Физиология стресса у человека. Физиология стресса

Вам понадобятся:

Чем характерно расстройство

Человек не в силах контролировать все происходящее вокруг. Стрессовая обстановка окружает нас повсюду. Чтобы избежать негатива, нужно просто сутками лежать в кровати и полностью бездействовать. В психологии есть такая фраза: «Вся информация нейтральная, а человек сам выбирает воспринимать ее положительной или отрицательной».

Физиология стресса такая, что она может возникнуть как у ребенка, так и у пожилого человека. Причем дети не так остро реагируют на все провоцирующие раздражители.

Во время физиологического стресса организму поступает сигнал о физическом дискомфорте. И неважно, какой стрессогенный фактор (холод или жара, удар или крик), вся психологическая и физическая система мобилизуется и напрягается.

До сих пор не поняли, что же это за вид стресса? Вот парочка наглядных примеров:

  • Если вы резко засунете руку в очень холодную воду;
  • вам делают перманентный макияж;
  • в жаркую погоду зайдете в холодильную камеру.

Речь идет о физиологии стресса…

Его виды

Физиологические стрессы, в зависимости от природы его возникновения, делится на:

    Химический

    Проявляется в результате нарушения химических процессов в организме (недостаточность воздуха, чрезмерная влажность помещения, загазованность окружающей среды и т.д.).

    Биологический

    Является следствием болезней.

    Физический

    Возникает у профессиональных спортсменов из-за больших нагрузок.

    Механический

    Связан с повреждениями тела (травма, операция, ушиб конечностей и т.д.).

Основные причины возникновения

  • Резкие температурные перепады;
  • Громкий звук;
  • Резкий запах;
  • Сильный удар, падение или другие механические повреждения;
  • Жара или холод;
  • Повышенная влажность;
  • Питьевое голодание.

Если кратко, то к факторам, провоцирующим физиологическую стрессовость, можно отнести все, что нарушает внутреннее спокойствие и равновесие.

К причинам появления такого вида стресса также относят постоянные строгие диеты. Когда начинается острый период ограничения в пищи, организм получает стресс, «ест» свой жир, а через время к нему происхо

дит адаптация. В результате вес останавливается, и появляется много неприятных болезней ЖКТ.

Симптомы

  • Мышечное напряжение;
  • Острая и непредвиденная реакция на раздражающий фактор;
  • Повышенное выделение пота;
  • Скачки артериального давления;
  • Отсутствие чувства голода;
  • Головная боль;
  • Судороги;
  • Секундная потеря памяти;
  • Нарушение сна.

Значение для человека

Физиологическое раздражение, возникающее у каждого человека, оказывает и положительное влияние. Люди научились с ними жить и справляться. А значит, организм адаптируется и со временем появляется возможность противостоять не только физиологическому стрессу, но и другим его видам.

Последствия

Врачи и научная литература склоняются к тому, что если физиологический стресс бывает редко, то никаких негативных последствий он не принесет. Если вы, к примеру, сели на длительную изнуряющую диету, то должны понимать, что организм недополучает полезные микроэлементы, а это вредит иммунитету и здоровью в целом.

Длительные признаки физиологического стресса порождают деструктивный процесс: нарушают работу сердечно-сосудистой системы, эндокринной, обостряют хронические заболевания, а также происходит сбой менструального цикла у женщин.

Физиологические болезни могут со временем перерасти в психические, ведь они тесно между собой связаны и друг от друга зависимые.

Лечение стресса

Не существует единого метода в лечении данного расстройства. Большинство психологов считают такое лечение не нужным. Но все же, если вы часто наблюдаете за собой слишком бурные реакции на внешние факторы, то все-таки стоит рассмотреть методы, которые не имеют побочных эффектов:

  • Устранить причину физиологического дистресса.
  • Глубокий вдох и выдох.

Такое легкое дыхательное упражнение уберет нервное напряжение.

  • Вместо строгих диет лучше перейти на правильное сбалансированное питание.

И организму будет комфортно, и вас обрадует уменьшающийся вес.

  • Медитация выполняется для уравновешивания психики и ускоряет снятие стресса.

Во время такого упражнения вам следует принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на позитивных мыслях.

Можно помечтать, вспомнить приятные моменты или прорисовать в уме картинку будущего. Такой метод поможет расслабиться.

  • Релаксация отлично снимает мышечное и эмоциональное напряжение.

Ее особо полезно делать, когда человек нервный. Для этого, лягте на пол или кровать, расслабьте ноги и руки и закройте глаза. Сосредоточьтесь на вашем дыхании. Дышите глубоко и медленно. Думайте только о вашем теле, прочувствуйте его от пятки до кончика пальца руки. Поочередно напрягите каждую ногу на 3-4 секунды и расслабьте. Затем можно напрячь все тело на несколько секунд и расслабить.

В конце релаксации глубоко вдохните, выдохните и медленно открывайте глаза. Резко вставать не нужно, плавно сядьте, затем встаньте и постарайтесь в таком расслабленном состоянии и дальше находится.

Можно раскрашивать раскраски-антисресс. У нас это можно сделать не отходя от компьютера.

Выберите как хотите закрашивать.

  • Сеансы с психотерапевтом помогут и правильно реагировать на раздражительные ситуации.
  • Особо запущенные стадии сильного стресса, когда у человека психоэмоциональное состояние не восстанавливается и напряженность не проходит, врач назначает применение антидепрессантов на основе трав (Валериана, Пустырник, Новопассит, Седатифон и т.д.).

Заключение

Каждый человек индивидуум. И то, как он отреагирует на воздействие внешних раздражителей и поведет себя при адаптационном синдроме – это сугубо индивидуально. Физиологический стресс не так уж опасен. Главное – всего должно быть в меру. Сюда это высказывание относится как нельзя кстати.

Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям и даже к гибели. Их негативное действие усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества еще долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.

Новоенаправление в медицине : психосоматическая медицина. (рассматривает всевозможные формы стресса как основной или сопутствующий патогенетический фактор очень многих соматических (телесных) заболеваний.

По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др.

Значение стресса:

С точки зрения биологической целесообразности (применение «стратегии борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов - например, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвует в спортивном соревновании.

Снижение работоспособности происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями интеллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрессе авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

Необходимо отличать понятия «психологический стресс» и «эмоциональный стресс»:

  • эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;
  • эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т. д.);
  • термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс» - психологами.

В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии - тревоги, адаптации и истощения.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.


Управление стрессом, его преодоление:

«Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни ».
Ганс Селье

Преодолению стресса способствуют :

Физическая активность (длительные упражнения, кардионагрузки, укрепляющие сердце и легкие, помогают снизить депрессию и тревожность)
Позитивный, оптимистичный настрой , хорошее настроение.
Релаксация (умение расслабляться успокаиваться, хобби).
Моральная поддержка (наличие друзей, близких, любимых людей – тех, кто готов помочь и поддержать вас в трудную минуту).
Духовность (религиозность).
Отсутствие вредных привычек (курение, переедание) – то есть контроль за нормальным весом, отказ от курения.

Стресс-менеджмент - у ниверсальный алгоритм управления стрессом, направленный не на противодействие энергии стресса, а позволяющий использовать эту энергию в интересах личностного роста и самосовершенствования.

1. Своевременное распознавание стресса.

Цель – вовремя начать поиск причины стресса, чтобы ее изменить;
2. Выбор оптимального поведения.

Цель – овладеть стрессовой ситуацией;
3. Использование приемов антистрессовой самозащиты.

Цель – преобразовать стресс из разрушительной в созидательную силу;
4. Восстановление израсходованного ресурса, противодействие хронической усталости.

Цель – предотвратить болезни стресса.

При воздействии раздражителя (стрессора) вся система «подключается» и пытается ответить на вопрос «что произошло?». Эти процессы происходят в автономном режиме. физиологические процессы сочетаются с психологическими, которые на этом этапе проявляются направленностью взгляда, повышенным вниманием, прислушиванием, концентрацией внимания на стрессоры, возникает мышечное напряжение, а также активация конечного органа. это проявление ориентировочного рефлекса, который может трансформироваться в стрессовую реакцию, если сигнал будет расценен как угрожающий. если восприятие угрозы не произойдет, то стрессовая реакция не проявляется.

Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и необязательно осознанно) рецепторами. Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу. В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее – в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).

В конечном счете, все потоки нервной импульсации по восходящим путям поступают в кору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов, провоцирующий ярковыраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция. Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так и положительных) является стимулом для стресса.

Итак, в самом общем виде условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию - объективную, отражающую физические характеристики воздействия, и субъективную, отражающую отношение субъекта к этому воздействию. В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев) она запускает последовательность соответствующих физиологических реакций.

Основным путем распространения стрессогенной реакции в организме является вегетативная нервная система и в первую очередь ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

Итак, как уже подчеркивалось, в современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также эмоционального возбуждения.

Совокупность адаптационных реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры) определяют как общий адаптационный синдром (ОАС). Концепцию этого синдрома Селье разработал в 1956 году, определив ОАС как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции. ОАС разделяется на три стадии:

· Первая называется стадией тревоги. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма, повышением уровня адреналина в крови.

· Следующая стадия называется стадией сопротивления или резистентности. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов, что отражает возможности поддержать состояние гомеостаза.

· Если воздействие стрессора будет продолжаться, то в итоге “энергия адаптации”, т.е. адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпают себя. Тогда организм вступает в финальную стадию – стадию истощения, когда под угрозой может оказаться выживание организма.

Сущность ОАС ясно излагает сам Селье: “Ни один организм, – подчеркивает он, – не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным возможностям. Но поскольку адаптационная энергия небеспредельна, то в случае, если стрессор продолжает действовать наступает третья стадия - истощение”.

Организм человека справляется со стрессом следующими способами:

1. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.

2. Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бегству.

3. Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.

Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот - надпочечникам, в результате чего возрастает синтез гормонов и их выброс в кровь. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.

4. Наиболее продолжительные соматические реакции на стресс являются результатом активации “эндокринных осей”, то есть системных объединений органов, результатом работы которых будут изменения в выработке гормонов. В стрессовую реакцию человека вовлекаются: соматотропная, адрено-кортикальная и тироидная системы. Они связаны с активацией гипоталамо-гипофизарной системы коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Доказано, что эти оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна по времени, но как правило возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

Это первая стадия адаптативного синдрома, которую Селье назвал стадией тревоги. Это фактически первый уровень реагирования на стрессор - уровень автономной нервной оси, который имеет биоэлектрическую природу.

Если стрессор расценивается как угрожающий, что может быть при продолжительном воздействии стрессора, увеличении интенсивности воздействия и т.д., включается следующий (второй) этап (уровень) стрессового процесса – стадия напряжения. на этой стадии организм готовится к преодолению этой угрозы. Через симпатические и парасимпатические пути нервный импульс после кортикальной и лимбической «интерпретации» стрессора нисходит к гипоталамусу, откуда через проводящие пути достигает соответствующего концевого органа (эрготропная и трофотропная реакции). важнейшим эффектом активации автономной нервной системы является проявление его сразу на концевом органе. происходит мобилизация организма для преодоления «угрозы» - повышается давление, учащается частота сердечных сокращений, изменяется ритм дыхания, напрягаются мышцы, внутренние органы переходят на «особый режим работы». происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине; подключаются все резервные возможности под полным контролем со стороны личности.

Однако действие автономной нервной оси продолжается недолго и ее эффективность быстро падает.

Поэтому для преодоления продолжающейся «угрозы» подключается третий уровень стрессового процесса – так называемая нейроэндокринная ось, благодаря которому организм реализует реакцию «борьбы-бегства». Возникает состояние, которое характеризуется тенденцией к активному поддерживанию определенного уровня функционирования в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды, называемое гомеостазом.

Гомеостаз – это адаптативная тенденция организма к поддержанию баланса. этот процесс обеспечивается деятельностью нейроэндокринной оси стрессовой реакции. вначале в процесс вовлекается миндалевидное тело, представляющее собой наивысший центр реакций «борьбы-бегства» или реакции напряжения; отсюда поток нервной импульсации направляется в гипоталамическую область и далее - в мозговой слой надпочечников, который выбрасывает в кровяное русло такие медиаторы, как адреналин и норадреналин.

Длительное напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению. под действием продолжающейся «угрозы» возникает состояние «рассогласованности» (на уровне психики – страх), которое оценивается как негативное и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, биологический смысл которого заключается в переводе организма на «аварийный уровень» адаптации. таким образом, формируются и проявляются эмоционально-стрессовые реакции («острый стресс» по мкб-10) и невротические нарушения в результате психической травмы – гиперсенситивность, бессонница, тревожная напряженность, элементы заторможенности или суетливости и т.д. эти нарушения транзиторны и не расстраивают адекватность поведения.

! Важно заметить, что действие автономной нервной системы продолжается всего несколько секунд,

Этапы онтогенеза

Онтогенез - это индивидуальное развитие организма, начиная от одной клетки (зиготы, образующейся при слиянии яйцеклетки и сперматозоида) до взрослого многоклеточного существа со множеством специализированных тканей и органов. Необходимость объединения этих подуровней в один онтогенетический уровень вызвана двумя причинами. Во-первых, зигота - по сути обычная клетка - уже представляет организм, хотя и на одноклеточной стадии развития. Во-вторых, в природе существуют не только многоклеточные, но и одноклеточные организмы как животного, так и растительного свойства - амеба, инфузория, эвглена, хлорелла и др. Бактерии - особо мелкие и безъядерные (прокариотные) клетки - тоже самостоятельные организмы, хотя живут обычно колониями. Так что понятия «клетка» и «организм» в определенных случаях совпадают.

Из сказанного следует очень важный вывод: клетка является наименьшей, то естьэлементарной живой системой , так как ей присущи все свойства живого организма, свойства жизни как явления . Клетка, как и многоклеточный организм способна питаться, поглощать энергию, синтезировать вещества, двигаться, реагировать на раздражители, размножаться, приспосабливаться и д.т . Этому способствует достаточно высокая степень структурной дискретности - внутреннее расчленение клетки на органоиды, изолированные отсеки - особенно выраженная у высших, эукариотных клеток.

Вопросы для укрепления материала:

1. На какие экологические группы делятся организмы в зависимости от используемых им источников энергии?

2. Какие механизмы существуют переноса веществ в растительных организмах?

3. Как происходит перенос малых молекул у животных и у человека?

4. Что такое морфогенез?

5. Какие зоны роста имеются у растений?

6. У каких растений наблюдается вторичный рост?

7. Из каких стадий состоит развитие животных?

8. Что изучает геронтология?

9. Что такое фитогормоны, для чего они служат?


Лекция 7. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды

Цель лекции: Дать знания о механизмах устойчивости растений.

План:

1. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Физиология стресса

2. Холодоустойчивость и морозостойкость растений, закаливание

3. Теплоустойчивость, водный стресс, солеустойчивость

4. Газоустойчивость, радиоустойчивость

Неблагоприятные факторы внешней среды называют стрессорами, а реакцию организма на отклонения от нормы стрессом (напряжением). Для растений характерны три фазы стресса: 1) первичная стрессовая реакция, 2) адаптация, 3) истощение. Действие стрессора зависит от величины повреждающего фактора, длительности его воздействия и сопротивляемости растения. Устойчивость растений к стрессору зависит и от фазы онтогенеза. Наиболее устойчивы растения, находящиеся в состоянии покоя. Наиболее чувствительны растения в молодом возрасте.



К первичным неспецифическим процессам, происходящим в клетках растений при действии любых стрессоров, относятся следующие:

1. Повышение проницаемости мембран, деполяризация мембранного потенциала плазмалеммы.

2. Вход ионов кальция в цитоплазму из клеточных стенок и внутриклеточных органелл (вакуоль, эндоплазматическая сеть, митохондрии).

3. Сдвиг рН цитоплазмы в кислую сторону.

4. Активация сборки актиновых микрофиламентов цитоскелета, в результате чего возрастает вязкость и светорассеяние цитоплазмы.

5. Усиление поглощения кислорода, ускоренная трата АТФ, развитие свободнорадикальных процессов.

6. Повышение содержания аминокислоты пролина, которая может образовывать агрегаты, ведущие себя как гидрофильные коллоиды и способствующие удержанию воды в клетке. Пролин может связываться с белковыми молекулами, защищая их от денатурации.

7. Активация синтеза стрессовых белков.

8. Усиление синтеза этилена и абсцизовой кислоты, торможение деления и роста, поглотительной активности клеток и других физиологических процессов, осуществляющихся в обычных условиях.

Кроме того, стрессоры оказывают и специфическое воздействие на клетки. В невысоких дозах повторяющиеся стрессы приводят к закаливанию организма, причем закаливание к одному стрессору способствует повышению устойчивости организма и другим повреждающим факторам.

В 1925 г Ганс Селье ввел понятие общего адаптационного синдрома. Каждую составляющую своего определения Селье пояснил так: Общий - потому что к стрессу приводят факторы, которые, воздействуя на разные области организма, в итоге способны вызвать общую системную защиту; Адаптационный - потому что это явление как бы закрепляется, приобретает характер привычки; Синдром - потому что его отдельные проявления частично взаимозависимы.

Весь синдром стресса (общий адаптационный синдром), проходит три стадии:

1. Фаза торможения, соответствующая начальным ответным реакциям на воздействие стрессора, выражающаяся в нарушении структурных и функциональных условий жизнедеятельности. В течение этой фазы снижается жизнеспособность и устойчивость растений, а процессы катаболизма преобладает над анаболизмом. Если стресс слишком силен, наблюдаются серьезные повреждения. В том случае, когда интенсивность стрессовых воздействий умеренна, инициируется постепенное восстановление метаболизма.

2. Фаза адаптации, в течение которой организм приспосабливается к стрессору.

3. Если адаптивный потенциал организма недостаточен для преодоления влияния стрессора, а продолжительность или интенсивность стрессового воздействия слишком значительна, наступает фаза истощения. Во время этой фазы жизнеспособность растения постепенно падает, что приводит к его повреждению или даже гибели, при этом растения становятся более восприимчивыми к патогенам и другим стрессовым факторам.

В настоящее время выделяют и 4-стадию:

4. Если стрессорное воздействие прекращается до того, как процессы клеточной гибели становятся доминирующими, наступает фаза регенерации, в течение которой появляются новые адаптивные и компенсаторные механизмы.

Таким образом, в зависимости от величины и продолжительности воздействия стрессора, в организмах могут включаться механизмы адаптации к этим стрессовым факторам.

Адаптациями называют возникновение и развитие определенных, конкретных морфофизиологических свойств, значения которых для организма связаны с теми или иными общими или частными условиями его абиотической и биотической среды.

Адаптация, как и адаптационный ответ, может осуществляться на различных уровнях:

1. на уровне клетки в виде функциональных или морфологических изменений;

2. на уровне органа или группы клеток, имеющих одинаковую функцию;

3. на уровне организма как морфологического так и функционального целого, представляющего собой совокупность всех физиологических функций, направленных на сохранение витальных функций и самой жизни.

4. на уровне популяций;

5. на уровне видов;

6. на уровне биоценоза;

7. на уровне экосферы;

Не следует рассматривать понятие адаптации применимо только к отдельному организму, адаптация - это процесс поддержания всей экосферы в относительно стабильном состоянии, т.е. ее гомеостаза и отдельные организмы являются лишь звеньями этого механизма

На организменном уровне сохраняются все клеточные механизмы адаптации и дополняются новыми, отражающими взаимодействие органов в целом растении. Прежде всего, это конкурентные отношения за физиологически активные вещества и пищу. Это позволяет растениям в экстремальных условиях сформировать лишь такой минимум генеративных органов, которые они в состоянии обеспечить необходимыми веществами для созревания. При неблагоприятных условиях ускоряются процессы старения и опадения нижних листьев, а продукты гидролиза их органических соединений используются для питания молодых листьев и формирования генеративных органов. Растения способны замещать поврежденные или утраченные органы путем регенерации и роста пазушных почек. Во всех этих процессах коррелятивного роста участвуют межклеточные системы регуляции (гормональная, трофическая и электрофизиологическая).

В условиях длительного и сильного стресса в первую очередь гибнут неустойчивые растения. Они устраняются из популяции, а семенное потомство образуют более устойчивые растения. В результате общий уровень устойчивости в популяции возрастает. Таким образом, на популяционном уровне включается отбор, приводящий к появлению более приспособленных организмов и новых видов.

В многолетних исследованиях получены данные по реакции растений на засуху, засоление, высокие и низкие температуры. Результаты исследований характера изменения под влиянием этих стрессов большого числа физиологических, биохимических, биофизических, морфолого-анатомических и ультраструктурных параметров у разных по стрессовой устойчивости видов и сортов растений в обобщенном виде представлены в таблице 1. Наличие такого однообразия конечного эффекта при воздействии на растение качественно разных стрессовых факторов является следствием многовариантности путей реализации программы развития растительного организма. Характерной особенностью адаптации растений, например, к засухе и засолению является резкое возрастание в них осмотического потенциала, но при засухе за счет повышения в клетках концентрации органических соединений, а при засолении - путем аккумуляции ионов солей из внешней среды.

И осознает ли, что происходит с организмом при этом процессе? Ведь каждый человек уверен, что испытывал такую проблему.

Реакция организма

Организм человека на воздействие факторов окружающей среды отвечает стандартной неспецифичной реакцией нейрогуморальных систем. Происходит повреждение и изменение равновесия в организме, которое иначе называется «гемостаз», вызванное воздействием отрицательного фактора на организм. Действительно, большая часть раздражителей, как их еще называют, стрессоров или стресс-факторов, воздействуют на организм ежедневно. Например, такие как холод, жара, громкий звук будильника по утрам. Звон будильника услышан — глаза открылись, то есть воздействие стрессора запускает цепочку стресс-реакции, а именно дает начало процессу.

Причины возникновения

Возможно, вы отшельник и вам не случится испытать негативных причин . Однако физиологических причин избежать не удастся никому. Физиологические стрессы повсюду. Сама природа и есть им причина: шум, вибрация, колебания температуры, голод из-за вечных диет или, может быть терзания, что вы не придерживаетесь этих диет, а впрочем, это уже психологическая причина. Но, как известно, все в природе взаимосвязано.

Условно, физиологический стресс по причинам воздействия можно разделить на 4 основные группы:

  1. Стресс химический. Возникает под воздействием химических веществ, вызван повышением уровня угарного газа во вдыхаемом воздухе и т.д.
  2. Стресс биологический. Возникает вследствие заболеваний.
  3. Стресс физический. Это на пределе организма, порой изнуряющие, часто чрезмерные.
  4. Стресс механический. Возникает при повреждении целостности организма (оперативное вмешательство, травма).

Стрессы воздействуют на организм человека по-разному, и по такому принципу их подразделяют на:

  1. Дистресс. Условно описывается как неблагоприятный стресс, что является не совсем справедливым определением, так как, в свою очередь, дистрессы подразделяются на:
    • вредоносные (изнурительные тренировки, переохлаждение, перегрев);
    • мобилизующие (состязания, конкурсы, обливания холодной водой).
  2. . Это положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий.

Процесс развития

Рассмотрим, в чем заключаются физиологические основы стресса и что лежит в его основе. Схема развития физиологического стресса довольна проста:

  • адаптация
  • истощение.

Каков сценарий развития физиологических проявлений ситуации, которую человеческий мозг распознает как опасную? Иными словами, упала первая фишка домино, кора головного мозга восприняла сигнал окружающей среды об опасной ситуации, и вот что происходит дальше:

  1. Из коры головного мозга сигналы об опасной ситуации устремляются в гипоталамус. Это небольшой, но крайне важный участок головного, а точнее, продолговатого мозга, который содержит большое количество скопления клеток, являясь высшим центром управления эндокринной и вегетативной нервной системы.
  2. Затем в функционировании вегетативной нервной системы происходят некоторые сдвиги. Сначала осуществляется нарастание активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, что проявляется как физиологические симптомы стресса:
    • тахикардия, или учащение сердцебиения;
    • выброс в кровоток гормона адреналина, если человек переживает , либо норадреналина, если испытывает ;
    • сокращение мышц становится более интенсивным, и возникает напряжение мышц;
    • за счет спазма сосудов периферии кожные покровы приобретают бледную окраску, возможно появление холодного пота.

    Если физиологический продолжает воздействие, то при снижении лимита адаптационной энергии, при «слабом» типе высшей нервной деятельности, включаются в работу парасимпатические отделы вегетативной нервной системы, что может проявляться как следующие физиологические симптомы: общая слабость, быстрая утомляемость, снижение артериального давления, снижение мышечного тонуса, расстройство желудочно-кишечного тракта.

  3. Активация гормональных механизмов, за открытие которых Ганс Селье был удостоен Нобелевской премии. Происходит выработка так называемых антистрессовых гормонов путем активации коркового слоя надпочечников. Эта реакция, так же как и предыдущая, запускается гипоталамусом, однако значительно отличается. Глюкокортикоиды усиливают все обменные процессы организма, появляются следующие физиологические симптомы: при стрессе повышается уровень глюкозы в крови, воспалительные процессы подавляются, снижается чувствительность организма к боли — в целом организм приспосабливается быстрее и лучше к требованиям окружающей среды.

Эти три стадии составляют первое звено схемы развития . Перед организмом поставлена задача — приспособиться или преодолеть данную проблему.

  1. Нейрогуморальные реакции. Дальнейшие события зависят от того, как быстро организму удается справиться с проблемой. Если стрессовый фактор продолжает воздействовать на физиологию организма, то наступает вторая стадия — адаптация, характеризующаяся тем, что происходит компенсация ущерба от воздействия. Это то, что испытывает спортсмен на середине длинной дистанции, так называемое «второе дыхание». Но рано или поздно наступает истощение адаптационной энергии, невозможно пребывать в состоянии напряжения бесконечно долго. И если стрессор продолжает воздействовать на организм, на смену физиологическому стрессу приходит патологический. Иначе говоря, человек заболевает.

Физиологические признаки

Касаются почти всех систем органов человека: желудочно-кишечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и проявляются рядом признаков, имеющих отношение к этим системам. Среди них сердечно-сосудистая система наиболее показательна и обладает повышенной чувствительностью, потому именно на изменения в ней обращают особое внимание. Объективные признаки изменения, так называемые симптомы стресса, которые фиксируются во время изучения проблемы:

  • тахикардия, повышение частоты пульса или изменение регулярности;
  • как правило, повышение артериального давления, но возможно и понижение;
  • затруднение дыхания;
  • неприятные ощущения в области желудочно-кишечного тракта.

Также часто встречаемые, но косвенные симптомы стресса физиологического: отказ от питания, нарушение сна, частые головные боли, аллергическая сыпь, снижение либидо.