Тест по русскому языку на тему " Причастие" (7 класс). В каком причастии пишется буква Я

Вариант 1

1) вызванный, медленно 3) возбужденный, каменистый
2) отключили, свистящий 4) торгующий, одеты

1) увлечен 3) увековеченный
2) разбросанный 4) отдыхающий

3. От какого слова образовано причастие учитывающий?

1) учитываться 3) учитывать
2) учесть 4) учет

1) идущему - действительное причастие настоящего времени
2) проспавших - действительное причастие прошедшего времени
3) управляемый – страдательное причастие настоящего времени
4) убедившийся - страдательное причастие прошедшего времени

5. Какие морфологические признаки общие для причастий: рассказавший – рассказанный?

А) действительные 1) А, В, Д 2) Г, Д
Б) страдательные
В) возвратные 3) В, Д 4) Б, Г
Г) совершенного вида
Д) прошедшего времени


спать – спящий, спавший; поспать – поспавший?



3) от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего, прошедшего и будущего времени
4) от глаголов совершенного вида образуются причастия только прошедшего времени

1) избалова.ый, истиый 3) запуще.ый, вынесе.ы
2) краше.ый, оловя.ый 4) воспита.ый, серебря.ый

8. В каком случае не пишется раздельно?
1. Колонна двигалась мимо (не)паханых полей.
2. Ссора разгорелась из-за (не)отправленного мною письма.
3. Ее (не)тускнеющая красота и грация всегда поражали окружающих.
4. После долгих скитаний мальчики остановились возле (не)достроенного здания.

А) над темнеющм озером 1) А, В, Д
Б) засе.нное поле 2) Б, В
В) оконч.вший работу 3) Г, Д
Г) окле.нные обоями 4) Б, В, Г, Д
Д) свято оберега.мый

1) Научный проект одобрен комиссией.
2) Проект, связанный с изучением почв, открывал новые горизонты.
3) Открытые месторождения позволяли обеспечить потребности отечественной промышленности.
4) Методы, разработанные научным коллективом, используются в геологии до сих пор.

11. В каком предложении причастный оборот стоит после определяемого слова? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Поделенная пополам экватором Африка является одним из самых теплых континентов на Земле.
2) Леса в Африке постепенно сменяются саванной поросшей высокой травой.
3) Протянувшиеся вдоль экватора леса круглый год покрыты листвой.
4) В изобилующих ценной древесиной африканских лесах добывают железное дерево.

1) спеющие яблоки 3) запомнившийся надолго
2) сложенные стопкой книги 4) вспорхнувшая душа

1) Среди театральных постановок, вызвавших интерес зрителей, особо выделялся спектакль молодого режиссера.
2) В истории балета, насчитывающих не одно столетие, много ярких страниц.
3) Раньше в балетных постановках, длящихся более пяти часов, участвовали не только, но и певцы, и чтецы.
4) В балете, соединяющем музыку, танец, искусство декорации, обозначился новый этап развития искусства.


1) смогущий поступить в вуз 3) признаваемый всеми коллегами
2) учитывавший пожелания 4) стремящийся к высокому результату

ЧАСТЬ 2

(1)Одно из семи чудес света1 висячие сады, которые были сооружены в Вавилоне по повелению Навуходоносора на четырех этажах высокой башни. (2) Это был подарок царя любимой жене, мидийской царевне2 тосковавшей в жаркой, голой, безлесной Вавилонии3 по горным непролазным лесам своей родины. (3) Хозяйку удивительных садов звали вовсе не Семирамидой. (4) Просто людская молва приписала их легендарной ассирийской царице4 посмертно причисленной5 к богам.
(5) Подводное царство богато висячими садами. (6)______________, растущие в них деревья6 не столь живописны, как посаженные по велению царя Навуходоносора, но по-своему не менее красивы. (7) Подводные висячие сады возникли не по чьей-то прихоти и выполняют функцию единственной житницы океана, без которой жизнь здесь была бы невозможна. (8) В отличие от «архитектурных излишеств» Вавилона висячие сады Посейдона – это огромные поля-плантации, урожай с которых тщательно убирается, я бы сказал, утилизируется. (9) Именно эти плантации7 занимающие огромные площади8 обеспечивают пропитание для обитателей подводного царства.
(10) Как и на поверхности Земли, где основой производства продуктов являются зерновые, в океане есть свои «массовые культуры»9 на 90 – 95 процентов покрывающие10 потребности поданных Посейдона. (11) Это, несомненно, водоросли. (12) Они здесь основа органической жизни, а океан – родовая вотчина. (13) Из 1000 взятых в океане наугад растительных организмов 999 будут наверняка водорослями.
(По Б. Сергееву)

№ пропущенного знака
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10)

1) Почему Навуходоносор приказал возвести висячие сады?
2) Чем отличаются подводные висячие сады от садов Семирамиды?
3) Каково назначение висячих садов?
4) Сколько раз в году убирается урожай с подводных садов?

1) доказать, что подводные сады красивее висячих садов в Семирамиде
2) опровергнуть мнение, что сады в Вавилоне возвели в честь жены царя Навуходоносора
3) в доступной форме рассказать о подводной растительности
4) объяснить значение понятия «массовая культура»


1) вотчина – наследственное земельное владение
2) житница – хлеборобная, богатая урожаями область
3) подданные – разновидность глубоководных рыб
4) прихоть – капризное желание

19. Какими примерами из текста можно обосновать положение: « Автор текста использует слова в переносном значении, добиваясь живости и образности изложения»?
1) людская молва, подарок царя
2) выполняют функцию, я бы сказал
3) житница океана, подданные Посейдона
4) не менее красивы, на поверхности Земли

20. Каким способом образовано слово подарок (предложение 2)?

21. Из предложения 7 выпишите краткое прилагательное.

22. Из предложений 2 - 4 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

Ответ:______________________________________________________________________________
23. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 6?

1) Поэтому
2)Зато
3) К счастью
4) Правда

24. Среди предложений 6 – 9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

25. Среди предложений 1-4 найдите такое, в котором есть сказуемое, выраженное именем существительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________

Вариант 2

1. В каком ряду все слова – причастия?

1) понят, освещающий 3) мудрый, каменистый
2) ясный, продуманный 4) далекий, неповторимый

2. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?

1) сбежавший 3) раскрашен
2) наговорили 4) отрывающий

3. От какого слова образовано причастие уносивший?

1) унести 3) носить
2) уноситься 4) уносить

4. У какого слова НЕВЕРНО определены морфологические признаки?

1) заболевший - действительное причастие прошедшего времени
2) наполняемый - страдательное причастие настоящего времени
3) приветствующий – действительное причастие настоящего времени
4) принесший- страдательное причастие прошедшего времени

5. Какие морфологические признаки общие для причастий: сохранивший – пойманный?

А) действительные 1) А, В, Г 2) Б, Д
Б) возвратные
В) прошедшего времени 3) В, Г, Д 4) А, В, Б, Г
Г) совершенного вида
Д) мужского вида

6. Какой вывод можно сделать на основе анализа примеров:
ждать – ждущий, ждавший; потерпеть – потерпевший?

1) от переходных глаголов образуются все виды причастия
2) от глаголов совершенного вида образуются страдательные причастия
3) от глаголов совершенного вида образуются причастия только прошедшего времени
4) от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего, прошедшего и будущего времени

7. В каком ряду во всех словах пишется – нн-?

1) плете(н, нн)ый, выраще(н, нн)ый 3) ю(н, нн)ый, окруже(н, нн)ы
2) купле(н, нн)ый, подли(н, нн)ый 4) вяза(н, нн)ый, мужестве(н, нн)ый

8. В каком случае не пишется слитно?
1. Боксер, (не)умеющий думать, вряд ли добьется больших успехов.
2. В боксе (не)разрешены удары открытой перчаткой.
3. Порою (не)владеющие техникой спортсмены пытаются возместить этот недостаток активностью.
4. Некоторые боксеры покинули ринг (не)побежденными.

9. В каких словах на месте пропуска пишется е?

А) в густеющм мраке 1) А, В, Г
Б) отмет.вший 2) А, В
В) выращ.нный 3) Б, Г, Д
Г) состар..вшийся 4) А, Д
Д) знач.мый

10. В каком предложении причастие выступает в роли сказуемого?

1) Васнецов передал чарующую поэзию народного творчества.
2) Картины, созданные Васнецовым, погружают нас в атмосферу народной сказки.
3) На полотнах художника изображены богатыри.
4) Воспетые народом герои стали персонажами многих картин Васнецова.

11. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемого слова? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Португальцы решили добраться морским путем до Индии манившей европейцев своими сказочными сокровищами.
2) Испанцы решившие опередить португальцев сделали ставку на дерзкий замысел Колумба.
3) Легко маневрирующая каравелла могла идти курсом при любом направлении ветра.
4) Матросы измученные адской жарой поднимали бунты и требовали вернуться в родную гавань.

12. В каком примере используется метафора?

1) спешащие на работу 3) чувствующий красоту
2) окрыленный удачей 4) прилетевшая птица

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) На взлетной площадке стоит вереница машин, похожих на огромных стрекоз.
2) Вертолеты часто используются для спасения людей, оказавшихся в экстремальной ситуации.
3) Вертолетчики участвовали в укладке огромных стальных труб, предназначенные для нефтепроводов.
4) Набегающие потоки воздуха, раскручивающие винт, позволяют вертолету плавно спускаться на землю.

14. Укажите пример с ошибкой в образовании причастия.
1) рассматриваемые проблемы 3) приготовящий уроки
2) всех удививший 4) предлагаемые услуги

ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания к нему

(1)Многие туристы1 побывавшие в Болгарии2 рассказывают о национальных танцах 3исполняемых женщинами, мужчинами и детьми4 легко передвигающимися5 босыми ногами по раскаленным углям6 толстым слоем покрывающим площадь7 отведенную для выступления.
(2) Известная артистка Светлана Ким на своих концертах ступает босиком8 на лезвия остро заточенных сабель 9 обнаженными руками10 извлекает из пламени предметы.
(3) Еще более непонятной и пугающей представляется способность индийских йогов, казалось бы, совершенно останавливать свою жизнь, а затем возобновлять ее ход. (4) Эта способность йогов как бы на время умирать выработалась у живых организмов в процессе эволюции для выживания в неблагоприятных природных условиях. (5) Так,например, хомячки, сурки во время зимней спячки практически останавливают жизнедеятельность, температура тела при этом у них падает до 4 градусов, пульс и дыхание становятся редкими. (6)Йоги развивают эту способность, которой природа изначально наделила человека. (7) Но теперь она существует в скрытом виде,_________________ условия жизни не требуют от нас ее использования.
(8) С каждым годом появляется все больше сообщений о необыкновенных возможностях человека. (9) Некоторые публикуемые в газетах материалы кажутся фантастическими и явно выходят за рамки доступного нашему пониманию. (10) Конечно, не всегда и не всем публикациям нужно верить, но верит нужно в безграничные силы человека, его удивительные способности, до сего времени никем до конца не раскрытые.
(По Г. Костицкому и Н. Дьяконовой)

15. На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Заполните данную ниже таблицу, вставив нужный знак препинания в соответствующую ячейку.

№ пропущенного знака
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10)

16. На какой вопрос нет ответа в тексте?

1) Какие впечатления привозят туристы, побывавшие в Болгарии?
2) Что умеют делать индийские йоги?
3) Почему некоторые животные резко снижают свою активность?
4) Что употребляют в пищу йоги, чтобы войти в состояние мнимой смерти?

1) доказать, что у животных во время спячки понижается температура
2) опровергнуть мнение о том, что танец на углях – это всего лишь хитрый фокус
3) показать, что человек от природы обладает безграничными способностями
4) познакомиться с культурными традициями Болгарии

18. Значение какого слова определено НЕВЕРНО? В случае необходимости обращайтесь к словарю.
1) наделила – снабдила, дала
2) процесс – ход, развитие какого-либо явления
3) возобновлять – начать заново
4) раскаленным – разбитым, раскрошенным

19. Укажите правильное суждение о тексте.
1) автор использует общепринятую лексику, чтобы донести содержание текста до читателя
2) автор употребляет научные термины и понятия, сложные синтаксические конструкции, которые придают тексту строго научный характер
3) чтобы передать необыкновенную красоту в Болгарии, автор использует оригинальные сравнения, яркие эпитеты.
4) профессиональные слова, характерные для речи йогов, убеждают читателей в том, что автор хорошо разбирается в рассматриваемом вопросе

20. Каким способом образовано слово безграничные(предложение 10)?

21. Из предложения 1 выпишите действительное причастие прошедшего времени

Ответ:______________________________________________________________________________

22. Из предложений 2 - 3 выпишите относительное прилагательное.

Ответ:______________________________________________________________________________

23. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 7 ?

1) несмотря на это
2) поэтому
3) все же
4) так как

24. Среди предложений 2-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________________________________________-

25. Из предложения 9 выпишите прилагательное, выполняющее функцию дополнения

Ответ: _____________________

Ответы


задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

1
3
4
2
4
1
2
3
1
2
4
2
1
4
3
3
3
суфф
икс.
Невоз
можна
Причис
ленной
4
9
1

1 вариант
1 часть

№ пропущенного знака
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10)

Ответ
-
,

15.
2 вариант
1 часть

задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

ответ
1

3
4
4
3
3
2
4
2
3
3
2
3
3
4
3
4
1
Прист-суффикс.
Побывшие

Индий
ских
4
4
До
сту
пно
го

2 часть
№ пропущенного знака
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


  1. вызванный, медленно 3) освещаемый, камениста

  2. отключивший, копчёный 4) торгующий, одеты


  1. увлечён 2) разбросанный 3) увековеченный 4) отдыхающий

  1. учитывающий ?

  1. учитываться 2) учесть 3) учитывать 4) учёт

  1. У какого слова неверно

  1. идущему - действительное причастие настоящего времени

  2. проспавших - действительное причастие прошедшего времени

  3. управляемый – страдательное причастие настоящего времени

  4. убедившийся - страдательное причастие прошедшего времени

  1. От какого глагола нельзя образовать формы страдательных причастий?

  1. забросить 2) освещать 3) расфасовать 4) колебаться

  1. рассказавший – рассказанный ?

1) А, В, Д 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, Г


  1. Я ?

  1. расстрел..нный, дремл..щий. леле..вший, хвал..щий

  2. почу..вший, пил..щий, раска..вшийся, кле..щий

  3. ла..щий, прома..вшийся, стел..щийся, раскле.нный

  4. вид..щий, чу..щий, просе..нный, зате..вший

  1. На месте каких цифр пишется одна Н ?
Очище(1)ые, нареза(2)ые кубиками консервирова(3)ые ананасы уложите на серебря(4)ом блюдце. Возьмите банан, смеша(5)ый с мандаринами, которые привезе(6)ы из-за границы, и добавьте в салат реза(7)ую грушу. Все ассорти заправьте витаминизирова(8)ым йогуртом.

  1. 3, 4, 6, 7, 8 2) 3, 7, 8 3) 4, 6, 7 4) 1, 2, 3, 5, 8

  1. Какие причастия с НЕ пишутся раздельно ?
А) (не)прекращавшийся дождь Б) (не)скошена трава В) (не)скошенный луг Г) Ещё (не)освещенные солнцем Д) (не)прогнавший остатки тумана

1) Б, Г, Д 2) А, Б, В, Г, Д 3) Б, В, Г, Д 4) Б, Д


  1. сказуемого ?

  1. Научный проект одобрен комиссией.

  2. Проект, связанный с изучением почв, открывал новые горизонты в геологии.

  3. Открытые месторождения позволяли обеспечить потребности отечественной промышленности.

  4. Разработанные научным коллективом методы используются в геологии до сих пор.

  1. выделяется запятыми?

  1. Поделённая пополам экватором Африка является самым тёплым континентом на Земле.

  2. Леса в Африке постепенно сменяются саванной поросшей высокой травой.

  3. Протянувшиеся вдоль экватора леса круглый год покрыты листвой.

  4. В изобилующих ценной древесиной лесах добывают железное дерево.

  1. В каком примере используется метафора ?

  1. спеющие яблоки 3) запомнившийся надолго

  2. сложенные стопкой книги 4) вспорхнувшая душа


  1. Среди театральных постановок, вызывавших интерес зрителей, особо выделяется постановка молодого режиссёра.

  2. В истории балета, насчитывающим не одно столетие, много ярких страниц.

  3. Раньше в балетных постановках, длящихся более пяти часов, участвовали не только танцоры, но и певцы, и чтецы.

  4. В балете, соединяющем музыку, танец, искусство декорации, обозначился новый этап развития искусства.


  1. смогущий поступить в вуз 3) учитывавший пожелания

  2. признаваемый всеми коллегами 4) стремящийся к высокому результату
Часть 2

1. Одно из семи чудес света - висячие сады, которые сооружены в Вавилоне по повелению Навуходоносора на четырёх этажах высокой башни. 2. Это был подарок царя его любимой жене, мидийской царевне, тосковавшей в жаркой и безлесной Вавилонии по горным лесам своей родины. 3. Хозяйку удивительных садов звали вовсе не Семирамидой. 4. Просто людская молва приписала их легендарной ассирийской царице, посмертно причисленной к богам.

5. Подводное царство богато висячими садами. 6. _____, растущие в них деревья не столь живописны, как посаженные по повелению царя Навуходоносора, но по-своему не менее красивы. 7. Подводные висячие сады возникли не по чьей-то прихоти и выполняют функцию единственной житницы океана, без которой жизнь здесь была бы невозможна. 8. В отличие от «архитектурных излишеств» Вавилона висячие сады Посейдона – это огромные поля-плантации, урожай с которых тщательно убирается, я бы сказал, утилизируется. 9. Именно эти плантации, занимающие огромные площади, обеспечивают пропитание для обитателей подводного царства.

10. Как и на поверхности Земли, где основой производства продуктов являются зерновые, в океане есть свои «массовые культуры», на 90-95 процентов покрывающие потребности подданных Посейдона. 11. Это, несомненной, водоросли. 12. Они здесь основа органической жизни, а океан – родовая вотчина. 13. Из тысячи взятых в океане наугад растительных организмов 999 будут наверняка водорослями.

(По Б.Сергееву)


  1. На какой вопрос нет ответа в тексте?

  1. Почему Навуходоносор приказал возвести висячие сады?

  2. Чем отличаются подводные висячие сады от садов Семирамиды?

  3. Каково назначение подводных висячих садов?

  4. Сколько раз в году убирается урожай с подводных садов?

  1. Какую цель

  1. Доказать, что подводные сады красивее висячих садов Семирамиды.

  2. Опровергнуть мнение, что сады в Вавилоне возвели в честь жены царя Навуходоносора.

  3. В доступной форме рассказать о подводной растительности.

  4. Объяснить значение понятия «массовая культура».

  1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 6?

  1. Поэтому 2) Зато 3) К счастью 4) Правда

  1. неверно ?

  1. Вотчина – наследственное земельное владение.

  2. Житница – хлебородная, богатая урожаями область.

  3. Подданные – разновидность глубоководных рыб.

  4. Прихоть – капризное желание.

  1. Какими словами из текста можно обосновать положение: «Автор текста использует слова в переносном значении, добиваясь живости и образности изложения» ?

  1. людская молва, подарок царя 3) житница океана, подданные Посейдона

  2. выполняют функцию, я бы сказал 4) не менее красивы, на поверхности Земли

  1. Каким способом образовано слово заинтересовавший?

  2. Из предложения 7 выпишите краткое прилагательное.

  3. Из предложений 2-4 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

  4. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

  5. Укажите, каким членом предложения является слово богато в предложении 5.

  6. Среди предложений 8-12 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
Контрольная работа по теме «Причастие»

Вариант 2

Часть 1


  1. В каком ряду все слова – причастия?

  1. понят, освещающий 3) увидевший, отсталый

  2. зловещий, продуманный 4) неповторимый, лучистый

  1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?

  1. сбежавший 2) настоянный 3) раскрашен 4) отрывающий

  1. От какого слова образовано причастие уносивший ?

  1. унести 2) уноситься 3) носить 4) уносить

  1. У какого слова неверно определены морфологические признаки?

  1. заболевший - действительное причастие прошедшего времени

  2. наполняемый - страдательное причастие настоящего времени

  3. приветствующий – действительное причастие настоящего времени

  4. принесший - страдательное причастие прошедшего времени

  1. От какого глагола нельзя образовать формы причастий настоящего?

  1. оснастить 2) обещать 3) разыгрывать 4) маяться

  1. Какие морфологические признаки являются общими для причастий: сохранивший - пойманный ?
А) действительные Б) страдательные В) совершенного вида

Г) прошедшего времени Д) возвратные

1) А, В, Д 2) А, Г 3) Б, Г 4) В, Г


  1. В какой строке все слова пишутся с буквой Е ?

  1. ненавид..вший, рассе..нный, стро..вший, почу..вший

  2. увид..вший, завис..вший, постро..нный, закле..нный

  3. завис..мый, разве..вший, объезд..вший, посе..нный

  4. нахмур..нный, отча..вшийся, зате..вший, заморож..нный

  1. На месте каких цифр пишется одна Н ?
Бисквитный пласт, разреза(1)ый на две части, разложить на две стекля(2)ые тарелки. Части, которые пропита(3)ы сиропом и прослое(4)ы кремом, соединить. Сверху и с боков, смаза(5)ых кремом и обсыпа(6)ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт украсить конфетами, масля(7)ым кремом и оформить в виде плете(8)ой корзинки.

  1. 1, 2, 5, 6 2) 3, 4, 7, 8 3) 7, 8 4) 2, 7, 8

  1. Какие причастия с НЕ пишутся раздельно ?
А) (Не)выносимая духота Б) (Не)закрытая дверь В) (Не)замечена ошибка

Г) Отнюдь (не)решенная Д) Поручение (не)выполнено

1) А, Б, В 2) А, Б 3) Б, В, Г 4) В, Г, Д


  1. В каком предложении причастие выступает в роли сказуемого ?

  1. Васнецов передал чарующую поэзию народного творчества.

  2. Картины, созданные Васнецовым, погружают нас в атмосферу народной сказки.

  3. На полотнах художника изображены богатыри.

  4. Воспетые народом герои стали персонажами многих картин Васнецова.

  1. В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми?

  1. Португальцы решили добраться морским путём до Индии манившей европейцев своими сказочными сокровищами.

  2. Испанцы решившие опередить португальцев сделали ставку на дерзкий замысел Колумба.

  3. Легко маневрирующая каравелла могла идти курсом при любом направлении ветра.

  4. Матросы измученные адской жарой поднимали бунты и требовали вернуться в родную гавань.

  1. В каком примере используется метафора ?

  1. спешащие на работу 3) чувствующий красоту

  2. окрылённый удачей 4) прилетевшая птица

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. На взлётной площадке стоит вереница машин, похожих на огромных стрекоз.

  2. Вертолёты часто используются для спасения людей, оказавшихся в экстремальной ситуации.

  3. Вертолётчики участвовали в укладке стальных труб, предназначенные для нефтепроводов.

  4. Набегающие потоки воздуха, раскручивающие винт, позволяют вертолёту плавно опуститься.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании причастия.

  1. рассматриваемые проблемы 3) приготовляющий

  2. всех удививший 4) предлагаемые услуги
Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1. Многие туристы, побывавшие в Болгарии, рассказывают о национальных танцах, исполняемых женщинами, мужчинами и детьми, легко передвигающимися босыми ногами по раскалённым углям, толстым слоем покрывающим площадь, отведённую для выступления.

2. Известная артистка Светлана Тим на своих концертах ступает босиком на лезвия остро заточенных сабель, обнажёнными руками извлекает из пламени предметы.

3. Ещё более непонятной и пугающей представляется способность индийских йогов, казалось бы, совершенно останавливать свою жизнь, а затем возобновлять её ход. 4. Эта способность йогов как бы на время умирать выработалась у живых организмов в процессе эволюции для выживания в неблагоприятных природных условиях. 5. Так, например, хомячки, сурки во время зимней спячки практически останавливают жизнедеятельность, температура тела при этом у них падает до 4, пульс и дыхание становятся редкими. 6. Йоги развивают эту способность, которой природа изначально наделила человека. 7. Но теперь она существует в скрытом виде, _____ условия жизни не требуют от нас её использования.

8. С каждым годом появляется всё больше сообщений о необыкновенных способностях человека. 9. Некоторые публикуемые в газетах материалы кажутся фантастическими и явно выходят за рамки доступного нашему пониманию. 10. Конечно, не всегда и не всем публикациям нужно верить, но верить нужно в безграничные силы человека, его удивительные, до сего времени никем до конца не раскрытые.

(По Г.Косицкому и Н.Дьяконовой)


  1. На какой вопрос нет ответа в тексте?

  1. Какие яркие впечатления привозят туристы, побывавшие в Болгарии?

  2. Что умеют делать индийские йоги?

  3. Почему некоторые животные резко снижают свою активность?

  4. Что употребляют в пищу йоги, чтобы войти в состояние мнимой смерти?

  1. Какую цель ставит перед собой автор текста?

  1. Доказать, что у животных во время спячки понижается температура.

  2. Опровергнуть мнение, что танец на углях – это всего лишь хитрый фокус.

  3. Показать, что человек от природы обладает безграничными способностями.

  4. Познакомить с культурными традициями Болгарии.

  1. Какое слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 7?

  1. несмотря на это 2) поэтому 3) всё же 4) так как

  1. Значение какого слова определено неверно ?

  1. Наделила – снабдила, дала. 3) Процесс – ход, развитие какого-либо явления.

  2. Возобновлять – начать заново. 4) Раскалённым – разбитым, раскрошенным.

  1. Укажите правильное суждение о тексте.

  1. Автор использует общеупотребительную лексику, чтобы донести содержание текста до читателя.

  2. Автор употребляет научные термины, сложные синтаксические конструкции, которые придают тексту строго научный характер.

  3. Чтобы передать, необыкновенную красоту природы Болгарии, автор использует оригинальные сравнения, яркие эпитеты.

  4. Профессиональные слова, характерные для речи йогов, убеждают читателей в том, что автор хорошо разбирается в рассматриваемом вопросе.

  1. Каким способом образовано слово заасфальтированный?

  2. Из предложений 2-3 выпишите относительное прилагательное.

  3. Из предложения 1 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

  4. Среди предложений 2-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

  5. Укажите, каким членом предложения является слово доступного в предложении 9.

  6. Среди предложений 6-10 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложени

№ заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

23

21

24

22

25

Тест по теме «Причастие»

1 вариант

    Причастный оборот всегда выделяется запятыми.

    Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.

    От каждого глагола можно образовать все известные формы причастий.

    Причастия не имеют краткой формы.

    Сколько причастий употреблено в предложении ?

На берег был вытащен серый от старости, рассохшийся челн.

    1 B. 2 C. 3 D. 4

    перевезенный С. окутанный

    почерневший D. оказавшийся

    Укажите ряд, в котором все причастия совершенного вида:

    Задерживаемый, нагруженный, дышащий, жалеющий.

    Упавший, записанный, открытый, сохранившийся.

    Поднимающийся, смешанный, заброшенный, искрящийся.

    Оставшийся, освобожденный, оттаявший, возвышающийся.

Путникам открылось море, усеянное блестящими искрами огней.

    поднЯтый С. созданА

    создАн D. нАчавший

    исчезающий вид С. ожившие цветы

    ненавидящий ложь D. тлеющий костер

    Укажите ряд, во всех словах которого пропущена одна и та же буква .

    Тающ..м снегом, показавш..мся из-за туч солнцем, за движущ..мся предметом.

    Распустивш..еся ландыши, о смеющ..мся ребенке, в темнеющ..м лесу.

    С сильно бьющ..мся сердцем, в проснувш..мся лесу, трепещущ..м румянцем.

    К смиривш..йся реке, шел скользящ..м шагом, о захватывающ..м приключении.

    Муч..мый, вообража..мый

    Незабыва..мый, невид..мый

    Преследу..мый, обрабатыва..мый

    Независ..мый, неисчерпа..мый

    Та..щий С. Кол..щий

    Гон..щийся D. Беле..щий

    Подстрел..нный охотником

    Засе..нное поле

    Развеш..нные картины

    Потер..нное время

    Поджаре..ый лук, ответы продума..ы, стриже..ые волосы, общепризна..ое превосходство.

    Обдума..ый ответ, ране..ый в плечо, спиле..ое дерево, погруже..ый во тьму.

    Обсыпа..ые ягодами, варе..ые грибы, работа выполне..а, нескоше..ая трава.

    Краше..ая скамейка, копче..ая рыба, стира..ое белье, штопа..ая одежда.

Церковь Василия Блаженного увенча(1)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранё(2)ую пробку стари(3)ого графина .

    1,2 B. 2, 3 C. 1, 2, 3 D. 3

    (Не) распечатанное отцом письмо

    Еще (не) погасший костер

    Сочинение (не) написано

    На (не) просохшей дороге

    (Не) продуманный план, (не) замерзшая река, (не) застегнутые пуговицы.

    Книги (не) сложены, (не) решенная задача, никем (не) записанная мысль.

    (Не) отпечатанные снимки, карандаш (не) поточен, (не) подготовленный вовремя урок.

    Примеры (не) приведены, (не) пересекающиеся линии, (не) кипяченая вода.

2 вариант

    Какое утверждение является верным?

    В предложении причастия выступают только в роли определений.

    В причастный оборот входит определяемое им существительное.

    Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего, прошедшего и будущего времени.

    Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

    Сколько причастий употреблено в предложении?

Густые волосы прекрасного пепельного цвета расходились двумя тщательно причесанными полукругами из-под узкой алой повязки, надвинутой почти на самый лоб.

    1 B. 2 C. 3 D. 4

    Какая характеристика выделенного слова является верной?

Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливой ласкою.

    Действительное причастие настоящего времени.

    Действительное причастие прошедшего времени.

    Страдательное причастие настоящего времени.

    Страдательное причастие прошедшего времени.

    Укажите ряд, в котором все причастия несовершенного вида:

    Улыбающийся, горящий, читаемый, бегущий.

    Решившийся, порванный, льющийся, затеянный.

    Гуляющий, вывезенный, смирившийся, трепещущий.

    Закричавший, переехавший, надоевший, остриженный.

    неутихающий С. разорванный

    срубленный D. сохранившийся

    В каком причастии верно обозначен ударный звук?

    начатА С. прИбывший

    взЯта D. пОнявший

    В каком словосочетании неверно выделено главное слово?

    рокочущая вдали С. грохочущей повозкой

    тяжело дышащий . D. потерянный в лесу

    Укажите ряд, во всех словах которого пропущена одна и та же буква.

    С развевающ..мся знаменем, к распустивш..йся сирени, к улыбающ..муся сынишке.

    В разгорающ..мся пламени, о приснивш..йся истории, под намокш..м деревом.

    В бушующ..м океане; о льющ..мся летнем дожде; об оставш..мся времени.

    С непрекращающ..йся болью, с замирающ..м сердцем, о сверкающ..й молнии.

    В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?

    Преодолева..мый, завис..мый

    Необита..мый, вид..мый

    Слыш..мый, сопровожда..мый

    Освеща..мый, уважа..мый

    В каком причастии пишется буква Я?

    Бор..щийся

  1. Беспоко..щийся

    Стел..щийся

    В каком причастии пишется буква Е?

    Выкач..нная из подвала бочка

    Выкач..нная из бака нефть

    Замеш..нный в преступлении

    Выслуш..нные замечания

    Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НН:

    Краше..ые краской, вяза..ая спицами, жаре..ый картофель, письмо отправле..о.

    Слома..ая игрушка, ране..ый пулей, украше..ый цветами, плете..ая из веток.

    Суше..ые грибы, суше..ые на солнце, сожже..ое письмо, заряже..ая винтовка.

    Увиде..ый впервые, некоше..ая трава, просея..ая мука, уже ноше..ая вещь.

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Белые грибы, собра(1)ые в листве(2)ых лесах Подмосковья, вкусны не только в супе, но и в туше(3)ом виде, а особенно – жаре(4)ые на подсолнечном масле с луком.

    1, 2 B. 1, 2, 4 C. 2,3 D. 2, 4

    Укажите слово (слова), с которыми НЕ пишется слитно:

    На (не) расчищенной земле

    Занятия (не) окончены

    (Не) крашеные полы

    (Не) прекращающийся ни на минуту дождь

    Укажите, в каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно:

    В (не) досягаемой глубине, (не) сокрушимая сила, (не) выглаженное вчера белье.

    (Не) высказанный упрек, вещи (не) убраны, никем (не) убранное поле.

    (Не) расчищенные дорожки, (не) оконченная повесть, (не) скошенный луг.

    (Не) распустившийся от холода цветок, задача (не) решена, (не) закрытое окно.

Причастие.

В – I.

1)любящий, любимый, любивший

2)белеющий, белевший, белый

4)зеленевший, зеленее, зеленеющий

1)Мы знали, что Петька принес всего двух худых карасей, но молчали.

2)С этим Петькой у нас были счеты, и он нас обходил всегда стороной.

3)За это Петьку, по рыбным законам, полагалось вздуть, но мы простили.

4)Когда мы выбрались в давно некошеные луга, бабы стихли.

1)упакованная сумка, сообщивший новость

2)рисующий ребенок, обиженный друг

3)моющая жидкость, пишущая машинка

4)оправленная посылка, необдуманный поступок

1)измеряемый, измеренный

1)обсужда..мый, вид..мый

2)независ..мый, уважа..мый

3)описыва..мый, отбрасыва..мый

4)гон..мый, дел..мый

1) зате..вший, прикле..вший

2) позвол..вший, покрас..вший

3)вылет..вший, повес..вший

4) выпуст..вший, обид..вший

Вале(1)ая рыба, коше(2) луг, кипяче(3)ое для бабушки молоко, закопче(4)ый котелок

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)2,4 4)3,4

Погаше(1)ый свет, краше(2)ая решетка, замороже(3)ый лед, задание выполне(4)

1)2,4 2)2,3,4 3)1,2,3,4 4)1,3,4

А9. В каком ряду причастие пишется с НЕ слитно?

1)(не)запертая входная дверь

2)вовсе (не)запертая дверь

3)(не)запертая на замок дверь

4)еще (не)запертая дверь

А10. В каком ряду причастие пишется с НЕ раздельно?

1)(не)разрушенный старый шалаш

2)(не)разрушенный шалаш

3)(не)разрушенный, а сохранившийся шалаш

4) (не)разрушенный шалаш из ветвей и соломы

(1)С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. (2)Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. (3)Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на зеленой поляне, донес брызги теплого дождя. (4)Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. (5)Это было Михайловское.

(По К.Г. Паустовскому)

В1. Из предложений 1-2 выпишите страдательное причастие.

В2. Из 3 предложения выпишите причастия.

В3. Среди предложений 1-5 выпишите номера предложений, в которых есть причастный оборот.

В4.Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение. Укажите его номер.

В5. Из предложений 1-2 выпишите действительное причастие.

Причастие.

В – II .

А1.В каком ряду все слова являются причастиями?

1)невидимый, невидящий, невидиевший

2)краснеющий, красневший, красный

3)мороженый, морозивший, морозно

4)думающий, думавший, думать

А2.Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.

1)Мама разложила на столе ароматно дымящуюся картошку

2)На еловой ветке сидят снегири, белки с красивым пышным хвостом

3)Ещё в детстве я полюбил высокие липы, которые окружали наш сад.

4) Мы знали, что Петька принес всего двух худых карасей, но молчали.

А3.В каком ряду во всех словосочетаниях – действительные причастия?

1)измеряемый, измеренный

2)рассказывающий, рассказанный

4)ликвидирующий, ликвидировавший

А4. В каком ряду во всех словосочетаниях – страдательные причастия?

1)читаемый, прочитанный

2)любящий, влюбленный

3)окружавший, окруженный

4)представляющий, представленный

А5.В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется Е?

1)рису..мый, вид..мый

2)намеча..мый, управля..мый

3)слыш..мый, уважа..мый

4)передава..мый, гон..мый

А6. В каком ряду в суффиксах всех причастий пишется И?

1)завис..вший, слыш..вший

2)засе..вший, вид..вший

3)крас..вший, обнаж..вшийся

4) разве..вший, раста..вший

А7.На месте какой(-их) цифры (цифр) в словах пишется НН?

Письмо написа(1), поглаже(2)ое белье, варе(3)ое в котле мясо, груже(4)ая баржа

1)1,2,3,4 2)2,3 3)2,3,4 4)1,3,4

А8. На месте какой(-их) цифры (цифр) в словах пишется Н?

Краше(1)ая лавка, связа(2)ый свитер, задание выполне(3)о, варе(4)ый в мундире картофель

1)2,3,4 2)1,3 3)1,4 4)2,4

А9. В каком ряду причастие пишется с НЕ раздельно?

1)(не)накрытый стол

2) (не)накрытый письменный стол

3) (не)накрытый мамой стол

4) (не)накрытый стол к обеду

А10. В каком ряду причастие пишется с НЕ слитно?

1) работа (не)сделана

2) (не)сделанная работа

3)(не)сделанная вовремя работа

4) (не)сделанная, а забытая работа

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5.

(1) Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. (2)В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпаны лесные дорожки.(3)Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. (4)В воздухе, напоенном ароматом увядающей травы, плывет серебристо-сизая паутина. (5) Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист – все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.

(По В.Солдатову)

В1. Из предложения 2 выпишите действительное причастие.

В2. Из 4 предложения выпишите причастия.

В3. Среди предложений 1-4 выпишите номера предложений, в которых есть причастный оборот.

В4.Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение. Укажите его номер.

В5. Из предложения 4 выпишите страдательное причастие.

Ключ к проверочной работе.

В-I .

В-II .

А1. 1

А1. 1

А2. 4

А2. 1

А3. 3

А3. 4

А4. 1

А4. 1

А5. 3

А5. 2

А6. 2

А6. 3

А7. 4

А7. 2

А8. 1

А8. 2

А9. 1

А9. 3

А10. 3

А10. 2

В1.окруженный

В1. опавшей

В2. рокочущие, неослабевающие, прошумевший

В2. напоённом, увядающей

В3. 2,3,4

В3. 2,4

В4. 3

В4. 2

В5.приближающуюся

В5. напоенном