Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях. Правила поведения в кино

Телефонный этикет.

В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему-то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон.

Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

Запомни основные правила общения по телефону:

Нельзя звонить по телефону и говорить тому, кто снял трубку тоном приказа: «Мишу!» Во-первых, сначала нужно поздороваться и представиться. Во-вторых, не забудь: ты рассчитываешь, что тебе окажут услугу - позовут к телефону твоего друга. Значит, об этом нужно вежливо попросить. И обязательно поблагодарить за ответ, даже если твоего друга не оказалось дома, и попрощаться.

Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса: «А кто это?» Никто не обязан тебе представляться - это ты звонишь и беспокоишь людей.

«Алло» - специальное телефонное слово. Вместо него можно также использовать короткое «да» или «слушаю». Манера разговора по телефону всегда несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа.

Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты», даже если тебе показалось, что ответил ребёнок, - твоё впечатление может быть ошибочным.

Не бойся телефонного автоответчика - формулируй своё сообщение чётко и кратко. Назови своё имя и номер телефона, по которому тебе можно перезвонить.

Не стоит оставлять приглашение на автоответчике - такое приглашение считается невежливым. Обязательно дозвонись до своего друга и пригласи его лично.

Не следует по телефону благодарить за подарок или важную услугу. Это нужно сделать при личной встрече. Не рекомендуется также выражать по телефону соболезнование.

Излишняя вежливость неуместна при обращении к опе­ратору справочной службы - здесь нужна чёткая информация с той и с другой стороны. Но и в этом случае нельзя обойтись без слов спасибо и пожалуйста.

Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

Чтобы обсудить какое-то важное дело, которое потребует немало времени, договорись с товарищем о своём звонке заранее.

Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

В театре, в библиотеке, в музее, на экскурсии, на концерте мобильные телефоны необходимо отключать.

Правила поведения в обществе для младших школьников

Кого подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения

Дети дошкольного возраста не всегда соблюдают общепринятые правила поведения, и им это снисходительно прощают. Потому что всем давно известно: если родители ребёнка - хорошо воспитанные люди, то и за малыша можно не беспокоиться, так как со временем он усвоит правила поведения в обществе и не будет огорчать взрослых.

Но когда не с лучшей стороны показывают себя школьники, то окружающие бывают справедливо возмущены. На самом деле, очень неприятно смотреть на кричащих и толкающихся в транспорте детей, на неопрятно одетых мальчишек и девчонок, не умеющих пользоваться столовыми приборами, на школьников, непочтительно относящихся к пожилым людям.

А разве так уж трудно усвоить основные правила поведения в обществе: уважительно относиться друг к другу, научиться говорить вежливые слова, не кричать и не толкаться в транспорте, аккуратно есть за столом и опрятно одеваться?!

Родители всегда требуют от своих детей соблюдения правил приличного поведения. Но особенно важным это становится, когда к вам приходят гости или когда ты находишься в общественных местах один, без взрослых. Некому подсказать тебе, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть тебя, если ты ведёшь себя некра­сиво. В таких вот ситуациях и проявляется твоя взрослость и самостоятельность.

Но есть и ещё одно важное обстоятельство: ты представляешь свою семью. Разве ты хочешь, чтобы о твоей семье, о твоих родителях думали плохо? Но обычно ведь всегда случается так, что когда мы встречаем грубого, невоспитанного человека, то обязательно думаем или произносим вслух примерно следующее: «Что за родители у это­го ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?»

Чтобы не подводить своих родителей и учителей, которые учат тебя хорошим манерам, постарайся быть воспитанным и вежливым человеком.

Никогда не позорь тех, кто тебя воспитывает, на ком лежит ответственность за твоё воспитание: свою семью и школу!

Если ты находишься на улице или в общественном транспорте

Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отно­шение к ним обязательны для воспитанного человека.

Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними.

Наверное, любому из вас часто приходилось наблюдать со стороны различные невесёлые сценки из повседневной жизни пассажиров.

Вот в вагоне метро сидит, развалившись и закинув ногу за ногу, паренёк в наушниках. Его глаза прикрыты, он слушает музыку, и ему нет дела до окружающих. Он делает вид, что не замечает стоящей пожилой женщины, и не обращает внимания на то, что, пробираясь к выходу, девушка задела его ногу, а пыльный ботинок оставил след на её одежде.

Вот громко беседуют две симпатичные девушки. Они смеются и едят мороженое прямо в салоне троллейбуса, нисколько не задумываясь над тем, что их смех может быть кому-то неприятен, а вкусное лакомство - запачкать сиденья вагона или одежду кого-либо из пассажиров.

А вот громко чихнул школьник в толпе пассажиров, забыв прикрыть свой рот носовым платком или хотя бы ладонью.

Вот девочка входит в вестибюль метро, забыв придержать закрывающуюся за собой тяжёлую входную дверь и не обратив никакого внимания на идущего следом за ней человека.

Все эти мальчики и девочки, скорее всего, совсем неплохие люди. Но им явно не хватает воспитанности. А ведь в данном случае воспитанность - это прежде всего соблюдение определённых правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Правила поведения на улице и в общественном транспорте

Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.

Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся - человек мог задуматься о чём-то своём.

Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что-либо или на кого-либо, никогда не показывай пальцем - сделай это взглядом или поворотом головы.

Если рядом с тобой поскользнулся или упал прохожий, помоги ему подняться.

Если тебе навстречу идёт человек старшего возраста, посторонись и пропусти его вперёд.

Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.

При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.

В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.

Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, - пользуйся не руками, а голосом.

Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.

Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.

Автомобили, автобусы, троллейбусы - все виды городского транспорта - всегда расходятся правой стороной. Это главное правило движения в нашей стране, и его нужно запомнить. Если ты не хочешь никогда ни с кем столкнуться на улицах города - держись правой стороны и расходись с прохожими только вправо.

Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора! Никогда не перебегай дорогу перед движущимся транспортом!

Правила приема гостей, информация для школьников

Гостеприимство ценилось во все времена. Но быть хорошим хозяином вовсе не так уж просто. Посуди сам. Приветливый хозяин всегда радушно встречает своих гостей, помогает им раздеться, усаживает, развлекает и угощает их. Хозяин должен быть внимательным ко всем своим гостям и найти время для каждого из них. Ему очень важно познакомить гостей друг с другом, позаботиться о том, чтобы они не скучали и получили удовольствие от общения. Важно быть ещё и предупредительным хозяином, угадывая желания своих гостей. И, конечно же, хозяин не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощений, а также своего времени и усилий, потраченных на приём. Ему не пристало жаловаться на трудности и заботы, связанные с подготовкой к приходу гостей. А ещё - тактичный хозяин никогда не заметит промахов и ошибок в поведении гостя и никогда не устроит таких игр и развлечений, в которых сам он будет казаться молодцом, а его гость - неумехой.

Постарайся быть радушным, внимательным, предупредительным и щедрым хозяином для всех, кто приходит в твой дом.

Запомни эти основные правила приема гостей:

К приходу гостей готовься заранее. Продумай всё до мелочей: где и как разместить гостей, чем их угостить, как развлечь. Все приготовления должны закончиться до прихода гостей.

Принимая гостей, веди себя так, чтобы им было весело и приятно. Будь приветлив. Если у тебя плохое настроение, не показывай этого своим гостям. Будь внимателен и предупредителен. Существует правило: «Желание гостей - закон».

Каждого из пришедших гостей проводи в комнату, познакомь его с собравшимися у тебя друзьями.

Получая подарки, не откладывай их равнодушно в сторонку. Подарок полагается тут же развернуть, рассмотреть, поблагодарить и выразить признательность. Если же по какой-либо причине подарок тебе не понравился, ни в коем случае не показывай этого - не огорчай человека, который старался сделать тебе приятное. Если же тебе подарили что-то вкусное, угости сначала всех окружающих, а потом попробуй угощение сам.

Если гостей заинтересуют твои книги, фотографии, коллекция монет, значков, марок или открыток, покажи коллекцию гостям, даже если ты опасаешься, что её испортят.

Если гости устроили беспорядок в комнате, которую ты старательно убирал к их приходу, не показывай своего огорчения - придётся сделать уборку ещё раз, когда гости разойдутся. Но даже если кто-то из твоих гостей что-либо разобьёт или сломает, не показывай вида, что ты расстроен. Наоборот, постарайся утешить этого гостя, ведь он и так чувствует себя очень неловко.

За столом всё своё внимание уделяй гостям. Проявляй радушие, чтобы они чувствовали: ты угощаешь их искренне. Каждое блюдо сначала предложи гостям, а потом возьми себе. Следи, чтобы твои гости не сидели с пустыми тарелками. Не вставай из-за стола, если видишь, что гости ещё едят.

Провожая гостей, помоги им одеться, открой дверь. А если у тебя в гостях была девочка, её нужно обязательно проводить до дома.

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Научись вести себя в компании

Внешний вид в значительной степени зависит от умения красиво сидеть и двигаться.

Чтобы создать о себе приятное впечатление, тебе просто необходимо выработать красивую осанку: спину всегда держи прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.

Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не стучи каблуками, не держи руки в карманах.

По правилам этикета девочкам очень важно, например, уметь красиво сидеть. И просто недопустимо:

усаживаясь, поднимать платье или пальто;

шумно обрушиваться на сиденье стула;

сидеть, широко расставив ноги;

сидеть, развалившись на стуле;

сидеть, примостившись на самом краешке стула;

обвивать ногами ножку стула;

обнимать руками колени;

вставая, отталкивать стул.

К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными не только со своими спутницами, но и с незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.

Для мальчиков существуют некоторые правила, о которых не стоит забывать:

мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;

в обществе не шепчутся;

зевать в обществе - значит демонстрировать свою невоспитанность;

при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;

сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;

потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);

не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.

Правила поведения в кино

Ты очень любишь смотреть различные фильмы по телевизору.

Но ходить в кино гораздо приятнее: огромный экран, мощный звук и... романтическая обстановка вызывают совершенно другие чувства.

Можешь сходить в кино одна, с подругой или с родителями.

Но это еще не все. Тебя же может пригласить в кино молодой человек, поэтому тебе следует знать наверняка, как стоит себя в этом случае вести.

Перед тем как продолжить нашу беседу, хотим задать тебе один вопрос: что ты сделаешь в том случае, если уже в начале фильма понимаешь, что он не оправдал твоих ожиданий или ты его уже видела однажды?

1. Положишь ноги на впереди сидящего человека.

2. Наденешь большую лохматую шапку и ни за что не снимешь ее до конца фильма.

3. Как можно чаще будешь ходить за мороженым.

4. Громко оповестишь всех о главных событиях и расскажешь окончание фильма.

5. Досмотришь до конца.

6. Сразу же уйдешь.

7. Обрадуешься, что есть возможность поболтать с соседом справа.

8. Будешь громко грызть орехи и шуршать конфетными фантиками.

9. Пересядешь на последний ряд и поспишь.

10. Позвонишь другу и назначишь встречу в другом кинотеатре.

Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с . Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.

Во-первых , внешний вид. В кино не обязательно идти совсем уж нарядной, можно даже джинсы надеть. Только не забывай, что одежда должна быть чистой и опрятной.

Во-вторых, в кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.

Хлопать в кино не принято, также как и громко- смеяться и комментировать происходящее. Вообще эти» правила действуют не только для кинозала, но и для дружеского просмотра кино дома.

Конечно, собравшись посмотреть кино в кругу друзей у кого-то дома, вы избавлены от необходимости покупать билеты и общаться с незнакомыми людьми.

Но в этом случае тоже нельзя другим мешать смотреть кино своими замечаниями и шуточками.

И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видела, а потом подробно рассказать, чем все закончится.

В кинотеатре ты:

1) не соришь;

2) не шумишь;

3) не ведешь себя вызывающе;

4) не комментируешь фильм с видом знатока;

5) и уж ни в коем случае не болтаешь по телефону.

Таковы основные правила. Надеемся, что эта информация тебе пригодится.

И тогда тебя будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

всегда и во всём помогай младшим и слабым;

не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

не придумывай никому обидных прозвищ;

если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

всегда выполняй данные тобой обещания;

никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Хорошие манеры и этикет детей

«Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие знанием этикета приносят славу всей семье.» Чанакья Пандит

Правила этикета для детей!

Манеры и этикетное поведение детей расцениваются как наиболее важные показатели воспитания детей в семье. Однако, воспитание хороших манер у некоторых подростков будет ощущаться как почти невыполнимая задача. Но не отчаивайтесь, просто придерживайтесь ее. Хорошие манеры важны для уверенности каждого ребенка и успеха в жизни.

Манеры и этикет детей в доме

Семья - это такое место, где начинается, где «семена манер» высаживают и бережно лелеют, где дети учатся не только хорошим манерам, но и основным ценностям и этике. Это убежище, где Ваши дети учатся быть внимательными, терпимости и уважению. Они учатся делиться и уважать пространство всех других членов семьи. Это место, где дети на практике осваивают основы этикета, а затем должны будут нести их по жизни.

Давайте начнем с уважения. Уважение к частной жизни человека – это очень важно. В семье – это одно из самых важных правил. Родители, подростки и даже самые маленькие дети - все заслуживают определенной доли конфиденциальности, уважения личной жизни.

Большинство этих «хороших манер и этикета для детей», которые указаны ниже, применимы как для родителей, так и для детей. И запомните, что Вы должны на практике осуществлять то, что вы проповедуете!

    Если дверь закрыта, то уважительным и хорошим тоном является постучать и дождаться разрешения войти.

    Если Вы хотите что-то взять, всегда спрашивайте разрешение и убедитесь, что Вы возвращаете то, что позаимствовали. Убедитесь, что Вы возвращаете его в том же или даже лучшем состоянии.

    Никогда не переступайте через границу личной территории, это очень плохо для воспитания уважения.

    Очень соблазнительно возможно прочитать дневник и любовные письма (сестры/брата, например), но необходимо сдержать себя, ведь это очень личное, и Вы не хотели бы, чтобы кто-то сделал тоже самое с Вами.

    Дела Вашей семьи являются частными делами Вашей семьи, и должно быть именно так. Если мама и папа ведут споры, или дела идут не очень хорошо, или Ваш брат не очень хорошо учится в школе, посторонним не всегда обязательно об этом знать. Однако, если кто-то из членов семьи проявляет насилие в любой его форме, то необходимо уведомить об этом специалистов или органы власти.

    Еще одно правило хороших манер – Вы не должны ожидать, что кто-то будет убирать за Вами. Оставьте ванную, туалет, кухню и телевизор в чистоте и порядке, не оставляйте грязную посуду в доме. Ваши мокрые полотенца или грязная посуда - это Ваша ответственность. Если Вы с кем-то делите спальню, вы разделяете ответственность за сохранность, чистоту и порядок.

    Повторимся, хорошие манеры и этикет начинается дома, поэтому Ваше родительское наставление уместно вплоть до школы и спортивной площадки. Например, если дети играют в настольную игру дома, проигравший должен научиться признавать победу другого. На спортивном поле дети должны знать, что есть хороший тон поблагодарить противоположную команду, пожать руку и сказать: «Молодцы!».

    Телефонный этикет для детей – не нужно недооценивать тот факт, что сильное благоприятное (или неблагоприятное) впечатление на людей, которые звонят в Ваш дом, может оказывать манера Вашего ребенка отвечать на телефонный звонок.

    Хорошие манеры за столом и этикет для детей должны стать образом жизни.

    Родители в любое время должны контролировать свое собственное поведение, показывать примеры хороших манер и этикетного поведения, и, конечно, хорошего социального поведения. Если Вы отправляете сообщение в присутствии детей, чтобы поблагодарить кого-то, обязательно отметьте что-то вроде: «Я просто отправлю благодарственное письмо тете Мэгги. Она так выручила нас на прошлой неделе, забрав детей из школы, когда я не могла этого сделать». Таким образом Вы показываете признательность и пример того, как естественно правильно себя вести, а не преподаете урок манер и этикета для детей.

    Если Вы посылаете цветы в случае смерти в другой семье, это хорошее время, чтобы объяснить детям основы этикета в отношении похорон. Это «скромные» уроки манер и этикета окажут более сильное воздействие на детей, когда они их видели и пережили в реальной ситуации. Так сказать, куйте железо, пока горячо.

    Не смущайте и не дразнить никого, даже если ситуация может показаться юмористической или неловкой. Просто подумайте, как бы Вы себя чувствовали в подобных обстоятельствах. Поэтому не используйте замешательство и затруднения как уроки манер и этикета для детей, просто поставьте себя на их место.

Еще одна важная ситуация для урока хороших манер и этикета – встреча и приветствие гостей.

Дети никогда не бывают слишком малы, чтобы того, чтобы научиться искусству встречи семьи и гостей. Ваш ребенок никогда не будет слишком мал, чтобы усвоить эти ценные правила этикета и хорошего тона, поскольку теплые и дружественные приветствия имеют важное значение в этике отношений.

В зависимости от возраста и пола ребенка могут применяться следующие правила манер и этикета для детей:

    Открывая дверь и приглашая гостей, нужно улыбаться и быть приветливым.

    Если ребенок – мальчик, это хорошим тоном мужского приветствия является пожать руку взрослого мужчины.

    Либо принимайте у гостей пальто, или покажите им, где они могут оставить вещи.

    Если это пришли бабушка и дедушка, было бы хорошо обнять и поцеловать их.

    Если взрослые задают вопросы ребенку, то ему необходимо вежливо ответить на них или уклониться от ответа, если ребенок застенчив или не хочет больше разговаривать.

    Если Ваш гость вошел и продолжил общение в доме, отпустите детей, чтобы они не чувствовали себя посторонними.

В гостях

Не менее важно проявлять хорошие манеры и знать, что такое правильный этикет, когда вы гостите в чужом доме. Вот несколько этикетных правил поведения в гостях:

    Не ходите в гости, если Вы не приглашены или Вы не позвонили, чтобы оговорить удобное время встречи.

    Разрешение от обоих родителей вашего друга является обязательным, особенно если Вы желаете остаться на ночь.

    Никогда не думайте, что Вы можете оставаться в гостях столько, сколько Вам того будет угодно. Родители Вашего друга должны точно знать, когда Вы покинете и как Вы доберетесь до дома.

    Помогайте, если Вас об этом просят; но не ждите, что Вас будут опекать и прислуживать вам.

    Убирайте свою постель и комнату, держите вещи в порядке, и, разумеется, ванную оставьте безупречно чистой! Помните, Ваши хорошие манеры не останутся незамеченными и будут отражением качества и уровня вашего воспитания и родителей.

    Обязательно скажите «спасибо», когда покидаете дом. Ответным жестом пригласите друга в ваш дом когда-нибудь в будущем.

Общие правила хорошего тона и этикета в общественных местах

    Уступи свое место взрослым, особенно пожилому человеку, инвалиду и беременной женщине. Потому что это не только хорошие манеры, но и память о том, что в один прекрасный день Вы тоже будете старым и хрупким.

    Не сидите, закинув ноги вверх, это отвратительная привычка. Люди не должны смотреть на грязные подошвы Ваших ботинок.

    Не ешьте в общественном транспорте – это неприятно и запах гамбургеров, торта, чипсов и пр., вполне может вызвать тошноту у других пассажиров.

    Выключите свой мобильный телефон, поскольку остальные пассажиры не заинтересованы в ваших личных делах.

    Выключите свой портативный музыкальный проигрыватель, часто очень раздражает слушать непрерывные ударные звуки.

    Скейтбординг вниз по проходу – это и глупо и опасно …

    Бросайте мусор в мусорную корзину, представьте себе, если бы все разбрасывали мусор по улицам.

    Не нужно рисовать граффити!

    Когда находитесь в обществе, старайтесь делать голос потише и поведение менее шумным, у кого-то из людей вокруг вас может быть плохой день.

    Следи за своим языком! Когда используешь слово из 3 букв, оно может быть «клеевым» в глазах друзей, но грубо и неуважительно, чтобы делать это в общественных местах.

    Запугивать других детей – это трусость. Ведь Вам бы не хотелось, чтобы кто-то сделал такое с вами!

    Не задирайтесь и не хулиганьте. Будьте вежливы – ваши манеры говорят сами за себя. Даже если это взрослый пытается запугать вас, у вас есть право защищать себя.

    Старых людей легко обидеть, будьте добрыми, вежливыми, уважительными и почтительными.

    Откройте дверь для других. Позвольте взрослым пройти в первую очередь, а Вы держите дверь открытой для них. Если же Вы входите первыми, не позволяйте, чтобы дверь хлопнула перед лицом тех, кто идет за вами.

    Прежде чем войти в лифт, позвольте людям из лифта выйти первыми. Это правило этикета также относится к зданиям, или даже комнатам, где человек изнутри выходит первым.

Итак, соблюдать правила этикета нужно везде и всегда – в семье, с друзьями, на рабочем месте или в школе, в общественных местах. По поведению детей часто судят о знании манер и стиле родительского воспитания, и вообще о родителях. Поэтому знание основ этикета и приучение к хорошим манерам важно для ребенка любого возраста.

Тема «Правила знакомства»

Форма проведения: ролевая игра.

Цель:

Ознакомиться с правилами поведения, которые необходимо знать при знакомстве и представлении незнакомого человека в обществе;

Обсудить некоторые правила этикета.

Подготовка

Чтобы провести успешно и с пользой такой классный час, необходимо тщательно подготовиться, не надеясь на экспромт или на то, что все получится в процессе занятия, поэтому нужно:

Подобрать ребят, желающих разыграть сценки;

Отработать и отрепетировать сценарий;

Продумать элементы костюмов или хотя бы написать имена героев, которых они изображают;

Подготовить «памятки» правил этикета по данной теме для всех участников.

Вводное слово учителя

Следует рассказать о том, что в нашей жизни существуют определенные правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и которым необходимо следовать в различных ситуациях.

Так, например, существуют четкие правила знакомства и представления людей в обществе.

Учитель : Ребята, чтобы нам лучше понять правила этикета при общении и выяснить, что мы делаем верно, а что выходит за рамки приличия, давайте разыграем несколько коротких сценок и в ходе их обсудим, что в них было правильно, а что неверно.

СЦЕНКА «В ГОСТЯХ»

Действующие лица:

Мама — Елена Ивановна

Папа — Петр Павлович

Их сын Сергей

Друзья сына (одноклассники) — Илья, Настя

Вадим и Лена — ребята из другой школы, соседи Сергея

Дедушка — Павел Николаевич

Действие первое «Привет, именинник!»

Не сиди дома — выходи в люди!

М. Генин

В центре класса стоит стол, накрытый скатертью, Около стола несколько стульев. В комнате находятся Сережа, его родители, дедушка. Мама хлопочет у стола, папа с Сережей смотрят телевизор, дедушка читает газету.

Звонок в дверь.

Сережа открывает. Входят его одноклассники — Илья и Настя.

Серёжа: Ну, наконец-то, я вас уже заждался. Что, не могли раньше прийти?!

Илья: Сережа, мы тебя поздравляем с днем рождения!

Настя: Это тебе от нас подарок.

Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Сережа проводит ребят в комнату, подарок кладет на полку.

Сережа: Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда все будет готово, а мы пока посмотрим новый журнал.

Мама: Хорошо, детки, я постараюсь побыстрее управиться. Правда, нужно еще бутерброды сделать.

Сережа: Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Сережа с одноклассниками удаляются в другую комнату.

«Стоп-кадр» №1. «В чём бестактность»

Учитель : Ребята, давайте обсудим, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность?

Давайте вспомним самые элементарные правила поведения в гостях.

Памятка №1 «Правила для гостей к хозяев дома»

Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.

Ж. Лабрюйер

Входя в дом, необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить в точно назначенное время, опоздание на 10—-15 минут по непредвиденной причине оправдано, но приход гостя загодя может создать неудобства для хозяина, который еще не готов к встрече.

Однако хозяину дома по правилам этикета желательно приготовиться к приему гостей за 30 минут до назначенного времени.

Хозяину дома нужно начинать разговор не с нападок и претензий за опоздание, а радостно приветствовать своих гостей. Если уж случилась задержка, гостю необходимо извиниться за опоздание, объяснив причину (транспорт, часы и др.).

Если вы пришли на праздник, день рождения или просто в гости, вручите цветы маме, а подарок — виновнику торжества.

Хозяину дома необходимо представить окружающим своих друзей поименно.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя, ни в коем случае не спрашивая о стоимости подаренной вещи; неприлично равнодушно оставить без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от нее. Гостей занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Примечание: Эту памятку желательно отпечатать заранее и размножить, чтобы при обсуждении сценки у ребят она была перед глазами.

Действие второе «Мы такие вежливые...»

...Если из тебя может выйти человек, не препятствуй ему в этом.

М. Гении

Учитель: Ребята, давайте повторим эту сценку в «классическом варианте», исправив допущенные ошибки.

Ребята отмечают, чтобы все получилось согласно сказанным правилам, необходимо изменить вводную неправильную семейную ситуацию:

По хозяйству хлопочет только мама, а папа с сыном смотрят телевизор, дедушка читает газету.

На правильную: вся семья дружно хлопочет, готовится к встрече гостей. Ребята повторяют сценку.

Звонок в дверь. Заходят одноклассники Сергея.

Ребята весело приветствуют друг друга.

Гости извиняются за опоздание, здороваются с родителями.

Сережа представляет родителям своих друзей по имени и называет по имени-отчеству, начиная с дедушки, своих родственников.

Илья вручает цветы Елене Ивановне, поздравляя ее с днем рождения сына.

Настя поздравляет Сережу и вручает ему подарок.

Сережа раскрывает подарок и благодарит ребят за внимание, отмечая их тонкий вкус, или благодарит их за то, что они помнили о его давней мечте иметь эту вещь.

Сережа в более деликатной форме и доброжелательном тоне спрашивает родителей, нужна ли его помощь в приготовлении праздничного застолья.

Мама говорит, что она управится сама.

Папа и дедушка предлагают свою помощь маме.

Родители просят Сергея занять гостей, пока будет все готово.

Примечание: В процессе действия можно повторять «стоп- кадр», делая замечания, реплики, исправления, касающиеся правил хорошего тона. В результате обсуждения рождается нужная фраза, жест. Ребята могут поменяться ролями или заменить прежних «артистов».

Действие третье «Кто там? Добро пожаловать!»

Звонок в дверь. Открывает дверь папа. Входят соседи — Вадим и Лена

Вадим: Здравствуйте, Петр Павлович, поздравляю вас с днем рождения вашего сына.

Лена: Здравствуйте, Елена Ивановна, я вас тоже от души поздравляю с днем рождения Сережи, примите этот скромный букет.

Вадим: А где же виновник торжества?

Папа: Проходите, ребята. Сережа со своими одноклассниками смотрит какой-то новый журнал. Присоединяйтесь к ним.

Вадим: Спасибо. Но вначале мы хотим его поздравить.

Сережа выходит из комнаты, извинившись перед одноклассниками, объяснив, что ему необходимо встретить новых гостей.

Сережа: Привет, Лена и Вадик. Рад вас видеть, я немного беспокоился, что вас нет.

Лена: Сережа, извини нас за опоздание, но случилась непредвиденная задержка — нужно было срочно купить бабушке лекарство.

Сережа: Лена, ты нашла лекарство? Нужна ли наша помощь? Может быть, посоветоваться с моим дедушкой?

Лена: Нет, не беспокойся. Теперь уже все в порядке, с ней моя мама.

Вадим: Сережа, мы с Леной хотим тебя поздравить, прими от нас общий подарок.

Сережа: Спасибо, ребята. Мне очень приятно, что вы помните о моем увлечении музыкой. Этого диска как раз нет в моей фонотеке. Пойдемте, я вас познакомлю со своими одноклассниками.

Сережа: Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, Лена и Вадим.

Илья подает руку Вадиму, называет свое имя.

Настя подходит к Лене и представляется сама, называя свое имя.

«Стоп-кадр» № 2 «Правила знаем и применяем»

Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое.

Джентльмен — это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения.

О. Уайльд

Учитель: Ребята, давайте обсудим третье действие. Как, на ваш взгляд, прошло появление новых гостей, их приветствия со взрослыми, именинником и одноклассниками Сергея?

Ребята выясняют, что в этой сценке практически не было изъянов, за исключением вынужденного опоздания, о котором необходимо было предупредить по телефону.

Отмечают, что Сергей представил Вадима и Лену своим одноклассникам, не акцентируя внимания на том, что дружит с ними с детства.

Всем понравилось, что знакомство прошло дружелюбно.

Делают вывод, что дальнейшее общение будет удобным, интересным и взаимноприятным, что порадует именинника и его родственников, а у ребят появятся новые знакомые.

Учитель предлагает классу ознакомиться с правилами поведения, представленными в памятке № 2.

Памятка № 2 «Представимся друг другу по этикету»

Обожаю хорошо воспитанных людей!

Они никогда не ответят грубостью на вашу брань...

М. Генин

Младших по возрасту представляют, или они сами представляются старшим.

То же при очевидной разнице в общественном положении: младший представляется старшему.

Женщина независимо от возраста и положения не представляется мужчине первой.

Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина — студентка, а мужчина — почетный профессор.

При знакомстве принято смотреть собеседнику с глаза. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки.

Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной. В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.

Трудности при знакомстве возникают, если один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.

Своих жену, мужа, дочь, сына представляют словами: «моя жена», «мой сын». Знакомство с матерью и отцом — исключение из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.

Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

Среди ровесников при знакомстве вполне допустимо называть только имя.

Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу: «Это мой друг». Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Просто назовите имя.

Заключение

Не руби сук, на котором кроме тебя, никто не сидит.

М. Генин

Учитель подводит итог проведенной игры. Благодарит ребят за то, что они активно участвовали в обсуждении, надеется, что знания правил этикета станут нормой жизни и они не будут у них держаться как бы «про запас».

Неверно думать, что вы знаете, как себя вести, как быть воспитанным, хотя сейчас вам это не нужно, а при надобности вы все сможете сделать так, как надо. Эти правила необходимо вырабатывать человеку с самого раннего детства, чтобы впоследствии не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя корректно, естественно и непринужденно. Казалось бы, этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так. Порой от нашего поведения, умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только ваши безопасность и благополучие, но и жизнь.

«Что такое этикет» - Умей всегда порадовать своих близких и родных. Стародавние времена. Нужно быть опрятным. Слово "этикет". Что такое этикет. Говорить слишком громко. Умение вести себя. Необходимо переводить телефон в беззвучный режим. Верные и надёжные друзья. Всегда здоровайся при встрече. Важные правила этикета.

«Воспитанный человек» - Результаты опроса. Отличающийся хорошим воспитанием. Что значит быть воспитанным. Вежливость. Воспитанный человек. Воспитанные учащиеся. Пунктуальность. Главное качество. Цитаты о воспитанности. Правила вежливости. План характеристики.

«Игры по этикету» - А есть для всех игр общие правила. Ты, наверное, любишь играть… А умеешь ли ты играть? У каждой игры есть свои правила: у пряток - свои, у казаков-разбойников – свои. Не радуйся, когда другие проигрывают, ведь в следующий раз можешь проиграть ты. Уроки вежливости и этикет.

«Леди и джентльмен» - Закреплять коммуникативные навыки. Мальчики) Подбор слов –ассоциаций к новым понятиям. Тема: "Леди и джентльмены". Задачи: Формирование нравственной позиции учащихся. Оборудование:листы бумаги, фломастеры, компьютер, иллюстрации, энциклопедии. Леди. План занятий. Помни: от любви и доброты все расцветает!

«Этикет поведения за столом» - История ежей. Блюдо. Пригласительный этикет. Бананы. Этикет. Этикет за столом. Подарочный этикет. Модный этикет. Для чего к рыбе подается нож. Праздничный стол. Роскошь. Куски из общих блюд. Соблюдение правил хорошего тона. Вежливость. Визитный этикет. В гостях у этикета. Как правильно есть котлету.

«Этикет для детей» - Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Пример для подражания, поощрение и наказание, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Для закрепления правила можно использовать простейшие домашние задания:

Всего в теме 23 презентации

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Закреплять знание правил общегражданского этикета: по культуре речи, элементарной вежливости, умению вести себя в общественных местах и в разных ситуациях, умению поддерживать беседу при общении людей друг с другом, умению управлять своими эмоциями (как отрицательными, так и положительными);

Воспитывать вежливость, учтивость, манеру поведения в обществе;

Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, умение самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

Формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.

Формы и виды деятельности: интеллектуальная игра-путешествие; мультимедийная презентация, разгадывание анаграммы, просмотр видеоролика, анализ и объяснение этикетных ситуаций, выполнение конкурсных заданий, работа в группах.

Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран, мультимедийная презентация, видеоролик); раздаточный материал – жетоны, листочки с записью различных ситуаций, чистые листы бумаги, анкеты, ручки; грамоты, медали победителям.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Организация, мотивация

Здравствуйте, уважаемые старшеклассники! На экране перед вами – анаграмма. Решив её, вы узнаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие: ИЭТТКЕ.

- Этикет.

- Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья. Известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения».

В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей», нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям. Сегодня мы вспомним и подытожим знания о всех проявлениях общегражданского этикета, изученных на предыдущих занятиях.

Что такое этикет?

Перечислите его виды.

Для чего нужны знания этикета?

Ответы учащихся.

    Целеполагание

Наше занятие будет проходить в форме игры: мы отправимся в путешествие в удивительную страну ОПЭ – Объединённые Правила Этикета. Чтобы начать игру, разделимся на 2 команды – «Леди» и «Джентльмены» (деление на команды – по половому признаку).

Теперь обратите внимание на названия станций, которые нам предстоит сегодня посетить во время путешествия, и сформулируйте цель нашего сегодняшнего занятия.

Ответы учащихся.

Запись цели на доске.

Как правильно приветствовать друг друга, делать комплименты, разговаривать по телефону, вести себя в гостях и принимать друзей у себя дома - этим и другим вопросам норм поведения в обществе посвящена наша игра.

За каждый правильный ответ команде будет выдаваться жетон, а победителем игры станет та команда, у которой окажется наибольшее количество жетонов. Итак, мы начинаем!

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Станция «Этикет приветствия»

В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и комфортно, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя в обществе. Начнём с приветствий.

1) Блиц-опрос «Как было принято приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?»

Капитаны команд отвечают, выбирая соответствующую картинку в презентации. Если ответ неверный, право отвечать переходит другой команде.

- У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

- В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

- Тибетцы , здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

- У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

- Пожимание рук. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

- А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам.

- Лапландцы трутся носами.

2) Конкурс «Ситуационная пантомима»

Сейчас - конкурс пантомимы. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

Выходят 2 пары: по 1 паре от каждой команды, вытягивают вариант ситуации.

А) Ситуация 1. На улице

Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему?

Подсказка для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой.

Б) Ситуация 2. На уроке

Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

3) Конкурс «Вы сказали «здравствуйте»…

Сейчас вам будут предложены несколько ситуаций встреч и прощания.

Задание: внимательно прослушать заданную ситуацию и правильно ответить на вопрос, аргументируя свой ответ.

А) 1-я ситуация

Вы входите в помещение. Кто должен поздороваться первым?

В этикете учитывается «неравенство», поэтому всегда молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие – присутствующих, запаздывающие – ожидающих и т.д. В гостях, в первую очередь, приветствуют хозяйку и хозяина, после них – женщин, (сначала пожилых, затем молодых), затем – более пожилых и старших по положению мужчин, а затем - остальных гостей.

Б) 2-я ситуация

Вы идёте по улице и встречаете знакомых. Какие требования этикета необходимо соблюдать при встрече?

На улице идущий молодой человек первым кланяется стоящему. Девушка первой приветствует юношу, если она его обгоняет. Приветствуя знакомого на улице, мужчина приподнимает шляпу или кепку (но не берет, шапочку или зимнюю шапку). Если приветствие сопровождается рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, а женщина может её не снимать, поскольку перчатки являются частью дамского туалета. Однако варежку или тёплую перчатку рекомендуется снять и женщине.

В) 3-я ситуация

Молодой человек сидит. Как ему следует приветствовать входящую девушку или старшего по возрасту человека?

Сидящий молодой человек, приветствуя женщину или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

Г) 4-я ситуация

Общение знакомых закончено и говорящие расходятся. Какие формулы используются при прощании?

В конце общения используются следующие формулы: «До свидания», «Всего доброго», «До скорой встречи», «До завтра». Все они означают окончание разговора и прощание, хотя имеют разную смысловую окраску - пожелание, предчувствие новой встречи, а то и вовсе сомнение в ней («Прощайте»).

    Станция «Искусство комплимента»

    Блиц-опрос

Что такое комплимент? (Похвала, выражение одобрения, восхищения внешним видом, его манерами, удачно сказанным словом.)

Для чего произносят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё дружелюбное отношение, чтобы доставить удовольствие. Иногда – чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: каждому нравится слышать приятные слова в свой адрес.)

Какие комплименты говорят люди друг другу? (Как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступила, как хорошо сказала, подумала...)

- Какими комплиментами можно награждать сильный пол? (Между мужчинами комплименты не приняты, это - неприлично. Женщины, девушки также не должны говорить комплименты мужчинам.)

    Конкурс комплиментов

Предлагается выйти 2 участникам - по 1 от каждой команды. Задание: Сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Участники вытягивают листочки, зачитывают предложенные ситуации и выполняют задания:

Ситуация 1.

После летних каникул вы обратили внимание, что ваша одноклассница заметно изменилась: загорела, повзрослела.

Ситуация 2.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который мог бы поднять ей настроение.

3. Станция «Телефонный этикет».

Просмотр 1-й части видеоролика «Разговор по телефону». Анализ

Посмотрите видеоролик. Прослушав разговор по телефону, дайте ответы на вопросы:

    Что не так сделал герой видеоролика?

    Какие правила телефонного разговора следовало соблюдать?

    Что такое культура телефонного общения?

    Что нужно сделать после того, как вам ответили по телефону?

    Как следует поступить, если телефон взял не тот человек, которому вы звонили?

    Как пригласить к телефону того, кому адресован звонок, если позвонили по городскому телефону?

    В какое время можно звонить по телефону?

4. Станция «Гостевой этикет»

Культурный и воспитанный человек, соблюдая приличия, будет понят и принят обществом лучше, чем невежа. Как же вести себя в гостях?

    Ситуационный анализ

Попробуйте поставить себя на место героев маленькой истории и подумайте, как бы вы себя повели.

Команды вытягивают задания из предложенных и зачитывают ситуации:

Ситуация 1.

Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

Это ваза? Ну-ну!

Это лампа? Ну-ну!

А это сушки? – спросил он, загребая в карман горсть сушек.

Ну, ладно, - сказал он, - я пошёл…

«Для чего он, интересно, приходил? – подумал(а) я. – Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

Вопрос: Как бы вы повели себя на месте хозяина квартиры?

Ситуация 2.

Однажды я был(а) у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал(а), кричал(а) во всё горло разные смешные глупости, жевал(а) конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил(а). А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте хозяина?

2) Письменная работа в группах. Задания:

А) Команде «Джентльмены» записать правила поведения в гостях;

Б) Команде «Леди» записать правила поведения хозяина, принимающего гостей.

Регламент – 5 минут, после чего группы представляют свои ответы.

Подсказка для жюри:

Если ты гость:

    Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите. Получив приглашение, важно придти без опозданий;

    Звонить в дверь надо не более двух раз;

    Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, а особенно - делать критические замечания;

    Не принято с любопытством рассматривать предметы интерьера в комнате. Категорически запрещается брать что-либо из вещей в руки без ведома хозяев;

    Не выпытывайте, что сколько стоит и где было куплено;

    Долго засиживаться в гостях неэтично, хозяева должны отдыхать. Нетактично злоупотреблять гостеприимством культурных людей;

    Вести себя в гостях нужно так, чтобы всем было комфортно, удобно и безопасно в вашем обществе.

Если ты хозяин:

    Принимать гостей следует любезно и сердечно, одновременно держать себя просто и естественно. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, - постараться, чтобы гости этого не заметили;

    Если гость зашёл более, чем на несколько минут, - предложить ему раздеться, причём следует помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки;

    При приёме хозяева не должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей. Особое внимание нужно уделять гостям, которые пришли впервые;

    Нужно постараться, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя комфортно: предложить ему сесть на самое удобное место, занять гостя беседой, - пусть гость сам выберет тему для разговора. Нельзя оставлять гостя надолго одного;

    Приглашая гостей, необходимо заранее подготовить развлекательную программу;

    Если гость засиделся и не собирается уходить, а у вас - неотложные дела, вы должны найти тактичную форму, как дать ему это понять;

    Заканчивая приём, хозяевам полагается проводить гостей до двери.

    Станция «Деловой этикет». Блиц-турнир

Завершается наше путешествие блиц-турниром. Вам предлагается определить название страны по некоторым национальным особенностям делового этикета. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда затрудняется с ответом, право ответить передаётся другой команде.

Внимание, начали:

1) Для этой страны характерны: хороший настрой, энергичность, проявление дружелюбия и открытости, не слишком официальная атмосфера при ведении переговоров. Здесь ценят шутки и хорошо реагируют на них. Если вы хотите с кем-то встретиться, нужно предварительно позвонить, известить о своём приезде и ждать приглашения. Не следует обмениваться рукопожатиями при каждой встрече. Если вас куда-нибудь приглашают, нужно прибыть в точно назначенное время. Малейшее опоздание – недопустимая грубость. Эта страна - … (Америка).

2) В этой стране не уделяют особого внимания подготовке к деловым переговорам. Одновременно здесь очень тщательно соблюдают формальности и обращают внимание на детали. Здесь важно разбираться в титулах и званиях, а также строго соблюдать процедуру знакомства. Ни к кому нельзя обращаться по имени, если вы не получили на то специального разрешения. Не позволительно говорить друг другу «ты». Здесь пожимают руку весьма редко, лишь при первом представлении. Нельзя целовать руку женщине. Считается неделикатным публично делать комплименты типа: «У вас красивое платье» или « Эти пирожные восхитительны». Эта страна - … (Англия).

3) Главное отличие национальной манеры вести дела в этой стране – официальность, сдержанность и соблюдение всех формальностей. Все встречи назначаются заблаговременно. Этот народ обращает внимание на вашу пунктуальность. Когда вы говорите с представителем этого народа или пожимаете руку, нельзя оставлять руки в кармане: это считается верхом неуважения. Желательно называть титул того, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можно обращаться так: «Herr Doctor!». Слово «доктор» употребляется в любом случае, независимо от специальности или профессии. Страна эта называется … (Германия).

4) Осторожность – главное, что характеризует поведение этого народа в деловых отношениях. Они не столь церемонны, как англичане, но любят соблюдать протокол. По сравнению с американцами, они менее свободны и самостоятельны в принятии окончательных решений. В этой стране широко практикуется обсуждение дел за едой. Деловой обед может длиться часа полтора-два, а ужин может занять весь вечер. Деловые увеселения чаще организуются в ресторане, а не дома. Название этой страны … (Франция).

5) Есть ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться, посещая эти страны: все дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы (намаза). И хотя приезжим вовсе необязательно преклонять колени и молиться, вы должны уважать право хозяина всё это проделать. Здесь никогда не следует заводить беседы о религии и политике. В условленное место вы должны являться вовремя, но хозяин может задержаться. Вне помещения принято рукопожатие. В своём же доме хозяин может приветствовать вас поцелуем в обе щёки, и ваш долг ответить ему тем же. Что это за страны? (Мусульманские).

6) В этой стране при знакомстве принято называть полное имя и фамилию, нельзя ограничиваться одним именем. Обращаясь к человеку, называют его фамилию и добавляют слово «сан» (господин). Очень важно соблюдать пунктуальность. Когда приступают к налаживанию контактов с этим народом, большое значение имеет процедура обмена визитными карточками. Здесь очень соблюдают субординацию, крайне церемонны, протоколу придаётся большое значение. Шутить или прикасаться к людям во время деловых переговоров не рекомендуется. Первое приветствие – не рукопожатие, а долгий низкий поклон. Назовите эту страну. (Япония).

7) В этой стране при ведении деловых переговоров большое внимание уделяется внешнему виду партнёров и манере их поведения с целью определения статуса каждого из участников. На переговорах большое значение для этого народа имеет «дух дружбы». В национальной делегации от этой страны бывает много экспертов, что увеличивает её численность. Большое значение в этой стране придаётся выполнению достигнутых договорённостей. В деловой жизни здесь практикуется вручение подарков, но подарки принято дарить исключительно после завершения всех сделок. Нельзя дарить часы, поскольку в языке этой национальности слово «часы» и «похороны» звучат похоже. Страна называется … (Китай).

8) Эта нация характеризуется открытостью, прямотой и простотой. Она очень космополитична. Приветствуя человека в этой стране, можно сказать и «шолом» и «хелло». Почти все говорят по-английски и ещё на одном-двух языках, особенно в деловых кругах. Уже при первой встрече вам могут предложить перейти на «ты». В гости необязательно являться с подарком, хотя сувенир для ребёнка или цветы для хозяйки будут очень кстати. К своей внешности этот народ относится очень беззаботно. Эта страна - … (Израиль).

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Рефлексия

Проводится анкетирование:

На занятии я работал(а)

пассивно

Своей работой на занятии я

доволен(льна)

недоволен(льна)

Занятие показалось для меня

коротким

На занятии я

не устал(а)

Моё настроение

улучшилось

стало хуже

Материал занятия мне был

не понятен

    Итог

    Мне было трудно…

    Теперь я могу…

    Я научилась (лся)…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

      Оценка жюри. Награждение победителей

    Команды награждаются грамотами, самые активные обучающиеся награждаются медалями.

    3) Заключительное слово ведущего (воспитателя)

    Закончилось наше путешествие в удивительную страну ОПЭ. Мы с вами вспомнили об основных правилах приветствия и разговора по телефону, правилах поведения в гостях, закрепили знания о том, как ходить в гости и принимать гостей у себя дома, поговорили о национальных особенностях делового этикета. Смею надеяться, что эта игра по этикету была вам интересна и, возможно, какие-то сведения оказались для вас новыми и полезными.

    А пока – до свидания и до новой встречи!

    Используемые электронные ресурсы:

      http://megapoisk.com/kultura-povedenija-pravila-etiketa

      https://naparah.com/predmet/etika

      http://www.calameo.com/read/000713153b61068cb5838

      http://www.luxemag.ru/etiquette/7893/page-2.html

      http://www.styleadvisor.ru/samorazvitie/pravila-etiketa/

      http://www.wild-mistress.ru/i_am_woman/rules_decorum/everyday_decorum/

      https://youtu.be/SDOsKKvOUOw

    Методическая разработка классного часа по этикету для старшеклассников

    Тема «Поведение за столом»

    Форма проведения: чайная церемония.

    Цель:

    помочь учащимся класса лучше узнать друг друга и познакомить их с родителями некоторых одноклассников;

    организовать совместную творческую деятельность групп учащихся и их родителей;

    расширить знания учащихся об истории чая, о правилах этикета и о культуре общения за чайным столом;

    выявить актерские и кулинарные таланты учащихся.

    Подготовка

    Весь класс делится на команды. Шесть команд по четыре человека - это команды игроков. Они получают домашнее задание по сервировке чайного стола и приготовлению сладких блюд, по подготовке краткого сообщения об истории чая и подбору пословиц, поговорок о чае. Две другие команды, состоящие из трех человек каждая, играют роли «эталонов этикета» ц «клоунов». Членами жюри становятся родители учащихся, играющих роли «эталонов этикета».

    Игра-чаепитие проводится в помещении столовой. По ходу игры на экран или на стену с помощью проектора демонстрируется изображение чайного куста и картина Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем», звучат песни «У самовара я и моя Маша» в исполнении Л. Утесова и «Чашка чая» в исполнении ансамбля «Веселые ребята».

    Содержание классного часа

    Учитель : Ребята, сегодня мы примем участие в небольшой чайной церемонии. Вы уже сервировали столы, и сейчас члены нашего уважаемого жюри оценят ваше творчество.

    Позвольте представить вам тех, кто будет сегодня судить ваше участие в конкурсе. Знакомьтесь: Ольга Ивановна - мама Кати Кругловой, Тамара Петровна - мама Максима Толстого и Александр Георгиевич - папа Лены Петровой. Катя, Максим и Лена не участвуют в сегодняшних конкурсах, поэтому мы можем надеяться на непредвзятое и объективное судейство. Максимальная оценка конкурса «Сервировка стола» - 5 баллов. Слово предоставляется Ольге Ивановне.

    Ольга Николаевна : Дорогие ребята, по условиям конкурса вам предлагалось накрыть чайный стол полотняной скатертью, расставить на нем десертные тарелки, чайные чашки, блюдца, чайники, сахарницы и разложить десертные ложки, ножи, вилки и салфетки, украсить стол небольшой икебаной. Давайте сначала подойдем к столу жюри и посмотрим, как правильно сервируется чайный стол. Скатерть и салфетки могут быть любых цветов, но они должны сочетаться друг с другом и с чайным сервизом.

    Для каждого гостя ставят десертную тарелку. Справа от нее кладут десертную ложку или нож, слева - десертную вилку рожками вверх. Салфетки кладут на десертные тарелки. Чайную чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. При этом чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелки. Чайник и сахарницу ставят в центре стола и в сахарницу кладут специальную ложку.

    А теперь, пожалуйста, садитесь за свои столы и послушайте оценки жюри.

    Все рассаживаются. Учитель садится за стол жюри. Жюри оглашает оценки конкурса сервировки стола, особенно отличая тонкий эстетический вкус его участников.

    На отдельном столе располагаются электрические самовары или чайники, конфеты, варенья, пироги, пирожные, печенье и фрукты. Кроме столов учащихся- конкурсантов, сервируются еще два стола. За одним из них сидят две барышни и один кавалер, а за другим - три клоуна. Барышни и кавалер во время чаепития демонстрируют правила хорошего тона, а клоуны, перевирая хорошие манеры, карикатурно демонстрируют, как не надо вести себя за столом.

    Учитель: А сейчас мы переходим к следующему конкурсу - «Заварка чая». Максимальная оценка этого конкурса - 3 балла. Вода в наших самоварах уже закипает, и хозяйки столов могут приступать к действиям. Слово предоставляется Александру Георгиевичу.

    Александр Георгиевич: Ребята, я расскажу о некоторых правилах заварки чая:

    заваривать чай следует водой, как только она начнет закипать;

    фарфоровый чайник для заварки сначала споласкивают кипятком, а затем, засыпав в него чай, заливают кипятком на 2/3 и закрывают крышкой;

    черный чай настаивают 3-5 минут, зеленый - 5-8 минут, а затем доливают кипяток;

    если при заварке образовалась пена, значит, чай заварен правильно;

    если вы любите добавлять в чай настои трав, то одновременно в отдельном чайнике заварите эти травы и дайте им настояться 7-10 минут;

    самым вкусным будет чай первого настоя.

    Учитель: Спасибо Александру Георгиевичу за интересную и полезную информацию. А сейчас, ребята, пока настаивается чай, давайте перейдем к нашему сладкому «шведскому столу» и наполним наши десертные тарелки. Обратите внимание на таблички, стоящие у каждого блюда. На них указаны названия кулинарных шедевров, имена их создателей и номера команд (номера столиков). Юные кулинары с их кулинарными произведениями являются участниками нашего следующего конкурса - «Сладкий стол». А максимальная оценка этого конкурса - 8 баллов.

    Ребята наполняют тарелки и рассаживаются за столы. Хозяйки столов разливают чай.

    Учитель : Желаю всем приятного аппетита, а членам жюри приятной дегустации напитков и сладких блюд.

    Все угощяются и пьют чай.

    Звучит песня «У самовара я и моя Маша» в исполнении Л. Утесова.

    Об истории чая

    Учитель : Ребята, мы продолжаем чаевничать, но давайте попробуем совместить полезное с приятным и проведем конкурс «История чая». Сейчас мы послушаем рассказы о чае и о традициях чаепития на Руси, а члены жюри оценят эти истории по 8-балльной шкале. Итак, слово предоставляется участникам конкурса.

    Докладчик от столика №1: По воле жребия нам выпал вопрос о рождении чая. Родиной этого прекрасного напитка является Китай. Существует легенда, что однажды, за много веков до нашей эры, когда служанка кипятила в саду воду для китайского императора, в сосуд с водой упало несколько листьев с чайного куста. При этом вода вдруг потемнела и от нее стал исходить тонкий и приятный аромат. Раствор попробовали и восхитились его ни на что не похожим терпким вкусом. Так и вошел чай в мировую культуру.

    Докладчик от столика №2 : С тех давних пор культура заваривания чая постоянно развивалась. А в Китае и Японии были даже разработаны специальные чайные церемонии. Представьте себе тенистый парк, в котором расположен небольшой затейливый чайный павильон. Там юная красавица, одетая в кимоно, в чашке, напоминающей пиалу, с помощью специальной кисточки как бы взбивает свежезаваренную чайную пыль. Делает она это медленно и без суеты, а гости чайного домика в это время отдыхают и настраиваются на философский лад. Затем юная красавица разливает чай в крошечные чайные чашечки и подает их гостям. И вот уже участники чайной церемонии наслаждаются этим удивительным напитком и ведут неторопливые беседы о вечном.

    Докладчик от столика №3: Сегодня чай выращивают на пяти континентах. Чай - многолетний вечнозеленый кустарник, произрастающий в районах с влажным субтропическим климатом. Собирают только молодые побеги чая - верхние листочки куста. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае - в 10 раз больше, чем в черном. Чай - это целая аптека. В нем содержится и кофеин, повышающий работоспособность человека, и эфирные масла, сообщающие чаю тонкий аромат, и дубильные вещества, придающие чаю терпкость, вкус и цвет. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. Он повышает умственную активность, устраняет усталость и улучшает пищеварение.

    Докладчик от столика №4: В России чай появился в конце первой половины XII в. А прислал его в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу монгольский хан. Долгое время этот напиток считался редким и был доступен только очень важным особам. И лишь в XVIII-XIX вв. чай стал доступным дворянам, мещанам и купцам. Но пили его поначалу лишь в исключительных случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А воду для чая кипятили в специальных сосудах с трубою и жаровней внутри - самоварах.

    Докладчик от столика №5 : Почти до середины XIX в. чай не был доступен для бедняков и в связи с этим даже появились такие шуточные стихи:

    Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

    А я отроду не знаю, как же этот чай варить.

    Взял тогда, налил водички, всыпал чай

    я весь в горшок,

    И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

    Разлил варево по плошкам,

    хорошенько размешал,

    Остудил его немножко, на господский стол подал.

    Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,

    И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

    Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

    А потом-то догадался, что забыл я посолить.

    Докладчик от столика №6: Во второй половине XIX в. чай в России становится напитком, доступным всем. Очень полюбили русские люди пить чай из самовара. Пили по 10 чашек, а самовары делали ведерными. Топили самовары дубом, березой и еловыми шишками. От этого чай получался еще ароматнее. Пили русские люди вприкуску и внакладку, а бедный люд вприглядку.

    На экран проецируется картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем».

    Вот так, оттопырив в сторону мизинчик, пили дородные русские купчихи чай из блюдечек. Пили истово и с величавым достоинством.

    Учитель: Спасибо всем за очень интересные сообщения. Надеюсь, члены жюри сумеют оценить их по достоинству. А сейчас давайте подведем итоги конкурсов «Заваривание чая» и «Сладкий стол».

    Жюри оглашает итоги конкурсов, отмечая особенно понравившиеся напитки и сладкие блюда.

    Жюри подводит итоги конкурса «История чая», оглашает затем общий счет.

    Конкурс пословиц и поговорок

    Учитель: Мы поздравляем победителей и переходим к последнему конкурсу - конкурсу пословиц и поговорок. Сейчас команды одна за другой по очереди будут нам рассказывать по одной пословице или поговорке о чае. За каждую пословицу или поговорку жюри будет присуждать командам по баллу. Начнет конкурс команда столика № 6, затем выступят столики № 5, 4, 3, 2 и 1, а затем опять команда столика № 6 и т. д. Те команды, которые не смогут вовремя вспомнить подходящую пословицу или поговорку, выбывают из игры, а остальные продолжают соревнование. Итак, слово предоставляется команде столика № 6.

    Команды по очереди проговаривают пословицы и поговорки о чае. Например:

    Чай не пить - на свете не жить.

    В хорошей посуде и чай вкуснее.

    Каждое лекарство от своей болезни, а чай - лекарство от тьмы болезней.

    С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.

    Чай у нас китайский, а сахарок хозяйский.

    Чай пить - долго жить.

    За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем.

    Пей чай, не вдавайся в печаль.

    Где есть чай, там и под елью рай.

    Не ленись, а отличай, где солома, а где чай.

    Чай пьешь - до ста лет проживешь.

    С чая лиха не бывает.

    Чай не пьешь, где силы берешь?

    Чай пить - не дрова рубить и т. д.

    Учитель: А завершить этот конкурс мне хочется старинной присказкой:

    У Москвы - один зарок,

    Кроме всякой пищи:

    Утром - чай, в обед - чаек,

    Вечером чаище.

    Жюри подводит итоги конкурса, оглашает общий счет и вручает команде-победительнице почетный приз - пачку листового цейлонского чая.

    Учитель: Ребята, надеюсь вы приятно провели время, узнали кое-что новое, вкусно поели и побаловались чайком. А наши начинающие кулинары обменялись рецептами и скоро опять порадуют нас новыми произведениями искусства. Спасибо большое всем участникам нашей игры и их родителям. Спасибо нашим уважаемым членам жюри. Спасибо «эталонам этикета»: барышням Кате и Лене и их достойному кавалеру Максиму. Спасибо нашим милым клоунам, помогавшим нам усвоить и запомнить правила этикета.

    А теперь, когда вы научились достойно вести себя за чайным столом, можно переходить к главному - к задушевному общению. Ведь когда вас приглашают на чай - вас приглашают поговорить и посоветоваться. Так уж устроен русский человек, что все доверительные разговоры он привык вести за чашкой чая. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения».