Кто и как сверг государя Императора Николая II. Реакция на свержение царя церкви и лидеров белого движения

Эфиопия стала частью корпорации СССР с 1974 после военного переворота, организованного советским правительством. Мир был поделён не в 1945 году, как этому учит официальная история, а в 1973-74 гг по результатам войны во Въетнаме. Мы представляли себе СССР исключительно по той политической карте мира, которая висела в школьном кабинете географии, это было 15 союзных республик. Оказывается, многие страны попали под влияние и управление корпорации СССР после 1974 года, в том числе и африканская страна Эфиопия. Там тоже была монархия, такая же как и в Российской империи, то есть правление мегагосударства.
Корпоративная советская братва недолго наслаждалась своей властью в подчинённой ей Эфиопии: в 1991 году рухнул СССР, настало время перемен. Страна была в состоянии банкротства.Куда исчезло сказочное богатство свергнутого императора? Учитывая нестабильную обстановку в мире, император, вероятнее всего, благоразумно хранил свои активы в секретных местах, а в Эфиопии использовались суррогатные или чрезвычайные деньги.

император Эфиопии Хайле Селассие I

В Эфиопии 40(1974) лет назад был свергнут император Хайле Селассие I, ставший после смерти растафарианским богом Джа.https://www.svoboda.org/a/26578627.html

12 сентября 1974 года в результате военного переворота, осуществленного группой офицеров-марксистов, был свергнут последний император Эфиопии Хайле Селассие I, один из самых известных монархов XX века, самодержавно правивший своей страной 44 года и считавший себя потомком легендарных царя Соломона и царицы Савской.
Его полный титул звучал как "Царь Царей, Властитель Господ, Лев Иудейский, Избранный Богом и Светом Мира", само же имя "Хайле Селассие" означало "Сила Троицы".

​Хайле Селассие был императором одного из древнейших христианских государств планеты и практически единственной страны "Черной Африки", никогда, за исключением короткого периода перед и во время Второй мировой войны (когда Эфиопия на несколько лет была захвачена фашистской Италией), не только не являвшейся колонией ни одной европейской державы, но и поддерживавшей с Европой и всем миром равноправные отношения. За время своего правления он успел лично познакомиться почти со всеми выдающимися политиками эпохи, со многими учеными, писателями и общественными и религиозными деятелями, чьи имена до сих пор формируют наши представления о развитии мира в середине XX века.

До сих пор покойный император Эфиопии почитается во всем мире растаманами - как воплощение их бога Джа на земле. Само название этого религиозного движения, "растафарианство", происходит от его титула и имени до коронации, "Рас (то есть верховный феодал, князь) Тэфери Мэконнын".

Хайле Селассие I, несколько раз лично водивший (хотя чаще безуспешно) своих почти необученных солдат в бой против итальянских фашистов, применивших в этой войне не только авиацию и танки, но и химическое оружие, стал символом борьбы Эфиопии против оккупантов. Независимость страны восстановилась при помощи британских войск в 1941 (1971) году, а император был награжден многими высшими орденами стран-победительниц во Второй мировой войне. В 1963 году во многом по его инициативе была создана Организация африканского единства (ныне - Африканский союз).

Вместе с тем к моменту свержения император, как на Западе, так и в странах социалистического мира, считался совершенно одиозным и кровавым деспотом , силой подавлявшим любое инакомыслие: например, официальное рабство в Эфиопии было отменено лишь в 1951(1971) году. Первую в истории Эфиопии конституцию Хайле Селассие даровал своим подданным в 1931(1971) году - и она во многом была списана с японской Конституции Мэйдзи 1890 года. Сотни тысяч людей в годы его правления умерли от голода (несмотря на помощь от США, СССР и Всемирного банка на общую сумму, с 1950 по 1970 годы, в 600 миллионов долларов, колоссальная сумма по меркам тех лет), что тщательно скрывалось властями от внешнего мира, были казнены или погибли во внутренних и внешних военных конфликтах, в первую очередь в Эритрее, присоединенной к Эфиопии после Второй мировой.

При этом Хайле Селассие всегда оставался одним из самых богатых людей планеты, владевшим золотыми приисками, корпорациями, предприятиями и недвижимостью в странах от Индии до Бразилии.

Вскоре после переворота император умер, по самой распространенной версии - был задушен в заключении, а тело его спрятали в уборной под полом в солдатских казармах.

После смерти Хайле Селассие I Эфиопия вступила на "социалистический путь развития" и стала ближайшим союзником СССР в Африке, в течение многих лет получавшим от Москвы колоссальную финансовую, материальную и военную помощь, а в стране начался "красный террор" и появилась масса советских и кубинских военнослужащих и гражданских специалистов. С 1974 года бедственное положение Эфиопии, на десятилетия оказавшейся под властью безжалостных леворадикальных революционеров во главе с Менгисту Хайле Мариамом и его последователями, лишь ухудшалось, и она еще глубже погрузилась в пучину голода, непрерывных внешних и внутренних военных конфликтов и тотальной нищеты.

После окончания войны во Въетнаме мир был поделён. Эфиопия отошла к корпорации СССР.

Хайле Селассие-Википедия, очень интересная статья.
Гражданская война в Эфиопии
Красный террор в Эфиопии

Предлагаю вашему вниманию очень интересные видео о жизни в Эфиопии 1970х гг: военный переворот, визит Елизаветы 2-ой, мирная жизнь во время правления Х. Селасси.

The old Ethiopia የጥንቱዋ አዲሳባ

Haile Selassie Enters Addis Ababa (1941)

Emperor Haile Selassie greets Queen Elizabeth of England in Addis Ababa, Ethiopia...HD Stock Footage

Haile Selassie in Moscow (1959) /slovak/

The old Addis Ababa Ethiopia የጥንቱዋ አዲሳባ

Rare footage of Addis Ababa in 1958

Цветные фото Эфиопии 1931(1971) года во время правления Хайле Селасси:

1931, Addis Ababa, Ethiopia --- A group of costumed warriors sit on the St George"s Cathedral steps

1931, Ethiopia --- A man sits, weaving the traditional garment known as a "chamma"

1931, Addis Ababa, Ethiopia --- The Governor of Tigre stands with the men of the American Mission

1931, Ethiopia --- This warrior poses in clothing made from a lion and rhinoceros

1931, Ethiopia --- Two men and their animals pose during their survey of Lake Tsana



June 1931, Addis Ababa, Ethiopia --- A statue honoring Monarch Menelik II stands by St George"s Cathedral.

1931, Addis Ababa, Ethiopia --- A large group of people gather for the coronation festivities

ca. June 1931, Ethiopia --- An informal group portrait of American dignitaries

ca. June 1931, Ethiopia --- An informal portrait of Empress Menen

ca. June 1931, Ethiopia --- An informal portrait of the archbishop of the Ethiopian church

1931, Ethiopia --- Fetawrari Mou lou Gueta, the Ethiopian Minister of War, is shown here

1931, Ethiopia --- Four men with rifles stand beside a decorated mule

1931, Addis Ababa, Ethiopia --- Soldiers pose with their weaponry during a coronation ceremony

1931, Ethiopia --- The Emperor poses in traditional, ceremonial, coronation clothing

(Images by W. Robert Moore/National Geographic Society/Corbis)

Миф о том, что «большевики свергли царя», скроен весьма неумело. Его появлением мы обязаны постсоветскому регрессу. Только очень бескультурный человек может транслировать подобную вопиющую ложь. О том, что большевики свергли царя, не сказано ни в одном, даже самом фальшивом документе.

Тем не менее, миф о «свергших царя большевиках» встречается сегодня сплошь и рядом. Политики и средства массовой информации постоянно вколачивают его в сознание по принципу «как известно».

Так, например, 22 апреля 2015 года в «Комсомольской правде» было интервью с писателем и историком А. Л. Мясниковым, озаглавленное: «Писатель Александр Мясников: Ленин свергал царя на немецкие деньги, а декабристы - на британские». Правда, в самом интервью так и не было рассказано, как же именно Ленин «свергал царя».

А 28 января 2016 года В. Жириновский в передаче Владимира Соловьева «Поединок» огульно обвинил Ленина в развале царской империи: «Сегодня радостный день. Вместе с миллионами наших граждан мы дадим самую отрицательную оценку всей деятельности Ленина, Сталина, большевистской партии за разгром двух великих государств - царской и советской России ».

Справедливости ради надо оговорить, что одной из предпосылок возникновения мифа о свержении царя большевиками стало преувеличение советским официозом роли последних в Февральской революции. Общее расплывчатое представление о значимости роли большевиков в революционных событиях 1917 года, доставшееся от советского времени, вкупе с повальной постсоветской безграмотностью и породило миф о свержении царя большевиками.

Рассмотрим, что представляла собой партия большевиков накануне и в начале революции и кто и как на самом деле свергал царя.


Большевики
и Февральская революция

Февральская революция началась 23 февраля в Петрограде с протестных выступлений рабочих и солдат. Антивоенные митинги, хлебные бунты и стачки переросли в вооруженное восстание.

Безусловно, большевики не питали ни малейшего пиетета к монархии. Конечно, восставшие рабочие и солдаты поднялись, в том числе, благодаря предшествовавшей агитации большевиков, как и членов других партий. Впрочем, эсеры имели куда больший авторитет в войсках. Да и численность большевистской партии была невелика.

После Февральской революции из подполья вышло около 23 600 большевиков . Однако множество членов РСДРП(б) на момент революции находились в тюрьмах и ссылках. Для сравнения, черносотенцев в 1916 году было 45 000 .

Большевики не стали организующей силой Февральской революции. На момент ее начала ключевые лица большевистской партии находились не в Петрограде. Ленин был в эмиграции в Швейцарии. Троцкий - в Америке. Сталин, Каменев, Свердлов, Орджоникидзе и еще несколько ведущих большевистских лидеров были разбросаны по ссылкам.

В Петрограде действовало Русское бюро ЦК РСДРП(б), возглавлявшееся А. Шляпниковым, В. Молотовым и П. Залуцким. Задача повести за собой восставшие массы оказалась им явно не по силам.

Узнав о революции из швейцарских газет, Ленин писал: «Судить о положении дела можно лишь с большой осторожностью» . Глава РСДРП(б) отмечал, что Временное правительство «захватило власть в Петербурге», вырвав ее из рук рабочих.

Троцкий позже рассказывал, что о большевиках «мало кто знал в начале года» . Что к революции они не готовились, более того - удерживали рабочих от стачек. А вот как Троцкий характеризовал действия партии на момент начала революции: «Центральный большевистский штаб, состоявший из Шляпникова, Залуцкого и Молотова, поражает беспомощностью и отсутствием инициативы. Фактически районы и казармы были предоставлены самим себе» .

Большевик Василий Каюров давал схожую оценку действиям Русского бюро:
«...Руководящих начал от партийных центров совершенно не ощущалось. П[етроградский]К[омитет партии] был арестован, а представителя ЦК тов. Шляпникова было трудно разыскать и получить директивы завтрашнего дня. <...> Дальнейший ход революции надо подчинить своему влиянию, сделать же это при весьма ограниченном количестве рабочих руководителей мы не могли» .

В образовавшихся Советах влияние большевиков оказалось также весьма незначительно. Ленин писал в «Апрельских тезисах»: «В большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве, и пока в слабом меньшинстве...» Троцкий давал такую же оценку: «Большевизм в тот период еще только глухо клокотал в глубоких недрах революции. Официальные же большевики даже в Петроградском Совете представляли ничтожное меньшинство, которое к тому же не очень ясно определяло свои задачи». Руководящую роль в большинстве Советов с февраля по июль–август играли эсеры с меньшевиками.

Отметим, что при этом и эсеры, и меньшевики также не ожидали скорого прихода революции. Так, эсер Сергей Масловский-Мстиславский говорил: «Революция застала нас, тогдашних партийных людей, как евангельских неразумных дев, спящими» . А меньшевик Николай Суханов (Гиммер) отмечал: «Ни одна партия не готовилась к перевороту... То, что началось в Питере 23 февраля, почти никто не принял за начало революции» . При этом и эсеры, и меньшевики были воодушевлены Февралем, и, в отличие от большевиков, отнеслись более добродушно к пришедшему к власти Временному правительству.

Оговорив весьма слабое участие большевиков в начавшихся революционных событиях, вернемся по времени несколько назад для того, чтобы посмотреть, когда и в какой среде родились замыслы по свержению царя.

«Великокняжеская фронда»

Из-за неудачного хода войны, бездарной внутренней политики и особенно из-за Распутина к концу 1916 года против Николая II оказались настроены практически все политические и общественные силы.

Встали в оппозицию и 15 великих князей дома Романовых, образовавших так называемую великокняжескую фронду. Основными требованиями фронды было устранение от управления государством Распутина, «царицы-немки» Александры Федоровны и вообще немцев, а также введение «ответственного министерства» - то есть правительства, ответственного перед парламентом. Интересно, что идея ответственного министерства станет позже общей идеей заговорщиков. Необходимость свержения царя великие князья обосновывали интересами «спасения монархии».

Неформальным главой фронды считался великий князь Николай Михайлович Романов, прозванный за радикальность своих взглядов Филиппом Эгалите - по аналогии с французским принцем из дома Бурбонов Луи Филиппом Жозефом, отрекшимся от своей семьи и взявшим гражданскую фамилию Эгалите (Равенство). 1 ноября 1916 года Николай Михайлович направил Николаю II письмо, в котором говорилось: «Так дальше управлять Россией немыслимо... Ты веришь Александре Федоровне. Оно и понятно. Но что исходит из ее уст, есть результат ловких подтасовок, а не действительной правды... Если бы тебе удалось устранить это постоянное вторгательство во все дела темных сил, сразу началось бы возрождение России...»

7 ноября 1916 года схожее письмо пишет Николаю II его дядя Николай Николаевич. 11 ноября о том же царю пишут великий князь Георгий Михайлович и брат Николая II великий князь Михаил Александрович. Михаил в это время также публично заявляет, что «сочувствует английским порядкам» , то есть парламентаризму. 15 ноября схожее письмо пишет великий князь Михаил Михайлович.

28 ноября к оппозиции присоединилась даже мать царя, вдовствующая императрица Мария Федоровна, потребовавшая от сына отставки с должности председателя правительства немца Штюрмера, считавшегося креатурой Распутина.

Дело дошло до того, что 2 декабря великий князь Павел Александрович потребовал встречи с императором. На состоявшейся 3 декабря встрече он заявил от имени семейного совета о необходимости принятия конституции и удалении Распутина и Штюрмера от двора. На что царь ожидаемо ответил отказом.

16 декабря 1916 года происходит убийство Распутина, в котором участвует великий князь Дмитрий Павлович. После этого «великокняжеская фронда» еще больше активизировалась.

Так, лидер партии «октябристов» М. В. Родзянко вспоминал, что великая княгиня Мария Павловна в одну из последовавших после убийства Распутина ночей, вызвав его на срочный разговор, предложила устранить Александру Федоровну как главную виновницу всех бед: «Великая княгиня стала говорить о создавшемся внутреннем положении, о бездарности правительства, о [министре внутренних дел] Протопопове и об императрице. При упоминании ее имени она стала более волноваться, находила вредным ее влияние и вмешательство во все дела, говорила, что она губит страну, что, благодаря ей создается угроза царю и всей царской фамилии, что такое положение дольше терпеть невозможно, что надо изменить, устранить, уничтожить (здесь и далее выделено нами - Авт.)...»

22 декабря 1916 года французский посол Морис Палеолог записывает в своем дневнике: «Вечером я узнал, что в семье Романовых великие тревоги и волнение.

Несколько великих князей, в числе которых мне называют трех сыновей великой княгини Марии Павловны: Кирилла, Бориса и Андрея, говорят ни больше, ни меньше, как о том, чтобы спасти царизм путем дворцового переворота. С помощью четырех гвардейских полков, преданность которых уже поколеблена, они двинутся ночью на Царское Село; захватят царя и царицу; императору докажут необходимость отречься от престола; императрицу заточат в монастырь; затем объявят царем наследника Алексея под регентством великого князя Николая Николаевича.

Инициаторы этого плана полагают, что великого князя Дмитрия его участие в убийстве Распутина делает самым подходящим исполнителем, способным увлечь войска. Его двоюродные братья, Кирилл и Андрей Владимировичи, пришли к нему в его дворец на Невском проспекте и изо всех сил убеждали его «довести до конца дело народного спасения». После долгой борьбы со своей совестью Дмитрий Павлович в конце концов отказался «поднять руку на императора»...»

А 15 января 1917 года тот же Морис Палеолог запишет: «Заговор великих князей дал осечку. Член думы Маклаков был прав, когда говорил третьего дня г-же Д., от которой я узнал об этом: <...> «Они хотели бы, чтобы Дума зажгла порох... В общем итоге, они ждут от нас того, чего мы ждем от них » . Отметим эти явно не случайные взаимные ожидания великих князей и членов Думы.

22 января Николай II, вполне осведомленный о планах своего ближайшего окружения, благоразумно выслал из столицы под разными предлогами великих князей Николая Михайловича, Андрея и Кирилла Владимировичей и Дмитрия Павловича.

Этим по фронде был нанесен сильный удар. Однако ее существование на том не закончилась. И мысли об убийстве также не оставили членов царского дома.

Великий князь Николай Михайлович писал в своем дневнике: «Убийство Распутина полумера, так как надо покончить и с Александрой Федоровной, и с Протопоповым. Вот видите, снова у меня мелькают замыслы убийств (здесь и далее выделено нами - Авт.), не вполне еще определенные, но логически необходимые, иначе может быть еще хуже, чем было. С Протопоповым еще возможно поладить, но каким образом обезвредить Александру Федоровну? Задача - почти невыполнимая. Между тем время идет, а с отъездом Юсупова, великого князя Дмитрия Павловича и Пуришкевича (то есть убийц Распутина - Авт.) я других исполнителей не вижу и не знаю » .

1 марта великие князья Михаил Александрович, Кирилл Владимирович и Павел Александрович подписали проект так называемого манифеста «О полной конституции русскому народу». Предполагалось, что царь должен согласиться его подписать.

Забегая вперед, скажем, что целый ряд великих князей признают после свержения Николая II Временное правительство. Так 9, 11 и 12 марта на имя премьер-министра князя Львова поступили соответствующие телеграммы от великих князей Николая Николаевича, Александра Михайловича, Бориса Владимировича, Сергея Михайловича и Георгия Михайловича.

Таким образом, даже если члены императорского дома не повлияли непосредственно на отречение императора, то они явно не могли стать его опорой в надвигающейся критической ситуации.

Интерес иностранных держав

Союзники России в Первой мировой войне Англия и Франция опасались, что Распутин убедит царя через Александру Фёдоровну пойти на переговоры с немцами.

Британский королевский дом, родственный русскому царствующему дому, пытался воздействовать на императора через великих князей. В ноябре 1916 года великий князь Михаил Михайлович Романов, живший в Лондоне, писал Николаю II: «Я только что возвратился из Букингемского дворца. Жоржи (король Великобритании Георг V - Авт.) очень огорчен политическим положением в России. Агенты Интеллидженс Сервис, обычно очень хорошо осведомленные, предсказывают в ближайшем будущем в России революцию. Я искренно надеюсь, Никки, что ты найдешь возможным удовлетворить справедливые требования народа, пока еще не поздно».

Родзянко вспоминал, что уже после убийства Распутина, 8 января, на квартиру к нему неожиданно приехал брат царя великий князь Михаил Александрович. Князь заявил, что правительство и Александра Федоровна «ведут Россию к сепаратному миру и к позору, отдают нас в руки Германии», что царицу и царя «окружают темные, негодные и бездарные лица» , что царицу «яростно ненавидят» и что «пока она у власти - мы будем идти к гибели» . «Представьте , - добавил Михаил Александрович, - то же самое говорил моему брату Бьюкенен » .

Английский посол Джордж Бьюкенен и английский консул и разведчик Роберт Локкарт вообще весьма активно общались с будущими лидерами Февральской революции. Бьюкенен в январе обсуждал в своем посольстве в Петербурге дворцовый переворот с главными думскими заговорщиками: Гучковым, Родзянко и Милюковым. А Локкарт в Москве постоянно разговаривал с думцами князем Львовым, М. Челноковым, В. Маклаковым, А. Мануйловым и Ф. Кокошкиным на тему о том, что страна над пропастью, а нынешнее правительство - недееспособно.

На конец января - середину февраля 1917 года в Петербурге была намечена конференция на высшем уровне с представителями лондонского истеблишмента. Накануне конференции Бьюкенен на аудиенции у Николая II поставил вопрос о целесообразности ее проведения. При этом посол чрезвычайно резко заявил: «Политическое положение в России не дает мне смелости ожидать сколько-то крупных результатов от ее заседаний... На революционном языке заговорили не только в Петрограде, но и во всей России». Бьюкенен даже высказал сомнение, «что нынешнее русское правительство будет оставаться у власти ».

Прибывшая вслед за тем в Петербург английская делегация также общалась с будущими заговорщиками. Глава миссии, военный министр Великобритании лорд Альфред Мильнер, встречался с князем Львовым. Львов вручил Мильнеру меморандум, в котором говорилось, что отсутствие в России конституционной реформы приведет страну к катастрофе. Указывался и срок начала революции, по всей видимости, связанный с предстоящим собранием Думы: через три недели . Британская миссия покинула Россию за неделю до начала Февральской революции.

Заговор думцев и генералов

Заговор членов Государственной думы сложился в конце 1916 года, после убийства Распутина. Во главе него встали Александр Гучков и Михаил Родзянко, бывшие лидерами праволиберального «Прогрессивного блока» и партии «Октябристов» (представлявшей интересы крупных землевладельцев и промышленников), а также деятелями Земгора и Военно-промышленного комитета. Участвовал в заговоре и лидер кадетов Павел Милюков. К заговорщикам присоединились их коллеги по Думе (Некрасов, Терещенко и другие).

Обсуждались различные замыслы свержения Николая II, избавления от императрицы и удаления от власти окружения царя. После этого предполагалось установить в России конституционную монархию. Как и великие князья, члены Думы рассуждали о «спасении монархии» путем смены монарха. Необходимость заговора сверху объяснялась тем, что иначе монархия падет от мятежа «плебеев» снизу.

Генерал-майор Отдельного корпуса жандармов А. И. Спиридович позже рассказывал, что 1 января 1917 года заговорщики через главу города Тифлиса А. И. Хатисова предложили великому князю Николаю Николаевичу возглавить империю вместо своего племянника. Николай Николаевич отказался, однако царю о сделанном предложении не рассказал.

Тогда заговорщики решили, что главой государства может стать брат Николая II Михаил Александрович в качестве регента при малолетнем наследнике престола.

Гучков позже, в эмиграции, рассказывал: «Из беседы с Некрасовым выяснилось, что и он пришел к той же точке зрения... о неизбежности насильственного переворота... Так как в дальнейшем предполагалось возведение на престол сына государя - наследника, с братом государя в качестве регента на время малолетства, то представлялось недопустимым заставить сына и брата присягнуть через лужу крови. Отсюда и родился замысел о дворцовом перевороте, в результате которого государь был бы вынужден подписать отречение с передачей престола законному наследнику» .

Совершить дворцовый переворот без поддержки армии было невозможно. При этом настроения в армии накануне Февральской революции генерал Брусилов позже охарактеризует следующим образом: «К февралю 1917 года вся армия - на одном фронте больше, на другом меньше - была подготовлена к революции. Офицерский корпус в это время также поколебался и, в общем, был крайне недоволен положением дел» .

Гучкову удалось привлечь к участию в заговоре командующего Северным фронтом генерала Рузского. Рузский, в свою очередь, привлек еще нескольких командующих фронтами, в том числе генерала Брусилова. Судьбу заговора решило присоединение к заговору начальника Генерального штаба генерала Алексеева.

9 февраля в кабинете председателя Государственной думы Родзянко состоялось совещание лидеров думской оппозиции. Там присутствовали также генерал Н. В. Рузский и полковник А. М. Крымов. На совещании открыто обсуждался план дворцового переворота.

Таким образом, представители Думы и члены высшего генералитета готовили отречение Николая II еще до начала революционных событий.

Охранное отделение тоже знало о готовящемся заговоре. Генерал охранки Спиридович писал 20 февраля: «Попав же на квартиру одного приятеля, серьезного информатора, знающего всё и вся, соприкасающегося и с политическими общественными кругами, и с прессой и миром охраны, получил как бы синтез об общем натиске на правительство, на Верховную Власть. Царицу ненавидят, Государя больше не хотят... Об уходе Государя говорили как бы о смене неугодного министра. О том, что скоро убьют Царицу и Вырубову, говорили так же просто, как о какой-то госпитальной операции. Называли офицеров, которые, якобы, готовы на выступление, называли некоторые полки, говорили о заговоре Великих Князей (выделено нами - Авт.), чуть не все называли В. К. Михаила Александровича будущим Регентом».

Отречение царя

Когда произошла Февральская революция и вооруженная толпа захлестнула улицы, думские заговорщики поняли, что свергать царя надо немедленно.

Генерал Брусилов вспоминал: «Я... был вызван к прямому проводу [генералом] Алексеевым, который сообщил мне, что образовавшееся Временное правительство ему объявило, что в случае отказа Николая II отречься от престола оно грозит прервать подвоз продовольствия и боевых припасов в армию (у нас же никаких запасов не было), поэтому Алексеев просил меня и всех главнокомандующих телеграфировать царю просьбу об отречении. Я ему ответил, что со своей стороны считаю эту меру необходимой и немедленно исполню. Родзянко тоже прислал мне срочную телеграмму такого же содержания... Я ответил Родзянко, что мой долг перед родиной и царем я выполняю до конца, и тогда же послал телеграмму царю, в которой просил его отказаться от престола».

1 марта на совещании членов Временного комитета Государственной думы обсуждалось отречение царя. Монархист В. Шульгин позже рассказывал: «Нас было в это время неполный состав. Были Родзянко, Милюков, я, - остальных не помню... Но помню, что ни Керенского, ни Чхеидзе [то есть левых] не было. Мы были в своем кругу. И потому Гучков говорил совершенно свободно». А говорил он следующее: «...Видимо, нынешнему Государю царствовать больше нельзя... Высочайшее повеление от его лица - уже не повеление: его не исполнят... Если это так, то можем ли мы спокойно и бе­зучастно дожидаться той минуты, когда весь этот революционный сброд начнет сам искать выхода... И сам расправится с монархией...»

В ночь на 2 марта Гучков и Шульгин отправились вдвоем от лица Временного комитета Думы в штаб армии Северного фронта в Псков, где находился Николай.

Вот как монархист Шульгин объяснял самому себе, что он едет свергать царя: «Я отлично понимал, почему я еду. Я чувствовал, что отречение случится неизбежно, и чувствовал, что невозможно поставить Государя лицом к лицу с Чхеидзе... Отречение должно быть передано в руки монархистов и ради спасения монархии». То есть отречение императора лучшим выходом на момент Февраля считали даже монархисты.

Отношение думцев на тот момент к царю хорошо характеризуют слова одного из главных заговорщиков, Милюкова, сказанные им на заседании Думы на следующий день, 2 марта: «Старый деспот, доведший Россию до полной разрухи, добровольно откажется от престола или будет низложен».

С Николаем II к моменту приезда Гучкова и Шульгина уже говорил об отречении командующий Северным фронтом Рузский. Царю были показаны телеграммы главнокомандующих фронтами с просьбами об отречении.

Николай II заявил Гучкову и Шульгину, что он сначала принял решение отречься в пользу сына. Но, сознавая, что это потребует разлуки с ним, отрекается в пользу брата Михаила.

На следующий день Михаил, после совещания с членами Думы, также подписал отречение. Родзянко вспоминал: «Великий князь Михаил Александрович поставил мне ребром вопрос, могу ли ему гарантировать жизнь, если он примет престол, и я должен был ему ответить отрицательно, ибо... твердой вооруженной силы не имел за собой...»

Таким образом заговор думцев и генералов, устроенный вроде бы для сохранения царствующей династии, привел к полному свержению дома Романовых.

Реакция на свержение царя
церкви и лидеров белого движения

Император настолько скомпрометировал себя, что в роковой для себя час не нашел поддержки ни у церкви, ни у монархических организаций, ни у будущих лидеров белого движения, которых по какому-то недоразумению тоже записывают в верные монархисты.

Церковь отреагировала на отречение вполне лояльно.

9 марта Синод выпустил обращение, в котором Февральская революция характеризовалась словами «свершилась воля Божия». В обращении говорилось: «Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

12 марта в храмах зачитали акты об отречении Романовых. Теперь перед рукоположением в сан священникам и дьяконам следовало произносить: «Обязуюсь повиноваться Временному правительству, ныне возглавляющему Российское государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного собрания».

Приведем лишь некоторые высказывания высших церковнослужителей того времени.

Архиепископ Волынский Евлогий в своем послании к верующим говорил о том, что «русский царь был окружен... тесным кольцом безответственных и темных влияний».

Епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит заявил, что «темные силы толкали нашу родину к гибели» , но что «Промысел Божий вверил судьбы России правительству из представителей народных в Государственной думе, которым прекрасно известны современные недуги и нужды нашего Отечества» .

Архиепископ Пензенский Владимир сообщил в телеграмме одному из вождей революции и новому обер-прокурору Синода В. Н. Львову, что видит в его лице «зарю обновления церковной жизни» .

Епископ Полоцкий Кирион призывал в проповеди: «Станем несокрушимой скалой вокруг Государственной думы...»

Наконец, в своем воззвании к сопастырям епархии пастыри города Казани прославляли Государственную думу, которая «из горячей любви к родине» совершила «великий государственный переворот» .

Что касается отношения к свержению царя лидеров белого движения, то генерал Корнилов лично арестовал 8 марта в Царском селе Александру Федоровну и остальных членов царской семьи.

Адмирал Колчак, по собственному рассказу, в числе первых присягнул Временному правительству и привел к присяге своих подчиненных.

Что касается генерала Деникина, то он так охарактеризовал закат монархии: «Безудержная вакханалия, какой-то садизм власти, который проявляли сменявшиеся один за другим правители распутинского назначения, к началу 1917 года привели к тому, что в государстве не было ни одной политической партии, ни одного сословия, ни одного класса, на которое могло бы опереться царское правительство. Врагом народа его считали все» .

***

Итак, Февральская революция стала для большевиков неожиданностью. Народный протест против тяжелых условий жизни совпал со стремлением к власти крупных промышленников и землевладельцев, чьи интересы выражали Гучков, Родзянко и Милюков. От Николая II отвернулись Дума, военные, монархисты, церковь и даже его ближайшие родственники. Активный интерес к падению самодержавия проявлял и британский королевский дом.

Лидеры Февральской революции, разрушив Российскую империю, посеяли хаос. Но они не справились с ним. Усмирять хаос, воссоединяя и восстанавливая разрушенную революцией и Гражданской войной страну, пришлось уже столь проклинаемым ими большевикам.

Иван Черемных, Дмитрий Красноухов, Дмитрий Сурков, Иван Крылов

Подпишитесь на нас

К 99-летию убийства Царской Семьи

Проклятый семнадцатый год … Каких только ужасов не было в нём совершено … Каких только последующих ужасов он не стал зачатком. Среди них зверское преступление, к которому, несмотря на годы, на десятилетия, привыкнуть нельзя, о котором без содрогания говорить не возможно, и которое мы тут отмечаем. Девяносто девять лет назад было совершено зверское преступление против человечества и против Бога. «Не прикасайтесь к Помазанным Моим», сурово предупреждает Господь. Помазанник Божий — Царь — есть особое орудие Божие и многие святые, в том числе и преподобный Серафим Саровский, утверждали, что даже слово осуждения обращённое Помазаннику есть непростительная хула, так как на Помазаннике почивает Дух Святой.

А чего только не было слышно и сотворено в пресловутом семнадцатом году относительно последнего Православного Русского Царя? …

Каким способом велась коварная борьба против гуманнейшего и благочестивейшего Монарха? Для завоевания умов против Государя был пущен в ход следующий триптих: отсталость России, отжившее Самодержавие и сверх всего, излюбленный упрёк, — слабость безвольного Царя. Каждое из этих трёх безапелляционных приговоров, по сей день разносимых, является антитезой действительности. Надо твёрдо знать и никогда не забывать, что общественное мнение, само по себе, не существует — оно создаётся, на пускаемых слухах с определённой целью, в данном случае со злым умыслом. «Всё, что видят ваши глаза — истина, однако большая часть того, что слышат ваши уши — ложь», сказал один восточный мудрец.

Прикрытая ложь о святом Царе-Мученике и о России разносится вот уже больше века и представляется будто объективный, научный взгляд на царствование нашего последнего Царя. А эта ложь проистекает от одного основного принципа, вернее греха: цареотступничество, охватившее определённую часть общества. Большая масса людей, как в начале прошлого века, так и до сих пор, была и остаётся запутана в своём мышлении, в своём мiровоззрении и даже до сего дня не в состоянии осознать, в чём заключается этот грех цареотступничества, грех против Помазанника, приведший к дикому убийству Царя, всей Царской Семьи и к гибели Российской Империи. Грех, в котором Россия и русский народ призваны покаяться.

Современный мiръ совершенно отвернулся от христианских принципов и просто уже не в состоянии понять, что, отказываясь от послушания Помазаннику Божию, русский народ отрёкся, не более, не менее, от Бога. Князь Н.Д. Жевахов точно так и писал: «Русские люди, восстав против Богом дарованного Помазанника, тем самым восстали против самого Бога». Вот где двойной роковой грех, поразивший Россию и в чём по всей вероятности находится ключ к пониманию неуспеха благородного, рыцарского сопротивления революционным силам со стороны Белого Движения. Если в своей массе рядовой состав Добровольческой Армии носил в своей душе монархическую идею, за которую он шёл на смерть и подвиг, имея в сердце традиционный вековой лозунг «За Веру, Царя и Отечество», то возглавители Движения, особенно в начале Гражданской Войны, навязывали и, можно даже сказать, внедряли чуждый принцип «непредрешенчества», вытекающий из т. н. ""Быховской программы"", основные тезисы которой стали политическим проектом конституции генерала Корнилова и были переняты генералом Деникиным.

Конечная идея «непредрешенчества» сводилась к тому, что будущая судьба России, её будущий строй, должны зависеть от решения предполагаемого Учредительного Собрания — бездушное понятие чуждое русскому сердцу и уму, от чего и получило среди верных сынов России презрительную кличку ""учредилки"". Под историческим знаменем «За Веру, Царя и Отечество» народ, даже с запутанными демагогическими лозунгами мозгами, мог встать. А за мало кому понятную ""учредилку"" ?... Кто, не поворачиваясь, всё бросит и пойдёт умирать во имя этой ""учредилки"" ? И в своей массе народ не пошёл за Белыми. Качество сражающихся, не смогло восполнить кричащий количественный перевес сил … Но главная ошибка непредрешенческой идеи в том, что она принимала сам факт революции, не боролась против неё, поскольку не выступала открыто за восстановление Монархии, не была в полном смысле слова контр-революцией, а фактически была продолжением революции, революции но без большевиков. Как совершенно верно и ясно писал мой двоюродный дед, председатель Владимiрского Общества в Бразилии, В.В. Гюльцгоф: «Генералы, способствовавшие в 1917 году отречению Государя, а затем возглавившие Добровольческую Армию не работали на восстановление престола, а за продолжение революции, в форме установления в России демократического строя».

В начале 1915 года, министр юстиции, к тому же последний председатель Совета министров И.Г. Щелговитов, в разговоре с послом Франции Морисом Палеологом дал следующее определение глубокому смыслу царской власти: «В глазах истинных русских, Его Величество Государь воплощает в себе не только верховную власть, но и религию и отечество. Верьте мне, что вне царской власти, нет спасения, потому что вне ея нет России. Царь Помазанник Божий, избранный Богом быть верховным покровителем Церкви и всемогущий глава Империи. В народной вере он образ Христа на земле. А так как он получил власть от Бога, то только и Богу обязан отчётом. Божественная сущность его власти имеет последствием то, что Самодержавие и национализм нераздельны. Проклятие на тех безумцев, которые подымают руки на этот догмат. Нет национальной жизни вне Самодержавия и Православия».

Такие слова естественны для верного служителя Трона министра Его Величества, но по всей вероятности непонятны современному читателю и скорее всего вызовут у многих снисходительную улыбку. Но что тут самое поучительное, это ответ Мориса Палеолога на эти слова, всего за два года до революции: «По соображениям отличным от Ваших, я прихожу к тому же заключению». А в своих Воспоминаниях пишет он ещё более определённо: «Самодержавие не только официальная форма русского образа правления, но вместе с тем основание, леса и структура всего русского строя. Самодержавие создало историческую индивидуальность России и её поддерживало. Вся коллективная жизнь русского народа слилась с Самодержавием. Вне Самодержавия ничего нет». Напомним — это пишет посол республиканской Франции.

В течение всего этого года много будет ещё разговоров о т. н. ""русской"" революции. Скажем без преувеличений, что задачей этой на самом деле анти-русской революции 17-го года было уничтожение России и превращение её в то, что стало в течение многих десятилетий царством антирусского интернационала. Уже цитируемый князь Жевахов, писал: «Медленно и постепенно, настойчиво и упорно, народ-богоносец превращался в моих глазах в зверскую и жестокую массу». И на самом деле, сразу после отречения Государя, не дожидаясь даже большевицкого переворота, Россия покатилась в бездну безпорядка и произвола. Не стало УДЕРЖИВАЮЩЕГО. Россия, злою рукою лишённая Царя, была обречена на гибель и стала лёгкой добычей для большевиков. И тут послышались завет и чаяния ""доброго дедушки"" изверга Ленина: «Пусть 90% погибнет, лишь бы 10 дожили до счастливого будущего». В этом он полностью сдержал слово.

Мы уже не раз писали — Россия и Царь это одно целое, один монолит, который не должен быть расколот. Идея Монархии — это идея самой России, а не идея одной партии. Русский Царь «представляет собой не режим, не сословие, не класс; он представляет собой Россию», - пишет зарубежный историк И.П. Якобий. Поэтому, отречение, революция, убийство св. Царя, трагедия российского народа — всё это взаимосвязано, ибо имеет один и тот же источник. 2/15 марта 1917 г. Россия отреклась от строя, в котором заключались её величие и слава. Февральская революция явилась той дырой, через которую провалилась вся Российская государственность в большевицкую бездну, когда банда уголовников захватила власть над Россией. Революция ввергла великую державу на дно и вычеркнула её на много лет из числа цивилизованных стран. Поэтому октябрь должен считаться и пониматься, как вполне заслуженное Божие наказание за святотатский грех февраля. День 7 ноября, который в этом году будет особо отмечаться, является на самом деле днём торжествующего хама, днём позора России, днём утвердившим на многие десятилетия её кровавую и лживую историю.

Народом овладевают те, кто даёт им право на безчестие, — полтора столетия назад предрекал наш великий ясновидец Достоевский. Что веками считалось пороком становится добродетелью. С уходом Царя всякая законная власть исчезла, ибо Царь был источником законной власти, власти правительственной, власти закона, правды, совести. Оклеветанной и оболганной сошла с исторической сцены русская Монархия, а яд этой клеветы действует и поныне. Клевета и ложь на святого Царя-Мученика связывает и делает соучастниками преступления всех, кто эту ложь принимает.

Очень ценные слова св. Иоанна Шанхайского, отражавшие мнение всей Зарубежной Церкви, прозвучали в 1938 г. на Втором Всезарубежном Соборе: «Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе. /.../ В грехах цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставивший его беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец».

Видно тут как великий наш Святитель связывает оба факта: неосуждение февральской революции и сам грех цареубийства, в котором виновны не только прямые исполнители, а все кто подготовил почву, как и все, кто ликовал по поводу свержения Царя. Безумный, крайне возмутительный арест Государя в первый же день отречения, и вскоре последовавшее заточение всей Царской Семьи, связали их конечную трагическую судьбу. Это относительно событий столетней давности, а если посмотреть на сегодняшний день: можно ли покаяться в цареубийстве и одновременно продолжать терпеть названия улиц и станций метро, носящих имена цареубийц? Терпеть присутствие ленинского трупа, оскверняющего сердце Москвы, под предлогом, что это часть русской истории? Долго ещё будет русский народ пожинать горькие плоды революции, пока не отрезвеет и не поставит точный диагноз на безумии и позоре, случившихся сто лет назад. В своей замечательной книге "Окаянные дни", И.А. Бунин, в день 1-го января 1918 г. лаконически занёс пессимистическую думу: «Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может, нечто еще более ужасное. Даже наверное так». О как не ошибался наш великий Белый писатель...

А ведь весь курс мiровой истории мог повернуться совсем иным образом. «Если бы Деникин выкинул в своей армии лозунг за народного батюшку царя, то наша советская власть не продержалась бы и двух недель». Просто не верится, вот уж кто нам никакой не авторитет, но эти здравые слова были произнесены мерзким Лейбой Давидовичем Бронштейном-Троцким. А не пора ливсем тутс ним согласиться?

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый,

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Земля родная, Земля святая! В двухстах годах от рая! Людьми-Богами множится... Наследие рождая! Огнём сердца восполнятся, миры преображая! Духовная Бессонница — Божественное Знамя!

Отец ваш обращается сегодня к вам, Дети Мои Драгоценные! Отец, Вечный и Любящий, Отец любящий вечно! Я никогда вам не откажу, всегда укажу пути, расскажу о том, что ждёт впереди. Я открою вам грани бытия, если вы возжелаете! Вера, Любовью порождённая, поможет вам. Знайте. Сердца, полные Веры, — стучат громче колоколов!

Так бывает. Это Свобода Воли... В то время как внимание одного устремлено на добро, другой видит зло. В то время как один говорит Голосом Совести, другой выбирает Голос Эго. В то время как один избавляется от страхов, благодаря Вере, второй верит в страхи и открывается для новых ударов страданий. В то время как один принимает силы вместе с ответственностью, другой считает будущие дни выгоды. В то время, как один жертвует собой и удовлетворяется необходимым, другой боится любых жертв и забирает лишнее, обездоливает остальных. В то время, как один встает, преисполненный чувства благодарности за уроки, другой жалуется, валяя себя в грязи ропота и бесчестья. Оба пребывают на Земле, однако один — жив в Духе, другой же полностью поглощён Материей. Один божественен, другой закрыт. Это различия между Человеком и Человеком-Богом.

Истинная сила приходит к тем, кто видит мир Глазами Духа. Глаза Материи упускают самое важное. Истинные причины и взаимодействия. Энергию. Человек, с головой погружённый в заботы материального бытия, будет несчастен. Это неизбежно, потому что Душа в таком случае становится рабыней.

Человек, который открылся для энергии, освобождается, возвращается к своим великим возможностям. Какие они? Я поведаю вам... Вхождение в режим истинной счастливой жизни. Чистое восприятие настоящего момента. Ощущение будущего. Непоколебимая уверенность. Воля для выполнения задуманного. Чувственное, ментальное пробуждение. Чувствование пространства. Чувствование каждого человека. Открытие одухотворённости всего. Обретение своих забытых способностей. Пробуждение талантов. Усиление эфирных защит. Установка дополнительных энерго-станций по выработке ментальной, физической, эмоциональной энергии. Открытие третьего глаза и, как следствие, возможность путешествий в другие миры. Доступ к Хроникам Акаши. Открытие Каналов Вознесения. Ускоренная трансформация светового тела. Вдохновение, прежде невообразимое. Огненное желание реализации. Ощущение полной безопасности. Ощущение доверия Жизни. Яснослышание, ясновидение, яснознание. Многое другое, что сейчас звучит невероятно, но позже станет обыденностью.

Что нужно для того, чтобы открыться для приходящих энергий, Дети? Позволение и желание преобразиться. Больше ничего. Только позволение и стремление. Земля, действительно, погружается в свет, меняет свои цвета, свои прежние программы, своих старых водителей. Ваша планета перемещается, возносится в Координаты Восхождения, и чем быстрее каждый из вас вспомнит себя, тем проще и ярче пройдёт ваше Духовно-Материальное Вознесение.

Это правда, Люди-Боги видят этот мир иначе. Однако, они видят его так, потому что некогда сделали выбор. Они такие же, как все остальные, только с особенным выбором позади. В какой-то момент они осознали, что спят, и решили проснуться. Они вышли на свет и сказали, что открываются для Духа, наполняются Любовью, Мудростью, Верой в божественное!

Люди-Боги бесстрашны, потому что Любовь растворяет страхи. Они любят мир, любят каждого и не желают ничего взамен. Они просят научить их Любви, они просят больше уроков.

Люди-Боги открыты. Они учатся, задают вопросы, развиваются, всегда. Думали ли вы, Дети, о том, что Я, Всезнающий и Всеведающий, Вездесущий, никогда не перестаю развиваться? Думали ли вы о том, что без развития нет Жизни, нет Бытия? Подумайте сейчас. Моё Бытие ни чем не отличается от вашего. Хотя, в сущности, Наше Бытие не может быть разделено. Оно — одно! Я проявлен в каждом из моих Детей. Вместе с вами, я также ищу, исследую, повторяю, поддерживаю, созидаю и разрушаю, возвожу и низвергаю, смешиваю, исправляю ошибки, приобретаю новые качества.

Тот, кто замкнут, тот, кто раз за разом делает одно и то же, не открывая новое, — не эволюционирует в Системе Бога. Эта регрессия, деградация называется эволюцией только в Системе Дьявола. Механические действия эффективны, но в них нет Души, нет чувствования, нет ощущения прекрасного. Каков же ваш выбор, Сыны и Дочери Духа, облачённые в одежды плоти?

Мои слова сегодняшние — это Надежда и Вера, Любовью скреплённые воедино! Моё благословение ждёт каждого, кто вернулся и ещё вернётся в Дух! Для остальных же, мои Любовь и Сострадание всегда неизменны! Мои блага, мои богатства неистощимы… И все испытания, которые вы проходите, созданы были для развития ещё до вашего рождения. Вы сами их создали. И они, действительно, выглядят, как испытания, но только потому что ваш план был забыт. Это взгляд Материи. Глаза Материи видят только внешнее.

Вы были внутри лабиринта. Прошли весь путь до конца, отметили все самые важные моменты на своей духовной карте, вышли на свет и вернулись в начало, одели на глаза повязку и пошли снова. Это и есть ваше земное существование. Вспоминая Взгляд Духа, вы начинаете видеть сквозь повязку, и это — великое благо, дар и ответственность.

Я хотел бы внести ясность, разрушить стереотип... Люди-Боги — это не всемогущие создания, которые обладают навыками материализации и телепортации, способностями разрушения и созидания одной мыслью. Нет, не сейчас, не в это время.

Люди-Боги сегодня — это чистые сердцем и душой, добрые Люди Чести, Люди Единства, живущие по Со-Вести. В Творении нет пустоты, нет ничего бессмысленного, нет ничего лишнего. И они видят мир совершенным. Люди-Боги понимают, что всё происходящее — это мистический танец энергий Земли и Небес. Они воспринимают других, как божественных созданий, своих братьев и сестёр, возможно, спящих, но всё равно — живых, полных изначального света внутри! Они верят, что изменения неизбежны! Они не теряют надежды, избавлены от сомнений, потому что ведают Планы Души!

Люди-Боги сегодня — это открытые, сострадательные Люди, которые спросят незнакомца о его самочувствии; которые бросят свои дела, ради помощи тому, кто оказался в беде. Они без раздумий откажутся от своих планов ради другого человека. Они всегда примут тех, кто стучится в их двери. Они никуда не спешат, потому что свободны. Они отдают и не думают о выгоде. Они полны радости и с удовольствием делятся ей с окружающими. Они видят Жизнь удивительным и безконечным путешествием, на протяжении которого может произойти и возможное, и вневозможное. Они не ограничены в своих убеждениях. Волшебство для Людей-Богов — естественно и нормально. Они часто встречаются с ним, как со старым другом. Они выбирают Любовь, вместо ненависти; принятие, вместо противостояния; скромность, вместо гордыни.

Люди-Боги сегодня — видят, насколько сложны пути других, и по этой причине никогда не причиняют им лишнего беспокойства. Они знают, зачем пришли на Землю и делают то, что должны, не ожидая награды. Они знают, их главная награда — опыт, приобретённый в Любви. Люди-Боги, действительно, совершенствуются в своей Любви днём и ночью. Они всё более становятся детьми и всё более восторгаются простым вещам, потому что всё чаще вспоминают о благодарности. Они открывают, что всё окружающее, одухотворено, ждёт их внимания, ждёт проявления...

Люди-Боги сегодня — чтят родителей, земных и небесных. Они уважают каждого, никогда не придираются, не жалуются, не оправдываются. Они исправляются, после ошибки, и выправляются, после поражения. Они достигают целей, идут дальше, забывая о том, что сделали прежде, не обременённые ни чем: ни телом, ни земным домом, готовые к смерти в любой момент. Их бытие не заканчивается на теле. Они стремятся к познанию своей безконечности. Они не боятся высоких целей, однако любое, даже самое крошечное достижение для них — значимо.

Люди-Боги сегодня — с уверенностью смотрят в будущее. Их вера нерушима, их жажда жизни восхищает и вдохновляет других на свершения. Они постоянно трудятся духовно, очищают себя от пороков, страхов, иллюзий и искажений. Они спрашивают Родителей Вечности о помощи. Они внимательны к своим чувствам, всегда прислушиваются к интуиции, потому что знают: она — прямая связь с Духом! Они утончают сознание, стремятся найти время для тишины... Они мудры и никогда не выставляют себя на показ. Они не обсуждают бессмысленных вещей, не тратят свою энергию напрасно.

Люди-Боги сегодня — это люди, осознающие свою ответственность перед человечеством, Землёй и Космосом. Всё, что они делают, даже свои личные дела, они делают для других, как пример для других. У них обострённое чувство справедливости. Они никогда никого не судят. Они осознанны. Они пробуждаются, вспоминают, что телом управляет Душа. Они легко отличают Добро от Зла, неустанно расширяются в Духе, с благодарностью множатся в Опыте Души.

Люди-Боги сегодня — это оплот мой на Земле, Воинство Света, направляющее Волны Преображения на Берега Сознаний Человечества. Все они до единого — Воля моя на Земле! И тот, кто решится присоединиться к ним, — Глазами Моими будет видеть мир!

Я люблю вас, Дети Мои, и пребываю везде, ожидая вашего осознанного, любовью наполненного взгляда. Посмотрите куда-либо где бы вы ни были и подумайте обо мне. Всё, что вы видите, — это воплощение моего творчества и одновременно, Я сам — полный глубочайшей любви, отражение ваше, пелена и глубина. Я оживляю всё, что создал. Для вас. В этом и заключается смысл бытия. Так делали и мои родители, и их родители, и далее — вы сами будете созидателями и оживителями для своих детей! Однако прежде чем это случится, я бы хотел снова ощутить, как прекрасна Земля, на которой расцветает Величие Людей-Богов! Узрите же, Дети, мир — глазами моими! Возлюбите творение! И примите Моё Благословение! Истинная Свобода — в Сердцах, полных Веры! Истинная Вера — в Любви!

К какому году относятся события, описанные в историческом источнике?

«Когда этот воин и воевода, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский,послушался царя и приехал в Москву, родился у боярина Ивана МихайловичаВоротынского сын Алексей. И не прошло двух месяцев после его рождения, какстал князь Михаил крестным кумом, а кумой стала жена князя ДмитрияИвановича Шуйского, княгиня Марья, дочь Малюты Скуратова. И по советузлых изменников замыслила она злой умысел… И после пира веселого княгиняМарья подносила чару питья куму крестному и поздравляла с крестником.

А в той чаре – питье приготовлено лютое, питье смертное».

  1. 1591 г.
  2. 1610 г.
  3. 1646 г.
  4. 1730 г.

Задание 2

Как называется документ, отрывок из которого представлен ниже?

«Ст. 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. Ст. 2. Цельвсякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемыхправ человека. Таковые – свобода, собственность, безопасность исопротивление угнетению».

  1. Табель о рангах
  2. Хабеас корпус акт
  3. Декларация прав человека и гражданина
  4. Соборное уложение

Задание 3

В каком году был составлен документ, отрывок из которого представленниже?

«…должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, чего длязаблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в волеправительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство,и определенному, видя какое непотребство, паки отменит… Того радиповелеваем, дабы все наши верные подданные сей наш устав утвердили натаком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковатьстанет, тот… смертной казни и церковной клятве подлежать будет».

  1. 1584 г.
  2. 1605 г.
  3. 1682 г.
  4. 1722 г.

Ответ:

1 2 3
2 3 4

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из понятий, явлений появились в российском обществе в XVIII в.?

  1. рекрут
  2. тягло
  3. копейка
  4. ассамблея
  5. коллегия
  6. рейтар

Задание 5

Кто из исторических деятелей был участником войны, которая привела к созданию Республики Соединенных провинций?

  1. Жильбер де Лафайет
  2. Вильгельм Оранский
  3. Жорж Дантон
  4. Гильом Каль
  5. Фернандо Альба
  6. Джеймс Уатт

Задание 6

Какие из сражений произошли в ходе русско-турецких войн?

  1. сражение у деревни Лесной
  2. взятие крепости Измаил
  3. битва под Клушино
  4. битва при Ларге
  5. сражение при Рымнике
  6. сражение у Гросс-Егерсдорфа

Ответ:

4 5 6
145 25 245

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Задание 7

Перед Вами перечень событий, произошедших в трёх городах. Укажите названия этих городов и соотнесите с ними соответствующие события. Занесите всю информацию в таблицу.

  1. принятие Соборного уложения
  2. гибель Павла I
  3. начало работы Уложенной комиссии при Екатерине II
  4. окончательное поражение войск И. Болотникова
  5. строительство Адмиралтейства
  6. основание А. Виниусом металлургических мануфактур

Ответ:

Всего за задание 9 баллов.

Задание 8

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

8.1. Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер, Ф. Вольтер.

8.2. Макарьев монастырь, Ирбит, Астрахань, Свенский монастырь.

Ответ:

8.1. Французские просветители.

8.2. Центры ярмарочной торговли в России XVII–XVIII веков.

Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

9.1. Е.Р. Дашкова, Б.И. Морозов, А.Г. Орлов, Г.А. Потёмкин.

9.2. Семеновский, Преображенский, Павлоградский, Измайловский.

Ответ:

9.1. Государственные деятели эпохи Екатерины II; лишний элемент – Б.И. Морозов.

9.2. Названия гвардейских полков в России; лишний элемент – Павлоградский.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Расположите в хронологической последовательности перечисленные события.

А) первый созыв Генеральных штатов во Франции

Б) принятие Устава о резах и закупах

В) Вестфальский мир

Г) учреждение патриаршества в России

Д) Нормандское завоевание Англии

Е) Великое посольство в Европу

Ответ:

4 балла – полностью верная последовательность. 2 балла – последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов – допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 12

Установите соответствие между событиями отечественной и зарубежной истории, произошедшими в том же веке. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
4 6 3 1 2

4 балла – полностью верное соответствие.

2 балла – допущена одна ошибка.

0 баллов – допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 13

Определите пропущенные в тексте названия, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу.

В эпоху Петра I появились новые учебники, самый знаменитый из них — «Арифметика» (1 — фамилия автора) , по которой учились почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введён гражданский шрифт, похожий на современный, и (2 — название) цифры. В 1702 г. начала издаваться первая печатная газета (3 — название) , сообщавшая о событиях за рубежом, о строительстве новых предприятий. В 1700 г. царь приказал считать началом года не 1 (4 — месяц) , а 1 января и одновременно ввёл летосчисление от Рождества Христова, а не от (5 — событие библейской истории) .

При Петре I началось создание первого в России музея — (6 — название) , положившей начало формированию исторических и естественно-научных коллекций. Большое значение для развития науки в России имело создание Петербургской академии наук, открытой в (7 — год) .

Уникальным по своему архитектурному облику является СанктПетербург, ставший столицей государства в (8) году. Город был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. Пётр I пригласил знаменитого итальянского архитектора (9 -фамилия) , который построил в новой столице Летний дворец царя, здание

Двенадцати коллегий и (10 — название) собор.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 14

Рассмотрите схему и выполните задания.

14.1. Крепость, обозначенная на схеме цифрой _____, была взята русскими войсками в 1696 г.

14.2. С неудачного штурма русской армией крепости, обозначенной на схеме цифрой ______ , началась Северная война.

14.3. Город, обозначенный на схеме цифрой ____, был основан в 1703 г.

14.4. Предводителем восстания, район которого обозначен на схеме, был ____________________.

14.5. Территории, обозначенные на схеме штриховкой, были присоединены к России по условиям ______________________ мирного договора.

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 15

Определите исторических деятелей, которым посвящены представленные ниже фрагменты текста. Соотнесите их с соответствующими фрагментами и связанными с ними изображениями. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите имя деятеля, в третью колонку таблицы запишите номер соответствующего фрагмента текста.







Фрагменты текстов

1) «Собралось монахов не очень много, не больше двенадцати человек… Когда кельи были построены и тыном ограждены, не очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же он три или четыре кельи сам своими руками построил. И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена и выращивали огородную зелень. Но вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного …, как он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех, как было сказано, колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

2) «»Вот я поручаю престол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, завещав им не переступать границы уделов других братьев и не изгонять их, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть своего брата, ты помогай тому, кого обижают». И так наставил сыновей своих жить в любви».

3) «Закон Божий… научает нас седмый день посвящать ему; почему в день настоящий торжеством веры Христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное мира помазание и Царское на Прародительском Престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим… подтвердить во всей Империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемыя, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

4) «От Великого войска Донского в город Харьков полковнику Грицьку и всем мещаном челобитье. В нынешнем во 179-м году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско Донское, з Дону Донцом ему, великому, государю, на службу, потому что у нево, великого государя, царевичев не стала и от них, изменников бояр, и мы, великое войско Донское, стали за дом Пресвятыя Богородицы и за ево, великого государя и за всю чернь. И вам бы, атаманом молотцом, Грицко полковник, со всеми городовыми людьми и мещанами, стать с нами, великим войском Донским, заедина за дом Пресвятыя Богородицы и за ево, великого государя, и за всю чернь потому, чтобы нам всем от них, изменников бояр, в конец не погибнуть».

5) «Выступил в поход он, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал он, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от него и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал он Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…»

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 16

Перед Вами фрагмент исторического источника. Прочитайте его и выполните предложенные ниже задания.

«В это же время поднялся на православную христианскую веру нечестивый литовский король (1) и воздвиг великую ярость и злобу. Пришел он в пределы Московского государства под град Смоленск и многие города и села разорил, церкви и монастыри разрушил. Живущие же во граде Смоленске благочестивые люди решились лучше в мученических страданиях умереть, нежели в лютеранство уклониться, и многие от голода погибли и насильственную смерть приняли. (…)

А тот последователь антихриста, что назвался царем Димитрием, по лукавому совету треклятого воинства литовского начал многие местности всеядным огнем истреблять и насилие великое творить царствующему граду. Люди же… не поняли враждебного лукавства королевского, захотели принять королевича (2) царем в Московское государство. И простоты ради своей и из-за несовершенства ума богом избранного царя (3) свергнули с престола, и от царства отлучили, и в иноческий чин насильно облекли, и к королю под Смоленск отослали, и гетмана польского и литовского с войском его впустили в царствующий град Москву».

16.1. Напишите, в каком году началась осада Смоленска.

16.2. Напишите название населённого пункта, в котором находилась ставка «царя Димитрия».

16.3. Напишите, в каком году свергли «богом избранного царя».

16.4. Назовите имена обозначенных в тексте порядковыми номерами участников событий.

16.6. Что такое «лютеранство», о котором пишет автор текста, и уместно ли он употребляет этот термин?

16.8. На основании текста укажите три причины того, что «люди захотели принять польского королевича царём и свергли богом избранного царя».

Ответ:

16.1. Напишите, в каком году началась осада Смоленска. 1609 год (1 балл).
16.2. Напишите название населённого пункта, в котором находилась ставка «царя Димитрия». Тушино (1 балл).
16.3. Напишите, в каком году свергли «богом избранного царя». 1610 год (1 балл).
16.4. Назовите имена обозначенных в тексте порядковыми номерами участников событий. 1 ‒ Сигизмунд III; 2 ‒ Владислав;

3 ‒ Василий Шуйский.

По 1 баллу за каждое названное имя.

Всего 3 балла.

16.5. Почему автор текста называет польского короля «нечестивым»? «Нечестивым», т. е. оскорбляющим что либо священное, порочным, грешным, автор текста называет польского короля потому, что тот «поднялся на православную христианскую веру» и «воздвиг великую ярость и злобу».

2 балла

16.6. Что такое «лютеранство», о котором пишет автор текста, и уместно ли он употребляет этот термин? Лютеранство – одно из наиболее старых течений в протестантизме, получившее своё название по имени основателя

Мартина Лютера, – 2 балла.

Ответ может быть дан в иных формулировках.

Всего 4 балла.

16.7. Почему автор называет «царя Димитрия» последователем антихриста? Автор текста называет «царя Димитрия» последователем антихриста, поскольку считает его царём ненастоящим, самозваным (подобно Антихристу, который выдаёт себя за Мессию, но в действительности имеет злую сущность)

2 балла.

Ответ может быть дан в иных формулировках.

16.8. На основании текста укажите три причины того, что «люди захотели принять польского королевича царём и свергли богом избранного царя».
  • «Не поняли враждебного лукавства королевского», не осознали истинных замыслов польского короля – 1 балл;
  • «Простоты ради своей», т. е. недалёкости, недальновидности – 1 балл;
  • «Из-за несовершенства ума», т. е. глупости – 1 балл.

Всего 3 балла.

Ответ может быть дан в иных формулировках.

Всего за задание 17 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.