Коньки разделительный мягкий знак. Разделительный мягкий знак

Я искала мягкий знак,
Мягкий разделительный,
Как перчатку, как башмак –
Случай удивительный!
Заглянула в календарь –
Подойдёт ли мне январь?
Нет, январь – пример не тот,
Здесь январь не подойдёт!
Почему? Да потому:
Что делить в конце ему?
Знак-то разделительный!
Поиск… утомительный!
Закрываю календарь,
Ну-ка, дайте мне словарь!
О! Какое счастье!
ВЬюга. ВЬёт. НенастЬе.
КрылЬя. ПтичЬи. МарЬя.
УлЬи. СтулЬя. ДарЬя.
Вот он, вот он, вот он – знак
Мягкий разделительный!
В каждом слове! Видит всяк
Знак мой удивительный!
Между буквами стоит!
Впереди – согласная,
Сзади – Е, Ё, И, Ю, Я.
Вот находка классная!!! Н. Пикулева

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзЬя.
ВоробЬи, семЬя, жилЬё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

В землю влажную уйду,
К солнцу колосом взойду.
И на мне таких, как я,
Будет целая семЬя. (Семя)

СоловЬи, белЬё, ручЬи,
ЛистЬя, крылЬя, стулЬя, чЬи,
КолЬя, перЬя, полынЬя,
ВЬюга, осенЬю, скамЬя.

КолосЬя, вЬюжный и ружЬё.
ВаренЬе, пЬеса и копЬё,
ДеревЬя, колЬя и ладЬя,
УченЬе, братЬя, сыновЬя…
Слова здесь собраны не зря:
Что в них за правило, друзья?
Осень, осенью, деньки,
Мальчик, окунь, окуньки,
Колья, стулья и скамья,
Крылья, братья и семья.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак?

Потерялся мягкий знак
Почему случилось так:
Потерялся мягкий знак!
Мягкий разделительный,
Самый удивительный.
Потерялся мягкий знак –
Это вовсе не пустяк!
Его искал я под кроватю.
И в шкафчике, где платя,
И отодвинул стуля –
Весь дом перевернул я.
Нет, не найти его никак!
Ну где же, где же
мягкий знак?
А виноват во всём был я!
Ведь имя я своё, друзя,
Написал вот так: Иля!
И рассердился мягкий знак!
Сбежал из дома,
Хлопнул дверю!
Теперь слова звучат не так –
И я ушам своим не верю!
– Помоги герою стихотворения.
Найди слова с ошибками и запиши их правильно.
Докажи, что нужно писать именно так.

Допиши строчки стихотворения словами из столбика.
Мягкий знак не помог
Вьюга хлещет так и …, знак
Бьёт в лицо крупой …, сыпучей
Очень жёсткой и …, колючей
Несмотря на мягкий … сяк Я. Аким

Составь и запиши предложение:
полведра, угостил, Валерий, форели,
форелью, Дарью, наловил, и, Лукерью

Поединок грамотеев
(взаимодиктовка; слова диктовать в ед. ч., записывать во мн. ч.)
брат лист
колос полоз
клин сын
звено перо
клок сук
полено крыло
друг прут
ком стул

Запиши одним словом
Ягоды или фрукты, сваренные в сахаре.
Маленькие зимующие птички с серо-чёрным оперением; почти всегда соседствуют с человеком, чаще держатся стаями.
Буро-серые перелётные птички, отличающиеся красивым пением.
Насекомые, которые строят свой общий дом в виде кучи из хвои, листьев, комочков земли.

В Е С Ё Л Ы Е Д И К Т А Н Т Ы

Апрель
Снег сошёл. Запахло прелью,
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всей семьёю строят дом. В. Степанов

Новоселье
Мы справляли новоселье –
Вот веселье так веселье!
Мы сидели на полу,
Ели на газете,
Дали всем по пирогу
И большой котлете!
Даже бабушка смеялась:
«Без стола – застолье!»
Ничего, зато теперь
И у нас раздолье. Е. Григорьева

Артист
Я доволен новой ролью,
Но молю я каждый миг,
Чтоб не съеден был бы молью
Нужный в пьесе мне парик.

Помощник
Колья в землю мы вбивали,
Чтоб участок наш все знали.
Коля тоже помогал:
Он табличку написал.
Знает весь теперь народ,
Чей растёт здесь огород.

Огородник
В тыкву огромную вырастет семя –
Нужны только труд, терпенье и время.
Буду трудиться без устали я –
С тыквенной кашей будет семья.

Маленькая повариха
Я в бурлящий кипяток
Засыпаю рожки.
Их по вкусу я солю
И мешаю ложкой.
Воду я потом солью,
Рожки соусом полью.

Очень крепкая, друзья,
Муравьиная семья.
Вместе все они сильны,
Хоть в траве и не видны.

Буратино взял перо,
Чтоб писать письмо Пьеро.
У стола ждёт Артемон –
Самый быстрый почтальон.

Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.

Тучи тёмные, большие
Отправляются в полёт.
За зонтом скорей бегите:
Дождь из них сейчас польёт.

Грядки наши овощные
Я без устали полю.
Если дождик не придёт к нам,
Их сама потом полью.

Выборочные диктанты

Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте её!
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит бельё? Е. Благинина

Любит Лёльку вся семья:
Маленькая Лёлька.
Ей от старших нет житья:
Ей три года только. А. Барто

Кто видел у нас
В магазине Андрюшку?
Он самую лучшую
Выбрал игрушку.
Он выбрал ружьё,
И сказал продавец:
«Ты будешь охотником.
Ты молодец!» С. Михалков

Бьют его, а он не злится,
Он всё больше веселится,
Потому что без битья
Нет для мячика житья. В. Берестов

Враньё
У льва и тигра когти,
Как острые клинки.
У льва и тигра в пасти
Ужасные клыки.
А у вранья – ни пасти,
Ни спрятанных когтей,
Но в целом Белом Свете
Нет ничего страшней. Р. Сеф

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идёт
Там, где шли трамваи. С. Маршак

Видит вьюга чудо это:
Солнце, вербу и скворца,
Вьюга хмурится от света,
Вьюга тает у крыльца. Л. Зубкова

Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться. Г. Ладонщиков

Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. Е. Трутнева

Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля…
В море солнечного света
Погружается земля. А. Алексин

Муравьи свой город строят
Только к югу от сосны. Б. Раевский

У клёнов листья разные:
Зелёные и красные. Л. Зубкова

Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода. Г. Ладонщиков

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре. С. Маршак

И уходят от воды –
Вправо крестики вороньи,
Влево – заячьи следы.

Приходите к нам, друзья,
Эту ёлку выбрал я! С. Михалков

Воробьи вокруг скакали,
Видно, корм себе искали. О. Высотская

Мои друзья-приятели
Зря времени не тратили. Л. Зубкова

Сразу каждому видна
Надпись на табличке.
Мы читаем имена –
Всё коровьи клички. Е. Тараховская

Народные приметы
Буран днём – мороз ………….. .
Снежные …………… тали крупными – значит жди оттепели.
Перед морозом синицы жмутся к …………… .
……………… дружно расчирикались – к оттепели.

Слова для справок: ночь, хлопья, жильё, воробей.

Пословицы (Ь-м, Ь-р)

Шесть дней трудись, в воскресенье Богу и ближнему послужи.
Всяк своего счастья кузнец.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.
Счастье в труде.
Счастье и несчастье как день и ночь.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Здоровье дороже богатства.


Повторенье – мать ученья.
Ученье не мученье, коли есть хотенье.
Без ученья и труда не придёт на стол еда.
Ученье – путь к уменью.
Красна птица перьями, а человек уменьем.
Без ученья нет уменья.
Уменье везде найдёт примененье.
Без уменья и сила ни при чём.

От желанья к исполненью приложи терпенье.
Без терпенья нет уменья..
К большому терпенью придёт уменье.
Всякому терпенью приходит конец.

Ум да здоровье дороже всего.
Не копьём побивают, а умом.
Ум без книги что птица без крыльев.
Честь лучше бесчестья.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Друзья познаются в беде.
Не бросай друга в несчастье.
Соловья баснями не кормят.
Два друга – мороз да вьюга.
Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила.
Муравьиная рать и льва победит.
Кошки грызутся – мышам раздолье.
Февраль силён метелью, а март капелью.

Не учись безделью, а учись рукоделью.
Из песка верёвки не вьют.
Не стреляй из пушки по воробьям.
От безделья не бывает веселья.
Ученье – свет, а неученье – тьма.

З а г а д к и
Рыльце лепёшкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. Свинья.

Самодиктант или «Подскажи словечко»

Ах, какое объеденье –
Земляничное … варенье

А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики … забьём

Что мне холода бояться!
Я привыкла закаляться.
Кран доволен, кран смеётся –
На меня водичка … льётся

В берёзовой роще – веселье:
Справляют грачи … новоселье. В. Степанов

У бабушки нашей хватает забот:
Для внучки Наташи и вяжет, и … шьёт

Цель урока: формирование представлений о различных функциях мягкого знака и разделительного знака.

  • сформировать прием мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • вызвать интерес к усвоению данной орфограммы;
  • продолжить работу над каллиграфией.

Оборудование: кукла Лунтик, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас в гостях будет сказочный человечек. По голосу угадайте, кто это? (Раздается голос говорящей куклы Лунтика)

II. Актуализация опорных знаний

Приготовьте тетради:

– Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

– Я, друзья, от вас не скрою, ручку вот как я держу.

– Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Запись даты.

– Ребята, Лунтик пришел к нам не с пустыми руками, он принес задания.

На доске записаны слова: Коньки, метель, вьюга, прорубь, пальто.

– Внимательно прочитайте слова.

– Что их объединяет в одну группу? (Прочитанные слова относятся к теме "Зима".

– Чем они похожи? (Во всех словах есть Ь)

– Давайте сделаем звуко-буквенный анализ этих слов и посчитаем количество букв и звуков в каждом слове.

– Почему в некоторых словах букв оказалось больше чем звуков? (Так как Ь звука не обозначает)

– Какая еще буква не обозначает звук? (Ъ)

– Какое слово лишнее? (Вьюга)

– Почему? (В нем одинаковое количество букв и звуков)

– Как же получилось, что в слове "вьюга" 5 звуков и 5 букв, ведь мы только что сказали, что Ь звука не имеет? (Гласная буква "ю" обозначает 2 звука)

– Какие еще гласные обозначают 2 звука? Назовите их. (Е, Ё, Ю, Я)

III. Чистописание

– Составим цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука. Говорим по цепочке и пишем вместе со мной:

ЬЕ ЬЁ ЬЮ ЬЯ

– Напишите строчку до конца, соблюдая закономерность.

IV. “Письмо по памяти”.

– Вернемся к нашим "зимним" словам. Прочитаем их так, как пишем. Проговорим слова с закрытыми глазами.

– Откройте глаза и запишите слова по памяти, подчеркивая орфограммы:

Коньки, метель, пальто, прорубь, вьюга.

Проверка: фронтальная работа. Дети называют орфограммы.

V. Придумайте предложения, используя данные слова. (Ответы детей)

– Лунтик тоже придумал предложение. ("Вьюги да метели под февраль полетели")

– Прочитайте предложение и подумайте, почему так говорят? (Запись предложения с проговариванием "по цепочке").

Задание: разберите по членам предложения.

Проверка: назовите главные члены предложения.

Физкультминутка.

VI. Продолжим наш урок.

– Чем является мягкий знак в словах: метель, февраль? (Показатель мягкости согласных).

– А в слове "вьюга"? (Разделительный мягкий знак).

– Значит, какая тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак).

– Посмотрите Лунтик в руках держит конверт, давайте посмотрим, что находится внутри конверта. (Вопрос)

– Лунтик нам приготовил вопрос.

– Прочитайте вопрос, который приготовил Лунтик. ("Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?")

VII.

– Чтобы ответить на этот вопрос давайте выполним задания (работа в группах).

  1. Разделите данные слова на две группы. Счастье, пальто, семья, вьюга, учитель, льет, коньки, сильный.
  2. Каждую группу запишите в отдельный столбик и дополните своими примерами.

– Прочитайте первую группу слов. (Вторую):

– По какому признаку вы распределили слова в столбики? (В зависимости от того, какую роль выполняет мягкий знак в слове).

– Ребята, а какую роль выполняет мягкий знак в словах первого столбика? (Второго?)

– Посмотрите внимательно на слова и давайте с вами ответим на вопрос Лунтика: “Где встречается разделительный мягкий знак?”

– Обратите внимание на гласные буквы, которые стоят после разделительного мягкого знака. (Разделительный мягкий знак пишется перед гласными: е, е, ю, я.

– Чтобы запомнить, когда пишется разделительный мягкий знак, выучим стихотворение, заодно отдохнем:

Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слияния,
Разделил их ловко я.

– Какое еще условие выявилось, чтобы в слове написать разделительный мягкий знак? (В слове слева от разделительного мягкого знака должна стоять согласная буква. Между согласным и последующим гласным должен слышаться звук Й).

– Приведите примеры, где в словах имеется разделительный мягкий знак.

VIII. Закрепление изученного материала.

– Запишите во множественном числе слова, которые я буду называть: друг, дерево, воробей, крыло, перо.

– Выполните задания:

    Подчеркните в записанных словах изученную орфограмму.

    Сделайте звуко – буквенный разбор слова "перья".

IХ. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

– Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

– Какие трудности у вас возникли на уроке?

– Проверим, как вы усвоили данную тему. Я буду называть по три слова, где есть разделительный мягкий знак, вы будете ставить "плюс", где нет – "минус".

– Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась "пятерка"?

Молодцы! Поставьте эту отметку в свои дневники. Спасибо за урок!

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

1. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Запишите их.

Пью, лью, шью, семья, кольцо, копьё, пьёт, льёт, платье, альбом, пальто, сошью.

2. Слова для комментирования, орфографического разбора.

Платье, вьюга, здоровье, оладьи, вьёт, осенью, веселье, жильё, житьё, ночью, поверхностью, сыновья, гостья, воробьи, стулья, перья, ручьи, листья, друзья, прутья, деревья, козьи, рыбьи, волчьи, собачьи, ульи, цепью, медвежьи, медалью, сталью, заячьи, рожью, вороньи, беличьи, дичью, клочья, шьёт, ладонью, бьёт, листьями, изгородью, Марья, Татьяна, Наталья, Дарья, Ульяна, попрыгунья, серьёзный, пьеса, крылья, хлопья, раздолье, колья, муравьи, соловьи, бадья, счастье, стулья, шалунья, колосья, варенье, уменье, чириканье, сучья, хохотунья, копья, вьюн, ненастье, братья, ателье.

3. В каких словах пропущен разделительный мягкий знак? Выпиши эти слова.

а) пис…мо, гус…, лист…я, бабоч…ка;

б) кол…цо, друз…я, кон…, дач…ник;

в) прос…ба, степ…, руж…ё, колеч…ко;

г) кон…ки, олен…, булоч…ка, варен…е;

д) апрел…, рел…сы, кис…ти, крыл…я;

е) счаст…е, кисел…, пол…за, зон…тик;

ё) пал…ма, олад…и, медал…, пес…ня;

ж) л…дина, вес…ти, ател…е, мебел…;

з) дрож…, ден…ги, с…ёмка, мурав…и;

и) пен…ки, рож…, пер…я, об…ехал;

й) в…юга, в…ехал, кон…ки, мыш…;

к) пал…цы, молодёж…, бел…ё, об…явил.

4. Запиши слова. Подчеркни гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Деревья, бьёт, ночью, сыновья, Илья, здоровье, волчьи, стулья, воробьи, платье.

5. Из данных имён выпиши имена с разделительным мягким знаком, расположи их в алфавитном порядке.

Андрей, Ольга, Софья. Игорь, Марья, Борис, Дарья, Оксана, Татьяна, Ульяна, Света.

6. Запиши слова во множественном числе.

перо - … стул - …

дерево - … брат - …

лист - … друг - …

7. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Льёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака с радостью встречает Илью. Илья и Дружок – друзья.

8. Запиши слова. Цифрой обозначь количество звуков и букв.

Колосья, пью, жильё, вьюга, платье, шью.

9. Из данных слов выпиши слова с разделительным мягким знаком

один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Бульдозер, половодье, хлопья, крыльцо, коренья, льют, школьница, Ольга, счастье, соловьи, Наталья, ельник.

10. Прочитай. Запиши слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса.

Радость, крылья, братья, семья, льдина, даль, варенье, январь, здоровье, волчьи, вьётся, тюльпан, обувь, сосулька.

11. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Раздели для переноса.

Раздол…е, чирикан…е, попрыгун…я, медал…ю, коп…ё, обез…яна, бездел…е, рыб…и, руч…и, осен…ю, чут…ё.

12. Допиши подходящие по смыслу слова.

Маленькое дело лучше большого … .

Февраль силён метелью, а март - … .

13. Подчеркни одной чертой мягкий знак разделительный, двумя – мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница. Льёт, жильё, коньки, счастье, птичьи следы, крыльцо, Илья, вьют, Кузьма, Дарья, сильный, пальцы, уменье, копьё, хлопья.

14. Измените, данные слова так, чтобы появилась необходимость писать разделительный мягкий знак.

Ручей, друг, ночь, белка, птица, лист, осень, ель, лил, кровать.

15. Прочитай. Измени слова по образцу. Напиши.

Образец: следы волка – волчьи следы.

Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука.

16. Прочитай. Ответь на вопросы, используя слова с разделительным мягким знаком.

Когда загораются звёзды? (ночью)

Чем заставили комнату? (мебелью)

Как заливается соловей? (трелью)

Чем покрыли стол? (скатертью)

Когда улетают лебеди? (осенью)

17. Напиши по памяти.

Дети нашего двора,

Крепнут ваши крылья.

Ваша детская игра

Завтра станет былью.

18. Замени, словом с разделительным мягким знаком.

Снежная буря. Домик для пчёл. Мать, отец, дети.

Животное. Ягоды, сваренные в сахаре.

(Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.)

19. Продолжи столбики слов так, чтобы разделительный мягкий знак был второй буквой, пятой, шестой.

бью платье воробьи

Цель урока: формирование представлений о различных функциях мягкого знака и разделительного знака.

  • сформировать прием мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • вызвать интерес к усвоению данной орфограммы;
  • продолжить работу над каллиграфией.

Оборудование: кукла Лунтик, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас в гостях будет сказочный человечек. По голосу угадайте, кто это? (Раздается голос говорящей куклы Лунтика)

II. Актуализация опорных знаний

Приготовьте тетради:

– Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

– Я, друзья, от вас не скрою, ручку вот как я держу.

– Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Запись даты.

– Ребята, Лунтик пришел к нам не с пустыми руками, он принес задания.

На доске записаны слова: Коньки, метель, вьюга, прорубь, пальто.

– Внимательно прочитайте слова.

– Что их объединяет в одну группу? (Прочитанные слова относятся к теме "Зима".

– Чем они похожи? (Во всех словах есть Ь)

– Давайте сделаем звуко-буквенный анализ этих слов и посчитаем количество букв и звуков в каждом слове.

– Почему в некоторых словах букв оказалось больше чем звуков? (Так как Ь звука не обозначает)

– Какая еще буква не обозначает звук? (Ъ)

– Какое слово лишнее? (Вьюга)

– Почему? (В нем одинаковое количество букв и звуков)

– Как же получилось, что в слове "вьюга" 5 звуков и 5 букв, ведь мы только что сказали, что Ь звука не имеет? (Гласная буква "ю" обозначает 2 звука)

– Какие еще гласные обозначают 2 звука? Назовите их. (Е, Ё, Ю, Я)

III. Чистописание

– Составим цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука. Говорим по цепочке и пишем вместе со мной:

ЬЕ ЬЁ ЬЮ ЬЯ

– Напишите строчку до конца, соблюдая закономерность.

IV. “Письмо по памяти”.

– Вернемся к нашим "зимним" словам. Прочитаем их так, как пишем. Проговорим слова с закрытыми глазами.

– Откройте глаза и запишите слова по памяти, подчеркивая орфограммы:

Коньки, метель, пальто, прорубь, вьюга.

Проверка: фронтальная работа. Дети называют орфограммы.

V. Придумайте предложения, используя данные слова. (Ответы детей)

– Лунтик тоже придумал предложение. ("Вьюги да метели под февраль полетели")

– Прочитайте предложение и подумайте, почему так говорят? (Запись предложения с проговариванием "по цепочке").

Задание: разберите по членам предложения.

Проверка: назовите главные члены предложения.

Физкультминутка.

VI. Продолжим наш урок.

– Чем является мягкий знак в словах: метель, февраль? (Показатель мягкости согласных).

– А в слове "вьюга"? (Разделительный мягкий знак).

– Значит, какая тема нашего урока? (Разделительный мягкий знак).

– Посмотрите Лунтик в руках держит конверт, давайте посмотрим, что находится внутри конверта. (Вопрос)

– Лунтик нам приготовил вопрос.

– Прочитайте вопрос, который приготовил Лунтик. ("Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?")

VII.

– Чтобы ответить на этот вопрос давайте выполним задания (работа в группах).

  1. Разделите данные слова на две группы. Счастье, пальто, семья, вьюга, учитель, льет, коньки, сильный.
  2. Каждую группу запишите в отдельный столбик и дополните своими примерами.

– Прочитайте первую группу слов. (Вторую):

– По какому признаку вы распределили слова в столбики? (В зависимости от того, какую роль выполняет мягкий знак в слове).

– Ребята, а какую роль выполняет мягкий знак в словах первого столбика? (Второго?)

– Посмотрите внимательно на слова и давайте с вами ответим на вопрос Лунтика: “Где встречается разделительный мягкий знак?”

– Обратите внимание на гласные буквы, которые стоят после разделительного мягкого знака. (Разделительный мягкий знак пишется перед гласными: е, е, ю, я.

– Чтобы запомнить, когда пишется разделительный мягкий знак, выучим стихотворение, заодно отдохнем:

Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слияния,
Разделил их ловко я.

– Какое еще условие выявилось, чтобы в слове написать разделительный мягкий знак? (В слове слева от разделительного мягкого знака должна стоять согласная буква. Между согласным и последующим гласным должен слышаться звук Й).

– Приведите примеры, где в словах имеется разделительный мягкий знак.

VIII. Закрепление изученного материала.

– Запишите во множественном числе слова, которые я буду называть: друг, дерево, воробей, крыло, перо.

– Выполните задания:

    Подчеркните в записанных словах изученную орфограмму.

    Сделайте звуко – буквенный разбор слова "перья".

IХ. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

– Какую тему мы сегодня изучили на уроке?

– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

– Какие трудности у вас возникли на уроке?

– Проверим, как вы усвоили данную тему. Я буду называть по три слова, где есть разделительный мягкий знак, вы будете ставить "плюс", где нет – "минус".

– Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась "пятерка"?

Молодцы! Поставьте эту отметку в свои дневники. Спасибо за урок!

Русский язык 2 класс (1-4)

Тема: «Разделительный мягкий знак в словах»

Цель: Познакомить учащихся с правилом употребления на письме разделительного Ь, актуализировать знания о правописании разделительного Ь, обогащать словарный запас учащихся.

    Орг. момент. Записываем дату.

Чистописание. На доске: б, г, р, д, з

– Какая из этих букв лишняя?

– Буква р, потому что она обозначает непарный звонкий согласный звук.

Учитель пишет на доске с комментированием буквы Р и р: Прямая наклонная палочка с закруглением влево; пишем слева направо прописываем полуовальную линию. Р – начинаем писать на верхней линейке строки, прямая вниз, повторяем до середины строки, делаем закругление вправо, опускаем прямую вниз и делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.

Составьте цепочку букв, состоящие из строчной буквы р.

2. Словарно-орфографическая работа.

На доске:

Здоровье,

Какое из этих слов лишнее по трем признакам?

(слово здоровье, потому что в этом слове ударение падает на второй слог, оно начинается с согласного звука и буквы З, в нем 8 букв)

Как вы понимаете значение слова здоровье? (Ответы детей)

Теперь попробуйте обобщить, что вы сказали о значении слова здоровье (ответы детей).

В толковом словаре Ожегова значение этого слова объясняют так: здоровье – это нормальное состояние, самочувствие организма человека.

3. Логическое упражнение. Текст на доске или на карточках:

Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять свое здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Дарье больше всего понравилось бегать на коньках, Илья не всегда выбирал лыжи. Определите, как каждый ребенок укреплял свое здоровье? (Дарья – коньки, Илья – зарядку, Татьяна – лыжи).

Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется Ь.

(Учитель и учащиеся называют и подчеркивают слова: друзья, Татьяна, Дарья, Илья, укреплять, здоровье, делать, бегать, кататься, коньки)

4. Работа в группах.

Подумайте и распределите данные слова в два столбика по определенному признаку.

Проверка работы: на доске и в тетрадях:

Друзья делать

Татьяна бегать

Дарья кататься

Илья коньки

Здоровье

По каким признакам вы распределили эти слова?

В 1 столбике слова, в которых Ь – разделяет, во втором столбике – слова, в которых Ь смягчает согласные звуки.

Запишите слова 1 столбика звуками: 1 группа – друзья; 2 группа – Ильюша; 3 группа – здоровье; 4 группа – коньки.

На доске звуковые и буквенные записи слов (взаимопроверка работ по этим записям):

Друз ,й,а, ил , й,уша, здаров ,й,э, кан ,к,и

Друзья, Ильюша, здоровье, коньки

В каких словах пишется разделительный мягкий знак? В каких словах – Ь – показатель мягкости?

Какая буква пишется после разделительного Ь?

(Учитель на доске оформляет запись:

Ь Е

Какой звук слышится после разделительного Ь? (звук Й,)

Сделайте вывод.

Разделительный мягкий знак пишется после мягких согласных букв, перед гласными я, е, ё, ю, и, если в этих словах слышится звук Й,.

Дополните нашу схему. (Работа в группах)

Е АТЕЛЬЕ

Ь Ё ЖИЛЬЁ

5. Физминутка. «Решето».

Если в слове есть разделительный мягкий знак, то вы приседаете, если нет, то вы подпрыгиваете.

Колос, колосья, брат, брать, братья, прутья, семь, семья, крыло, крыльцо, крылья, льет, лить, жить, житье, вить, вьют.

6. Закрепление материала.

Скажите, что нового вы узнали на этом уроке?

Когда пишется разделительный Ь?

Еще о чем мы говорили?

Как вы бережете свое здоровье?

Прочитайте пословицы и объясните их значение:

Здоровье дороже богатства. Физкультура и труд здоровье несут. Ум да здоровье дороже всего.

7. Самостоятельная работа. Продолжи цепочку слов, подчеркни разделительный Ь.

Заячья, волчья, ...

Воронье, сорочье, ...

8. Проверка работ.

9. Домашнее задание: записать 10 слов с разделительным Ь, не повторяя классных.