Выражения гнева в приемлемой форме. Как научить ребенка правильно выражать гнев

Как правильно злиться

До сих пор помню слова своего отца когда-то: «а на папу злиться – нельзя!». Тогда почувствовала жуткую растерянность, гнев и обиду. И даже понимание того, что он так говорил из своего страха и неумения справляться с моей детской агрессивностью – не отменяет тех моих переживаний. А детский опыт - так или иначе - становится основой взрослой жизни.

Думаю, и вам, уважаемые читательницы, есть что вспомнить про родительские запреты и непринятие. Особенно – вашего детского раздражения, злости, гнева или ярости. Это могли быть прямые послания родителей: «не злись», «злиться плохо, некрасиво…». Или же – уход мамы/папы в момент злости ребенка, угрозы «замолчи, а то…!» и т.д. Во взрослом возрасте мы начинаем запрещать злиться самим себе. Блокируя – осознанно или нет – все порывы высказать свое негодование, которое копится внутри и постепенно превращается в ярость. У одних людей потом неожиданно появляются болезни сердца, сосудов, головные боли. Другие – могут, что называется, «сорваться» на кого-то из-за мелочи.

Впрочем, это все можно исправить. Научившись осознавать свои эмоции и грамотно с ними обходиться. Ведь здоровая агрессия – это очень хорошо! Именно она помогает нам двигаться по жизни, принимать решения, отстаивать свои границы, удовлетворять потребности. Вопрос только в том, как выражать агрессию и при этом не терять отношения со значимыми людьми.

Предлагаю вам пройти маленький тест. Поиграем в «сантехников эмоций». Возьмите карандаш, ручку или фломастер и посмотрите на рисунок. Тут изображены четыре краника. Страх, печаль, злость и радость. Вам нужно нарисовать, как бежит из них вода. Поразмышляйте – как вы в вашей жизни выражаете обозначенные эмоции? Сдерживаете ли – или они «льются» со всей силы, с брызгами? Не лукавьте – будьте честны сами с собой! После того, как вы дорисовали потоки воды – посмотрите на них. Какие эмоции у вас выражаются свободно, а какие – «текут тоненькой струйкой» или вообще не появляются? Как течет вода в кранике «злость»? Прорисованы ли капли, какой величины поток, он бурлит или течет плавно? Какой он по сравнению с другими? Если поток злости маленький, скудный, течет вяло – это значит, что вы не даете в полной мере выходить вашей злости. Результат – скорее всего вы заменяете ее другой эмоцией. Например, краник страха очень активный, или краник радости. Но чтобы человеческий организм гармонично функционировал, абсолютно всем эмоциям важно иметь свое место и выражаться на все 100%.

Как быть злым?

Итак, вы поняли, что краник злости у вас работает не на всю мощность. Что же делать? Ясно, что выражать эту эмоцию бесконтрольно – рискованно. Это может задеть других людей и они перестанут с вами общаться. Предлагаю практические шаги, которые помогут безопасно обойтись со своей агрессией.

Мы уже рассказывали о том, как правильно выразить гнев в теории и на практике. Научные причины, по которым выражать его все-таки можно и даже нужно, приводит Вадим Петровский.

Гнев – это здоровая эмоция?

Он как аппетит. Бывает «здоровый» и «не совсем». Если вы чувствуете, что сама эмоция гнева приносит вам радость, если какой-то внутренний голос нашептывает вам: «Ты этого так не оставишь!» – и это случается часто, то есть смысл задуматься: а так ли праведен мой «праведный гнев»? Есть две разновидности гнева. Об одном говорят – «подлинный», о другом – «рэкетный». Первая разновидность – это естественное стремление устранить препятствие на пути к цели. Вторая – показать всему миру (и себе самой), какая ты крутая, вымогая со стороны ближних и дальних высокую оценку своей «крутизне», силе, превосходству. Рэкетный гнев – как правило – оборачивается против разгневанного. Я бы не назвал его «здоровой эмоцией».

Всегда ли нужно открыто выражать свой гнев?

Есть японская пословица: «Прежде чем дать подзатыльник, посмотри, чей это затылок!» А трагикомический персонаж из русской классической литературы говаривал (небезосновательно): «Кабы чего не вышло!» Однако вопрос ко мне как к психологу, а не, допустим, филологу, весьма злободневен. Кое-кто из моих коллег призывает людей быть аутентичными (достоверными, подлинными в своих проявлениях) всегда и везде. Не торопитесь! Вы не можете быть уверенными, что ваша «подлинность» встретит цивилизованное отношение со стороны вашего контрагента – начальствующий психопат, например, не оценит вашей искренности и открытости…

Тут уж, как говорится, «уши торчат» – это из детства. До сих пор прислушивается иное чадо к голосам детства – к тому, как кричал на него папаша да бранила мамаша. Так что не только «уши», но и ротовое отверстие, и раздутые ноздри, и натруженные воспитанием руки. «Ты еще смеешь наглеть?! Получай свое, умница!» На всю жизнь у некоторых людей остаются уроки семейной «социализации», воплощаясь в способность к цивилизованной сдержанности.

Людям с каким типом личности это наиболее свойственно?

Хотел бы сказать по накатанной: «Конечно же, меланхоликам», – но нет, удержусь! Ведь бывают не только слезы беспомощности, но и слезы-пощечины, не только уход в безысходность, но и уходы-уколы. А еще есть флегматики. У них вроде бы и гнева нет. Благодушие. Не хочу вас шокировать аналогией, но она многое объясняет. Знаете, чем страшен медведь? Отсутствием мимики. Такой милый! Когда разъярится, никто не заметит, а после… «В цирке именно медведь, а не лев или тигр, считается самым опасным зверем. Если тигр чем-то недоволен, он бьет хвостом, скалится, рычит, а медведь нападает без предупреждения. То есть внутри у него могут бушевать эмоции, но внешне это никак не выражается». Так говорит Виктор Кудрявцев, народный артист России, дрессировщик. Подлинная разгадка различий между людьми по типу «накопители ярости» лежит на дне семейной истории: в одних семьях реакция гнева поддерживается (формируется устойчивый комплекс «благородного негодования»), в других подавляется или подменяется иной реакцией (например, «непротивления злу насилием»).

Опасно ли подавлять гнев?

В одном из экспериментов мои коллеги, профессор и доцент, учинили разборку друг с другом на глазах у студента, приглашенного якобы для участия в психологическом испытании. Его действительно ждало испытание, но не то, о котором он думал. Видя конфликт между собственным профессором и доцентом, он мог вмешаться, играя роль миротворца, или быть просто свидетелем происходящего. Регистрировались физиологические реакции. Оказалось, что в случае невмешательства показатели давления зашкаливают.

Если от ярости хочется бить посуду – надо бить?

В некоторых случаях это лучшее, что можно придумать. Если, конечно, в этот момент вы способны придумывать.

Но есть ведь люди, которые, наоборот, орут по любому поводу?

Представьте себе трех-пятилетнюю малышку, у которой отнимают любимую вещь. Вряд ли вы услышите от нее: «Папа, буду крайне обязана тебе, если ты незамедлительно вернешь мне…» (и – указательный жест в сторону желанного сердцу предмета). Вместо этого – рев, крики, царапанье, швыряние предметов в разные стороны. Сердобольные родители пугаются и утешают ребенка. Реакция бунта фиксируется. Проходят годы… Строгий муж отказывается подарить даме сердца примус. И вот странное дело! Она орет, как в детстве, но это уже «не работает». Что за несправедливость!

Что во время ссоры женщине нельзя говорить мужчине?

Что он – не мужчина! Всегда найдется другая женщина, способная оспорить этот тезис.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышка­ми, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Что такое гнев? Это чувство сильного не­годования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употреб­ляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние боль­ного, тело которого было покрыто гноящими­ся ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним – «ярость».

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выраже­ния гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вы­мещая его на человеке или предмете, кото­рый представляется разгневанному неопас­ным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходи­мость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накап­ливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К.Э.Изард, 1999) публику­ет клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосо­матических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревма­тический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей воз­можности развиться, при этом человек пы­тается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В нашей практике при обучении агрессив­ных детей конструктивным способам выраже­ния гнева мы используем два направления, описанных В.Квинн: учим детей прямо заяв­лять о своих чувствах и выражать гнев в кос­венной форме, с помощью игровых приемов.

Многие авторы считают, что одним из луч­ших способов выражения гнева является пря­мое высказывание своих чувств человеку, ко­торый стал источником гнева. Так, Р.Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть при­мирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поде­литься своими чувствами с друзьями, родст­венниками, а дети – с родителями.

В качестве технологий обучения ребенка вы­ражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р.Кэмпбелла. На нижней ступеньке этой лестни­цы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения – пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утончен­ный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребе­нок не будет открыто выражать свое неудо­вольствие после неприятного разговора с ма­мой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом не­подходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтиш­ка, сломать игрушку в кабинете психолога, мо­жет вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» запи­сывать домашнее задание в дневник и т. д.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ре­бенок, который делал все «втихаря», вдруг от­крыто заявляет о своих чувствах, это будет ин­дикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «...Чем больше гне­ва выплеснется в словах, тем меньше его оста­нется, чтобы проявиться потом через ложь, во­ровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-аг­рессивного поведения» (Р.Кэмпбелл, 1997).

Ребенок, который пока еще будет выражать­ся в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на сту­пеньку выше по «лестнице гнева». В такие ми­нуты следует установить с ребенком зритель­ный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После это­го надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

· Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

· Вежливость в обращении.

· Стремление найти конструктивное решение.

Для того чтобы добиться результатов в про­движении по «лестнице гнева», взрослый дол­жен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

В схеме 1 представлен несколько упрощен­ный вариант «лестницы гнева» Р.Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 сту­пенек (В) – в основном, тоже негативные спо­собы, причем, словесные оскорбления, броса­ние предметов и другие деструктивные паттер­ны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лест­нице значительно ослабевает.

Следующие четыре ступени (С) представ­ляют собой сочетание негативных и позитив­ных образцов поведения и, наконец, две по­следние ступени (Д и Е) - это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые, зани­мающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выраже­ны позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, можно продвинуться от пассивно-агрессивно­го к зрелым формам поведения.

Схема 1

«Лестница гнева»

Е
Д § Вежливость § Стремление найти решение § Выражается одна жалоба без уклонений в сторону
С § Эмоционально-разрушительное поведение § Физические оскорбления § Словесные оскорбления и т.д. § Гнев выражается в громкой и невежливой форме § Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты § Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу
В § Гнев выражается в громкой и невежливой форме § Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты § Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу
А § Эмоционально-разрушительное поведение § Физические оскорбления § Словесные оскорбления и т.д.
§ Пассивно-агрессивное поведение

Другому способу выражения гнева, опи­санному В. Квинн, – переносу чувств на не­опасные объекты – мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не все­гда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься рези­новые игрушки, каучуковые шарики, кото­рые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортив­ный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а перено­сил его на неодушевленные предметы, выплес­кивал его в игровой форме. Такая техника рабо­ты с гневом особенно будет полезной для рабо­ты с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при кор­рекции поведения чрезмерно открытого ребен­ка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).

В науке выделяют основные виды эмоций:

  • радость,
  • печаль,
  • страх,
  • гнев,
  • отвращение,
  • удивление
  • обида

Конечно же, оттенков эмоций очень много, в зависимости от их интенсивности. Но мы поговорим сегодня о гневе и обиде.

Для начала разберёмся, что же такое эмоции?

В научной литературе мы можем найти следующую информацию: "Сопровождая практически любое проявление активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции имеют психофизиологическую основу, а это значит, что эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме. Вследствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию. Таким образом, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности. Помимо этого, только став предметом устойчивых эмоциональных отношений идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Эмоции, регулирующие отношения, служат для определения необходимой близости/дистанции с объектом отношений" .

Таким образом, переосмыслив эту информацию, мы можем сделать вывод, что эмоции — это факт. Неотъемлемая часть человеческой натуры, заложенная в неё природой. Эмоции — это энергия, которая помогает нам жить. Но поскольку эмоции бывают позитивными и негативными, то часто возникает вопрос, что же делать с негативными эмоциями. Как ими управлять? Особенно такие эмоции, как гнев и обида, доставляют массу неудобств.

Для этого стоит разобраться в истории эмоций, как они возникают и почему порой бывают столь неприятными?

Дело в том, что эмоция изначально является продолжением желания, потребности.

  • Когда ребёнок рождается, его желания удовлетворяются непосредственно прямым образом: он проживает стадию всемогущества, когда мама по одному лишь его желанию словно магически управляемая им, оказывается всегда рядом и дарит ему всю свою любовь, всё своё внимание. По сути, ребёнок тонет в удовольствии и удовлетворении всех своих желаний, не прилагая к этому никаких усилий. Бывает такое, что мать плохо ухаживает за ребёнком и это тоже оставляет в дальнейшем след в его душе.
  • Ребёнок растёт, и постепенно начинает отделяться от матери, разделяя себя, её и других людей. И его желания, а, следовательно, и эмоции теперь встречают преломление на пути к удовлетворению, поскольку удовлетворять их напрямую, как раньше, уже не представляется возможным. Наступает стадия приручения аффектов и эмоций. Тогда начинают формироваться запреты, убеждения, нормы поведения. Если родители достаточно внимательны к проявлениям потребностей и эмоций своего ребёнка и достаточно мудры, чтобы конструктивно объяснить ребёнку, что эта эмоция значит и как правильно с ней обходиться, чтобы получить удовлетворение и одновременно соблюсти нормы приличия, то ребёнок формирует здоровую схему удовлетворения желания, а эмоция становится в дальнейшем мотивом, побуждающим к действию. Но поскольку родители сами порой не до конца способны отслеживать свои мотивы и эмоции, то на этой стадии у ребёнка также может быть пробел. Он может, не понимая эмоции, получить на неё запрет и даже травму, не понимая, почему его желание не может быть удовлетворено, но принимая авторитет и давление родителей, он вынужден отказаться от желания. Мало того, первоначальное желание вытесняется сознанием в глубину души, а к нему ещё добавляется боль непонятости, неудовлетворённости. Человек по сути под давлением запрета забывает, что стояло за этой эмоцией. Энергия же в виде эмоции остаётся, так как желание по-прежнему не удовлетворено.

И как вы думаете, куда же уходит эта энергия?

Пожалуй, многим знакомы примеры, когда незакрытый крышечкой тюбик зубной пасты, или неподнятая крышка унитаза становятся в семьях причиной возникновения конфликта. Неужели сами эти мелочи могут быть причиной всплеска гнева? Но если разобраться в том, какой истинный мотив кроется за этими мелочами для самого злящегося человека, то мы обнаружим, что именно неудовлетворённое желание быть любимым, ценным, значимым вызывает в нём подобные вспышки гнева и бессилия.

Мы имеем случай, когда, скорее всего, нет понимания самого желания и способа удовлетворить его конструктивным путём. Такие эмоции, оставшиеся от задавленных желаний в дальнейшей жизни могут приносить немалый вред, если не будут осознаны. Более того, непонимание эмоций может приводить человека ко всяческим ловушкам, которые будут ещё сильнее усугублять его негативные эмоции.

  • Например, гнев и истерика в том месте, где есть неосознанная потребность быть любимым и значимым, приводит к обратному эффекту в виде ответных нападок и ещё сильнее усугубляет боль от неутолённого желания. Вместо удовлетворения человек утверждается в том, что его не слышат и не любят. Таким образом схема деструктивного реагирования укрепляется и загоняет человека в тупик.
  • Или уход в себя и обида тогда, когда нужно говорить о том, в чём ты нуждаешься, об истинном желании чувствовать себя нужным и любимым и в результате этого усиление неудовлетворённости и чувства ненужности, когда желание быть нужным и любимым очень актуально. И здесь человек убеждает себя в том, что он действительно не нужен и не любим, хотя на самом деле его реакция возможно и спровоцировала другого человека не лезть в этот момент к нему или вообще отвернуться. Так как бывает такое, что обида проявляется в активном отталкивании человека, который вызывает обиду.

Человек вырастает, становится взрослым, но детское желание быть понятым без слов, как в младенчестве, когда мама была всегда рядом и удовлетворяла все желания буквально как по волшебству, понимая без слов, чего хочет ребёнок, часто остаётся в подсознании.

И мы уже разобрали, как не получив нужного окультуривания, такие желания могут стать огромной проблемой для всей последующей жизни.

Гнев и обида являются проявлением одной эмоции. Только в первом случае — она активна, во втором пассивна и уходит внутрь. Корень же один — неудовлетворённость желания.

По сути, вся история человечества — это история поиска путей к счастью, к равновесию, к внутренней свободе.

И весь этот путь омрачён страданием. Ещё Фрейд в "Неудобствах культуры" писал о том, что человек зажат в ловушку между своими влечениями (желаниями и потребностями) и запретами, которые налагает на него культура. И если убрать запреты, то мы получим хаос. Запреты же порождают страдания. На наш взгляд, в большей степени это происходит из-за того, что людям не хватает знаний о том, как устроена человеческая душа, о том, как правильно внедрять запреты.

Одним из активно внедряемых в человеческое сознание запретов, является запрет на эмоции . Установка "Быть эмоциональным — значит быть слабым!" , пожалуй, знакома многим, если не каждому. Но не все знают о том, что эта установка разрушительна. Так как подавление и отрицание эмоций может привести к проблемам душевным и даже к телесным заболеваниям. Эмоция, которая блокируется, оседает в теле, создавая предпосылки для заболеваний. А представьте себе, какие последствия даёт данная установка в сочетании с непрожитыми, неосознанными, болевыми эмоциями? Кому знакома ситуация, когда гнев переполняет вас, и вы не можете его выразить, вы словно захлёбываетесь им, будучи не в состоянии выразить эти эмоции? А обида, которую словно невозможно высказать и она вынуждена оставаться внутри?

Так что же делать в таком случае с негативными эмоциями?

  1. Очевидно, что подавление и отрицание негативных эмоций ведёт к проблемам со здоровьем.
  2. Непосредственное же выплёскивание, как в примере с тюбиком зубной пасты, часто ведёт к конфликтам и по-прежнему не удовлетворяет наши истинные мотивы.

Существует тонкая грань между тем, чтобы подавлять и отрицать эмоции и тем, чтобы позволять себе испытывать их в полной мере, но научиться понимать их, проживать и, если это необходимо, выражать конструктивно. Возможно, вы спросите, как можно конструктивно выразить гнев? Подумайте, есть ли разница между тем, чтобы говорить о том, что вы чувствуете и что вам неприятно и оскорблениями, обвинениями и нападками на человека?

  • Скорее всего, в первом случае человек поймёт, что он чем-то вас разозлил или расстроил.
  • Во втором же он с большой вероятностью будет защищать себя от оскорблений и обвинений и скорее всего нападать в ответ.

В первом случае итог — вы выразили чувства и вероятно донесли, что вам неприятно и в случае, если ваш собеседник является адекватным человеком, вы получите возможность вести диалог и прийти к компромиссу. Во втором случае, скорее всего, итогом будет взаимная обида и непонимание.

Поэтому, прежде чем выражать эмоции, особенно сильные, их полезно понять и осознать, какое истинное желание лежит под ними.

А поэтому каждый раз, когда будут возникать сильные эмоции(это касается не только обиды и гнева),попробуйте остановиться и, прежде чем выражать их или выплёскивать, или уходить в себя, обосновать их. Аргументируйте то, что вы чувствуете.

Можно сделать это по следующей схеме:

  1. Назовите эмоцию. Дайте ей обозначение, описание.
  2. Обоснуйте причины её возникновения. "Я чувствую это, потому что…" .
  3. "Чего бы я хотел от человека, по отношению к которому я чувствую негатив?" . Здесь же обоснуйте, почему именно этот человек должен дать вам то, что вам нужно конкретно сейчас.

Если вам удалось ответить на эти вопросы, то смело можете выражать свои эмоции человеку!

Эмоции выражать можно и нужно, так как именно это помогает людям выстраивать отношения и обретать близость. В отношениях с посторонними людьми это помогает выстроить границы, отстоять свои интересы, находиться в диалоге.

Например, нормально дать отпор человеку, который пытается хамить вам или навязать вам что-то, что вам не нужно и не нравится. Нормально говорить о том, что вас не устраивает и не нравится. Но так ли нормально разрушать себя и отношения обидами и гневом?

В науке существует такое понятие, как импринтинг . Это свойство психики сохранять всё, что происходит с человеком с момента рождения. То есть, попросту, все события отпечатываются где-то глубоко. Гипноз основан на том, что человека вводят в состояние транса и извлекают из глубин его души те детали и события, которые он давно уже не помнит.

Так вот, негативные эмоции и аффекты лишь прикрепляются к тем травматичным и неприятным ситуациям из прошлого. Мы можем не помнить этих ситуаций. Мы можем не осознавать тех потребностей и желаний, которые лежат под проявлением эмоций. Мы имеем уже результат — негативная эмоция, возникающая на определённый сигнал, воздействие.

По сути, негативные эмоции — это остатки нашего прошлого негативного опыта .

И то самое равновесие, к которому мы так стремимся, начинается с понимания самого себя и своих слабых мест. Негативные эмоции — это сигнал о том, куда нужно направить своё внимание. При этом объектом для изучения становится ваш внутренний мир, вы сами. Ещё раз обращаем внимание на то, что это не говорит о том, что не нужно реагировать на человека, который причиняет вам боль. Говорить людям о том, что вам неприятно нужно. Особенно близким.

Ведь близкие отношения строятся на искренности. Здесь скорее речь идёт об ответственности за свою собственную жизнь, своё здоровье и душевное равновесие.

И негативные эмоции могут быть для вас невыносимым грузом, от которого хочется избавиться, а могут стать источником роста и изучения. Помимо всего — это прекрасный способ трансформировать негатив в позитив. Ведь уделяя время и внимание изучению своего внутреннего мира, вы, таким образом, даёте себе заботу и любовь, которой, возможно, вы недополучили тогда в детстве.

Пользуясь вышеописанной схемой, вы можете улучшить отношения с самим собой и с людьми.

Подводя итоги, можно сказать, что негативные эмоции наряду с позитивными являются неотъемлемой частью человеческой натуры. И пытаться отрицать их — значит отрицать часть себя. Но обладая пониманием эмоций и их источников, человек имеет возможность не только не разрушать себя и окружающих ими, но ещё и расти на них, принимая свой индивидуальный опыт с его неприятными и болезненными моментами. Научиться относиться с любовью к себе, обрести целостность и начать жить полноценной жизнью.

Успехов всем! И до новых встреч!

Экология жизни. Дети: Ребенку с раннего детства внушают, что злиться нехорошо, потому что человек, выражающий гнев, может не "вписаться" в социум. В результате, вместо того чтобы научиться проявлять свою злость адекватно, он привыкает подавлять ее. А любое подавленное чувство рано или поздно выплескивается наружу.

Ребенку с раннего детства внушают, что злиться нехорошо, потому что человек, выражающий гнев, может не "вписаться" в социум. В результате, вместо того чтобы научиться проявлять свою злость адекватно, он привыкает подавлять ее. А любое подавленное чувство рано или поздно выплескивается наружу.

И часто люди, которые сдержанно ведут себя в обществе, дома превращаются в огнедышащие вулканы. Чтобы избежать этого и сохранить здоровье детей, необходимо учить их правильно выражать негативные эмоции и с наименьшими потерями выходить из сложных ситуаций. Как это сделать - подскажет педагог-психолог.

Гнев - сильное и неоднозначное чувство. Считается, что злиться - плохо, т. к. это приводит к дракам, обидам, ссорам. Однако не зря существуют выражения "праведный гнев", "спортивная злость". Подобные переживания часто необходимы, чтобы справиться с трудной задачей или отстоять свое мнение. Например: женщина, обладающая спокойным характером, никак не могла завершить судебный процесс.

Каждый раз заседание откладывалось, а ее посылали за очередной справкой. Она безропотно соглашалась, тратила свое время, нервничала, добывая нужный документ, приносила его в суд и... ситуация повторялась. И так продолжалось три месяца. Постепенно раздражение росло и, наконец, превратилось в тот самый "праведный гнев", который вылился на всех участников судебного заседания, хотя и в абсолютно приемлемой форме. Процесс закончился в тот же день, и решение было принято в ее пользу.

Гнев возникает в ответ на событие, которое человеку не нравится. Тогда происходят изменения на телесном уровне: повышается сердцебиение, мышцы напрягаются, дыхание становится учащенным. Маленькие дети могут кричать, драться, бросаться предметами. Дети постарше начинают обзываться, плеваться. Подростки и взрослые часто сдерживаются и даже улыбаются несмотря на бушующие внутри эмоции, а могут себя вести как маленькие.

Между тем известно, что гнев может иметь и позитивный эффект - он мобилизует внутренние силы организма. Это нередко помогает преодолеть самого себя в трудной ситуации, защитить слабого. А спортсмены в таком состоянии даже ставят рекорды.

Драчун и тихоня

Это непростое чувство - одно из базовых, полученных человеком в процессе эволюции. В животном мире гнев необходим, чтобы выжить, справиться с врагом, стать вожаком стаи. Однако в мире людей действуют другие законы.

Ко мне на консультацию пришли родители двойняшек Олега и Николая, мальчиков 6 лет. Дети были очень разные. Олежек любил рассматривать книжки, играл в спокойные игры, слушал маму, избегал активных спортивных игр, побаивался высоких лестниц, отдавал свои игрушки другим детям, даже если не очень этого хотел.

Коля, наоборот, игры предпочитал шумные и подвижные, протестовал при любом родительском замечании, дрался с ребятами в группе, если что-то не нравилось, заступался за брата, был заводилой в играх, на улице ничего не боялся. Естественно, взрослых беспокоил именно он. Хотя Олежек злился ничуть не меньше - но он привык сдерживаться и уже в 6 лет страдал головными болями.

Помощь требовалась обоим. И тому, и другому были непонятны причины их злости, они не умели адекватно проявлять ее. Ведь и драка, и полное сдерживание всех своих желаний - способы неэффективные. Братья не могли вербально выразить свои переживания.

Ощущения в теле подсказывают нам сразу, какое чувство на самом деле мы испытываем в той или иной ситуации

Для начала мы выясняли, какие ситуации вызывают раздражение, и что в каждой из них можно сказать. Не сделать, а именно какие слова произнести в самом начале - пока раздражение не переросло в гнев . Мы исследовали, где в теле "живут" разные чувства: раздражение, радость, грусть. Ведь ощущения в теле подсказывают нам сразу, какое чувство на самом деле мы испытываем в той или иной ситуации. В ролевых играх были проиграны варианты нового поведения.

Родителям и воспитателям даны рекомендации. В отношении Коли: если случится эпизод драки, прежде всего, не использовать привычное "Ай-яй-яй, драться нехорошо". Реагировать по-новому: обозначить чувство ребенка и предложить другой способ его выражения. Например: "Я вижу, ты разозлился. Хотел сказать: "Не мешай мне играть (я не хочу давать игрушку и т. д.)"? В следующий раз так и скажи".

Рекомендации в отношении Олега: прекратить поощрение его "слишком хорошего" поведения. Если он отдает игрушку, а на лице - тоска, назвать его возможные чувства и предложить их адекватное выражение: "Я вижу, тебе хочется самому поиграть в эту игрушку. Не обязательно все отдавать. Можно сказать: "Я сейчас хочу играть сам. Может быть, дам потом". А также объяснить, что если на него нападают, нужно сказать громко и внятно: "Отстань от меня! Не трогай меня!".

Как перевести гнев в мирное русло

Обычно взрослые призывают детей вообще никогда не злиться или никак не выражать своих переживаний. И тогда всякий раз, когда ребенок испытывает гнев (а не испытывать его он не может - это физиологический механизм, запускающийся в любой ситуации, не удовлетворяющей человека), он думает, что с ним что-то не так, стыдится себя и еще больше злится. Однако в зависимости от темперамента, личностных особенностей, а также стиля родительского воспитания одни люди злятся в основном на себя, а другие - исключительно на окружающих.

Что могут сделать родители, чтобы сын или дочь научились понимать причины своих переживаний и цивилизованно выражать гнев?

Шаг первый: озвучить состояние ребенка.

Это очень важно, т. к. ребенок учится распознавать свои чувства при условии, что взрослые ему их называют. Начиная с 2-2,5 лет называние чувств ребенка позволяет ему не ощущать себя плохим, когда с ним происходит то, что родителям не нравится. Он начинает понимать: "Если в теле ощущаю то-то и то-то или хочу сделать что-то определенное – значит, испытываю злость (грусть, радость, удивление, страхи т. д.)". И тогда появляется выбор: можно выразить переживаемое разными способами.

Если ребенок явно на что-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: "По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то". Привыкший во всем обвинять других скорее всего довольно быстро опишет в красках, какие плохие люди его окружают. Ребенок, скрывающий переживания, может сразу не признаться в том, что произошло.

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка.

К сожалению, в большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу начинаем давать советы. Потом, правда, удивляемся, что после наших во всех отношениях правильных рекомендаций вместо благодарности получаем упрек: "Ты меня не понимаешь!". Дело в том, что, только присоединившись к чувствам ребенка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения.
Только присоединившись к чувствам ребенка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться.

Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. Другой вариант поведения - искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один - умереть. И то, и другое - показатели сильных переживаний. Родителям в таких ситуациях стоит говорить, что они понимают сильные эмоции ребенка. Например: "Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей". Или: "Когда попадаешь в неприятную ситуацию, да еще на виду у всех, то действительно хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда".

Такими комментариями родители, с одной стороны, показывают ребенку, что они действительно готовы выслушать и помочь, а с другой - расширяют его представления о том что конкретно задело и стало причиной гнева. Иногда взрослые ошибочно думают, что дети способны логически разложить по полочкам произошедшее с ними. Но это возможно только в возрасте 7-9 лет и то при условии, что начиная с 2,5-3 лет ребенка учили устанавливать причинно-следственную связь событий. Ведь дети часто не понимают, что именно их так сильно разозлило. Поэтому важно, чтобы взрослый сам проводил такие логические связи. И желательно это делать не в момент пика ярости ребенка, а когда он успокоится.

Рассмотрим пример. Воспитатель наблюдает следующую ситуацию. Лиза подходит к Маше и предлагает вместе поиграть с куклой. Маша отворачивается от нее к Свете. Лиза подходит с другой стороны - Маша снова отворачивается. Лиза краснеет, кулачки сжимаются, и педагог успевает остановить ее в тот момент, когда кукла практически уже опустилась на голову Маши.

Действия педагога: шаг первый - воспитательница приобнимает Лизу и отводит в сторону со словами: "Похоже, ты сильно разозлилась". В ответ - молчание и сопение. Шаг второй - говорит девочке: "Да, очень обидно, когда ты хочешь играть с подружкой, а она с тобой - нет". Лиза, недоверчиво глядя исподлобья и тяжело вздыхая, отвечает: "Так обидно, что хочется даже ударить ее!".

Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом.

Если постоянно сдерживать злость, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы.

Еще раз отметим: злость заложена в нас природой для того, чтобы мы могли себя защитить в случае опасности. Если постоянно ее сдерживать, то нерастраченное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Как следствие, возникает плохое самочувствие, различные боли, ребенок начинает отвлекаться, становится плаксивым или раздражительным. Поэтому так важно вовремя "освободиться" от гнева и злости. Понятно, что драка, ругань, плевки, укусы - это запрещенные приемы.

Можно попросить ребенка звуком и движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется также нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Хорошо, если родитель сделает то же самое вместе с сыном или дочерью.

Шаг четвертый: обсудить случившееся.

Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребенка. Ведь всех, например, толкают на прогулке, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение сверстников и т. д. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения.

Если такой схемы поведения придерживаться постоянно, то ребенок научится справляться с гневом. А также он будет понимать, что с ним происходит, и сумеет объяснить это другим. Сможет выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И, что немаловажно, он усвоит для себя разные варианты выхода из сложной ситуации. опубликовано