Перспективы развития современной цивилизации - научная конференция, симпозиум, конгресс на проекте sworld - апробация, сборник научных трудов и монография - россия, украина, казахстан, снг. Теоретики либерализма о положении и перспективах дворянства и кре

Состав Временного правительства определился к вечеру 2 мар­та. В него вошли: министр-председатель князь Г. Е. Львов, каде­ты П. Н. Милюков, А. А. Мануйлов, Н. В. Некрасов, октябрис­ты А. И. Гучков и И. В. Годнев, другие буржуазные политики. Единственным социалистом там был А. Ф. Керенский.

Во отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабри­ку, ряд кинотеатров. Среди первых художественных лент были ʼʼПи­ковая дамаʼʼ и ʼʼОтец Сергийʼʼ режиссера Я. А. Протазанова.

Русская архитектура в начале XX в. переживает послед­ний - короткий, но яркий - период своего расцвета͵ свя­занный с появлением стиля модерн. Его создатели стреми­лись максимально учесть те возможности, которые пре­доставляют новые строительные конструкции и материалы (бетон, сталь, стекло), и в то же время эстетически осмыс­лить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания превра­щались в настоящие произведения искусства. К ним по пра­ву можно отнести здания Азовско-Донского банка в Петер­бурге (архитектор Ф. И. Лидваль), Казанского вокзала в Москве (А. В. Щусев) и серию зданий в Москве признанно­го мэтра модерна Ф. О. Шехтеля: Ярославского вокзала, особняка Рябушинского и др.
Размещено на реф.рф
Помимо архитектуры, модерн получил распространение в декоративно-прикладном искус­стве (оформление интерьеров, мебель, светильники, мелкая пластика, посуда и др.). Здесь особенно стильно смотрелись такие присущие модерну черты, как декоративные гибкие текучие линии и стилизованный растительный узор.

В целом русская культура конца XIX - начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой про­слеживалось во многих ее произведениях.

□ 1. В каких учебных заведениях России хотели бы вы получить среднее и высшее образование? Почему? 2. Как политические изменения в России способство­вали развитию средств массовой информации и книго­печатания? 3. Привлекая знания по всœеобщей истории, определите, в чем заключался вклад российских ученых в мировую науку. 4. Самостоятельно выделив критерии, сравните два направления в литературе и искусстве в начале XX в. (реализм и модернизм). Используйте знания, полученные при изучении курса МХК. 5. Рассмотрите репродукции картин М. Добу- жинского, В. Серова, А. Лентулова, К. Петрова-Вод- кина на цветной вклейке. К какому художественному направлению отнесете вы эти произведения? Какие со­бытия или процессы начала XX в. помогают яснее по­нять замысел каждого художника? 6. Охарактеризуй­те ваше любимое произведение архитектуры или живописи начала XX в.

Вопросы к разделу 1

1. Подведите итоги развития промышленности и сельского хозяйства России к 1913 ᴦ. Предложите свои способы решения проблем (разрешения проти­воречий). Систематизируйте свои рассуждения в форме таблицы ʼʼМодернизация в России в начале XX в.ʼʼ:

2. Каковы были перспективы существования и раз­вития дворянства, буржуазии, крестьянства, проле­тариата в условиях модернизирующейся России?

3. Подтвердите фактами или опровергните харак­ теристику внутренней политики Николая II как политики лавирования. 4. Изобразите графически развитие революционного движения в России в 1900-1917 гᴦ. 5. Проанализируйте роль политичес­ких партий в истории России первых десятилетий XX в. 6. Какие политические деятели оказали, по вашему мнению, наибольшее влияние на историчес­кий процесс в первые десятилетия XX в. в России? 7. Согласны ли вы с приведенными высказыва­ниями: ʼʼРеволюция - столь же мало удовлетвори­тельный способ разрешать человеческие споры, как и войнаʼʼ (JI. Андреев); ʼʼСлабость верховной влас­ти - самое страшное из народных бедствийʼʼ (Напо­леон); ʼʼДа разве в России можно без принуждения, и строгого даже, что бы то ни было сделать и утвер­дить?ʼʼ (К. Леонтьев); ʼʼСамодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать тре­бованиям народа где-нибудь в Центральной Африке, отделœенной от всœего мира, но не требованиям русско­го народа, который всœе более и более просвещается общим всœему миру просвещениемʼʼ (Л. Толстой)? На­пишите эссе на одну из тем, используя материал, изученный в разделœе 1.

Великая российская революция. Советская эпоха

Тема ______________________________________________

Россия в революционном вихре 1917 ᴦ.

Общая проблема. Почему революция 1917 ᴦ. принœесла победу большевикам?

По пути демократии

Проблема. В чем сила и слабость российской демократии после Февраля 1917 ᴦ.?

Вспомните значение понятий: амнистия, Временное прави­тельство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депута­тов, двоевластие, коалиционное правительство. Ответьте на вопросы. 1. Каковы причины революционного взрыва в России в начале 1917 ᴦ.? 2. Какие проблемы пред­стояло решить в революционной России?

Начало революции. Всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в столице России - Петрограде. 23 февраля 1917 ᴦ. на заводах была объявлена общегородская забастовка, вскоре охва­тившая более 80% петроградских рабочих. Невский про­спект заполнили небывалые по массовости демонстра­ции. Οʜᴎ проходили под красными флагами и лозунгом ʼʼДолой царя!ʼʼ. Все попытки властей навести порядок не дали результата. 27 февраля солдаты запасных полков, расквартированных в столице, стали переходить на сто­рону революции. Немногочисленные защитники старого строя были вынуждены сложить оружие.

Февральские события носили стихийный характер.
Размещено на реф.рф
При этом в ходе их возникли новые органы власти, кото­рым предстояло переустраивать Россию. Утром 27 февра-


Очередь в Петрограде. Осень 1916 ᴦ.

ля создается Временный комитет Государственной думы. Свою первоочередную задачу Комитет видел в том, что­бы наладить контакты с правительственными учрежде­ниями и нормализовать обстановку в столице. При этом члены Комитета отнюдь не претендовали на то, чтобы взять всю полноту власти в свои руки. Напротив, такая возможность, скорее, пугала их. Οʜᴎ надеялись, что су­меют наконец-то заставить царя пойти на уступки, скло­нив его к сотрудничеству и образованию Кабинœета мини­стров, ответственного перед Думой.

При этом Комитет, опиравшийся в основном на либе­ральные слои общества, не обладал реальной силой для осуществления своих замыслов. Это стало очевидным на фоне активной деятельности другого органа, созданного революцией и сразу получившего массовую поддерж­ку, - Петроградского Совета рабочих депутатов, из­бранных от заводов и фабрик. Его первое заседание со­стоялось вечером 27 февраля, а 1 марта он пополнился представителями от столичного гарнизона. При выборах в Петроградский Совет (а затем и в других возникших по всœей России Советах рабочих и солдатских депутатов) прочное большинство оказалось у умеренных социалис­тов - эсеров и меньшевиков.

I

У меренные социалисты сразу выдвинули идею ʼʼгражданско­

го мираʼʼ, консолидации ʼʼвсœех классов и элементов народаʼʼ, ʼʼокончательного упрочения политической свободы и народного управления в Россииʼʼ. И трудовые массы отдали свои симпатии им, а не большевикам с их пугающим мирных обывателœей при­зывом продолжать борьбу вплоть до образования в стране ʼʼВре­менного революционного правительстваʼʼ и перенесения этой борьбы на международную арену - в союзе с ʼʼпролетариатом воюющих странʼʼ против ʼʼугнетателœей и поработителœей, против царских правительств и капиталистических кликʼʼ (Манифест ЦК РСДРП(б) от 27 февраля 1917 ᴦ.).

Эсеро-меныиевистские лидеры Советов считали, что начавшаяся революция является буржуазной и возглав­лять ее должна буржуазия. Исходя из этого, они развер­нули свою деятельность по двум направлениям:

Были заблокированы попытки либеральных поли­тиков сохранить монархию, придав ей конституционные формы. Николай II, испытывая сильное давление со сто­роны революционного Петрограда и командования ар­мии, 2 марта отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Но и Михаил, оценив настроение народных масс, 3 марта отказался принять царскую корону;

Одновременно исполком Петроградского Совета во главе с его председателœем меньшевиком Н. С. Чхеидзе вступил в переговоры с комитетом Думы, предложив ему образовать Временное правительство.

Вместе с тем лидеры Петроградского Совета вовсœе не желали полностью устраниться от реального влияния на события, обретенного ими в дни революции. По их убеж­дениям, задачей социалистических Советов должен стать контроль за деятельностью Временного правительства и оказание на него давления в случае отклонения от демо­кратического курса. Еще 1 марта был сделан шаг, при­званный в решающей степени обеспечить условия тако­го контроля: Петросовет издал приказ № 1 по столич­ному гарнизону, тут же получивший распространение в армии. Он ограничивал единоначалие офицеров, предпи­сывал создать в воинских частях выборные солдатские комитеты, подчинœенные Советам, запрещал исполнять приказы, противоречащие их распоряжениям. Армия фактически переходила под контроль Советов.

В сложившейся ситуации официальному Временному правительству приходилось согласовывать каждое свое действие с Петроградским Советом. После падения само­державия в России установилось двоевластие.

Политические партии о настоящем и будущем России. Известный поэт В. Я. Брюсов так передал охватившие его чувства в первые дни революции:

Воплощены сны вековые Всех лучших, всœех живых сердец: Преображенная Россия Свободной стала наконец!

И эти эмоциональные слова поэта были созвучны на­строениям десятков миллионов россиян. Рухнул царизм. Россия стала самой свободной из всœех воевавших держав. Народ ликовал. Многие считали, что жертвы, пролитая кровь, страдания остались позади. Вся страна бурно ми­тинговала, словно торопясь наверстать упущенное за дол­гие века вынужденного молчания. Митинги проходили по всœей России в городах и селах, на фабриках и заво­дах, в казармах и концертных залах. Газеты были пол­ны сообщений о созыве собраний, неискушенные в поли­тике и общественной деятельности люди сплачивались по партиям.

Февральские события привели к заметной перегруппи­ровке политических сил. Крайне правые - черносо- тенно-монархические объединœения (Союз русского наро­да, Союз Михаила Архангела и др.) - были сметены революцией, их активисты на время ушли в тень, зата­ились. Острый кризис переживали праволиберальные партии октябристов и прогрессистов, тесно связанные с прежним режимом.

Крупнейшая буржуазно-центрист­ская партия кадетов (до 70 тыс. человек) превратилась из оппозици­онной в правящую: ее лидеры заня­ли во Временном правительстве ключевые позиции и стали опреде­лять его политику. Прошедший в марте 1917 ᴦ. съезд партии отказал­ся от требований конституционной монархии и провозгласил, что ʼʼРос­сия должна быть демократической и парламентарной республикойʼʼ. Важ­нейшими задачами партии объявля­лись: обеспечение единовластия Вре­менного правительства и создание условий для продолжения войны ʼʼдо полной и оконча­тельной победы над врагомʼʼ.

После Февраля 1917 ᴦ. резко возросли численность и влияние умеренных социалистических партий - эсеров и меньшевиков. Οʜᴎ преобладали в Советах, профсоюзах и других массовых общественных организациях. Партия эсеров насчитывала тогда 800 тыс. человек, партия мень­шевиков - 200 тыс. человек.

Умеренные социалисты, как мы знаем, поспешили за­явить о поддержке Временного правительства. Была вы­ражена и готовность к сотрудничеству с буржуазными партиями. В стремлении избежать конфликтов с ними эсеры и меньшевики отложили выполнение своих про­граммных требований кардинальных реформ в области национально-государственного строительства России, аг­рарных отношений (включая ликвидацию помещичьего землевладения), рабочего законодательства до созыва Уч­редительного собрания. Во внешней политике социа­листы отстаивали принцип ʼʼреволюционного оборон­честваʼʼ, т. е. продолжения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод.

Левый фланг политического спектра включал разные группы российского анархизма (они призывали немед­ленно с помощью оружия свергнуть Временное прави­тельство и устроить ʼʼбезвластное обществоʼʼ) и осте­регавшуюся крайнего анархо-радикализма партию боль­шевиков. Она вышла из подполья ослабленной и малочисленной (около 24 тыс. человек). Объявив себя оп­позиционной, она выступала за завершение буржуазно- демократической революции и создание революционного правительства, выражающего интересы рабочих и всœего крестьянства, и одновременно проявляла готовность к ʼʼусловной поддержкеʼʼ Временного правительства.

Политическая лихорадка, охватившая центральные районы России, не могла обойти национальные окраины (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия), где возникало множество либерально-буржуазных и социали­стических партий регионального уровня. Пока их главным лозунгом было требование автономии в составе России.

Первые действия Временного правительства. Прави­тельство провозгласило курс на широкую демократиза­цию страны и подготовку всœеобщих выборов в Учреди­тельное собрание. Была отменена смертная казнь, упразднена каторга и ссылка, объявлена амнистия ʼʼвсœем страдальцам за благо Родиныʼʼ. Принимается закон о свободе слова, собраний и союзов.

ʼʼВ своей настоящей деятельности Кабинœет будет руководство­ваться следующими основаниями: 1. Полная и немедленная ам­нистия по всœем делам политическим и религиозным, в том чис­ле: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д. 2. Свобода слова, печати, сою­зов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-технически­ми условиями. 3. Отмена всœех сословных, вероисповедных и на­циональных ограничений. 4. Немедленная подготовка к созыву на началах всœеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ установит форму правления и конституцию страны.

Листок из архива. Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Листок из архива. Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г." 2017, 2018.

теристику внутренней политики Н иколая II как политики лавирования. 4. Изобразите графически развитие революционного движ ения в России в 1900-1917 гг. 5. Проанализируйте роль политичес­ ких партий в истории России первых десятилетий XX в. 6. Какие политические деятели оказали, по вашему мнению, наибольшее влияние на историчес­ кий процесс в первые десятилетия XX в. в России? 7. Согласны ли вы с приведенными вы сказы ва­ ниями: «Революция - столь же мало удовлетвори­ тельный способ разрешать человеческие споры, как

и война» (Л. Андреев); «Слабость верховной влас­ ти - самое страшное из народных бедствий» (Напо­ леон); «Да разве в России можно без принуждения,

и строгого даже, что бы то ни было сделать и утвер­ дить?» (К. Леонтьев); «Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать тре­ бованиям народа где-нибудь в Центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русско­ го народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением» (Л. Толстой)? На­ пишите эссе на одну из тем, используя материал, изученный в разделе 1.

условий для продолжения войны «до полной и оконча­ тельной победы над врагом».

После Февраля 1917 г. резко возросли численность и влияние умеренных социалистических партий - эсеров

и меньшевиков. Они преобладали в Советах, профсоюзах

и других массовых общественных организациях. Партия эсеров насчитывала тогда 800 тыс. человек, партия мень­ шевиков - 200 тыс. человек.

Умеренные социалисты, как мы знаем, поспешили за­ явить о поддержке Временного правительства. Была вы­ ражена и готовность к сотрудничеству с буржуазными

партиями. В стремлении избежать конфликтов с ними эсеры и меньшевики отложили выполнение своих про­ граммных требований кардинальных реформ в области национально-государственного строительства России, аг­ рарных отношений (включая ликвидацию помещичьего землевладения), рабочего законодательства до созыва Уч­ редительного собрания. Во внешней политике социа­ листы отстаивали принцип «революционного оборон­ чества», т. е. продолжения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод.

Левый фланг политического спектра включал разные группы российского анархизма (они призывали немед­ ленно с помощью оружия свергнуть Временное прави­ тельство и устроить «безвластное общество») и осте­ регавшуюся крайнего анархо-радикализма партию боль­ ш евиков. Она выш ла из подполья ослабленной и малочисленной (около 24 тыс. человек). Объявив себя оп­ позиционной, она выступала за завершение буржуазно­ демократической революции и создание революционного правительства, выражающего интересы рабочих и всего крестьянства, и одновременно проявляла готовность к «условной поддержке» Временного правительства.

П олитическая лихорадка, охвативш ая центральные районы России, не могла обойти национальные окраины (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия), где возникало множество либерально-буржуазных и социали­ стических партий регионального уровня. Пока их главным лозунгом было требование автономии в составе России.

Первые действия Временного правительства. Прави­ тельство провозгласило курс на широкую демократиза­ цию страны и подготовку всеобщих выборов в Учреди­ тельное собрание. Бы ла отменена смертная казнь, упразднена каторга и ссылка, объявлена амнистия «всем страдальцам за благо Родины». Принимается закон о свободе слова, собраний и союзов.

В данной работе рассмотрен вопрос о кризисе в науке и технике, как составной части уровня предельного развития цивилизации. Для раскрытия данной темы проведен анализ существующих в прошлом веке футуристических идей и реализованных достижений на данный момент, а также рассмотрены современные концепции будущего. Анализ последних выявляет недостатки отдельных проектов, на основе чего предлагается вариант привнесения идей в жизнь общества посредством новой концепции - ииссиидиологии.

Инновационные трудности науки и техники

Начало XXI века оказалось совсем не похожим на прогнозы пятидесятилетней давности - нет разумных роботов, летающих автомобилей, городов на других планетах. Человечество не приблизились к такому будущему, которое предсказывали многие футуристы середины прошлого века. Появились iPhone, Twitter и Google, но и они до сих пор используют операционную систему, появившуюся в 1969 году. Складывается впечатление, что технический прогресс сильно пробуксовывает. Гаджеты меняются каждый месяц как по часам, а более значительные проблемы, решение которых казалось близким, до сих пор не разрешены.

Писатель Нил Стивенсон попытался сформулировать эти сомнения в статье «Истощение инноваций»: «Одно из моих первых воспоминаний: я сижу перед громоздким чёрно-белым телевизором и смотрю, как один из первых американских космонавтов отправляется в космос. Последний старт последнего шаттла я увидел на широкоэкранной ЖК-панели, когда мне стукнул 51 год. Я наблюдал, как космическая программа приходит в упадок, с печалью, даже горечью. Где обещанные тороидальные космические станции? Где мой билет на Марс? Мы неспособны повторить даже космические достижения шестидесятых годов. Боюсь, это свидетельствует о том, что общество разучилось справляться с действительно сложными задачами».

Его мнение разделяет Питер Тиль, основатель платёжной системы Paypal. Статья, которую он опубликовал в издании National Review, озаглавлена «Конец будущего»: «Технический прогресс явно отстаёт от величественных надежд пятидесятых и шестидесятых годов, и это происходит на множестве фронтов. Вот самый буквальный пример замедления прогресса: скорость нашего передвижения перестала расти. Многовековая история появления всё более быстрых видов транспорта, начавшаяся с парусников в XVI-XVIII веках, продолжившаяся развитием железных дорог в XIX веке и появлением автомобилей и авиации в XX веке, обратилась вспять, когда в 2003 году списали в утиль «Конкорд», последний сверхзвуковой пассажирский самолёт. На фоне такого регресса и стагнации те, кто продолжает мечтать о космолётах, отпусках на Луне и отправке космонавтов на другие планеты Солнечной системы, сами кажутся инопланетянами».

Существует много доводов в пользу теории, что технический прогресс замедляется. Её сторонники предлагают посмотреть хотя бы на вычислительную технику. Всем фундаментальным идеям в этой области, самое меньшее, сорок лет: Unix через год исполнится 45 лет, SQL придумали в начале семидесятых годов, тогда же появился интернет, объектно-ориентированное программирование и графический интерфейс.

Экономисты оценивают влияние технического прогресса по темпам роста производительности труда и ВВП. Изменения этих показателей в течение XX века подтверждают, что темпы роста падают уже несколько десятилетий - в Соединённых Штатах влияние технического прогресса достигло пикового значения в середине тридцатых годов XX века. Если бы производительность труда в США продолжала расти со скоростью, заданной в 1950—1972 годах, то к 2011 году она достигла бы значения, которое на треть выше, чем в действительности.

В 1999 году экономист Роберт Гордон опубликовал работу, в которой высказал предположение, что стремительный рост экономики, который принято связывать с техническим прогрессом, в действительности был ограниченным по времени всплеском. Р.Гордон полагает, что всплеск вызвала новая промышленная революция, происходившая в этот период. На конец XIX и первую половину XX века пришлись электрификация, распространение двигателей внутреннего сгорания, прорывы в химической промышленности и появление новых видов связи и новых медиа, в частности кино и телевидение. Рост продолжался до тех пор, пока их потенциал не был израсходован до конца.

С точки зрения Р.Гордона, электроника и интернет в гораздо меньшей степени повлияли на экономику, чем электричество, двигатели внутреннего сгорания, связь и химическая промышленность, и потому куда менее важны: «Большая четвёрка была куда более мощным источником роста производительности труда, чем всё, что появилось в последнее время. Большая часть изобретений, которые мы видим сейчас, представляют собой «производные» от старых идей. К примеру, видеомагнитофоны объединили телевидение и кино, но фундаментальное влияние их появления нельзя сравнить с эффектом, который произвело изобретение одного из их предшественников. Интернет тоже, в основном, приводит к замене одной формы развлечений на другую — и только».

Питер Тиль был согласен с этим: интернет и гаджеты — это неплохо, но по большому счёту всё же мелочи. Мы мечтали о летающих автомобилях, а получили твиттерные 140 знаков. Мы можем отправлять фотографии кошек на другой конец света с помощью телефонов и смотреть на них же старое кино про будущее, находясь при этом в метро, построенном сотню лет назад. Мы умеем писать программы, реалистично моделирующие футуристические ландшафты, но реальные ландшафты вокруг нас почти не изменились за половину века. Мы не научились защищаться от землетрясений и ураганов, путешествовать быстрее или жить дольше.

Новейшее мировоззрение ииссиидиологии

Многие видят, что развитие науки, техники и общественного устройства в том виде, которое есть сейчас, уже подошло к некой черте (это можно судить даже из картинок, приведённых выше - они все 50-60 годов и с тех пор никакие радикально новые идеи, которые были бы воплощены в жизнь, высказаны не были). Все инвесторы хотят вкладывать финансы лишь в то, что может принести прибыль в краткосрочной перспективе, и, более того, большинство появляющихся новинок предназначены исключительно для развлечения. Для перехода на следующую ступень развития необходимо что-то радикально новое - новые мысли, новое понимание, новые идеи и принципы, которые бы более глубоко раскрывали, описывали и поясняли как фундаментальные принципы мироздания, так и социумную жизнь. Одним из наиболее ярких источников новых идей и представлений является знание ииссиидиологии.

С точки зрения ииссиидиологии, вся окружающая нас действительность очень сильно зависит и взаимосвязана с нашей внутренней психоментальной деятельностью и активностью. Как только мы сможем устойчиво пребывать в состояниях, свободных от проявлений различных негативизмов, раздражительности, агрессии, злобы, а на замену этому придут позитивные мысли, спокойная интеллектуальная рассудительность и проявления альтруизма, то сразу повысится качественность окружающего нас мира. В более позитивных состояниях за единицу времени мы с вами сможем обрабатывать больше информации, и скорость реализации принимаемых нами решений вырастет, люди смогут достигать поставленных целей намного быстрее, чем это происходит сейчас.

Можно надеяться, что смена поколений на протяжении эволюции человечества обеспечивает развитие присущих человеку основополагающих качеств, таких как интеллект, альтруизм, сопереживание, сострадание, ответственность и многие другие, в противовес уменьшению активности качеств, свойственных многим другим живым существам - агрессия, злость, месть, пассивность, ярая забота о выживаемости. Возможно, благодаря именно этому развитию всё наше жизненное кроветворная, мочеполовая, пищеварительная, эндокринная и дыхательная системы. Когда самосознание пребывает в состоянии высокой ментальности и высокой чувственности, то это автоматически приводит к проявлению способностей предвидения возможных вариантов будущего, к развитию интуиции и ясновидения.

творчество также станет качественно иным - осознанным и опирающимся на высокодуховные, благородные и масштабные цели. Если все народы, независимо от их традиционных вероисповеданий, станут искренне стремиться лишь к позитивному взаимообмену и активному творческому сотрудничеству, начнётся глобальное и широкомасштабное воссоединение всех духовноустремлённых людей, что неизбежно приведёт человеческое сообщество к необходимости образования единой мировой формы государственности, не разделённой ни религиозными, ни национальными, ни экономическими, ни территориальными или какими бы то ни было иными эгоистичными интересами.

Для этого надо перестать мыслить о сексе, как о самом желанном удовольствии и высшем наслаждении, надо прекратить ненавидеть кого-то или ревновать, завидовать, использовать лицемерие и ложь в отношениях друг с другом. До тех пор пока нам эти состояния будут интересны, о благоприятных перспективах развития можно только мечтать. Однако избегать депрессивных состояний станет возможно путём культивирования таких качеств, как душевная инициативность, открытость, честность и ответственность. Благодаря этим качествам мы будем находить глубокое объяснение и причину происходящих событий, в том числе и тех, которые вызывают апатию, безразличие и безынициативность. И только когда это произойдёт, мы естественным образом выйдем на такое творчество, которое величайшие умы нынешнего человечества не в состоянии представить себе даже в самых смелых и оптимистичных прогнозах.

Принципы и способы психоментальной деятельности, которая зависит от гормональной активности, будущих людей всё в меньшей степени будут зависеть от биологических состояний, в результате чего и картина генетической активности ДНК существенно видоизменится. За счёт значительного увеличения количества синтетических аминокислот в человеческой ДНК проявится дополнительная пара хромосом. В биологических организмах видоизменятся нервная, вегетативная, В информации, изложенной в ииссиидиологии, говорится, что быть альтруистичным - это очень выгодно. До ииссиидиологии никто не мог убедительно и логически обоснованно ответить на вопрос, зачем надо помогать даже тем, кого вы не знаете или, возможно, никогда не увидите. Ииссиидиологические концепции чётко отвечают на него: благодаря стабильно проявляемому альтруизму непрерывно повышается качественность существования за счёт того, что происходят целеустремлённые смещения во всё более и более благоприятные условия для осуществления дальнейшего жизненного творчества. В этом случае в самосознании человечества всё больше будут проявляется люди, осознанно стремящиеся к единству со всем, и такие понятия, как ответственность, толерантность, милосердие, сочувствие и другие станут активно входить в жизнь всех людей на планете.

Перспективы науки и техники в ближайшем будущем

Среди наиболее известных современных концепций будущего существуют: трансгуманизм, постчеловек и постгуманизм, движение раэлитов, технократический проект будущего «Венера», Россия-2045.

В трансгуманизме используются достижения науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными. В концепции постчеловека разрабатывается гипотетический образ будущего человека , который отказался от привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий: информатики ,биотехнологии , медицины . Постгуманизм основан на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем.

Раэлиты верят в сверх цивилизацию инопланетян , с которыми можно контактировать с помощью специальных духовных практик. Одной из своих главных задач раэлиты видят достижение бессмертия человека средствами науки, основные надежды связываются с клонированием . С этим схоже Стратегическое общественное движение «Россия 2045», имеющее трансгуманистическую направленность и выступающее за развитие человека, в том числе за счет ускорения технического прогресса и интеграции современных технологий, за сопротивление дальнейшему росту «общества потребления » и эксплуатации природной среды.

Проект «Венера» направлен на достижение мирной, устойчивой, постоянно и стабильно развивающейся глобальнойцивилизации , через переход ко всемирной ресурсо-ориентированной экономике , всеобщей автоматизации , внедрению всех последних научных достижений во все области жизни человека и применению научной методологии принятия решений.

Проведя краткий анализ различных концепции по преобладанию того или иного признака (хотя невозможно категорично разграничить), можно выделить две категории:

Преобладание идеологии в концепции (то есть документальные проекты, описывающие духовную сферу жизни населения, изменение общества и его устройство);

Преобладание материальности (то есть проекты городов будущего, их организационной структуры).

Наряду с идеологическими концепциями существуют и реальные экспериментальные проекты городов будущего, такие как Ауровиль в Индии, Масдар в ОАЭ, Great City в Китае, эко-поселения в разных странах и многие другие. Помимо этого практикуется прогнозирование развития существующих крупных городов исходя из принципов экологического строительства. Также существуют футурологические проекты плавающих городов (Lilypad, автор Венсан Каллебо), подводных городов (Sub Biosphere), перерабатывающих отходы (Lady Landfill), станции для океанических и подводных исследований (Underwater Skyscraper), летающих городов, космических станций (Kalpana One, автор Брайан Верстиг, Сфера Берналь, подземных городов (Sietch). Подобные идеи, имеющие реальное воплощение или детальный проект, в большей степени относятся к материальной сфере.

Во многих проектах городов будущего заложена идея изменения каких-либо принципов мышления, определенный образ жизни. Например, Ауровиль призван реализовать единство людей путём создания интернационального общества, живущих вне политики и религиозных предпочтений. Однако, по моему мнению, в данном проекте при должном чувственном наполнении не достает интеллектуальной составляющей, позволяющей принести пользу не только людям, принявшим данную идею, но и тем, кто живет за пределами данного города.

Проект Жака Фреско «Венера» несколько технократичен, то есть в нем при преобладании интеллекта (который позволил создать новую модель городов и общества) недостает чувственной составляющей, которая воплощалась бы в новых человеческих ценностях и межличностных отношениях. Так же как и в общественном движении «Россия-2045» и движении раэлитов. В этих проектах также преобладает интеллектуальная составляющая, и строго расписан сценарий развития человечества в материальной сфере без учета развития духовности, то есть не учитывается необходимость развития самосознания каждого человека, открывающая новые способности и преображающая мир вокруг.

Проанализировав вышеописанные концепции по принципу наличия в них двух составляющих - интеллекта и альтруизма, - можно пронаблюдать их неполноценность для реализации в таком варианте будущего, который основывается на обоих этих признаках. Обязательное совместное присутствие этих качеств объясняется тем, что отсутствие одного из них (то есть перекос в ментальную или чувственную сторону) влечет за собой разрушительные последствия, как для отдельной личности, так и для всего человечества в целом.

Однако не все так плохо. Прогрессивные идеи, которые могут помочь в гармоничном, уравновешенном и созидательном развитии человеческой цивилизации все же можно найти среди уже существующих. С моей точки зрения, такой является ииссиидиологическая концепция, которая гармонично сочетает именно два этих признака.

Какие же перспективы ждут нас в ближайшем будущем в соответствии с информацией ииссиидиологии?

Прилагая психоментальные усилия для того, чтобы постоянно совершать только самые качественные выборы, вы тем самым автоматически смещаетесь во всё более и более благоприятные условия проявления жизненного творчества. И в ближайшем будущем, где межличностные отношения приближаются к ллууввумическим признакам (высокоинтеллектуальному Альтруизму и высокочувственному Интеллекту, дополненными иммунитантной Ответственностью и гуманитарной Свободой), наука и технологии станут настолько высокоразвитыми, что в обществе отпадает необходимость как материальных накоплений, так и денежных отношений.

Одной из задач, решение которой послужит мощным стимулом для развития научно-технической базы, станет глубокое изучение и освоение недр Луны. Это повлечёт за собой установление тесных контактов с другими разумными расами и космическими цивилизациями. В данный момент человечество воинственно настроено на проявления всего внеземного и не готово к подобным двусторонним контактам. Но когда люди освободятся от животного страха перед неизвестным, то тогда станут возможны контакты с инопланетными цивилизациями.

Это станет стимулом для развития земных технологий по всем направлениям, от освоения космоса до удовлетворения ежедневных промышленно-индустриальных и социально-бытовых потребностей, освоение различных биохимических, биологических, генетических и микрополевых квантовых процессов.

Параллельно с этим возможны контакты с иными земными расами, которые обитают в глубинах океанов и морей, сформировав там уникальные разумные сообщества. Появятся технологии для получения из морской среды большого количество различного дешёвого сырья, химических, промышленных и пищевых ресурсов.

Станет возможно слияние сухопутных и океанических цивилизаций путём проведения простых хирургических операций по вживлению синтетических жаброобразных конструкций или с помощью активизации в определённых участках хромосом людей тех генов, которые у китов и дельфинов ответственны за функции снабжения организма кислородом. Отличия, существующие между нами и представителями водных цивилизаций, являются результатом генных мутаций, произошедших в биологических организмах в силу длительного существования в разных средах обитания. Возможно, одним из условий для такого содружества станет процедура дезактивации в ДНК генов агрессии.

На больших глубинах океанов будут сооружены стационарные научно-исследовательские центры, в которых подолгу смогут жить и работать тысячи специалистов по разным направлениям науки и производства. Вместе с ними будут находиться и предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых и донной растительности.

На поверхности морей и океанов будут медленно курсировать тысячи плавучих городов, в которых смогут комфортно жить и плодотворно работать те, кто захочет изучать и осваивать водные богатства Земли.

Многие цивилизации не вступали и не вступают пока с нами в контакт из-за отсутствия с нами интеллектуально-чувственной платформы для обоюдного общения и ассоциативного понимания. Но в будущем будут созданы устройства, которые позволят легко общаться на уровне преобразования мыслей в ассоциативные формо-образы, адаптированные к специфике различных самосознаний. Вначале появятся устройства, которые смогут напрямую переводить ваши слова в мысли и наоборот. Затем станут использоваться располагаемые в височной части головы специальные датчики для чтения мыслей. Произносимые кем-то звуки и слова при этом могут оставаться для вас непонятными, но вам будет абсолютно ясно, о чём идёт речь.

В будущем возможно огромное количество формообразующих манипуляций с фотонами, создание уникальных разновидностей «разумной материи» в генной инженерии, в кибергенетике, в кибербионике и в астробиологии. Почти всё необходимое будет производиться из искусственных материалов и полимеров. Металл будет использоваться лишь в некотором промышленном и научном технологическом оборудовании, например, при создании сверхточных устройств и космической техники.

В архитектуре появится много новых технологий благодаря материалам, сочетающим в себе прочность металлов и мягкость шёлка. Один из механизмов строительства в будущем похож на тот, как паук плетёт свою паутину. Сначала строители делают основание необходимой конфигурации, устанавливают на нём направляющие, после этого по этим волокнам запускаются роботы, в конструкции которых заложены программа и механизм плетения, и за несколько часов огромные территории помещений превращаются в высокие купола с необходимым количеством межэтажных перекрытий с уже готовыми перегородками. При этом получаются мощные армированные конструкции, которые способны выдерживать невероятные нагрузки.

На площадях в несколько десятков квадратных километров будут строиться огромнейшие торговые и общественные здания, которые будут располагаться под прозрачными куполами с красивейшими надстройками, со множеством уровней возвышающихся друг над другом прозрачных и светлых этажей. Легко и быстро перемещаться в них можно будет не только по бесчисленным эскалаторам, но и с помощью бесшумных панельных устройств на воздушной подушке, свободно прикрепляющихся к подошвам обуви.

Также появятся подъёмные и левитационные конструкции, которые смогут создавать вокруг себя устойчивые антигравитационные эффекты, что даст возможность манипулировать огромными массами, без особых усилий перемещая их на любые расстояния. Если из них сформировать корпус космического корабля, то ему можно будет задать скорость, приближающуюся к 300 км/с, и при этом иметь возможность осуществлять манёвры любой сложности. Одно только это открытие, в сочетании с уже изобретёнными к тому времени средствами радикального омоложения биологического организма, станет мощным стимулом для начала эры массовых космических путешествий.

А со временем станет возможным летать без всяких хитроумных устройств и приспособлений. В нашей ДНК за раскрытие способностей к левитации ответственны отдельные гены. Когда этот ген будет выявлен учёными, то всего лишь незначительная корректировка в генотипе позволит любому желающему, даже ребёнку, обрести эти способности. Это массово начнёт происходить параллельно с другой, спонтанно возникшей у миллионов людей, тенденцией - делать генетические коррекции для освоения водных просторов нашей Планеты. Будут и такие, которые, наряду с левитационными способностями, захотят обладать ещё и повышенными возможностями для длительного пребывания в воде. Для этого тоже не будет никаких ограничений, поскольку каждый волен выбирать для своих творческих реализаций всё, что ему или ей будет угодно.

В ближайшем будущем широкое развитие получит голография. Она затронет всё, и, в первую очередь, кино, живопись, СМИ, интернет-ресурсы. С её помощью можно будет оформить любое помещение, например, самому сформировать у себя дома «кусочек» леса, лужайки, поля, океана. Для размещения высокоскоростных голографических объектов будут нужны соответствующие их реальным размерам площади и объёмы, поскольку они могут лишь временно инкрустироваться в общую динамику всех объектов окружающей реальности.

Но все эти описанные в ииссиидиологии будущие достижения человечества не случатся без радикального изменения парадигмы мышления всей нашей цивилизации. Только меняя себя, своё сознание, мы сможем изменять и мир вокруг нас, те технологии и объекты материальности, которые нас окружают.

Примеры последних достижений

Какие же из всех этих невообразимых будущих достижений, о которых говорит ииссиидиология, уже стали появляться в нашей жизни благодаря последним достижениям науки?

Например, команда NASAпод руководством Гарольда Уайта приступила к разработке двигателя деформации пространства, способного перемещать объекты быстрее скорости света. С помощью него учёные намерены преодолеть 4,3 световых года, отделяющих нас от Альфа Центавра, за две недели. Проект получил название «Скорость». Двигатель искривления сжимает пространство впереди корабля и расширяет позади, что обеспечивает движение корабля.

Большой прорыв произошёл в медицине, которая старается как можно дольше поддерживать в людях жизнь, тем самым приближая нас к одному из аналогов бессмертия — вне зависимости от того, будет это биологическое, цифровое или кибернетическое бессмертие . Этому способствуют уже разработанные технологии: изготовление искусственной крови (красных кровяных клеток универсального O-типа, который можно передать любому без осложнений), выращивание частей тела в лабораториях из клеток пациента, обращение паралича (электрические импульсы в нервной ткани позвоночника позволили ученым вернуть возможность двигаться людям, которые остались бы парализованными на всю жизнь), обращение процесса старения (определен один химикат, который был ответственным за этот эффект возрастного реверсирования), печать нового сердца (используя жировые клетки и коллаген в 3Dпечати).

Заключение

Всем очевиден кризис науки, техники и общественного устройства в существующем сейчас виде. Для перехода на следующую ступень развития необходимы радикально новые мысли, идеи, принципы и концепции, которые бы более глубоко раскрывали, описывали и поясняли как фундаментальные принципы мироздания, так и социумную жизнь.

Сделав небольшой экскурс в историю и изучив современное положение концепций будущего, можно сделать вывод, что ииссиидиология - это концепция, которая способна обеспечить новый этап развития человеческой цивилизации, привнести новые идеи дальнейшего прогресса, базирующегося на гармоничном развитии как ментальной, так и чувственной составляющей.

Благодаря информации, изложенной в ииссиидиологии и активно применяемой на практике повседневной жизни, каждый человек в самое ближайшее время сможет на себе ощутить новые технологии, которые самым коренным образом перестроят не только окружающий нас мир, но вместе с ним и всю привычную физиологию человеческого организма, перепрограммировав её на тысячи лет активного и творчески продуктивного существования. С помощью ииссиидиологии мы способны интегрировать и объединить ныне принципиально разделённые понятия о наших эмоциях и материальном мире, о жизни и смерти, об академической науке и духовных воззрениях. А активизация интуитивных уровней сознания открывает грандиозные перспективы космического творчества!