Почему мы не помним прошлые жизни и раннее детство? Почему мы не помним, как родились? Почему мы так плохо помним детство.

Мы уверены, что ты не раз об этом задумывалась. Мы помним наше детство и юность, но не способны вспомнить тот момент, когда мы пришли в мир — наше рождение. Почему? Мы объясним в нашей статье.

1. Нейрогенез в первые годы жизни

С развитием цивилизации и медицинского обслуживания момент нашего рождения перестал быть опасным. Мы приходим в этом мир с помощью чужих рук, которые достают нас из материнской утробы — такой уютной, спокойной и безопасной. Мы больше никогда не сможем найти места, где были бы так же желанны и так же уверены в своей безопасности.

Но мы вынуждены выйти наружу — в мир, наполненный светом, тенями и звуками, не зная точно, почему мы это делаем. Скорее всего, мы испытываем .

Это первый раз, когда мы врываемся в мир в слезах с нашим первым криком (после этого будет еще множество таких раз, которые мы не сможем забыть).

Но что, кроме боли, мы испытываем? Страх, радость, любопытство? Мы этого не знаем, на эти вопросы никто не может ответить, потому что никто, или почти никто, не может вспомнить этот момент.

Все происходит именно так благодаря процессу, называющемуся нейрональный нейрогенез. Звучит непонятно, но это на самом деле увлекательный процесс формирования новых нервных клеток.

До момента рождения наш мозг продолжает наращивать нейроны. Некоторые из них накладываются друг на друга. Ты можешь спросить — почему же тогда мы ничего не помним? Разве память и когнитивные способности не связаны с нейронами? Разве большее количество нейронов не улучшает нашу память?

У младенцев, которые оказались в мире только что, все происходит не так. По крайней мере, не в первые месяцы их жизни. Воспоминания не сохраняются, потому что нейрогенез нейтронов становится слишком интенсивным, структуры накладываются друг на друга и воспоминания не длятся слишком долго, потому что новые нейроны постоянно возникают.

Память нестабильна в течение этого времени из-за их продолжающегося роста. Требуется хотя бы пять или шесть месяцев, чтобы процесс стабилизировался. После этого новые нейроны продолжают появляться, но этот процесс происходит не так интенсивно.

Но уже может стабилизироваться и воспоминания могут сохраняться в течение какого-то времени. После того как ребенку исполняется шесть или семь лет, процесс меняется и некоторые нейроны начинают исчезать.

Следовательно, наиболее интенсивный эволюционный период для ребенка длится между возрастом в один год и пять лет. В это время ребенок впитывает все как губка и стремится к знаниям, поэтому ему очень просто выучить сразу несколько языков. Тем не менее, практически все дети так и не смогут вспомнить первые дни своей жизни.

2. Значение речи и памяти


Согласно мнению врачей и психологов, мы можем вспомнить только то, что можем объяснить словами. Чтобы проверить, так ли это, попробуй подумать о своем первом воспоминании. Возможно, это какое-то ощущение, или картинка из прошлого: ты на руках у мамы, вы гуляете по парку.

Совершенно точно в это время ты уже начала говорить. Есть множество экспериментов, которые доказали, что нам намного проще запомнить то, что мы можем выразить словами. Мозг лучше структурирует и сохраняет в гиппокампе то, что он может связать со словами. Важно помнить, что язык и способность говорить тесно связаны с памятью.

Очень сложно запомнить моменты до и после своего рождения, когда мы еще не умеем говорить. Тем не менее, известны случаи, когда люди могли сохранить небольшие воспоминания о своем рождении, какие-то ощущения. Ты относишь себя к таким людям? Расскажи нам о своем опыте.

Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Первых трех-четырех лет жизни. Плюс, мы вообще довольно мало помним о себе до семи лет. «Нет, ну кое-что я все-таки помню», - скажете вы, и будете совершенно правы. Другое дело, что, задумавшись, может быть сложно понять, идет речь о настоящих воспоминаниях или о воспоминаниях второго порядка, основанных на фотографиях и рассказах родителей.

Феномен, известный как «детская амнезия», больше века является для психологов загадкой без отгадки. Несмотря на огромное количество информации, которую можно использовать, и технологические наработки, ученые все еще не могут сказать наверняка, почему это происходит. Хотя есть ряд популярных теорий, которые кажутся им наиболее правдоподобными.

Причина первая - развитие гиппокампа

Может показаться, что причина, по которой мы не помним себя в младенчестве, состоит в том, что младенцы и малыши не имеют полностью . Но на самом деле, добавляет The Conversation, дети в возрасте от 6 месяцев могут образовывать как краткосрочные воспоминания, которые сохраняются в течение нескольких минут, так и долгосрочные воспоминания, связанные с событиями последних недель и даже месяцев.

В одном из исследовании на тему 6-месячные малыши, которые научились нажимать рычаг для управления игрушечным поездом, помнили, как выполнять это действие, в течение 2-3 недель после того, как они в последний раз видели игрушку. А дошкольники, по данным уже другого исследования, способны помнить, что было несколько лет назад. Но здесь, поясняют эксперты, опять же открытым остается вопрос: это автобиографические воспоминания или воспоминания, полученные с помощью кого-либо или чего-либо.

Правда в том, что возможности памяти в детстве действительно не такие, как во взрослом возрасте (более того, память продолжает развиваться и в юности). И это одно из самых популярных объяснений «детской амнезии». Важно понимать, что память - это не только формирование, но также поддержание и последующее извлечение воспоминаний. В то же время гиппокамп - область мозга, ответственная за все это - продолжает развиваться по крайней мере до семи лет.

Интересно и то, что типичная граница «детской амнезии» в 3-4 года, по-видимому, смещается с возрастом. Есть данные, что дети и подростки обычно имеют более ранние воспоминания, чем взрослые. А это, в свою очередь, говорит о том, что вопрос может быть меньше связан формированием воспоминаний, но больше - с их сохранением.

Причина вторая - владение языком

Второй важный фактор, который играет роль в детских воспоминаниях - это язык. В возрасте от года до шести лет дети в основном проходят сложный процесс формирования речи, чтобы свободного (или даже языках, если мы говорим о билингвах). Ученые полагают, что предположение, будто способность говорить влияет на способность помнить (сюда же отнесем наличие в лексиконе слов «помнить», «вспоминать»), в какой-то мере верно. Иными словами, уровень владения языком в тот или иной период частично влияет на то, насколько хорошо ребенок будет помнить это или другое событие.

Об этом позволяет говорить, например, исследование, проведенное с участием малышей, доставленных в отделение неотложной помощи. В итоге дети старше 26 месяцев, которые могли рассказать о событии в то время, вспоминали его и пять лет спустя, в то время как дети в возрасте до 26 месяцев, которые не могли говорить, помнили мало и не помнили вообще ничего. То есть, превербальные воспоминания действительно с большей вероятностью теряются, если они не переведены на язык.

Причина третья - культурные особенности

В отличие от простого обмена информацией, воспоминания вращаются вокруг социальной функции обмена опытом с другими. Таким образом, семейные истории поддерживают доступность памяти с течением времени, а также увеличивают согласованность повествования, в том числе хронологию событий, их тему и .

Маори, аборигены Новой Зеландии, имеют самые ранние детские воспоминания - они помнят себя уже в возрасте 2,5 лет. Исследователи полагают, что это происходит благодаря логичности повествования матерей маори и традиции рассказывать семейные истории с раннего возраста. Анализ данных на тему также показывает, что взрослые в культурах, которые ценят автономию (Северная Америка, Западная Европа), как правило, сообщают о более ранних детских воспоминаниях, чем взрослые в культурах, которые ценят целостность и связанность (Азия, Африка).

Младенцы впитывают информацию как губка — почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель BBC Future решил выяснить причину этого явления.

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Между прочим, эти люди — ваши родители — потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнят первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента — появления на свет — до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие «зарубки в памяти» получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия», и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Контекст

Как укрепить свою память за 40 секунд

13.08.2016

Что делать, если все время забываешь имена людей

13.08.2016

Летологика: когда слово вертится на языке

13.08.2016

Почему, едва перешагнув через порог, мы забываем, куда шли

13.08.2016 Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов — слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как «каг» или «сланс», — и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

«Все дело в различии между воспоминаниями ’В зоопарке были тигры’ и ’В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело’», — поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван — прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

«В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: ’Зачем это тебе?’», — рассказывает она.

Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните«, — утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

«Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени», — утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H. M.

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H. M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

«Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу», — поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации — в точности как младенец.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. «У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо», — говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

«Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем», — поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, — не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

«Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний», — рассказывает она.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

На Лофтес нахлынули «воспоминания», однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, — труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им «воспоминания».

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

«Мы говорили участникам исследования: ’Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось’».

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились «вспомнить» это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Так в чём же дело? Ведь дети впитывают информацию как губка, формируя 700 нейронных связей в секунду и обучаясь языку с такой скоростью, которой позавидовал бы любой полиглот.

Многие считают, что ответ кроется в работах Германа Эббингауза (Hermann Ebbinghaus), немецкого психолога, жившего в XIX веке. Он впервые провёл на себе ряд экспериментов, позволяющих узнать пределы человеческой памяти.

Для этого он составлял ряды бессмысленных слогов («бов», «гис», «лоч» и тому подобных) и заучивал их, а затем проверял, какой объём информации сохраняется в памяти. Как подтверждает кривая забывания , также разработанная Эббингаузом, мы крайне быстро забываем заученное. Без повторения наш мозг уже в течение первого часа забывает половину новой информации. К 30-му дню сохраняется всего 2–3% полученных данных.

Исследуя кривые забывания в 1980-х годах, учёные обнаружилиDavid C. Rubin. Autobiographical Memory . , что у нас гораздо меньше воспоминаний за период от рождения до 6–7 лет, чем можно было бы предположить. При этом некоторые помнят отдельные события, произошедшие, когда им было всего 2 года, а у других совсем нет воспоминаний о событиях до 7–8 лет. В среднем же обрывочные воспоминания появляются только после трёх с половиной лет.

Особенно интересно, что в разных странах наблюдаются расхождения в том, как откладываются воспоминания.

Роль культуры

Психолог Ки Ван (Qi Wang) из Корнелльского университета провела исследованиеQi Wang. Culture effects on adults’ earliest childhood recollection and self-description . , в рамках которого записывала детские воспоминания китайских и американских студентов. Как можно было предположить исходя из национальных стереотипов, истории американцев оказались более длинными и детальными, а также значительно более эгоцентричными. Истории китайских студентов, наоборот, были краткими и воспроизводили факты. Кроме того, их воспоминания в среднем начинались на шесть месяцев позже.

Разницу в подтверждают и другие исследованияQi Wang. The Emergence of Cultural Self-Constructs . . Людям, у которых воспоминания больше сосредоточены на собственной личности, вспоминать легче.

«Между такими воспоминаниями „В зоопарке были тигры“ и „Я видел в зоопарке тигров, они были страшные, но всё равно было очень интересно“ большая разница», - говорят психологи. Появление у ребёнка интереса к самому себе, возникновение собственной точки зрения помогает лучше запоминать происходящее, ведь именно это во многом влияет на восприятие различных событий.

Затем Ки Ванг провела ещё один эксперимент, на этот раз опрашивая американских и китайских матерейQi Wang, Stacey N. Doan, Qingfang Song . Talking about Internal States in Mother-Child Reminiscing Influences Children’s Self-Representations: A Cross-Cultural Study . . Результаты остались теми же.

«В восточной культуре детским воспоминаниям не придают такого значения, - говорит Ванг. - Когда я жила в Китае, никто даже не спрашивал меня об этом. Если же общество внушает, что эти воспоминания важны, они больше откладываются в памяти».

Интересно, что самые ранние воспоминания зафиксированы у коренного населения Новой Зеландии - маориS. MacDonald, K. Uesiliana, H. Hayne. Cross-cultural and gender differences in childhood amnesia .
. Их культура очень большое внимание уделяет детским воспоминаниям, и многие маори помнят события, происходившие, когда им было всего два с половиной года.

Роль гиппокампа

Некоторые психологи считают, что способность запоминать приходит к нам только после того, как мы овладеем языком. Однако было доказано, что у глухих с рождения детей первые воспоминания относятся к тому же периоду, что и у остальных.

Это привело к возникновению теории, согласно которой мы не помним первые годы жизни просто потому, что в это время у нашего мозга ещё нет необходимого «оборудования». Как известно, за нашу способность запоминать отвечает гиппокамп. В очень раннем возрасте он ещё недостаточно развит. Это было замечено не только среди людей, но также среди крыс и обезьянSheena A. Josselyn, Paul W. Frankland. Infantile amnesia: A neurogenic hypothesis. .

Однако некоторые события из детства оказывают на нас влияние даже тогда, когда мы о них не помнимStella Li, Bridget L. Callaghan, Rick Richardson. Infantile amnesia: forgotten but not gone . , поэтому некоторые психологи считают, что память об этих событиях всё-таки хранится, но нам она недоступна. Пока учёным ещё не удалось доказать это опытным путём.

Воображаемые события

Многие наши воспоминания о детстве часто оказываются ненастоящими. Мы слышим от родственников о какой-то ситуации, домысливаем подробности, и со временем это начинает казаться нам собственным воспоминанием.

И даже если мы действительно помним о том или ином событии, это воспоминание может меняться под воздействием рассказов окружающих.

Так что, возможно, главный вопрос не в том, почему мы не помним своё раннее детство, а в том, можем ли мы вообще верить хоть одному воспоминанию.