Гласные перед суффиксом ва. Суффиксы глаголов

Правописание суффиксов и окончаний глаголов

1) Вспомните правила правописания личных окончаний глаголов.

В настоящем и будущем (простом) времени различают два типа спряжения в зависимости от личных окончаний глаголов; чтобы определить тип спряжения, нужно поставить глагол в неопределенную форму и соотнести с типом спряжения (проверять легче, начиная со второго спряжения).

Ко II спряжению относятся все глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, зыбиться, + 11 глаголов на -ать и на -еть: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть и смотреть.

К I спряжению относятся соответственно все остальные глаголы, т.е. те, которые имеют в неопределенной форме окончания –ать, -оть, -еть (имеются в виду безударные окончания), и исключения из II спряжения (брить, стелить, зиждиться (используются только две формы: зиждется и зиждутся

), зыбиться ).

Например: клеить – глагол, оканчивающийся на –ить, – 2 спр., следовательно, ты клеишь; бороться - глагол, оканчивающийся не на – ить, 1 спр., следовательно, они борются; стелить – глагол - исключение из 2 спр., следовательно, 1 спр. – стелющийся; видеть – глагол 2 спр., следовательно, - ты видишь.

Существуют так называемые разноспрягаемые глаголы. Это глаголы брезжить, бежать, хотеть. Ср. он бежит и они бегут; рассвет брезжит и брезжущие перемены. Обратите внимание на формы глагола мучить. Возможны варианты спряжения этого глагола (и по 2-му, и по 1-му спряжению):

  • я мучу я мучаю
  • ты мучишь ты мучаешь
  • он мучит он мучает
  • они мучат они мучают

Литературные глаголы мерить, домерить, померить и др. спрягаются по II спряжению (мерю, меришь, мерит... мерят), а просторечные глаголы мерять, домерять, померять спрягаются по I спряжению (меряю, меряешь, меряет).

Итак, глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют; глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.

Обратите внимание на глаголы с приставкой вы-; например, выглядеть, выспаться. Определять спряжение этих глаголов следует по бесприставочной форме:

выспаться - проверяем по глаголу спать (II спряжение, окончания находятся под ударением): ты спишь, он спит, они спят; следовательно, ты выспишься, он выспится, они выспятся.

2) Вспомните правописание глагольных суффиксов

Написание суффиксов –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола вызывает затруднение, т.к. они безударные. Чтобы определить, какой суффикс пишется, нужно поставить глагол в форму настоящего (или простого будущего) времени; если суффикс сохраняется, то пишется –ыва- ; если суффикс выпадает, то - -ова-/-ева- .

Например: разведывать (наст. время - я развед-ыва-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется -ыва- ); обусловливать (наст. время - я обусловл-ива-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется –ива- ), советовать (наст. время – я совет–у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется -ова- ), потчевать (наст. время - я потч-у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется –ева-

).

От суффиксов –ова- /-ева-; -ыва- /-ива- следует отличать суффикс –ва- . Этот суффикс всегда ударный; ему предшествует гласная корня, которую можно проверить. Например: одолевать – одолеть; успевать – успеть; издавать – издать; обвивать – обвить; обвевать – обвеять, преодолевать – преодолеть.

Написание некоторых глаголов следует запомнить: в них перед ударным суффиксом –ва- пишется –е- ; например: затмевать, увещевать, намереваться

.

Написание суффиксов –е

- и –и- определяется переходностью и непереходностью глаголов. Если глаголы обозначают действия непереходные, т.е. выполняются самим субъектом, в самих предметах и не переходят на объект, то пишется –е- ; если глаголы обозначают действия, которые переходят на объект, то пишется –и- . Сравните пары глаголов:

обезденеже ть – обезденежи ть (он обезденеже л – остался без денег; большие расходы его обезденежи ли - забрали деньги);

обессиле ть – обессили ть (он обессиле л – остался без сил; работа обессили ла его – забрала силы);

обезводе ть – обезводи ть (участок обезводе л – потерял воду; засуха обезводи ла участок).

3) Правописание глаголов в прошедшем времени.

Вспомните, что написание гласных в корне перед суффиксами в глаголах прошедшего времени не связано со спряжением. Прошедшее время глаголов образуется от основы инфинитива с помощью суффикса л . Соответственно в деепричастиях и действительных причастиях прошедшего времени также сохраняется гласная основы.

Например: видеть – глагол 2 спряжения, в настоящем времени пишется и – ты види шь, но в прошедшем времени сохраняется буква е - ты виде л (от инфинитива видеть + суффикс л ); надея ться – надея лся – надея сь; приумножи ть – приумножи л – приумножи вший; выровня ть – выровня л – выровня вший.

4) Употребление Ь в глаголах

Буква ь пишется в неопределенной форме глагола. Наличие или отсутствие ь в формах глагола следует проверять по вопросу, поставленному к глаголу (если в вопросе есть ь , то и в глаголе пишется ь ). Например: нужно трудиться – глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? - следовательно, пишется ь

; магазин должен открыться - глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что сделать? - следовательно, пишется ь . Обратите внимание, что в глаголах настоящего или будущего времени 3 лица единственного числа ь не пишется. Например: он трудится что делает? – следовательно ь не пишется; магазин скоро откроется – глагол стоит в форме 3 л. ед. числа и отвечает на вопрос что сделает? – следовательно ь не пишется.

Сравните

пары словосочетаний: нужно подготовиться – он обязательно подготовится; он хвалится – не нужно хвалиться; ему пора удалиться – он скоро удалится .

Обратите внимание, что в безличных глаголах (похожих на форму 3 лица ед. числа настоящего или будущего времени) ь не пишется, например: ему нездоровится; ему приходится много работать

.

Буква ь пишется во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени и в повелительном наклонении, например: держишь , организуешь , представишь ся; оставь , прибавь те, присядь те.

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);

Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.

Х о ду р о к а.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

Осенний ---осеньвидел ---- видеть

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил -----выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.

Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командОВАть

настаИВАЮ – настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)

Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.

4. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму.

1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)

Его усиленно угощали (потчевали – потчую )

Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )

Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )

Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать

2.Слайд « Фразеологическая пауза».

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:

Подливать масла в огоньусердствовать

Набрать в рот водыподзадоривать

Из кожи вон лезтьбезмолвствовать

5. Промежуточный контроль

Слайд «Самостоятельная работа»

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

1. –ыва-оправд..вать – атак..вать

2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-запис..вать – чувств..вать

6. –ова-негод..вать – откус..вать

7. –ыва-действ..вать – образов..вать

Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

о правдывать

т оржествовать

л акировать

и сследовать

ч увствовать

н егодовать

о бразовывать

Разбираем допущенные ошибки.

6. Слайд «Самостоятельная работа»

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.

Самопроверка по слайду:

ООЕ

ИЫЫ

ЫИЫ

ЫОИ

ИЕЕ

7. Подведение итога урока.

Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:

[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)

8. Домашнее задание (на карточках)

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________

расход - ________________________

Зависть - _______________________

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять- __________________________

копить - _____________________________

печалиться - _________________________

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - __________________________

проводить расследование - _________________________

посылать телеграмму -____________________________

дать совет -___________________________

Большинство глагольных суффиксов - безударные: заведовать, похлопывать, что и вызывает трудность в их написании.

Суффиксы -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

1. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он чередуется с суффиксом [-уф]: бесед- ова-ть, бесед-ова-л, бесед[у}-у]; советовать, советовал (советую); командовать, командовал (командую); требовать, требовал (требую); экзаменовать, экзаменовал (экзаменую); горева-ть, гор-ева-л, eopl’yj-y]; танцевать, танцевал (танцую); потчевать, потчевал (потчую); бушевать, бушевал (бушую); заплевать, заплевал (заплюю).

2. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ыва-(-ива-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он не изменяется; суффикс -ыва-(-ива-) всегда безударный: подгляд-ыва-ть, подгляд-ыва-л (подглядываю); допытываться, допытывался (допытываюсь); запрятывать, запрятывал (запрятываю); обусловливать, обусловливал (обусловливаю); расстёгивать, расстёгивал (расстёгиваю); развеивать, развеивал (развеиваю); навьючивать, навьючивал (навьючиваю).

Пр имечания: 1. Наиболее трудным является определение суффиксов у глаголов с историческим корнем еед-. Запомните: глаголы исповедовать, исповедовал (исповедую); проповедовать, проповедовал■ (проповедую); заведовать, заведовал (заведую) пишутся с суффиксом -ова-; а глаголы разведывать, разведывал (разведываю);

отведывать, отведывал (отведываю); проведывать, проведывал, (проведываю); наведываться, наведывался (наведываюсь); выведывать, выведывал (выведываю) - с суффиксом -ыва-.

2. В действительных причастиях прешедшего времени сохраняются суффиксы глаголов, от которых причастия образованы: беседовавший (беседовать), подглядывавший (подглядывать).

3. Суффикс -ва- отличается от суффикса -ова-(-ева) тем, что не чередуется с [-г//-], а от суффикса -ыва-(-ива) тем, что находится под ударением. Перед суффиксом -ва- в корне пишутся гласные е, и, а, которые легко проверяются ударением: обвевать (обвеять), успевать (успеть), одолевать (одолеть), вызревать (зреть), согревать (согреть), заболевать (заболеть), распевать (спеть), высевать (сеять), обвивать (обвитъ), разбивать (разбить), запивать (запйть), расшивать (расшить), издавать (издать).

Запомните: в глаголах затмевать, застревать, намереваться, обуревать, увещевать, растлевать пишется суффикс -ва-, которому предшествует е.

Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-

В глаголах с приставкой обез- пишется суффикс -е- или -и-.

Существуют глагольные пары с суффиксами -е-, -и-: обезводеть - обезводить, обезволеть - обезволить, обезглаветь - обезглавить, обезденежеть - обезденежить, обездометь - обездомить, обездушеть - обездушить, обезземелеть - обезземелить, обезлесеть - обезлесить, обезлистветъ -" обезлиствить, обезлошадеть - обезлошадить, обезлюдеть - обезлюдить, обезмолветь - обезмолвить, обезножеть - обезножить, обезрыбеть - обезрыбить, обезуметь - обезумить, обескроветь - обескровить, обессилеть - обессилить, обессмыс- леть - обессмыслить. Указанные глаголы различаются переходностью и непереходностью. Переходными являются глаголы, после которых можно поставить существительное в форме винительного падежа без предлога^ обезземелить (кого?) крестьянина, обезрыбить (что?) водоём. В переходных глаголах пишется суффикс -и-. После непереходных глаголов нельзя поставить существительное в форме винительного падежа без предлога: крестьянин обезземелел (‘лишился земли’), водоём обезрыбел (‘стал безрыбным’). В непереходных глаголах пишется суффикс -е-.

Обратите внимание: глаголы обезболить, обезвредить, обездолить, обезжирить, обеззаразить, обеззвучить, обезличить, обезнадежить, обезоружить, обескрылить, обесславить(ся), обессмертить(ся), обессолить, обессудить, обесформить, обесцветить(ся), обесценить(ся) и др. употребляются только как переходные и пишутся с суффиксом -и-. Глаголы обезголосеть, обеззубеть, обезручеть, обеспамятеть и др. употребляются только как непереходные и пишутся с суффиксом -е-.

Примечание. В глаголах трухляветь - трухлявить, червиветь - черви- вить, шершаветь-шершавить употребление суффиксов -е-, -и- также связано с переходностью и непереходностью.

Суффикс -енетъ(-енитпъ)

1. В русском языке не существует глаголов с суффиксом «-янетъъ, глаголы имеют только ударный суффикс -енеть: леденеть, костенеть, остекленеть, остолбенеть, окровенеть, остервенеть и др. Эти глаголы образованы с помощью суффикса -енеть от существительных; например, глагол деревенеть образовался от существительного дерево (а не от прилагательного деревянный). Глаголы с суффиксом -енеть-■ непереходные: Он умер, отупели, остекленели глаза, угасла в них даже тень осмысленности (Герц.-).

2. Глаголы с ударным суффиксом -енить - переходные: леденить, костенйть, искровенйть и др. [Понимаю, война будет долго кровенить душу и судьбу (Н. С.).]

Примечание. Глагол пьянеть и его производные образованы от прилагательного пьяный и в зависимости от переходности или непереходности в них пишется суффикс -еть или -шпь: опьянеть (неперех.) - опьянить (перех.).

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .