Свойства и закономерности проявления ощущений. Ощущения, их виды и основные закономерности

В области ощущений существуют определенные закономерности. Центральная закономерность ощущений – существование порогов чувствительности. Порогами ощущений называются величины (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения возникают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верхний и порог различения.

Нижним, или абсолютным порогом называется минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощущение.

Верхним порогом называется наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида.

Установлено, что нижним и верхним порогами, например, ощущения цвета являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, а ощущения звука – колебания звуковых волн от 20 до 20 000 гц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.

Порогом различения называется наименьшая величина, на которую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действующего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной и относительно постоянной. Для зрительных ощущений она составляет – 1/100, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анализаторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже абсолютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных людей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей личности. У человека с меланхолическим темпераментом чувствительность выше, чем у человека флегматичного темперамента. Она также зависит от специфики профессиональной деятельности. Например, чувствительность, а следовательно, и соответствующие ощущения достигают высочайшей степени развития у дегустаторов духов, табаков, сыров, вина. Чувствительность зависит и от специальной тренировки в процессе деятельности.

Отрицательное влияние на чувствительность, а следовательно, и на пороги ощущений оказывает утомление.

Следующая закономерность ощущений – это адаптация. Явление адаптации – в приспособлении анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключается в повышении или понижении их чувствительности. Такова, например, зрительная световая адаптация. Под влиянием яркого света всегда устойчиво понижается чувствительность зрительного анализатора. При переходе из темного помещения в ярко освещенную комнату требуется не менее 3–5 мин для того, чтобы глаз «приспособился» к повышенному (по сравнению с прежним) освещению.

В каждой системе анализаторов – зрительной, слуховой, кинестетической и других – существуют анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализаторные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется в изменении чувствительности одного анализатора под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если какое-либо музыкальное произведение сопровождать подобранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимодействия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивности раздражения одного анализатора (следовательно, не очень яркие ощущения) повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее. Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить о своеобразии сенсорной организации человека. Она представляет собой определенный уровень развития различных видов чувствительности и своеобразие связей между ними у каждого человека и поэтому является одной из существенных характеристик индивидуальности. Сенсорная организация формируется на протяжении жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности. Это и лежит в основе особенностей проявлений и развития чувствительности различных профессий.

Ощущения характеризуются качеством.

Каждый вид ощущения отражает ту или иную форму движения материи и в совокупности ощущения человека отражают многообразие существующего материального мира. Вместе с тем каждый вид ощущений у конкретного человека имеет свои качественные особенности: слуховые ощущения различаются по высоте звука, тембру, громкости, мелодичности и т.п.; зрительные ощущения - по остроте зрения, насыщенности цветом и т.п. Качественные характеристики имеют и другие виды ощущений.

Все ощущения возникают в результате воздействий соответствующих раздражителей на органы чувств. Однако между началом действия раздражителя и возникновением ощущения проходит некоторое время: латентный период. Он необходим для преобразования энергии воздействия стимулов в нервные импульсы, их прохождения по нервным путям и возникновения возбуждения в соответствующем отделе, участке головного мозга. По длительности латентного периода можно судить о состоянии нервной системы человека.

Несмотря на то, что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу относят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) пороги ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, последовательные образы.

Минимальная сила раздражителя, при которой человек начинает его ощущать, характеризует нижний, минимальный порог ощущения. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность соответствующего органа чувств. Величина нижнего порога у разных людей по каждому органу чувств неодинакова. Она может меняться и у конкретного человека в связи с рядом обстоятельств: утомление, болезнь, стресс и др. Путем тренировки она может быть снижена.

Чувствительность органов чувств зависит от многих обстоятельств: от внешней среды (острота слуха выше в тишине, глаз лучше видит при хорошем освещении), состояния рецепторов (утомленные органы чувств снижают чувствительность), состояния центрального отдела анализатора, головного мозга (страх, волнение, утомление, опьянение и др.)- На чувствительность оказывают влияние особенности внимания человека, его знание дела, настроение и др.

Существуют данные о том, что отдельные люди могут ощущать раздражители, находящиеся за нижним порогом их чувствительности (субсенсорные раздражители). У отдельных людей проявляется особая сензитивность (восприимчивость), повышенная чувствительность к восприятию отдельных энергий - экстрасенсорные ощущения.

Есть и так называемый верхний порог ощущений. Человек может ощущать действие раздражителя только до определенного предела нарастания его силы. Максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение ее нарастания, называется верхним, максимальным порогом ощущения.

Чувствительность того или иного органа характеризуется диапазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности. И наоборот, чем выше нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше диапазон чувствительности того или иного органа чувств.

Как минимальный, так и максимальный порог органов чувств у людей неодинаковы. Это обусловлено как особенностями самих органов чувств, так и специальной системой тренировки, уровнем развития, эмоциональными состояниями человека, состоянием его психического и физического здоровья, степенью сосредоточенности внимания на восприятии действительности, особенностями развития соответствующих структур головного мозга.

Все это и объясняет субъективный, индивидуально-своеобразный характер ощущений человека объективной и вполне определенной действительности. Критерий истинности информации, получаемой через ощущения, находится в окружающем мире, в реальной действительности и, конечно же, зависит от практического опыта человека, степени развития его анализаторов.

Одной из закономерностей процесса ощущения и работы органов чувств является адаптация - способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность. Адаптация может быть направлена и на повышение, и на понижение чувствительности анализатора.

Общеизвестно, что если выйти ночью из ярко освещенной комнаты, то некоторое время глаза ничего не различают в темноте. Это объясняется тем, что под влиянием света чувствительность глаз была понижена и оказалась недостаточной для того, чтобы видеть в темноте. Однако через некоторое время человек привыкает к темноте и начинает различать дорогу, предметы, особенности местности: происходит адаптация органов зрения к темноте через повышение их чувствительности.

Анализаторы имеют свои возможности адаптации по скорости и диапазону. Наиболее быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы, медленнее - слуховой, вкусовой и особенно зрительный. Так, для полной адаптации зрения к темноте необходимо до 40 минут.

Адаптация органов чувств может осуществляться в трех направлениях:

  • - повышение чувствительности органов чувств, порога различения;
  • - притупление, снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя;
  • - полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя, чаще небольшой силы (например, ношение ручных часов, очков).

В психологии установлено, что один и тот же раздражитель ощущается по-разному в зависимости от предыдущих ощущений. Так, например, предшествующие слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим более сильным раздражителям, а сильные, наоборот, уменьшают чувствительность к более слабым. Эта зависимость получила название явления контраста, которое важно учитывать при осуществлении наблюдения.

В ощущениях наблюдается и такое явление, как последовательные образы. Суть его в следующем: после прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе того или иного органа исчезает не сразу, и потому соответствующее ощущение некоторое время продолжает участвовать в регуляции поведения и действий человека.

Отдельные анализаторы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на их чувствительность. При этом чувствительность взаимодействующих анализаторов повышается при слабых раздражителях и снижается при сильных.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Например, слабые звуковые раздражители повышают зрительную чувствительность, раздражение глаза красным светом - чувствительность аппарата черно-белого зрения.

Чувствительность и другие качественные характеристики органов чувств существенно зависят от тренировок, упражняемости. При постоянно и систематически действующем анализаторе его чувствительность повышается, а при длительной сенсорной депривации, недостаточности, сенсорном голоде - снижается.

Знание специалистом закономерностей и других особенностей ощущений позволяет более квалифицированно решать профессиональные задачи, например, при работе в ночное время, при выполнении точных и тонких функций, при сборе информации о том или ином происшествии и т.п.

Ощущения

    Понятие «ощущение»

    Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

    Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.

Требование : уметь классифицировать виды ощущений.

1. Понятие «ощущение»

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

*Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители

2. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

2) интероцептивные (органические) , сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприоцептивные , расположенные в мышцах и сухожилиях, с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

3. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора).

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. (Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.)

Разностный порог ощущения (порог различения) - тa минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. (Для того, чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения).

Адаптация

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль - это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Взаимодействие ощущений, синестезия

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией . Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов.

Синестезия - иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. (Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность).

Взаимодействие ощущений.

Развитие ощущений.

Простейшими, но очень важными психическими по­знавательными процессами являются ощущения. Они сиг­нализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они даютвозможность ориентироваться нам в окружающих услови­ях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

/. /. Что такое ощущения

Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При.помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов - восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он ника­кими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеле­ный или любой другой цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкаль­ные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действитель­ности, которые воздействуют на органы чувств, называ­ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на­ука значительно расширила представления о видах ощу­щений человека.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, рас­положенный на периферии тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определен­ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж­дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор­мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные цент­ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных не­рвов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных не­рвов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появ­ляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражите­лем возбуждение в органе чувств распространяется по цен­тростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.

Мозг получает информацию и от внешнего мира и от х самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне­сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут­ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани­мает двигательный анализатор.

Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана­лизатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра­жения, ухо - на слуховые и пр.

Главная часть каждого органа чувств -рецепторы, окон­чания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирую­щие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, за­ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на ре­цептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определен­ные участки коры больших полушарий головного мозга.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

1.2. Виды ощущений

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо­жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото­рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе­леного, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздей­ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув­ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор­ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет­ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ­но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Есть заболевание, при котором нарушается работа па­лочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относитель­но нормальным. Это заболевание называется «куриная сле­пота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумер­ках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наобо­рот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза.В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто­низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер­вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо­значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не мо­гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве­там встречается очень редко.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо­рукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла­бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор­мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос­питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред­полагает выработку новой системы фонематического слу­ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь­ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу­ре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа­хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз­ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб­ности людей в приятных запахах.

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек мо­жет ориентироваться в них.

Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.

Пастернак Б. «Июль»

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу­щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни­ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис­лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус­нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Кожные-ощущения - тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви­тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож­даются положительным чувством, характер эмоциональ­ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи­вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю­щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио­нальные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.

Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе.Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана­лизатора. Для овладения движениями большое значе­ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.

Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша­ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер­ны для русского языка.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормаль­но выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каж­дой малейшей подробности акта движения.

Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд­ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

«Нет сомнений, - говорил И.П. Павлов, - что для орга­низма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже необходимо сигнализирование вверх и анализиро­вание и того, что происходит в нем самом».

Органические ощущения тесно связаны с органически­ми потребностями человека.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза­ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ­ников получения информации об окружающих его пред­метах.

У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важ­нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов­лением пищи.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника­ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Например, слепоглухая Ольга Ско-роходова так пишет в стихотворении «КбюстуА.М. Горь­кого»:

Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает...

Осязание имеет большое значение в трудовой деятель­ности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.

При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю­даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз­душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер­вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга­нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх­сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю­щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп­ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

1.3. Основные закономерности ощущений

Не все, что действует на наши органы чувств, вызыва­ет ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слы­шим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздра­жение должно достигнуть определенной величины. Слиш­ком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Минимальная величина раздражителя, дающая замет­ное ощущение, называется абсолютным порогом ощуще­ния.

Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, са*мая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.

Величина абсолютного порога характеризует абсолют­ную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше ве-личина порога ощущения, тем больше абсолютная чув­ствительность к данным раздражениям.

Абсолютная чувствительность определенных анализато­ров у разных людей различна. В мире нет совершенно оди­наковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех раз­личаются. Так, один человек слышит очень слабые зву­ки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, что­бы у последнего возникло слуховое ощущение, необходи­мо увеличить силу данного раздражителя (например, при­близить на более близкое расстояние тикающие часы). Та­ким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для друго­го этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются не­изменными на протяжении жизни человека: чувствитель­ность у детей развивается, достигая к юношескому возра­сту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувстви­тельность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное вли­яние на изменение порогов оказывает деятельность, в про­цессе осуществления которой человек опирается на дан­ные виды чувствительности.

Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствитель­ностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику - способность различать из­менения в силе раздражителя.

Другая важная характеристика анализатора - его спо­собность различать изменения в силе раздражителя.

Та наименьшая прибавка к силе действующего раздра­жителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувстви­тельности к различению.

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещен­ности, увеличение или уменьшение силы звука, но по­чувствуем ли мы, например, разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт?Порог различения имеет постоянную для определенно­го вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 вт, то прибавка должна составлять не менее 10 вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.

Развитие различительной чувствительности имеет важ­ное жизненное значение. Оно помогает правильно ориен­тироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.

Адаптация. В жизни адаптация (от латинского слова «adaptare» - прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исче­зает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в пер­вые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослеп­ляет и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому осве­щению и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то в первые секунды ощущаем все до­машние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать.

Значит, чувствительность анализаторов может менять­ся под влиянием действующих раздражителей. Такое при­способление органов чувств к внешним воздействиям на­зывается адаптацией. Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раз­дражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. В этом проявляется био­логическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важ­на способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обоня­тельных, температурных, кожных (тактильных) ощуще­ниях, слабая - в слуховых и болевых. К шуму и боли мож­но привыкнуть, т.е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши орга-ны чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль -это тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. Если " бы мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.

1.4. Взаимодействие ощущений

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора мо­жет влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), сла­бые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обо­стрить наше зрение.

Дефект работы одного анализатора обычно компенси­руется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся не­поврежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся ана­лизаторов, что люди научаются довольно хорошо ориен­тироваться в окружающей обстановке. Например, слепо-глухая О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осяза­ния, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.

1.5. Развитие ощущений

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безус­ловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и неко­торые другие раздражители. Человеческий слух формиру­ется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и вос­питания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением,воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в пол­ной мере не реализуется.

Устройство наших органов чувств позволяет нам ощу­щать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.

Развитие ощущений происходит в связи с практичес­кой, прежде всего трудовой деятельностью человека и за­висит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совер­шенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощуще­нию пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же - у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек иг­рает. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэто­му различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфма­на).

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкаль­ный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибоч­но. Во время занятий музыкой у любого человека развива­ется музыкальный слух. Особенно острым слухом отлича­ются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Из­вестно, что художники различают гораздо больше оттен­ков одного и того же цвета, чем большинство людей.Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обо­нянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и пред­меты, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.

Вот, например, что пишет Ольга Скороходова: «Неза­висимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осень или зима, но я всегда по запахам чувствую боль­шую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет си­рень, я слышу этот запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отли­чаю парк от города, потому, что воздух здесь более чис­тый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каж­дого дома...»

Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходи­мо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется чело­веку во всем своем многообразии и красоте.

Особенностью сенсорной организации человека явля­ется то, что она складывается прижизненно. Исследова­ния психологов показывают: сенсорное развитие - резуль­тат длительного жизненного пути личности. Чувствитель­ность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Вопросы и задания

1. Почему ощущение называют источником познания?

2. Что такое «органы чувств»?

3 О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:

Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю...

4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?Тема 2 ВОСПРИЯТИЕ

Что такое восприятие.

Виды восприятия.

Количественные характеристики ощущений выражаются в порогах чувствительности, интенсивности ощущения, скорости адаптации рецепторов.

Абсолютный нижний порог ощущений данной модальности – эта такая величина стимула, при которой возникает ощущение. Раздражители меньшей силы называются подпороговые. Они ощущения не вызывают, хотя и не безразличны организму. Для каждого анализатора своя величина порога чувствительности. Между чувствительностью и порогом ощущений существует обратная зависимость: Е = 1 / Р, где Е – чувствительность; Р – пороговая величина.

Чувствительность анализатора ограничивается не только нижним порогом, но и верхним порогом ощущения – это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (а не болевое). Пороги слухового ощущения: от 16 – 20 герц до 20000 герц. Величина абсолютных порогов может изменяться в зависимости от различных условий – характера деятельности, возраста человека, физического состояния, силы и длительности раздражителя.

Относительный или дифференциальный (разностный)порог – это наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ощущаются как различные. Обозначается дельта I , а I – это величина действующего стимула. Между ними существует зависимость:

дельта I / I = const.

Это закон Бугера-Вебера. Для одного и того же анализатора эта константа сохраняется, а для разных она различна. Для слухового анализатора const = 0,1; для зрительного 0,01.

Закон Вебера–Фехнера называют основным психофизическим законом:

S = K Lg I + C

где S – интенсивность ощущений; I – сила раздражителя; С – константа; К – коэффициент.

Согласно этому закону для того, чтобы сила ощущения, т.е. интенсивность (S) выросла от 0 до 1, необходимо, чтобы величина вызвавшего его раздражителя (I ) возросла в 10 раз.

Формула показывает:

1) ощущения изменяются непропорционально силе воздействующих стимулов;

2) сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина стимулов.

Пороги чувствительности не являются постоянными, они способны изменяться. Законы изменения:

Адаптация это изменение чувствительности анализаторов под воздействием внешнего раздражителя Она бывает трех видов:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущений

2. Как притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя – это негативная адаптация.

3. Повышение чувствительности под влиянием более слабого раздражителя – позитивная адаптация.

Скорость адаптации различна для различных анализаторов. Чувствительность может изменяться и под влиянием внутренних факторов.

Сенсибилизация это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов . Под воздействием слабого раздражителя одной модальности благодаря механизму иррадиации возбуждения в коре головного мозга повышается чувствительность другой модальности.

Синестезия возникновение под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения, характерного для другого анализатора . Т.е. из одной модальности в другую. Чаще возникают зрительно-слуховые и слухо-вкусовые синестезии.

Свойства и виды восприятия

Отличия восприятия от ощущений.

1) Результат ощущения воспринимается нами внутри организма, а образ восприятие локализован в пространстве.

2) Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (холода, высоты звука), а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс ощущений

3) Для того, чтобы предмет был воспринят, необходимо совершить встречную активность, т.е. исследовать его, построить и уточнять образ этого предмета.

4) Ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, а образ восприятия предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов.

Восприятие это отражение в сознании человека целостных предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия

1. Предметность – это отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

2. Целостность . Восприятие – это всегда целостный образ. Мы мысленно достраиваем образ до некоторой целостной формы.

3. Структурность . Связана с целостностью. Восприятие – это не простая сумма ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

4. Константность . Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине и т.д., независимо от меняющихся физических условий.

5. Осмысленность . Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу предметов, обобщить его в слове.

6. Избирательность . Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.

Виды восприятия.

1. По доминирующему анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Обычно комбинируются.

2. По формам существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

3. Можно выделить восприятия предметов, отношений, себя и другого человека.

Восприятие пространства – рельеф, удаленность, взаимное расположение.

Восприятие величины и глубины – движение глаз и руки. Величина: прослеживание по контуру и величина изображение на сетчатке. Глубина: аккомодация и конвергенция.

Восприятие движений – направление, скорость перемещения.

Восприятие времени – биологические часы.

Закономерности и законы восприятия

1)Апперцепция это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

3) Соотношение фигуры и фона . Выделение фигуры из фона – биологическая необходимость. Человек мыслит о фигуре, а не о фоне.

4) закономерность: восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания .

6) Восприятие взаимосвязано с речью .

7) При восприятии контурных и штриховых изображений могут возникать зрительные иллюзии .

Законы восприятия:

1. Восприятие непосредственно связано с работой мышц , с разного рода движениями, несущими информацию о воспринимаемых объектах (хотя бы глаз).

2. Сформировавшийся образ восприятия относительно устойчив , особенно тогда, когда его функционирование связано с мышлением.

3. Чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток информации .

4. Характер образов восприятия отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме . Но! Лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же развития образ непосредственно зависит от получаемого опыта.

Выводы:

1. Ощущения – это первичный познавательный процесс, основа построения образа мира и нормальной работы психики.

2. Основными свойствами ощущений являются качество, интенсивность, длительность.

3. Основные закономерности ощущений: пороги ощущений, зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, адаптация, сенсибилизация, синестезия.

4. Восприятие – отдельный познавательный процесс, которыйотличается от ощущений.

5. Свойства восприятия:предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

6. Закономерности восприятия: апперцепция; зависимость от поставленной задачи, установок и эмоций; соотношение фигуры и фона;невозможность без осмысливания; взаимосвязь с речью.

Лекция 14: ВНИМАНИЕ

1. Характеристика внимания

2. Свойства внимания

Характеристика внимания

Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет , оно динамическая сторона всех познавательных процессов , их условие и способ регулирования.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.

Функции внимания.

1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.

2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания.

1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс.

2. Социально–обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.

3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

5. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

6. Интеллектуальное , связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. Здесь объектом интереса является мысль.

7. Непроизвольное.

8. Произвольное.

9. Послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Основные условия его возникновения – качества раздражителей и главным образом их новизна для субъекта. Новизна заключается: в появлении какого-то раздражителя; в изменении его физических свойств, в ослаблении или прекращении их действий; в отсутствии знакомых раздражителей, их перемещении . Движущиеся предметы обычно привлекают внимание. Внимание вызывает все необычное. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. Значение имеет контраст. Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности (его интересами).

Непроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий со стороны субъекта. Его основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды .

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут поэтому рассматриваться и как уровни внимания . Каждая из форм внимания может проявляться на различных уровнях.

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Здесь требуется усилия воли. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов . Благодаря ему человек способен извлекать из памяти нужные сведения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.

Понятие «послепроизвольное внимание » ввел Н.Ф.Добрынин. Оно возникает, если в целенаправленной деятельности для личности интересным и значимым становятся не только результат, но и сам процесс деятельности, его содержание. Деятельность так захватывает человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

Его отличие от произвольного – появляется вслед за ним и не требует волевых усилий. Отличие от непроизвольного в том, что связано с сознательно поставленной целью и не вызывается непосредственно раздражителями.

Свойства внимания

1. Устойчивость внимания. Это временная характеристика внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности. Важнейшее условие длительного сосредоточения – изменчивость, подвижность объектов внимания. Чем сложнее объект, тем устойчивее внимание, это вызвано включением активной мыслительной деятельности. Чем сильнее интерес или важность деятельности, тем длительнее сосредоточение.

Устойчивость внимания связана с колебаниями (или флуктуации ) внимания, т.е. периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Чтобы сохранить внимание, необходима внутренняя и внешняя активность.

2. Переключение внимания. Проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Причинами переключения внимания могут быть: 1) требования деятельности: переход от одного объекта или действия внутри одной деятельности; 2) необходимость включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями; 3) в целях отдыха.

Показатели этого свойства внимания:

1) время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой;

2) продуктивность работы: ее объем или время выполнения в сравнении с деятельностью без переключения;

3) качество, точность работы (наличие ошибок, обусловленных переключением).

Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. Успешность переключения зависит от ряда условий : 1) особенности предыдущей и последующей деятельности, 2) их сложности, 3) отношение человека к каждой из них – если более интересна предыдущая, то переключение затрудняется. Трудно переключаться, если предыдущая деятельность не завершена.

Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Связано с особенностями подвижности нервных процессов.

Переключаемость внимания повышается с помощью упражнений. Для некоторых профессий это свойство входит в профессиональную пригодность.

3. Распределение внимание. Это свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – обязательное условие многих профессий.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Более эффективно распределение внимание при выполнении двигательной и умственной деятельности и очень трудно совмещать два вида умственной деятельности. Здесь важны навыки. Можно развить с помощью упражнений.

4. Объем внимания. Определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. У взрослого человека он составляет 5–7 элементов. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, возраста , физического состояния.

С возрастом объем внимания увеличивается. Основное условие расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

В деятельности человека переключение, распределение и объем внимания находятся в единстве.

Выводы:

1. Внимание своего особого содержания не имеет, оно динамическая сторона всех познавательных процессов.

2. Основные виды внимания могут рассматриваться как уровни внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

3. Свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.

Лекция 15: ПАМЯТЬ

1. Понятие и виды памяти

2. Механизмы памяти и индивидуальные различия

3. Теории и законы памяти

4. Правила обращения с памятью

Понятие и виды памяти

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Основные функции памяти: запоминание , сохранение и воспроизведение информации. Различаются по структуре, исходным данным и результатам, а так же различным индивидуальным развитием.