Домой Русский язык Как открыть небо миражей 1 ур. Тайное небо, небо миражей и новый параметр боевой дух

Как открыть небо миражей 1 ур. Тайное небо, небо миражей и новый параметр боевой дух

Когда-то давно существовал лишь Изначальный мир, где жили дети Пань Гу — первые живые существа. Они подчинялись божествам стихий, которые натравливали их друг на друга в угоду своей жадности и зависти. Умирая, они становились Бездушными. И тогда Пань Гу обрушил на Изначальный мир Великий Потоп, спастись в котором удалось лишь Древним и Амфибиям. После Потопа Пань Гу создал Идеальный мир из правого острова Изначального Мира, и населил его свободными духом существами — Сидами, Людьми и Зооморфами. Боги стихий умоляли Пань Гу спасти и обычных жителей Изначального мира, и он внял их мольбам. Для них, из левого острова Изначального мира, он создал Мир Людей, где первородные существа и обрели спасение. Сейчас, спустя много лет, жители Мира Людей во главе с Белым владыкой Александром просят о помощи в борьбе со злобным Тираном.

Мир людей
Однако попасть туда не так-то просто. Эта локация доступна только для персонажей прошедших перерождение. Войти в нее можно с помощью Посланника времени или Посланницы морая. Но это не единственное условие. Чтобы раскрыть ее тайны нам необходимо познакомиться с системой Исторического движения .


В обновлении “ Перерождение ” доступны 6 исторических этапов . Чтобы пройти их потребуются усилия всех перерожденных. Во время каждого из них вы сможете увидеть на ваших картах панельку с процентом раскрытия этапа. На разных этапах от вас потребуется выполнять различные просьбы жителей Мира Людей. На первом этапе панелька будет находиться на мировой карте, на остальных — на карте Мира Людей.


Белый владыка Александр

Вот эти этапы:

1) Возвращение на родину – Чтобы пройти этот этап необходимо переродиться и починить Башню предков, чтобы попасть в Мир Людей.
*Вставьте серебряные осколки в фундамент Башни предков и помогите мерцающим жемчужнам добраться до Проводницы Фаншоу.

2) Сила единства – Определенное количество игроков должно достичь 10 уровня Тайного неба.
3) Осадные орудия – Соорудите осадные орудия для У Цзи.
* Соорудите определенное количество Требушетов и Арбалетов чтобы завершить этап.

4) Недовольный обжора – Соберите еду для Толстяка.
* Соберите определенное количество Сундуков с едой чтобы завершить этот этап. А также снимите печать со Страны фонарей.

5) Спасение красавицы – Победите наемников атакующих Страну фонарей.
* Помогите Королеве Ли Суо победить определенное количество наемников.

6) Безграничная обитель богов – Снимите печать с Крепости тирана.
* Как только 10 огоньков окружающих печать будут зажжены этап будет открыт.

Раскрытие локации будет постепенно открывать вам доступ к новым подземельям, умениями и ежедневным заданиями.


Но что же еще вы сможете встретить в этом загадочном мире?

Вы познакомитесь не только с Владыкой Александром и его врагом Тираном, но и с малышками-енотами, с Королевой Ли Суо заточенной в Стране Фонарей, с коварными снежными обезьянами и проникните в самую глубь крепости Тирана. Многие из них будут просить вас о помощи. Не отказывайте им, ведь у всех них есть достойные награды.

Местные задания бывают трех видов :
1) Голубые задания, связанные с сюжетом. Периодически для продолжения квесты будут требовать чтобы у вас был определенный уровень небес.

2) Ежедневные задания, связанные с распечатыванием локации . После завершения этапа эти квесты больше не будут доступны.

Служанка королевы Ли Суо

1) Восстановление башни предков — доступен во время этапа Возвращение на родину.
Задание берется у Привратника Башни предков. Найдите серебряные осколки и вставьте их в разломы на Башне Предков. Поднимите свет глубоких вод со дна Бухты зеленого дракона, чтобы маги Цинго сделали из него мерцающие жемчужины. Проследите чтобы жемчужины попали к Проводнице Фаншоу.
Награда : 1 сундук с картой 1-3 уровня, 1 Рупор, 2 шт. Живая кровь.
Награда за сопровождение жемчужин к Проводнице: 1 Живая кровь, 1 Пилюля премудрости.

2) Осадные орудия доступен только во время этапа Осадное орудие.
Квест берется у У Цзи . Выкопайте шестеренки и вернитесь к У Цзи за наградой.
Награда: 100 ед. духовного знания, 1 пилюля духовного знания, 1 мешок с картой 1 уровня, 160к опыта.

3) Еда для толстяка – доступен только во время этапа “Недовольный обжора”
Возьмите задание у Толстяка . Вам потребуется убить 3 вида мобов чтобы получить по 4 вида продуктов с каждого.
Награда: 110 ед. духовного знания, 1 пилюля духовного знания, 1 мешок с картой 1 уровня, 200к опыта.

4) Подводная атака – игроки 50+, имеющие 1 уровень Тайного неба могут получить это задание во время этапа “Спасение красавицы”.
Поговорите с Королевой Ли Суо в стране фонарей, чтобы получить задание. Вам потребуется убить несколько мобов около НИП’а.
Награда : 120 ед. духовного знания, 1 пилюля духовного знания, 1 мешок с картой 1 уровня, 240к опыта.

5) Обитель богов — доступен во время этапа Безграничная обитель богов.
Задание берется у Толстяка (354 621). Для того чтобы зажечь огоньки вокруг Колонны с печатью вам потребуется выкопать Редкое пламя из Пылающего камня.
Награда: 130 ед. духовного знания, 1 пилюля духовного знания, 1 мешок с картой 1 уровня, 320к опыта.

3) Ежедневные задания доступные всегда. Эти задания делятся на 2 вида. Те, которые выполняются в сюжетном режиме, и те, которые выполняются на основной карте.

Сюжетный режим та же самая локация, только без большинства мобов и НИП’ов.

Зайти в сюжетный режим или выйти из него можно с помощью любого из НИП’ов активирующих задания в этой локации. Поскольку в этом режиме выполняется несколько заданий, то вам не обязательно выходить-заходить в нее снова, вы можете просто перемещаться внутри локации.
На этой карте вы сможете посмотреть где даются задания.

Итак, задания в сюжетном режиме:

Разгром лагеря – эта ежедневка доступна на 50+ уровне, необходим 1 уровень Тайного неба. Поговорите с Шпионом армии сопротивления рядом с Лагерем свободных филинов. Он выдаст вам задание “Разгром лагеря”. Задание берется на обычной карте и при взятии отправляет вас в сюжетный режим. Вам нужно будет зажечь 4 костра (все 4 раза можно копать 1 шахту), достичь точки 336 477 в середине лагеря и убить 4х мобов. Будьте осторожны, мобы дальники и бьют физ уроном, который может убить слабых персонажей.
Награда: 250 ед. духовного знания, 1 коробочка с картой 1 уровня, 66к опыта. Скрытая ежедневка “Караван” — это задание периодически появляется посла завершения задания “Разгром лагеря”. Около небольших ворот появится НИП – повозка с лошадью. Ваша задача защищать ее от появляющихся мобов в течение 2х минут. Если при выполнении квеста вы умрете – задание провалится. Будьте внимательны при убийстве мобов – вы можете зацепить кого-то из игроков масс ударами.
Награда: 100 ед. духовного знания, 160к опыта за каждого убитого моба. Поиск силы — эта ежедневка доступна на 80+ уровне, необходим 1 уровень Тайного неба. Поговорите с Му Хаофэном в Драконьем алтаре. Вам потребуется убивать мобов рядом с платформой пока вы не выбьете из них нужный итем. С помощью этого итема соберите 5 кристаллов находящих на севере от башни. Для этого возьмите кристалл в таргет и ПКМ по вашему итему.
Награда: 250 ед. духовного знания, 1 пилюля духовного знания, 500к опыта.

Снежные обезьяны

Спасение енотов — эта ежедневка доступна на 100+ уровне, необходим 1 уровень Тайного неба. Поговорите со Старейшиной деревни енотов чтобы взять задание. Вам будет нужно убивать Тюремных стражей до тех пор, пока вы не получите 5 ключей. После этого выкопайте 4 клетки чтобы освободить заключенных енотов.
Награда:

Река Матери и сына — эта ежедневка доступна на 100+ уровне, 1 уровень Неба миражей после завершения этапа “Спасение красавицы” . Поговорите с Королевой Ли Суо в Стране фонарей чтобы взять задание. Отправляйтесь на юг возле озера, там вы увидите мобов Ученик Жу И. Только те мобы, вокруг которых есть бело-голубое свечение будут дропаться на Призрака речной богини, которого вам надо будет быстро убить чтобы получить итем Река Матери и сына. Вы также можете собирать их в группки и убивать массами. Будьте внимательны, в этой части локации бродит босс Даос Жу И , который убьет любого на кого сагрится, старайтесь избегать контакта с ним.
Награда:

Последний взвод — эта ежедневка доступна на 100+, 1 уровень Неба миражей после полного раскрытия локации. Поговорите с белым Владыкой Александром в Селении Единорога чтобы взять это задание первый раз. Последующие разы он берется у Печальный солдат, он будет отправлять вас в сюжетный режим где вы сможете взять заданиe Клич отваги. Вам выдадут 10 пилюль Цинму чтобы вы оживили 8 мертвых солдат или помогли восстановить здоровье уже бьющимся воинам. Чтобы оживить их необходимо выкопать шахту “Труп солдата”. Вы также можете использовать их на рядом находящихся мобах у которых меньше 50% хп. После смерти мобов появится призрак с которого упадет Солдатский жетон.
Награда: 1 Идеальная серебряная монета, 250 ед. духовного знания, 220к опыта.

Ежедневное задание на обычной карте:

Соглашение о союзе — эта ежедневка доступна на 100+, необходим 1 уровень Тайного неба. Поговорите со Старейшиной бамбуковой деревни,чтобы взять задание. Убейте Енота вояку, Воинственного енота и Храброго енота чтобы получить фрагменты договора1, 2 и 3. Поговорить с Му Хаофэн и затем отправляйтесь в деревню енотов (вы примете облик одного из енотов). Поговорите со Старейшиной, выкопайте договор и получите награду.
Награда: 1 страница древней книги или 1 Живая кровь (на выбор), 250 ед. духовного знания, 200к опыта.

Помимо всего этого в Мире Людей скрывается жуткий монстр — Дракон Садэман . Он появляется в субботу в 22.00 и исчезает в воскресенье в 23.00. Садэман обладает весьма скверным характером и непомерной гордыней. О своем появлении он кричит на весь мир, созывая сильнейших воинов Идеального Мира на бой! Дракон призывает своих слуг, вешает кровоток и сон, снижает у танкующего способность к регенерации и защищает себя бафом на снижение урона от атак ближнего боя. А если его не победить за определенное время он укроет себя щитом и восстановит здоровье. Тем счастливчикам, которым удастся одолеть его обещана невиданная ранее награда — коробки с шансом карты 1-4 уровня, шкатулки иллюзии, и изредка запечатанные полеты.

Дракон Садэман

Также в новой локации расположены 2 новых подземелья — Серебряная цитадель , которая является резиденцией Тирана и хранит несметные сокровища, и Храм Стихий захваченный драконами и Пылающим Лоу.

Во время странствий по Миру Людей вам будут полезны следующие НИП’ы:
Командир армии сопротивления

Это НИП с обменом монет из Серебряной цитадели на сундуки с картами, странички на скиллы и гбп знаки. Подробнее об обмене монет можно прочитать в соответствующем гайде.
Зеркало могущественного духа
Это зеркало, где учатся новые пассивки и скиллы. Рядом находится печь, где можно скрафтить итем на 2й круг перерождения, странички на книги новых пассивных навыков и новых умений и сами книги новых навыков.
Мастер карт

Этот НИП поможет вам перерождать карты, увеличивать уровень контроля, а также подарит вам коробочки с картами 2, 3 и 4 уровня, когда вы соберете по 10 карт предыдущего уровня.
Итак, попадая в Мир людей, мы начинаем свой путь из лагеря Белого владыки и постепенно изучаем его, получая за задания не только опыт и дух, но и нечто новое - магические знания. Именно набор знаний поможет нам прокачать уровень Тайного неба и Неба миражей и в результате получить страницы для создания новых умений и прокачивать новые универсальные умения.

Получение страниц для создания умений требует следующего уровня развития небес:
Страница книги Тайного неба - Тайное небо ур. 1
Глава из книги Тайного неба - Тайное небо ур. 6
Страница книги Неба миражей - Небо миражей ур. 1
Глава из книги Неба миражей - Небо миражей ур. 6

Эти страницы не передаются, и книги умений - тоже, так что, придётся самому прокачивать этот параметр: приобрести новые умения, а также камень для второго перерождения (требующий для создания "главу из книги Тайного неба") не получится.

Как открыть Тайное небо

Чтобы открыть первый уровень первого неба, нужно войти в Мир людей у любой Посланницы Морая и сдать тут же полученный квест Разные миры - Два неба... Зеркалу могущественного духа. После этого следуйте инструкциям, написанным в задании Разные миры.

На экране появится мигающая кнопка Медитация (ну, чтобы в "Действия" не лезть, тут для нас уже и кнопочку вывели). Сидим, размышляем 10 секунд... Встаём, снова садимся, ещё размышляем... И в третий раз. И в четвёртый. Все четыре раза - по 10 секунд. После этого появится задание пообщаться с НПС Ян Чжао - и Тайное небо открыто, а под портретом персонажа в характеристиках появилась новая - Духовное знание.

Дальше этот параметр прокачивается так же, как уровень персонажа - путём набора очков Духовного знания.
Они даются:
за ежедневные задания в Мире людей;
за использование Пилюли тайного неба (даётся в награду за некоторые задания, падает из наградных коробок в кх и покупается в шопе за 50 серебра);
за сюжетную цепочку заданий в Мире людей (флажки заданий над НПСами будут ярко-голубого цвета).
Важно:
Небо миражей можно прокачать только после второго перерождения! То есть, для того, чтобы переродиться второй раз, Небо миражей не требуется (нужно Тайное небо 6 ур.), но чтобы прокачивать Небо миражей, нужно второе перерождение.

Сколько очков требуется набрать для получения следующего уровня неба и как от этого зависит новый параметр Боевой дух:
Ур. Требуется набрать для след.ур. Боевой дух
Тайное небо 1 1073 10
2 1288 12
3 1545 15
4 1854 19
5 2225 24
6 2670 30
7 3204 37
8 3845 45
9 4614 54
10 5075 64
Небо миражей 1 5583 75
2 6141 87
3 6755 100
4 7430 114
5 8173 129
6 8991 145
7 9890 162
8 10879 180
9 11967 199
10 0 219

Боевой дух - это новый параметр, влияющий на наносимый и получаемый урон, как в ПвЕ, так и в ПвП. Он написан в характеристиках персонажа ниже показателя атаки. Увеличивается он только повышением уровня небес и экипировкой соответствующих карт.

Урон в ПвЕ будет рассчитываться так: за каждые 20 очков Боевого духа урон монстрам повышается на 1%. С получаемым уроном сложнее, по приводимой нашими заморскими товарищами формуле должно получаться так:
Получаемый урон = Базовый урон * (2000 / (2000 + Боевой дух))

Но лично я не смогла точно сверить эту формулу из-за разброса урона самих монстров.

На урон в ПвП Боевой дух влияет больше: добавляет или отнимает за каждые 10 очков боевого духа примерно 1% наносимого/получаемого урона.
В идеале, формула нового дополнительного множителя дамага такова:
Множитель дамага = (1000 + Боевой дух атакующего) / (1000 + Боевой дух цели)

Соответственно, если Боевой дух атакующего больше, чем цели, то урон будет увеличен, а если меньше - уменьшен.

Прокачка новых универсальных умений

После скилла будет указано, какой уровень какого неба нужен для его прокачки на следующий уровень. Для создания этих умений требуется только Живая кровь (получается в Мире людей за ежедневные задания), однако книжку скилла нужно будет крафтить для прокачки каждого его уровня.

Тысяча ветров
Урон от умений увеличивается на N%.
1 ур. - Тайное небо 1 ур.
2 ур. - Тайное небо 4 ур.
3 ур. - Тайное небо 7 ур.
4 ур. - Тайное небо 10 ур.
5 ур. - Небо миражей 3 ур.
6 ур. - Небо миражей 6 ур.
7 ур. - Небо миражей 9 ур.

Начало добродетелей
Магическая и физическая защита снаряжения увеличивается на M%.
1 ур. - Тайное небо 2 ур.
2 ур. - Тайное небо 5 ур.
3 ур. - Тайное небо 8 ур.
4 ур. - Небо миражей 1 ур.
5 ур. - Небо миражей 4 ур.
6 ур. - Небо миражей 7 ур.
7 ур. - Небо миражей 10 ур.

Заоблачный гром
Вероятность критического удара повышается на Q%.
1 ур. - Тайное небо 3 ур.
2 ур. - Тайное небо 6 ур.
3 ур. - Тайное небо 9 ур.
4 ур. - Небо миражей 2 ур.
5 ур. - Небо миражей 5 ур.
6 ур. - Небо миражей 8 ур.

Как видно, с каждым повышением уровня небес можно повысить один из скиллов на один уровень.

by Enhil

Путь от Стойкого до Бессмертного или Сына ада -
это основной, земной путь твоего развития.
Но чтобы достичь истинного просветления,
тебе придётся пройти и по дороге небес...


После перерождения для нас открывается новая загадочная локация - Мир людей. Какие тайны скрываются за закрытыми замками, кто украл Райскую розу и тут Остапа понесло... не туда
и как получить новые умения ?

Итак, попадая в Мир людей, мы начинаем свой путь из лагеря Белого владыки и постепенно изучаем его, получая за задания не только опыт и дух, но и нечто новое - магические знания. Именно набор знаний поможет нам прокачать уровень Тайного неба и Неба миражей и в результате получить страницы для создания новых умений и прокачивать новые универсальные умения.

Получение страниц для создания умений требует следующего уровня развития небес:
Страница книги Тайного неба - Тайное небо ур. 1
Глава из книги Тайного неба - Тайное небо ур. 6
Страница книги Неба миражей - Небо миражей ур. 1
Глава из книги Неба миражей - Небо миражей ур. 6

Эти страницы не передаются, и книги умений - тоже, так что, придётся самому прокачивать этот параметр: приобрести новые умения, а также камень для второго перерождения (требующий для создания "главу из книги Тайного неба") не получится.

Тайное небо


Чтобы открыть первый уровень первого неба, нужно войти в Мир людей у любой Посланницы Морая, выключить настройки графики, чтобы не залагало от количества медитирующего народа и сдать тут же полученный квест Разные миры - Два неба... Зеркалу могущественного духа. После этого следуйте инструкциям, написанным в задании Разные миры.
На экране появится мигающая кнопка Медитация (ну, чтобы в "Действия" не лезть, тут для нас уже и кнопочку вывели). Сидим, размышляем 10 секунд... Встаём, снова садимся, ещё размышляем... И в третий раз. И в четвёртый. Все четыре раза - по 10 секунд. После этого появится задание пообщаться с НПС Ян Чжао - и Тайное небо открыто, а под портретом персонажа в характеристиках появилась новая - Духовное знание.
Сколько очков требуется набрать для получения следующего уровня неба и как от этого зависит новый параметр Боевой дух :
Ур. Требуется набрать для след.ур. Боевой дух
Тайное небо 1 1073 10
2 1288 12
3 1545 15
4 1854 19
5 2225 24
6 2670 30
7 3204 37
8 3845 45
9 4614 54
10 5075 64
Небо миражей 1 5583 75
2 6141 87
3 6755 100
4 7430 114
5 8173 129
6 8991 145
7 9890 162
8 10879 180
9 11967 199
10 0 219

Боевой дух - это новый параметр, влияющий на наносимый и получаемый урон, как в ПвЕ, так и в ПвП. Он написан в характеристиках персонажа ниже показателя атаки. Увеличивается он только повышением уровня небес и экипировкой соответствующих карт.

Урон в ПвЕ будет рассчитываться так: за каждые 20 очков Боевого духа урон монстрам повышается на 1%. С получаемым уроном сложнее, по приводимой нашими заморскими товарищами формуле должно получаться так:

Получаемый урон = Базовый урон * (2000 / (2000 + Боевой дух))

(да, не 40, а 20, и не 4000, а 2000)

Но лично я не смогла точно сверить эту формулу из-за разброса урона самих монстров.

На урон в ПвП Боевой дух влияет больше: добавляет или отнимает за каждые 10 очков боевого духа примерно 1% наносимого/получаемого урона.
В идеале, формула нового дополнительного множителя дамага такова:

Множитель дамага = (1000 + Боевой дух атакующего) / (1000 + Боевой дух цели)

Соответственно, если Боевой дух атакующего больше, чем цели, то урон будет увеличен, а если меньше - уменьшен.

Прокачка новых универсальных умений


После скилла будет указано, какой уровень какого неба нужен для его прокачки на следующий уровень. Для создания этих умений требуется только Живая кровь , однако книжку скилла нужно будет крафтить для прокачки каждого его уровня.

Тысяча ветров
Урон от умений увеличивается на N%.
1 ур. - Тайное небо 1 ур.
2 ур. - Тайное небо 4 ур.
3 ур. - Тайное небо 7 ур.
4 ур. - Тайное небо 10 ур.
5 ур. - Небо миражей 3 ур.
6 ур. - Небо миражей 6 ур.
7 ур. - Небо миражей 9 ур.

Начало добродетелей
Магическая и физическая защита снаряжения увеличивается на M%.
1 ур. - Тайное небо 2 ур.
2 ур. - Тайное небо 5 ур.
3 ур. - Тайное небо 8 ур.
4 ур. - Небо миражей 1 ур.
5 ур. - Небо миражей 4 ур.
6 ур. - Небо миражей 7 ур.
7 ур. - Небо миражей 10 ур.

Заоблачный гром
Вероятность критического удара повышается на Q%.
1 ур. - Тайное небо 3 ур.
2 ур. - Тайное небо 6 ур.
3 ур. - Тайное небо 9 ур.
4 ур. - Небо миражей 2 ур.
5 ур. - Небо миражей 5 ур.
6 ур. - Небо миражей 8 ур.

Как видно, с каждым повышением уровня небес можно повысить один из скиллов на один уровень.