Диктант на разделительный мягкий и твердый знак. Разделительные ъ и ъ

1. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло. (…) 2. Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью от светлости его шагов я на сто пью и гневаться напрасно он изволит: питья мутить ему никак я не могу. 3. Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. 4. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 5. А Щука, чуть жива лежит, разинув рот,- и крысы хвост у ней отъели. 6 Челом вам бьём за ласковое слово. 7. А дома стеречи съестное от мышей Кота оставил. Но что же, возвратясь, он видит? На полу объедки пирога. 8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.(…) А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. 9. Змея к Крестьянину пришла проситься в дом. (112 слов.)

И. Крылов.

Как хорош лес на заре ранней осенью!.. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса.

И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои песни.

Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло.

Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Придёт весна. (101 слово.)

1. Необъятны просторы нашей советской родины. 2. Река Терек протекает в глубоком Дарьяльском ущелье. 3. Препода­ватель хорошо объяснял учащимся каждую новую тему урока. 4. В мире ничего нет сверхъестественного. 5. Вьётся улица-змея. (Маяк.) 6. По траве высокой с цепью на ногах бродит одиноко белый конь впотьмах. (Ник.) 7. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. (Л. Т.) 8. Дождик прошёл, но капли падали с деревьев. (Л. Г.) 9. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидел Долохова. (Л. Т.) 10. Впереди мчались верховые с топорами, лопатами, кольями. (Зам.) 11. Кре­стьяне, вышел из терпенья от разоренья, что речки им и ручейки при водополье причиняли, пошли просить себе управы у реки, в которую ручьи и речки те впадали. (Кр.) 12. Пьесу поставили не в воскресенье, как обычно, а в пятницу. (В.) (121 слово.)

1. Ежедневно рано утром почтальон вручал подписчикам газеты. 2. Строительный батальон с честью закончил сооружение огромного здания. 3. Семья колхозника радовалась выигрышу. 4. На обед мать приготовила вкусный бульон с гренками. 5. Девочка всегда носила на шее медальон с портретом матери. 6. Старого заслуженного полковника всегда сопровождал адъ­ютант. 7. В городе построен четырёхъярусный театр. 8. Трели соловья были слышны в роще всю ночь. 9. В предъюбилейный день в Доме культуры состоялся вечер. 10. Ночью была сильная вьюга. 11. Поезд останавливался почти на каждом разъезде. 12. Между горами виднелось красивое ущелье. 13. К подъезду вокзала спешили пассажиры. 14. Экскурсанты сделали много ин­тересных съёмок. 15. На перроне висело объявление с адресом турбазы. 16. Во время долгой дороги все сделались добрыми друзьями. (104 слова.)

1. На цветке ползала (…) мушка, а на её (…) прозрачных крыльях было будто нарисовано по одному чёрному муравью. (Мар.) 2. Встреченные нами насекомые казались непонятными, загадочными и необъяснимыми. 3. Тихое журчание ручья, шуршание тростников да квохтанье горных курочек - единственные звуки в (…) ущелье. (Мар.) 4. В предгорьях Алатау много насе­комых. 5. На дорожку с шумом высыпала из зелёной листвы це­лая толпа воробьят. (Богд.) 6. Пройдёт ещё несколько дней - старые воробьи и воробьихи научат их всему, что нужно знать образованному воробью. 7. Наконец учение кончено, молодые выросли: их не отличишь от старых. (Богд.) 8. Взгорьем дорога уходила в степь. (Никул.) 9. Идёт весна. Каждый старается при­нарядиться в самое лучшее платье для встречи весны. (Богд.)

10. Говорлив (воробей) стал просто на удивленье. (Богд.) 11. Дороги прекрасны, гладки, как асфальт, и вьются по сухой и твёрдой почве пустыни. (Мар.) (113 слов.)

1. Делегация китайских географов участвовала в работах съезда советских географов (Бурк.) 2. Адъютант с почтительным и бесстрастным видом отдал честь. (Купр.) 3. К вокзалу на всех парах подошёл курьерский. 4. Мальчик осенью хотел разорить гнездо ласточки, но отец не разрешил. 5. Учителя следили за на­строениями людей побережья. (Сем.) 6. Дети долго любовались весёлыми обезьянами, дивились их живости и умению лазить по деревьям. (Ив.) 7. Счастье не в воздухе вьётся, а руками доста­ётся. (Погов.) 8. Пришла весна (…), шубка заячья темнеть нача­ла. (Карав.) 9. Волчья стая пела свою песню, песню старую, как эти горы. 10. Волки пересекли лишь несколько старых олень­их следов. (Усп.) 11. Волчица побежала мелкой рысью. (Усп.)

12. Дым из печной трубы и запах человеческого жилья ударил в нос волчицы. 13. В момент съёмки зверь выскочил из поля кадра, и только его хвост запечатлелся на пластинке. (115 слов.)

1. Моё детство было тесно связано с охотничьими собаками, с ружьями, а несколько позднее и с охотой. 2. Просторная и всегда прохладная комната невидимой гранью разделялась на две половины. 3. Простота обстановки сочеталась здесь со стро­гостью и образцовым порядком. 4. Сама обстановка этой комна­ты как-то заставляла меня быть серьёзным, стараться выглядеть старше своего возраста. 5. Мать усаживает меня за стол, угова­ривает выпить стакан молока и съесть котлету. 6. Когда мне, исполнилось семь лет, я получил от отца подарок - ружьё. Из него можно было стрелять дробью и пулей. 7. В четыре часа дня со службы возвращался домой отец, вся наша семья встреча­лась в столовой. 8. Мы едем на телеге безотрадной осенней степью. Свистит, порой завывает ветер, под его порывами бьют­ся уцелевшие сухие стебли трав. 9. Он (хозяин) торопил нас с отъездом. 10. Чуть зеленеет травка, покрываются молодой зеленью берёзки, на склонах холмов алеют цветы багульника. (134 слова.)

Е. Спангенберг.

БЕГЕМОТЫ

1. Дверь бегемотника раскрывается. В просвете её показывается огромная морда с пастью, похожей на раскрытый чемодан. Бегемот с жадностью втягивает в себя воздух, переминается с ноги на ногу, но не идёт: пьянящий весенний воздух пугает его. 2. Для кинофильма «Среди зверей» нужно было снять прогулку бегемотов. (…) Съёмку производили на кругу, где дети катаются на пони. 3. До 1941 года бегемотов кормили фруктами, белым хлебом, кашами, давали очень мало грубых кормов, боясь, что это повредит их здоровью. Но замена нежных кормов (…) корнеплодами, картофелем, сеном только укрепила животных. 4. В естественных условиях (…) туземное население устраивает охоту на бегемотов. В течение нескольких суток животным не дают передвигаться, копьями, ружьями наносят им ранения. Окружённое стадо бывает почти полностью истреблено. (111 слов).

(страница 1 из 7)

© Узорова О.В., Нефёдова Е.А.

© ООО «Издательство АСТ»


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Уважаемые взрослые!


В данном пособии представлены контрольные и проверочные диктанты для учащихся третьих-четвертых классов по программе 1–4. Диктанты содержат большое количество орфограмм, поэтому давать их как контрольные работы лучше в сильных классах. Для слабых и средних классов диктанты можно использовать при текущей проверке, которую желательно проводить два-три раза в неделю.

Такая работа, безусловно, повысит грамотность учащихся и разовьет их орфографическую зоркость. Диктанты расположены по темам в соответствии с программными требованиями.

Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.

3-й класс

Разделительный твёрдый знак – Ъ

ЗА ГРИБАМИ.

Сегодня у нас ранний подъём. Подъехала машина. Едем за грибами. Машина съехала на грунтовую дорогу, объехала пруд и въехала в лес. Ищем съедобные грибы. Каждый собрал большой объём грибов. Объединяем их вместе и жарим с картошкой. Получилось объедение. Каждый съел по две миски. Объедки подъест пёс Барбос. (49)

Грамматическое задание

2. Разделить на слоги для переноса слово ГРУНТОВУЮ.


СЪЁМКА ОТЪЕЗДА?ПОЕЗДА.

Режиссёр объявил начало съёмки. Он разъяснил всем их обязанности. Он очень въедливый. Ещё всем надоест. Снимаем отъезд поезда. Мы должны предъявить билеты. Вот поезд въезжает. Подъезжает к нам. Мы садимся. Поезд отъезжает. Бежит взъерошенный оператор. В плёнке изъян! Режиссёр разъярён. Мы съёжились. Он объясняет ещё раз. Повторная съёмка. (51)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Написать буквы, перед которыми пишется Ъ.


СТРОИТЕЛЬСТВО.

Строители строят дом. В нём будет девять подъездов. Работает подъёмный кран. Через главный въезд подъехал грузовик. Привёз блоки. Рабочие разъединяют блоки. Теперь предстоит подъём блоков наверх. Грузовик отъехал. Сейчас перерыв. Каждый рабочий съест свой обед. (36)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Вставить две буквы в середину слова ПОЕХАТЬ, чтобы получилось слово с Ъ.

Правописание слов с мягким и твёрдым знаком

ПЛАТЬЕ ИЗ АТЕЛЬЕ.

На двери нашего подъезда висит объявление. Ателье шьёт костюмы и платья.

Ниже объяснение, как подойти или подъехать к ателье. Марья Васильевна заказала себе платье.

Прошла неделя. Марья Васильевна пришла в ателье. Предъявила квитанцию. Ей выдали платье. Она примерила. Ни одного изъяна! Какое уменье шить! Для такого уменья нужно долгое ученье. (53)

Грамматическое задание

2. Написать по одному слову с буквосочетаниями ЬЮ, ЪЮ.


ВО?ДВОРЕ.

Мы съели пирог. На земле остались крошки. Куры всё подъедят. Вот лежит жирная свинья. Она съест любые объедки. У неё вольготное житьё.

Во двор въехала машина. Это приехали наши родители. Они заключают нас в объятия. Котёнок Демьян прижал ушки и съёжился. Папа поднял его и гладит. Демьян мурлычет от счастья. Папа для котёнка, как подъёмный кран. (58)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Написать два слова с Ъ и с корнем ЯСН.

Повторение

Осенью чаще всего погода стоит пасмурная. По небу плывут караваны серых облаков. Они похожи на бесформенные оладьи. Часто моросит мелкий дождь. Иногда начинается ненастье.

Листья желтеют и опадают с ветвей и сучьев. Земля покрыта листьями и грязью. Комья грязи прилипают к подошвам. Трудно осенью вернуться с прогулки с чистой обувью.

Птичьи стаи отправляются на юг. В небесах летят караваны гусей, косяки журавлей. А воробьи остаются дома. Они и зимой найдут что-нибудь съедобное. Гроздья рябины и сухие семена трав будут им пищей. Как забавно прыгают по снегу эти взъерошенные пичужки! Вороны тоже не улетают. Они прилетают к человеческому жилью и питаются объедками. (103)


Вчера в нашем дворе был съезд детской партии любителей грибов. На съезде объединились две группы. Группа любителей съедобных грибов и группа любителей несъедобных грибов. Руководители заключили друг друга в объятия. Это друзья Кирилл и Степан. Сегодня у партии Кирилла предъюбилейный день. Завтра исполнится год со дня её основания. Председатели разъяснили собравшимся их обязанности. (56)


ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ ДЕНЬ.

К нашему подъезду подъехала машина. Приехали дедушкины братья Яков Ильич и Леонид Ильич. Завтра у дедушки юбилей. Сегодня предъюбилейный день. Мы встречаем гостей. Они заключают нас в объятия.

Подъём на лифте на десятый этаж. Вот и наше жильё. Дедушка очень рад. Все садятся на стулья с мягкими сиденьями. Идёт разговор о здоровье, о житье-бытье. (57)


ЗИМНЕЕ?НЕНАСТЬЕ.

В этом году январь очень холодный и снежный. Каждый день с небес летят белые хлопья. Всё покрыто сверкающей белой скатертью.

Вчера денёк был ненастный, с метелью. Воздух был полон снежной пылью. Фонари тускло светили сквозь пургу. Прохожие съёжились от холода. Двери подъездов открывались с трудом. На проезжей части снег перемешивался с грязью. Заносы стали серьёзной проблемой для водителей. На городских улицах было затишье.

Ненастье продолжалось и ночью. Потом ветер и снегопад прекратились. Сквозь клочья облаков проглядывала луна. (79)

Удвоенная согласная

К нам в класс принесли большие весы. Они могут измерять массу тел. Сколько здесь граммов? А сколько мы весим килограммов? Но можно ли на этих весах взвесить слона? Нет. Слон весит несколько тонн. Нужны специальные весы.

В Москве слоны живут только в цирке и на территории зоопарка. Там и стоят такие весы. А сколько весит наша планета? Много миллионов тонн! (61)

Грамматическое задание


НАШ ДЯДЯ ПРОФЕССОР.

Раннее субботнее утро. Почему мы встали так рано? Вчера вечером получили телеграмму. Приезжает наш дядя Савва Кириллович из Одессы. Он профессор. Дядя очень интеллигентный и аккуратный человек. Савва Кириллович изучает кристаллы.

Мы едем на вокзал. Подъезжает поезд. Сколько в нём пассажиров! Вот и наш дядя. Как здоровье, профессор? Берём такси и едем домой. С аппетитом завтракаем. Дядя принимает ванну. (62)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

2. Из последнего предложения выписать слово, в котором звуков больше, чем букв.


Ранняя осень. Вечер. Кирилл Кошкин болеет гриппом. Температура высокая. Что делать осенним вечером? Кирилл любит читать русских классиков. Держит в руках аккуратно обёрнутый томик Пушкина. Читает сказку про русалку.

Вот иллюстрации. Это русалка. На другой странице поп и Балда. Над ними облака. А вон солнышко. Завтра Кирилл начнёт читать рассказы Чехова. Скоро он будет здоров. Пойдёт играть в теннис. А там уже и осенние каникулы. (66)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

Повторение

ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ.

Начались каникулы. Какая у нас будет программа? В субботу мы идём на хоккей. В воскресенье прогулка по осеннему лесу. Осенью лес так красив! Аллеи покрыты разноцветным ковром из листьев.

В понедельник играем в теннис. Во вторник наш знакомый ассистент режиссёра пригласил нас на съёмку. В среду мы посещаем музей кристаллов. В четверг идём в бассейн. В пятницу готовимся к школе. Читаем рассказ Куприна и повторяем грамматику. (68)


СЪЁМКА ФИЛЬМА.

Идёт съёмка фильма по пьесе великого русского драматурга Островского. Режиссёр объясняет коллективу задачу. Ассистент режиссёра разговаривает с корреспондентами. Оператор настраивает киноаппарат. Начался процесс съёмки.

Киноаппарат жужжит. Группа актёров проходит перед камерой по аллее и садится на стулья. Актриса берёт кувшин и наливает молоко в кружки. На заднем плане виден старинный особняк с колоннами. Вся территория должна быть хорошо освещена. Один прожектор висит на осине, а другой – на сосне. (70)


НА ШОССЕ.

Я вышел на шоссе и поймал такси. Там уже сидел один пассажир. Мы ехали по трассе. Тут у машины сломалась рессора. Что делать? Я опаздывал на заседание комиссии по организации праздничной иллюминации.

К счастью, мимо шёл троллейбус. В этот утренний час троллейбус совсем забит. Группа пассажиров сходила на следующей остановке. Я прошёл в середину. (56)


В АЭРОПОРТУ.

Анна Кирилловна вернулась в Россию из Голландии из коммерческой поездки. Муж Савва Геннадьевич встречает её в аэропорту. Он вчера получил телеграмму от жены. Среди других пассажиров Анна Кирилловна прошла в вестибюль.

По радио прозвучало объявление. Пора предъявлять документы. Все покидают аэропорт через главный подъезд. Вытянулась длинная процессия. (49)


Алла мечтает стать врачом и лечить болезни. Она будет ставить компрессы и делать инъекции. Кирилл мечтает пойти на завод. Он будет класть металл под пресс. Кирилл хочет работать в хорошем коллективе. Анна будет режиссёром. Ей нравится процесс съёмки. Римма станет спортсменкой. Она будет бегать кроссы или играть в теннис. Геннадий станет военным. Он пойдёт служить в артиллерию. Инна хорошо рисует иллюстрации к рассказам русских классиков. Она хочет стать художницей. (70)


ВЕСЕННЕЕ?УТРО.

В эту субботу я встал рано. Сделал утреннюю зарядку. Пробежался по аллее парка. Приятное весеннее утро. Грязь уже высохла. Я вернулся и принял ванну. После ванны разыгрался аппетит. Я съел на завтрак оладьи с вареньем. Пошел на аллею. Взял с собой русскую грамматику. Интеллигентный человек должен хорошо знать родной язык.

Днем дома позанимался английским языком. У меня уже большой прогресс. Выучил наизусть балладу Жуковского. Тут позвонили мои сестры Анна и Алла. Мы отправились на теннисный корт. (78)


Сюзанна Геннадьевна на террасе готовит праздничный обед на завтрашний день. Кладёт дрожжи в тесто. Её увлекает процесс готовки. Кто там идёт по аллее? Друзья Сюзанны Кирилл и Анна? Нет. На территории посёлка мрак и тишь. Сюзанна дома одна. Утром у неё была ссора с подругой Аллой. Исчезли все иллюзии. У Сюзанны болит голова. Она идёт в дом и аккуратно кладёт на лоб компресс. (64)

Правописание приставок и предлогов

РЫЖИЙ?КОНЬ.

Рыжий конь сбежал из конюшни и побежал по полю. Взбежал на гору. Посмотрел по сторонам. Рядом обрыв. Конь подошёл к обрыву и посмотрел вниз. Там река. Конь отошёл от обрыва и спустился к реке. После подбежал к воде и посмотрел на своё отражение. Попил из реки. Вошёл в воду и переплыл реку.

Вышел из воды на другом берегу. Стряхнул с себя воду и поскакал к лесу. Скоро он забежал под деревья. С осины взлетела сорока и полетела по направлению к деревне. На тропинке сидел заяц. Увидел коня и убежал в чащу. Конь пробежал через лес. Потом обежал большое поле. Очень устал. Вечером едва доплёлся до конюшни. (108)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта слова с приставкой С-, с предлогом С.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.


ПЁС?МАРАТ.

Пёс Марат был дворняжкой. Его очаровала овчарка Арна. Арна проживала в соседнем доме. Каждый день её выводили на прогулку. Марат поджидал её у подъезда. Арне Марат понравился. Но хозяин Арны не подпускал к ней Марата. Пёс плёлся позади. После прогулки Арна с хозяином входили в подъезд, и хозяин закрывал за собой дверь. Потом Марат долго сидел под окном у Арны. Иногда от горя пёс подвывал. Его вой подхватывали соседские псы. Вой переходил в лай. Вся улица могла тогда услышать собачий концерт. (83)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта слова с приставкой ПОД-, с предлогом ПОД.

2. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

Повторение

ШЕРЛОК?ХОЛМС.

Опасный бандит ограбил большой банк. Директор банка пригласил великого сыщика Шерлока Холмса. На месте преступления Холмс изучил следы. Дома он погрузился в размышления. Набил трубку табаком и выпустил из неё клуб дыма. Достал карточки из своей обширной картотеки. После долгих размышлений сыщик догадался, где искать грабителя.

Холмс надел пальто, взял с собой хлыст и револьвер. Холмс отправился выслеживать бандита. Через три часа он его нашёл. Теперь великий сыщик Шерлок Холмс следил за опасным бандитом. Бандит свернул за угол. Но тут появились полицейские. Холмс закричал им. Грабитель был схвачен. (90)


СТАРЫЙ?ПРОФЕССОР.

Старый профессор собирался в институт. Он вышел из подъезда. С неба падали редкие капли. Профессор открыл зонтик и поднял воротник пальто. Рядом остановилась большая машина. Открылась дверца. Шофёр выглянул из машины и поздоровался с профессором. Это был сосед.

Профессор прошёл через двор на другую сторону улицы и подошёл к троллейбусной остановке. Подъехал троллейбус. Профессор с трудом влез в переполненный салон и поставил свой портфель на пол. Затем профессор вышел из троллейбуса. Вот вход в метро. Надо проехать пять станций. Скоро профессор подходил к подъезду института. Вошёл через главный вход и поднялся на шестой этаж. По коридору шли студенты. Они поздоровались с профессором. (104)


Пираты шли по берегу моря. За спиной оставался лес. Впереди поднимался холм Подзорной Трубы. Пираты поднялись на холм и сделали привал. Капитан Флинт присел на сундук с сокровищами. Кок Сильвер вынул из мешка еду и бутылку рома. Боцман Бен Ган и остальные пираты отправились собирать дрова для костра.

Сильвер очистил кусок сыра от налипшей грязи. Сварил на костре мясной суп. Заправил его солью. Потом пираты ели рыбу и бросали рыбьи головы в костёр. Все наелись и начали совещаться. Срочно нужно захватить хороший корабль. Без него не получится напасть на форт Байард. А теперь пора прилечь отдохнуть и немного вздремнуть. Один пират остался на часах. Остальные нарубили веток и легли на них. Под себя подложили плащи. (116)

Проверяемые безударные гласные в корне слова

ПОСЛЕ?ДОЖДЯ.

Пронеслась дождевая туча. Мы идём в лес. У нас с собой ножи и корзинки. После грибного дождя в лесу много грибов. Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята. Иногда мы замечаем подберёзовики и боровики. Они растут на полянках и под деревьями. Порой их охраняют колючки. Часто стережёт крапива. Они прячутся в сочной траве и под мохнатыми ёлками. Лесная мошкара также мешает грибникам.

Мы шли по тропинке через чащу и оказались на берегу речушки. Течение у реки медленное. Мы перешли её по мосту. Уже начало темнеть. Пора шагать домой. (89)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

2. В словах первого предложения подчеркнуть основу.


НА?ПОЛЯНЕ.

Писатель Алексей Григорьев бродил по нашей округе. Он ходил по заросшим травой холмам. Он переправлялся через нашу речушку. Он спасался от яркого солнца под ветвистыми деревьями. Вечером он прилёг на небольшой поляне и задремал.

Писатель проснулся и услышал шум. Это трещали кусты. Перед Алексеем стоял медведь. Писатель лежал и не шевелился. Он очень боялся диких зверей. Любой храбрец испугался бы на его месте. Как ему спастись? Медведь протянул к человеку свой носище. Потом повернулся и убежал в лесную чащу. По дороге он сломал рябинку. Писатель потом долго вспоминал, как повстречал медведя. (93)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной Я в корне слова. Написать проверочные слова.

2. Разобрать по составу слова ХРАБРЕЦ, ЛЕСНУЮ.


Сегодня вечером мои родители ушли в театр. Младший братишка схватил коньки и побежал кататься на каток. Старшая сестра сидела в гостиной и готовилась к завтрашним занятиям.

Я больше не могу сидеть в четырёх стенах! Я надеваю пальто и шапку и выхожу из дома. Пойду на детскую площадку. Там я хочу повстречать друзей. (80)

Грамматическое задание

1. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной О в корне слова. Написать проверочные слова.

2. Разобрать по составу слова ХОРОВОЕ, ПЛОЩАДКУ.

Повторение

ГРОЗА НА БЕРЕГУ.

Прошёл дождливый осенний день. Наступил вечер. Боец береговой охраны рядовой Алексей Кружкин выглянул из окна и взглянул на небо. Оно почернело. Грозовая туча ползла по небу. Приближалась гроза. Крупные дождинки застучали по обветшавшей крыше маленькой избушки. Алексей зашёл под крышу.

Издалека послышался громовой раскат. Как будто разом заговорили две артиллерийские батареи. Громыхание повторилось. Над горой сверкнула длинная и ветвистая молния. Дождевые капли ударяли по крыше всё чаще и чаще. Наконец дождь хлынул как из ведра. Яркие молнии появлялись то тут, то там. За окном мелькали бесконечные дождевые струи. В поднебесье грохотал гром. Морская вода вспенилась. Большие волны равномерно набегали на скалистый берег. (105)


Я шёл сквозь густой валежник с ружьём на плече. Было очаровательное июльское утро. В этот ранний час лес уже пробудился от ночной дремоты. Я находился в пяти километрах от лесничества и бродил по самой чаще нашего леса. Под ногами густая трава и корневища. Изредка мелькнёт осторожный лесной цветочек. На стволах деревьев мохнатые зелёные наросты. Это мох. Я попал ногой в кротовую нору и чуть не упал. Еле удержался на ногах. Вот лежит могучий ствол столетней сосны. Кто повалил лесного великана? Под корнями лежащего дерева зимой была медвежья берлога.

Пора домой. В поднебесье угрожающе громыхало. Я решил сократить дорогу. Скоро среди древесных стволов появилось светлое оконце. Я выбрался на опушку. Впереди поля. Крестьяне вышли на сенокос. За тем холмом видна крыша моего дома. (123)


КОШКА ПРИНЦЕССЫ.

У принцессы украли волшебную кошку. Король созвал заседание правительства. В королевской светлице собрались министры. Что делать? Дочурка плачет. Сам король прослезился. Появился первый министр. Это седоватый мужчина. Он большой разумник. Волшебную кошку может найти только волшебник!

Пришёл маг. Надо спасать принцессу! Маг достал из рукава цветной плетёный пояс и взмахнул им десять раз. Ослепительная вспышка! Все встали со своих сидений. В воздухе показалось несколько огромных зелёных снежинок. Они легко летали по комнате. Потом вдруг отяжелели и упали на ковёр. Маг слепил их вместе и спрятал под полу своего плаща. Раздался знакомый голосок. Из-под магического плаща грациозно вышла волшебная кошка принцессы. (103)


КОТЁНОК БАРСИК.

Дождливым осенним днём я гулял без сапог, промочил ноги и заболел гриппом. Это плохая болезнь. У меня сильная головная боль и насморк. Мне надо лечиться. Я буду принимать лекарство, полоскать горло и пить тёплое молоко. Я лежу в кровати. На столе стоят чай с лимоном и сладкий мёд. Я люблю медок. Рядом лежит котёнок Барсик. Только что он дремал. Потом лениво потянулся, зевнул и приподнял головку над простынёй. Искоса поглядел на меня. Кошачьи ушки пришли в движение. Он следит за большой мухой. Она летает по комнате и жужжит. Вдруг котёнок прыгнул. Он хотел ухватить муху зубами. Но промахнулся. Теперь сидит на полу и опять следит за насекомым. Учись, Барсик. Ловить мышей сложнее. (114)


НА ГРАНИЦЕ.

Пограничники охраняют границы нашей страны. Рядовые и офицеры несут нелёгкую службу. С ними вместе верные служебные собаки. Пусть появится нарушитель границы! На земле и на снегу найдут собаки его следы. Пусть угрожают враги! Наши бойцы всегда готовы защитить свой народ.

Дождливым осенним вечером пошли в дозор два бойца. Опытный старшина и молодой солдат. Он новичок. На плечах у бойцов автоматы. Старшина был молчун. За всю дорогу не вымолвил ни слова. Вот и контрольная полоса земли. Её специально вспахали пограничники. На ней должны оставаться следы нарушителей. Чьи это там следы? Кто бежал через поля к ельнику? Старшина осветил землю фонариком. Нет, это заячьи следы. Косой проскакал. Скоро полночь. Пора идти на заставу. (113)


НА РЕЧКЕ.

Я сидел на речном берегу. Было раннее утро. Роса. От влажной травы исходил душистый сладковатый запах. Меня охватила легкая сонливость. Надо разогнать дремоту. Я потянулся, зевнул и посмотрел на реку. В большой заводи плавали две утки и пяток утят. Они лениво и грациозно скользили по воде. Вот родители со своим выводком вылезли на берег. Маленькие утята смешно переваливались на коротких лапках. Малыши начали копаться в земле в поисках насекомых и червяков.

Тут сзади послышался шум. С ветвистой рябины взлетел скворец. Я проводил его глазами и взглянул на небо. Утром было пасмурно. Но теперь небо начало проясняться. Будет неплохой денёк. Я спустился к реке. У самого берега в воде мелькали головастики. Пора купаться. Я выплыл на середину реки. Вода приятно холодила тело. Я вышел на берег и от холода слегка дрожал. (132)

«Словарные слова» - Учет индивидуальных различий памяти учащихся. К низкому уровню обучаемости относятся пять человек. Одного человека можно отнести к высокому уровню обучаемости. Таким образом, мне пришлось в третьем классе перестроить свою работу. Преподносить материал через все каналы приема информации. Вторая группа.

«Словарные слова тренажёр» - С…рока. Уч…ник. М…сква. В…рона. …Зык. В… р … бей. Источник иллюстрации: К…рзина. Тренажер «Словарные слова» 1 класс (УМК «Занков»).

«Словарные слова 1 класс» - К_рова, К_р_ндаш, П_нал. В_рона, С_бака, Мальч_к, В_р_бей, С_рока, Словарные слова. Дев_чка,

«Словарные слова 3 класс» - Морковь. Огурец. П о м и д о р. Запомни! Яблоко. М о р к о в ь. К а р т о ф е л ь. Урожай. Картофель. Горох. Я б л о к о. Проверь себя. Словарные слова «ОГОРОД» 3 класс. Помидор. О г у р е ц. Г о р о х. Наш урожай.

«Словарные слова 2 класс» - Морковь. Арбуз. Молоко. Конфета. Словарные слова 2 класс составила Куликова Н.Н. учитель нач. классов. Воробей. Колбаса. Медведь. Карандаш. Помидор. Собака. Макароны. Апельсин.

«Словарная работа» - Результативность опыта. Пришла бабушка и позвала всех домой ужинать. «С русским языком можно творить чудеса. Нужны обязательные упражнения, направленные на запоминание зрительно – графического образа слова. 4 класс 225 слов. Этапы словарной работы. Контрольно - проверительные виды упражнений. Друзья не заметили, как прошло время.

Тест №2 по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки, Ь – показатель мягкости».

1. Когда пишется разделительный Ъ?

1. после суффикса перед буквами А, И, О, Е

2. после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

3. на конце некоторых слов после гласных

4. после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными

2. Когда пишется разделительный Ь?

1. после гласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

2. когда согласный звук мягкий

3. после гласных перед согласными

4. в корне и перед окончанием слов после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я

3. В какой строке все слова с разделительным Ъ?

1. бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки

2. обез..янка, в..юга, под..ём, л..ётчик, л..иса

3. об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел

4. В какой строке все слова с разделительным Ь?

1. пал..то, бел..ё, об..езд, ул..ица, дал..ний

2. мурав..и, гост..я, дерев..я, ноч..ю, крыл..я

3. с..езд, реб..ята, гост..я, пис..мо, мал..чик

5. Сколько слов с разделительным Ъ в тексте?

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к озеру. На берег с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили чайники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Всё вокруг об..ято тишиной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов.

1. 6

2. 4

3. 7

4. 5

6. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в первый столбик; слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного, во второй столбик.

Софья с Ильёй идут в школу. На дорожку падают листья. У крыльца школы Софья остановилась. К ней подбежала собака Жулька. Они с ней друзья. В классе детей встретили с радостью. Прозвенел звонок. Началась контрольная работа.

7. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;

3 – с разделительным Ъ.

Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, с.ёмка.

8. Укажи количество букв и звуков в словах.

Жильё -________________________________________________

Осень-_________________________________________________

Платье-________________________________________________

Подъехал-_______________________________________________

Кольцо - ________________________________________________

9. Исправь ошибки и запиши текст правильно.

Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радостно встречяет илйу. Илья и дружок – друзя.

Диктанты на тему «Разделительный твёрдый знак».

Наступила шумная, весёлая, бурная весна. Жаркое солнце съедало последний снег. Деревья тихо шуршали голыми взъерошенными ветвями. Внизу грохотала, разбивая лёд, разъяренная река. Ветер пел свои вольные песни о раздолье пустынных полей, где под тающим снегом звенят весенние ручьи, и в высоких небесах курлыкают журавлиные стаи. (45 слов)

Чем ближе мы подъезжали к городку, тем ниже опускались тучи, тем явственней слышалось ворчанье ветра. Потом тяжело и звонко по листьям, взъерошенной травке, дорожкам, крышам закапали крупные капли. Дождь хлынул, как из ведра. Он закрыл собой не только панораму гор, но и все предметы, находящиеся на расстоянии нескольких метров. Съёмки фильма пришлось отложить. (52 слова)

"Весна в степи"

Весна в самом начале. Степь, политая обильными дождями, забыла зимние холода и разъяренные вьюги. Она раскрыла объятия льющимся с неба тёплым лучам. Самые разнообразные травы и цветы покрыли её сказочным ковром. Необъятной гладью стелется она, пока не встретит на своем пути горы или ужасные песчаные пустыни. (49 слов)

Грамматические задания.

1. Вставьте, где надо, разделительный Ь знак. (Устно.)

Слова: ноч...ю, тр...япка, счаст...е, л...епка, друз...я, бр...юки, б...ёт.

Вставьте, где надо, разделительный Ъ знак. (Устно.)

Слова: под...ехал, по...ехал, раз...езд, за...явление, об...яснил, под...ём, разр...яд.

2. Работа по развитию зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ.

Слова: обез...янка,об...яснение, в...ехал, в...юн, под...езд, л...ёт, п...ёт, с...ёжился, мурав...и, в...ётся,об...явление, под...ём. (Слайд 10)

3.Работа на уровне словосочетания.

Замените выделенные слова словами с разделительным Ъ с противоположным значением. (Устно.)

Приезд гостей - отъезд гостей, спуск с горы – подъём на гору, соединить концы – разъединить концы, приехать к дому – отъехать от дома.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ъ или Ь.

Словосочетания: под...ём флага, с...ёмка фильма, в...езжать в лес, п...ёт молоко, с...едобный гриб, об...яснил задачу, ш...ёт платье, под...езжали к дому, остановились у под...езда.

4.Работа на уровне предложения.

Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.

1. Не разгрызёшь орешка – не... и ядрышка.

2. Дружба крепка не лестью, а правдой и... .

3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу... .

4. Когда... воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

Запишите пословицы. Подчеркните слова с Ъ, выделите приставки.

5.Впишите подходящие слова.

толк
друзья
нельзя
волк

Говорит барану _____:
– Ну какой от дружбы ____?
Если мы с тобой _____,
Значит, съесть тебя _____!

6. Письмо с доски.

Спишите, графически объясните написание разделительных ъ и ь .

На доске :

Разъярённый зверь, съёжиться от холода, объяснить задачу, льётся дождь, разъединить провода, большой объём, разувериться во всем, сузить юбку, подъезд к дому, вьёт гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьёзная опасность

7.Работа по вариантам.

1 группа. Образуй множественное число имен существительных
Брат, соловей, перо, колос, крыло, полено.

2 группа. Запиши во множественном числе Стул, воробей, перо, ручей, лист, друг.

3 группа. Запиши во множественном числе:

Прут, дерево, муравей, кол, сук, сын.

1группа. Спиши, вставь, где надо , Ь.

У Ил((?)и Мурав(?)ёва ест(?) собака Б(?)обик.

2 группа. Спиши, вставь, где надо, Ь.
Дежурная Дар(?)я Солов (?)ёва пол(?)ёт цв(?)еты.

3 группа. Спиши, вставь, где надо, Ь.
На суч(?)ях дерев (?)ев в(?)висят хлоп(?)я сн(?)ега.

1 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

У…шёл, под…ём, от…ехал, в…езд, пред…ставил, за…вертел.

2 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

Об…яснил, под…езд, на…шёл, под…ём, за…крутил, с…ёжился.

3 группа: Вставь, где надо, Ъ и запиши эти слова.

Об…явление, вы…бежал, с…едобный, об…ман, об…езд.

8.Вставь букву Ъ, где это нужно. Спиши текст.

Мы с товарищем в…двоём шли на лыжах на под…ём,

А потом с горы с…пускались, раз…езжались и с…езжались.

Об…езжали все пеньки, до…езжали до реки.

Снова лезли на под…ём, чтобы с…ехать вниз потом.

9.Самостоятельная работа по теме "Правописание разделительных Ъ и Ь знаков".

1 Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Подчеркните разделительный Ъ.

Нашему взору открылись необ..ятные просторы. С..ёмка фильма закончится только в следующем году. Раз..ярённый тигр метался по клетке. Под..ездные пути к городу закрыты – придётся ехать в об..езд. Была об..явлена посадка на самолёт. Вз..ерошенный воробей купался в луже.

2 Спиши предложения. Вставь подходящие слова по смыслу из справок. Подчеркни разделительный Ъ.

1.Умей отличать_________ грибы от ядовитых. 2. В кладовой у белки много __________ припасов. 3. __________ кран поднимает и опускает тяжёлые плиты. 4. Кот _________целую банку сливок. 5. Мы ___________ весь свет. 6.____________в гору оказался очень трудным.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: с..естных, с..едобные, под..ёмный, об..ездили, с..ел, под..ём.

3 Спишите, вставляя пропущенные знаки Ъ или Ь.

Под..ём флага, зелёный в..юн, в..езжать в лес, п..ют молоко, солов..иная трель, беспокойные мурав..и, с..ёжился от холода, раз..ярённый лев, с..ехать с квартиры, в..ездные документы, раз..ёмная молния, с..едобная травка, пит..евая вода, точное об..яснение.

Начало формы

Конец формы

Бобры

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.(21 слова) .

На реке

Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.(38 слов)

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.(35 слов)

В лесу

Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили.(44 слова) .

Грамматические задания

1. Записать слова, выделить в них корень. Подчеркнуть в корне букву, написание которой надо проверить.

I вариант. Глаза, лодка, берёзка.

II вариант. Весна, грядка, грибник.

2. Выписать слова с разделительным ь

I вариант. Воробьи, коньки, пеньки, веселье.

II вариант. муравьи, угольки, пальто, друзья.

Трудимся.

Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

Нарядная будет елка! (18)

Грамматические задания

1. В первом предложении над словами указать количество слогов.

2. Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

3. В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

4. *Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

Наш двор.

Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

2. В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

3. Во втором предложении найти слово из двух слогов.

4. *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

Дождь.

Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

Грамматические задания

3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

4. *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

Зимний вечер.

На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

Грамматические задания.

1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

2. Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

3. Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

4. *Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

5. *Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

В лесу.

Пушистый снег укрыл зимний лес.

Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

3. Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

4. *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

Летом.

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

3. Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача , нарисовать звуковую схему.

4. *Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

5. *Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

Питомцы.

Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

3. Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

4. *Вставь первую букву и запиши слова:

…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

Новичок.

В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

На реке.

Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

Узкий - …..

Далеко- …

5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

В лесу.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

Высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.