Как привлечь клиента на консультации по психологии. Работа с клиентской базой

В поисках ответа на вопрос: где и как найти клиентов психологу или коучу, ежедневно проводят свое время тысячи молодых специалистов: талантливые “самородки”, достигшие успеха в своей области, выпускники университетов и просто люди, решившие сменить профиль своей профессии. Многие из них прошли тренинги, изучили массу литературы, завели полезные знакомства. Но так и не научились правильно презентовать себя и свои услуги. Прежде чем брать и консультировать людей, приходится пройти длинный путь, в ходе которого проблема привлечения целевой аудитории встает в полный рост.

Как же начать продавать свои услуги, а не просто тратить время на поиски аудитории? На самом деле, привлечение клиентов коучем или психологом похоже на теннисный матч, в ходе которого подача всегда должна оставаться на стороне профессионала. Конечно, в процессе обучения многие новички получают бонус в виде бесплатных консультаций с заказчиками тренера. Но насколько это соответствует самой идее коучинга или желанию консультировать не просто за идею, а за реальные деньги?

Конечно, решение, как и где брать целевую аудиторию, всегда принимает сам специалист. Если есть узкая специализация: гештальт-терапия, если вы – психолог или коучинг в какой-то очень специфической сфере, решением проблемы может стать только выход из зоны комфорта. Проще говоря: клиенты не придут сами. Коуч должен уметь не только мотивировать или консультировать. В его задачи входит еще и способность продавать свои идеи.

Существует ряд вполне стандартных путей, позволяющих найти клиентов психологам и коучам. Как и где брать аудиторию, которая будет готова консультироваться у новичка или просто специалиста с небольшой практикой? Рассмотрим все доступные варианты более подробно:

    1. Реклама. Если бюджет позволяет, думать, как и где искать потенциальных потребителей услуг, не придется. Достаточно разместить объявления или заказать таргетинг в социальных сетях, чтобы все заработало. Для этого способа стоит использовать сайт-визитку или легко запоминающиеся контактные данные. Привлечение клиентов для коуча и психолога в этом случае займет некоторое время, но даст стабильные каналы продаж. В своем городе можно дополнительно договориться о печати визитных карточек с их размещением на информационных стендах в магазинах, парикмахерских, аудиториях учебных заведений, лечебных учреждениях.
    2. Экспертный статус. Им подкрепляется размещенная реклама. Как и где можно найти площадку для работы с аудиторией? Самый очевидный вариант: соцсети. Здесь можно вести свой блог, публиковать заметки, проводить анкетирование. Кроме того, для небольших городов хорошо срабатывает размещение статей в печатной прессе (в мегаполисе коучам и психологам лучше выбрать для поиска клиентов крупные информационные интернет-порталы). Затрат времени на такое продвижение относительно немного, а результаты могут оказаться вполне впечатляющими.
    3. Активное общение. Если собственная виртуальная площадка уже подготовлена, можно переходить к следующему шагу: вступать в прямое общение с аудиторией. Для клиентов коучей и психологов такое привлечение внимания более актуально, поскольку есть эффект обратной связи. Можно просто консультировать по небольшим вопросам, высказывать свое экспертное мнение. Не стоит ограничиваться только своим блогом или страницей. Чем чаще ваши суждения будут высказываться – тем лучше. Как и где общаться? Выбирайте тематические форумы в формате вопрос-ответ, ищите “горячие” темы или комментируйте чужие блоги. Умение вести дискуссию будет весьма полезно.
    4. Публичные выступления. Начать можно с видеоблога, где привлечение клиентов психологом и коучем может вестись в рамках тематических уроков, обсуждений. Если есть возможность – ездите на профильные конференции, участвуйте в качестве лектора на мероприятиях. В этом случае привлечение внимания аудитории будет естественным и ненавязчивым.
    5. Преподавание. На старте, когда брать клиентов коучу и психологу просто негде, можно отложить амбициозные планы и пойти в преподавание. Практическая работа “под крылом” раскрученного центра или официального учебного заведения позволит поставить дополнительный плюс в резюме, когда придет время консультировать самостоятельно. Найти потенциального работодателя проще, чем убедить незнакомого человека отдать вам свои деньги.

Три ключевых вопроса

Когда речь идет о том, как и где брать клиентов, коучи и психологи часто не могут найти даже элементарной опоры в своих действиях. Но, для того чтобы привлечение внимания прошло успешно, нужно найти ответы всего на три базовых вопроса.

Что вы готовы предложить?

Клиенты коучей и психологов часто сами не знают, чего они ждут от визита к специалисту. В этом случае привлечение целевого трафика оказывается серьезной проблемой. Ведь презентовать себя, в привычном понимании этого слова, специалист не может. Чтобы добиться внимания людей, заслужить их доверие, нужно понятно объяснить цели и задачи. К примеру, даже о ходе консультации у психолога человек обычно знает очень мало. Тем более, он не понимает, как именно должен проходить визит у коуча или общение с ним.

Поработайте над презентацией заранее. Клиент должен получить исчерпывающее понимание того, что ему пытаются продать. Это избавит вас от ненужных сомнений впоследствии, позволит детально представить все выгоды от сотрудничества заинтересованным в нем людям.

Кто ваш клиент?

Основная проблема начинающих психологов и коучей: готовность консультировать и вести привлечение аудитории совсем не там, где это необходимо делать. Как и где брать слушателей? Прежде чем найти свой подход, вспомните о том, что успешный в бизнесе или любом другом деле человек в первую очередь – новичок в вашей сфере. Проще говоря, рисуя себе образ потенциального потребителя услуг, стоит опираться на реальные потребности общества. Вы хотите давать консультации людям после развода? Работать медиатором, предотвращая обострение конфликтов? Менять сознание руководителей предприятий? Внедрять инновационные схемы продаж?

Пока для клиентов коуча или психолога не будет ясно, к кому он обращается в своей работе, в рекламных объявлениях, лекциях, найти тех, кто готов услышать ваши доводы, будет достаточно сложно.

Зачем это нужно клиенту?

Брать заказчиков “из воздуха” не умеют даже гуру и волшебники. Для коуча или психолога очень важно не просто консультировать, а доносить свою мысль до потенциальной клиентской группы. Ваша личная мотивация здесь играет огромную роль. Если речь идет о миссионерском подходе, привлечение можно вести через формулировку “я помогу решить проблемы”. Готовы давать максимальную свободу действий, не выступая в роли строгого ментора? Это тоже стоит транслировать, но уже как: “готовность работать на результат”.

Какие еще пути стоит попробовать?

Определив цели и задачи, гораздо легче понять, как и где брать клиентов. Поскольку деятельность коучей и психологов достаточно близка по духу, браться за привлечение потенциальных заказчиков они тоже могут в рамках одних и тех же каналов продвижения. Среди работающих методов активной рекламы можно выделить:

    1. “Сарафанное радио”. Знакомые, друзья, приятели должны знать о начале вашей карьеры. Рассказывая о том, что вы готовы консультировать как коуч или психолог, можно получить свои первые заказы. Стесняться не стоит. Ведь правило рукопожатий пока еще никто не отменял.
    2. Раздача флаеров. Если вы готовы к реальной работе, можно потратить время на изготовление красочных брошюр или листовок и провести их раздачу, организовав бесплатный семинар/тренинг или предложив участие в нем с большой скидкой.
    3. Создание книги. В электронном виде распространять ее будет проще. На клиентов коучей и психологов такой способ привлечения действует безотказно.
    4. Запуск собственного тренинга. К нему придется написать программу, потрудиться над формулировками. Но, если все сделать правильно, совсем скоро консультировать вы будете уже за вполне хорошие деньги.
    5. Участие в программах на ТВ. Для региональных или районных каналов приглашение экспертов – распространенная практика. Почему бы не предложить в этом качестве себя?
    6. Реклама в транспорте. Она всегда на виду, обходится недорого, позволяет сделать охват целевой аудитории максимальным.
    7. Размещение объявлений в сетях контекстной или таргетированной рекламы . Дает возможность добиться значительного охвата аудитории. Для получения трафика придется позаботиться о создании сайта, куда клиенты будут переходить для заказа услуг коуча или психолога.
    8. Делегирование полномочий. Даже психологи и коучи могут быть блистательными ораторами и при этом глубокими интровертами. Если это ваша ситуация, поиск клиентов стоит доверить специалистам. Они будут вести целенаправленный поиск, привлечение заказчиков, возьмут на себя решение вопросов: как и где брать заявки на сотрудничество. Найти хорошего маркетолога в этом случае – куда экономичнее и выгоднее, чем пытаться пробить стену отсутствия спроса на услуги самостоятельно.
    9. Создать страничку в ВК, ФБ или сайт с вашими услугами, портфолио, блогом и просто полезными советами решающими проблемы ваших потенциальных клиентов. Не бойтесь делится полезной информацией, к вам будет больше доверия.

Как не стоит действовать?

Времена агрессивных продаж, воронок и лидов прошли безвозвратно. Сегодня, особенно в интеллектуальных сферах деятельности, консультирование и привлечение клиентов ведется по принципиально иным схемам. Конечно, самой главной задачей здесь является стремление разорвать порочный круг бесплатного консультирования. Да, это может дать приток клиентов для коуча или психолога на первых порах. Но ни реальных денег, ни практических результатов не принесет.

Если вы хотите серьезного к себе отношения, назначайте справедливую цену за услуги. Используйте сбор отзывов о себе в качестве “портфолио”. Расскажите о том, где учились, какие имеете регалии. Доктору наук по психологии доверяют больше, чем выпускнику университета. Это нормально. Но, если в качестве коуча выступает человек, который не накопил достаточную базу знаний, он довольно легко будет разоблачен. Не спешите. Иногда свой период ученичества стоит продлить, во избежание опасных и досадных ошибок.

Если вы хотите найти клиентов в качестве коуча или психолога, старайтесь накапливать практическую базу. Не обязательно сразу бросаться в свободное плавание. Рассмотрите возможность поработать на уже раскрученный бренд, а в дополнение – консультировать частным образом удаленно, по скайпу.

У психологов свои приемы, как расположить клиента. Кресло посетителя - психологический якорь, семейная жизнь специалиста - яркие иллюстрации, неидеальность терапевта - способ начать откровенный разговор. Управленцам из любых областей полезно ознакомиться!

- Анна, у психологов наверняка особые, психологические приемы привлечения новых клиентов? Поделитесь.

Если мы говорим о привлечении новых клиентов, вы должны чётко понимать, на какую аудиторию рассчитана ваша услуга. Просто вас, как великолепного специалиста, с желанием раздавать советы налево и направо, к сожалению, недостаточно. Люди прекрасно осознают, что им нужно, и они не готовы платить деньги за то, что вы будете тешить своё профессиональное эго, в этом случае клиентов не будет. Вот основные составляющие для того, чтобы работа была эффективной, и клиенты всегда были:

Выберите для себя участок работы, сегмент, в котором вы эффективны, а также свою целевую аудиторию, и напишите пошаговую инструкцию работы;

Проведите несколько бесплатных промоакций , где вы расскажете о том, что вы делаете;

- Как организовать работу кабинета, чтобы у клиента оставалось приятное впечатление: не приходилось долго ожидать приема, заполнять бумаги и проч.?

Безусловно, взаимодействие в кабинете должно быть комфортным, и, желательно, чтобы момент заполнения бумаг был минимальным по времени. Для этого все бумаги должны быть написаны, согласованы и распечатаны заранее. В кабинете всегда должна быть вода, возможность выпить чая или кофе, молоко, что-то минимальное к чаю, например, печенье. Я считаю, что ещё важным секретом является кресло клиента - это же особый психологический якорь. Именно в него человеку возвращаться, поэтому я бы обратила на это особое внимание.

Ещё принципиально важно место расположения психолога в отношении клиента: если вы хотите выступать в позиции коуча (тренера) с пошаговым руководством, тогда вам лучше сидеть справа ; если же вы больше работаете с эмоциями и переживаниями, тогда специалист должен сидеть слева. Я думаю, что в кабинете должна быть информация о вас, ваши регалии, сертификаты и дипломы. Люди не всегда спрашивают, но когда знакомятся с вашей профессиональной компетенцией - это располагает клиентов доверять вам. Также обратите внимание на цветовую гамму кабинета, ведь цвет влияет на наше восприятие . Все-таки я - за светлые и спокойные тона.

- Как выстраивать цепочку и контролировать исполнение?

Стратегия работы такая:

1) Звонок клиента. Кто-то звонит уже с готовым решением, кто-то хочет задать уточняющие вопросы, чтобы принять решение, подходит ли человеку специалист или нет. В связи с этим я стараюсь всегда отвечать самостоятельно на звонки, исключение составляет лишь то время, когда я работаю, поэтому, я предупреждаю, чтобы написали СМС, и я обязательно перезвоню, когда освобожусь и расскажу все детали нашего дальнейшего взаимодействия.

2) Запись клиента на определённое время . Я стараюсь быть гибкой и задаю вопросы, когда человеку предпочтительнее и когда он реально может, а затем согласовываем встречу в соответствие с моим расписанием. Для срочных встреч или особо нетерпеливых есть возможность телефонной сессии. Качество от этого не страдает, к сожалению, люди сложно решаются на это сразу, впоследствии понимая, что это даже удобнее, чем личная встреча.

3) Согласование всех документов и напоминание клиенту накануне сессии о встрече. Все живые люди, и психолог вполне может уточнить, будет ли завтра клиент, дабы спланировать своё время точнее.

4) Сессия. Происходит сам процесс работы. Подписание документов, оплата и запись на следующую встречу.

5) В случае моей психологической работы, возможность задать уточняющие вопросы или переспросить что-то вне сессии. Я считаю, что особенно с новыми клиентами важен раппорт, и некоторая минимальная помощь между встречами вполне может быть полезной не только клиенту, но и психологу, дабы понять, на сколько корректно клиент выполняет рекомендации и все ли верно истолковано. На мой взгляд, ответственность должна быть разделена между клиентом и терапевтом 50-50, так как 50 процентов ответственности на клиенте за выполнение рекомендаций, а 50 процентов ответственности на психологе, он должен отвечать за корректность рекомендаций. Одинаковых правил на всех не бывает, и гибкая терапевтическая позиция необходима.

- Лицо бренда. Какие требования при найме сотрудника, которого посетители видят первым?

Это администратор. Лучше всего, если это будет приличный молодой человек. Психологическими услугами в моей практической работе пользуются 60 процентов женщин, и 40 процентов мужчин, поэтому лицо бренда должно быть интересным и харизматичным , с активной жизненной позицией, деликатностью и правильной речью.

Также этот сотрудник должен владеть основами продаж, элементарными знаниями компьютера, вести базу клиентов и самое главное - ответить на вопросы или урегулировать организационные моменты.

На современном рынке, который перенасыщен психологическими услугами, психологам-консультантам и тренерам становится все сложнее продвигать свои услуги. Люди на тренинги не набираются, клиенты в консультировании ситуативны и хаотичны.

Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?

Есть некоторые основные ошибки, которые совершает практически 90 % всех психологов-консультантов и тренеров, из-за которых мало клиентов. И в этой статье рассказано об основных ошибках и путях их решения. В этом нам поможет маркетинг!

1. Широкое позиционирование

Когда психолог говорит, что он просто психолог-консультант или ведущий тренингов личностного роста, это непонятно потенциальному клиенту, тем более, если он в психологии - “ни в зуб ногой”. Возможно, ваши друзья и коллеги знают, что вы делаете.

Но те, с кем вы только что познакомились, точно вас сразу не поймут, если у вас такая позиция, потому что они “не в теме”. А ведь помощь, зачастую, нужна “простым смертным”, которые, максимум, что читали по психологии - это Карнеги или еще что-то из популярной литературы.

Как же решить эту проблему широкого позиционирования? Просто! Нужно специализироваться. Для того, чтобы вашими услугами пользовались, вы должны быть узким специалистом в конкретной теме для конкретной целевой аудитории.

Например, есть тренинги по тайм-менеджменту. Если вы просто заявляете, что проводите тренинги по тайм-менеджменту, то это очень широко. Лучше всего, когда вы специализируетесь на каких-то конкретных типах людей: тайм-менеджмент для руководителей, для домохозяек, для врачей и прочее.

То есть, вы специализируетесь на конкретной теме и ее целевой аудитории. То же самое касается и психологов-консультантов. Вы, например, занимаетесь детско-родительскими отношениями и работаете только с мамами, у которых типичные проблемы с детьми-подростками.

Когда вы заявляете именно таким образом, клиент узнает в вас эксперта по его проблеме. А кто не доверяет экспертам? Ведь, когда у вас есть конкретная проблема, которую вы не можете решить самостоятельно, вы, естественно, ищете специалиста именно по этой проблеме. И тут, мозг клиента работает точно так же, поэтому он обращается к вам.

2. Комплекс студента

Дело в том, что большинство психологов очень любят учиться и являются вечными студентами. Учиться – это хорошо и замечательно, но с точки зрения привлечения клиентов - почти бесполезная вещь, да еще и денежнозатратная.

Многие думают, что, если они будут учиться, они смогут заниматься тренингами и консультациями. И это обучение может продолжаться месяцами или даже годами.

Так вот, для ваших клиентов совершенно не имеет никакого значения, какие у вас сертификаты и бумажки. Человек к вам обращается за решением проблемы. Если вы действительно разбираетесь в теме, а разобраться в теме не так уж трудно, если вы обучались, очень просто заявить себя, как эксперта в конкретной теме (даже если вы находитесь в процессе обучения).

Пусть у вас нет сертификата, но вашим потенциальным клиентам все равно! Вы не поверите, им вообще на это плевать в 99% случаях. Им нужно решить проблему. И если вы действительно можете помочь решить проблему, вам не нужны для этого бумажки.

Главный вывод! Ваше образование и количество клиентов в вашей практике не имеют прямой корреляции. Они вообще не взаимосвязаны! Можете возразить на эту тему, но это так. И пока вы свято верите в то, что еще надо подучиться и тогда появятся клиенты - это одно из самых губительных для вашей практики заблуждений.

4. Страх продаж

Следующая ошибка в том, что большинство психологов боятся продавать свои услуги. Они думают, что их услуги должны продаваться. Это неправильно. Клиенты не придут сами и не станут предлагать вам деньги. Для того, чтобы достойно зарабатывать в профессии психолога-консультанта или тренера, нужно свои услуги продавать.

Если вы уже зарекомендовали себя, написали несколько книжек, у вас есть публикации, статьи, то клиенты будут верить вам (вернее даже, не вам, а вашему бренду) и ломиться в ваши двери. Но, если вы еще не бренд , то ваши услуги не будут продаваться сами. Поэтому вам нужно продавать.

Для этого вам нужно изучить, хотя бы, простейшие механизмы продажи. Простейший механизм продажи, который вы можете использовать сразу же, прочитав эту статью, это трехшаговый механизм.

    Ваше конкретное предложение по решению конкретных проблем для конкретной целевой аудитории

    Призыв к действию (сделать какой-то заказ или позвонить вам прямо сейчас).

Большинство людей живут с множеством проблем, которые в себе надо решать, но они откладывают их решение на потом. Вспомните себя. Когда вы идете к стоматологу? В большинстве случаев тогда, когда зуб уже болит. Но ведь можно было прийти раньше и не допустить этой ситуации. Зуб не начнет болеть ни с того ни с сего. И клиенту надо об этом напомнить. Как вы знаете, профилактика всегда дешевле, чем лечение.

Механизм продажи – это механизм, который напоминает человеку о том, что у него есть проблема, ее надо решать, и ваше предложение действительно поможет ее решить. И все это нужно делать сейчас, а то завтра зуб выпадет и жевать будет нечем. И это действительно так. Если смотреть глубже - продажа, это в первую очередь, обмен ценностями между вами и вашим клиентом, следствием чего являются деньги. А как известно - деньги это ЭНЕРГИЯ!

5. Продажа одного. Вы продаете одну консультацию или один тренинг.

Дело в том, что если вы консультант, то невозможно решить проблему клиента за одну сессию, какими бы вы крутыми не были. Минимум, нужен месяц, в лучшем случае, два-три, а иногда и больше.

Поэтому, когда психолог предлагает по одной консультации, клиент платит деньги за нее и, частенько, больше не приходит. Даже если вы договорились о долгосрочной работе (скажем на месяц), и причин на это миллион - нет настроения, трубу прорвало, потерял телефон, вызвали на работу, естественное сопротивление процессу изменений, в конце концов... перечислять можно долго.

Поэтому, если вы психолог-консультант, разрабатывайте программу, которая решает проблему клиента. Предлагайте клиенту эту программу, предлагайте решение его проблемы по программе. Программа воспринимается намного лучше клиентом, нежели непонятная разовая консультация. И продается куда легче, чем просто консультация.

Для тренеров. Возможно, вы провели тренинг, двухдневка, трехдневка или недельный, и клиент от вас ушел. Но невозможно решить проблему клиента даже за один тренинг, для этого нужен, как правило, комплекс тренингов. Для этого придумывайте линейки тренингов, как минимум, три-четыре, где вы будете развивать вашего клиента, помогать ему комплексно справится с ситуацией.

Вы должны прекрасно понимать, что проблема решается не сразу и может иметь глубокие корни. Оказывайте людям поддержку, если вы действительно заинтересованы в том, чтобы жизнь людей, с которыми вы работаете, улучшилась по-настоящему.

Если вы хотите по-настоящему помогать вашим клиентам, Вы обязаны продавать программы (минимум 4-8 сессий) в консультировании и линейки тренингов, если вы тренер. Иначе вы занимаетесь просто халтуркой (так, тут человек подвернулся, на разовую консультацию или на тренинг к вам забрел, вы с него поимели денег, а реально, ничем не помогли). Уж извините. Назвались психологом, отвечайте за это. А то, в последнее время, халтуры на рынке просто немерянно. Даже сертифицированной. Давайте предоставлять действительно качественные услуги и брать ответственность за то, что вы однажды приняли решение помогать людям, целить их души и сердца.

Вывод : Специализируйтесь на конкретных проблемах конкретных людей, продавайте им программы и комплексные решения, которые решат их проблемы.

Ответы психологов можно условно разделить на несколько групп.

1. Состояние рынка психотерапии, как услуги, способы привлечение клиентов, уровень конкуренции.
2. Качество рынка: оценка профессионализма российских психологов, востребованность и перспективность различных направлений и школ психотерапии;
3. Клиенты психотерапевта. Кто они и с какими проблемами приходят, динамика изменения отношения к психологам и психотерапии.

1. Большинство психологов оценили уровень конкуренции на рынке психологических услуг как высокий. При этом, подавляющее большинство (79% опрошенных!) признались, что испытывают недостаток в клиентах. Некоторые считают, что молодые специалисты чаще испытывают недостаток в клиентах, чем те, у которых уже большой опыт работы. По нашим оценкам (ПН) это не всегда так, потому что часто молодые специалисты лучше владеют технологиями продвижения и привлечения клиентов, при этом они готовы тратить больше усилий на работу за меньшие деньги.
Частнопрактикующие специалисты больше испытывают затруднений в поиске клиентов, нежели центры. Коммерческим центрам не хватает клиентов, тогда как в государственных - нет недостатка в клиентах. Данный факт, по всей видимости, связан с расценками на услуги в государственных центрах, где консультации, как правило, бесплатные.

Среди опрошенных бытует и такая точка зрения, что клиенты приходят тогда, когда сам психолог внутренне готов принять их в свою жизнь.

Как психологи привлекают клиентов? Что по их оценкам работает лучше всего?
Здесь психологи на удивление единодушны. 100% опрошенных на вопрос «Где вы находите своих клиентов?» ответили «по личной рекомендации». Основным способом привлечения клиентов (кроме личной рекомендации) назван интернет. Это личный сайт или другие способы интернет - продвижения.

Среди других способов отмечались:
Принадлежность к профессиональному сообществу, участие в передачах на радио и телевидении, участие в презентациях, благотворительных акциях, а так же проведение мастер-классов в ВУЗах.
Также респонденты отметили эффективность наружной рекламы для психологических центров, рекламы в метро для государственных психологических служб, продвижение услуг через аналогичные организации и центры со смежными видами деятельности.

2. Нам показалось интересным узнать мнение коллег-психологов о себе самих. Учитывая уровень конкуренции и разобщенности в нашей сфере деятельности, нет ничего удивительного в том, что только 1,75% психологов оценили уровень профессионализма своих коллег как высокий. 56% опрошенных поставили средний балл, а 20% поставили уверенную двойку за профессионализм и качество.
Нам трудно оценить этот результат. За ним стоит недоверие коллег друг к другу или действительно печально непрофессиональный подход к психотерапии в России? Вызвано ли это тем, что психотерапия очень молода в России и находится в стадии становления? Или тем, что психологическое образование испытывает бум в последние несколько лет и все больше вызов выпускают «скороиспеченных» психологов на рынок? В любом случае интерес к психологическому образованию и к психотерапии в целом мы только приветствуем, а коллег призываем быть более терпимыми друг к другу.

Не секрет, что большинство психотерапевтических школ и направлений, практикующихся в наше время в России - продукт западного общества. Нам показалось важным подумать над тем, что же отличает российского специалиста - психолога от остальных? И знаете, все то же - непостижимая русская душа. На вопрос «Какие сильные стороны работы психологов в России вы можете отметить?» мы получили ответы: эмпатия (на первом месте), «русская ментальность», «наша яркость и индивидуальность», «готовность оказать помощь», бескорыстие (не может не удивлять, учитывая, что мы говорим о профессиональной психологической помощи! (ПН)), энтузиазм, ценность человеческих отношений.
Кроме этого, среди сильных сторон были названы готовность постоянно учиться, повышать квалификацию, развиваться, открытость новому, стремление к интегрированному подходу и наличие профессиональных сообществ.

Было названо огромное количество направлений и школ, которые применяют психологи в своей работе. Результаты (по мере убывания) следующие:
1. Гештальт - 30%
2. Аналитический подход - 19%
3. Арт-терапия - 17%
4. Экзистенциальный - 14%
5. Семейная системная терапия - 12%
6. НЛП - 12%
7.
A. Психодрама - 11%
B. Поведенческая терапия - 11%
8.
A. Телесно-ориентированная - 9%
B. Символдрама - 9%
9.
A. Транзактный анализ - 6%
B. Логотерпия - 6%
C. Эриксоновский гипноз - 6%
10.
A. Гуманистический подход - 5 %
B. Клиентцентрированный подход - 5%
11.
A. Юнгианский - 3%
B. Холодинамика - 3%
C. Психокатализ - 3%

Так же отмечали имаго и танатотерапия, сказкотерапию, песочную, расстановки по Хеллингеру, акмеологию, позитивную терапию, лакановский психоанализ и даже классический гипноз.

Большинство психологов применяют не один какой-либо метод, а практикуют одновременно несколько направлений, интегрированный подход, считая, что каждому клиенту - свой метод.

Касательно перспективных направлений мнения разделились. Как правило, каждый специалист считает именно свой метод перспективным. Кто-то считает, что популярность гештальттерапии идет на убыль, другие, наоборот, что будущее именно за гештальтом, так как он совмещает в себе основные направления и позволяет достичь результата за более короткое время.
Перспективным направлением назвали психотерапевтическую работу в группах, тренинги и краткосрочное консультирование и (подавляющее большинство) интегративный подход. Возможно, это связано с ускоряющимся темпом жизни, когда человеку хочется все и сразу. Но это не означает, что клиенты не готовы ходить на терапию длительное время.
На наш взгляд (ПН) странно, что никто из опрошенных не отметил коучинг, как перспективное направление, хотя многие говорили о популярности именно краткосрочных методах психотерапии.

3. Самая неоднозначная часть нашего исследования - вопросы, касающиеся клиентов психотерапевта. Здесь сразу приходят на ум и соображения конфиденциальности нашей профессии, и некая стыдливость, присущая нашим психологам в вопросах отношения к своей профессии как к рынку услуг, на котором всегда есть клиент и есть некая целевая аудитория для каждой из услуг. Возможно, кому-то приведенная в этом раздела информация покажется столь же бесполезной, как средняя температура больных по палате, но мы все же решили узнать кто же самый частый клиент психотерапевта, что его волнует по мнению психологов?

Итак, типичный клиент психотерапевта выглядит так:

На первом месте по количеству обращений расположились женщины от 25-28 до 40-45 лет, с высшим образованием, как правило руководители среднего звена. Активные, часто сами интересуются сама психологией, многие не замужем или в разводе;

И на последнем месте дети и подростки - от 3 до 20 лет.

Среди основных проблем , с которыми обращаются к психологу наши современники, лидирует проблема отношений, на втором месте - страхи, тревожность и различные фобии. Далее по убывающей - проблемы поиска себя и самоопределения, самореализация, психосоматика, депрессии, неуверенность в себе, различные виды зависимости, кризис среднего возраста, стрессы, хроническая усталость, конфликтность, агрессивность и аутоагрессия.

Отмечается определенное количество обращений касательно установления длительных отношений в гомосексуальных парах, проблемы половой идентификации.
У детей это - отсутствие друзей, дисциплинарные проблемы, трудности в адаптации в саду и школе, детские страхи, проблемы сепарации у подростков.
Если говорить о динамике симптомов и конфликтов, то психологи отметили, что в последнее время увеличилось число депрессивных расстройств и фобических неврозов, а так же неврозов, связанных с понятием успеха и нарциссической неудовлетворенности. Многие психологи говорят о том, что современному человеку все сложнее чувствовать, о блокировании чувственной сферы у их клиентов. Родители все чаще не знают, как ограничивать своих детей и просто справляться с ними, делают большой акцент на интеллектуальном развитии ребенка, совершенно забывая о мире его чувств. У детей все чаще отмечаются гиперактивность, нейропсихические нарушения, перегрузка знаниями, различными занятиями, секциями, а так же сексуальное насилие.

При этом степень готовности нашего населения обращаться за психологической помощью многие оценивают скорее как низкую. Психологи отмечают, что среди населения нет понимания того, что за разговор нужно платить. То есть многие до сих пор имеют весьма смутное представление о психотерапии как о профессии. Многие психологи считают, что в крупных городах готовность обратиться за помощью выше. Но опыт и статистика Псинавигатора свидетельствует об обратном. В нашей опции «Оставить заявку на подбор специалиста» гораздо больше запросов поступает с периферии, чем из столичных городов.

Среди причин нежелания населения идти к психологам отмечали : у большинства людей в голове психолог пока еще «равен» психиатру, и если человек обращается к психологу, то это вызывает у него чувство собственной неполноценности. Соответствующее отношение часто можно увидеть и у окружающих. Мужчины более настороженно относятся к психологам, чем женщины. Но вместе с этим, у них есть и интерес и любопытство. Больше доверия к психологу возникает, если обратиться к психологу рекомендуют врачи, учителя социальные работники. Образованные люди, с высоким уровнем рефлексии охотнее идут к психологу. Интересно, что некоторые люди считают психологов людьми с неразрешенными собственными проблемами. Также обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор люди часто идут к психологу с ожиданиями целительской помощи и надеждой на чудесное исцеление.

В конце нашего исследования мы попросили коллег высказать свои пожелания и комментарии, касающиеся темы опроса. Они очень интересны и мы не сочли возможным их сократить, чтобы вместить в формат данной статьи. Поэтому читайте их