Карточки русскому языку окончание существительных. Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Задачи:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Слайд№3

«Терпенье и труд к успехам приведут!»

Как вы понимаете эту пословицу? Какие цели урока она нам помогает поставить?

Какие орфограммы встретились в этой пословице?

Запишите сегодняшнее число и классная работа.

Проверяют своё рабочее место.

Записывают число, классная работа, подчёркивают орфограммы

Личностные, регулятивные

Актуализация знаний.

Какую тему изучаем? (правописание безударных падежных окончаний

Что такое имя существительное?

Выпишите имена существительные определить склонение и падеж имён существительных.

Взаимопроверка, поменяйтесь терадями и проверьте, оцените карандашиком на полях этот вид работы вашего товарища (слайд5)

Слайд6,7

О каком времени года идёи речь? Как догадались?

Чем мы можем помочь зимующим птицам?

Проговаривают полученные знания об имени существительном.

Выполняют задание в тетради.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Голодно стало в лесу.

Пёстрый дятел спешит к ели.

Сущ. – в лесу (2 скл., П. п.), дяскл., И. п), к ели (3 скл, Д. п.)

Орфограммы – голо дно –без. гл., ле су – без. гл., дяте л –непров. без. гл., спеши т – без. гл., ели – без. оконч.

Подкармливать, развешивать кормушки.

Предметные

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Самоопределение к деятельности.

Я предлагаю вам поработать в паре

Слайд 8

-Соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания.

Запиши словосочетания, изменяя окончания имён существительных

Проверим работу.

Какие словосочетания у вас получились?

Объясните написание падежных окончаний имён существительных.

Сформулируйте тему. Какие цели вы поставите перед собой?

Слайд10

Работают в паре.

Составляют словосочетания, изменяя окончания имён существительных.

Под руководством учителя формулируют тему и цели урока.

Читают получившиеся словосочетания.

Плыть по реке (1 скл. Д. п.), встретиться с дочерью (3 скл., Т. п., выйти без шапки (1 скл., Р. п), учиться в институте (2 скл. П. п)

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель: научиться правильно писать безударные окончания существительных во всех падежах

Коммуникативные

Регулятивные (Целеполагание, прогнозирование, самооценка)

Работа по теме урока.

-Вспомним алгоритм для определения безударного окончания существительного.

1.Определить падеж.

2.Опрелить склонение.

Слайд 11

Работа по учебнику.

Выполните упр. 241 самостоятельно.

Проверка.

Назовите орфограммы в корне слов.

Назовите существительные с безударным окончанием. Объясните его написание.

Вспоминают алгоритм для определения безударного окончания существительного.

1.Определить падеж.

2.Опрелить склонение.

3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.

В корне –зимой, зелёная, зелень, живая.

Безуд. окончание – в шапочке, шарфике , о морозе.

Оценивают свою работу в листах самооценки.

Предметные

Регулятивные

Физкультминутка.

Слайд13

Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопайте в ладоши, если ко 2-му – руки вверх, если к 3-му - руки в стороны.

(Зима, мороз, метель, вьюга, снегирь, шуба, капель )

Какое слово было лишнее? Почему? (Капель – относится к весенней теме, а все остальные слова - к зимней.)

Определяют склонение и выполняют соответствующее движение руками.

Предметные

Регулятивные

Закрепление изученного материала.

Организовывает работу по группам.

-Зима приготовила вам интересное задание. Задания для групп на снежинках.

Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)

Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки) слайд 14

(в группе обсуждают и выписывают слова в которых ошибки нашли)

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем). Поднимите руки, кто с ними согласен.

На какую орфограмму эти ошибки?

(На правописание безударных окончаний существительных)

Организуются в группы. Советуются, исправляют ошибки. Доказывают правильность выполнения.

Снегом- ом, - Т. п.2 скл.

В берлоге – П. п., 1 скл.

На вершине – П. п.1 скл.

В шубке - П. п.1 скл.

Около ели – Р. п.3 скл.

На правописание безударных окончаний существительных.

Оценивают свою работу в листах самооценки

Коммуникативные

Регулятивные

Творческая работа.

Ребята, я для вас приготовила карточки, а Зима решила над вами пошутить.

Что не так в этих карточках?

Слайд 6, этот слайд поможет вам

Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.

Работаем в паре.

Кто закончил? Продолжите.

Подчеркните безударные падежные окончания

(Два ученика читают).

В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).

Подчеркните.

Работают в паре.

Обсуждая, вставляют пропущенные имена существительные.

Кто справится раньше, продолжит этот текст дальше.

Называют имена существительные с безударными окончаниями.

(снегом, на ветке, на вершине)

Коммуникативные

Регулятивные

Контроль и самопроверка знаний

Теперь проведём экспресс - опрос,

Слайд 15

проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.

Всего три вопроса.

1. Укажи ошибку в окончании.

А) на качалке;

Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

А) о доме – П. п

Б) без страха – В. п.

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

А) из тетрад_, о морков_, около березк_;

Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.

Кто готов ответить?

Отвечают на вопросы теста.

Проверяют результат.

Предметные

Регулятивные

Домашнее задание.

Слайд16

Упр. 242. Списать, указать падеж имён существительных в первом предложении. Дополнительно творческое задание: составить текст на тему «Берегите лес от пожара».

Задание можно выбрать и выполнить частично, за творческую работу дополнительный балл.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные, личностные, предметные

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. С какой пословицы мы начинали наш урок. Помогла ли она вам?

По какой теме мы работали?

Какие знания и умения нам пригодились на уроке?

Слайд17

Закончите предложения

Какие балы в ходе урока вы заработали?

(дети называют оцениваем)

Активно работали на уроке…

Спасибо Вам за урок

Слайд 18

Дети объясняют. Что им было интересно, что вызвало затруднение, чему они научились на уроке.

Подсчитывают свои баллы и выставляют себе оценку.

Предметные

Регулятивные, познавательные,

Личностные

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате , по деревне по воде ).

Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).

3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

первая - с низкой степенью обучаемости;

вторая - группа со средней степенью обучаемости;

третья - группа с высокой степенью обучаемости.

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Цели . 1. Учить сравнивать и писать ударные и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.

Объяснение нового материала

К – №1

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

    3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? (просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

К – №2

Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).

  • Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
  • Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.

Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.

  • Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
  • (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

Задание упражнения :

  • Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.

Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.

  1. Первое предложение выполняется с комментированием.
  2. Самостоятельная работа
  3. 1-й уровень - 2, 3 предложение;

    2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;

    3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.

    Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
    -е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.

В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

  1. Ознакомление с заданием.
  2. Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
  3. С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
  4. Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
  5. Проверка выполненного задания.
    (осуществляется с 3-го предложения)

Формирование умений и навыков

1-й уровень

О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .

2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .

3-й уровень
Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)

1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На брош… - __________________________

Около постельк… - ____________________

По колыбельк… - ______________________

О медал… - ___________________________

В бутылк… -__________________________

О ноч… - _____________________________

На снег… _____________________________

3-й уровень

  1. Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
  2. Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.

(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.

К - №8

(Дифференциация по уровню трудности и творчества)

1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.

  • Профессии людей.
  • Названия людей.
  • Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

    К- №9

    (Дифференциация по уровню трудности)

    1-й уровень
    Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.

    Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

    2-й уровень
    Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).

    3- уровень
    Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.

    Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
    Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

    Первичное закрепление темы:

    “Правописание безударных окончаний имён существительны х”

    К- №10 (дифференциация по степени трудности)

    1-й уровень
    Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

    Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

    2-й уровень.
    Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.

    Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .

    3-уровень.
    Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
    Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
    Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
    Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.

    К - №11

    1-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
    б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
    в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.


    Найди лишние.

    2-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
    Указать склонение и падеж имён существительных.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
    б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
    в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишние. Расскажи о его значении.

    3-й уровень
    Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

    а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
    б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
    в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.











































    Включить эффекты

    1 из 22

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Аннотация к презентации

    Презентационная работа по русскому языку, которая призвана подытожить изучение тему безударных окончаний имен существительных. Помимо теоретических выкладок, работа содержит тематические задания, направленные на закрепление материала.

      Формат

      pptx (powerpoint)

      Количество слайдов

      Аудитория

      Слова

      Конспект

      Присутствует

    • Обобщающее занятие по теме безударных окончаний имен существительных
    • Практические задания
    • Работа с учебником
    • Наглядные примеры

    Конспект

    Кирпушко Наталья Ярославовна.

    МАОУСОШ № 9 г. Калининград.

    Учитель начальной школы.

    Класс: 4-А

    Урок русского языка.

    -

    Слайд-2

    Виды речевой деятельности:

    Говорим (кликнуть мышкой)

    Читаем (кликнуть мышкой)

    Пишем (кликнуть мышкой)

    Слушаем (кликнуть мышкой)

    Что труднее?

    Слайд-3

    II. Актуализация знаний.

    Слайд 4

    Какую тему изучаем? (Имя существительное)

    кто? что? и обозначает предмет)

    Род, склонение)

    (Число, падеж)

    Слайд 5

    2.Определить склонение.

    2.Чистописание

    Слайд 6

    Слайд 7

    - Прочитайте.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Внимание!

    Выведем тему урока.

    части слов безударных окончаний

    Мы вспомнии и обобщим

    4. Работа над темой урока.

    Дети: - Три.

    Слайд 10

    Карточка 1.

    Слайд 11

    Карточка 2.

    Проверим как справился ….

    Слайд 12

    Физкультминутка. Слайд 13

    5. Закрепление

    Слайд 14 (выкл. Проектор!!!)

    Включить проектор

    2) Работа в парах

    Слайд 15 Игра «Найди свою пару»

    Друзья познаются потех. час

    Азбука – к мудрост. в бед.

    Своя земля тен. боится

    Делу время, ступенька

    Трус своей и в горст. мила

    Проверка. Слайд 16

    Слайд 17.

    Дети: - Зима.

    Слайд 18.

    лес, в, убор, красив, зимнем

    Слайд 19.

    (Письмо с комментированием)

    Слайд 20.

    7. Домашнее задание:

    Слайд 21.

    с.131, упр.131

    8. Рефлексия Слайд 22.

    Я________доволен собой.

    (Ответы детей)

    Оценки за урок

    Слайд 23.

    Кирпушко Наталья Ярославовна.

    МАОУСОШ № 9 г. Калининград.

    Учитель начальной школы.

    Класс: 4-А

    Урок русского языка.

    Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение».

    Цели: 1) обобщить знания о правописании окончаний имён существительных единственного числа,

    2) развивать речь, мышление, внимательность, орфографическую зоркость;

    3) воспитывать интерес к предмету.

    Оборудование: компьютер, электронная презентация.

    Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык», 1 часть, М, «Просвещение», 2011

    Литература: 1) В.В.Волина «Занимательное азбуковедение»;

    2) С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку», 4 класс;

    3) Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ».

    - Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

    Слайд-2

    Виды речевой деятельности:

    Говорим (кликнуть мышкой)

    Читаем (кликнуть мышкой)

    Пишем (кликнуть мышкой)

    Слушаем (кликнуть мышкой)

    Что вам на уроках делать легче?

    Что труднее?

    Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

    Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

    Слайд-3

    «Мудрым никто не родился, а научился»

    Как вы понимаете эту пословицу?

    II. Актуализация знаний.

    Слайд 4

    Какую тему изучаем? (Имя существительное)

    Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

    Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

    Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

    Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).

    Слайд 5

    1. Определить падеж существительного.

    2.Определить склонение.

    3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

    4. Проверить с помощью слова-опоры («волшебного»)

    2.Чистописание

    Слайд 6

    Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.

    Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.

    Слайд 7

    Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв:

    - Прочитайте.

    Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

    Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

    Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

    3. Сообщение темы урока и постановка целей.

    Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается.

    Слайд 8

    Вернёмся к слайду о написании безударных окончаний имён существительных. Шаг 4.

    Почему выбрали именно эти слова-опоры? (ударные окончания)

    Получается по ударному окончанию проверяем безударные, то есть орфограмму.

    Слайд 9

    Внимание!

    Выведем тему урока.

    Сегодня мы будем находить в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов . И связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

    Мы вспомнии и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.

    4. Работа над темой урока.

    (2 человека к закрытым доскам)

    Учитель: - Что называется склонением?

    Дети: - Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

    Учитель: - Сколько склонений в русском языке?

    Дети: - Три.

    Слайд 10

    Учитель: - Какие существительные относятся к 1 склонению?

    Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.

    Учитель: - Какие существительные относятся ко 2 склонению?

    Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.

    Учитель: - Какие существительные относятся к 3 склонению?

    Дети: - Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.

    Распределим имена существительные по типу склонений. лиса, дядя, дерево, кот, лошадь, рожь

    Проверка работы учеников на закрытой доске

    Карточка 1.

    А в это время … работал у доски и вот какое задание у него было.

    Слайд 11

    Задание: Вставь окончания. Вспомни «волшебные слова»

    без ошибк.., на пароход…, в пол…, около площад…, в росош…, к рощ…

    - Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)

    Карточка 2.

    Проверим как справился ….

    Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных. Слайд 12

    К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…

    - Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)

    Физкультминутка. Слайд 13

    5. Закрепление

    Закрепим наши знания, выполнив упражнение в учебнике

    Слайд 14 (выкл. Проектор!!!)

    1) Работа с учебником: с.130, упр.130

    (Дети записывают предложение. Один ученик работает у доски)

    Объясни написание пропущенных букв.

    воротит (на чём?) на работе (П.п.,1 скл.)

    колотит (на чём?) на колоде (П.п.,1 скл.)

    молотит (в чём?) в болоте (П.п.,2 скл.)

    Включить проектор

    Физкультминутка для глаз. Слайд 16

    2) Работа в парах

    Слайд 15 Игра «Найди свою пару»

    Друзья познаются потех. час

    Азбука – к мудрост. в бед.

    Своя земля тен. боится

    Делу время, ступенька

    Трус своей и в горст. мила

    Учитель: - Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

    (Самостоятельная работа учащихся в парах.)

    Проверка. Слайд 16

    Отвечают: 1 – зачитывает пословицу, другой окончание и грамматические признаки)

    Азбука – к мудрости (Д.п.,3 скл.) ступенька.

    Своя земля и в горсти (П.п.,3 скл.) мила.

    Делу время, потехе (Д.п.,1 скл.) час.

    Трус своей тени (Р.п.,3 скл.) боится.

    Слайд 17.

    3) Работа с деформированным текстом.

    Учитель: - Какое время года наступило?

    Дети: - Зима.

    Слайд 18.

    Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.

    А в природе и в нашей калининградской области зима наступает каждый год в разные сроки.

    Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)

    опушились, иней, деревья, блестящим

    лес, в, убор, красив, зимнем

    Слайд 19.

    (Письмо с комментированием)

    Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

    Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

    Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

    Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

    Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

    Слайд 20.

    Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.

    7. Домашнее задание:

    Слайд 21.

    с.131, упр.131

    8. Рефлексия Слайд 22.

    Я сегодня на уроке учился____________

    Я работал с _____________настроением.

    Я________доволен собой.

    Я испытывал затруднения, когда _________________ .

    (Ответы детей)

    Оценки за урок