Биография бабура. Бабур -Завоеватель

БАБУР, Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530), основатель династии Великих Моголов, среднеазиатский государственный деятель и полководец, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской – от Чингис-хана . Принца Захир ад-Дина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захир ад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505–1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, – вспоминал завоеватель, – сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15–16 тысяч. Потом... из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40–50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин ), поэтике (Аруз рисоласи ), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури . Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура ), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 – начале 16 вв.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев. Он умер 26 декабря 1530 в Агре; трон унаследовал его сын Хумаюн. Останки основателя империи были, согласно его завещанию, перенесены в Кабул и захоронены в загородном саду Баг-и Бабур (Сад Бабура). Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины 19 в.

Просмотров: 19

Бабур - тимуридский правитель Индии и Афганистана, полководец, основатель империи Великих Моголов (1526 г.). Известен также как поэт и писатель. «Бабур » означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова ْبَبْر (bābr) - «тигр».

Бабур родился в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II , правнука тимуридского султана Миран-шаха , третьего сына Тамерлана . Его мать, Кутлуг-Нигар-ханым , происходила из Чингизидов , была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана .

Бабур был по линии отца Тимуридом , а его мать была из рода Чингизидов , родным для себя языком он считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владея персидским. Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале ХХ века называет его барласом . Уже ко времени Тамерлана , за сто лет до рождения Бабура , его родное племя барлас , изначально монгольское по происхождению, было практически полностью тюркизировано и говорило на тюркском чагатайском языке.

Бабур

(Захир ад-Дин Мухаммад Бабур), (ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур, Падшах-и-Гази)

14 февраля 1483 г. – 26 декабря 1530 г.

перс. بَابُرْ‎, араб. ﻇَﻬﻴﺮْ ﺍَﻟَﺪّﻳﻦ مُحَمَّدْ بَابُرْ‎

Эмир Ферганы
июнь 1494 г. – 1497 г.
Предшественник Умар-Шейх-мирза II
Преемник Джахангир Мирза II
Эмир Ферганы
1498 г. — 1500 г.
Предшественник Джахангир Мирза II
Преемник Джахангир Мирза II
Эмир Кандагара
1511 г.
Предшественник
Преемник
Эмир Кабула
октябрь 1504 г. - 26 декабря 1530 г.
Предшественник Муким
Преемник Хумаюн
Место рождения Андижан, Империя Тимуридов
Место смерти Агра, Индия, Империя Великих Моголов
Вероисповедание ислам суннитского толка
Место погребения Баги-Бабур, Кабул, Афганистан
Отец Умар-Шейх-мирза II
Мать Кутлуг-Нигар-ханым
Род Тимуриды
Жена 1. Айша Султан-бегум
Дочь Фахр ан-Ниса-бегум
Жена 2. Зайнаб Султан-бегум
Жена 3. Махам-бегум
Дети
Михр Джахан-бегум
Ишан ад-Даулат-бегум
Барбул-мирза
Фарук-мирза
Жена 4. Салиха Султан-бегум Сахиба
Дочь Гюль Барг-бегум
Жена 5. Масума Султан-бегум
Дочь Масума Султан-бегум
Жена 6. Гюльрух-бегум
Дети Камран-мирза
Гюль Изар-бегум
Мухаммад Аскари-мирза
Султан Ахмад-мирза
Шахрух-мирза
Жена 7. Дильдар Ага-бегум
Дети Гюль Ранг-бегум
Гюль Шара-бегум
Хаджах Гюльбадан-бегум
Алур-мирза
Жена 8. Биби Мубарика

Бабур и его сын Хумаюн

Мавзолей Бабура в Кабуле

Начало жизни Бабура было безоблачным среди изнеживающей роскоши Андижана, он с детства был влюблен в литературу, искусство, красоту природы; подобно всем принцам — тимуридам, он получал основы знаний от выдающихся преподавателей во дворце его отца. Безмятежное детство длилось недолго: в 1494 году по нелепой случайности погиб его отец и 12-летний Захир ад-Дин Мухаммад сам сел на трон правителя Ферганы и был вынужден бороться за него против своего брата Джахонгира-мирзы , с дядями Султаном Ахмадом-мирзой и Султаном Махмудом-мирзой . Чтобы примириться с братом Джахонгиром-мирзой , Захир ад-Дин , прозванный по-монгольски «Бабур» («Тигр»), отдал тому половину Ферганского удела. Тогда же Бабур вступил в борьбу против феодальных групп Самарканда. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде.

В течение 1494—1496 гг., будучи еще подростком, он участвует в сражениях за Самарканд и впервые встречается на поле боя со своим самым сильным врагом – опытным 50-летним предводителем кочевых узбекских племен Мухаммедом Шейбани-ханом , который оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу Бабура . В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако правил он им менее четырёх месяцев.

В 1500-1505 годах он был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан. В 1504 году Шейбани захватил Самарканд и Андижан, а затем и Ташкент, а Бабур отступил и взял Кабул, ставший столицей нового государства.

Весть о захвате Самарканда Шейбани-ханом переполнила сердце Бабура горечью, в своих мемуарах он писал «Почти сто сорок лет столичный город Самарканд принадлежал нашему дому, неизвестно откуда взявшийся узбек, чужак и враг пришел и захватил его!»

Укрепившись в Кабуле, Бабур несколько раз в 1505—1515 гг. пытался вернуться в Среднюю Азию. Но эти попытки оказались бесполезными. Ради этого, Бабур в 1511 году вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке персов Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением, Бабур оставил город. С 1514 года он оставил все претензии на Центральную Азию, его целью стала Индия.

В 1508 году он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Насиру-мирзе . В том же году Бабур совершил первый поход в Индию.

Позднее, с намерением укрепить свою власть, на протяжении периода 1519—1525 гг. Бабур вел агрессивную борьбу против Индии.

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1524 г. был предпринят новый завоевательный поход, и его результатом стало взятие Лахора. Поначалу Бабуру содействовал Даулат-хан , наместник Пенджаба, который был заинтересован в том, чтобы Ибрахим Лоди , возглавлявший Делийский султанат, был повержен и освободил престол. Однако когда Даулат-хану стало понятно, что Бабур не собирается уходить с завоеванных земель, он пытался оказать сопротивление, но потерпел поражение. В апреле 1526 г. состоялась переломная битва, в которой участвовали войска Бабура и армия султана Ибрахима Лоди , насчитывавшая 40 тысяч человек. Победа осталась за Бабуром . Путь к Дели ему был прегражден раджой Санграмом Сингхом , властителем Мевара, но в марте 1527 г. Бабур снова за счет превосходства в артиллерии в бою при Кхануа (близ Сикри) одержал победу, которая знаменовала взятие им под контроль Северной Индии.

Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

После захвата северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами . В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии. К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев.

Бабур переписывался с Алишером Навои . Снискал славу не только на государственном, но и на литературном поприще. Считается, что именно он из среднеазиатских поэтов стал первым писать на узбекском; сочинял он на таджикском и джагатайском языках.

Стихи Бабура , написанные на тюркском отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура - автобиография «Бабур-наме» (Записки Бабура), первый образец жанра мемуаров в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы, живо воссоздаёт детали быта знати, нравы и обычаи эпохи.

Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира. Также, Бабур известен как автор трудов: «Деван», «Мубаййин», «Аруз Рисоласи», «Рисолаи Валидиййа», «Харб иши».

Дочь Бабура Гульбадан-бегум , продолжая литературную традицию отца, написала историческое произведение «Хумаюн-наме».

Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре, возможно от дизентерии. Также существует версия, что основатель династии страдал иерсиниозом. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в загородный сад Баг-и Бабур (Сад Бабура), им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.

Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьями. Старшему сыну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться как верховному правителю империи.

Потомки Бабура , Великие Моголы, правили в Индии до середины XIX в.

Семья Бабура

Отец : Умар-Шейх-мирза II (1456 г. - 8 июня 1494 г.), эмир Ферганы (1469 г. – 8 июня 1494 г.)

Мать : Кутлуг-Нигар-ханым (1459 г. – 1505 г.), дочь Йунус-хана (1415 г. – 1487 г.), хана Моголистана (1467 г. – 1487 г.).

Род : Тимуриды

Жена : 1) с 1503 г. Айша Султан-бегум , главная жена падишаха, третья дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы

Дети : дочь Фахр ан-Ниса-бегум (1502 г. - 1502 г.)

Жена : 2) с 1504 г. Зайнаб Султан-бегум (? — 1508 г.), дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы

Жена : 3) с 1507 г. Махам-бегум (Хазрат-Валида) (? — 1535 г.), дочь шиитского шейха Ахмада из Торбете-Джам, родственница тимурида Хусейна Байкары (1438 г. – 4 мая 1506 г.), султана Хорасана (1469 г. — 4 мая 1506 г.).

Дети :

(6 марта 1508 г. - 27 января 1556 г.), 2-й падишах империи Великих Моголов (26 декабря 1530 г. - 17 мая 1540 г., 22 февраля 1555 г. - 27 января 1556 г.),

Михр Джахан-бегум (до 1515, ум. во младенчестве),

Ишан ад-Даулат-бегум (ум. во младенчестве),

шахзаде Барбул-мирза (1518 г. - 1521 г.),

шахзаде Фарук-мирза (1526 г. - 1527 г.)

Жена : 4) с ок. 1507 г. Салиха Султан-бегум Сахиба (Ак-бегум), дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы (1453 г. – 1495 г.), 8-го султана Мавераннахра (1494 г. – 1495 г.).

Дети : Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум) (до 1519 г. — ?), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы ,

Жена : 5) с 1508 г. Масума Султан-бегум (? — 1509 г.), пятая дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы (1451 г. – 1494 г.), 7-го султана Мавераннахра (1469 г. – 1494 г.).

Дети : Масума Султан-бегум (Чача Нур) (до 1509 г. — ?), с 1518 г. жена Мухаммада Замана-мирзы , сына тимурида Султана Бади аз-Заман-мирзы .

Жена : 6) с 1509 г. Гюльрух-бегум (? — до 1545 г.), вероятно сестра Амира Султана Али-мирзы Бегчика .

Дети :

шахзаде Камран-мирза (1509 г. — 1557 г.), наваб Кабула, Кандагара (до 1528 г.), Мултана (с 1528 г.), Газни и Пенджаба (в 1530 г. – 1553 г.),

Гюль Изар-бегум (до 1515 г., ум. во младенчестве),

шахзаде Мухаммад Аскари-мирза (1517 г. – 1554 г.), наваб Мултана (до 1528 г.), Чандери (в 1528 — 1530 гг.), Самбхала (в 1530 – 1534 г.),

шахзаде Султан Ахмад-мирза (1517 г. – 1525 г.),

шахзаде Шахрух-мирза (1522 г. – 1527 г.).

Жена : 7) с до 1510 г. Дильдар Ага-бегум (Дильдар Агача), дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы (1453 г. – 1495 г.), 8-го султана Мавераннахра (1494 г. – 1495 г.).

Дети :

Гюль Ранг-бегум (Чача Гюль) (1511/15 г. — после 1534 г.), с 1530 г. жена Чин-Тимур-султана (ум. после 1543 г.), 9-го сына Султан-Ахмад-хана I (1465 – 1504 гг.), хана Могулистана (1485 – 1504 гг.),

Гюль Шара-бегум (1515/17 г. – 1557 г.), с 1530 г. жена Тухта-Буга-султана (ум. до 1535 г.), 10-го сына Султан-Ахмад-хана I (1465 – 1504 гг.), хана Могулистана (1485 – 1504 гг.), затем жена Аббас-султана Узбека ,

шахзаде Абу Насир Мухаммад Хиндал-мирза (1519 – 1551 гг.),

Хаджах Гюльбадан-бегум (1524 – 1603 гг.), автор «Хумаюн-наме», с 1539 г. жена амира аль-умары Хизр-Ходжи-хана (ок. 1520 – 1559 гг.), наваба Лахора (1556 г.) и Бихара, второго сына туглуктимурида Айман-Ходжи-хана ,

шахзаде Алур-мирза (1524 – 1529 гг.),

Жена : 8) с 1519 г. Биби Мубарика (Бега-бегум) (? — 1556 г.), дочь Малик-шаха Мансура Юсуфзая .

Захириддин (Захир ад-дин, Захриддин, Захритдин) Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане , в семействе правителя Ферганского Улуса (удела), имя которого было Омар Шейх Мирза. В то время в Средней Азии и Хорасане шли жестокие междоусобные войны между братьями, родственниками - потомками Великого Тамерлана .

Захириддин Бабур с детства был влюблен в литературу, искусство, красоту природы; подобно всем принцам - тимуридам , он получал основы знаний от выдающихся преподавателей во дворце его отца. Но его безмятежное детство длилось недолго: в 1494 г., после смерти отца, Бабур в возрасте 12 лет, когда сам сел на трон правителя Ферганского Улуса , был вынужден бороться за трон Андижана против своего брата Джахонгира Мирзо, с дядями Султаном Ахмадом Мирзо и Султаном Махмад-ханом. Чтобы примириться с братом Джахонгиром Мирзо, Бабур разделил Ферганский Улус и отдал ровно половину. Тогда же Бабур вступил в борьбу против феодальных групп Самарканда .

Побежденный Шейбани-ханом , который обладал огромной военной силой, Бабура оставляет Самарканд. После завоевания Шейбани-ханом Андижана в 1504 г., Бабур размещается на юге и устанавливает свое правление Улус в Кабуле . В 1505-1515 гг. Бабур несколько раз пробовал вернуться в Среднюю Азию. Но эти попытки оказались бесполезными. Позднее, с намерением укрепить свою власть, на протяжении периода 1519-1525 гг. Бабур вел агрессивную борьбу против Индии. В 1526-1527 гг. он завоевал её. Власть "Династии Бабуридов" , известной в Европе как "Великие Моголы" , продолжалась в Индии более 300 лет.

После той победы Бабур прожил недолго и умер в городе Агре в декабре 1530 г.; позже, согласно его завещанию, потомки перенесли его останки в Кабул и захоронили там.
Бабур за короткое время правления государством содействовал стабилизации политической ситуации в Индии , объединил индийские земли, усовершенствовал города, организацию торговых отношений. Широкое распространение получило построение библиотек и караван-сараев, особенно в годы правления его потомков. Центрально-азиатский стиль появился в искусствах и архитектуре Индии.
Джавахарлал Неру написал, что после пребывания Бабура в Индии произошли большие изменения, имели место новые реформы, улучшившие жизнь, обогащенную искусством и архитектурой.

Наряду с огромными государственными делами Бабур выполнял литературно-художественную деятельность в Индии и создал самую его изысканную работу, которая стала популярной во всем мире - "Бабур-наме" .
"Бабур-наме" - книга, включающая не только исторические факты, но и уникальную информацию относительно экономических, политических и социальных аспектов, природы и географии - информация, которая имеет огромное мировое значение, наполнена уникальным историческим и литературным наследием.

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур - узбекский и индийский правитель, прославленный полководец, политик и общественный деятель, основатель государства Великих Моголов в Индии, писатель, поэт - появился на свет 14 февраля 1483 г. в городе Андижан. По отцовской линии был потомком рода Тимуридов, праправнуком знаменитого Тамерлана. Не исключено, что его предком по материнской линии был Чингисхан. Мальчику не было и 12 лет, когда после отца он стал возглавлять Фергану, небольшое княжество.

С тех пор его жизнь его проходила в непрекращающейся междоусобной феодальной борьбе. В 1504 г. он был вынужден покинуть Среднюю Азию из-за нашествия на его родные земли прибывших из Сибири тюркских племен. Он не просто бежал в Афганистан: в том же году им при содействии правителя Герата, его родственника, были захвачены Кабул, Хотан, Кашгар, Кандагар, Кунгдуз. В Кабуле он начал формировать мощную армию. Его целью были Самарканд и Бухара, но походы, предпринимаемые вплоть до 1512 г., ни к чему не привели. После этого Бабур Захиреддин Мухаммед обратил свой взор на Индию, положив тем самым начало новому этапу своей биографии. Его сердцем и умом владело желание стать правителем великой страны, и без завоевания Индии Бабур не видел возможности воплотить его в жизнь.

Но Индия покорилась ему не сразу. В 1518 г. Бабур предпринял поход на Северо-Запад этого государства, Пенджаб, однако вынужден был возвратиться из-за необходимости решать серьезные проблемы на своих землях. Новый завоевательный поход был предпринят в 1524 г., и его результатом стало взятие Лахора. Поначалу Бабуру содействовал Даулат-хан, наместник Пенджаба, который был заинтересован в том, чтобы Ибрахим Лоди, возглавлявший Делийский султанат, был повержен и освободил престол. Однако когда Даулат-хану стало понятно, что Бабур не собирается уходить с завоеванных земель, он пытался оказать сопротивление, но потерпел поражение. В апреле 1526 г. состоялась переломная битва, в которой участвовали войска Бабура и армия султана Ибрахима Лоди, насчитывавшая 40 тысяч человек. Победа осталась за Бабуром. Путь к Дели ему был прегражден раджой Санграмом Сингхом, властителем Мевара, но в марте 1527 г. Бабур снова за счет превосходства в артиллерии в бою при Кхануа одержал победу, которая знаменовала взятие им под контроль Северной Индии.

Основанное им в 1526 г. государство, названное позднее, при английских колонизаторах, империей Великих Моголов, просуществовало до середины XIX ст. К 1529 г. Бабур Захиреддин Мухаммед владел территориями Восточного Афганистана, Пенджаба и долины Ганга, простиравшимися до рубежей Бенгалии. Созданием централизованной государственной системы занимались уже его наследники.

Бабур был не просто талантливым полководцем, покорителем земель. Глядя на местное население – «неверных» с позиции завоевателя, он тем не менее, был к нему достаточно снисходителен; преследование затрагивало только тех, кто был настроен по отношению к новому повелителю откровенно враждебно. Бабур стремился понять специфику мировоззрения и традиций, содействовал тому, чтобы в городах было большая зеленых насаждений, чтобы строились библиотеки, караван-сараи, развивалась торговля. Он считался любителем искусства, человеком образованным и любознательным: Афганистан, Средняя Азия, Индия - все эти территории интересовали Бабура с точки зрения культуры, истории, фауны и флоры.

Снискал славу не только на государственном, но и на литературном поприще. Считается, что именно он из среднеазиатских поэтов стал первым писать на узбекском; сочинял он на таджикском и джагатайском языках. Характерная черта его поэзии, сохранившейся в виде дивана лирических стихов, - афористичность. Главным его сочинением является «Бабур-наме» - автобиография, «первооткрыватель» жанра мемуаров в узбекской литературе. Описывая события 1493-1529 гг., она дает представление не только о практически всей жизни основателя империи, но и нравах того времени, образе жизни богатых феодалов.

26 декабря 1530 г. покоритель Индии умер, завещав большую часть владений старшему сыну. Выполняя последнее желание Бабура, его останки похоронили в Кабуле, саду Баг.

За свою 47-летнюю жизнь Захириддина Мухаммед Бабур, оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое “Бабур-наме”, снискавшая мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению (“Мубайин”), поэтике (“Аруз рисоласи”), музыке, военному делу, а также специальный алфавит “Хатт-и Бабури”.
Бабур старший сын правителя Ферганского уезда Омар Шейха Мирзы - родился 14 февраля 1483г. в г.Андижане в разгар междоусобной борьбы различных тимуридских правителей в Средней Азии, и в Хорасане за передел обширной территории созданного Тимуром государства.

В 1494г., Омар Шейх Мирза трагически умирает, и 11 летний Бабур был объявлен государем Ферганы. В последующие годы Бабур упорно стремился создать в Мавераннахре, крупное централизованное государство, но его планы не увенчались успехом.

Предводитель кочевых узбеков Мухаммед Шейбани-хан, умело воспользовавшись неурядицами и политическими междоусобицами среди правителей Мавераннахра и Ферганы, в 1504 овладевает Самаркандом, Андижаном и Ташкентом, и тем самым вынуждает Бабура покинуть пределы Ферганы, и Бабур обосновывается в Кабуле и Бадахшане. Неоднократные попытки Бабура (в 1505-1515гг.) вернуть “подвластные владения” государства Тимуридов оканчиваются полной неудачей, и Бабур обращает свои взоры на Индию. В 1526г. в битве при Панипате, к северу от Дели, делийский султан Ибрахима Лоди терпит поражение и Бабур становится правителем Северной Индии. Бабур основывает империю Бабуридов (“Империя великих моголов”), которая просуществовал до XIX века.

В своей столице Агре, Бабур собирает вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов того времени. Необходимо подчеркнуть, что тимуридские правители всегда способствовали развитию культуры и науки.

Умер Бабур 26 декабря 1530г. Спустя некоторое время после смерти Бабура, останки его тема были перенесены из Агры в Кабул, в загородный сад, который ныне известен как Баг-и Бабур (Сад Бабура).

Лирика

Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. В его стихотворениях реалистически отражены исторические события эпохи, его личная жизнь, окружающая среда, отношение к человеку, религии, обычаям.

Можно сказать, что стихи Бабура - автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами. О чем красноречиво говорит сам поэт:
Каких страданий не терпел и тяжких бед, Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет, Бабур?
Но кто прочтет “Бабур-наме”, увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур.

Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией А.Навои. Известна переписка Бабура с Навои незадолго до смерти последнего. В своих газелях и рубаи поэт поднимает такие проблемы человеческих взаимоотношений, как любовь, дружба, стремление к прекрасному и т.д. Земную любовь, поэт воспевает как самое высокое человеческое достоинство.

Бабур утверждает, что ради свидания с возлюбленной он готов вынести любые трудности. Без своей возлюбленной он не представляет себе жизни. С большой искренностью поэт выражает готовность пожертвовать ради любви самим собой, всем своим существом.

Любовь для Бабура - превыше всего: богатства, общественного положения и всех земных благ. Поэт в своих газелях создает образ прекрасной возлюбленной, наделяя ее небывало красивой внешностью, богатым внутренним и духовным содержанием.

В лирике Бабура особое место занимает тема родины. В его газелях и особенно в рубаи с большой впечатляющей силой выражены тоска по родине и беспредельная любовь к ней.
Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек,
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.

В поэзии Бабура также затронуты и вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт возвышает человека, относится к нему с великим уважением, высоко ставит человеческое достоинство. В своих рубаи он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие моральные качества.

Говоря о художественном языке произведений Бабура, необходимо отметить его простоту, общедоступность, ясность и сжатость. Поэт не любит громких фраз и сложных выражений. Простота языка Бабура способствует ясному восприятию читателями его творений, богатой палитры чувств и переживаний.

Поэтическое мастерство Бабура выражается в художественном стиле в умелом использовании наиболее выразительных средств родного языка и в творческом воссоздании источников народного творчества.

О произведении "Бабур-наме"

Центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке исторический труд “Бабурнаме”, которую востоковед В.Бартольд назвал “лучшим произведением тюркской прозы”. Книга была завершена в Индии, она носит в основном автобиографический (мемуарный жанр) характер и отражает историю народов Центральной Азии конца XV - начала XVIIвв.

По совокупности сведений и их достоверности “Бабур-наме” является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии.

По богатству и разнообразию материала, по языку и стилю “Бабур- наме” стоит выше любой исторической хроники, составленный придворными летописцами того времени, Не удивительно поэтому, что в разные времена труд этот привлекал пристальное внимание ученых своего мира. “Бабур-наме” посвящен описанию деятельности Бабура, его удачных и неудачных военных походов, изложению всех перипетий его богатой приключенческой жизни. История создания “Бабур-наме” неизвестна, по сведениям дочери Гульбадан-бегим, в ее книге “Хумаюн-наме”, описывается, что в Индии, в городе Сикри, в саду была площадка и наверху этой площадки Бабур имел обыкновение писать книги.

“Бабур-наме” состоит из трех частей. Первая ее часть посвящена описанию политических событий в Мавераннахре в конце XVв. Вторая часть охватывает события, происходившие на территории Афганистана, которая в эпоху Бабура была известна как “Кабульский удел”. В последней части, описываются политические события в Северной Индии, географические данные страны, ее природные особенности, содержатся интересные сведения о народах, населявших эту страну.

Автор “Бабур-наме” с присущей ему откровенностью описывает борьбу за власть, приводит факты опустошения земледельческих оазисов, увеличения поземельного и др. налогов, сбор которых участился в годы смуты во владениях последних тимуридов в Хорасане и Мавераннахре.

Благодаря “Бабур-наме” мы узнаем об имевшем место в г.Самарканде страшном голоде в дни осады его Шейбани-ханом в 1501г. Правдивость сведений Бабура подтверждают историки того времени: Хандемир, Мухаммад Хайдар, Мухаммад Салих, Беннаи и др.

Сам Бабур пишет: “... все, что здесь написано, истина, и цель этих слов в том, чтобы похвалить себя, - все, действительностью, было так, как я написал. В этой летописи я вменил себе в обязанность, чтобы каждое написанное мной слово было правдой и всякое дело излагалось так, как оно происходило”.

“Бабур-наме” хотя и посвящена политической истории вышеназванных стран рубежа XV-XVIIвв., однако изобилует она также бесценными материалами из социально-экономической жизни народов, затрагивает вопросы морали, этики, нравственности и аспекты современной автору эпохи.

“Бабур-наме” содержит многочисленные сведения о литературной среде самого Бабура. На основе этих сведений можно воссоздать биографии многих малоизвестных поэтов того времени, живших в Центральной Азии, и писавших стихи, как на персидском, так и тюркском языке. В книге много словесных портретов целого ряда современников поэта, государственных деятелей, художников, музыкантов, историков. Чрезвычайно ценными являются сведения Бабура о полезных ископаемых городов Центральной Азии. В книге не только приводятся отдельные сведения о природных ископаемых, но одновременно отмечается их назначение в хозяйственной жизни страны.

С большой любовью пишет Бабур о Самарканде, не упускает автор из виду описание обсерватории Улугбека, которым восторгался, отмечая совершенство этого сооружения, его изумительность.

В книге Бабура получили подробные описания жизнь и трудовая деятельность различных афганских племен, обитавших на обширной территории между Вахшем и Пенджабом.

В “Бабур-наме” нашли отражение флора и фауна описываемых стран. Бабур, подробно описывая Хиндустан, восхищается его природой, сравнивает его со своей родной: “Эта удивительная страна; в сравнении с нашими землями это иной мир. Горы, реки, леса, города, области, язык, растения и ветры - все там не так как у нас. Хотя и жаркие области, прилегающие к Кабулу, кое в чем сходны с Хиндустаном, но в других отношениях они не сходны: стоит лишь перейти реку Синд, как земли и вода, и деревья, и камни, и люди, и обычаи - все становится таким же, как в Хиндустане”. Описывая политическую жизнь Индии, Бабур дает сведения об истории Индии XV - начала XVI вв.

В “Бабур-наме” много фактических данных по этнографии: интересны описания одежды индусов, их обычаев, образа жизни простого народа и знати.

Бабур в своей деятельности преследовал цель благоустройства подвластных ему крупных городов Индии. Планировка и архитектура общественных и частных построек, их внешние оформление и интерьер, имеют много общего со среднеазиатским стилем, орчанично сочетаясь с индийской и среднеазиатской. Бабур стремится укрепить торгово- экономические связи с соседними странами.

В настоящее время “Бабур-наме” все более привлекает внимание специалистов из разных стран мира. Ценность сведений, приведенных в “Бабур-наме”, искренность и самокритичность автора, достоверность фактов получили единодушное признание ученых всего мира. Данные “Бабур-наме” вошли в сводные тома по истории народов Центральной Азии.

Интерес к замечательным творениям Бабура, особенно к его книге “Бабур-наме”, возрастает год от года во всем мире.

Вот что он пишет:
Если я умру с добрым именем - хорошо.
Мне нужно (доброе) имя - тело принадлежит смерти.

Великое творение Захириддина Мухаммада Бабура “Бабур-наме” обессмертило имя поэта в века.