Приступая к выполнению данного этапа, прежде всего необходимо четко осознавать принципиальное отличие задач, решаемых в его рамках, от задач этапа №3. Если на предыдущем этапе речь шла о выявлении проблемы, поставленной автором , то здесь необходимо, во-первых, выделить позицию автора по поводу данной проблемы, во-вторых, определить и обосновать свое отношение к этой позиции автора. Данная задача, несмотря на ее видимую громоздкость, не так уж и сложна, но полностью справиться с ней и получить высший балл можно только в том случае, если последовательно будут проделаны все необходимые этапы.
Как же отнестись к позиции автора – вот вопрос, который порой повергает в смятение даже хорошо подготовленного выпускника. Очевидно, что заранее свое восприятие последней предугадать невозможно, однако часто встречаются случаи, когда позиция автора не вызывает какой-то однозначной, устойчивой реакции. Какой же вектор рассуждений избрать тогда? Быть может, проще всего полностью согласиться с предлагаемой позицией? Можно, и даже весьма «безопасно», но вот только обоснование подобного «согласия», скорее всего, приведет к простому пересказу школьного учебника и не оставит возможности для проявления собственного по-настоящему творческого отношения. Выразить свое полное несогласие с точкой зрения автора? Ни в одной из официальных рекомендаций, написанных для участников ЕГЭ, подобный вариант ответа не запрещен, однако не будем забывать, что в качестве заданий приводятся высказывания известных людей, среди которых нередко встречаются и классики науки, с использованием понятийного аппарата должно быть написано эссе. Очевидно, что однозначное несогласие с автором в такой ситуации может поставить выпускника в сложное положение. Получается, что наилучший вариант, с одной стороны, позволяющий проявить собственный творческий потенциал и нетривиально отнестись к заданию, с другой, ограждающий от максималистских утверждений, – это вариант частичного согласия с позицией автора.
Рассмотрим прием, который при определенных обстоятельствах может значительно облегчить реализацию подобной установки в отношении к позиции автора.
Посмотрите внимательно на список предлагаемых для анализа афоризмов, который можно найти в любом сборнике методических материалов по подготовке к ЕГЭ или взять из нашей книги (см. Приложение). С точки зрения содержания афоризмы выглядят совершенно по-разному, но если обратить внимание на их форму , то можно заметить: среди них нередко встречаются высказывания, написанные в утвердительной форме и высказывающие некое суждение о каком-либо понятии. В современной филологии подобные высказывания получили название «афоризм-определение» . Например: «Роль не личность, а изображение, за которым она скрывается». Или: «Личность – это человек как носитель сознания» (Платонов) , или «Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам, взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Джебран) , «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (Фардж) .
Действительно, каждое из этих высказываний выглядит как определение некоего понятия (роли, личности, нации и даже, с некоторой натяжкой, маргинальности), однако, будучи афоризмом, определением в точном смысле слова оно являться не может. Действительно, если последнее должно в предельно строгой и сухой форме дать исчерпывающую систему необходимых признаков какого-либо явления, то задача афоризма иная – в образном, наглядном, популярном виде донести до читателя наиболее значимые, возможно парадоксальные стороны какого-либо явления, позволяющие почувствовать его глубинную суть. Именно поэтому афоризм , по сравнению с научным определением , всегда будет содержать в себе определенную нестрогость и определенную неточность , вытекающие из самой его природы. Знание подобной особенности «афоризмов-определений» и можно успешно использовать при написании эссе на темы подобного типа.
В качестве примера продолжим анализ высказывания Леонтьева . Выше мы дали следующую формулировку поднятой в нем проблемы: «Автор затрагивает проблему автономности роли по отношению к личности, несовпадения личностных и ролевых характеристик». Заметим, что такое несовпадение может принимать различные формы. Действительно, очень часто роль в основных своих пунктах совпадает с личностными характеристиками индивида и отличается от последних только несущественными аспектами. Она может вступать в противоречие с его индивидуальными характеристиками (ролевое напряжение), наконец, она действительно может их скрывать, превратившись в своеобразную «ширму». Таким образом, как это и должно быть в афоризме, высказывание Леонтьева не передает всего многообразия отношений, которые могут возникать между особенностями личности и роли, но известный психолог сумел найти тот пункт, который фиксирует эти отношения в наиболее яркой и даже драматической форме.
Можно подойти к заданию и с другой стороны. Любое ли изображение, за которым скрывается личность, можно назвать социальной ролью? Опять-таки нет! Хорошо известно, что настоящий актер может убедительно сыграть непохожие, порой противоположные роли. В одном спектакле он будет играть романтического героя, в другом – безнравственного злодея, в третьем – знаменитого интеллектуала, в четвертом – мелкую, ничтожную личность. И каждый раз он будет заставлять зрителя верить в искренность своих чувств и истинность происходящего. «Изображение, скрывающее личность»? Безусловно, но только конкретная актерская роль , в данном случае подобно ширме скрывающая подлинную суть артиста, никакого отношения к социальной роли не имеет.
Отношения между содержанием афоризма и содержанием научного понятия можно наглядно представить в виде двух пересекающихся окружностей. Область пересечения – это те аспекты и признаки явления, которые оказались зафиксированными и в научном понятии, и в афоризме (в рассмотренном случае – возможность роли скрывать подлинные качестве человека). Сегмент первый окружности, не попавший в поле пересечения, – те признаки явления, которые присутствуют в научном понятии, но не следуют из содержания афоризма (соответствие роли личностным характеристикам по основным пунктам и т.д.). Свободный сегмент второй окружности – признаки, которые можно отнести к рассматриваемому явлению на основании буквального прочтения смысла афоризма, но которые, однако, отсутствуют в его строгом определении (актерские роли, индивидуальные «личины» и т.д.).
Подобный наглядный образ задает нам очень несложный алгоритм выполнения заключительной части эссе, написанного на тему «афоризма-определения», в которой выпускник должен выделить позицию автора по поводу поднятой проблемы и сформулировать к ней свое обоснованное отношение . Рассмотрим схему тезисов заключительной части в общем виде, а проиллюстрируем ее на примере заключительной части эссе по теме «Роль не личность, а изображение, за которым она скрывается» .
После формулировки проблемы необходимо определить отношение к ней автора. Это отношение может принимать самые разнообразные формы, но в случаях с афоризмами-определениями чаще всего оно проявляется в выделении какого-то определенного , как правило, наиболее яркого ее аспекта . Это утверждение мы и сделаем нашим первым тезисом:
Аргументируя первый тезис, необходимо обосновать, что данный аспект является действительно важнейшим, наиболее наглядным, распространенным и т.д.
Т. 2. С точки зрения определения, принятого в современной науке, данный аспект не исчерпывает всего содержания данного явления.
Аргументируя этот тезис, прежде всего следует привести определение рассматриваемого явления. Такой шаг является очень выигрышным, поскольку вы не просто воспроизводите определение, но воспроизводите его в контексте обсуждения определенной проблемы, подтверждаете им свою позицию. А это и значит «раскрывать проблему на теоретическом уровне».
Во-вторых, необходимо показать, развернуть зафиксированную ранее в общем виде проблему в многообразии ее проявлений, т.е. рассмотреть наиболее типичные ее аспекты, не указанные в афоризме.
В принципе, наличие третьего тезиса при выполнении экзаменационного задания уже не является совсем обязательным, ибо уже в рамках первых двух были полностью выполнены базовые требования: выделена позиция, занятая автором, сформулировано (пусть и не полностью) и обосновано собственное отношение к ней. Однако для полноты ответа, особенно если подобное задание выполняется на олимпиадах, третий тезис также может быть расписан.
Аргументация к третьему тезису может быть достаточно краткой и должна сосредоточиваться на двух позициях: во-первых, на демонстрации примеров, формально попадающих под афоризм-определение, но не соответствующих научному пониманию данного явления, во-вторых, на обосновании данной позиции.
И, наконец, вывод . Как мы помним, вывод – самая краткая часть эссе, резюмирующая основные положения, обоснованные в его рамках. В данном случае эти положения обобщить достаточно несложно, сформулировав примерно так: «Как видим, в своем высказывании автор выделил важнейший аспект данного явления. При этом, правда, позиция автора не может претендовать на научную строгость и полноту. Впрочем, такая ситуация вполне естественна, ибо задача афоризма состоит не в том, чтобы дать строгое определение явления, а в том, чтобы представить его суть в наиболее яркой, наглядной форме. А данная задача оказалась выполненной полностью».
Последние две фразы особенно важны, ибо позволяют избежать неловкости, о которой говорилось выше: вы не во всем согласились с автором, но при этом тактично указываете, что обнаруженная вами неточность вовсе не связана с его некомпетентностью, небрежностью и т.д., а вытекает из самой природы афоризма.
В заключение рассмотрим кратко, как данная общая схема может быть реализована на примере конкретного задания. Для этого продолжим анализ высказывания Леонтьева «Роль не личность, а изображение, за которым она скрывается».
А. 1.1. Анализ самих понятий роль и личность позволяет увидеть, что они могут не совпадать. Личность – есть совокупность социально значимых качеств человека, роль – поведение, ожидаемое членами группы от входящего в нее индивида. Очевидно, что ожидаемое поведение может не совпадать с собственными характеристиками человека.
А. 1.2. Тем не менее очень часто характеристики роли и личности близки, что создает трудности для выделения ролевых характеристик в явном виде.
А. 1.3. В ситуации, когда требования роли и характеристики личности не совпадают настолько, что роль начинает скрывать «подлинное лицо человека», автономность роли становится наиболее наглядной.
П. 1. Подобная ситуация неоднократно описывалась в художественной литературе. Примером может служить известная пьеса Б.Брехта «Добрый человек из Сезуана». Ее главная героиня Шен Те является очень отзывчивым человеком, и даже будучи очень бедной, она тем не менее предоставляет приют трем странникам. Странники оказались богами и в качестве благодарности сделали Шен Тэ богатой. Девушка купила фабрику, однако очень быстро оказалось, что если в отношениях со своими работниками она, как и прежде, будет руководствоваться «добрым сердцем», разорение будет неизбежным. Ей приходится придумать несуществующего жесткого и корыстного брата Шуй Та, который быстро наводит порядок в ее делах. Добрый человек, таким образом, чтобы соответствовать своей новой роли, был вынужден надеть на себя маску бесчеловечного корыстолюбца.
Т. 2. Тем не менее с точки зрения определения, принятого в современной науке, роль отнюдь не всегда должна скрывать подлинные качества человека.
А. 2.1. В ситуации, когда роль не соответствует личностным характеристикам индивида, возникает неприятное, а порой и тяжелое для него психическое состояние, именуемое ролевым напряжением. Вполне естественно человек стремится снять или даже не допустить возникновение такого состояния, поэтому стремится выполнять роль, адекватную себе.
П. 2.1. Так, поступая в институт, человек стремится выбрать себе будущую специальность, которая наиболее близка его интересам и соответствует способностям. Осознанность выбора профессии позволит в дальнейшем избежать многих ролевых напряжений.
Т. 3. Если буквально воспринять данное высказывание Леонтьева, то к социальным ролям придется отнести то, что с точки зрения современной науки не относится.
А. 3.1. Так, играя какую-либо роль, актер с неизбежностью скрывает свои подлинные личные качества. Однако из курса обществознания известно, что социальной ролью является сам статус актера, но не исполняемые им конкретные роли.
Вывод: Таким образом, в своем высказывании известный психолог затронул ситуацию, наиболее ярко иллюстрирующую автономность социальной роли по отношению к личностным качествам выполняющего ее человека. При этом, правда, рассмотренный им случай отнюдь не передает всех возможных вариантов взаимоотношений личности и ее социальной роли. Впрочем, это вполне естественно, ибо задача афоризма состоит не в том, чтобы дать теоретическое, исчерпывающее описание какого-либо явления, а в том, чтобы представить его суть в наиболее яркой, наглядной форме. А данная задача оказался выполненной полностью.
29.4. Афоризмы великих и повседневная речь: методика отработки полученных навыков
Количество афоризмов огромно, и очевидно, что, даже занимаясь подготовкой к вступительным испытаниям несколько лет, невозможно заранее проработать все возможные их варианты. Однако существует очень полезный методический прием, позволяющий, во-первых, отработать навык написания текстов по предложенной выше схеме, во-вторых, подготовить некие «домашние заготовки», на которые можно будет частично опереться, выполняя экзаменационные задания. Обратим внимание: содержательная взаимосвязь между афоризмом-определением и соответствующим научным понятием подобна взаимосвязи, существующей между научным понятием и его эквивалентом («предпонятием», говоря языком Бэкона и Дюркгейма) из обыденного языка. Их взаимосвязь также можно представить в виде двух пересекающихся окружностей, и поле пересечения будет иллюстрировать наличие общего содержания, а оставшиеся свободными сегменты окружностей – содержание, присутствующее только в научном термине или, напротив, в слове повседневной речи. Так, компанию друзей, живущих в одном доме и учащихся в одном классе, может назвать группой и социолог, и человек, вообще незнакомый с азами данной науки. Однако в обыденном языке слово группа никогда не применяется по отношению к коллективу крупного завода и уж тем более в отношении граждан целой страны. В то же время в повседневном общении очень часто можно услышать, как данное слово используется по отношению с социальным общностям и категориям. То же самое можно сказать о прочих понятиях социологической науки и их обыденных эквивалентах: роли, ценности, контроля, неравенства, религии, семьи и т.д. Поэтому написание эссе на темы, которые можно сформулировать по общей схеме «Сравнительный анализ обыденного и научного понимания...», является великолепной тренировкой для написания эссе на тему афоризмов, а в некоторых заданиях может даже сыграть роль своеобразной «домашней заготовки».
В Приложении в настоящей книге к каждой теме дается задание, сформулированное по данной схеме, а также несколько афоризмов, на темы которых следует написать эссе, руководствуясь требованиями задания «С9».
Завершая данный раздел, хотелось бы подчеркнуть, что в его рамках мы смогли поговорить в основном о содержательном наполнении эссе, но в стороне практически полностью остались вопросы, связанные с их литературным оформлением. Какие существуют выигрышные виды начал, подходящие к эссе, написанным в тех или иных форматах, посредством каких стилистических приемов можно особо проакцентировать какой-либо тезис или его связь с аргументом, наконец, какие существуют виды эффектных заключений – все эти вопросы пока остались за кадром. Их освещение, равно как и анализ форматов письменных заданий, не рассмотренных в нашем тексте, требует для своего рассмотрения самостоятельного текста. Однако авторы надеются, что освоение материала, представленного в настоящем пособии, поможет целеустремленным читателям успешно справиться с заданиями ЕГЭ, стать призерами или даже победителями олимпиад, поступить в тот вуз и на тот факультет, обучение на котором является их заветной мечтой.
Урок 3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
Предмет: ОБЖ.
Дата проведения: «____» ______________ 20___ г.
Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.
Цель: познакомиться обучающихся с основными угрозами национальным интересам и безопасности России.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Основные угрозы национальным интересам и безопасности России».
Цель урока: познакомиться с основными угрозами национальным интересам и безопасности России.
Изложение программного материала.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определено, что этот документ является системой взглядов на обеспечение в нашей стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в настоящее время уровень осознания каждым человеком, да и обществом в целом, степени опасностей, связанных с возникающими в повседневной жизни различными опасными и чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера, которые непосредственно оказывают влияние на национальную безопасность России, не соответствует их реальной опасности для жизнедеятельности личности, общества и государства.
Такая недооценка обществом существующих и возрастающих опасностей, угрожающих жизнедеятельности человека, всё чаще приводит к масштабным трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и уничтожением материальных ценностей.
Необходимо отметить, что человек в процессе жизнедеятельности постоянно расширяет область своих интересов для удовлетворения жизненных потребностей, но при этом мало заботится о соблюдении мер безопасности и возможных последствиях своей деятельности, что привело к увеличению масштабов различных чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Учёные отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению чрезвычайной ситуации широкого масштаба (например, Чернобыльская катастрофа).
Общегосударственной проблемой в нашей стране стала проблема предупреждения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Современная жизнь привела к пониманию того, что устойчивое развитие страны, обеспечение развития её экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав может быть достигнуто, в том числе путём профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей – повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Это интересно
Вот как по этому поводу высказался министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России 14 декабря 2004 г.: «Самые строгие законы и правила не помогут уменьшить количество людских потерь от чрезвычайных ситуаций и других негативных и опасных факторов, если не будут созданы система и условия для формирования культуры безопасной личности. В этой работе должны принимать участие все без исключения органы исполнительной власти, и начинаться она должна с детского возраста».
Формирование культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения страны до уровня, соответствующего развитию нашей цивилизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз.
Опыт специалистов МЧС России, проводящих анализ причин возникновения различных чрезвычайных ситуаций и их трагических последствий, убедительно показывает, что в 80-90% случаев виноват человек. Человеческий фактор всё большее отрицательное влияние оказывает на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.
Статистика
Приведём наиболее характерные примеры данных о событиях, имевших место за последние годы.
В 2002 г. произошло 164403 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 30916 и ранено 188700 человек. Основными причинами ДТП (до 80%) являлись: нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения, употребление спиртных напитков за рулём и техническая неисправность транспортных средств.
В 2004 г. произошло около 188 тыс. пожаров, погибло 13,9 тыс. человек. Причинён материальный ущерб более чем на 84 млрд рублей. Основные причины пожаров: неосторожное обращение с огнём (50%), неисправность электрооборудования и печного отопления (30%), бытовое пьянство. Таким образом, в более чем 80% случаев причиной пожара явился «человеческий фактор».
Статистика показывает, что в целом причинами чрезвычайных ситуаций и их трагических последствий в 80-90% случаев является именно человеческий фактор. Это свидетельствует об очень низкой общей культуре всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности.
По данным МЧС России
Получается так, что человек сам себя уничтожает из-за незнания основных опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми он может встретиться в процессе повседневной жизнедеятельности, из-за незнания правил безопасного поведения в реальной окружающей его среде: природной, техногенной, социальной.
С этой целью планируется внести определённые коррективы в содержание нашего образования, чтобы усилить поиск путей сохранения человечества от самоуничтожения как вида на Земле. Это высшая нравственная задача, которую должно решать человечество в настоящее время.
Уважаемые школьники, почему авторы учебника с этими проблемами обратились именно к вам, обучающимся 9-го класса? Вы заканчиваете основную общеобразовательную школу и стоите в начале нового жизненного пути, вам придётся сделать выбор, чем вы будете заниматься в завтрашней взрослой жизни, какую профессию и поле деятельности выберете для себя, для того чтобы обеспечить свою личную жизнь, конечно, счастливую, создать крепкую семью, родить и воспитать здоровых детей. Это великая цель жизни всего живого, человек не исключение. Поверьте, только благополучная жизнь и прочная семья являются самой надёжной профилактикой и от пьянства, и от наркомании, и от безделья. Есть цель жизни: воплотить свои замыслы в своих детях. Чтобы человечество осталось жить на Земле, должна непрерывно происходить смена поколений. Это вечный закон жизни. Не зря сказано: «Умереть может спокойно тот, кто замыслы своих предков и свои собственные воплотил в своих детях, только через них мы становимся бессмертными, они – наше продолжение, они продолжают жизнь Человека на Земле».
Вот на этом рубеже вашей жизни авторы учебника ещё раз советуют вам хорошо подумать и выбрать свой жизненный путь: или начинать самым настоящим образом готовить себя к безопасной жизнедеятельности в этом непростом, постоянно меняющемся окружающем вас мире, для чего необходимо постоянно повышать свой общий уровень знаний и умений в области культуры безопасности, постараться максимально снижать факторы риска для своей жизни и здоровья в процессе повседневной жизнедеятельности и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; или жить, надеясь, что государство обеспечит вашу безопасность во всех сферах вашей жизнедеятельности. Правда, при таком варианте ваша роль в обеспечении собственной безопасности будет нулевой.
В заключение авторы ещё раз обращаются к вам и хотят напомнить, что национальная безопасность России в определённой степени находится в ваших руках, от вашего решения в значительной степени будет зависеть, в какой стране вы будете жить.
О том, что следует понимать под общей культурой в области безопасности, мы обсудим с вами в следующем параграфе данной главы.
IV. Итог урока.
Вопросы для самоконтроля:
Чем является Концепция национальной безопасности РФ и что в ней понимается под национальной безопасностью России?
Почему в настоящее время остро встал вопрос о формировании общей культуры в области безопасности у населения России?
Почему на национальную безопасность России оказывает определённое влияние поведение каждого отдельно взятого человека?
Домашнее задание:
Найдите в тексте и прочитайте ещё раз высказывание министра МЧС С. К. Шойгу. Коротко сформулируйте своё обоснование и объяснение этому положению.
В самом общем смысле обосновать некоторое утверждение - значит привести те убедительные или достаточные основания (аргументы), в силу которых оно должно быть принято.
Обоснование теоретических положений, как правило, сложный процесс, не сводимый к построению отдельного умозаключения или проведению одноактной эмпирической, опытной проверки. Обоснование обычно включает целую серию процедур, касающихся не только самого рассматриваемого положения, но и той системы утверждений, той теории, составным элементом которой оно является. Существенную роль в механизме обоснования играют дедуктивные умозаключения, хотя лишь в редких случаях процесс обоснования удается свести к умозаключению или цепочке умозаключений.
Требование обоснованности знания обычно называют принципом достаточного основания. Впервые этот принцип в явном виде сформулировал немецкий философ и математик Г.Лейбниц. «Все существующее, - писал он, - имеет достаточные основания для своего существования», в силу чего ни одно явление не может считаться действительным, ни одно утверждение истинным или справедливым без указания его основания.
Все многообразные способы обоснования, обеспечивающие в конечном счете достаточные для принятия утверждения основания, делятся на абсолютные и сравнительные. Абсолютное обоснование - это приведение тех убедительных, или достаточных оснований, в силу которых должно быть принято обосновываемое положение. Сравнительное обоснование - система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему положение. Совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения, называется основанием.
Общая схема, или структура, абсолютного обоснования: «А должно быть принято в силу С», где А - обосновываемое положение и С- основание обоснования. Структура сравнительного обоснование: «Лучше принять А, чем В, в силу С». Например, выражение «Следует принять, что небо в обычных условиях голубое, поскольку в пользу этого говорит непосредственное наблюдение» - это абсолютное обоснование, его резюмирующая часть. Выражение же «Лучше принять, что небо голубое, чем принять, что оно красное, основываясь на положениях физики атмосферы» - это результирующая стадия сравнительного обоснования того же утверждения «Небо голубое». Сравнительное обоснование иногда называется также рационализацией: в условиях, когда абсолютное обоснование недостижимо, сравнительное обоснование представляет собой существенный шаг вперед в совершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. Очевидно, что сравнительное обоснование не сводимо к абсолютному: если удалось обосновать, что одно утверждение более правдоподобно, чем другое, этот результат невозможно выразить в терминах изолированной обоснованности одного или обоих данных утверждений.
Требования абсолютной и сравнительной обоснованности знания (его обоснованности и рациональности) играют ведущую роль как в системе теоретического и практического мышления, так и в сфере аргументации. В этих требованиях пересекаются и концентрируются все другие темы эпистемологии, и можно сказать, что обоснованность и рациональность являются синонимами способности разума постигать действительность и извлекать выводы, касающиеся практической деятельности. Без данных требований аргументация теряет одно из своих сущностных качеств: она перестает апеллировать к разуму тех, кто ее воспринимает, к их способности рационально оценивать приводимые аргументы и на основе такой оценки принимать их или отбрасывать.
Проблема абсолютного обоснования была центральной для эпистемологии Нового времени. Конкретные формы этой проблемы менялись, но в мышлении данной эпохи они всегда были связаны с характерным для нее представлением о существовании абсолютных, непоколебимых и непересматриваемых оснований всякого подлинного знания, с идеей постепенного и последовательного накопления «чистого» знания, с противопоставлением истины, допускающей обоснование, и субъективных, меняющихся от человека к человеку ценностей, с дихотомией эмпирического и теоретического знания и другими «классическими предрассудками». Речь шла о способе или процедуре, которая обеспечивала бы безусловно твердые, неоспоримые основания для знания.
С разложением «классического» мышления смысл проблемы обоснования существенно изменился. Стали очевидными три момента:
Никаких абсолютно надежных и не пересматриваемых со временем оснований и теоретического и тем более практического знания не существует, и можно говорить только об относительной их надежности;
В процессе обоснования используются многочисленные и разнообразные приемы, удельный вес которых меняется от случая к случаю и которые не сводимы к какому-то ограниченному, каноническому их набору, представляющему то, что можно назвать «научным методом» или более широко «рациональным методом»;
Само обоснование имеет ограниченную применимость, являясь прежде всего процедурой науки и связанной с нею техники и не допускающей автоматического перенесения образцов обоснования, сложившихся в одних областях (и прежде всего в науке) на любые другие области.
В современной эпистемологии «классическая» проблема обоснования трансформировалась в задачу исследования того лишенного четких границ многообразия способов обоснования знания, с помощью которого достигается приемлемый в данной области - но никогда не абсолютный - уровень обоснованности. Поиски «твердых оснований» отдельных научных дисциплин перестали быть самостоятельной задачей, обособившейся от решения конкретных проблем, встающих в ходе развития этих дисциплин.
Обоснование и аргументация соотносятся между собою как цель и средство: способы обоснования составляют в совокупности ядро всех многообразных приемов аргументации, но не исчерпывают последних.
В аргументации используются не только корректные приемы, к которым относятся способы обоснования, но и некорректные приемы (ложь или вероломство), не имеющие ничего общего с обоснованием. Кроме того, процедура аргументации как живая, непосредственная человеческая деятельность должна учитывать не только защищаемый или опровергаемый тезис, но и контекст аргументации, и в первую очередь ее аудиторию. Приемы обоснования (доказательство, ссылка на подтвердившиеся следствия и т.п.), как правило, безразличны к контексту аргументации, в частности к аудитории.
Приемы аргументации могут быть и почти всегда являются более богатыми и более острыми, чем приемы обоснования. Но все приемы аргументации, выходящие за сферу приемов обоснования, заведомо менее универсальны и в большинстве аудиторий менее убедительны, чем приемы обоснования.
В зависимости от характера основания все способы аргументации можно разделить на общезначимые (универсальные) и контекстуальные.
Общезначимая аргументация применима в любой аудитории;
эффективность контекстуальной аргументации ограничена лишь некоторыми аудиториями.
К общезначимым способам аргументации относятся прямое и косвенное (индуктивное) подтверждение; дедукция тезиса из принятых общих положений; проверка тезиса на совместимость с другими принятыми законами и принципами и т.п. Контекстуальные способы аргументации включают ссылку на интуицию, веру, авторитеты, традицию и т.п.
Очевидно, что не всегда контекстуальные способы аргументации являются также способами обоснования: скажем, ссылка на верования, разделяемые узким другом людей, или на признаваемые этим кругом авторитеты, является одним из распространенных способов аргументации, но определенно не относится к способам обоснования.
Свобода как благо
«Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На
протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для
того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется
инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением
Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически
«быть свободным» – значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без
выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы.
Свобода летуча и неуловима.
Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она
ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и
связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или
сознания.
Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные
выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека
такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или
полезны. … некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно
убеждается каждый на собственном опыте.
Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по
себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего
более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас
избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас
к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен,
чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».
(адаптировано по М.Малербу)
C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте их.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать
основным смысловым частям текста и отражать основную идею
каждой части.
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) ценность свободы для человека;
2) свобода и возможность выбора;
3) необходимость воспитания свободы;
4) трудности реализации свободы;
5) условия обретения свободы.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути
основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты
плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество
выделенных частей может быть различным.
Выделены не все (но большая часть) основные части текста, их
названия (пункты плана) отражают основные идеи выделенных
фрагментов.
ИЛИ Не все (но большая часть) выделенные части текста
соответствуют содержательно и логически завершенным
компонентам текста.
ИЛИ Не все (но большинство) названия выделенных частей (пункты
плана) соответствуют основной идее фрагмента текста.
Не выделены основные части текста.
ИЛИ Названия выделенных частей (пункты плана) не соответствуют
основной идее фрагментов текста, являясь цитатами из
соответствующего фрагмента.
ИЛИ Ответ неверный
Максимальный балл 2
обоснование суждения, которое вы сформулировали.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его
– «быть свободным» – значит иметь свободу выбора;
2) Приведено обоснование , допустим:
– человек свободен, когда он имеет возможность самостоятельно
сделать осознанный выбор в условиях альтернативы, взять за него
на себя ответственность;
– ни о какой свободе человека не может быть речи, если его
поведение полностью предопределено обстоятельствами, и он
стиснут их рамками;
Подтверждение может быть приведено в иных формулировках.
Сформулировано понимание и приведено обоснование. 2
Сформулировано понимание ИЛИ приведено обоснование. 1
Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2
ценности свободы? Приведите обоснование любого из аргументов с
опорой на текст и знание курса.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Подтверждены ценности свободы:
– человечество приносило во все века жертвы во имя свободы;
– в юности проявляется естественная тяга к свободе;
– преступников наказывают лишением свободы.
2) Приведено обоснование одного из аргументов , например:
В качестве обоснования первого аргумента могут быть приведены
суждения:
– в древности рабы жертвовали своей жизнью во имя борьбы за
свободу, например, во время восстания Спартака;
– в средние века за свободу боролись крепостные крестьяне,
бедняки, жертвуя жизнями и идя на плаху;
– народы боролись против угнетателей и колонизаторов на свою
свободу, например американские колонии восстали в 1776 г. против
английского владычества.
В качестве обоснования второго аргумента могут быть приведены
– в юные годы люди стремятся преодолеть контроль родителей,
учителей, поступать вопреки их указаниям.
Может приведено иное обоснование любого из авторских аргументов.
Указаны три аргумента, приведено обоснование одного из них. 2 балла
Указаны один- два аргумента, приведено обоснование одного из них
ИЛИ указаны два- три аргумента, обоснование не приведено.
Указан один аргумент ИЛИ Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
правильный выбор, надо быть готовым к нему, иметь опыт
принятия подобных решений;
2) Примеры из истории , допустим:
– самоотверженная борьба женщин за избирательные права;
– борьба афроамериканцев во главе с М.Л. Кингом за гражданские
права и свободы;
– забастовки и выступления рабочих в России в 1903–1905 гг. за
социальные и политические права и т.д.
Могут быть приведены иные примеры из истории.
ИЛИ Обоснование в явном виде не дано, но приведены два примера.
ИЛИ Приведен любой верный пример, обоснование не
представлено.
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ Ответ неверный.
Максимальный балл 3
C5 Рассмотрите ситуацию: в столицу на заработки приехал молодой
человек. Он не успел закончить среднюю школу, и у него не было
никаких специальных профессиональных навыков. В чем
ограниченность его профессионального выбора? Дайте ответ и
приведите в его обоснование цитату из текста.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение приведенного в задании факта, например:
ограниченность выбора связана с тем, что молодой человек не имеет
профессии, у него нет специальных знаний, поэтому его выбор
ограничен только неквалифицированными работами.
Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.
2) фрагмент текста: «Реализация свободы достаточно трудна:
необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые
результаты»
Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста. 2 балла
Дано правильное объяснение.
ИЛИ Приведен фрагмент текста.
Ответ неверный. 0
Максимальный балл 2
C6 В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем
полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».
Сформулируйте свое отношение к приведенной точке зрения. С
опорой на текст и обществоведческие знания приведите два
аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с позицией
2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора,
например:
в случае согласия может быть указано, что
– человек свободен, если он делает выбор исходя из своих
собственных желаний и устремлений, и ни кто ему их не навязывает
– человек должен соотносить выбор со своими индивидуальными
способностями, возможностями, навыками;
в случае несогласия может быть указано, что
– человек может действовать свободно и выбирать, даже если это не
соответствует его желаниям, например, выбирать партии в
парламент, если он никаких из них не знает и не поддерживает;
– выбор работы части связан не с личными способностями, а с
особенностями рынка труда, но все равно, человек выбирает из того,
что есть на этом рынке.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. 2балла
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент.
приведены два аргумента.
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены.
ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста,
приведен один аргумент.
ИЛИ Ответ неверный.
Максимальный балл 2
Вариант 2
Ключи
Ответы к заданиям с выбором ответа
Ответы к заданиям с кратким ответом
Методика написания эссе
составитель – А.В. Сметанин (Перм.ГНИУ, 2011)
Эпиграф :
«к моменту написания эссе
оно уже готово на 50-70%»
Формальные критерии (из вводной части задания) 1
Маленькие хитрости. 8
Часто встречающиеся проблемы.. 9
Шаблонная структура эссе. 9
Признаки эссе. 9
Технические вопросы.. 10
Приложение. 11
Формальные критерии (из вводной части задания)
Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
а) обоснование выбора темы является сложной частью эссе, его обязательно нужно придумать заранее, чтоб работа не стопорилась на первом же предложении. Есть два основных варианта обоснования:
Актуальность этой темы для современности,
До настоящего времени не прекращается дискуссия о пользе и вреде петровских преобразований для России. В этой эпохе пытаются искать начала всей последующей истории государства. Одни обвиняют Петра в варварских методах обновления страны, другие сожалеют об утраченной самобытности, третьи говорят о важности и своевременности свершённого рывка. В контексте этой дискуссии мне хотелось бы высказать собственное мнение о роли данной эпохи. … Одной из насущных проблем для современной России является поиск национальной идеи, некого элемента самосознания, способного сплотить граждан нашей страны. Пожалуй, первым примером поиска такой идеи можно считать историю крещения Руси, способствовавшего не только укреплению государственной власти, но и этническому сплочению восточных славян.Моя личная заинтересованность в данной теме. В крайнем случае, припишите себе то, что вас реально не интересует
Любой другой интересный поворот в обосновании не возбраняется, главное не пытайтесь пробить консервативное жюри чем-то безумным.
б) постановка задач эссе
Здесь необходимо изложить, зачем Вы пишите это эссе, чего ждать читателю от эссе в дальнейшем
Прежде всего, необходимо согласиться или не согласиться с цитатой, при этом не пересказывайте её
Во-вторых, чётко обозначить свою позицию по проблеме, что Вы собираетесь сейчас доказать.
2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
а) Ваше эссе не должно копировать текст учебника. В эссе должны быть Ваши мысли, Ваш живой язык. Лучше всего писать от первого лица.
б) не впадайте в другую крайность и не пытайтесь быть излишне оригинальными или неформальными, не подменяйте аргументы эмоциями.