Принятое судом конкретному делу решение егэ. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Задание уровня А:

I. Русский император, правивший Россией во время Отечественной войны 1812 года.
А) Павел Первый;

Б) Николай Первый;

В) Александр Первый.

II. Для его царствования были характерны массовые аресты и ссылки дворян, свирепая муштра и палочная дисциплина, резкое усиление цензуры. Он был убит заговорщиками в сговоре, с которыми состоял его старший сын.
А) Петр Третий;

Б) Александр Третий;

В) Николай Второй;

Г) Павел Первый.

III . Укажите годы царствования Александра I:

А) 1803-1823;

Б)1801- 1831;

В) 1801-1825.

IV. Укажите годы царствования Николая I:
А) 1830-1845;

Б) 1805-1835;

В) 1825-1855;

Г) 1825-1865.

V. Когда было совершено первое покушение на Императора Александра II?
А) 1866;

Б) 1876;

В) 1886;

Г) 1856.

VI. Какие события произошли в период правления Александра II?

А) началась Крымская война;

Б) был подписан Парижский мирный договор;

В) гибель А.С.Пушкина;

Г) война с Турцией 1877-1878г.г.;

Д) восстание декабристов;

Е) покорен Кавказ;

Ж) продана Аляска.

VII . В ознаменование победы в Северной войне Сенат и Святейший Синод в октябре 1721 г. присвоили Петру I титул:

  1. Отца Отечества;
  2. Отца Отечества Всероссийского;
  3. Отца Отечества, Императора Всероссийского.

VIII . Утверждение абсолютизма в России связывают с именем монарха:

  1. Ивана VI;
  2. Алексея Михайловича;
  3. Петра I;
  4. Екатерины II;
  5. Николая I.

IX . Смоленская война и «Азовское сидение» произошли в период правления:

  1. Алексея Михайловича;
  2. Михаила Романова;
  3. Федора Алексеевича;
  4. царевны Софьи.

X . Какому из императоров принадлежат данные прозвища: «Никс» и «Незабвенный».

1 . Николай I;

2 . Александр I;

3 . Николай II;

4 .Павел I.

Задание уровня В:

I. О правлении какого русского монарха идет речь в труде русского историка В О. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении»?

1) Екатерины I;

2) Елизаветы Петровны;

3) Анны Иоанновны;

4) Павла I.

II. Установите соответствие между именами российских императоров и

событиями внешней политики, произошедшими во время их правления.

ИМПЕРАТОРЫ СОБЫТИЯ

A) Александр I 1) начало Крымской войны

Б) Николай I 2) присоединение Финляндии

В) Александр II 3) первый раздел Речи Посполитой

Г) Николай II 4) завоевание Средней Азии

5) участие России в Первой мировой войне

Ш. Установите соответствие между правителями и деятелями культуры:

А) Грибоедов А.С. 1) Николай II

Б) Жуковский В.А. 2) Александр I

В) Новиков Н.И. 3) Николай I

Г) Блок А.А. 4) Екатерина II

IV. Верны ли следующие суждения?

В период «просвещенного абсолютизма»:

А) была введена единообразная сословная судебная система;

Б) произошло восстание под предводительством Е.И. Пугачева.

1) верно только А 3) верно только Б

2) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

V. Сопоставьте законодательные акты, связанные с отменой крепостного права с именами монархов.

А) «Указ о вольных хлебопашцах» 1) Александр III

Б) Манифест об отмене крепостного права 2) Николай II

В) Манифест об отмене выкупных 3) Александр II

Платежей

Г) Учреждение крестьянского банка 4) Александр I

VI. Определите, кто изображен на портрете:

А)_____________ Б) __________________ В)_______________

_______________ ____________________ ________________

VII. Заполните пробелы:

VIII . Сопоставьте правителя с его фаворитом/ фаворитами:

1) Екатерина I А) Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

2) Петр II Б) Меншиков Александр Данилович

3) Михаил Федорович В) Долгоруков Иван Алексеевич

4) Алексей Михайловича Г) Борис Иванович Морозов

  1. Сопоставьте имена императоров с их народными характеристиками (прозвища):

А) Тишайший 1. Николай I

Б) Миротворец 2. Михаил Федорович

В) Освободитель 3.Александр III

Г) Палыч 4. Александр II

X. Сопоставьте императоров с университетами, основанными в период их правления

А) Николай I 1) Томский университет

Б) Александр I 2) Казанский университет

В) Александр II 3) Московский университет

Г) Елизавета Петровна 4) Императорский Университет в Киеве

Задания уровня С.

Необходимо определить о каком императоре идет речь:

I. Открыла Воспитательный дом для детей-сирот. Ввела обязательные прививки против оспы.
Внешняя политика осуществлялась успешно. Сочиняла комедии, оперы и сказки для детей. Вела переписку с видными мыслителями Запада. Заботилась о просвещении.
Трудолюбива, отличалась веротерпимостью, свято соблюдала православные обычаи. «У каждого крестьянина в супе курица, у некоторых индейка», - объявила царица к сведению Европы после путешествия по Волге.
Тщеславие ей было чуждо. Когда представителями сословий было решено присвоить ей титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», императрица ответила: «Великая ли я, решит потомство... любить мой народ и быть его матерью - обязанность моя».
Оценки
Г. Р. Державин , поэт и государственный деятель:

Ты здраво о заслугах мыслишь,
Достойно воздаешь ты честь.

А. П. Сумароков , писатель: «Петр дал нам бытие, .... - душу».
С. Г. Пушкарев , историк: «За весь XVIII в. в России было издано около 9500 книг, из них около 85% приходится на.... царствование ...»

II. При ней была отменена смертная казнь, на основе ее указа помещики получили право ссылать крепостных крестьян на поселение в Сибирь за «предерзостное состояние».
Другая императрица писала о ней: "Поистине нельзя было... не поразиться ее красотой и величественной осанкой".
После смерти оставила 15 тыс. новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, она была вынуждена сбрить их. Придворные дамы об этом не знать не могли. Тогда царица издала специальный указ, предписывавший всем придворным дамам обрить головы и надеть парики.

Ответ:_________________________

III. Его прадед - муж дочери Петра I. Дед - Петр III. Запрещал отдавать крестьян на заводы, продавать их с публичного торга с раздроблением семей, дарить или платить ими частные долги. Юридически определил нормы наказания крестьян помещиками.
В его правление разработана национальная идея, основанная на православии, самодержавии, народности.
При нем М. Е. Салтыков - Щедрин отправлен в Вятку на службу, Ю. Ф- Самарин - в крепость, 20 петрашевцев, в том числе Ф. М. Достоевский, приговариваются к расстрелу (заменен каторжными работами).
Промышленное производство за годы его правления удвоилось.
Узнав о революции в одной из европейских стран, царь произнес: «Седлайте коней, господа, во Франции объявлена республика...»
Женат на дочери прусского короля Фридриха Вильгельма принцессе Шарлотте.
Глубоко религиозен, любимым развлечением был театр.
Умер то ли от болезни, то ли от самоотравления.
Оценки

А. С. Пушкин, поэт:
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.

А Валуев - государственный деятель : "Cверху блеск, внизу гниль"

Б.Н. Чичерин , историк : "Из всех европейских государств одна Россия осталась при старых порядках... Все сверху донизу трепетало перед властью... О свободе слова не было и речи" .
Виктория, королева Великобритании: "Ум его не обработан, воспитание небрежно".

Ответ:______________________

IV. Имел троих сыновей, из которых двое стали императорами, и восемь дочерей. Фаворитками были Е. Нелидова и А. Лопухина.
Ограничил барщину тремя днями в неделю, установил воскресный отдых для крестьян, офицеры получили право подавать в суд на старших командиров.
Запретил носить фраки, круглые шляпы и высокие сапоги.
Провозгласил себя гроссмейстером Мальтийского ордена.
Объявил войну Франции, заключил против нее договор и союз с Турцией. Отправил 40 полков донских казаков для завоевания Индии.
Однажды встретив офицера в шубе и идущего за ним солдата с офицерской саблей на руках, он произвел последнего в офицеры, а офицера разжаловал в солдаты.
Оценки
Н. М. Карамзин , историк : " ... начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти".
М. Н. Покровский , историк: "Его парадомания и мундиромания были производными качествами его любви к регламентации и порядку вообще".

Ответ:______________________

V. Был четырнадцатым ребенком в семье. Сам имел 12, но в живых остались двое.
В свое царствование вдвое увеличил доходы. Впервые создал систему светских школ. Церковнославянский шрифт заменил на гражданский.За неделю до смерти подписал указ о создании русской Академии наук.
Увидев гробницу Ришелье, царь воскликнул: «Великий человек, я отдал бы половину своей страны, лишь бы научиться у тебя управлять другою».
Нижеприведенные слова также принадлежат царю:
«Славу королям создают их министры».
«Наши монахи зажирели. Врата к небесам - вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином».
Как-то произнес тост: «Да здравствует тот, кто любит Бога, меня и Отечество».
Отзывы
П. Н. Милюков , историк и государственный деятель: «...Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы».
Н. А. Бердяев, философ : «Он... был большевик на троне».
Г. П. Федотов, философ : «Не будет преувеличением сказать, что весь духовный опыт децентрализации России, предпринятой Лениным, бледнеет перед делом.... . Далеко щенкам до льва».

Ответ:____________________

VI. Ему принадлежат слова: "Благосостояние государства не игранет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот - навыворот... Выбор исполнителей основан на фаворитизме... Хлебопашец обижен, торговля стиснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России...". В его правление к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан, герцогство Варшавское.

Осуществлял попытки проведения либеральных реформ. Им увлекались женщины . В отношениях с ними он был безупречным рыцарем.

Это о нем написал поэт:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда...

Оценки и мнения:

. Наполеон Бонапарт , император Франции: "Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают". Н.А. Бердяев, философ: "... был царь - интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и не сильный...". А.И. Герцен, писатель и философ называл... "коронованным Гамлетом".

Ответ:________________________________

VII. Не раз жалел что «родился великим князем ».
Владел французским, немецким, английским и польским языками.
Реформатор.
В семейной жизни неустойчив. Имел жену и восемь детей по - настоящему любил другую женщину, родившую от него трех детей. Через полтора месяца после смерти жены царь
обвенчался с княжной Е. Долгорукой .

Оценки и мнения:
А И. Герцен, писатель и философ: "Мы приветствуем его именем Освободителя».
Я. А. Кропоткин, теоретик анархизма: «Он не трус и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу...»
Маркиз де Кюстин, французский писатель: «Это в полном смысле государь... Он - прекраснейший образец государя, из всех когда-либо мною виденных».

Ответ:______________________

VIII . До 5 лет жил в женском тереме. К 10 годам хорошо знал чин богослужения, пел на клиросе. В 16 лет стал царем.
В его царствование произошло воссоединение Украины с Россией.
Однажды приказал не пускать в Россию послов О. Кромвеля, заявив: «Что когда они своему Королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то Царь Русский никакого сообщения с ними иметь не хочет» .
Как-то иностранный офицер на русской службе предложил ввести смертную казнь за бегство с поля боя; царь отказался от такого шага.

В его царствование произошли крупные восстания , которые были подавлены.
Любил потешиться соколиной охотой и купанием в проруби тех, не поспевал к царскому смотру.

Прожил 47 лет.

Оценки :

Н.И. Костомаров , . историк: «.... однажды собственноручно оттаскал за бороду своего тестя Милославского...».

С.М. Соловьев , историк: "любимым развлечением царя была соколиная охота".

В.О. Ключевский , историк: "В церкви он стоял иногда часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а иные дни и по полторы тысячи».
Т. Карлейлъ, английский историк: «Подданные... чтят его почти наравне с Богом».

Ответ:___________________________________

IX. На престол избран . По избранию гетман литовский сказал: "Ну, мы раздражили Москву; как бы она, поправившись, не заплатила нам и не забрала своего с лихвою".
Были примирены враждующие группировки, отражены интервенты, возвращены некоторые исконно русские земли, налажена в стране хозяйственная жизнь.
Введена новая государственная печать. В ней к титулу царя было добавлено слово: "самодержец", а над головами двуглавого орла появились короны.
Отменена смертная казнь (заливание в горло расплавленного металла) фальшивомонетчикам. Теперь таковым ставили на шее клеймо «вор» и заковывали в цепи.
Издан указ, запрещающий употребление табака. Основан г. Красноярск. За время правления русские земли выросли вдвое.
Композитор М. И. Глинка написал оперу, получившую название: "Жизнь за царя", посвященную описываемой личности.
Оценки:
С. М. Соловьев , историк: "...Личность царя... как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя произвела на народ самое выгодное дли верховной власти впечатление".
В. О. Ключевский , историк : "Сам по себе..... 16-летний мальчик, ничем не выдававшийся, мог иметь мало видов на престол, и, однако, на нем сошлись та кие враждебные друг другу силы, как дворянство и казачество".

Ответ:________________________

X . В 1787 г. Екатерина II пожелала осмотреть свои новые владения в Крыму и Новороссии. Она с удовольствием отмечала густую населённость только что покорённого края. Это путешествие императрицы стало моментом наивысшего торжества знатного вельможи.

1. Назовите имя и фамилию знаменитого вельможи.

2. Укажите, какое известное выражение используется в русском языке, обозначающее всякое стремление создать впечатление благополучия там, где его нет.

_____________________________________________________________________________

Ключи к олимпиадным заданиям:

Уровень А: I.В; II.Г; III.В; IV.В; V.А; VI.Б,Г,Ж,Е. VII.3. VIII. 4. IX. 2. X. 1.

Уровень В: I.-3; II.А-2,Б-1, В-4,Г-5. III. А-2; Б-3; В-4; Г-1. IV.-2. V. A-4; Б-3; В-2; Г-1. VI. Александр I; Александр III; Николай I.

VII.

VIII. 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-Г,А. IX. А-2; Б-3; В-4; Г-1. X. А-4; Б-2; В-1; Г-3.

Уровень С: I. Екатерина II. II. Елизавета Петровна. IIII. Николай I. IV. Павел I. V. Петр I. VI. Александр Первый . VII. Александр Второй . VIII . Алексей Михайлович . IX. Михаил Федорович. X. Потемкин Григорий Александрович; «Потемкинские деревни».


(1)Потовые поры человека выделяют за время его ночного сна до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и в тех случаях, когда мускулам приходится выполнять тяжёлую работу. (2)Тогда пот испаряется с кожи, испарение забирает у тела тепло, благодаря чему всё тело охлаждается. (3) (...) пот защищает нас от перегрева.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. За время ночного сна потовые поры человека выделяют до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и при выполнении тяжёлой работы.

2. Потовые поры выделяют за время ночного сна человека до полулитра пота, который защищает нас от перегрева.

3. Выделяясь особенно интенсивно в жару или во время тяжёлой работы, пот защищает человека от перегрева, испаряясь с кожи.

4. Особенно интенсивно человек потеет в жару или во время тяжёлой работы, но через некоторое время после этого тело его охлаждается.

5. Пот защищает организм человека от перегрева, поэтому люди часто потеют в жару или при выполнении тяжёлой работы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.

2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.

3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Продолжительное время. Выиграть время.

4. Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда.

5. Период, эпоха. Время года (весна, лето, осень, зима). Во времена Петра I. Суровое время.

6. Пора дня, года. Вечернее время. Дождливое время.

7. Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. Всему своё время. Время обедать.

8. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.

9. В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему времени.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть мозаИчный зАперта добелА сОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

2. ЛИЧНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

3. У меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу.

4. Он с ДЕЛОВИТЫМ видом принимал участие в обсуждении этой проблемы.

5. После шторма на море наступило СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ ДВУХСТАМ посетителям ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель пара ЧУЛОК

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.

2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.

4) Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.

7) В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.

8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

9) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сокр...щение прив...дение обн...жить (пороки) упр...щать заг...рающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

(не видно ни) ...ги, ...боку от...мённое (прилагательное), вз...мать пр...бежище, пр...успел

ад...ютант, с...естное вз...скал, супер...гра

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сит...чко продл...вать вермишел...вый рыж...ватый праздн...чный

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста..вший застел..шь обкле..нный задерж..шь меч..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.

2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.

4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.

2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3. Один прыжок и лев на спине буйвола

4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.

5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

На ранней заре (1) яблоневый сад (2) сквозь деревья (3) которого (4) блестит кое-где утреннее солнце (5) наполнен лиловым туманом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были

пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.