Что такое тип темперамента. Типы темперамента: краткая характеристика, особенности

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».


Любой человек хочет лучше понять свою сущность, узнать, что он из себя представляет.

Для этого можно узнать про типы темперамента и их психологическую характеристику .

Что такое темперамент?

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют его поведение и психические процессы.

Свойства темперамента преобразуются в черты .

Выделяют 4 основных типа темперамента :

  1. . Он невозмутим, довольно скуп на проявление чувств. Эмоционально стабилен и уравновешен. Отличается настойчивостью и упорством.
  2. . Порывистый, быстрый, страстный. Его настроение меняется с большой скоростью. Часто увлекается чем-то, но быстро перегорает.
  3. . Подвижный, горячий человек. У него также часто меняется настроение, но психика отличается стабильностью. Легко мирится с неприятностями и неудачами.
  4. . Это человек, который постоянно переживает, обдумывает что-то. Очень впечатлительный и легкоранимый.

О 4 типах темперамента человека в этом видео:

Что характеризует человека как личность?

Люди очень многогранны. И чтобы охарактеризовать человека как личность лучше всего использовать сразу несколько признаков :

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • мотивация.
  • характер.

Каждый из этих признаков позволяет раскрыть человека с определенной стороны . Поэтому только их совокупность способна передать все черты личности.

Классификация и разновидности черт характера

В психологии выделяют два основных подхода к классификации черт характера.

Черты характера связаны непосредственно с психическими процессами, соответственно их можно разделить на:

  1. Волевые . Сюда относят активность, решительность, упорство, организованность, самостоятельность, самообладание, настойчивость и прочие.
  2. Эмоциональные . К ним причисляют впечатлительность, отзывчивость, порывистость, безразличие и другие.
  3. Интеллектуальные . Здесь можно назвать любознательность, находчивость, сообразительность, эрудированность и так далее.

Черты характера связывают с направленностью личности. Выделяют:

Что такое личность? Научный взгляд:

Психотипы — общая характеристика

Психотипы человека образуют и эмоционально-психологические характеристики. Они закладываются в процессе воспитания и социализации индивида.

Рассмотрим их подробнее в соответствии с различными классификациями.

Какие бывают типы характера?

По Юнгу

Юнг предложил следующую классификацию характера:

По Фромму

Согласно классификации Фомма выделяют следующие типы характера:


По Фрейду

Фрейд выделяет следующие типы:

  1. Оральный . Сюда относятся люди, которые много говорят, постоянно что-то грызут, непрерывно курят.

    К типичным чертам этого типа относят манипулятивность или пассивность, восхищенность или завистливость, доверчивость или подозрительность, оптимизм или пессимизм.

  2. Анальный . Отличаются опрятностью, аккуратность, гибкостью мышления, пунктуальностью. Также их можно назвать скрытными, упрямыми, агрессивными.
  3. Фаллический . Их типичной чертой является элегантность или склонность к простоте, тщеславие или ненависть к себе.
  4. Генитальный . Отличается хорошим психическим здоровьем, эффективностью, полной адаптацией и социализацией.

По Кречмеру

Психолог Кречмер связывал характер с телосложением человека. Выделял 3 типа:

  1. Астеники . Люди со слабой мускулатурой, худые, с длинными ногами и руками, вытянутым лицом. Они плохо приспосабливаются к изменениям, упрямы и замкнуты.
  2. Атлетики . Люди с крепкой мускулатурой, высокие. Они не переносят перемен, невпечатлительны и спокойны.
  3. Пикники . Люди склонные к полноте, невысокие, имеющие невыразительные черты лица. Они хорошо приспосабливаются к переменам, активно выражают эмоции, общительны.

Типология характера в психологии

В психологии характер трактуют с помощью пятифакторной модели. Она включает в себя следующие факторы:

  1. Открытость к новому. Отражает отношение к переменам, поиск нового опыта. Высокие баллы по данной характеристике у любознательных, активных людей, с необычным мышлением.

    Низкие баллы у приземленных людей, с ограниченными интересами и стереотипным мышлением.

  2. Сознательность . Отражает степень образованности и мотивированности человека. Высокие баллы у целеустремленного, организованного, надежного, аккуратного человека. Низкие баллы у людей ленивых, небрежных, беспечных.
  3. Экстраверсия . Отражает степень активности, интенсивность межличностных взаимодействий. Высокий балл получают экстраверты - люди общительные, легкие на подъем, вспыльчивые и поверхностные. Низкий балл у интровертов - людей вдумчивых, замкнутых, серьезных.
  4. Доброжелательность . Отражает отношение человека к другим. Высокие баллы у доверчивого, добродушного, щедрого человека. Низкие баллы получают раздражительные, подозрительные, грубые люди.
  5. Невротизм . Отражает эмоциональную стабильность, приспособленность человека к жизни. Высокие баллы получают беспокойные, эмоционально напряженные, неуверенные в себе люди. Низкие баллы - уравновешенные, спокойные, самоуверенные люди.

Характер человека и типы людей:Как определить характер по внешнему виду?

Общие черты характера можно определить и по внешности людей: мужчин и женщин. Для этого обратите внимание на следующее:

  1. Манера одеваться . Она может выражать демонстративность, желание выделиться или же наоборот, застенчивость и нерешительность.
  2. Аксессуары . Если их слишком много, то это может говорит о экспрессивности и тщеславии. Их отсутствие может выражать прямолинейность и простоту человека.
  3. Жесты и мимика . Активная жестикуляция присуща экспрессивным людям. Скудные и нерешительные жесты говорят о неуверенности и зажатости человека.

В психологии существует множество классификаций, которые описывают темперамент и характер человека. Но редко когда встречаются чистые типажи, в основном человек находится на грани нескольких.

Определение характера человека по внешности:

Темперамент - это те врожденные особенности человека, кото-рые обусловливают динамические характеристики интенсивности и ско-рости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент составляет основу развития характера ; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - тип высшей нервной деятельности человека .

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обоб-щенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предска-зать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях .

Темперамент в переводе с латинского - «соразмерность» . Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу . Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический , т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко пере-носит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настрое-ния.

Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматич-ный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, пло-хо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик - несколько болез-ненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, ро-бости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темпера-мента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы . Он показал, что два основных нервных процесса — возбуж-дение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.

В зависимости от соотношения этих свойств нервной систе-мы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельно-сти:

1) «безудержный » (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика );

2) «живой » (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника );


3) «спокойный » (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика );

4) «слабый » (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловли-вает темперамент меланхолика ).

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента .

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его актив-ности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с пол-ной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.

Появ-ляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вя-лость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрес-сии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повы-шенную подверженность к появлению невротических срывов и конфлик-тов с людьми.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизне-радостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую при-способляемость к новым условиям.

Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реак-цию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за норма-лизацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля-ются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель-ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.

Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не лю-бит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение ста-бильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздра-житель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опас-ность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чув-ствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).

Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выражен-ные художественные и интеллектуальные способности.

В рамках соционики выделяют так же т.н. соционический темперамент , где понятия возбуждение и торможение заменены на связанную с ними вертность (интроверсия - экстраверсия), определяющую общую активность человека, и рациональность (рациональность - иррациональность), определяющую темп данной активности.

Интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рас-сказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повы-шенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким.

Экстравертированный (конформный) - высо-кая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизо-ван, предпочитает подчиняться.

Развитие программы «Геном человека» создаёт условия для раскрытия функций генов человека, которые определяют темперамент через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей, замеченные ещё врачами древности.

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно . Изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют от 25% - 30% всех случаев. Остальные 70% - 75% людей обладают смешанными типами темперамента, при которых у одного и того же человека обнаруживаются свойства, присущие разным типам темперамента.

Кроме того, один и тот же человек в раз-личных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов .

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково час-то при любом темпераменте.

Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флег-матика - вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связа-но с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности.

Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может приве-сти к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устой-чивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может вырабо-таться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сде-лать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

  • 7. Темперамент. Основные виды. Учет типов темперамента в юриспруденции
  • 8. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.
  • 9. Понятие направленности личности
  • 10. Потребности личности
  • 11. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
  • 12.Мотивация и мотивы.
  • 13. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.
  • 15.Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
  • 16. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. Деят-ти при решении нестандартных задач.
  • 17.Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
  • 18. Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
  • 19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.
  • 20.Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.
  • 21. Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки.
  • 22. Псих. Состояния и их классификация. Характеристика видов псих. Состояний.
  • 24. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Понятие и виды социальных общностей.
  • 25. Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп.
  • 26. Психология межличностных отношений. Конфликты и их пре­одоление.
  • 27. Большие социальные группы. Психология массовидных явле­ний, массовой коммуникации.
  • 28. Психология социального управления.
  • 29. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.
  • 30. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
  • 31. Правосознание и правоисполнительное поведение.
  • 32. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.
  • 33. Типология личности преступника.
  • 34. Психология преступного деяния.
  • 36. Выявление мотивов преступления и анализ их информацион­ного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
  • 37. Психология коммуникативной деятельности следователя.
  • 38. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей.
  • 39. Психология деятельности прокурора в уголовном и граждан­ском судопроизводстве.
  • 40. Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  • 41. Психология осмотра места происшествия.
  • 42. Психология обыска и выемки.
  • 43. Психология допроса и очной ставки.
  • 44. Психология следственного эксперимента.
  • 45.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
  • 46.Психологические аспекты отдельных этапов уголовного судопроизводства.
  • 51. Диагностика изобличения ложных показаний.
  • 52. Приемы и критерии правомерного психического воздействия в уголовном судопроизводстве.
  • 53. Психологические аспекты наказания и исправления осужденных.
  • 56. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
  • 7. Темперамент. Основные виды. Учет типов темперамента в юриспруденции

    1. Темперамент (от лат. temperamentum - соотношение, смешение частей, соразмерность) - комплекс пепходинампческих свойств инди­вида, проявляющийся в особенностях его психической активности - интенсивности, скорости и темпе психических реакции, эмоциональ­ном тонусе жизнедеятельности; природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чув­ствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, спо­собность к волевым усилиям.

    Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. 11. Павловым были выявлены три основные свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образу­ют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащие в основе че­тырех темпераментов.

    Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гип­пократ (460-377 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме различных жидкостей: крови (сангвис) - у сангвиников, желтой желчи (холэ) - у холериков, слизи (флегмы) - у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхоликов.

    2. Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся н темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей инди­вида:

    ♦ скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность;

    ♦ адаптировапность к внешним изменяющимся условиям;

    ♦ чувствительность, сепзптнвность, восприимчивость, эмоциональ­ную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость;

    ♦ пластичность пли ригидность психической деятельности.

    К особенностям темперамента относятся невротизм, тревожность - напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуа­циях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

    Основные виды темперамента

    1. Сангвинический темперамент. Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы дос­таточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В по­вой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому пе­реключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив.

    Людям с сангвиническим темпераментом больше «сего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных уси­лий, распределенное!!! внимания.

    2. Холерический темперамент. Для холерика характерны повышен­ная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движе­ниях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных ус­ловиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать зна­чительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроен ий.

    Наибольшей результативности человек с холерическим темпера­ментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактив­ности и значительного единовременного напряжения сил.

    3. Флегматический темперамент. Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остает­ся достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импуль­сивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют рав­номерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

    4., Меланхолический темперамент. Меланхолик отличается повы­шенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, пло­хо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован -занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определен­ных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.

    В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может дос­тичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые тре­буют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучае­мости, наблюдательности (табл. 8).

    Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешан­ными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдель­ные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природ­ные и социально приобретенные качества человека.

    Зарубежные психологи делят темпераментные особенности пре­имущественно на две группы - экстраверсию и интроверсию . Эти по­нятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Ютом, означают пре­имущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.

    Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внеш­нему миру, повышенной социальной адаптированностыо, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).

    Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутрен­него мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоана­лизу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

    Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзеик и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой акти­вации дополнительными движениями, повышением внимания к вне­шним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

    Темперамент не является ценностным критерием личности; он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возмож­ностей.

    Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подав­ление побуждении низшего уровня для достижения социально значи­мых целей определяют качество человеческого поведения.

    Способы определения и характеристика темпераментов.

    Каждый человек – индивидуальность, и ни на кого не похож. Но все же существуют люди, которые отличаются сходными чертами характера. Это обусловлено темпераментом и психотипом. Именно психотип позволяет нам отлично общаться с друзьями и не находить общего языка с людьми, которые нам не симпатичны.

    Темперамент - устойчивое сочетание индивидуальных психофизиологических особенностей человека, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент не имеет ничего общего с социальным развитием и особенностями воспитания личности, но он в значительной степени влияет на становление индивида.

    Проще говоря – это скорость психических процессов, которые протекают в нервной системе. Повлиять на темперамент невозможно, но можно добиться его коррекции с целью устранения негативных качеств.

    Выделяют четыре основных типа темперамента. В жизни сложно выделить чистый психотип, так как чаще всего преобладают смешанные варианты.

    Типы темперамента:

    • Флегматик. Среди ваших знакомых точно имеются личности, которых сложно чем-то возмутить. Они очень спокойные и терпеливые. Иногда проявляется медлительность. Но дотошность и скрупулезность позволяет тщательно относиться к работе. Обычно им поручают сложные задания, требующие терпения. Иногда на таких людей говорят «Человек-Броня».
    • Холерик. Этот психотип полностью отличается от флегматика. Для него характерна повышенная нервная возбудимость. Холерики обычно нервничают по пустякам, быстро растрачивают свою энергию и не могут довести начатое до конца. Настроение меняется очень быстро. Склонны много придумывать и перекручивать реальность.
    • Сангвиник. Этот психотип похож на холерика, но его психические реакции более устойчивые. Такие люди в общении очень живые, активные. Не заметить такого человека сложно, так как мимика очень выразительная. Быстро реагируют на все приходящее. В отличии от холериков более стойкие и могут довести начатое дело до конца.
    • Меланхолик. Нервная возбудимость высокая, очень эмоциональный темперамент. Такие люди часто живут в своих собственных переживаниях, не замечая реальности. Достаточно плаксивы и пессимистичны.


    Это достаточно яркий психотип, который имеет как отрицательные, так и положительные стороны.

    Отрицательные стороны холерика:

    • Не терпят поражения других
    • Нетерпеливы, вечно спешат, из-за чего попадают в неприятные ситуации
    • Эмоциональны и правдивы. Люди на них часто обижаются за это
    • Истеричны. Малейшее неприятное слово может вызвать бурю эмоций и негодования
    • Поверхностные. Редко вникают в суть проблемы, им не интересно копаться в чем-то и вникать
    • Быстро берутся за работу, но и так же скоро бросают начатое, не доведя до конца

    Положительные качества холерика:

    • Быстрые и подвижные. Могут мгновенно выполнить порученное задание
    • Решительные. Они всегда знают как поступить в конкретной ситуации, не раздумывая
    • Не боятся перемен. Всегда идут на авантюры
    • Не держат обиду. Они быстро отходят и не сердятся
    • Дизайнер
    • Геолог
    • Артист
    • Фотограф
    • Предприниматель
    • Рекламный агент

    Лучше отдавать предпочтение свободному графику, чем почасовой работе. Холерикам лучше работать на результат, а не отсиживать часы в офисе.



    Холерик — положительные и отрицательные качества, подходящие профессии и виды деятельности

    Это один из самых приятных психотипов. В отличие от холериков, эмоционально устойчивы.

    Отрицательные стороны:

    • Поверхностность
    • Торопливость
    • Нежелание вникать в глубину ситуации
    • Легкомысленные
    • Любят хвастаться
    • Нет чувства меры

    Положительные стороны:

    • Лидеры. Часто берутся за организацию какого-то сообщества и преуспевают в этом деле.
    • Стрессоустойчивые и гармоничные. Они стараются не реагировать болезненно даже на самые неприятные ситуации. Их трудно вывести из себя.
    • Редко страдают психическими заболеваниями. Из-за устойчивой психики среди них нет пациентов психлечебниц.
    • Оптимистичны. Даже в самых сложных ситуациях стараются найти что-то положительное.
    • Администратор
    • Преподаватель
    • Менеджер по кадрам
    • Экономист
    • Журналист
    • Юрист


    Сангвиник — положительные и отрицательные качества, подходящие профессии и виды деятельности

    Достаточно сложный психотип с неустойчивыми реакциями.

    Положительные стороны:

    • Доверчивые
    • Творческие личности
    • Склонны к состраданию
    • Дружелюбны
    • Умеют слушать
    • Верные второй половинке
    • Хорошие друзья

    Отрицательные стороны:

    • Склонны к депрессии
    • Пессимистичны
    • Склонны к критике
    • Не умеют общаться с людьми и не хотят
    • Избегают шумных компаний
    • Системный администратор
    • Программист
    • Библиотекарь
    • Редактор


    Меланхолик — положительные и отрицательные качества, подходящие профессии и виды деятельности

    Люди с таким психотипом – золотая середина между остальными темпераментами. Они уравновешенные, спокойные и позитивные.

    Положительные стороны:

    • Трудоголики. Это рабочие пчелы общества, самые лучшие труженики
    • Стрессоустойчивые. Их очень сложно вывести из себя
    • Терпеливые. Долго терпят не потому что так нужно, а потому что их все устраивает
    • Целеустремленные. Они методично выполняют свою работу и доводят ее до конца

    Отрицательные стороны:

    • Не любят перемены. Для них переезд – стихийное бедствие
    • Сложно находят общий язык с людьми. Они вообще не очень общительные по своей натуре
    • Заторможенные. Часто ленятся и ни к чему не стремятся. Полное отсутствие инициативы
    • Инженер
    • Ветеринар
    • Системный администратор
    • Диспетчер
    • Лаборант
    • Ювелир


    Флегматик — положительные и отрицательные качества, подходящие профессии и виды деятельности

    Очень редко встречаются чистые психотипы. Обычно это разнообразные вариации двух или больше темпераментов.

    Смешанные темпераменты:

    • Флегматик / сангвиник. Активны, но не очень спешат, много друзей, любят находиться в компании, но не привлекать много внимания. Устойчивые к стрессам, работоспособные. Могут красиво говорить, но и помолчать когда нужно.
    • Меланхолик / флегматик. Сдержанные, скрупулезные и пессимистичные. Нередко бывают в депрессии, но быстро из нее выходят. Любят заниматься одним делом и доводят его до конца.
    • Сангвиник / холерик/флегматик. Уравновешенный и очень активный психотип. Всегда обращают на себя внимание и добиваются успехов в бизнесе. Отлично находят общий язык с людьми, но при необходимости доминируют.
    • Холерик / сангвиник. Сильные, заботливые, умеют общаться с людьми. Это всегда лидеры и склонные к доминированию личности. Активные и целеустремленные.
    • Холерик / сангвиник / меланхолик. Активные и целеустремленные, но в то же время готовы идти на уступки. Отлично выступают перед аудиторией и могут вести за собой.
    • Флегматик / холерик . Доводят начатое дело до конца. Любят стабильность и всегда стоят на своем. Пытаются доминировать, правда это у них не всегда получается.
    • Сангвиник / меланхолик. Убедительные, критичные и настойчивые. Пытаются повернуть ситуацию в свою пользу. Верные друзья, придирчивые, не любят выступать на публике.
    • Меланхолик / сангвиник / флегматик. Делают все по правилам, не агрессивные, заботливые и скрытные. Добрые к людям и чувственные. Хорошие друзья и помощники.
    • Меланхолик / флегматик / холерик. Стабильные, осторожные и настойчивые. Заботливые и положительные. Слишком критичные и требовательные.


    Существуют определенная методика определения психотипа. При этом не стоит ждать, что вы получите 100% принадлежность к какому-то определенному типу. Обычно это процентное соотношение разных психоипов в одном человеке.

    Для определения типов темперамента используется психологическая методика английского психолога Г. Айзенка, который разработал двухфакторную модель, основными характеристиками которой являются экстравертированность и нейротизм.



    ВИДЕО: Определение психотипа, тест Г. Айзенка

    Определение типа темперамента позволит выявить слабые и сильные стороны и откорректировать свое поведение.

    ВИДЕО: 11 тестов для каждого