Немецкие аэродромы под ленинградом. Помнить, чтобы жить! Цикл Блокада

Андрей Вест,
Санкт-Петербург

Лесопарк «Сосновка» на севере Санкт-Петербурга располагается среди «спальных» районов. Это, пожалуй, самый большой лесопарк в черте города. Площадь — 302 га.

Издавна этот парк был любимом местом для дуэлей. Именно здесь в 1840 году стрелялся Лермонтов с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла (никто не пострадал, но именно за эту-то дуэль Лермонтова сослали на Кавказ).

До войны здесь находился общегородской лагерь Осоавиахима. Сюда со всего города съезжались на соревнования физкультурники и стрелки. Война не лучшим образом повлияла на Сосновку. Весь парк был изрыт окопами, траншеями, котлованами. Их и теперь еще можно найти на территории Сосновки. А иной раз в лесопарке находят и более зловещие следы войны – неразорвавшиеся снаряды.

В сентябре 1941 года, в срочном порядке была вырублена полоса леса в Сосновке, примерно по оси от водопроводной башни Политехнического института и нынешнего плавательного бассейна (ранее там располагался строительный карьер) в направлении Суздальских озер. Была раскорчевана почва, укатан грунт и засеян быстрорастущей травой-тимофеевкой для уменьшения пыли при взлете и посадке самолетов. Одновременно, в Озерках срочно расширялась, взлетно-посадочная полоса, существовавшего ранее аэродрома Осоавиахима (вроде ДОСААФ) и подготавливались наземные службы: склады, штабы, стоянки для самолетов, жилье для летного и технического состава, столовые, бани, укрытия на случай артобстрелов и многие другие важные службы обеспечения боевой деятельности авиации.

Строительство аэродрома здесь, было связано с тем, что с началом блокады, Ленинград потерял все крупные аэродромы, поэтому срочно потребовались новые аэродромы для базирования военной авиации.

Фронтовой аэродром в Сосновке строили инженерно-строительный батальон и отряд «стройармейцев», состоявший из мобилизованных девушек.

Историческая справка:

«С 1941 по 1945 год в лесопарке Сосновка (Выборгский район) действовал военный аэродром. В сентябре-декабре 1941 года была вырублена просека и построена взлетная полоса в направлении Суздальских Озер (Озерки). На аэродроме базировались 44-й бомбардировочный авиаполк (с 22.11.1942 – 34-й гвардейский), 159-й истребительный, 44-й истребительный (с 7.03.1942 – 11-й гвардейский), 26-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполк, 22-й отдельный авиаэскадрильи связи, 6-й транспортного авиаотряда, 38-й батальона аэродромного обслуживания (БАО). В их задачи входили сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, охрана ленинградского неба от налетов вражеской авиации и защита неба над «Дорогой жизни». доставка продовольствия в осажденный город.»

Недалеко от взлётно-посадочной полосы(ВПП), в годы войны возникло военное захоронение погибших военнослужащих аэродрома. Ныне Мемориальное кладбище.

А 23 февраля 1978 года у северной границе аэродрома, посередине бывшей ВПП был открыт памятник военным лётчикам.

И этот аэродром вошёл в историю ещё и тем, что именно сюда, в Сосновку,летом 1942 года была доставлена из города Куйбышева самолётом ЛИ-2, партитура (ноты) Седьмой симфонии Шостаковича, впоследствии названной «Ленинградской».9 августа Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета, оркестр под управлением Карла Элиасберга исполнил 7 симфонию в Ленинграде. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре 1941 г.. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Как я уже отметил, рядом с бывшим аэродромом находится мемориальное кладбище. Оно расположено чуть в стороне от аллеи, и гуляющие по аллее люди, зачастую даже не обращают на него внимание. Кладбище небольшое, 105 могил. По сравнению с Пискарёвским мемориалом (более 600 тысяч захороненных) совсем ничто. Но здесь похоронены Герои СССР Савушкин А.П. и Лихолетов П.Я., наземный и лётный состав бывшего аэродрома, погибшие в годы существования аэродрома. Смотрим.

Это последнее захоронение на этом кладбище. Лётчик Наконечный Николай Димидович был сбит в 1942 году, место его гибели было неизвестно, и только летом 1990 года, через 48 лет, поисковый отряд нашёл его, ещё ушло время на установление личности и захоронен он был 10 ноября 1990 года.

Во время войны, не было гастарбайтеров, была Дружба народов СССР. Ленинград защищали все национальности Великой страны.

Вот такое захоронение существует в парке отдыха жителей Санкт-Петербурга. Большинство отдыхающих в этом парке, и не подозревают, какими событиями богата его история. И напоследок, ещё кое-что.

Только в 2011 году стал известен еще один интересный факт из военной истории Сосновки: оказывается, летом 1942 года сюда перевели спецшколу №2, готовившую диверсионные отряды для забрасывания в тыл противника, а также для оставления в Ленинграде на случай захвата города. Начальник спецшколы Михаил Милош вспоминал: «Старшие в группе готовили тайники, получали взрывчатку и взрывные механизмы. Один из таких тайников под видом захоронения матери и двух ее сыновей был подготовлен на Шуваловском кладбище. Похороны были организованы по всем правилам. Были поп и дьякон, были фиктивные родственники (из наружного наблюдения), женщины под действием репчатого лука усердно плакали. Посторонних не было. После войны тайник изъяли».

Так что, жители Санкт-Петербурга и гости нашего города! Если Вам доведётся побывать в парке Сосновка, вспомните тех, кто защищал нашу свободу, а в память тех кто погиб, помолчите минуту у военного кладбища!

Они достойны нашей памяти и благодарности!

Современный вид бывшего аэродрома.

Белые берёзки на месте взлётной полосы, как часовые, хранят память о тех, кого уже нет.

ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 21 декабря. /ТАСС/. Безопасность Ленинграда, войск Ленинградского фронта и других важнейших объектов зависела от того, на чьей стороне находилось господство в воздухе. Борьба за него не прекращалась ни на один день. Гитлеровцы, не сумев захватить Ленинград с воздуха, не отказались от намерения разрушить город. Задачу уничтожения Ленинграда и Москвы, по замыслам фашистского командования, должна была выполнить авиация. Советским летчикам предстояло сорвать эти планы.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. 21 декабря /Воен.корр. ЛенТАСС/. Летчики Н-ской гвардейской части, изо дня в день усиливая удары по немецким войскам и их боевой технике, наносят большой урон врагу. На одной из железнодорожных станций, находящейся в глубине немецкой обороны, гвардии младший лейтенант Стрижак заметил два эшелона - до 40 вагонов. С пикирования он обстрелял оба эшелона пулеметно-пушечным огнем. Произведя одну за другой восемь атак, лейтенант Стрижак разбил оба состава и поджег несколько вагонов. Боевые друзья Стрижака летчики-гвардейцы Кубасов, Толстой и Казаченко тоже наносили удары по немецким тылам. Кубасов обстрелял и поджег вражескую автомашину, Толстой атаковал и поджег 2 машины, а Казаченко, находясь в свободной разведке, обнаружил скопление немецких грузовиков и легковых машин. С пикирования он разбил несколько машин и расстрелял из пулемета много десятков немецких солдат.

Для действий на восточном крыле Ленинградского фронта за внешним кольцом блокады была образована авиационная оперативная группа. Летчики, кроме непосредственной поддержки сухопутных войск, прикрывали водную коммуникацию через Ладожское озеро, Тихвинский железнодорожный узел, Волховстрой, сопровождали транспортные самолеты, доставлявшие грузы в осажденный Ленинград, защищали Дорогу жизни.

Упорную борьбу нашим летчикам приходилось вести с вражеской авиацией, стремившейся наносить по Ленинграду бомбовые удары, и с артиллерией врага. Для ее уничтожения в 1943 году летчики 13-й воздушной армии совершили более 3,3 тысячи боевых вылетов, в ходе которых подавили огонь 32 крупных артиллерийских батарей, 20 орудий, 9 артиллерийских транспортеров. Хотя полного подавления немецкой артиллерии добиться не удалось, и обстрелы Ленинграда не прекратились, интенсивность их была серьезно ослаблена, авиация флота и фронта вынуждала противника часто менять огневые позиции, оттягивать батареи от линии фронта или вообще прекращать огонь.

Борьба за ленинградское небо

За период с 1941 по 1943 год на Ленинград было совершено 258 авианалетов, в ходе которых над городом пролетели в общей сложности 1876 немецких самолетов, сбросивших 4686 фугасных бомб (50, 100 и 250 кг) и 69 613 зажигательных (2 кг). В результате воздушных тревог погибли 1926 ленинградцев, 10 554 получили ранения. За 20 налетов на Ленинград гитлеровских летчиков награждали Железным крестом 2-й степени.

ПОДВИГ АЛЕКСЕЯ СЕВАСТЬЯНОВА

Один из воздушных боев, происходивший прямо над городом, ленинградцы наблюдали своими глазами. В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года советский летчик Алексей Севастьянов, выполняя боевое задание, впервые применил таран в небе над Ленинградом. 24-летний младший лейтенант Севастьянов, начавший войну в Бресте и воевавший под Москвой и Ленинградом, в ту ночь патрулировал ближние подступы к Ленинграду на своем истребителе И-153, известном в народе как "чайка". Около десяти вечера начался немецкий авианалет и, несмотря на огонь советских зенитных батарей, одному бомбардировщику Heinkel He 111 все же удалось прорваться к центру города, где его настиг и атаковал самолет Севастьянова. Выстрелив весь боекомплект, советский летчик решился на таран и, приблизившись к немецкой машине сзади, отрубил винтом хвостовое оперение бомбардировщика, после чего выпрыгнул из своего поврежденного истребителя с парашютом. Heinkel упал в Таврическом саду, а его выживший пилот был задержан на улице Маяковского.

Испытать на себе бдительность горожан довелось и самому Севастьянову, который приземлился на территории Невского машиностроительного завода. Поначалу его арестовали, приняв за немецкого парашютиста, но когда установили, что это советский летчик, напоили чаем и дали валенки. В строй летчик смог вернуться лишь через 1,5 месяца, когда залечил полученные в бою раны предплечья. Ставший живой легендой Ленфронта Севастьянов, уже в звании старшего лейтенанта, был назначен командиром эскадрильи 26-го авиаполка. Он совершил около 300 боевых вылетов. Задание 23 апреля 1942 г. оказалось для него последним – Севастьянов был смертельно ранен в бою с несколькими немецкими истребителями Messerschmitt Bf.109. Его самолет упал близ поселка Рахья на Ладожском озере. 6 июня 1942 г. старшему лейтенанту Алексею Тихоновичу Севастьянову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Разбитый самолет и прах летчика были найдены в 1971 г. Герой ленинградского неба похоронен на Чесменском кладбище.

Продолжение

Все это время шли ожесточенные воздушные бои на подступах к Ленинграду и над самим городом. Летчики-истребители непрерывно патрулировали воздушное пространство, однако из-за сложности обнаружения противника полностью предотвратить разбойничьи налеты вражеской авиации не удалось.

Другим способом борьбы было нанесение бомбардировочно-штурмовых ударов по немецким аэродромам, в результате которых авиация противника понесла огромные потери летного состава и техники. Весной 1942 г. ряд наиболее отличившихся авиачастей были преобразованы в гвардейские.

Транспортная авиация

В первые месяцы блокады транспортировку грузов в Ленинград осуществляли все транспортные самолеты ВВС Ленфронта и Краснознаменного Балтийского флота. С октября 1941 года объем перевозок, осуществлявшийся самолетами Ли-5 и ТБ-3, достигал 150 тонн в сутки, причем все технические нормы загрузки были превышены – при предусмотренных инструкциями 1,6 тонны самолеты брали на борт до 3 тонн, стремясь доставить в осажденный город как можно больше жизненно важных грузов.

По мере сокращения светового дня, снижавшего возможности вылетов, авиаторы стремились ускорять процесс загрузки и оптимизировать расположение грузов в самолете, чтобы увеличить грузоподъемность. Например, по предложению летчиков мясо стали грузить не тушами, а прессованными 20-килограммовыми блоками, упакованными в гофротару. Самолеты отправлялись в любую погоду, даже при отсутствии видимости и сильном ветре. Сначала их было 30, затем руководство Гражданского воздушного флота СССР довело их число до 70.

Воздушным путем в Ленинград доставляли самые необходимые и срочные грузы – продовольствие, оружие, боеприпасы, из города вывозили раненых солдат и жителей города, подлежавших эвакуации, а также продукцию городской оборонной промышленности, которую ждали на других фронтах. Самолетами Особой северной группы из осажденного города было вывезено более 52 тысяч ленинградцев и 9 тысяч раненых.

Немецкие истребители остерегались нападать на транспортные самолеты, следовавшие группами по 6 и 9 машин, но на одиночный самолет нападали стремительно. Перед отечественными истребителями стояла задача прикрывать транспортники. Ее решали две группы истребителей: одна сопровождала транспортные самолеты над Ладожским озером, другая прикрывала погрузку и разгрузку следующей партии. Для увеличения дальности и продолжительности полетов было решено использовать подвесные баки с горючим.

Прикрывая "Дорогу жизни"

"Дорога жизни", начавшая действовать 22 ноября 1941 года, была важнейшим объектом, который прикрывала авиация Ленинградского фронта. Немецкое командование прилагало огромные усилия, чтобы перерезать ледовую артерию, соединявшую осажденный город с "Большой землей": она постоянно подвергалась систематическим авиаударам и артобстрелам, противник пытался высаживать десант и минировать трассу.

В 1942-43 гг "Дорогу жизни" прикрывали одновременно до 8 истребительных авиаполков. С декабря 1941 года по март 1942-го летчики Ленинградского фронта совершили здесь более 6 тысяч боевых вылетов, причем из-за малочисленности самолетного парка в этот период пилотам приходилось совершать по 6-8 вылетов в сутки. Первоначально истребители осуществляли патрулирование трассы, позднее было введено дежурство на аэродромах с двухминутной готовностью к вылету. В каждом из авиаполков днем дежурили от 4 до 6 экипажей, по ночам их число сокращалось до 2-4.

Подавление артиллерийского огня

Операции по обнаружению и подавлению немецких артиллерийских батарей, обстреливавших Ленинград из дальнобойных орудий, массированно проводились с марта 1942 года.

АВИАЦИОННЫЙ ТЫЛ

В связи с тем, что значительная часть аэродромов оказалась на оккупированной территории, перед Ленинградом стояла задача по строительству новых аэродромов и взлетно-посадочных площадок. К проведению этих работ были привлечены колхозники Ленинградской области, а также 4150 комсомольцев из Ленинграда, 315 мостовиков и 310 шоферов. Обеспечивать нормальную эксплуатацию аэродромов в зимнее время были мобилизованы 28 тысяч человек и более 6 тысяч лошадей. С осени 1941 года прервалась связь тыловой службы авиации Ленинградского фронта с "Большой Землей", поэтому изготовление необходимых запасных частей производилось на заводах Ленинграда. Сложности с техническим обеспечением осложнялись плохим продовольственным обеспечением – нормы технического персонала аэродромов была значительно ниже, чем для летчиков.

При этом нагрузка на техперсонал была огромна: нередко летчикам приходилось совершать по несколько вылетов в день, и перед каждым вылетом машина должна была пройти послеполетный и предполетный осмотр, заправку маслом и бензином, обновление запаса оружия и бомб. Порой техническому персоналу приходилось выполнять и задачи по охране аэродромов. Серьезной проблемой стала нехватка топлива. Для ее решения использовали заменители бензина, в том числе смесь, разработанную ленинградскими военными инженерами и включавшую лишь 75% бензина.

Продолжение

В течение года летчики Ленфронта совершили 1106 боевых вылетов, летчики авиации Балтфлота – 321 вылет, в результате чего был подавлен артиллерийский огонь 24 гитлеровских батарей и взорвано 10 складов с боеприпасами. Места дислокации вражеской артиллерии были выявлены в ходе аэрофотосъемок – только за апрель 1942 года их было произведено около шестидесяти.

На основе данных воздушной разведки разрабатывались планы комбинированных ударов, которые наносили советская артиллерия и авиация, задействовавшая в этих операциях штурмовики, истребители и корректировщики – атаки авиационных групп в таком составе были особенно эффективны. Летные экипажи, готовые немедленно подняться в воздух, дежурили на аэродромах. При получении сигнала об артобстреле Ленинграда самолеты вылетали к месту дислокации немецкой батареи, чтобы нанести бомбардировочно-штурмовой удар.

Такие операции позволили существенно снизить интенсивность артобстрелов Ленинграда немецкой артиллерией, однако к концу года контрбатарейная борьба была осложнена новым усилением немецкой артиллерии – гитлеровское командование рассредоточило орудия на расстояние 300-500 метров при тщательной маскировке. В этих условиях летчикам приходилось подавлять огонь не батарей, а отдельных орудий, а немецкие огневые позиции стали труднодосягаемыми, вследствие чего обстрелы города снова усилились.

Авиация при прорыве блокады Ленинграда

Авиация сыграла важную роль в операциях по прорыву блокады. Войска Ленинградского фронта в ходе операции "Искра" поддерживали 13-я воздушная армия, ВВС Краснознаменного Балтийского флота, 7-й истребительный авиакорпус ПВО и смешанные авиаполки 42, 67 и 23-й армий. К началу операции 1943 года в составе двух фронтов и флота было 899 самолетов.

В декабре 1942 года летчики произвели подробную разведку с аэрофотосъемкой переднего края позиций противника. Съемка была опасна и сложна технически – экипажам приходилось снимать, стоя в кабинах с фотоаппаратами, подвешенными на груди. Исключительно сложные метеоусловия не смогли стать препятствием для боевых вылетов советских пилотов – за период подготовки и проведения операции "Искра" количество вылетов превысило 2, 4 тысячи.

За период с 12 по 18 января 1943 года летчики 13-й воздушной армии произвели 910 боевых вылетов. В течение января 1943 года советскими летчиками в воздушных боях было сбито 74 немецких самолета.

В 1943 году немецкая авиация изменила тактику своих нападений на Ленинград, перейдя от бомбардировок по всей площади города к прицельной бомбежке наиболее важных объектов. Тем не менее, благодаря действиям авиации Ленфронта, большинству немецких самолетов не удавалось прорваться к городу.

Авиация в период подготовки операции "Нева-2"

Наступление советских войск в ходе Ленинградско-Новгородской операции в начале 1944 года проходило при безраздельном господстве отечественной авиации, что в значительной степени способствовало успеху наземных сил Ленинградского и Волховского фронтов.

БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ 13-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ

С 14 января по 31 марта 1944 г. части 13-й воздушной армии произвели 14389 вылетов, из них для нанесения ударов по оборонительным сооружениям, войскам и технике противника на поле боя - 7356, по аэродромам - 146, по железнодорожным объектам - 506, на прикрытие наземных войск и сопровождение боевой авиации - 4875, на разводку и корректирование артиллерийского огня - 1450, на спецзадания - 56. С 14 января по 1 апреля 1944 г. летчики 13-й воздушной армии провели 114 воздушных боев, в которых сбили 202 неприятельских самолета, 62 самолета сожгли на аэродромах. Итого было уничтожено 264 немецких самолета.

Продолжение

Войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия, 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиакорпус ПВО и часть авиации Краснознаменного Балтийского флота.

Задолго до наступления началась авиаразведка позиций противника и аэрофотосъемка рубежей немецкой обороны и тыла.

Об одной из таких операций в декабре 1943 года сообщал с фронта военный корреспондент ЛенТАСС:

Экипаж разведчиков под командированием старшего лейтенанта Сахно вылетел на фотографирование важного участка коммуникаций противника в глубине его обороны. Когда воздушные разведчики приближались к цели, они обнаружили, что над нею барражировала группа вражеских истребителей. Заметив советский самолет, несколько немецких машин "Фокке-Вульф-190" бросились на него в атаку. Смело маневрируя, летчик Сахно мастерски выводил машину из-под вражеских ударов. Незначительно отклоняясь от цели, то набирая высоту, то внезапно снижаясь, разведчики снова возвращались в район съемки. Выполняя боевую задачу, штурман Сигуба и стрелок-радист /…/ пулеметным огнем отбивали атаки вражеских истребителей. Точно пущенной очередью отважные разведчики сбили один "Фокке-Вульф-190". Успешно выполнив задание, летчик Сахно сумел вывести самолет из зоны боя. Ничего не могли поделать со смелыми воздушными разведчиками и немецкие зенитки, открывшие по ним интенсивный огонь. Несмотря на многочисленные пробоины в машине, летчик Сахно благополучно привел самолет на свой аэродром и доставил командованию ценные фотоснимки. Все члены экипажа разведчиков награждены орденами Славы 3-й степени. (Воен. Корр. ЛенТАСС).

13-я воздушная армия, поддерживавшая наступление войск Ленфронта на важнейших направлениях, в период наступления 1944 года уничтожила более 20 танков, около 800 автомашин различного назначения, более 200 повозок с грузами, более 30 артиллерийских и минометных батарей и много другой боевой техники противника. В воздушных боях было сбито 13 самолетов противника.

Сосновка - пожалуй, крупнейший лесопарк в черте города, огромное пятно на карте - 302 гектара.

Интересно, что в XIX веке территория нынешней Сосновки была известна петербуржцам как… популярное место для дуэлей. Так, в 1840 году именно здесь стрелялся Лермонтов с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла (никто не пострадал, но именно за эту-то дуэль Лермонтова сослали на Кавказ).

А позже, сто лет назад, Сосновка была пригородным дачным поселком - с деревянными домиками, прогулочными дорожками, лесополосой. В дальнейшем поселок должен был значительно расшириться, но этому помешали война и революция. А вот главные аллеи современного Сосновского лесопарка до сих пор напоминают об этом проекте - именно они должны были стать улицами нового дачного района. До самого последнего времени о «дачных» временах напоминали также деревянные домики, построенные еще до революции, но недавно их снесли.

Постепенно дачный пригород становился городской окраиной. Особенно способствовало этому появление Политехнического института. В путеводителе от 1927 года об этом пишут так: «В начале существования Политехнического Института вся окружающая местность представляла сосновые леса на сухой песчаной почве, покрытой хвоей и лишайниками, а дорога в Институт была вся окаймлена хорошенькими дачками. В настоящее время значительная часть леса вырублена, дачи же пошли на дрова во время холодов 1919-1920 гг». Некоторое время Сосновка была исследовательской и учебной базой Лесного института; в память об этом сохранилась аллея с разными породами кленов - их посадили студенты.

Война не лучшим образом повлияла на Сосновку. Весь парк был изрыт окопами, траншеями, котлованами. Их и теперь еще можно найти на территории Сосновки. А иной раз в лесопарке находят и более зловещие следы войны - неразорвавшиеся снаряды.

Фронтовой аэродром в Сосновке строили инженерно-строительный батальон и отряд «стройармейцев», состоявший из мобилизованных девушек. Посреди соснового леса расчистили площадку, разровняли и утрамбовали землю для взлетно-посадочной полосы.


белым цветом выделен участок на котором и был расположен аэродром

По окраинам полосы в лесу строили укрытие для самолетов, землянки для летчиков, склады горючего и боеприпасов. Строился аэродром с сентября по декабрь 1941 года, уже в первые дни 1942 года на него садились большие грузовые самолеты с продовольствием для населения и фронта. Старожилы Лесного вспоминают, что летчики жили в близлежащих домах. Этому особенно радовались дети. Летчики, зная, как трудно выживать в блокадном городе, подкармливали детей.

Историческая справка:

С 1941 по 1945 год в лесопарке Сосновка (Выборгский район) действовал военный аэродром. В сентябре-декабре 1941 года была вырублена просека и построена взлетная полоса в направлении Суздальских Озер (Озерки). На аэродроме базировались 44-й бомбардировочный авиаполк (с 22.11.1942 - 34-й гвардейский), 159-й истребительный, 44-й истребительный (с 7.03.1942 - 11-й гвардейский), 26-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполк, 22-й отдельный авиаэскадрильи связи, 6-й транспортного авиаотряда, 38-й батальона аэродромного обслуживания (БАО).

В их задачи входили сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, охрана ленинградского неба от налетов вражеской авиации и защита неба над «Дорогой жизни». доставка продовольствия в осажденный город.


На снимке экипаж самолета ЛИ-2, доставивший в Ленинград продовольствие, медикаменты, почту: борт-стрелок Ф. В. Соломатин, радист Туров, командир А. А. Васильев, пилот Куранин, штурман В. Д. Салата.

С этого аэродрома вылетали на «Большую землю» руководители обороны Ленинграда - А.А. Жданов, А.А. Кузнецов.

Аэродром в Сосновке не раз подвергался налетам самолетов противника и артиллерийским обстрелам. Хотя полоса соснового леса хорошо прикрывала аэродром, другой природный фактор способствовал демаскировке объекта: в сухую погоду при взлете и посадке самолетов поднимались огромные облака пыли и песка.


аэрофотоснимок аэродрома,сделанный самолетом-разведчиком Финских ВВС

Недалеко от взлетно-посадочной полосы аэродрома в Сосновке в годы войны возникло военное кладбище, где хоронили погибших летчиков и зенитчиков из располагавшихся тут частей и соединений. Среди погребенных здесь - Герои Советского Союза Александр Петрович Савушкин и Петр Яковлевич Лихолетов. После войны кладбище стало мемориальным.

А.П. Савушкин родился в Московской области, в 1918 году, в семье крестьянина. Работал на заводе. В 1938 году был призван в армию, окончил военную авиационную школу пилотов. В 1939-1940 годах был участников Советско-финской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воюя на Ленинградском фронте, совершил 30 боевых вылетов, сбил 18 самолетов противника. Был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной звезды, медалями. Погиб в авиакатастрофе в мае 1943 года. Транспортный ЛИ-2, на котором он вылетел для получения новой техники разбился на взлете. Вылет производился после артобстрела аэродрома из-за чего не была проведена полная предполетная подготовка. Звания Героя Советского Союза было ему присвоено посмертно. Его имя носит улица в Приморском районе Санкт-Петербурга где установлен памятник, а также еще двум летчикам-героям, именами которых и названы улицы Оскаленко и Покрышева, примыкающие к улице Савушкина.


памятник на улице Савушкина

У северной границы бывшего фронтового аэродрома, в середине взлетно-посадочной полосы, 23 февраля 1978 года был открыт памятник «Защитникам ленинградского неба».

На левом «крыле» памятника надпись: На месте фронтового аэродрома Сосновка памятник этот в шестидесятый год Октября благодарным потомством поставлен.

С тех пор в памятные даты ленинградской блокады и в День Победы памятник в Сосновке служит местом встреч летчиков, защищавших Ленинград, и местом проведения районных митингов памяти.

Уже в сорок пятом году аэродром перестал существовать. В том же году на месте вырубленных сосен были посажены новые, парк снова стал любимым местом прогулок ленинградцев.

Но кроме боевых подвигов ленинградских летчиков, знаменит он еще и тем, что именно сюда весной 1942 года была доставлена из Куйбышева партитура Седьмой симфонии Шостаковича, названной потом Ленинградской.

Только в 2011 году стал известен еще один интересный факт из военной истории Сосновки: оказывается, летом 1942 года сюда перевели спецшколу №2, готовившую диверсионные отряды для забрасывания в тыл противника, а также для оставления в Ленинграде на случай захвата города. Начальник спецшколы Михаил Милош вспоминал: «Старшие в группе готовили тайники, получали взрывчатку и взрывные механизмы. Один из таких тайников под видом захоронения матери и двух ее сыновей был подготовлен на Шуваловском кладбище. Похороны были организованы по всем правилам. Были поп и дьякон, были фиктивные родственники (из наружного наблюдения), женщины под действием репчатого лука усердно плакали. Посторонних не было. После войны тайник изъяли».

Оборона Ленинграда с воздуха в начале войны

В теплую июньскую ночь с субботы на воскресенье набережные Невы и другие, наиболее красивые места Ленинграда были заполнены выпускниками средних школ. По традиции молодежь провожала самую короткую ночь в году. Пели песни, смеялись, многие махали пролетающим в небе самолетам. Никто, конечно, не знал, что эта «белая ночь» станет последней мирной в жизни города и всей страны. 22 июня уже в первом часу ночи войскам 2-го корпуса ПВО был отдан приказ покинуть летние лагеря и идти маршем на позиции, а в 4 ч 40 мин новый приказ потребовал развернуть полки ПВО на боевых позициях, в том числе в самом городе. В 3 ч 20 мин 12 Ju88 из группы KGr806 поставили мины в Финском заливе и обстреляли пароход «Луга».

В ночь на 23 июня в Ленинграде впервые объявили сигнал воздушной тревоги, звучавший 41 мин. В это время 12 немецких бомбардировщиков со стороны Карельского перешейка на высоте около 500 м попытались прорваться к городу. Как следовало из немецких документов, в светлую ночь «юнкерсы» из той же группы KGr806 собирались поставить мины вблизи Кронштадта. Им не удалось застать врасплох бойцов 2-го корпуса ПВО - расположенная в районе Сестрорецка баратея мл. лейтенанта А.Т. Пимченкова (115-й зенап) четырьмя залпами сбила один из самолетов, а его экипаж захватила в плен.

Группировка зенитной артиллерии, сложившаяся до войны, претерпела мало изменений, однако еще до конца июня командование решило усилить западное направление путем установки восьми батарей на баржах в Финском заливе. К этому времени за счет призыва приписного состава были полностью развернуты 16 ротных постов, 263 наблюдательных поста и 23 поста наведения истребителей - все они входили во 2-й полк ВНОС. Указанные посты создали на удалении 120–140 км от Ленинграда «полосу предупреждения» и на расстоянии 30–60 км - «сплошное поле наблюдения».

К сожалению, непосредственно прилегающие к городу на Неве большие водные пространства (Финский залив и Ладожское озеро) постами ВНОС совершенно не просматривались. Частично исправить этот недостаток должны были радиолокационные установки. После принятия на вооружение РУС-1 «Ревень» и освоения их серийного производства началась установка систем радиообнаружения в Закавказье и на Дальнем Востоке, а восемь комплектов развернули вдоль советско-финской границы параллельно «полосе предупреждения» (юго-западнее Ленинграда). Однако 26 июня установки пришлось снять и перенести в глубь обороны на рубеж Питкяранта - Кексгольм - Выборг. С 3 июля начался отвод постов ВНОС на Карельском перешейке, а еще через несколько дней - с рубежа Гдов - Луга. В этой ситуации значительно возросла роль новой станции РУС-2 «Редут», макетная установка которой под руководством инженера Шеина с 3 июля приступила к боевому дежурству в Токсове.

Таблица 3.1

Примечание:

Кроме того, в состав 19то иап входили два ЛаГГ-3, признанные непригодными к эксплуатации.

К 22 июня в ПВО Ленинграда было задействовано 113 прожекторов-искателей и 220 прожекторов-сопроводителей - всего 333 станции. По мнению командира 2-го корпуса генерала М.М. Процветкина, такое количество прожекторных установок было явно недостаточным для обнаружения самолетов противника ночью на любом направлении. Поэтому за счет перераспределения станций «Прожзвук» и концентрации 43 сопроводителей и 23 искателей в районах Красногвардейск (Гатчина) - Сиворицы - Витино - Ропша началось создание первого светового прожекторного поля; к 23 июля его удалось организовать над площадью 25х30 км. Через данный район наиболее часто проходили маршруты неприятельских разведчиков. 26 июля расчет сержанта Ольши южнее Красногвардейска впервые осветил самолет противника.

Параллельно производилось развертывание частей аэростатов заграждения. Их боевые порядки строились в начале войны с учетом необходимости прикрытия наиболее важных объектов города от действий штурмовиков и пикировщиков. Как в границах Ленинграда, так и на его подступах аэростаты заграждения располагались по площади в шахматном порядке. Для прикрытия города со стороны Финского залива на баржах был выставлен 31 пост, сформированы отдельные маневренные отряды. К 30 июля район Ленинграда площадью около 300 км2 прикрывали 297 аэростатных постов, из них 145 системы «тандем», а остальные одиночные.

«Полки АЗ развертывались в центральной части г. Ленинграда, - вспоминал А.И. Бернштейн, в то время главный инженер 4-го полка аэростатов заграждения. - Посты устраивались в парках, среди жилых домов, на территории фабрик и заводов. Устанавливались они на Марсовом поле, в Летнем саду, у Исаакиевского собора, на Дворцовой площади… В ночное время над городом стояла стальная завеса тросов. Огромную нагрузку несли боевые посты АЗ. Расчет каждого из них состоял из 12 человек: 10 рядовых и два сержанта. Им была доверена вся подготовка аэростата к подъему, уход и ремонт, заделка боевых пробоин…» .

Особая роль в ПВО Ленинграда принадлежала истребительной авиации. Остановимся подробнее на описании ее работы. С первого дня войны истребители приступили к боевому дежурству в ленинградском небе. Как уже упоминалось, первая тревога была объявлена в ночь на 23 июня в 3 ч 40 мин, после чего все полки ПВО вместе с другими авиаторами ЛВО перешли в состояние полной боевой готовности, приступили к рассредоточению и маскировке материальной части. Бойцы батальонов аэродромного обслуживания (бао) начали создавать сеть запасных и ложных аэродромов (в дополнение к 15, построенным до войны). 9–12 истребителей практически круглосуточно патрулировали в установленных зонах, охраняя Ленинград и прикрывая развертывание частей ПВО от налетов неприятельской авиации.

На второй-третий день войны была создана так называемая истребительная группа ПВО Ленинграда под командованием полковника С.П. Данилова. Кроме четырех полков (19, 26, 44 и 157-го иап), входивших в ее состав первоначально, позднее ей были приданы еще пять не полностью укомплектованных полков (7, 153, 154, 156 и 159-й иап). Во всех частях насчитывалось 218 И-16, 48 И-153 и 116 МиГ-3. В ряде случаев на аэродромах организовывались сводные группы самолетов, принадлежавших разным полкам. Например, на аэродроме Майсниеми летчиков четырех полков подчинили майору Г.М. Голицыну. В дальнейшем эта группа, именовавшаяся «7-й иап», перебазировалась в Горелово, а затем в Сиворицы для участия в противовоздушной обороне Ленинграда (в это время основная часть указанного полка под командованием Героя Советского Союза майора Е.Г. Туренко продолжала действовать на Карельском перешейке в составе 5-й сад).

Первые попытки перехвата вражеских самолетов оказались неудачными. Например, единственная в июне 1941 г. встреча наших истребителей с противником не принесла результата. Днем 28-го числа Bf110 из 5(F)/122 прошел над Кронштадтом на высоте 7400 м, а звено 157-го иап, находившееся на 2500–3000 м ниже, не смогло ничем ему помешать, поскольку И-16 заметно уступали разведчику в скорости. На следующий день высоту патрулирования истребителей ПВО подняли до 8000 м, однако отсутствие на истребителях радиосвязи исключало возможность наведения с земли, не позволяло перехватывать неприятельских разведчиков. Лучшие результаты удавалось достигнуть при вылетах «по-зрячему» дежурных истребителей новых типов по команде КП 2-го корпуса ПВО.

В эти дни завершалось формирование шести новых истребительных полков для работы в системе ПВО Ленинграда - они получили порядковые номера от 191-го до 196-го. В конце июня личный состав приступил к более интенсивным, чем в довоенное время, полетам на машинах новых типов. Такие самолеты направляли преимущественно в части 3-й иад. Так, согласно документам 44-го иап, к 22 июня на аэродроме Ропша имелось 74 И-16 и И-153 и 66 летчиков. Вскоре из состава полка на укомплектование других частей было передано 25 И-16, 24 И-153 и 17 летчиков, но в то же время часть пополнили 26 МиГ-3 и 12 ЛаГГ-3. На аэродроме Горелово, а затем Шоссейное под руководством зам. командира полка капитана Г.К. Пасечника личный состав знакомился с поведением машин на посадке, при наборе высоты, при переходе с одного режима полета на другой . Это была чрезвычайно важная работа. Можно отметить, что «лагги» полк получил с ленинградского завода N 23 одним из первых, а роль «мигов» в обороне Ленинграда и борьбе с разведчиками противника вообще трудно переоценить.

Летчик В.П. Сегалаев и механик И.В. Белокоп отстреливают пулеметы И-16 тип 29 из 71-го иап ВВС КБФ

К сожалению, дни напряженной учебы не обошлись без серьезных летных происшествий. В первые же военные дни в катастрофах погибли лейтенанты Антонюк и Галоев. С учетом прикомандированных частей до конца июня 1941 г. истребительная группа ПВО недосчиталась шести летчиков. Наряду с авариями и катастрофами происходили многочисленные поломки, которые далеко не всегда фиксировались в документах, но заметно сокращали численность исправной материальной части.

Главный инженер ВВС ЛВО бригинженер А.В. Агеев на основе доклада ст. инженера 7-го иап Н.П. Плотникова записал в рабочем дневнике: «29 июня осматривал самолеты полка на аэродроме Сиворицы. В нем числятся 37 МиГ-3, из которых 9 ушли обратно в Майсниеми. Там же находится истребитель, поломанный 6 июня при посадке мл. лейтенантом Петриным: при пробеге он полностью выжал тормоза, из-за чего самолет скапотировал, пройдя 35–40 м; МиГ-3 N 3063 требует ремонта в мастерских.

27 июня летчик Купченко не вернулся на самолете N 3117 из патрулирования над станцией Дивенская.

28 июня летчик Сескутов на МиГ-3 N 3102 совершил вынужденную посадку на аэродроме Пушкин. Самолет поврежден - нужен полевой ремонт.

28 июня летчик Кольцов совершил вынужденную посадку на МиГ-3 N 3114 с убранными шасси в 4 км от аэродрома Ропша.

На самолете N 3080 лопнул трос уборки костыля; при посадке повреждена хвостовая часть, истребитель требует ремонта в ПАРМе.

На отдельных истребителях имеются дефекты, наиболее характерными из которых являются:

Трещины у штуцеров маслобака в месте крепления маслотрубки к радиатору (обнаружено 5 случаев);

Ослабление крепления трубок от радиатора к маслобаку (4 случая).

К утру исправно 24 МиГ-3. Сегодня вновь несколько «мигов» вышли из строя, их надо восстанавливать… Связался с начальником 6-го района авиационного базирования полковником П.Д. Жоглиным и просил его срочно оказать помощь военинженеру 3 ранга Плотникову, выделив ему машины для уборки вынужденно севших истребителей, полупортальный кран. Необходимо также обеспечить питанием команду ПАРМ-1, предоставленную авиаучилищем им. К.Е. Ворошилова, поскольку своих ремонтников полк не имеет» .

Недостаточная освоенность МиГ-3 личным составом серьезно ограничивала работу. С 23 по 29 июня на этом типе самолета было выполнено 314 вылетов на патрулирование в системе ПВО Ленинграда из общего числа в 1914 вылетов. Чаще других летали на «мигах» летчики 159-го иап, которые поднимались в воздух 149 раз. Все же наиболее успешно освоили истребители Микояна и Гуревича в 19-м Краснознаменном иап, возглавлявшемся Героем Советского Союза майором А.Г. Ткаченко, поскольку пилоты именно этой части добились наибольших успехов в борьбе с неприятельскими разведчиками за первый месяц войны.

На аэродроме ЛаГГ-3 из 44-го иап. Машина была построена на ленинградском заводе № 23

Согласно «Журналу учета сбитых самолетов противника летчиками 7-го иак ПВО» первые две победы корпус одержал 6 июля 1941 г. В 12 ч 41 мин над Ленинградом на высоте 6000 м ст. лейтенант С.В. Тютюнников из 19-го иап перехватил и атаковал самолет «Бленхейм», преследовал его до озера Лубенское, где у самолета противника, по донесению советского летчика, отвалилась плоскость, и он упал (командир истребительной группы ПВО полковник С.П. Данилов засчитал ст. лейтенанту победу, полагая место падения самолета болотистым и труднодоступным, а в действительности поврежденный финский самолет, принадлежавший 4-му LeR (бомбардировочно-разведывательному полку), вернулся на свой аэродром).

В 18 ч 58 мин однополчанин Тютюнникова лейтенант Д.С. Титаренко, вылетевший с аэродрома Горелово, в районе поселка Беззаботное произвел две атаки по летевшему на высоте 4000 м «юнкерсу»; у немецкого разведчика отвалилась консоль левой плоскости, он перешел в спираль и, разламываясь в воздухе, упал. Три члена экипажа выпрыгнули с парашютами, но у стрелка купол зацепился за стабилизатор и он разбился вместе с самолетом, в то время как летчик и наблюдатель благополучно приземлились .

Когда С.П. Данилову с земли подтвердили факт уничтожения неприятельского разведчика, доложили о пленении двух лейтенантов германских ВВС, он приказал представить Д.С. Титаренко к награждению орденом Красного Знамени. Вскоре в штаб истребительной группы доставили уцелевшую в самолете немецкую карту, на которой синим карандашом были проставлены треугольники возле наших действующих аэродромов Керстово, Котлы, Комендантский, Горская, Касимово и др. Командование сделало вывод о проведении разведки противником аэродромной сети в районе Ленинграда, что подтвердили и допросы немецких авиаторов.

Командир экипажа сбитого самолета лейтенант Д. Виллмс (D. Willms ) не только благополучно приземлился с парашютом, но пережил войну, а после ее завершения вернулся в ГДР. Впоследствии он вспоминал, как повлиял на его судьбу случай, произошедший в 1935 г. Тогда 17-летний Дитрих спас у острова Боркум трех тонущих в Северном море детей. Их отец, доктор Шмидт, занимал важный пост советника МИДа Германии и в знак благодарности помог юноше устроить дальнейшую судьбу, способствовал поступлению в авиакомпанию «Люфтганза». После обучения и прохождения практики в Темпельгофе его, рослого и толкового парня, призвали в люфтваффе, вскоре определив служить во 2-й отряд стратегических разведчиков главного командования из так называемой «команды Ровеля».

Немецкая фотокамера RMK/30х30

На самолете Do215 без опознавательных знаков он летал в качестве наблюдателя и командира экипажа на больших высотах над Францией, Великобританией, Югославией, Советским Союзом… О готовящемся нападении на СССР лейтенант узнал 12 июня 1941 г., когда вместе с командиром своего отряда майором Ф. Прагером (F. Prager ) принял участие в секретном совещании, состоявшемся в штабе 1-го воздушного флота. Присутствовавшие командиры были проинформированы о задачах на «день икс», состоянии противовоздушной обороны будущего противника, лучших советских истребителях И-16, маневренных, но вооруженных только пулеметами и не способных развивать скорость более 440 км/ч.

Сообщение о будущей войне Виллмс встретил с оптимизмом, поскольку оно легализовало его положение. Теперь, если бы их сбили в неприятельском тылу, они становились не шпионами и диверсантами, а военнослужащими, участвующими в боевых действиях. Как полагал Виллмс, сбить его могли лишь случайно. Накануне экипаж прошел переучивание на современный разведчик Ju88, не уступавший в скорости лучшим истребителям русских, - в этом лейтенант не сомневался. О последнем вылете с аэродрома Инстербурга, когда он сам находился за штурвалом, Виллмс вспоминал:

«На высоте 8000 м самолет подлетал к городу на Неве. Стояли белые ночи, и воздушная разведка велась по 18 ч в сутки. Когда слева появилась Кронштадтская бухта, спереди - извилистая лента Невы и сотни домов трехмиллионного города, наш L2+OS снизился и «раскрыл глаза» своих фотокамер.

Сзади - истребитель, - доложил наблюдатель лейтенант К. Неелмайер (K. Neelmaier ).

Разведчик Do215B из отряда 2(F)/ObdL на аэродроме Утти. Июль

Вот как?! Это поистине ужасно! - насмешливо ответил я.

Он поднимается нам навстречу, господин лейтенант! - крикнул кто-то за спиной. - Это совсем не «рата» .

Едва механик и наблюдатель успели занять места у пулеметов, как советский самолет ринулся в атаку со стороны солнца. Это был истребитель «Як» последней модификации. Первая же очередь из скорострельной пушки попала в цель, со свистом разлетелись вдребезги кислородные баллоны, машину охватило пламя.

Прыгать! - изо всех сил ору я.

Все четверо ранены, лишь двое смогли благополучно вырваться на свободу. Я дернул за кольцо парашюта, раздался резкий толчок, шелестя, распахнулся шелковый купол. Теперь он медленно опускался на вражеский город; ветер, раскачивая, нес его к Неве. Были ясно видны большие мосты, перекинутые через реку. Казалось, толпы людей поджидали там, внизу, тысячи глаз устремлены на спускавшегося летчика. Мной овладел страх, появилось желание застрелиться, пока не поздно. Вспомнил о пистолете, который торчал из голенища правого сапога. Но обоих сапог нет: от резкого толчка при раскрытии парашюта они слетели с ног. Теперь уж точно я попаду живым в руки врага, который не знает пощады…» .

Анализ советских и немецких документов, относящихся к начальному периоду войны, показывает, что в ряде случаев приведенные в них данные не дополняют, а противоречат друг другу. Так, в упомянутом «Журнале учета сбитых…» можно прочесть: «8 июля в 10 ч 55 мин капитан Чудиновский и ст. лейтенант Оспищев из 19-го иап в районе Красного Села на высоте 5000 м, обнаружив Ju88, произвели несколько атак, сопровождая его до озера Велье. Правый мотор «юнкерса» задымил, и самолет стал снижаться с разворотом вправо, предположительно он упал в районе озера Самро. Во время атак истребитель Оспищева был подбит и со снижением пошел на свой аэродром. (Резюме полковника С.П. Данилова: вражеский самолет сбит Чудиновским и Оспищевым, трофеи доставлены, летчики представлены к награде)» .

Как следует из германских источников, накануне немцы несколько перераспределили силы. Начальник Генерального штаба сухопутных войск генерал Ф. Гальдер на основе доклада представителя люфтваффе при главкоме сухопутных войск, инспектора разведывательной авиации генерала Р. Богача (R. Bogach) записал в дневнике: «Начинает ощущаться нехватка разведывательных самолетов дальнего действия. Разведывательная авиация ОКХ (главного командования сухопутных войск. - Прим. авт.) принимает на себя задачу ведения разведки над Эстонией с целью облегчения выполнения задач, стоящих перед авиацией группы армий «Север». Взамен этого авиация группы армий «Север» будет вести разведку в районе между Ленинградом и Москвой» .

Разведка южных пригородов Ленинграда велась отрядом 1(F)/22, который в начале кампании против СССР действовал в интересах штаба группы армий «Север» и располагал всего двумя-ремя боеготовыми машинами. Один из «юнкерсов» этого подразделения и был атакован утром 8 июля летчиками 19-го иап. Будучи обстрелянным недалеко от Петергофа, германский экипаж скольжением сбил пламя, резким пикированием уклонился от атаки в сторону Финского залива, после чего благополучно вернулся на свой аэродром.

Неизвестный летчик ВВС Ленфронта вылетает на задание на И-16

К этому времени завершилось формирование 7-го иак из частей 3-й и 54-й иад, начатое по приказу наркома обороны N 0041 от 19 июня. Соединение поступило в оперативное подчинение 2-го корпуса ПВО. Командиром 7-го иак был назначен Герой Советского Союза полковник С.П. Данилов, военным комиссаром - бригадный комиссар Ф.Ф. Веров, начальником штаба - полковник Н.П. Абрамов. В составе корпуса имелось 339 исправных и 62 неисправных истребителя и 411 летчиков. Согласно отчету, 330 экипажей были готовы к ведению боевых действий, причем 108 считались ночниками, а 80 летчиков могли пилотировать МиГ-3 днем и 19 ночью . К сожалению, освоение ЛаГГ-3 задерживалось ввиду все еще не устраненных многочисленных производственных и конструктивных дефектов этих машин.

По данным штаба 7-го иак, наиболее жаркие бои с неприятелем летчики корпуса вели 11 и 12 июля - по их данным, было сбито не меньше восьми врагов ценой потери одного МиГ-3 и одного пилота. И хотя в каждом случае представлялись, казалось, убедительные свидетельства победы (например, «самолет противника врезался в два горящих дома»), немецкие источники подтверждают лишь некоторые успешные бои советских летчиков ПВО. Противник недосчитался, вероятно, трех машин (Ju88A N 7166, 2231 и 0799).

11 июля в 9 ч 58 мин в районе Чудово лейтенант Назаров из 157-го иап неожиданно встретил и тут же обстрелял шедший на бреющем Ju88. Уходя от атаки «ишака» разворотом, немецкий самолет зацепил за телеграфный столб, упал на землю и разбился с экипажем. Находившийся в тот момент на станции Торфяное (перегон Чудово - Тосно) командующий Северо-Западнымнаправлением маршал К.Е. Ворошилов вышел из своего поезда и осмотрел рухнувший самолет; судя по бортовым кодам (V4+AM), он принадлежал отряду 4/KG1.

На следующий день в 11 ч 30 мин лейтенант Антонов и политрук Сухов из 19-го иап заметили над Красногвардейском на высоте 7500 м неприятельский разведчик. После первой атаки противник с резким снижением пошел по направлению к Луге, затем круто изменил направление, зайдя в облачность. Лейтенант Антонов настиг его и ударил плоскостью по хвостовому оперению. «Юнкерс» попытался скрыться, но с поврежденным стабилизатором долго лететь не мог, упав северо-восточнее озера Лубенское, а летчики воспользовались парашютами. МиГ-3 лейтенанта М.Г. Антонова получил лишь небольшую вмятину на плоскости и благополучно приземлился в Горелово; за этот подвиг летчика наградили орденом «Красной Звезды». Ju88 из отряда 1(F)/22 имел задачу ведения разведки вдоль автомобильной и железной дорог Невель - Остров - Псков, но углубился на 150 км на северо-восток вглубь советской территории, что оказалось для него фатальным. Три члена немецкого экипажа во главе с лейтенантом Г. Фанке (H. Fanke ) действительно были задержаны и пленены, а бортрадист смог уйти от преследователей, пробравшись через несколько дней к своим.

Вечером того же дня летчики 7-го иап сопровождали подразделение СБ в район севернее Пскова. После боя с «мессершмиттами», в котором наша группа заявила об уничтожении двух самолетов противника, но недосчиталась лейтенанта Глухова, «миги» направились на свой аэродром. В 20 ч 55 мин лейтенант Качковский заметил разрывы бомб возле станции Сиверская и вражеский бомбардировщик. После двух атак Ju88 из 3/KG76 рухнул на землю у озера Красногорское. На этот раз все члены экипажа, возглавляемого лейтенантом В. Шмидтом (W. Schmidt ), скрылись в лесу, после чего были вывезены из-за линии фронта на связном самолете Fi156 «Шторх». Впоследствии выяснилось, что лейтенант Глухов получил тяжелое ранение, но смог спастись из горящего самолета с парашютом.

К середине июля небоевые потери в 7-м иак заметно превосходили боевые, причем ни один из полков не смог избежать тяжелых летных происшествий. Из справки штаба корпуса следовало, что в авариях было потеряно по три И-16 и МиГ-3, а в катастрофах - по четыре И-16 и МиГ-3; погибли восемь летчиков. Удалось ввести в строй прибывших на пополнение молодых авиаторов. Почти все «миги» считались освоенными, а многие «лагги» (они поступили в 44-й и 19-й иап) признали нуждавшимися в доводке для устранения наиболее массовых дефектов, препятствующих нормальной эксплуатации (например, негерметичности гидросистемы шасси).

В целом действия летчиков 7-го иак можно признать вполне успешными. Вероятно, ввиду потерь большого числа «юнкерсов» в первой половине июля германское командование решило проверить надежность ПВО Ленинграда, послав на бомбардировку города Bf110 из I/ZG26. 18 июля одиночный самолет прорвался к южным окраинам города, сбросил две бомбы, не причинившие, впрочем, существенного ущерба. Утром 20 июля Ленинград попытались атаковать относительно крупная вражеская группа, ведомая командиром отряда обер-лейтенантом К. Лангхофом (K. Langhof ). Группа состояла из 12 истребителей-бомбардировщиков Bf110 из I/ZG26 и 9 бомбардировщиков Ju88, принадлежавших II/KG76. Им наперерез вылетело 26 наших истребителей, которые у Красногвардейска навязали противнику бой. На его первом этапе загорелись «мессершмитт» и ЛаГГ-3. Попав в критическое положение, пилот «лагга» лейтенант В.П. Клыков из 19-го иап своей подбитой машиной N 0110012 протаранил один из Bf110 и только после этого воспользовался парашютом (таран был первым на истребителе данного типа).

Подготовка к вылету звена самолетов И-153 одного из полков Северного фронта

Не менее жаркие схватки происходили в последующие двое суток. На этот раз противник привлек Bf109 к прикрытию Bf110 и Ju88 - советские потери заметно возросли. Так, утром 22 июля вылетевшее по тревоге звено капитана Боголюбова из 44-го иап вынуждено было принять неравный бой с пятью «мессершмиттами» из II/JG54. Внезапной атакой они подожгли МиГ-3 ведущего, а затем самолет одного из его ведомых - лейтенанта Прищепы, но последний смог выпрыгнуть из объятой пламенем машины. Когда в 18 ч 45 мин к аэродрому Ропша приблизилась группа из 15 Bf110, то командир 44-го иап майор В.С. Благовещенский поднял в воздух все исправные в то время истребители - 8 МиГ-3 и 3 И-16 - и взлетел сам. Согласованными действиями удалось не только сорвать налет на свой аэродром, не пропустить неприятеля к Ленинграду, но и не понести потерь в личном составе и материальной части. Всего вечером 22 июля между 75 истребителями 7-го иак ПВО и 70 истребителями-бомбардировщиками и бомбардировщиками 1-го германского воздушного флота, шедшими на город компактными группами, разгорелось не менее пяти групповых боев, в ходе которых был сбит еще один «юнкерс» из I/KG76, а остальные вынуждены были повернуть назад.

Bf109F, совершивший 20 июля вынужденную посадку в расположении советских войск, был затем выставлен для обозрения в пригородном парке Ленинграда

В тот же день ГКО принял постановление N 232 «О противовоздушной обороне г. Ленинграда». В нем предусматривалось за счет очередных поставок самолетов промышленностью увеличить общее количество истребителей в 7-м иак с 244 до 540. Значительно усиливались боевой техникой зенитные артиллерийские полки. Намечалось довести число 37-мм орудий с 88 до 120 единиц, а артвыстрелов к ним с 70 тыс. до 120 тыс. Одновременно планировалось доставить в Ленинград 100 тыс. 85-мм артвыстрелов и их общее число довести до 180 тыс. И, наконец, было предусмотрено, что все очередные поставки промышленностью аэростатов заграждения, прожекторов после обеспечения частей ПВО Москвы будут направлены на укомплектование 2-го корпуса ПВО Ленинграда. В итоге общее количество аэростатов заграждения по плану должно было увеличиться с 253 до 756.

Зам. командира 7-го иак ПВО, а в послевоенное время командующий Ленинградской армией ПВО генерал Н.Д. Антонов вспоминал: «Этому постановлению ГКО предшествовала докладная записка командующего Северным фронтом генерала М.М. Попова, отправленная в Генеральный штаб 19 июля на имя генерала армии Г.К. Жукова. На ее основании Георгий Константинович подготовил проект постановления ГКО и доложил его И.В. Сталину. Председатель ГКО согласился с приведенными доводами и подписал постановление. Однако его надо было принять хотя бы на несколько месяцев раньше. Тогда, может быть, от него была бы польза. Ведь Сталин все средства бросил на прикрытие Москвы, да и то их там сначала не хватало. Кстати, запоздалое постановление ГКО явилось одной из причин, вследствие которой осенью 1941 г. противник безнаказанно бомбил Ленинград. Вспомните, летом 41-го наркоматы вооружения и боеприпасов не выполняли установленных планов производства орудий и особенно боеприпасов. Большинство заводов, в том числе и ленинградских, эвакуировалось на восток. Поэтому ни о каком увеличении количества орудий и снарядов не могло быть и речи…» .

Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что с первых дней войны противник вторгался в воздушное пространство Ленинграда и пригородов. Одиночные самолеты и мелкие подразделения преимущественно вели разведку. Они взлетали с весьма удаленных аэродромов, таких как Каунас, Тильзит, Митава, действовали как на малых высотах, вплоть до бреющего, так и на больших (7000–8500 м). По данным наших постов ВНОС, в границах корпуса ПВО до конца июня было зафиксировано 144 пролета, причем 20 машин летели на Ленинград. В следующем месяце эти цифры возросли и составили 1561 и 904 самолето-пролета соответственно. Во второй половине июля 9 неприятельских машин все-таки прорвались к городу .

Разведывательная деятельность люфтваффе была направлена на выявление путей отхода наших войск, интенсивности движения по железным и грунтовым дорогам. Одновременно противник изучал систему противовоздушной обороны и расположение важнейших объектов, нашу аэродромную сеть. 14 июля впервые был атакован аэродром Сиворицы, занятый 7-м иап, - на летное поле упало 35 бомб массой от 50 до 250 кг. Во второй половине июля по аэродромам истребителей ПВО было нанесено еще семь ударов, причем наиболее интенсивно неприятель бомбил Горелово, но существенного ущерба не причинил.

Оценивая действия советских истребителей ПВО Ленинграда за первые 40 дней войны, отметим, что всего было выполнено 7286 самолетовылетов, из них 7049 вылетов (97 %) на выполнение задач непосредственно противовоздушной обороны. Звенья и эскадрильи, чаще всего на «ишаках» и «чайках», прикрывали город в сомкнутом строю, как на параде, обычно двумя ярусами в светлое время суток. Они красиво смотрелись с земли, но встречи патрулей с противником были весьма редки. Невысокая скорость поликарповских истребителей до минимума сокращала шансы на успешный перехват.

Еще до конца июня стало ясно, что основная угроза Ленинграду исходит не с северо-запада (с Карельского перешейка), а с юга. Финские самолеты крайне редко вторгались в границы 2-го корпуса ПВО, чего нельзя было сказать о самолетах люфтваффе. В последних числах июля, с приближением линии фронта к городу и усилением активности бомбардировочных действий противника по железнодорожным станциям и перегонам Октябрьской железной дороги, истребительная авиация 7-го иак, помимо защиты Ленинграда, стала получать задачи по прикрытию станций и перегонов. Определенное место теперь занимали вылеты на разведку и штурмовку войск противника. От летчиков корпуса поступали первые донесения об уничтожении автомобилей с войсками и грузами, подавлении огня артиллерийских и зенитных батарей…

На удалении от города в 70 - 150 км на аэродромах Чудово, Малая Вишера, Любань стали создаваться засады истребителей. На них первоначально были перебазированы по два звена 44-го и 157-го иап, а затем и подразделения из других частей. Мероприятие себя полностью оправдало, поскольку эти истребители смогли нанести ряд неожиданных ударов по бомбардировщикам и разведчикам противника, появлявшимся в данных районах. Однако и неприятель начал перебазирование своей авиации ближе к Ленинграду, что позволило ему действовать более активно, усилить прикрытие бомбардировщиков истребителями. Дальновидные командиры Красной Армии понимали, что город еще ждут серьезные испытания.

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

7. Окончание войны. Переезд из Ленинграда в Москву В мае 1942 года Ленинград был пустынным. Большая часть жителей или умерла от голода, или эвакуировалась. Если не считать военных, остались главным образом женщины, худые и серые. Но по улицам уже мчались трамваи и машины,

Из книги О войне автора Клаузевиц Карл фон

Из книги О войне автора Клаузевиц Карл фон

Глава двадцать девятая. Оборона театра войны (Продолжение) Последовательное сопротивлениеВ XII и XIII главах 3-й части мы показали, что в стратегии последовательное сопротивление противоречит природе вещей и что все наличные силы должны быть использованы одновременно.Для

Из книги О войне автора Клаузевиц Карл фон

Глава тридцатая. Оборона театра войны (Продолжение) Когда не ищут решенияМогут ли быть, и если могут, то в какой форме бывают такие войны, в которых ни та, ни другая сторона не является наступающей и где, следовательно, ни у кого нет стремления к чему-нибудь позитивному, об

Из книги Генералиссимус. Книга 1. автора Карпов Владимир Васильевич

Оборона Ленинграда Сталин вызвал Жукова после завершения Ельнинской операции 9 сентября. Как всегда, вызов Сталина означал что-то срочное и, конечно же, сложное.Когда Жуков прибыл в Кремль, в приемной его встретил Власик и проводил на квартиру Сталина, которая была здесь

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава V. Москва в начале войны Я приехал в Советский Союз 3 июля 1941 г., через двенадцать дней после начала германского вторжения. Маршрут моей поездки из Лондона в Москву был таков, какой возможен только в военное время: вместе со второй партией сотрудников английской

Из книги Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты автора Конев Владимир Николаевич

В САМОМ НАЧАЛЕ ВОЙНЫ Отец Птухина выбился в люди из почтовых ямщиков. В 1905 г. ему предложили должность управляющего конным двором в Москве, куда он вместе с семьей и переехал. Конный двор располагался на Трубной площади, и любознательный мальчуган с ранних лет пропадал

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

4.2. Оборона Ленинграда Битва за Ленинград развернулась в июле 1941 г., когда танковые и моторизованные соединения противника вышли в район Луги, Кингисеппа, Нарвы и начали развивать наступление.В героической ленинградской эпопее значительную роль сыграла морская пехота.

Из книги Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира. Книга I автора Карпов Владимир Васильевич

Оборона Ленинграда После завершения Ельнинской операции, 9 сентября, Сталин вызвал к себе Жукова. Как всегда, вызов Сталина означал что-то срочное и конечно же, сложное. И в этот раз Жуков не ошибся.Когда он прибыл в Кремль, в приемной его встретил Власик и проводил на

Из книги Дело всей жизни автора Василевский Александр Михайлович

ОБОРОНА ЛЕНИНГРАДА Вражеские замыслы. - Блокада. - Ошибочное решение. - Меры по спасению 2-й ударной. - Операция «Искра». - После снятия блокады. - Уроки битвы за Ленинград Война сразу поставила перед Ставкой, Генеральным штабом очень трудную и по-особому тревожную

Из книги Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941-1944 автора Барышников Николай И

Миф о начале войны В течение первых четырех дней Великой Отечественной войны, начавшейся 22 июня 1941 г., для советского правительства и военного командования оставалась загадкой обстановка у северных и северо-западных рубежей страны: вблизи их находились

Из книги Посмертная речь Сталина автора Эс Сергей

О начале войны и «Ленинградском деле» В докладе Хрущева на XX съезде И. В. Сталин прямо обвиняется в поражениях на первом этапе войны с Германией и в том, что страна была не подготовлена к войне. Этот вымысел, запущенный в общественное сознание XX съездом, широко

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Глава 5 Оборона Приазовья в период Крымской войны В первой половине девятнадцатого столетия во флоте произошли глубокие преобразования. Во многих странах вместо парусных судов стали строиться вначале паровые с гребными колесами, имевшие одновременно и паруса, а затем

Из книги Фронт без границ. 1941–1945 гг. автора Белозеров Б. П.

§ 3. Внутренняя оборона Ленинграда в комплексной системе мер обеспечения безопасности фронта и тыла северо-запада Ленинградское направление на всем северо-западном театре являлось главным. Здесь сложилась крайне опасная ситуация, которая могла перерасти в катастрофу

6 сентября 1941 года Адольф Гитлер отдал приказ о начале операции по наступлению на Москву. В рамках обеспечения этой задачи соединениям группы армий «Север» и войскам союзной Финляндии предстояло блокировать Ленинград - «вторую столицу» Советского Союза. Кроме германских и финских войск, составлявших основную силу блокады, в боевых действиях под Ленинградом участвовала даже испанская «Голубая дивизия», направленная каудильо Франсиско Франко на помощь гитлеровской Германии.

8 сентября 1941 года части вермахта заняли Шлиссельбург, тем самым блокировав сухопутные подступы к Ленинграду. С северного направления Ленинград был блокирован финской армией. Внутри созданного германскими и финскими войсками кольца оказались город Ленинград с населением в 2,5 млн человек, его пригороды с населением в 340 тыс. человек, почти все силы Балтийского флота, основная часть войск Ленинградского фронта - т.е., более 500 тыс. военнослужащих армии и флота. Так началась длившаяся 872 дня блокада северной столицы - одна из самых трагических страниц в Великой Отечественной войны.

Оказавшись в окружении, Ленинград практически лишился коммуникации с остальным миром. Попасть в город можно было только по Ладожскому озеру, с побережьем которого Ленинград связывала ветка железной дороги. Блокада сразу же ударила по жителям Ленинграда. Хотя город так и не оказался в руках гитлеровцев, в нем начался голод, стали распространяться болезни. В свою очередь, самолеты люфтваффе ежедневно и еженочно совершали налеты на Ленинград, подвергая бомбардировкам не только правительственные здания, расположения военных частей, объекты промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, но и жилые дома.

Местные жители сопротивлялись героически. Ленинградцы, от мала до велика, несмотря на голод, болезни и соответствующее самочувствие, встали на защиту родного города. Они дежурили на крышах домов в расчетах МПВО, патрулировали улицы, пытались разбирать завалы зданий, разрушенных бомбежками и при этом продолжали заниматься своей повседневной деятельностью - работать, учиться, воспитывать детей и помогать родителям. Поскольку большая часть молодых мужчин находилась в действующей армии, нагрузка легла на плечи женщин и стариков, подростков и инвалидов, а также тех ленинградцев, кто имел «бронь» и поэтому не попал на фронт.

С блокадой Ленинграда связано очень много историй, давно превратившихся в народные легенды, например - о завезенных вагонах котов, которые уничтожали расплодившихся в блокадном городе крыс. Не менее знаменита другая чудесная история - о тайной операции советских летчиков, которая доставила немало проблем командованию гитлеровской авиации.

В октябре 1941 года зенитчикам удалось подбить немецкий истребитель Ме-109. Его пилот не смог увести машину в расположение германских войск из сел на окраине Ленинграда. Подбитый истребитель тут же окружили советские солдаты и любопытные ленинградцы. Совершенно случайно в этот момент мимо проходил Александр Дмитриевич Петров - советский химик, профессор Ленинградского Краснознамённого химико-технологического института. Увидев, что из пробитого бака немецкого истребителя вытекает топливо, Александр Дмитриевич решил узнать, чем люфтваффе заправляет свои самолеты. Он набрал бутылку топлива и отнес ее на работу - в химическую лабораторию.

Здесь надо немного сказать о самом Александре Дмитриевиче Петрове. Ко времени начала Великой Отечественной войны ему уже было 46 лет, а за плечами известного химика была интересная и разнообразная жизнь. Окончив реальное училище в 1913 году, Александр Петров поступил в Павловское юнкерское училище, а после его окончания в 1916 году был направлен в армию. Служил Петров прапорщиком в Оренбурге в запасном пехотном полку, затем с февраля по октябрь 1917 года учился в Петроградской высшей военно-химической школе. После революции Петров служил начальником противогазового отряда. В 1922 году Александр Петров окончил Петроградский университет, а спустя три года поступил на работу в Химическую ассоциацию АН СССР. Учился Александр Дмитриевич у легендарного советского химика Алексея Евграфовича Фаворского. Алексей Фаворский в 1910 году получил чин действительного статского советника, соответствовавший званию армейского генерал-майора, а в Советском Союзе также неоднократно награждался за свои выдающиеся научные достижения. Так что у Александра Дмитриевича Петрова был достойнейший учитель. В то время советская власть очень ценила молодых и перспективных ученых. В 1931-1932 гг. Петров руководил Ленинградским сланцевым институтом, в 1935 году получил степень доктора химических наук без защиты диссертации, а затем получил и научное звание профессора.

Набрав в бутылку топливо немецкого самолета, Александр Дмитриевич Петров принес его в лабораторию и провел все необходимые анализы. Ему удалось выяснить, что топливо существенно уступает советскому - например, гораздо быстрее замерзает при низких температурах. Этого оказалось достаточным для того, чтобы Петров - не только химик, но и бывший военный, понял, что надо делать. Он пошел на прием к заместителю командующего Военно-воздушными силами Ленинградского фронта. Встреча оказалась плодотворной - генерал вник во все доводы ученого и приказал доставить еще несколько образцов немецкого авиационного топлива. Их анализ подтвердил результаты предыдущего. Стало ясно - с наступлением холодов немецкая авиация не сможет действовать в прежних масштабах.

Тем временем, погода становилась все более холодной. Время для налета на базы немецкой авиации в районе Гатчины и Сиверский аэродром было самым подходящим. Разведчики доставили в штаб снимки расположения немецких баз. Вскоре советские самолеты ударили по аэродромам, где размещались воздушные силы противника.

Конечно, история с топливом выглядит фантастической. Многие оценивают ее однозначно как «байку», пусть и красивую, и даже правдоподобную (за счет использования имени химика Петрова). Но история с разгромом немецкой авиации на аэродромах в окрестностях Ленинграда - абсолютная правда. И эту блестящую операцию можно назвать одной из знаменательных побед советской авиации в первый год войны.

Налет на немецкие аэродромы, назначенный на 6 ноября 1941 года, был поручен 125-му скоростному бомбардировочному авиационному полку, которым командовал майор Владимир Александрович Сандалов. Советские бомбардировщики из 125-го полка действовали под прикрытием истребителей. Их сопровождали машины 15-го истребительного авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского, которым командовал майор Владимир Лукич Бобрик. Почему выбрали именно день 6 ноября? Скорее всего, здесь играли роль все же не морозы, а стремление командования ВВС Ленинградского фронта не допустить бомбардировки города на следующий день - 7 ноября, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.

Сформированный в августе 1940 года в Могилеве, 125-й авиационный полк встретил начало войны в Белоруссии и успел поучаствовать в ожесточенных авиационных боях. Из 60 самолетов, которыми полк располагал к началу войны, в строю после боев в белорусском небе остались всего 7 самолетов. Полк перевели в Казань, а затем, 7 сентября 1941 года, перебросили под Ленинград. К этому времени полк включал 2 эскадрильи и 20 самолетов Пе-2.

Владимиру Сандалову, командиру полка и опытному летчику, было 35 лет. Уроженец Петербурга, Сандалов рано остался без отца и воспитывался в Гатчине в сиротском институте, а затем - в трудовой школе 2-й ступени, которую окончил в 1924 году и устроился деревообделочником на завод в Сиверский. Активного молодого парня приметили в комсомоле и вскоре доверили руководить отделом в Детскосельском городском комитете ВЛКСМ, однако вскоре пришло время идти на военную службу.

В 1926 году Сандалов поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, которую окончил в 1927 году. В 1929 г. он окончил Оренбургскую школу воздушного боя, после чего начал службу в 55-й тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрилье. В 1939 г. летчик окончил Высшие курсы усовершенствования командного состава, затем участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг. В июне 1940 г. Сандалов получил назначение командиром 9-го бомбардировочного авиационного полка и начальником Рижского авиагарнизона, в июне 1941 г. переведен командиром в 128-й бомбардировочный авиационный полк под Витебском, где и встретил начало Великой Отечественной войны. Затем майор Сандалов возглавил 125-й авиационный полк. К этому времени он был опытнейшим летчиком советской бомбардировочной авиации - пятнадцать лет стажа в ВВС, причем все это время именно в бомбардировочных эскадрильях и полках.

В течение первого месяца боев под Ленинградом летчики 125-го полка уничтожили 89 самолетов противника. Налет 6 ноября стал катастрофой для участвовавших в бомбардировках Ленинграда немецких авиационных частей. Массированной бомбежке подверглись самолеты, размещенные на аэродромах Сиверский и Красногвардейск. Летчики Сандалова сожгли семьдесят вражеских самолетов. После такой мощной атаки гитлеровцы не смогли организовать массированную бомбежку Ленинграда в праздничный день 7 ноября 1941 года. Сам Сандалов, повышенный в звании до подполковника, совершил к ноябрю 1941 года 47 боевых вылетов. Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков в своих воспоминаниях «В небе Ленинграда» описывает те дни. Сам Новиков в то время в звании генерал-лейтенанта авиации командовал ВВС Ленинградского фронта и был, разумеется, непосредственным участником событий. Майора Сандалова Новиков вспоминал как человека волевого, с недюжинным характером, который пользовался большим авторитетом у подчиненных, был строг, но справедлив и готов помочь в самых критических ситуациях. Не было ничего удивительного в том, что именно ему Новиков поручил командование налетом на немецкие позиции.

С высоты две с половиной тысячи метров бомбардировщики полка нанесли удар по находившимся на аэродроме немецким самолетам. Одновременно штурмовые самолеты били по зенитным батареям немецкой ПВО, истребители из пулеметов обстреливали аэродромы и находившиеся на них Ю-88 и Ме-109. В результате налетов советской авиации 1-й воздушный флот люфтваффе, которым командовал генерал-полковник авиации Альфред Келлер, был практически лишен возможности вести полноценные боевые действия. Лишь спустя время люфтваффе наладило поставку более качественного топлива, адаптированного к суровым зимам Русского Северо-Запада. Лишь к апрелю 1942 года гитлеровская авиация возобновила регулярные массированные бомбардировки Ленинграда и окрестностей.

Летчики подполковника Сандалова героически обороняли Ленинград. 6 июня 1942 года командир 125-го авиационного полка получил высшую награду - звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 582). Затем Сандалов командовал 285-й бомбардировочной авиационной дивизией, преобразованной затем в 5-ю бомбардировочную авиационную дивизию. После боев за Сталинград дивизия стала гвардейской, а ко времени окончания войны генерал-майор Сандалов только на личном счету имел 133 боевых вылета. Он участвовал в параде Победы на Красной площади. До 1959 года генерал-майор Владимир Сандалов продолжал службу в советской военной авиации, а после выхода в отставку проживал в Ленинграде до своей смерти в 1980 году.

Александр Новиков, командовавший во время описываемых событий ВВС Ленинградского фронта, в 1942 году стал заместителем народного комиссара СССР по авиации, а в 1943-1946 гг. командовал советскими Военно-воздушными силами. В 1943 году Новиков первым в СССР получил звание маршала авиации, а в 1944 году - главного маршала авиации. Как известно, в его судьбе после войны был трагический момент. Прославленного маршала в 1946 году арестовали и осудили по т.н. «авиационному делу». В заключении Новиков пробыл до 1952 года, просидев даже год свыше данного ему срока в пять лет лишения свободы. После реабилитации, в 1953 году, Новиков был восстановлен в воинском звании и назначен командующим авиацией дальнего действия - заместителем главкома ВВС СССР. В 1956 году 55-летний главный маршал авиации вышел в запас и с августа 1956 года руководил Высшим авиационным училищем Гражданского флота.

Что касается Александра Дмитриевича Петрова - блестящего ученого - химика, которому народная молва приписывает столь значительную роль в разгроме немецкой авиации под Ленинградом, то он с 1946 года и до конца жизни заведовал кафедрой нефтехимического синтеза Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, а с 1947 года также и лабораторией института органической химии Академии наук СССР. Скончался Александр Дмитриевич Петров в 1964 году в возрасте 68 лет.