Основные признаки глагола. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п

Возвратными называют глаголы, имеющие постфикс «–ся». Присоединение этого постфикса влияет на синтаксические и семантические свойства.

Переходность глагола заключается в его способности присоединять к себе прямое дополнение. Оно может быть выражено существительным в винительном падеже без предлога: «читать книгу». Это может быть также существительное в родительном падеже без предлога, при условии задействованности части предмета: «положить соли».

Переходным является и тот глагол, при котором имеется отрицание: «не слышать смех». Непереходные же глаголы таких возможностей не имеют: «ползти», « ».

Глагол может быть совершенного или несовершенного вида. Глагол совершенного вида символизирует завершенное действие: «ответить». Глагол несовершенного вида указывает на незавершенность действия: «отвечать».

Спряжением глагола называется его изменение по лицам и числам. Существует два типа спряжения.

Если окончание глагола безударное, по первому спряжению склоняют все глаголы не на «–ить». Исключение составляют глаголы «брить» и «стелить», они также склоняются по первому типу. По второму тогда склоняются глаголы на «–ить», кроме «брить» и «стелить», 7 глаголов на «–еть» и 4 глагола на «–ать». Этими глаголами являются: «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «смотреть», «терпеть», «гнать», «держать», «слышать», «дышать».

При ударном личном он спрягается по следующей схеме. Первое спряжение первое лицо: «даю/даем», второе лицо: «даешь/даете», третье лицо: «дает/дают». Второе спряжение первое лицо: «сплю/спим», второе лицо: «спишь/спите», третье лицо: «спит/спят».

Непостоянные морфологические признаки

Наклонение глагола бывает изъявительным, повелительным и условным. Изъявительное выражает реальные действия, которые происходили, происходят и будут происходить. Повелительное отражает побуждение говорящим кого-либо к чему-либо.

Условное наклонение – действия, которые желательны или возможны при определенных условиях. К глаголам в этом наклонении прибавляется частичка «бы».

Время глагола выделяется настоящее, прошедшее и будущее. Изменять время могут только глаголы изъявительного наклонения. Число глагола – единственное либо множественное.

Лицо глагола – первое, второе и третье. Первое лицо: я/мы, второе: ты/вы, третье: он (она)/они. Род глагола – мужской и . Изменяться по этому признаку могут только глаголы в прошедшем времени и единственном числе, а также в условном наклонении.

Непостоянный признак глагола - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, какие формы имеет данная часть речи, как она склоняется и пр.

Общие сведения

Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Формы глагола

Каждый глагол имеет следующие формы:

  • Начальная. Иногда ее называют инфинитивом или неопределенной формой. Такие глаголы оканчиваются на -ти, -ть или -чь, то есть на формообразующие суффиксы (например: стеречь, цвести, купать и пр.). Неопределенная называет только состояние или действие и не указывает на число, время и лицо. Это так называемая неизменяемая форма. Она обладает лишь постоянными признаками.
  • Спрягаемые формы, то есть не являющиеся инфинитивом. Как правило, они имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
  • Деепричастие.
  • Причастие.

Итак, чтобы правильно составить текст письма, следует знать, что представленная часть речи имеет:

  • непостоянные;
  • постоянные признаки глагола.

Рассмотрим их более подробно.

Непостоянные признаки глагола

К непостоянным формам относятся:

  • число;
  • наклонение;
  • лицо;
  • время.

Следует особо отметить, что каждый из этих признаков имеет свои особенности.

Наклонение

Все глаголы имеют 3 формы наклонений. Данный признак показывает, как говорящий человек оценивает действие. Другими словами, при помощи такой формы можно узнать, считает ли он его желательным, возможным или реальным при каком-либо определенном условии.


Время

Термин «непостоянные признаки глагола» говорит сам за себя. То есть данная часть речи изменяется по временам. Однако это относится лишь к глаголам в

Итак, рассмотрим более подробно, как изменяется такая часть речи по временам:

  • Настоящее время. Формально оно выражается такими как -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ете и пр. (Например: гуляю, думаю, делаю, мечтаешь, несете и т. д.). Следует особо отметить, что настоящее время обозначает процесс, который протекает в данный момент. При этом он сам может и не быть в настоящем, а находиться в прошлом или будущем. Приведем пример: Она бежит впереди меня. Она думала, что бежит впереди меня. Она снова убежит вперед .
  • Будущее время. Как известно, оно обозначает процесс, который очень скоро произойдет. Например: я вечером пойду гулять . Следует также отметить, что будущее время имеется и у глаголов вида совершенного и несовершенного. Хотя в данных случаях оно выражается различно (буду читать - прочитаю, буду петь - спою, буду гулять - погуляю и пр.).
  • Прошедшее время. Такое время обозначает уже прошедшее действие (например: гулял, делал, думал ). Данная форма образуется при помощи добавления суффикса -л-.

Число

Непостоянные признаки глагола - это те признаки, которые при необходимости могут изменять слово в нужное время, лицо и пр. Число также является непостоянным признаком. Оно может быть:

  • Единственным: делаю, ожидаю, шел, пошел, пойду и пр.
  • Множественным: делаем, ожидаем, шли, пошли, пойдем и пр.

Лицо

В формах будущего и настоящего времени все глаголы изменяются по следующим лицам:

  • 1-ое лицо указывает на то, что процесс осуществляет говорящий: я пою, мы поем ;
  • 2-ое лицо указывает на то, что действие производит слушающий: ты молчишь, вы молчите ;
  • 3-е лицо указывает на то, что действие осуществляется лицом, не участвующим в диалоге: оно, он, она идет, они идут .

Следует также отметить, что некоторые глаголы называют какое-либо действие или состояние, которое происходит без участия определенного лица, как бы само по себе. Подобные глаголы называют безличными. Приведем пример: Знобит. Светает. Темнеет .

Род

Какие еще непостоянные признаки глагола существуют? Разумеется, к ним относится и род. Однако данная форма присуща лишь глаголам в единственном числе, условном наклонении и :


Теперь вам известно, какие непостоянные морфологические признаки глагола существуют и как изменяется данная часть речи в соответствии с ними. Однако следует отметить, что, помимо непостоянных, имеются и постоянные формы. Рассмотрим их более подробно.

Признаки глагола постоянные

Если к вам обратятся и попросят: «Назовите непостоянные признаки глагола», то наверняка вы сделаете это не колеблясь. Но что же вы скажете, если от вас захотят услышать перечень и различия постоянных признаков глагола?

Итак, к таким формам относят:

  • переходность;
  • возвратность;
  • спряжение.

Вид

Абсолютно все глаголы являются несовершенного или совершенного вида. Данный признак показывает, как именно протекает действие. Как известно, все глаголы вида совершенного отвечают на следующий вопрос: «что сделать?». Кроме того, они указывают на результат действия, его завершенность, начало или конец (например, что сделать? - встать ).

Могут изменяться в прошедшем (что сделали? - встали ) и будущем простом времени (что сделают? - встанут) . Формы настоящего времени у такого признака нет.

Несовершенного отвечают на следующий вопрос: «что делать?». Кроме того, при обозначении какого-либо действия они не указывают на его результат, завершенность, начало или конец: вставать . Такие глаголы имеют прошедшее (что делали? - вставали ), настоящее (что делают? - встают ) и будущее сложное время (что будешь делать? - буду вставать ). Также у несовершенного вида существует и неопределенная форма глагола (что будет делать? - будет вставать, будет танцевать и пр.).

Следует особо отметить, что в русском языке присуствует небольшое количество двувидовых глаголов. Такие слова, в зависимости от контекста, могут становиться то совершенного вида, то несовершенного (велеть, жениться, исследовать, казнить, арестовать, женить, атаковать, обследовать и пр.).

Приведем пример:

  • По городу распространились слухи, что король сам казнит своих врагов. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что делает?» и имеет несовершенный вид.
  • По городу распространились слухи, что король сам казнит нескольких мятежников. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что сделает?» и имеет совершенный вид.

Возвратность

К постоянным признакам относится и такая форма, как возвратность. Таким образом, глаголы, имеющие постфикс -ся или же -сь, именуются возвратными. Например: биться, ругаться и пр. Остальные же являются невозвратными. Например: бить, ругать, думать и пр.

Переходность

Все глаголы делятся на непереходные и переходные. Последние обозначают какой-либо процесс, который переходит на другой предмет. Его название может быть выражено:


Все остальные глаголы считаются непереходными (играть в лесу, верить в справедливость и пр.).

Спряжение

О том, какой непостоянный признак глагола можно использовать для написания красивого стилистического письма, вам известно. Однако для составления грамотного текста этого мало. Ведь очень важно знать, как пишутся глаголы в том или ином спряжении.

Как известно, при такой форме изменяются окончания глаголов. В свою очередь, спряжения зависят от лица и числа того или иного слова.

Итак, для составления грамотного письма необходимо запомнить, что:

  • Глаголы 1-ого спряжения имеют окончания: -ешь (-ёшь), -у (-ю), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём) и -ут (-ют). Приведем пример: работаешь, хочешь, воет, поем, бегут и пр.
  • Глаголы 2-ого спряжения имеют окончания: -ишь, -у (-ю), им, -ит, -ат (-ят) или -ите. Приведем пример: растите, кормит, любишь, проходит, погубим и пр.

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: "Глагол. Морфологические признаки"

по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Учитель: Кильмухаметова Лилия Мансуровна, 1 кв. категория.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

подготовительный — стадия вызова;

собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации — стадия рефлексии.

Цель урока: систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола; формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи урока:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

Самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах, самостоятельно;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Формы работы: индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; коллективная работа.

Приемы: прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера, синквейн.

Оборудование: учителя - презентация; учащихся - тетрадь, индивидуальная карта, таблица; «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс; компьютер + проектор; таблицы; цветные полоски.

План урока.

Этап урока

Формируемые УУД

1.Стадия «вызова» - целеполагание

Личностные: активизация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме,

действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал»)

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

2.Стадия «осмысления»

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные:

Смысловая стадия - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Инсерт - Предлагается система маркировки текста,

чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

Знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

Знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

3. Стадия - «рефлексия» - размышления.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умениесамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

В стадии «рефлексия» ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Кластер- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

4. Практическая работа.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

5. Итог урока.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Синквейн

1. (первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Домашнее задание.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Эпиграф : “Глагол придает речи жизнь, -

присутствием своим животворит отдельные слова

Ход урока

Приветствие учителя:

“Здравствуйте, ребята!

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

I. Стадия вызова — целеполагание.

Слово учителя:

Учитель :
“Ребята, сегодня к нам на урок русского языка пришли гости из далекой старославянской школы, которая существовала в России много веков назад. Они расскажут нам очень интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.

Ученица 1 : “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”. Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении “Пророк”: “Глаголом жги сердца людей”. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя”.

Ученица 2 : “Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о русском языке?

2. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозга “Кто что делает?”

Повар -…варит, готовит; врач - ….лечит., учитель - …учит, ученик - …учится, баянист - …играет, художник - …рисует, красит, наносит, портниха - …шьет, продавец - …продает, пекарь - …печет, играет, гром - гремит…, молния - ..сверкает, трава - ..растет, дождь - …идет, покрапывает, солнце - ..светит, вода - ..течет.

3. А сейчас давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 6 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограммах”.

(Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится)

Найдите лишнее слово (плачет, т.к. это глагол невозвратный, а все остальные - возвратные.)

4. Сформулируйте самостоятельно тему урока. ("Глагол. Морфологические признаки") . Запишите дату и тему урока. Сформулируйте цель урока.

5. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы

“Я знаю…”.(«Знаю - Хочу знать - Узнал»)

6. Объеденитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

(На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать глагол? (что делать? Что сделать?)

2. Что обозначает глагол как часть речи? (действие или состояние предмета)

3. Какие морфологические признаки имеет глагол? (переходность, возвратные- невозвратные, вид, спряжение; наклонение)

4. Как он изменяется? (по временам, лицам, числам, родам)

5. Каким членом предложения обычно бывает? (сказуемое)

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

Информационный текст

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.

2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса -СЯ-СЬ;

г) спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на - ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки

а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л - и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а, о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1-е (Я — МЫ); 2 — е (ТЫ — ВЫ); 3 — е (ОН — ОНА — ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица -НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

III . Стадия рефлексии (размышления)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

Коллективная работа. (Учащиеся обсуждают новую информацию, опираясь на текст. Консультант - ученик работает у доски, составляет кластер совместно с учителем и одноклассниками)

2. Выводы, обсуждение таблицы «Знаю - Хочу знать - Узнал»

Узнал (а) новое: Знал (а) ранее: Вызывали сомнения и вопросы

IV. Практическая работа

1. Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам (глагол).

Почему в словах чертит, чистит, жарит, варит мы пишем окончание - ит,

а в остальных - ет?

(Объяснить написание окончаний, указывая спряжение).

Подчеркнуть главные члены предложения и указать чем они выражены. (сказуемыми)

2. Выполним морфологический разбор глагола ПИШЕТ

1. Пишет- обозначает действие: что делает? Глагол

2. Н.Ф. - писать

3. П.п. : невозвратный, несовершенный вид, переходный, I спр.,

4. Н.П.: изъявит. наклонение, наст. время, ед. число, 3-е лицо

5. С.Р.: сказуемое.

V. Подведение итогов

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Вы сегодня многое вспомнили о глаголе. Давайте напишем синквейн.Н-р:

Выразительный, удивительный.

Называет, восхищает, радует.

Передает красоту окружающего мира.

Движение.

sb>VI. Домашнее задание

Выучить материал по кластеру.

Выполнить задание на карточках.

В конце урока проводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.

Дополнительный материал:

Тестовая работа. (Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык: 6 класс.» М.: Дрофа. 2011)

Тема: « Глагол» Тест №37, стр. 80

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1448300184.doc (Кластер "Глагол. Морфологические признаки")

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1448300236.doc (Информационный текст "Глагол. Морфологические признаки")


Здесь будет файл: /data/edu/files/c1448300275.docx (Индивидуальная карта учащегося)

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1448300342.ppt (Презентация к уроку "Глагол. Морфологические признаки")

Морфологические признаки имени существительного

  • Нарицательность (Имя нарицательное или имя собственное)
  • Одушевлённость
  • Склонение
  • Число
  • Падеж

Грамматика

Имя существительное обладает рядом атрибутов (именных классов), число которых в разных языках различно. Такими атрибутами могут являться:

  • род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов);
  • падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
  • число (единственное, множественное);
  • одушевлённость.

Набор этих характеристик определяет парадигму словоизменения, называемого склонением.

Все существительные имеют одно из 3 склонений:

  • Существительные 1 склонения — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я , например, папа, мама, семья.
  • Существительные 2 склонения — существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода и нулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.
  • Существительные 3 склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например, мышь, шаль, ложь .

Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория ), изменяются по 3 склонению .

Также есть существительные разносклоняемые, не подчиняются общим правилам ни одного из склонений: например, существительные, оканчивающиеся на -мя (время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя ) и существительные путь , дитя .

Глагол

Морфологические признаки глагола

Постоянные:

Возвратность;
. переходность;
. вид (совершенный или несовершенный);
. спряжение (I или II).

Непостоянные:

Наклонение (изъявительное, повелительное, условное);
. время (в изъявительном наклонении) — настоящее, прошедшее, будущее;
. число (единственное или множественное);
. лицо (в повелительном наклонении; в настоящем и будущем времени — изъявительное наклонение);
. род (в прошедшем времени — единственного числа, в условном наклонении).
Начальная форма — неопределённая форма глагола (инфинитив).

Глаголы переходные и непереходные

Переходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение: встречать (друга), выпить (чаю); существительное в винительном падеже без предлога: знать (адрес); существительное в родительном падеже без предлога, если действие охватывает часть предмета: положить (сахара); если при глаголе имеется отрицание: не видеть (горизонта). Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения: бежать, улыбаться .

Вид глагола:

Совершенный (завершенное действие) что сделать? — отправить, ответить .

Несовершенный (незавершенное действие) что делать? — отправлять, отвечать.

Наклонение глагола

Изъявительное.
Реальные действия, которые происходили, происходят и будут происходить на самом деле: участвует, участвовал, будет участвовать .

Повелительное.
Действия, к которым говорящий побуждает кого-либо (приказывает, просит, советует): (не) участвуй, (не) говори, (не) приходи .

Условное (сослагательное).
Действия предполагаемые, желательные или возможные при определенных условиях: (не) участвовал бы, (не) говорила бы, (не) приходил бы .

Спряжение глагола

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение.

Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме .

К I спряжению относятся глаголы нел, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть , а также несколько глаголов на -ить : брить, стелить, почить, зиждиться, зыбиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете» 3-е лицо: ед.ч -«ет», мн.ч -«ут» (- «ют»)

Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:

  • - глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),
  • - некоторые глаголы на -еть :, блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть),зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, хотеть (кроме 2 лица ед. ч. наст. вр.), храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)
  • некоторые глаголы на -ать : бежать (кроме бегу, бегут ), бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
  • - некоторые глаголы на -ять : стоять, бояться ;
  • - остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть , поесть, воссоздать и пр.).

Некоторые глаголы являются разноспрягаемыми , то есть имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть . Или имеют формы на выбор чтить — чтут / чтят, также сыпать — сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать , щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.