковный мир России, Рачинский не мог не видеть нравственное разложение предреволюционной «интеллигенции».

В нынешнее время, когда размывание культуры и падение нравов принимают еще более угрожающие формы, статьи и обращения С.А. Рачинского, собранные в данной книге «Народное искусство и сельская школа», «Письма к духовному юношеству о трезвости» и другие – это прямое обращение к нам для того, чтобы нас уберечь от ложных путей и соблазнов.

Нет, кажется, такой области – культурной и социальной, – которую бы не отметил Рачинский в своих «записках», не указал на ошибки и пути исправления. К примеру, ученый был озабочен тем, что угасает народная песня, собирал остатки этого почти утраченного ныне искусства. И только сейчас мы понимаем, что русская песня была иммунитетом народа.

Учитель Рачинский настаивал на необходимости изучения в школах церковнославянского языка для более легкого усвоения русского языка. Об этом же пишет наш современник иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках: «Русский язык – это древо, усыпанное драгоценными плодами, а корневая система, дающая жизнь древу русского языка – это церковнославянский язык, который незримо и тихо все время животворит древо, питает его плоды живой водой Божией благодати. Без живого церковнославянского языка, хранимого Церковью, русский язык мгновенно умрет».

Сельский учитель Рачинский один из немногих, кто осознал назревающую катастрофу крушения «старого мира» и взывал к тогдашнему образованному обществу: «Может быть, следует заменить учение о добрых нравах учением о нравах свободных, старое благочестие, поклонение недосказанному Богу поклонением естественному человеку – этому внешнему выражению мировых сил, доступному нашему здравому смыслу? Нет! Из глубочайшего дна нашей души поднимается сознание того, что все эти новые учения, вся эта новая нравственность для человека недаром бременящего землю, совершенно негодно…».

Рачинский ушел из жизни 2 мая 1902 года (ст.ст.). На его погребение съехались десятки священников и учителей, ректоры духовных семинарий, писатели, ученые. За десятилетие перед революцией о жизни и деятельности Рачинского было написано более десятка книг, опыт его школы использовался в Англии и в Японии. Но еще больший интерес к трудам педагога-просветителя возникает сегодня, в начале XXI века, поскольку многим видится в них основательность и правда.

В собранной мною книге нет материалов о Рачинском современных авторов, поскольку они составили бы отдельный том исследований: по музыкальному искусству и практике трезвеннической жизни, по педагогике и ботанике... Работы самого Рачинского включены в книгу лишь частично, как залог будущего полного издания сочинений педагога-подвижника. Но и в отрывках работ читатель найдет прекрасные образцы художественного и публицистического слова. Книга Рачинского «Сельская школа» переиздавалась четырежды. За этот труд Академия наук в 1891 году избрала Рачинского членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности.

Одну из наиболее интересных и всеобъемлющих разделов книги составляют письма Рачинского к одной из самых противоречивых фигур на переломе веков – религиозному философу Василию Розанову. В каждом из этих писем мы видим широту познания и понимания действительности, которою обладал Рачинский. Его педагогический дар – умение наставить и поддержать, искреннее смирение великого труженика, основательность его верной позиции по отношению к Церкви и государству ставят его в ряд выдающихся наших соотечественников.

Книга Рачинского представляет исторический документ, поскольку в ней отражены события, происходившие во второй половине XIX века в Бельском уезде; выведены имена людей, которые так или иначе творили нашу историю. Из географии Бельского уезда, которую можно проследить по книге, из той картины жизни прошлого нашего края, мы можем предположить, какой стала бы эта картина сегодня, если бы трудились на этой земле такие хозяева, как Рачинские.

Сегодня, несмотря на то, что крестьянского мира, на мощь которого уповал народный учитель, почти не существует, воззрения Рачинского, как ученого и философа, несомненно актуальны. У нас нет другого пути, – только русский, православный. Как писал Александр Пушкин Петру Чаадаеву почти два века назад: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог ее дал». Поэтому будем воссоздавать по крупицам мир русской культуры. Такими крупицами – перлами и представляются мне статьи и письма С.А. Рачинского, собранные в этой книге.

Книга издана при поддержке Ржевской Епархии и Администрации Оленинского района Тверской области, а средства от ее продажи предполагается потратить на восстановление колокольни Троицкого храма в селе Татево.

Ирина Ушакова