Семинар по биологии «Происхождение жизни. Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии

Семинарские занятия — Организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – Форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углублённому изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий и тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приёмов поведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит

от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени

подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно

организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по

теме и имеют следующую структуру:

1.Вводное слово учителя, формулировка задач, постановка проблемы,

знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным темам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

«Как готовиться к семинару»

1.Внимательно прочитай вопросы к семинару; ознакомься со списком литературы.

2.Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.

3.Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, названия, год издания, страницу.

4.При выявлении новых незнакомых терминов найди в словарях их значение.

5.Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.

6.В случае возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.

Материалистические теории происхождения жизни

Опорные точки

1.Представления древних людей о возникновении жизни носили вначале стихийно-материалистический характер.

2.В процессе развития цивилизации сменяли друг друга материалистические и идеалистические воззрения.

3.первые попытки объяснить возникновение жизни на Земле с научной точки зрения известны из глубокой древности.

Вопросы

1.Каковы основы и сущность жизни по мнению древнегреческих философов?

2.В чём заключается смысл опытов Франческо Реди?

3.Опишите опыты Луи Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в современных условиях?

4.что собой представляют теории вечности жизни?

Эволюция химических элементов в космическом пространстве

Опорные точки

1.Материя находится в непрерывном движении и развитии.

2.Биологическая эволюция являет собой определённый качественный этап эволюции материи в целом.

3. Преобразования элементов и молекул в космическом пространстве происходят постоянно с очень невысокой скоростью.

Вопросы

1.Что такое реакция ядерного синтеза? Приведите примеры.

2.Как в соответствии с гипотезой Канта-Лапласа из газово-пылевой материи формируются звёздные системы?

3.Есть ли различия в химическом составе планет одной и той же звёздной системы?

Первичная атмосфера Земли и условия среды на древней Земле

Опорные точки

1.Первичная атмосфера Земли состояла преимущественно из водорода и его соединений.

2.Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца и получает достаточное количество энергии для поддержания воды в жидком состоянии.

3.В водных растворах за счёт различных источников энергии возникают небиологическим путём простейшие органические соединения.

Вопросы

1.Перечислите космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём на нашей планете.

2.Какое значение для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле имел восстановительный характер первичной атмосферы?

3.Опишите аппарат и методику проведения опытов С. Миллера и П. Юри.

Коацерватная теория происхождения протобиополимеров

Опорные точки

1.Органические вещества по отношению к воде подразделяют на две подгруппы: гидрофобные и гидрофильные молекулы.

2.В водных растворах гидрофильные молекулы диссоциируют, образуя заряженные частицы.

3. Крупные органические молекулы, обладающие зарядом, либо связываются с субстратом, либо взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются Коацерваты.

Вопросы

1.Что такое коацервация, коацерват?

2.На каких модельных системах можно продемонстрировать образование коацерватных капель в растворе?

3.В чём заключаются преимущества для взаимодействия органических молекул в зонах высоких концентрация веществ?

Эволюция протобионтов

Опорные точки

1.Протобионты сформировались в мелких тёплых водоёмах, где в полосе прибоя происходило активное перемешивание растворов, содержащих органические молекулы.

2.Первыми аккумуляторами энергии могли стать молекулы пирофосфата.

3.Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической активностью.

Вопросы

1.Каким образом в водах первичного мирового океана могли распределяться органические молекулы имеющие гидрофильные и гидрофобные свойства?

2.Что такое коацерватные капли?

3.Как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»?

Начальные этапы биологической эволюции

Опорные точки

1.Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические живые организмы.

2.Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного типа питания, в частности фотосинтеза.

3. Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

4. На рубеже архейской и протерозойской эры произошли первые многоклеточные.

Вопросы

1.В чём заключается сущность гипотезы возникновения эукариот путём симбиогенеза?

2.Какими способами первые эукаритортические клетки получали энергию, необходимую для процесса жизнедеятельности?

3.У каких органимзмов впервые в процессе эволюции появился половой процесс?

4.Опишите сущность гипотезы И. И. Мечникова о возникновении многоклеточных организмов.

Пусть у нашей Земли – небольшие права полустанка:

Рядовой огонёк на грохочущем Млечном Пути…

Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,

Этой гаммы вовек на далёких мирах не найти.

Ю. Линник «Краски Земли»

Проблемные области

1.Каким образом мог быть преодолён концентрационный барьер в водах первичного океана?

2. В чём заключается принцип естественного обзора коацерватов в условиях ранней Земли?

3. Какие крупные эволюционные преобразования сопровождали первые шаги биологической эволюции?

Проблемные вопросы

1. Все теории возникновения жизни на Земле можно разделить на две группы: теории биогенеза и теории абиогенеза. В чём их сущность. Охарактеризуйте известные вам теории из каждой группы и назовите имена учёных, связанных с этими теориями.

Теории возникновения жизни на Земле

Теории

Имена учёных

Характеристика теорий

1. Теории

Абиогенеза

2. Теории

Биогенеза

2. Охарактеризуйте звёздную и планетарную стадии развития Земли.

В чём сущность различных этапов зарождения жизни на Земле?

Какое значение имело появление процесса воспроизведения? Какие

организмы возникли в результате биогенеза?

3. Объясните, почему невозможно самозарождение жизни в

современных условиях. Почему все теории возникновения жизни

на Земле носят названия гипотез?

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.

Я работаю в МОУ Берёзовской СОШ на протяжении 25 лет. Наша школа со смешанным контингентом обучающихся: здесь учатся одаренные и обычные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Работая учителем биологии на протяжении многих лет, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике родилась именно из этих противоречий.

Не только заинтересовать учащихся своим предметом, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель.

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации - чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности. Другими словами, образы мотивации держат в своих руках совместно учителя (внешняя, мотивация обучения, его отношение к профессиональным обязанностям) и учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

В основе системы моей педагогической деятельности по развитию мотивации к учению на уроках биологии лежат идеи классиков психологии и педагогики: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.К. Марковой. Реализацию этих идей мы находим в ФГОС по биологии. Сказать новое слово в этой области невозможно, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета: придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии именно для учащихся нашей школы.

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся может проявляться в различных аспектах. Это и организация постановки учащимися цели учения, предложение заданий, способствующих, с одной стороны, актуализации у них имеющихся знаний и личностного опыта, а с другой - пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы. От меня как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы ученики почувствовали свой успех. В то же время необходимо поддержание интереса к познанию на протяжении всего урока: например, посредством организации самооценивания учениками степени достижения цели учения или использования таких методических приёмов, которые бы вовлекали учеников в деятельность при изучении нового материала, побуждали их самостоятельно рассуждать. А ещё нужно организовать деятельность учеников на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном. И для этого мне было необходимо овладеть методиками интерактивного обучения, научиться использовать новые образовательные, в том числе информационно-коммуникационные, технологии обучения, научиться сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся, овладеть методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности обучающихся, и (что очень важно!) научиться организовывать рефлексию относительно поставленной учащимися цели учения.

Всему этому надо было «учиться – учиться – и – учиться»: на курсах повышения квалификации, заседаниях методического объединения, семинарах и вебинарах, в неформальном общении с коллегами, посредством самообразования и даже во время путешествий. В итоге были усовершенствованы уже известные и родились мои собственные приёмы и находки.

Приёмы «Я пакую свой багаж», «Весы» для постановки обучающимися цели учения

В первом случае - «Я пакую свой багаж» - ученикам предлагается собрать «свой багаж знаний», составить список того, что они уже знают и список того, что им необходимо, как они считают, узнать на уроке.

Во втором случае - «Весы» - учащиеся «взвешивают» свой личностный опыт и знания: ставят на одну чашу весов всё, что они уже знают и умеют в рамках данной темы, а на другую - то, что «я не знаю и не умею, но хочу научиться делать и узнать на уроке»

Особую трудность у учащихся вызывает самостоятельная учебная деятельность, нахождение межпредметных связей и применение знаний на практике. Для развития мотивации к изучению биологии использую межпредметные связи не только с науками естественного цикла (география, химия, физика), но и с литературой, кинематографом, искусством. Данные методы позволяют не только повысить интерес к биологии и к другим естественным наукам, но и к литературе, что я считаю достаточно важным и особенно актуальным в настоящее («нечитающее») время.

Разнообразить формы деятельности обучающих на уроке, способствовать развитию мотивации к изучению предмета биология мне помогают методики деловых игр (на обобщающих уроках, например, урок «Суд над бактериями»), лабораторные опыты:

10 класс, тема «Белки»: почему пероксид водорода бурно реагирует с сырым картофелем, а с вареным – нет? (10 класс, тема «Белки-ферменты», видеофрагмент урока)

6 класс, тема «Семя»: опыт «Условия, необходимые для прорастания семян».

Повысить результативность учебного процесса по предмету посредством использования исследовательской деятельности , которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности, ориентированных на практику. Как известно, во-первых, формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат. Во-вторых, исследования можно проводить в урочное и внеурочное время. В-третьих, объектом исследования может быть любой биологический организм, явление, проблема (например, «Разнообразие орнитофауны села», «Определение чистоты воздуха по усыханию хвоинок сосны»).

Проектная деятельность позволяет развивать интерес к предмету у обучающихся не только посредством урочной, но и внеурочной деятельности. В результате появляются как индивидуальные, так и коллективные проекты биологической направленности. В ходе работы над проектом происходит формирование УУД: познавательных (постановка и решение проблемы), регулятивных (участники работают единой командой, разделяют задачи), коммуникативных (общаются, принимают совместное решение, слушают мнение других), личностных (высказывают свою точку зрения). Так, например, учащимися был разработан и реализован проект «Вред курения»: составлены вопросы и проведено анкетирование среди учеников 8-х классов; по результатам анкетирования был разработан социальный проект; затем ученики выступили на классных часах и родительских собраниях.

В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одарённых детей привлекаю учащихся к различным предметным конкурсам, олимпиадам и созданию социальных проектов, что отвечает и задачам программы развития МОУ Берёзовской СОШ.

Результативность опыта можно оценить по таким критериям, как результаты анкетирования учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и отдельным предметам», показывающие, что мотивация к изучению биологии у учащихся выросла; увеличение количества выпускников школы, выбравших сдачу биологии в форме ЕГЭ; динамика и эффективность участия школьников в предметных конкурсах; увеличение количества учащихся, посещающих элективные курсы по биологии; п озитивная динамика обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.

Бубякина

Светлана Вениаминовна

учитель биологии

МОУ Берёзовской СОШ

15 мая 2019 года состоялся республиканский семинар «Физиологические основы здоровьесберегающих педагогических технологий: поколение Z» на базе Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского

для методистов районных, городских методических кабинетов (центров), курирующих преподавание химии и биологии, руководителей методических объединений учителей химии и биологии, учителей химии и учителей биологии.

На семинаре были рассмотрены вопросы организации учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесберегаюших педагогических технологий в условиях информатизации и глобализации:

В. М. Ефимова, заведующая кафедрой валеологии и БЖДЧ, обобщила современные исследования педагогов, психологов, социологов, медицинских работников по проблемам обучения и социального взаимодействия с подростками поколения Z.

Н.Н. Скоромная, доцент кафедры, проанализировала основные тенденции, характерные для показателей здоровья и физического развития современных обучающихся.

Ю.М Гавриленко , директор Таврического колледжа, осветила основные особенности обучения в Таврическом колледже КФУ, привела примеры здоровьесберегающих технологий, применяемых преподавателями колледжа в работе со старшими подростками.

Так же вниманию учителей были предложены возможные способы решения проблем невербального общения в школьной среде, формирования положительной мотивации в учебной деятельности старшеклассников и другие вопросы, касающиеся профилактики несчастных случаев, а так же подготовки учащихся поколения Z к государственной итоговой аттестации.

Материалы семинара можно скачать, пройдя по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1PrIeDl4p5jiRF24-IK8homflnE3SYAAr?usp=sharing

Материалы семинара, состоявшегося 25.04.2018г. на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО по теме: «Красная книга как средство формирования экологической культуры современных школьников», можно скачать, следуя по ссылке:

27 марта 2018 состоялся семинар "Структурно-содержательные особенности УМК по биологии «Сферы» (5-9), издательства «Просвещения»". Материалы семинара можно скачать, следуя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1_X0B7RsDREpgQfX9eaRyMlK9cZb8OAUR?usp=sharing

Материалы семинара "Заповедники Республики Крым". Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление", состоявшегося 06.11.2017г. на базе ГБОУ ДПО РК КРИППО, можно скачать, следуя по ссылке:

Материалы семинара "Красная книга Республики Крым. Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление", состоявшегося 25.10.2017г. на базе ГАУ РК УНЦ "Экопарк" с. Береговое Бахчисарайского района, можно скачать, следуя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dblpjOHRtVEx5d1k?usp=sharing

27 сентября 2017г. ГБОУ ДПО РК КРИППО совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым на базе ГАУ РК «Учебно-научный центр Республики Крым по экологии и природным ресурсам» (ГАУ РК УНЦ «ЭКОПАРК») проведен семинар «Заповедники Республики Крым. Биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление» для учителей биологии и учителей физики общеобразовательных организаций Республики Крым.

На семинаре были заслушаны доклады зам. директора ГАУ РК "Управление особо охраняемых природных территорий Республики Крым" Ермакова Ю.А. "Охрана и управление ООПТ, подведомственными ГАУ РК "УООПТ РК", доцента кафедры землеведения и геоморфологии Таврической Академии КФУ им. В.И. Вернадского Епихина Д.В. "Сеть особо озраняемых природных территорий РК" и др.

Презентации докладчиков можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dN2dxcTRsUEVhb0k?usp=sharing

В соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Республике Крым Года экологии, утвержденным распоряжением Совета Министров Республики Крым от 17.01.2017 №17-р «О проведении в Республике Крым Года экологии» 21.06.2017г. проведен третий из цикла семинар для учителей химии, учителей биологии, учителей физики по теме: «Экология Крыма» на базе ГАУ РК «Учебно-научный центр Республики Крым по экологии и природным ресурсам» (с. Береговое Бахчисарайского района).

На семинаре выступили:

Карпенко С.А., доцент Таврической академии ФГУ им. В.И. Вернадского с докладом "Методологические подходы к оценке экологического состояния окружающей среды территории Крыма и его регионов"

Иванов С.П., профессор кафедры экологии и зоологии Таврической академии ФГУ им. В.И. Вернадского с докладом "Красная книга Республики Крым как инструмент экологического воспитания и просвещения населения и сохранения биологического разнообразия"

Ким М.А., зав. отделом мониторинга водных объектов и использования вод Государственного комитета по водноиу хозяйству и мелиорации Республики Крым с докладом "Современное состояние водных ресурсов Республики Крым" и другие докладчики.

Материалы семинара можно найти по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/0B2sJq0XvQU3dRVBBeWNtbkNoRHM?usp=sharing

25 августа в ГБОУ ДПО КРИППО состоялся Республиканский семинар «Об особенностях преподавания биологии в образовательных организациях Республики Крым в 2017/2017 учебном году». В работе семинара приняли участие специалисты органов управления образования муниципальных районов и городских округов, курирующие преподавание биологии, руководители методических объединений учителей биологии из всех регионов Республики Крым.

В ходе проведения семинара участники были ознакомлены с особенностями преподавания биологии в условиях интеграции Республики Крым в образовательное поле Российской Федерации в 2016/2017 учебном году, содержанием и учебно-методическим обеспечением предметов, особенностями рабочих программ по биологии, а так же намечены пути реализации рекомендаций по внедрению основополагающих документов по методике преподавания биологии в основной и старшей школе.

На семинаре особое внимание было уделено вопросу качественной подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, даны практические рекомендации. Председателем предметной комиссии Дризуль А.В. приведен сравнительный анализ результатов ЕГЭ по биологии в Республике Крым в 2015 и 2016 году, проведен анализ типичных ошибок, обозначены темы разделов биологии и типы заданий, вызвавших затруднения у выпускников, освещены особенности подходов к оцениванию ответов.

Не потерял своей актуальности вопрос о подготовке учащихся к Всероссийским олимпиадам школьников по биологии, экологии в 2016/2017 учебном году, который так же был рассмотрен в ходе семинара. семинар для учителей биологии

Семинарские занятия по общей биологии: нетрадиционный подход к организации и проведению

Т. В. Афанасьева, Л. Н. Сухорукова

Решению задач обучения и развития способствует активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной работы.

Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия - организационная форма урока, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах. Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

1.Выбор темы, определение задач.

2.Подбор дополнительной литературы.

3.Подготовка вопросов для обсуждения.

4.Распределение заданий и тем для сообщений.

5.Организация предварительной работы, консультации.

6.Определение критериев оценки выступлений.

7.Выбор методов и приемов проведения.

8.Подбор средств наглядности.

9.Составление плана проведения семинара.

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:

1.Вводное слово учителя:формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

На наш взгляд, следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий. Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимателен в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме. Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Ведущей дидактической задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания школьников вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком уроке должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д.

Темы обобщающих уроков-семинаров в разделе общей биологии могут быть следующими: "Клетка - структурная и функциональная единица жизни", "Клеточный метаболизм", "Генетические основы эволюционной теории", "Практическое и мировоззренческое значение эволюционного учения", "Селекция продуктивных сортов и пород", "Эволюция человека: проблемы и перспективы", "Экология сегодня" и др.

Наш опыт показывает, что при организации и проведении таких семинаров целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы учащихся. Она заключается в следующем. Учащиеся класса разбиваются на группы. В группе выделяется консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми учащимися. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений, подбору наглядного материала и т.п. Работая над заданием, ученики читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати. Этот прием способствует повышению активности учащихся и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения.

Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся, сформированности у них умений самообразования (выделять существенное при работе с текстом, конспектировать, делать выводы и др.). Поэтому важно в процессе подготовки к семинару проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Важно правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме семинара, количественный состав групп (оптимальное число учащихся в группе - 7-9 человек).

Активности старшеклассников в ходе проведения семинара, объективности в оценке их выступлений способствует прием "рецензия рецензии". Суть его в том, что если на семинаре работают три группы, то после выступления представителей первой группы члены второй группы дают рецензию на прослушанное сообщение, а третьей - рецензию рецензии. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа сделает сообщение, выступит в роли рецензента и выскажет свое согласие или несогласие с рецензентом. План рецензии может быть следующим:

1.Соблюдение регламента выступления.

2.Соответствие содержания выступления теме.

3.Логика построения выступления.

4.Использование наглядного материала, культура речи.

5.Эмоциональность.

Рецензия рецензии: согласны ли вы с данной рецензией? Оцените ее по пятибалльной системе.

Конкретизируем методику обобщающего урока-семинара на примере урока "Клеточный метаболизм". Материал о клеточном метаболизме в теме "Биология клетки" является одним из самых сложных в разделе общей биологии X класса. Тем не менее, усвоение процессов фотосинтеза, аэробного и анаэробного расщепления глюкозы, биосинтеза имеет огромное значение для понимания сущности жизни, позволяет выяснить особенности не только клеточного уровня организации природы, но всесторонне подойти к изучению других уровней жизни, рассмотреть их в эволюционном и экологическом аспектах.

Тема семинара вызывает большой интерес, имеет значительные возможности для развития не только самостоятельности учащихся, но и требует от учителя глубокого понимания затрагиваемых проблем, дает стимул к самообразованию.

Цель семинара: привести в систему знания учащихся о механизмах обмена веществ в клетке, выяснить биохимические, биофизические, структурные, экологические основы процессов дыхания, фотосинтеза и биосинтеза белков, раскрыть их роль в эволюции живой природы.

Подготовка к семинару

За две недели до семинара учащиеся разбиваются на три группы, равные по силам и возможностям.

С целью эффективности групповой работы за каждой группой закрепляются консультанты. Кроме того, все учащиеся получают инструктивные карточки "Организация самостоятельной работы при подготовке к семинару "Клеточный метаболизм". В инструкции говорится о том, где и какой материал необходимо прочитать. С целью закрепления знаний предлагаются дифференцированные задания и задачи, проверяющие усвоение учебной информации на разных уровнях и соответственно оценивающиеся на "3", "4", "5". При затруднении выполнения заданий в карточке подчеркивается необходимость обратиться к консультантам или учителю.

Инструктивная карточка нацеливает учащихся на проведение взаимоконтроля и самоконтроля, на активное участие в обсуждении вопросов семинара, знакомит с индивидуальными контрольными заданиями, которые школьники должны будут выполнить после семинарского занятия.

Вопросы предстоящего семинара формулируются в общей форме и готовятся учащимися всех групп.

Вопросы к семинару

"Клеточный метаболизм"

1.В чем сущность и значение фотосинтеза? Дайте характеристику световой и темновой фазам. Какие процессы происходят в каждой фазе и каковы их результаты? Как связаны между собой проблемы фотосинтеза и обеспечения продовольствием населения Земли?

2.В чем сущность и значение гликолиза? Какие вещества вступают в энергообмен и какие изменения претерпевают? Какова роль "ферментативного конвейера"? Объясните потребность большинства животных организмов в кислороде. Когда и при каких условиях анаэробный гликолиз может преобладать над аэробным процессом?

3.Каковы условия и механизмы реализации генетической информации в клетке? Что представляет собой генетический код и каковы его свойства? Как отражены в процессе транскрипции принципы комплементарности и матричного синтеза? Где и как происходит процесс трансляции? Какие перспективы открывает перед человечеством овладение механизмами реализации генетической информации?

Дополнительные вопросы (для учащихся, собирающихся поступать в вузы биолого-медицинского профиля)

1.Раскройте эволюционные и экологические аспекты процессов фотосинтеза, аэробного гликолиза (дыхания) и биосинтеза белков.

2.Почему клетки, содержащие в ДНК одинаковую генетическую информацию, производят разные белки? Каков механизм регуляции биосинтеза белков?

Структуру проведения семинара можно представить в виде следующей схемы:

вводное слово учителя - групповая работа - выступление учащихся I группы - рецензия II группы - рецензия рецензии III группы - выступление II группы - рецензия III группы - рецензия рецензии I группы - выступление III группы -рецензия I группы - рецензия рецензии II группы - оценка групповой работы - сообщения учащихся по вопросам углубленного изучения темы - подведение итогов.

Во вводном слове учитель ставит задачи семинара, проводит жеребьевку, в результате которой определяется задание для каждой группы (каждая группа готовит сообщение по одному из трех вопросов семинара). В группах работают консультанты. На групповую работу затрачивается 5-7 минут урока. Затем от каждой группы выступают один-два учащихся, учащиеся других групп задают вопросы, рецензируют выступления. В заключение подводятся итоги, выслушиваются мнения учителя, консультантов, рецензентов, оценивается не только групповая работа, но и участие каждого ученика в обсуждении вопросов семинара, выполнение им контрольных вопросов инструктивной карточки.

Если время остается, то заслушиваются сообщения учащихся по дополнительным вопросам. В крайнем случае (по заданиям углубленного изучения) учитель работает с учащимися индивидуально, во внеурочное время.

Другой подход предполагает организацию семинара с целью самостоятельного изучения нового материала. Наш опыт показывает, что эффективности проведения семинара как урока получения новых знаний также способствует большая предварительная работа, включающая групповую работу под руководством консультантов и индивидуальную подготовку по инструктивным карточкам. Вопросы семинара едины для учащихся всех групп. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы.

В процессе проведения семинара групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.

Рассмотрим методику семинара, дидактической задачей которого является изучение нового материала, на примере урока "Вирусы - неклеточные формы жизни". Самостоятельное изучение вирусов целесообразно организовать после обобщения знаний о биосинтезе белка и рассмотрения задач и методов генной инженерии, так как для понимания строения и жизненных циклов вирусов учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как "редупликация", "транскрипция", хорошо знать строение и функции белков, нуклеиновых кислот. Благодаря опорным знаниям о строении и значении биополимеров, этапах синтеза белка, материал о функционировании вирусов в клетках живых организмов становится доступным для самостоятельного изучения учащимися. Вопросы для обсуждения на семинаре могут быть следующими:

1. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их классификация.

2. Жизненные циклы вирусов.

3. Происхождение вирусов, их роль в эволюции клеточных организмов.

Дополнительные вопросы

1.Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), его жизненный цикл.

2.Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД): объяснение особенностей протекания болезни с позиций знаний о строении ВИЧ, механизме его развития в клетках человека.

Основные вопросы семинара учащиеся готовят самостоятельно по действующим учебникам и пособиям, включая учебник общей биологии (авторы: А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и др.).

Для освещения дополнительнвх вопросов важно рекомендовать статью Б.М.Медникова "СПИД с позиции биолога" (Биология и современность. М.: Просвещение, 1990).

Семинар проводится по следующей схеме: вводное слово учителя - обсуждение основных вопросов - рецензирование - заслушивание сообщений - подведение итогов - оценка результатов самостоятельной работы учащихся.

Семинар как урок получения новых знаний может широко применяться при изучении общей биологии, темы таких уроков могут быть самыми разными, например: "Значение белков в клетке", "Немембранные компоненты клетки", "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование", "Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость", "Предпосылки и основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина" и другие.

Наш опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с целью изучения и обобщения материала, организация в процессе подготовки к семинару групповой самостоятельной работы, использование приемов и методов активизации учебной деятельности способствуют более глубокому усвоению учащимися биологических понятий, повышают познавательные возможности старшеклассников.