Пир валтасара значение фразеологизма. Сюжет в искусстве

Согласно историческим данным Набонид, последний царь великой Вавилонии (территория современного Ирака) был отцом Валтасара. Набонид сделал сына регентом и наделил его полномочиями по защите Вавилона. В 539 г. до н. э. при защите города от персов Валтасар погиб. О пире Валтасара накануне роковой ночи и пророчестве его гибели написаны произведения:


  • "Комедия о Данииле" – произведение немецкого драматурга и поэта XVI века Г. Сакса;

  • "Мистический и подлинный Вавилон" – книга драматурга «золотого века», испанца Педро Кальдероне де ла Барка;

  • "Повесть о Валтасаре Вавилонском" – древнерусское неизвестного автора.

Библейская притча

Этой истории посвящена глава Библии, а именно Книга пророка Даниила. С этой библейской притчей связан «Валтасаров пир».


В Книге Даниила сказано, что Валтасар был сыном Навуходоносора II и стал последним царем Вавилона. В то время, когда персидская армия стояла под вратами Вавилона, Валтасар устроил роскошнейшее пиршество для вельмож и их жен. Вино пирующие пили из серебряных и золотых святых сосудов, привезенных Навуходоносором из Иерусалима. При этом взяты драгоценные сосуды были в Доме Божием.


В разгар вакханалии на стенах царских покоев невидимая рука начертала надпись, которую мудрецы не могли растолковать. И только пленный Даниил разъяснил царю ее значение. Вот как об этом сказано в Библии: «вот и значение слов:


мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему;


текел - ты взвешен на весах и найден очень легким;


перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».


В эту же ночь пророчество сбылось – царь Валтасар был убит, а царство Вавилонское принял Дарий Мидянин.


Благодаря библейской легенде имя «Валтасар» стало синонимом беспечности, святотатства, гордыни, невоздержанности, а выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным и в буквальном смысле означает разгульное, безудержное веселье в преддверии опасности, беды, катастрофы. В переносном смысле фразеологизм употребляют, когда говорят о распущенности и безбожии «сынов человеческих».

Стремление отрицать ритуальную подоплеку во всех случаях преступлений с участием евреев доходит до смешного особенно в научных работах светских историков, претендующих на звание специалистов по конспирологии. Так один из исследователей темы цареубийства с неподдельным недоумением заявляет: «Ведь расстреливали же за что-то и царских детей, и убивались по гораздо меньшим поводам сотни тысяч других детей того же возраста в то жестокое время, и едва ли убийцы углублялись при этом в сложнейшую метафизику (хотя начертал же что-то там такое про Вальтасара кто-то из убийц в Ипатьевском доме!)» (В.Брюханов, Трагедия России. Цареубийство 1 марта 1881 года, М., с.140).
Убийство Царской Семьи сопровождалось некоторыми загадочными обстоятельствами и подробностями, на которые обратило внимание правительственное следствие и которые придают убийству Царской Семьи глубоко символический и духовно-таинственный смысл.
На южной стене подвальной комнаты, в которой было совершено убийство, следователь Сергеев обнаружил надпись, сделанную на немецко-еврейском жаргоне: «Belsatzar ward in selbiger Nacht // Von seinen Knechten umgebracht » (В эту самую ночь Валтасар был убит своими холопами).
Еврейско-немецкий жаргон, язык идиш широко использовался в первое время как испытанное средство конспиративного общения в большевицкой среде. Широко пользовался языком идиш для конспиративных целей основатель ВЧК Дзержинский, который научился читать по-еврейски от матери.
Карл Радек вспоминал: «Мы смеялись позже, что в правлении польской социал-демократии, в которой был целый ряд евреев, читать по-еврейски умел только Дзержинский, бывший польский дворянин и католик» (Карл Радек. Дзержинский. //А. Луначарский, К. Радек, Л. Троцкий.Силуэты: политические портреты. М.: Политиздат, 1991. с. 285).
Кадровый состав руководящих органов ОГПУ-НКВД в первые 30 лет их существования, по имеющимся данным, почти на сто процентов, состоял из евреев (А. Дикий, Евреи в СССР). Из конспиративной еврейской среды язык идиш распространялся в другие социальные слои, например, в уголовный мир, где владение им служило знаком посвящения. Нравы, обычаи и самый язык уголовного мира настолько отчетливо указывают на его всецелую принадлежность к талмудическому еврейству, что это еще в 30- годы дало повод одному из руководителей института еврейской культуры Науму Штифу, в связи с потребностями момента ратовавшему за большую практическую отдачу работы его сотрудников, с откровенностью заявить, что «терминологический словарь языка идиш для милиции важнее всех исследований о происхождении каких-то древнееврейских корней» (А. Гринбаум, Еврейские науки и научные учреждения в Советском Союзе, М.-Иер., 1994, с. 39).
Исследователи установили, что надпись представляет собой слегка измененную 21 строфу поэмы Гейне «Валтасар». Вместо слова Balthasar - Валтасар, которое стоит в подлиннике, на стене Ипатьевского дома было написано Belsatzar (Бельзатцар), то есть, белый царь. Таким образом, сделавшие эту надпись допустили замысловатый каламбур, «игру слов» с именами белого и красного царя. В исконной транскрипции имя вавилонского царя Balthasar (baltas, лит, «белый», по Фасмеру, hasar, «красный») может читаться как бело-красный, что соответствует достоинству короны двучастного красно-белого царства, каковым по преемству от древних восточных монархий являлась вселенская держава русских царей. Название вавилонского божества Ваала, Вила или Бела (исконнородственно древнеиндийскому bhalam, «блеск, свет, сияние», божества солнечного и небесного света и огня), присутствующее в имени Валтасар (Ваал дает царство), коррелирующее с аббревиатурой имени узурпировавшего самодержавную власть «красного» царя России - ВИЛа, содержит прозрачный намек на переход властной харизмы Государства Российского под знамя «красных» (хазар).
Первоисточник этой библейской реминисценции находится в книге пророка Даниила. Халдейский царь Валтасар устроил пир, во время которого приказал подать для гостей священные сосуды, которые его отец Навуходоносор вынес из Иерусалимского храма. За это его постиг гнев Божий. «В тот самый час, - говорит книга пророка Даниила, - вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Дан.5, 5).

Никто из обаятелей и мудрецов халдейских не смог прочитать написанного, и только пророк Даниил объяснил надпись: «Послана от Него (Бога) кисть руки и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: мене, -исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Текел, -ты взвешен на весах и найден очень легким. Перес, -разделено царство твое и дано мидянам и персам… В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит» (Дан. 5, 24-30).
Генерал-лейтенант М.К. Дитерихс, возглавлявший расследование убийства Царской Семьи, замечает по поводу надписи, оставленной убийцами на стене Ипатьевского подвала. «Как смерть халдейского царя определила собой одну из крупнейших эр истории – переход политического господства в Передней Азии из рук семитов в руки арийцев, так смерть бывшего российского Царя намечает другую грозную историческую эру – переход духовного господства в Великой России из области духовных догматов Православной веры в область материализованных догматов социалистической секты…», а точнее, законов талмуда о расовом превосходстве евреев над окружающими народами, оправдывающих их порабощение и геноцид. Магический смысл парафраза двустишия из Гейне состоит в том, чтобы переложить вину за кровь русского Царя на его русских подданных, которые присутствовали при совершении ритуального цареубийства как обязательные в таком случае свидетели и соучастники. В сентябре 1919 года на инсценированном в Перми судебном процессе под председательством главного организатора цареубийства Янкеля Свердлова был вынесен смертный приговор группе русских по национальности эсеров из Екатеринбургского совета за якобы «самовольную расправу» над Царской Семьей.
Кто же был автор символического двустишия на стене Ипатьевского подвала? Исследователи сходятся на том, что им мог быть некий еврей «с черной, как смоль, бородой», прибывший, по-видимому, из Москвы с собственной охраной к моменту убийства в обстановке крайней таинственности» (Р.Вильтон). С ним согласен М.К.Дитерихс. О «еврее с черной, как смоль, бородой», прибывшем накануне убийства в Екатеринбург в отдельном охраняемом вагоне сообщает и Ушкуйник. Этот эмиссар посетил и урочище Четырех Братьев, где были разрублены и сожжены тела принесенных в жертву Царя, Его Семьи и Их слуг. Там от тел Государя, Государыни и Наследника были отделены головы. Что это за таинственная личность, фигурирующая в показаниях свидетелей и упоминаемая участниками расследования? Раввин, цадик, мистический «труб(п)очист»?
Гораздо более важным, чем выяснение авторства, значения и смысла, представляется, однако, вопрос об адресате символического надписания, о том, кому предназначалось таинственное послание.
Менее чем через десять дней после убийства Царской Семьи в Екатеринбург вошли передовые белые части. И с первых же шагов правительственное расследование цареубийства попало под неусыпный контроль еврейства. «Боялись мести евреев, в которых подозревали главных виновников. Большинству министров убийство представлялось событием досадным, ибо следствие уже подметило наличие в нем еврейского элемента», - пишет Р. Вильтон («Последние дни Романовых», Берлин, 1923 г., с. 11).
Вести расследование был назначен член Екатеринбургского Окружного Суда выкрест из евреев И.Сергеев. «Министр юстиции, бывший петербургский адвокат, сосланный в Сибирь, оказывал давление на следствие. Он сам в этом признался письменно. Вот его заявление, сделанное представителю Еврейского Объединения (Альянс Израилит): «Г.Старынкевич, высказывая мнение, что русские военнослужащие были убеждены в соучастии евреев, заявил, что ему пришлось возражать на эту точку зрения…», - пишет Р. Вильтон (с. 104).
Для более пристального контроля над следствием в составе французской военной миссии, возглавляемой генералом Жаненом, в штаб Колчака прибыл майор французской армии Зиновий Пешков, родной брат (!) Янкеля Свердлова, одного из главных организаторов цареубийства, крещеный и усыновленный писателем Максимом Горьким (Пешковым). Белогвардейская пресса отмечала позже тот факт, что во врангелевском Крыму, под командованием Жанена вместе с майором Зиновием Пешковым находился граф дю Мартель, женатый на свояченице Ротшильда («Двуглавый Орел»).
Р.Вильтон пишет: «Изречение из Гейне о Валтасаре, написанное на обоях комнаты, где произошло убиение Царской Семьи, сделано справа у самого входа, а рядом с окном, как раз напротив того места, где был убит сам Царь, оказалась каббалистичесая надпись». Эта надпись состоит из четырех каббалистических знаков и двустишие из Гейне, являющееся реминисценцией библейского рассказа о пире Валтасара, наводит на сопоставление этих знаков со словами, начертанными на стене царского чертога таинственной рукой: «Мене, мене, текел, упарсин». «На самом краю подоконника, - продолжает Р. Вильтон, - чернилами сделаны одна над другой три надписи: «1918 года», «148467878», а вблизи их написано такими же чернилами и тем же почерком «87888». В некотором расстоянии от этих надписей на обоях стены такими же чернилами и такими же толстыми линиями написаны какие-то знаки, имеющие следующий вид:

Читатель, если он посвящен в тайны, поймет».
В самом конце второго издания своей книги Р. Вильтон возвращается к значению этих загадочных надписей. «Надпись, сделанная каббалистическими письменами на стене комнаты убийства в доме Ипатьева, была воспроизведена в английском издании моей книги (в 1920 г.), по этому поводу я получил несколько писем от лиц, сведущих в криптографии. Установлено, что секретные «коды» некоторых обществ, которые имеют свои главные управления в Германии и в которых заведомо участвуют евреи, заключают в себе письмена, подобные Екатеринбургской надписи. Не имеем ли мы здесь дело с тайным сношением между соучастниками? Вот несколько выдержек из письма, полученного мною, от лица весьма осведомленного, от г-жи Неста Уэбстер, автора замечательной книги о французской революции, в которой она воскрешает данные того времени, доказывающие, какую деятельную роль играли евреи в подготовке и взрыве революции 1789 года. «Проследив роль немецких иллюминатов во всех революционных движениях прошлого века, я убеждена, что нынешняя большевистская власть получает указания от тайного общества, имеющего свое управление, вероятно, в Германии... Весьма примечательно, что из 4-х воспроизведенных Вами знаков, три похожи на знаки, которыми пользовались иллюминаты и которые напечатаны графом ле Кутле де Кантеле в его книге «Секты и тайные общества».
Дальнейшие расследования дали более положительные результаты. Три знака, употребляемые еврейскими тайными обществами в Германии, оказываются взятыми из старо-еврейского, самаритянского и греческого алфавитов, и обозначают «сердце» или в переносном смысле «главу» - духовную (еврейский знак), народную (самаритянский) и политическую или государственную (греческий). Этим точно обозначается такое лицо, как русский Царь. Снимок стены с надписью показывает цифры на подоконнике, написанные «такими же чернилами и такими же толстыми линиями» лицом, стоящим у стены. По-видимому, в таком же положении сделана надпись на стене, следовательно, нужно читать сбоку. Тогда ясно отмечается греческая лямбда. Вероятно, точное значение и надписи, и таинственных цифр на подоконнике станет со временем известно, но из сказанного достаточно ясно, что надписи сделаны с преднамеренной целью и сделаны, лицом, близко знакомым с каббалистикой, и также, судя по почерку, лицом, обладающим сильным, даже жестоким характером».
Особое внимание в этом рассуждении Вильтона в связи с версией об отделении Честных Глав царственных мучеников цареубийцами следует обратить на то, что три знака могут обозначать голову.
Некто Энель в своей брошюре «Жертва» дает такую расшифровку каббалистической надписи в подвале Ипатьевского дома: «Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы». Однако такое толкование нельзя признать исчерпывающим.
Подобно тому, как некоторые животные метят принадлежащие им территории и предметы, так и человечество с древнейших времен употребляет для этой цели специальные владельческие знаки, или так называемые «резы» или «тамги». Энель пишет: «Если вспомнить все процессы ритуальных преступлений, которые были раскрыты во все времена, то замечается, что эти преступления всегда отмечались мистическими надписями или на теле жертвы, или на месте преступления». Переводчик брошюры Энеля делает примечание к этому тексту: «Лицо, участвовавшее в раскрытии дела Ющинского, нам сообщило, что на стене пещеры, где нашли труп, была надпись из каких-то непонятных знаков». Тогда эта надпись не привлекла внимания следствия. В современной России, по утверждению политолога, уличные «граффити – это знаки, показывающие границы влияния молодежных банд» (А.Щербаков, С чем идет Россия в грядущее десятилетие, РВ,№ 26, 2009).
В Израиле «в ночь с 10 на 11 декабря 2009 года на стенах Троицкого собора Русской Духовной Миссии со стороны алтарной части и притвора большими красными буквами неизвестными были сделаны надписи на иврите «Смерть» и «Смерть христианам» (РВ,№ 26).
Подобная сигнализация тайными еврейскими террористическими организациями использовалась и в годы Второй Мировой войны. Так, в Тель-Авиве в результате столкновения между враждующими еврейскими группировками 12 февраля 1942 года был убит глава группы «Лехи» Абрам Штерн по кличке «Яир». На месте его убийства была оставлена надпись, которая в еврейском источнике прочитывается, как «Некама»,- что означает «месть». Любопытно, что, если учесть разницу в почерках, то три из четырех знаков разительно похожи на знаки Екатеринбургского граффити.

«Лозунг «Некам», то есть мщение, раздается в высших капитулах масонства очень часто, но его относят будто бы к мщению убийцам Хирама, строителя храма Соломона. В степени кадоша президент явно объясняет, в чем сущность дела: «Степени (масонства), которые вы раньше прошли, не научают ли вас применить смерть Хирама к трагическому и зловещему концу Якова Моле (...). Ваше сердце не приготовлено ли к мщению, и не чувствуете ли вы неумолимой ненависти к трем изменникам, которых вы клялись ненавидеть и на которых вы должны отомстить смерть Якова Моле? Вот, мой брат, истинное масонство, каким оно нам передано» (Epiphanius. Maзonnerie et sectes secrиtes: le cotй cache de l’Histoire. 2005).
Каббалистической надпись, с талмудическим проклятием русскому Царю, не является ли в то же время своеобразным «братским приветом» (от Свердлова к Свердлову), не только сообщающим об исполнении приговора, но и оповещающим «братьев» по крови и масонскому посвящению о необходимых мерах по сокрытию следов и дальнейшем магическом использовании события преступления.
«Вычитали им бумагу, в которой было сказано: «Революция погибает, должны погибнуть и вы». После этого в них начали стрелять» (Н.Росс, Гибель Царской Семьи, с.113, Показания Марии Медведевой). Эта деталь повторяется также в показаниях других свидетелей и наводит на мысль о сопоставлении зачитывания приговора (или другой ритуальной фразы) с обрядом посвящения жертвы, предполагавшим наложение руки либо произнесение специальных заклинаний.
Из показания Проскурякова: «Хорошо помню, что, передавая мне про бумагу, которую Юровский вычитывал Государю, он назвал ее, эту бумагу «протоколом» (Н.Росс, с.277). Но на дипломатическом языке «протокол» означает то же, что ритуал. «Дерябин видел через окно, что Юровский говорил что-то, маша рукой» (Н.Росс, с.341,Показания Анатолия Якимова). Взмах рукой при чтении приговора подтверждает в своих воспоминаниях и чекист М.А. Медведев (Кудрин): «Яков Михайлович повышает голос и рукой рубит воздух» (Ю.Жук, Исповедь цареубийц, М., 2008, с.188). Потрясание рукой при чтении молитв или произнесении проклятий древний иудейский жест, восходящий к потрясанию куском жертвенного мяса возле алтаря «пред Господом». Каждое синагогальное действо, согласно Брокгаузу и Ефрону, заканчивается «священническим благословением или воздеянием рук».
Анализируя каббалистическое надписание на стене Ипатьевского подвала, состоящее, по его мнению, из повторений еврейской буквы « ζ» (ламед) на нескольких языках, Энель сообщает: «По собственному смыслу «ламед» означает – «разогнутая рука». Это понятно из формы рисунка, который ничто иное, как сокращение древнего египетского иероглифа «Lusain», изображающего человека, разгибающего свой бицепс, как бы для удара. Отсюда проистекает символический смысл «ламед» - мщение, и, наконец, как развитие этого же символа - насильственная смерть» (Энель, Жертва,1925 г., с.13).
Любопытно, что, как говорят, вскоре после революции в городе Свияжске был установлен памятник Иуде Искариотскому, который был изображен скульптором в хорошо известной жреческой позе с поднятым к небу кулаком. М.К.Дитерихс замечает: когда «во время одного неудачного для него столкновения с белогвардейской командой под Тагилом Хохряков (один из цареубийц – прим.) был убит, тело его доставили в Пермь, где состоялось торжественное погребение на театральной площади в центре города. Как народному герою советского царства ему был воздвигнут особый памятник, изображавший, по рассказам, громадный кулак с зажатым в пальцах красным знаменем» (Дитерихс, с.374).
Надписание текста приговора или вины осужденного на казнь преступника, практиковавшееся у древних иудеев, как известно, еще во времена Иисуса Христа, было начертано на дощечке или титле, прибитом к верху Креста Спасителя на трех языках – еврейском, греческом и римском с означением вины Распятого: «Иисус Назярянин Царь Иудейский», и могло означать также заклинательную формулу, указывающую на совершение искупительной жертвы. Такой двоякий смысл имеет надписание, сделанное по-еврейски на титле Креста Спасова: «И.Н.Ц.И.», означающее как вину Осужденного, «Царь Иудейский», так и жертву искупления, что подтверждается словами первосвященника: «Уне (лучше) есть единому человеку умрети за люди» (Ин.,18,14).
Обратившись к расшифровке таинственных знаков из Ипатьевского подвала, нельзя не заметить, что они содержат каббалистическое надписание имени мистического убийцы русского Царя, сопостата и похитителя Российского Самодержавного Престола, как начертание на стене дворца Валтасара заключает в себе имя персов, покоривших Вавилон, и титло на Кресте Спасителя имя распявших Его иудеев.
Практика магических заклинаний или проклятий с помощью знаков и надписаний известна с древнейших времен. Авторы средневекового трактата об инквизиции «Молот ведьм» замечают: «По словам Августина (О граде Божием) демоны вызываются с помощью известных низших тел, как, например, трав, камней, животных, а также с помощью известных звуков, слов и знаков». И в другом месте: «Нельзя отрицать значения чародейских рисунков при колдовании».
Исходя из обоюдоострого характера той невидимой брани, которую подвижники ведут с демонами и приверженными им людьми, всякое оружие, направляемое нечестивыми против христиан, может быть обращено на них самих. «И сами нападающие на род человеческий не менее употребляют труда, усиливаются, чтобы возмогли одержать над всяким ту победу, какой желают, чтобы не пало на них то посрамление, которое осталось бы на нас, если бы мы были поражены ими» (Св. Иоанн Кассиан). Сказанное в полной мере относится и к нападающим с помощью каббалистических начертаний, которые силой Божией обращаются на нападающих, как и иные Страсти Христовы, или Честный Крест.
Перечисляя действенные средства для охранения себя от нападения демонов, авторы «Молота ведьм» замечают: «Большую предохранительную силу для мест, людей и животных имеют слова победного титла нашего Спасителя, если они на четырех частях какого-либо места написаны: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Не таково ли значение для почитающих память Царственных мучеников и каблограммы, начертанной на стене Ипатьевского подвала цареубийственной рукой. Николай Козлов

Драматическая история крушения Нововавилонского царства превращена в новеллу, объясняющую падение Вавилона преступлением против Яхве. Пророк Даниил, верный Яхве, противостоит идолопоклоннику Валтасару. Посредницей между этими персонажами-антиподами выступает царица, напомнившая сыну о на, равна 60 весовым единицам, текел - сикль, равный одной единице, перес - парсин, равный полмине или тридцати текелям, в целом же это выраженная числами длительность Нововавилонского царства. Интерпретация, предлагаемая библейским автором, исходит из того, что два первых слова - это глаголы «исчислен», «разделен» и третье слово «перес» означает «персы».


После смерти Навуходоносора власть в Вавилоне принял сын его Валтасар. По этому случаю он устроил великое пиршество для вельмож своих и пировал много дней, надеясь на крепость стен вавилонских и не думая о том, что к городу подошли мидяне и персы.

В один из дней приказал Валтасар принести золотые сосуды, взятые Навуходоносором из храма в Иерусалиме. И пили из них царь, и жены его, и наложницы его, пили и славили своих идолов, изваянных из золота и серебра, меди и железа, дерева и камня. И вдруг на стене появились персты руки человеческой и начали выводить письмена.

Изменился Валтасар в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его стали биться одно о другое. Немного опомнившись, призвал он гадателей и мудрецов, приказав, чтобы они прочли написанное черным по белому. Но ни один из мудрецов и гадателей не понимал написанного, И снова Валтасар изменился в лице, а вельможи его смутились.

Вошла тогда в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность лица сына и дрожание членов, сказала:

Есть в твоем царстве муж, в котором обитает Божий Дух. Имя ему Даниил. Отец твой испробовал его мудрость и назначил старшим над гадателями.

Так был приведен Даниил в дом пиршества, и ему было приказано прочесть надпись на стене и объяснить, что она значит.

Ты, Валтасар, - начал Даниил издалека, - не понял уроков, преподанных нашим Господом отцу твоему Навуходоносору. Ты не смирил своего сердца и осквернил золотые сосуды Яхве перед лицом богов своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. За это послал Яхве кисть руки и начертал надпись.

Что же означает эта надпись? - нетерпеливо перебил Валтасар. - Ответь, и получишь дары великие и почести небывалые.

И ответил Даниил царю так:

Оставь дары свои у себя! Почести воздай другому. Написанное же прочту и объясню, но перед этим выслушай меня, царь и господин. Бог высочайший даровал отцу твоему царство, мощь, честь и славу. Все народы, люди и языки испытывали страх и трепет перед властью, какой он его наделил. Убивал он, кого хотел, но мог и оставить жизнь, кого хотел - возвышал, кого хотел - унижал. И оттого переполнилось гордыней сердце его, стал он дерзким и надменным. И потому лишен он был чести и власти, отлучен от людей, сердце его уподобилось звериному

{257} . И должен он был жить среди онагров, жрать траву, как вол. Тело его орошалось росою небесною, пока не осознал он того, что над царством человеческим имеется власть Бога Всевышнего и царем становится лишь тот, кто Богу угоден. Ты же, Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, а, напротив, восстал против Владыки Небес, приказал доставить сосуды из дома его и пил из них вместе со всеми вино, к тому же восхваляя серебряных, золотых, бронзовых, железных, деревянных и каменных богов, у которых нет ни зрения, ни слуха, ни чувств никаких, ни понимания. Бога же, в руках которого дыхание твое и все пути твои, ты не славил. Поэтому и была ниспослана эта кисть рукл - ты взвешен на весах и найден легковесным, Перес - поделено царство твое между мидянами и персами.

Валтасар-царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.

Пир Валтасара. Рембрандт .

В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам". "В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30).

Книга пророка Даниила

Полночный час уж наступал; Весь Вавилон во мраке спал. Дворец один сиял в огнях, И шум не молк в его стенах. Чертог царя горел как жар: В нём пировал царь Валтасар, - И чаши обходили круг Сиявших златом царских слуг. Шёл говор: смел в хмелю холоп, Разглаживался царский лоб, - И сам он жадно пил вино, Огнём вливалось в кровь оно. Хвастливый дух в нём рос. Он пил И дерзко Божество хулил. И чем наглей была хула, Тем громче рабская хвала.

ПИР ВАЛТАСАРА «Трагедия Валтасара это манифестация божественного правосудия, грозное предупреждение тем, кто легкомысленно забывает, что над ним надзирает Всевышний...»

Из дневника Клары Шуман за 1854 год. «В пятницу, 17 февраля, ночью - мы недавно улеглись - Роберт поднялся с постели и записал тему, которую, как он сказал, напели ему ангелы. Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами. Наступило утро, а с ним и ужасная перемена! Ангельские голоса превратились в голоса демонов с ужасной музыкой; они говорили ему, что он грешник, что они низвергнут его в преисподнюю. Он кричал от страданий, потому что демоны в образе тигров и гиен набросились на него, хотели растерзать, и оба врача, которые, к счастью пришли довольно скоро, едва могли его удержать».

Роберт Шуман и Клара

Когда посланцев ада снова меняли вестники небес, взор его был полон блаженства, «но это неестественное блаженство, пишет Клара, точно так же разрывало мне сердце, как когда он страдал от злых духов». Часто бывали моменты, в которые он просил жену уйти, говоря, что способен ее убить.

Утром 27-го Шуман проснулся в какой-то необычно даже для этого нового его состояния меланхолии и сказал: «Ах, Клара, я не стою твоей любви». Вскоре вслед за тем он выбежал на улицу в одном сюртуке, в ужасный дождь, без сапог, без жилета. «Что я почувствовала, мне не описать, помню только, что у меня как будто перестало биться сердце. Все бросились его искать, но тщетно, пока, примерно, через час его не привели домой двое неизвестных; где они его нашли и как - я не могла дознаться».

Сверкнувши взором, царь зовёт Раба и в храм Иеговы шлёт, И раб несёт к ногам царя Златую утварь с алтаря. И царь схватил святой сосуд. "Вина!" Вино до края льют. Его до дна он осушил И с пеной у рта возгласил: "Во прах, Иегова, твой алтарь! Я в Вавилоне бог и царь!"

Начало осени 539 года до Рождества Христова. Вавилонское царство воюет с персами и мидянами. Их предводитель, Кир, как пишет древнегреческий историк Ксенофонт, узнает, что у врага наступает такой праздник, во время которого весь город гуляет и пьёт. В эту-то ночь, едва стемнело, он с помощью рвов отводит реку и по обмелевшему руслу входит в Вавилон. В центре ещё ничего не знают о том, что происходит на окраинах.

Во дворце идет пир. Для поднятия боевого духа зал превратили в пантеон, куда были собраны все идолы покоренных халдеями народов. Одной из главных побед империи, о которой сейчас надо было напомнить военным, считалось завоевание Иудеи. Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством. Тем не менее, золотые сосуды, вынесенные в свое время Навуходоносором из Иерусалимского Храма, были наполнены вином и розданы вельможам и гарему. Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния.

Лишь с уст сорвался дерзкий клик, Вдруг трепет в грудь царя проник. Кругом угас немолчный смех, И страх и холод обнял всех. В глуби чертога на стене Рука явилась - вся в огне... И пишет, пишет. Под перстом Слова текут живым огнём.

«В тот самый час, - как сказано в книге Даниила, - вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Царь изменился в лице; и колени его стали биться одно о другое». Наступила немая сцена. Валтасар переводится так: «Ваал да хранит царя». И вот - небесный знак, из которого сейчас станет ясно, кто победил: Ваал или еврейский Бог.

Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

Книга пророка Даниила

Роберт - Кларе: «Ты была в то время маленькой интересной девочкой с упрямой головой и парой красивых глаз, для которой вишни были всем на свете. Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра. Это было разочарование, знакомое каждому художнику, если он продвигается вперед не так быстро, как он об этом мечтает. Я почти не находил признания. К этому прибавилась невозможность играть правой рукой». Стремясь улучшить технику, Шуман придумал себе специальный тренировочный механизм, который, в результате долгого использования, повредил ему указательный палец и почти парализовал средний. А вслед за этим на него обрушилась смерть одного брата и нежно любимой жены другого, Розалии.

И вот в октябре, продолжает Шуман, «в ночь с 17 на 18, мне внезапно пришла в голову самая страшная мысль, которая только может прийти человеку, - самая страшная мысль изо всех небесных кар - мысль потерять рассудок. Она захватила меня с такой силой, что все утешения, все молитвы умолкали перед нею, словно насмешки и издевка. Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить». Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания, и болезни, и отчаяния». В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки».

И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение.

Роберт Шуман

Июнь 1839 года. «В королевский высший апелляционный суд города Лейпцига. Прошение. Мы, нижеподписавшиеся Роберт Шуман и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать нам свое всемилостивейшее соизволение».

Это был, кончено, грандиозный скандал. Суд, прежде чем принять бумаги, потребовал, чтоб состоялась примирительная встреча отца с дочерью в присутствии священника. Вик на нее не пришел. Не явился и на первое заседание. Потом начал ставить немыслимые условия материального свойства, и, получив отказ, стал пользоваться совсем уж неблаговидными средствами и изо всех сил ронять молодых в глазах общественного мнения.

В декабре он, наконец, предстал перед законом, и обвинил Роберта в беспорядочном образе жизни и пьянстве (опровергать это нужно было в течение шести с половиной недель при помощи свидетелей). Когда Клара, на вопрос судьи, с кем она желала бы покинуть зал, решительно ответила «С моим возлюбленным!» Вик заорал: «Тогда я прокляну тебя! И дай Бог, в один прекрасный день ты придешь к моему дому нищенкой, с кучей детей!»

Из дневника Клары Шуман:

Он был взвинчен до последней степени - настолько, что председатель вынужден был лишить его слова, - мне это всякий раз ранило душу - я едва смогла вынести, что ему приходилось испытывать подобное унижение. Этот день развел нас навеки, по крайней мере, разорвал нежные узы, связывающие отца с ребенком, - и сердце мое как будто разорвалось.

«Никогда не забывай, - пишет Шуман в своем блокноте, - того, что пришлось пережить Кларе ради тебя». Годы терзаний привели к процессу, который отцу удалось тянуть ещё полгода, но, в конце концов, он его проиграл, и 12 сентября 1840 года Роберт и Клара стали мужем и женой. Шуман возблагодарил Небо, сочинив в этот знаменитый год 138 великолепных песен на стихи Байрона, Гёте, Бёрнса... Радостные, печальные - все они говорили об одном, и только одна баллада Гейне, как кажется, затесалась в этот гимн торжествующей любви случайно. «Валтасар».

Взор у царя и туп и дик, Дрожат колени, бледен лик. И нем, недвижим пышный круг Блестящих златом царских слуг. Призвали магов; но не мог Никто прочесть горящих строк. В ту ночь, как теплилась заря, Рабы зарезали царя.

Странная песня в медовый год; да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям». Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства. Может, в болезни он мало уповал на Бога? Может, это предчувствие беды? Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол, и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет».

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит.

Книга пророка Даниила

«Посвятить свои силы духовной музыке, - пишет Шуман - это, пожалуй, всегда наивысшая цель музыканта. Однако в молодости все мы ещё так прочно коренимся в земле...» История его духовного творчества начинается с женитьбы. После «Валтасара», в течение трех лет он работает над ораторией «Рай и Пери». Изгнанная Пери ищет дар, который поможет ей вернуться на Небо. Капля крови, пролитая юношей в борьбе с тираном, не помогает ей. Ни последний вздох девушки, отдавшей жизнь за возлюбленного. Ее спасает слеза раскаявшегося разбойника.

Пред Богом плачущий злодей Лежал недвижим перед ней, К земле приникнув головою; И сострадательной рукою, К несчастному преклонена, Как нежная сестра, она Поддерживала с умиленьем Главу, нагбенную смиреньем; И быстро из его очей В мирительную руку ей Струя горячих слез бежала; И на небе она искала Ответа милости слезам... И все прекрасно было там!

Успех «Рая и Пери» был неожидан и столь велик, что на Рождество Вик послал Роберту примирительное письмо. Радостный ответ пришел ему из России. «Клара играла у императрицы! О красоте Зимнего дворца она расскажет Вам при встрече. Это как сказка из «Тысячи и одной ночи»... На нас нагнали страху перед путешествием в Москву; но, поверьте мне, я должен теперь смеяться над теми страшными картинами, что рисовало мне мое воображение в Лейпциге. Только здесь все очень дорого...»

Клара могла, наконец, вздохнуть спокойно. Но тут, едва он успел добраться до дома и обняться с тестем, врачи ставят Шуману диагноз «психическое расстройство» и настоятельно рекомендуют отдохнуть от музыки.

Семья дала ему силы продержаться ещё целых десять лет. До того самого ужасного февраля, в который Шуман сбежал из дома и бросился с моста в Рейн. Спасенный рыбаками, он вскоре был отправлен в лечебницу для душевнобольных. Доктора запрещали им встречи, и только за два дня до смерти Клара смогла его навестить. «Он улыбнулся, - пишет она в дневнике, - и с трудом обнял меня. Я никогда этого не забуду. За все сокровища мира я не отдала бы этого объятия. Мой Роберт, так должны мы были свидеться, с каким трудом должна была я отыскать твои любимые черты! Два с половиной года назад он был оторван от меня и даже не смог проститься со всем, что приросло к сердцу. И вот теперь я тихо лежала у его ног, едва смея дышать, и он лишь временами дарил мне взгляд, хотя и затуманенный, но столь неописуемо кроткий... Мою любовь он унес собой».

И Там, казалось, ликовали: Как будто ангелы летали С веселой вестью по звездам; Как будто праздновали там Святую радость примиренья - И вдруг, незапного стремленья Могуществом увлечена, Уже на высоте она; Уже пред ней почти пропала Земля; и Пери... угадала! С потоком благодарных слез, В последний раз с полунебес На мир земной она воззрела... "Прости, земля!.." - и улетела.

Живопись русских художников
Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Холст, масло, размер 81 × 140 см.
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение великого Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь Валтасар и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника в самый напряженный момент осады Вавилона беспечный царь Валтасар устроил грандиозный пир, на который приглашены были тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова.

Книга пророка Даниила (Даниил, V, 1–30)
Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин". Это означало: "Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел – ты взвешен и найден очень легким; упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам". "В ту же самую ночь, – продолжает библейское повествование, – Валтасар, царь халдейский, был убит" (Даниил, V, 30).