Последнее восстание интеллектуалов. Последнее восстание интеллектуалов Волнения во франции в 1968

«Красный май - 1968» в Париже: месяц всенародного безумства О событиях мая 1968 года в Париже, получивших особую актуальность в связи с «русской весной» 2012 года, рассказывает историк Николай Макаров. В послевоенные десятилетия Советский Союз делил сферы влияния с Западом, что обернулось затяжной, дорогостоящей и никому не нужной «холодной войной». Третий мир начал активно освобождаться: колонии постепенно выходили из-под контроля прежних хозяев, а революционная хунта Фиделя и Че и вовсе завоевала власть на Кубе. В середине 60-х началась нескончаемая «культурная революция» в Китае. А 1968-й стал кульминацией протестно-деструктивного безумства. Центр событий сместился в Старый Свет, хотя и в Америке было на что обратить внимание. Антивоенные и антипентагоновские протесты в Колумбийском университете в Нью-Йорке с последующим захватом здания студентами-леваками. «Пражская Весна». Западный Берлин: студенты забрасывают бутылками с зажигательной смесью штаб-квартиру газетного магната Акселя Шпрингера. Студенческие протесты в Лондоне и Риме (в центре «Вечного города» дошло до столкновений студентов с полицией). Мадрид, Стокгольм, Брюссель и другие крупные европейские города также оказались центрами брожения и недовольства. Везде, вроде бы, протестовали против войны во Вьетнаме, хотя при ближайшем рассмотрении американская агрессия выглядит только «вершиной айсберга»: поводов к массовому недовольству было много. Многим начинало казаться, что зреет мировая молодежная революция. Волны протеста уже не раз захлестывали мир. Но, наверно, нигде на тот момент они не вздымались так высоко, как весной 1968 года в Париже. К 1968 году Франция была страной с высоким уровнем жизни. За десятилетия мира страна не только оправилась, но и стала обеспеченной, немного «заплыла жирком». Средний класс благоденствовал: экономический рост, высокие зарплаты, «дома, машины, дачи». Конечно, у власти уже почти десять лет находился президент Шарль де Голль, радио и телевидение были огосударствлены; но это - мелочь. Свобода? Что вы, главное - стабильность. Духовный рост? К чему - есть же синема и «Мулен Руж». В стране сформировалось «общество потребления» с его довольно ограниченной буржуазной идеологией. Наверно, и вправду французы трудились не покладая рук. На молодёжь ужасно не хватало времени. Вот она и увлеклась, начала чудить. И главное - её внезапно оказалось так много!.. И вся учёная! Плюнуть нельзя, чтоб не попасть в студента! Франция, как никакая другая страна Европы, - уникальный индикатор перемены политических настроений нации. Классическая страна революций. Сколько раз в XIX веке монархия сменялась республикой! В ХХ-м «крепкие государственники» наподобие де Голля сменялись социалистами - сторонниками Миттерана, тот, в свою очередь, позже «раскачивал политические качели» совместно с либералом Шираком. Основной же тенденцией «большой политики» 1960-х становится постепенное, но неуклонное снижение рейтинга доверия населения к герою Сопротивления генералу де Голлю и усиление в обществе социалистических настроений. Национализм де Голля, рост влияния монополий, государственная монополия на ТВ- и радиовещание; внешняя политика, ориентированная (хоть и в новых формах) на обладание колониями и участие в «гонке вооружений» (хотя и не на стороне США и НАТО), не отвечали интересам и ожиданиям основной части французского общества. Всё большей части населения (особенно молодёжи) де Голль начинает казаться слишком уж авторитарным и «засидевшимся» политиком. Еще в 1965-м - пока еще неожиданно для многих - Франсуа Миттеран вышел во второй тур президентских выборов. На парламентских выборах 1967-го он сколотил коалицию левых сил, набравшую почти равное количество голосов с голлистами. «Левые» настроения в стране были самых разных оттенков: от коммунистических (правда, уже лишённых ориентации на «мировую революцию») до анархистских, от последователей убиенного ледорубом Троцкого до сторонников Мао. Извне масла в огонь подливали вьетнамская война и обстановка «холодной войны», ставшей толчком к зарождению антиядерного движения. Словом, в воздухе начинало пахнуть грозой. Попытка определить политическое мировоззрение юных французских бунтарей 1968-го наталкивается на некоторые сложности. Идеи, вдохновлявшие их, были разного толка: марксистские, троцкистские, маоистские, анархистские и т.п., нередко перетолкованные в романтически-протестном духе - словом, всё то, что получило название «гошизма» (фр. gauchisme - «левизна», «левачество»). Мао, Че, Режи Дебре, Герберт Маркузе, Франц Фанон - мало ли было политических и духовных вождей по всему миру у французской молодежи? Все они по-своему призывали к «отречению от старого мира» с его буржуазностью и империализмом, провозглашению - кто коллективистских, а кто крайне индивидуалистических ценностей, и к бунту, бунту, бунту… А ещё - философия Жан-Поля Сартра и Альбера Камю с их упором на свободу, «экзистенциальное» в человеке, ориентировавшее его на самовыражение, плюс - снова бунт и прочие формы «антигосударственного» поведения. Затем, в 1960-е, французская молодёжь много смотрела кино. Большой популярностью пользовались фильмы кинорежиссёра Жан-Люка Годара: «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью», «Альфавиль», «Безумный Пьеро». Годар тоже был «гошистом». И его работы были во многом нацелены на критику современного общества и создание «новой реальности», с экзистенциалистским подтекстом. Годар, по словам Александра Тарасова (автора большой и очень интересной работы «In Memoriam Anno 1968»), сыграл роль «предтечи и вдохновителя 1968 года». Немалую роль в идейной подпитке событий сыграло эпатажное ситуационистское движение во главе с Ги Дебором, идейную основу которого составлял причудливый для умопостижения микс из дадаизма, сюрреализма и марксизма. Ситуационисты призывали к отказу как от подчинения как государству и его законам, так и от принятых норм социальной жизни, общественной морали. Большая роль отдавалась эмоциональному началу. Это нужно было не столько осознавать, сколько чувствовать. Здесь трудно было провести грань - где идёт борьба за политические перемены, а где - просто спонтанное творчество, рождение «космоса из хаоса», внезапная материализация не высказанных, но разделяемых массой общих ощущений. Стоявший во главе этой части движения «Ситуационистский интернационал», по словам кинодокументалистки, участницы «Красного мая» Элен Шателелен, был «маленькой, острой на язык, очень умной группой. Все движение состояло из 5 человек, издававших газету „Интернасьональ ситуационист“. Но именно они подготовили культурную почву, „умную культуру“, чтобы этот взрыв произошёл» (источник). В итоге накопившийся у французской молодёжи «осознанный» протест явно соседствовал с горячим энтузиазмом, желанием самовыразиться и покуражиться. Революция и баррикады, столкновения с полицией и кайф прилюдного сумасбродства, борьба за реальные усовершенствования в экономике, политике, повседневности… И, конечно, - атмосфера народных гуляний, креатива, «свободной любви» - всё переплелось в этой бурной майской феерии. Кризисные явления в политике и экономике дали лишь первые ростки, а молодёжь уже оказалась недовольна. Трудности с местами в общежитиях, неважное материальное обеспечение учебных заведений. Правительство идёт по пути наименьшего сопротивления: денег нет! Количество мест в вузах сокращается, ужесточаются испытания студентов - особенно при поступлении. Студенты, и так имевшие к «старому миру» длинный счет, не заставили себя ждать. Зачинщиками беспорядков практически везде стали студенты гуманитарных факультетов. Начались они в университете Париж X-Нантер, в первых числах мая. Составить сколь бы то ни было «разумное» представление о требованиях студентов на первых порах выступлений достаточно сложно. Как пишет Александр Телевич, «студенты требовали то отмены экзаменов, то прекращения войны во Вьетнаме, то увеличения порций спагетти в кафетериях, то упразднения диктатуры в Греции, то разрешения курить повсеместно, то ликвидации расовой дискриминации». По воспоминаниям же Элен Шателелен, политический язык протестующих «оказался вне рамок того, о чем люди, спонтанно вышедшие на улицу, хотели сказать. Они сами не осознавали, чего они хотели. Это был момент глобального кризиса смысла: „Зачем жить?“, „Какой смысл имеет работа?“, „Какой смысл имеет общество?“» (источник). По сути, то был - возможно не оформленный, но подспудно ощущаемый - протест против застоявшегося буржуазно-обывательского западного общества с его традиционными вековыми ценностями; протест, взорвавший его и начавший - пусть поначалу незаметное - движение Запада к упадку. Выступления в Нантере моментально перекидываются на Сорбонну. 3 мая по инициативе её ректора Роша университет был закрыт. 4 мая в Париже начинается студенческая забастовка; столицу охватывают митинги. В ближайшие три дня волнениями охвачены уже все университетские центры Франции (Тулуза, Лион, Нант, Страсбург и др.). К забастовкам университетов присоединились средние школы. В поддержку студентов выступают известные представители французской интеллигенции (Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Франсуаза Саган, Франсуа Мориак и другие). Власти арестовывают некоторых участников выступлений; 5 мая объявлен запрет на демонстрации. Молодёжь, естественно, и не думала повиноваться. «Запрещается запрещать!» - провозглашают в ответ вожаки студенческого движения. Строить для доказательства своей правоты баррикады парижанам приходилось уже не раз. С 1827 по 1860 г. в Париже баррикады возводились восемь раз; то же случалось в 1870–1871-м, 1944-м… В 1968-м революционное нетерпение вновь подняло парижан на «уличное строительство». В дело шел любой подручный материал: даже горшки с цветами и лотки с овощами. Строили баррикады и покрепче: с использованием символа буржуазной обеспеченности - автомобилей. «Это не были баррикады против кого-то, - считает Элен Шателелен, - это были баррикады памяти. У меня было странное чувство, что я вижу, как народ, люди, пишут страницы своей собственной истории. Баррикады не были противостоянием и борьбой, это было абсолютно на символическом уровне… Это было связано с поэтическим образом мышления… Первые баррикады были не против полиции, хотя они, возможно, и пригодились для защиты - это был чисто метафизический жест… Это были баррикады абсурда; что они защищали, никто не знал … То, что произошло, было огромным театром» (источник). 6 мая в знаменитом Латинском квартале Парижа была жестоко разогнана 60-тысячная демонстрация. В тот же день начинаются первые баррикадные бои. Около 400 человек было арестовано. Около 600 оказались в больницах. Латинский квартал представлял собой тогда жуткое зрелище: «…Сожжённые автомобили, деревья, вырванные с корнем, разбитые витрины, развороченные брусчатые мостовые» (источник). Начинается агитация среди рабочих, листовки и газеты протестующих распространяются в тысячах экземпляров. Стены домов покрываются яркими граффити. К 10 мая студенты бунтуют по всей Франции. Число баррикад, возведённых к этому дню студентами Парижа в районе площади Эдмона Ростана, было около 60-ти. На баррикады студенты воздрузили черные и красные флаги. Полицейские пошли на штурм, перетекший в пятичасовое побоище, в результате которого было ранено более 350 человек, сожжено почти две сотни автомобилей. Это была «первая ночь баррикад». Париж в эту ночь не спал. Участниками «театра» стали не только демонстранты и полиция, но и простые парижане. Полицейские жестокости вызвали в горожанах вполне объяснимое человеческое сочувствие к пострадавшим студентам. Они находили приют в «обывательских» домах, где их кормили, оказывали помощь. Кроме того, уличные столкновения были и беспрецедентным шоу, на которое зрители-парижане бурно реагировали с мостовых, из окон и с балконов. Конечно, поддержка высказывалась демонстрантам, а действия полиции сопровождались свистом и улюлюканьем. Из окон на головы полицейских летели горшки с цветами. Опрос общественного мнения показал тогда, что 80 процентов «паризьенов» поддерживали студентов. Но силы были всё-таки неравны. После пяти часов «театра абсурда» студенты разбежались по приказу своего вожака Даниэля Кон-Бендита. Кстати, кто он - месье Кон-Бендит или попросту «Красный Дани»? Даниэль Кон-Бендит Родившийся в 1945 г. в семье немецких евреев, бежавших во Францию в 1933-м, Даниэль Марк Кон-Бендит вырос в этой стране, но в 1958 г. переехал с родителями в Германию. Получив в 1963 г. гражданство и ФРГ, и Франции, Даниэль отказался от французского, чтобы не идти в армию. Однако Франция не была им забыта. В 1966-м году он поступил в Парижский университет, где стал участником «Fédération anarchiste», но в 1967-м перебрался из неё в маленькую анархистскую группу Нантера. Наверно, там было больше возможностей для реализации лидерских качеств. По приглашению Даниэля в Париж приехал с «революционной» лекцией лидер Социалистического союза немецких студентов К.Д. Вольф. В Нантере Кон-Бендит стал во главе движения за сексуальные свободы. Отличался он и экстравагантными «па»: например, во время речи министра образования по случаю открытия университетского бассейна в Нантере Кон-Бендит … попросил у министра закурить, а впридачу - разрешения свободно посещать женское общежитие. Хулиган, да и только! Подобные выходки перемежались агитацией в пользу «перманентной революции». Немудрено, что этот парень получил большую популярность в среде студентов. Его побаивались университетские власти: решившись однажды отчислить его, они спровоцировали волнения. Приказ об отчислении пришлось отменить. Популярность Кона во время волнений дошла до такой степени, что протестующие студенты, желая полностью индентифицироваться со своим вождем, часто скандировали: «Nous sommes tous les juifs allemands» («Мы все немецкие евреи»)! «Красный Дани» (как прозвали его студенты за ярко-рыжую шевелюру, очень гармонировавшую с «краснотой» настроений) призывал участников беспорядков «создать брешь», в которую вольются широкие массы населения. Но задача-максимум - ниспровержение власти - была всё-таки неосуществима. В июне Кон-Бендита депортировали в Германию. На родине родителей он стал одним из основателей автономистской группы «Революционная борьба», где судьба близко свела его с Йошкой Фишером - будущим министром иностранных дел Германии, а тогда - тоже лидером «Революционной борьбы», замешанной, как предполагали немецкие власти, в насильственных акциях. Позже Кон-Бендит политически «позеленел» и начал активную борьбу против атомной энергии. В 1984 г. он вступает в немецкую партию «зелёных», в 1989-м становится вице-мэром Франкфурта, в 1994-м избирается депутатом Европарламента, а в 1999-м сближается с «зелёными» Франции, от которых снова избирается в Европарламент (в 2009 г.). На сегодня Кон-Бендит - вполне преуспевающий европейский политик, причем активно участвующий в политической жизни двух стран - Германии и Франции. Конечно, делая карьеру в сегодняшней политике, на революционных лозунгах далеко не уедешь. Но в 1968-м всё было иначе. Несмотря на помпезные заявления премьера Жоржа Помпиду о том, что правительство «защитит республику», 14 мая полиция оставила Сорбонну. Аудитории были заняты студентами, митингующими дни и ночи напролёт. «Революционное творчество масс» достигает апогея. Студенты состязаются в лозунгах. «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» «Твоё счастье купили. Укради его!» «Под булыжниками мостовой - пляж!» «В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра - отменить общество!» «Революция невероятна, потому что она настоящая». «Культура - это жизнь наоборот». «Поэзия на улицах!» «Секс: Это хорошо, - изрек Мао (но не слишком часто)». «Товарищи! Любовью можно заниматься и в Школе Политических наук, а не только на лужайке». «Вся власть воображению!» «Да здравствует сюрреализм!». Де Голль, кризис, международная напряженность … Всё это так. Но не менее важно, что душе хочется карнавала, а телу, - выпить, курнуть, ну и - сами понимаете… В Сорбонне «появились аудитория имени Че Гевары, плакаты „Запрещается запрещать!“ и объявления „Кури что хочешь - хоть анашу“. Статуи Пастера и Гюго покрыли красными флагами. День и ночь во дворе Сорбонны играл джаз-банд. Занятий не было. В аудиториях шла дискуссия: что делать дальше. Вожак восставших Даниэль Кон-Бендит призывал к революции. Что это означало, никто не понял» (источник). Примерно та же обстановка воцарилась в театре «Одеон», где к студентам присоединилась «взрослая» интеллигенция Парижа. Опираясь на революционный энтузиазм, студенты все текущие вопросы (снабжение, медпомощь, информационные дела) решали сами - с помощью самоорганизовавшихся комитетов. При комитетах работали столовые, спальни, даже детские ясли. В занятых аудиториях поддерживалась чистота и относительный порядок. Сорбонной управлял Оккупационный комитет из 15 человек. По требованию анархистов, опасавшихся «бюрократического перерождения», состав комитета полностью менялся каждый день. Тоже ведь сюрреализм! Во второй половине мая образуются так называемые Комитеты революционного действия. Одним из проявлений народного самоуправления были даже добровольные поездки студентов и рабочих «на картошку» - помогать крестьянам с высадкой ценного корнеплода. Студенческие выступления в 1968-м имели место во многих европейских странах, но нигде, кроме Франции, они не привели ко всеобщей забастовке. Она была объявлена 13 мая, на фоне новой парижской демонстрации в поддержку студентов и за отставку де Голля (по разным оценкам, в ней принимало участие от 400 тысяч до более миллиона человек). К середине мая в Париже не работали транспорт, телефон, радио и телевидение. Париж и Франция были погружены в пучину анархии. Профсоюзы вели от имени бастующих рабочих торговлю с предпринимателями; антиголлистское движение ширилось. К 24 мая в стране бастовало свыше 10 миллионов человек. Среди требований забастовщиков самыми популярными были отставка де Голля, а также формула «40-60-1000» (40-часовая рабочая неделя, пенсия с 60-ти лет, минимальная зарплата 1000 франков). Были у протестующих и вполне реальные достижения: «Изгнав из сферы сбыта посредников (комиссионеров), революционные власти снизили розничные цены: литр молока стоил теперь 50 сантимов вместо 80, а килограмм картофеля - 12 вместо 70. Чтобы поддержать нуждающиеся семьи, профсоюзы распределили среди них продовольственные купоны. Учителя организовывали детские сады и ясли для детей бастующих. Энергетики взялись обеспечить бесперебойное снабжение молочных ферм электроэнергией, организовали регулярную доставку кормов и горючего в крестьянские хозяйства. Крестьяне, в свою очередь, приезжали в города для участия в демонстрациях. Больницы переходили на самоуправление, в них избирались и действовали комитеты врачей, пациентов, практикантов, медсестер и санитаров» (источник). Словом, практически все сферы жизни находились какое-то время под контролем «красномайцев». Де Голль возвратился из Румынии 18 мая. Он поступил, казалось бы, по-солдатски прямо и честно: предложил народу референдум по вопросу о поддержке президента. В тот же день в Париже прошла новая грандиозная демонстрация. 23 мая Париж пережил «вторую ночь баррикад»: студентов взорвало известие о готовящейся высылке Д. Кон-Бендита из Франции. В новых кровавых столкновениях около 1500 человек было ранено, около 800 арестовано, погиб один студент и один полицейский. 29 числа де Голль внезапно исчез. Как выяснилось - он отправился на базу французских войск в Баден-Бадене в ФРГ (искал почвы для военного переворота?). Лидеры «Красного мая» тут же выступили с призывом к захвату власти, поскольку она «валяется на улице». Но де Голль тоже быстро сориентировался. 30 мая, вернувшись, он выступил по радио, огласив своё намерение остаться во главе страны. Вскоре был распущен парламент. Но… Движение вскоре пошло по нисходящей, а к концу мая месяца по сути выдохлось. «По законам жанра» в изначальном виде оно не могло существовать долго. Как в учебниках истории: не было ни четкой программы, ни единого центра, ни проработанных способов борьбы. Когда движение сместило акцент на «большую политику», затухание студенческого карнавала стало неизбежно. 10–11 июня - «на сладкое» - состоялись последние баррикадные бои в Латинском квартале. Сошло на нет и забастовочное движение. Несколько дней спустя вышел специальный президентский указ о запрете леворадикальных группировок. 12 июня Кон-Бендита всё-таки выслали в Германию. 14–16 июня полиция очистила «Одеон» и Сорбонну от студентов и ликвидировала последние очаги сопротивления в Латинском квартале. Внеочередные парламентские выборы, прошедшие по стране 23–30 июня, показали, что Франция всё-таки испугалась. Голлисты получили в Национальном собрании 358 мест из 485-ти. Хотя политическая судьба де Голля была предрешена: 27 апреля 1969 года он покинул свой пост, уступив его бывшему премьер-министру - Жоржу Помпиду. С тех пор прошло более сорока лет. Жизни активных участников «Красного мая» сложились по-разному. Но весьма многие из «Soixantehuitards» («парней 68-го»), включая депутата Европарламента Даниэля Кон-Бендита, вполне вписались сегодня в «буржуазный» истеблишмент Европы. Это известные журналисты (М. Кравец - шеф заграничной службы известной газеты «Либерасьон», Ж.-Л. Пенину - один из ведущих публицистов той же газеты, М.-А. Бурнье - главный редактор журнала «Актюэль», Ж.-П. Рибе - редактор и шеф приложений к журналу «Экспресс», Ж.-М. Бужеро - директор и редактор журнала «Эвенеман дю жади», Э. Кабалье - управляющий «Сигма-Телевизьон»); профессора и ученые (П. Башле и А. Жейсмар - профессора Сорбонны, Р. Линьяр - известный социолог, Андре Глюксманн и Ги Ландро - известные философы и писатели); чиновники (Ф. Барэ - генеральный инспектор Министерства образования); кинодокументалисты, архитекторы, предприниматели … Хотя есть и такие, как Ален Кривин - лидер троцкистской «Коммунистической революционной лиги», - до сих пор исповедующие «гошистские» взгляды и являющиеся видными политическими фигурами в этом спектре. О событиях «Красного мая» можно писать целые диссертации. Да многое уже и так написано, спето, снято. Из интересного и познавательного можно отметить романы: «1968: Исторический роман в эпизодах» Патрика Рамбо и роман Робера Мерля «За стеклом». Рамбо, во многом вне идейно-политического подтекста, суховато и беспристрастно рассказывает о захвате студентами Сорбонны и «Одеона», движении рабочих, деятельности правительства. Роман же Мерля являет собой почти документальное воспроизведение событий начала 1968-го в Нантерском университете. Интересна книга американского исторического публициста Марка Курлански «1968. Год, который потряс мир». В ней много аналитики, попыток разобраться в исторических корнях явлений 1968-го в мировом масштабе, а также в тех последствиях, которые они дали миру. Профессор исторического факультета Оксфордского университета Роберт Гилди создал цифровой архив отчетов «Вокруг 1968-го: Активисты, сети и траектории» («Around 1968: Activists, Networks and Trajectories»). Авторами отчетов стали сами участники событий (более 500 человек из 14 стран Европы). Но этот архив носит сугубо научную форму и, при всём своём богатстве, может быть интересен, скорее, лишь историкам и их студентам. Интересные подборки научных и публицистических материалов можно найти в интернете. Так, подборка «1968 год во Франции» содержится на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис», много полезных ссылок на литературу дают энтузиасты группы «Париж 1968 (Красный май)». Событиям «Красного мая» на фоне построения собственной реальности и личных (в первую очередь сексуальных) взаимоотношений молодых французов посвящен фильм Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» (2003 г.). Что же дал миру «Красный май» и какие уроки преподнес он будущим поколениям? Если пытаться ответить на этот вопрос «узко», беря в расчет в непосредственные последствия для Франции, то в первую очередь это - конец «голлизма» с его «разгулом государственности» и частичное удовлетворение требований протестовавших (в основном это касалось некоторого улучшения условий жизни трудящихся). «Левые» настроения на протяжении 1970-х годов были очень популярны на Западе. Культурные последствия имели более широкий охват. Будь жив в это время известный российский публицист и историк, идеолог русского дворянства XVIII века Михаил Щербатов, он наверняка написал бы книгу «О повреждении нравов во Франции». То, что называют термином «сексуальная революция», - во многом родом из «Красного мая». Свобода, порой доходящая до абсурда, во взаимоотношениях полов («Изобретайте новые сексуальные извращения» - призывал один из лозунгов в Нантере), вполне реальная революция в стиле одежды, тенденциях моды, а главное - новый взгляд общества на отношения мужчины и женщины - всё это во многом последствия тех самых событий 1968-го года. И не только во Франции, но и по всему западному миру. Более узкий срез того же плана - воздействие событий на западную молодёжную культуру. В том числе и на рок-культуру, движение хиппи. Эдуард Лимонов в своей статье «Май 1968 года в Париже и его политические последствия» (опубликованной, кстати, в педагогической газете «Первое сентября»!) писал: «…Империя юности просуществовала с 1968-го до конца 70-х годов. Только в этот промежуток времени молодёжь была осознана собой и другими как класс, с особыми запросами и потребностями». Были у «Красного мая» и другие глобальные последствия. Конец колониальной системы был по сути предрешён раньше, но события 1968-го во Франции и других странах сыграли тут роль одного из «последних гвоздей». Какова в современном западном мире острота национальных отношений, связанная с потоками хлынувших в бывшие метрополии мигрантов, думается, объяснять не надо. Западная цивилизация продолжает трещать по швам. Можно пытаться строить разные сценарии её дальнейшего развития, но, скорее всего, «старая добрая Европа» в своем традиционном виде больше не возродится. И «Красный май» сыграл в этом отношении огромную роль. Весьма интересно то, что во «Французской весне» были хоть какие-то рациональные моменты:

«Изгнав из сферы сбыта посредников (комиссионеров), революционные власти снизили розничные цены: литр молока стоил теперь 50 сантимов вместо 80, а килограмм картофеля - 12 вместо 70. Чтобы поддержать нуждающиеся семьи, профсоюзы распределили среди них продовольственные купоны. Учителя организовывали детские сады и ясли для детей бастующих. Энергетики взялись обеспечить бесперебойное снабжение молочных ферм электроэнергией, организовали регулярную доставку кормов и горючего в крестьянские хозяйства.

а в наших «московских гуляниях» нет ничего, кроме тупого и бесполезного фрондёрства. Только, как я уже писал в ЖЖ одной из моих френдесс: собаку герцога Бофора по кличке Писташ, с помощью которой герцог троллил свою охрану, в результате отравили, кучу людей побили, много чего разрушили и сожгли, а Фронда так и не победила. На материал навёл –

К 16 мая закрылись порты Марселя и Гавра, прервал свой маршрут Трансъевропейский экспресс. Газеты все еще выходили, но печатники осуществляли частичный контроль над тем, что печатается. Многие общественные службы функционировали только с разрешения бастующих. В центре департамента - Нанте, Центральный забастовочный комитет взял на себя осуществление контроля за движением транспорта на въездах и выездах из города. На блок-постах, сооруженных транспортными рабочими, дежурили школьники. Желание людей самим установить порядок было столь сильным, что городским властям и полиции пришлось отступить. Работницы заводов и фабрик взяли под контроль снабжение местных магазинов продовольствием и организацию торговых точек в школах. Рабочие и студенты организовали выезд на фермы с целью помочь крестьянам сажать картофель.

Изгнав из сферы сбыта посредников (комиссионеров), революционные власти снизили розничные цены: литр молока стоил теперь 50 сантимов вместо 80, а килограмм картофеля - 12 вместо 70. Чтобы поддержать нуждающиеся семьи, профсоюзы распределили среди них продовольственные купоны. Учителя организовывали детские сады и ясли для детей бастующих. Энергетики взялись обеспечить бесперебойное снабжение молочных ферм электроэнергией, организовали регулярную доставку кормов и горючего в крестьянские хозяйства. Крестьяне, в свою очередь, приезжали в города для участия в демонстрациях. Больницы переходили на самоуправление, в них избирались и действовали комитеты врачей, пациентов, практикантов, медсестер и санитаров.

Де Голль в это время не делал никаких заявлений. Более того, он отправился в запланированный официальный визит в Румынию, как будто ничего не случилось, но 18 мая прервал его и вернулся в страну. 20 мая число бастующих достигло 10 миллионов, на заводах возникли «комитеты самоуправления» и «комитеты действия», неконтролируемые профсоюзами, в провинции рабочие комитеты начали бесплатное распределение товаров и продуктов нуждающимся. В стране сложилось двоевластие – с одной стороны деморализованная государственная машина, с другой стороны самодеятельные органы рабочего, крестьянского и студенческого самоуправления.

21–22 мая в Национальном Собрании обсуждался вопрос о недоверии правительству. Для вотума недоверия не хватило 1 голоса! 22 мая власти пытаются выслать из страны Даниэля Кон-Бендита как иностранца. В ответ студенты устраивают в Латинском квартале «ночь гнева», устраивая баррикады. Кто-то поджигает здание Парижской биржи.

Наконец, 24 мая де Голль выступил по радио с речью, в которой «признал», что доля участия французского народа в управлении обществом ничтожна. Он предложил провести референдум о «формах участия» простых людей в управлении предприятиями (позже он от этого обещания откажется). На настроение общества это выступление влияния не оказало.

25 мая начались трехсторонние переговоры между правительством, профсоюзами и Национальным советом французских предпринимателей. Выработанные ими соглашения предусматривали существенное увеличение зарплаты, однако ВКТ была не удовлетворена этими уступками и призвала к продолжению забастовки. Социалисты во главе с Франсуа Миттераном собирают на стадионе грандиозный митинг, где осуждают профсоюзы и де Голля и требуют создания Временного правительства. В ответ на это власти во многих городах применяют силу, и ночь 25 мая получила название «кровавая пятница».

29 числа, в день чрезвычайного заседания кабинета министров, стало известно, что бесследно исчез президент де Голль. Страна в шоке. Лидеры «Красного Мая» призывают к захвату власти, поскольку она «валяется на улице».

30 мая де Голль появляется и выступает с крайне жесткой речью. Он отказывается от референдума, объявляет о роспуске Национального Собрания и проведении досрочных парламентских выборов . В тот же день голлисты проводят 500-тысячную демонстрацию на Елисейских полях. Они скандируют «Верните наши заводы!» и «Де Голль, ты не один!». Происходит перелом в ходе событий. Многие предприятия еще будут бастовать недели две. В начале июня профсоюзы проведут новые переговоры и добьются новых экономических уступок, после чего волна забастовок спадет. Предприятия, захваченные рабочими, начинают «очищаться» силами полиции (например, заводы «Рено»).

Ю. Дубинин пишет об этом моменте: «30 мая де Голль выступил с речью, демонстрируя твердость и решимость навести порядок. Он объявил о роспуске Национального собрания. За этим последовала внушительная демонстрация сторонников де Голля... Де Голль провел глубокую реорганизацию правительства Помпиду, заменив девять министров. Правительство, профсоюзы и предприниматели провели упорные переговоры и к 6 июня сумели достигнуть нелегкого согласия, которым, однако, были удовлетворены все. Жизнь во Франции начала входить в нормальную колею”.

12 июня власть перешла в наступление. Были запрещены основные левацкие группировки, Кон-Бендит был выслан в ФРГ. 14 июня полиция очистила от студентов «Одеон», 16-го – захватила Сорбонну, 17 июня возобновили работу конвейеры «Рено».

23 и 30 июня прошли (в два тура) парламентские выборы. Организовав кампанию шантажа угрозой коммунистического заговора, голлисты получили большинство мест – испуганный призраком революции средний класс дружно проголосовал за де Голля.

7 июля в телевизионном обращении де Голль дал разумную, хотя и поверхностную квалификацию произошедшим событиям: «Этот взрыв был вызван определенными группами лиц, бунтующими против современного общества, общества потребления, механического общества – как восточного, так и западного – капиталистического типа. Людьми, не знающими, чем бы они хотели заменить прежние общества, и обожествляющими негативность, разрушение, насилие, анархию; выступающими под черными знаменами».

Одним из итогов «красного мая» было удовлетворение ряда социальных требований трудящихся (увеличение пособий по безработице и т.д.). Студенческие протесты побудили к демократизации высшей и средней школы, была улучшена координация высшей школы с потребностями народного хозяйства в специалистах. Но майские события на прошли бесследно для французской экономики. Инфляция, вызванная увеличением заработной платы и ростом цен, привела к сильному сокращению золотого запаса страны. Финансовый кризис, разразившийся в ноябре 1968, угрожал подорвать экономику. Чтобы спасти финансовую систему, де Голль пошел на крайне непопулярные меры стабилизации, включая строгий контроль над заработной платой и ценами, контроль за денежным обращением и повышение налогов. 28 апреля 1969 де Голль ушел в отставку после того, как были отклонены его предложения по конституционной реформе.

Революция 1968 г. и внешние силы . То, что мятежный импульс, захвативший очень значительную часть населения Франции, иссяк всего за один месяц, во многом определяется и отсутствием поддержки извне. Революционные события мая 1968 г. во Франции не поддержали и не пожелали использовать обе сверхдержавы – СССР и США. Более того, власти Франции имели и время и поле для маневра потому, что в критический момент, даже если бы произошел раскол в их государственном аппарате и силовых структурах, они могли рассчитывать на вооруженную помощь НАТО.

Ю.Дубинин пишет: «28 мая мой хороший знакомый – член руководства правящей деголлевской партии Лео Амон (позже он войдет в состав правительства) срочно пригласил меня на завтрак. До 27 мая, сказал он, обстановка была сложной, тяжелой для правительства, однако не угрожавшей самому деголлевскому режиму и де Голлю лично. На волне широкого забастовочного движения ВКТ (за которой, по убеждению Амона, стояла компартия) предъявила правительству очень высокие требования, но в то же время ВКТ вступила в переговоры с правительством и вела их жестко, но конструктивно. Это давало основания считать, что ВКТ и ФКП стремятся к достижению своих целей без свержения де Голля. Однако после 27 мая положение радикально изменилось. Бастующие рабочие отвергли договоренность, достигнутую между профсоюзами и правительством. Каков может быть поворот дел? Далее собеседник говорит, чеканя слова:

– Нынешняя ситуация в какой-то степени напоминает ту, которая существовала в России в предоктябрьский период 1917 года. Однако сейчас международная обстановка иная: существует НАТО».

Ю.Дубинин продолжает: «В договоре о создании Североатлантического пакта действительно имеется статья, предусматривающая вмешательство альянса в случае дестабилизации внутриполитического положения в одном из государств-участников… Слова Амона – показатель серьезности обстановки в стране, того, как ее оценивает руководство Франции».

Это, кстати, объясняет, почему применение через три месяца после этих событий вооруженных сил СССР и Варшавского договора для наведения порядка в Чехословакии не вызвало серьезных демаршей со стороны государств Запада. Им пришлось мобилизовать для скандала свои же левые силы и советских диссидентов.

Что же касается СССР и французской компартии, то их позиция была разумной и ответственной. С самого начала массовых выступлений Французская коммунистическая партия (ФКП) осудила «бунтарей», заявив о том, что «леваки, анархисты и псевдореволюционеры» мешают студентам сдавать экзамены! И только 11 мая ФКП призвала рабочих к однодневной забастовке солидарности со студентами, стараясь в то же время не допустить выхода протеста за рамки традиционной забастовки. Генеральный секретарь ВКТ Жорж Сеги предупреждал рабочих «Рено»: «Любой призыв к восстанию может изменить характер вашей забастовки!»

Разрешению кризиса во многом помогла деятельность советского посольства, через которое происходил обмен информацией между коммунистами и властью. По словам Ю.Дубинина, генеральный секретарь Французской компартии Вальдек Роше сказал ему: “Мы прошли через очень трудные дни. Был момент, когда казалось, власть испарилась. Можно было беспрепятственно войти и в Елисейский дворец, и в телецентр. Но мы хорошо понимали, что это было бы авантюрой, и никто из руководства ФКП даже не помышлял о таком шаге”.

Уроки студенческой революции . Какие же выводы можно сделать из событий Красного мая?

Май 1968 года – исключительно важное явление, плохо изученное и объясненное. Социальные психологи и культурологи как будто боятся его тронуть. Это симптом глубокого кризиса современного промышленного общества, основанного на принципах Просвещения – первая массированная атака постмодерна. Рациональное сознание, высокое достижение европейской культуры, дало сбой. Николай Заболоцкий, как будто предвидя май 1968 г., писал:элитарная социальная группа (студенты университета Сорбонны!) начинает мятеж, не ставящий перед собой никакой цели и никакого предела. Речь идет именно о беспределе разрушения, об иррациональности оснований для бунта. «Запрещается запрещать!», «Дважды два уже не четыре!»

Действия, которые предпринимали бунтующие студенты – учреждение каких-то ассамблей, чтение самодеятельных лекций, регулирование уличного движения или раздача бесплатных продуктов бедным – все это было отчаянной попыткой схватиться за какие-то соломинки воображаемого порядка, за что-то разумное. В этом не было и следов связного проекта, это были жесты-заклинания, бессознательная защита от хаоса. Если бы советские люди смогли тогда внимательно изучить этот опыт, они бы устояли против перестройки Горбачева.

Но в этой книге мы не можем углубляться в общую проблему кризиса Просвещения и наступления того иррационализма, который уже обосновался и оформился в узаконенных рамках в так называемых «развитых странах». Джинн 68-го года загнан Западом в бутылку и верно служит своему хозяину прямо из этой бутылки. Здесь наша тема ограничена технической стороной «Красного мая». Уже эта сторона очень обширна и дает много пищи для размышлений.

Прежде всего, фундаментальное значение имеет сам факт, что в студенческой среде при некоторых условиях может без веских причин возникнуть такое состояние коллективного сознания, при котором возникает самоубийственно целеустремленная и тоталитарно мыслящая толпа, способная разрушить жизнеустройство всей страны. Это новое явление культуры большого города, в котором возникает высокая концентрация молодежи, отделенной от мира физического труда и традиционных межпоколенческих и социальных связей.

Студенчество конца ХХ века оказалось новым, ранее неизвестным социальным типом – элитарным и в то же время маргинальным, со своими особыми типом мышления, шкалой ценностей, системой коммуникаций. Постепенно этот тип приобретал вненациональные космополитические черты и становился влиятельной, хотя и манипулируемой политической силой. В 1968 г. в Париже политическая радикализация студенчества произошла внезапно и стихийно. Но внимательное изучение этого случая давало возможность и искусственно создавать нужные для такой радикализации условия, чтобы затем «канализировать» энергию возбужденных студентов на нужные объекты. Так уже в 80-е годы студенчество стало одним из главных контингентов, привлекаемых для выполнения «бархатных революций».

Второй факт, который наглядно выявили события 1968 г. во Франции, состоит в том, что при современной системе связи (даже без Интернета и мобильных телефонов) самоорганизация возбужденного студенчества может исключительно быстро распространиться в национальном и даже международном масштабе. При этом свойства студенчества как социальной системы таковы, что она мобилизует очень большой творческий потенциал – и в создании новых организационных форм, и в применении интеллектуальных и художественных средств.

Эти черты студенческого бунта очаровывают общество и быстро мобилизуют в его поддержку близкие по духу влиятельные социальные слои, прежде всего интеллигенцию и молодежь. В совокупности эти силы способны очень быстро подорвать культурную гегемонию правящего режима в городском обществе, что резко затрудняет для власти использование традиционных (например, полицейских) средств подавления волнений. Это создает неопределенность: отказ от применения силы при уличных беспорядках ускоряет самоорганизацию мятежной оппозиции, но в то же время насилие полиции чревато риском быстрой радикализации конфликта.

Третий урок «революции 68-го» состоит в том, что энергия городского бунта, который не опирается на связный проект (выработанный самими «революционерами» или навязанный им извне), иссякает достаточно быстро. Для властей важно не подпитывать эту энергию неосторожными действиями, перебором в применении «как кнута, так и пряника». Власти Парижа проявили выдержку, не создав необратимости в действиях студентов, не спровоцировав их на то, чтобы выйти за рамки в общем ненасильственных действий. Де Голль дал «выгореть» энергии студентов.

Опыт майских событий показал, что комбинация переговоров с применением умеренного насилия истощает силы мятежной оппозиции, если она не выдвигает социального проекта, на базе которого нарастает массовая поддержка. Поняв это, правительство де Голля сосредоточило усилия на том, чтобы отсечь от студентов рабочих - ту втянутую в волнения часть общества, которая имела ясно осознаваемые социальные цели и, вследствие этого, обладала потенциалом для эскалации противостояния (с ней, впрочем, было и гораздо легче вести рациональные переговоры). Ведущую роль в майском мятеже 1968 г. играли студенты и школьники. Рабочие лишь поддержали их бунтарский порыв, не помышляя о смене общественного строя. С ними компромисс был вполне возможен.

Наконец, май 1968 г. показал удивительную способность студенческого протеста к мимикрии (вероятно, это общее свойство интеллигентского мышления, не связанного традиционными догмами и запретами). Формулируя основания для своих действий против государства и общества (в данном случае против буржуазного государства и общества, но это было несущественно уже тогда), революционеры 1968 г. выбирали объекты отрицания ситуативно . Это отрицание не было диалектически связано с позитивными идеалами. Такая особенность сознания открывает неограниченные возможности для манипуляции – если ценностью становится сам протест и отрицание не связано с реальными сущностями, то устраняется сама проблема истинности или ложности твоих установок. Коллектив становится толпой, которую при известной интеллектуальной ловкости можно натравить на любой образ зла .

События 1968 г. в Париже начались с протестов против войны во Вьетнаме. Но было ли сочувствие Вьетнаму фундаментальным, был ли важен вообще Вьетнам для этого протеста? Вот французский философ Андре Глюксманн. В 1968 г. он был ультралевым вождем того студенческого движения, а в Москве в конце 1999 г., очарованный перестройкой и последовавшей за нею «демократизацие» мира, заявил, что теперь не смог бы подписаться под лозунгами протеста против войны США во Вьетнаме. Ничего он за эти тридцать лет не узнал нового ни о Вьетнаме, ни о США, ни о напалме. Ситуация другая, в моде ненависть к СССР – и никакого протеста образ войны США против Вьетнама у него в душе не возникает. Проблемы истины для него нет!

В тот момент последнее поколение старых французских коммунистов понимало эту особенность вышедшей на политическую арену интеллигенции и ее молодежной базы, студентов. Их не очаровали лозунги бунтарей из Сорбонны, им было не по пути с Глюксманном. Коммунисты не дали себя вовлечь в разрушительную авантюру, хотя она, казалось, овладевает Францией. И эта позиция была вызвана вовсе не соглашательством, не иллюзиями родства с генералом де Голлем и не предательством Вьетнама. Разница еще была мировоззренческой. Потом она стерлась во Франции, а потом стала исчезать в Москве и Киеве.

МАЮ сыграла позже важнейшую роль в «Красном Мае», создав «параллельные курсы», на которых в пику официальным профессорам с их официальной «наукой» читали курсы лекций приглашенные студентами выдающиеся специалисты из неуниверситетской (и даже неакадемической) среды, а иногда – и сами студенты, хорошо знавшие предмет (многие из них вскоре прославились как философы, социологи и т.п.).

Дубинин Ю. Как уцелел режим пятой республики. Вспоминая кризис во Франции. – www.comsomol.ru/ist22.htm.

Позже стало известно, что де Голль тайно летал в Баден-Баден, где располагался штаб французского военного контингента в ФРГ, и вел переговоры с военными. Затем он провел такие же переговоры в Страсбурге.


Не будем лукавить - никто из нас толком не понимает 68-й, зато все мы живём в его последствиях. Всё, что нас окружает - общественная, культурная и политическая реальность, нормы сексуального поведения, массовые стереотипы, религиозные и квазирелигиозные верования, представления об успехе в жизни, да что ни возьми, даже такая, казалось бы, посторонняя штука, как реклама - всё это подверглось тотальной атаке в конце 60-х, тотальному слому и тотальному отстраиванию заново.



Красный май 1968 года в Париже


В 1968-м году на планете случился общественный катаклизм, с точным определением которого историки до сих пор "не спешат". Может быть, 37 лет назад произошла мировая социальная революция. Может быть - революция культурная. Может быть, то была "всего лишь" революционная ситуация - но ситуация, основательно потрясшая основы миропорядка. Для краткости будем говорить просто - "68-й".

Накануне 68-го мир выглядел совсем по-другому, нежели мы привыкли теперь. Образование оставалось классовой привилегией: доступ в стены университетов для детей низших классов был почти закрыт. Учебные программы были архаичны и далеки от жизни. В университетах - и в большом мире тоже! - царила ханжеская мораль, само понятие сексуальности находилось вне сферы обсуждения, было табуированным, запретным. Церковь оставалась главным моральным авторитетом, во всяком случае, на уровне семьи и семейного воспитания. У власти во многих странах находились открыто реакционные диктатуры (как в Испании, Португалии и Греции), либо реакционеры - вплоть до бывших фашистов, - составляли существенную и часто лидирующую прослойку чиновничества и политиков в странах, формально демократических (как в Германии). Сам дух, царивший в обществе, был тяжёлым, тлетворным и каким-то безнадёжным... Ну, вы знаете, - примерно как в России после "Норд-Оста". Только европейская и североамериканская молодёжь не могла уже больше терпеть. Ей хотелось дышать - и она взорвала тесный мирок, приготовленный для неё родителями и пригодный только для того, чтобы гнить заживо.

События 68-го наибольший размах и наибольшее символическое значение приобрели в Париже (хотя митинги, демонстрации, забастовки, захваты университетов и заводов происходили не только по всей Европе, но и по всему миру).

Гром раздался, практически, посреди ясного неба. За несколько недель до начала событий в печати появился социологический анализ под названием: "Франция спит". В этой вроде бы сонной обстановке группа леваков нападает на парижское представительство компании "Американ Экспресс" - в знак протеста против войны, которую вели США во Вьетнаме. Шестеро нападавших арестованы. Через два дня, 22 марта 1968 года, в Нантэре, пригороде Парижа, студенты захватывают здание университетской администрации, формально для того, чтобы потребовать освобождения арестованных. Но дело этим не ограничивается: во время бурного митинга выдвигаются всё новые и новые требования. Обстановка наэлектризована по разным причинам. Скажем, ровно накануне, 21 марта, студенты в Нантэре отказались сдавать экзамен по психологии - в знак протеста против чудовищной примитивности читавшегося им курса. Для координации действий здесь же, немедленно, создаётся анархистское "Движение 22 марта", сыгравшее немалую роль в дальнейшем наращивании событий.

Собственно, события в Нантэре оказались спусковым крючком, только власти ещё не знали этого и потому ответили привычно: жестокими репрессиями. По мере того, как "Движение 22 марта" вопреки нажиму властей ширилось (был выдвинут лозунг "От критики университета - к критике общества!"), правительство всё чаще пускало в дело полицию. События развивались как снежный ком - осуждение группы зачинщиков - закрытие университета - новые стычки студентов с полицией - новые аресты - новые демонстрации - новые стычки - новые аресты - новые демонстрации...

УЛИЧНЫЕ БОИ В ПАРИЖЕ


Лозунги Красного мая в Париже

К 10 мая 1968-го число раненых во время столкновений на улицах Парижа перевалило за тысячу, число арестованных - тоже. Обуздать полицию требовали уже не только студенты, но и большинство преподавателей, виднейшие деятели культуры и лауреаты Нобелевской премии, крупнейшие профсоюзы и левые партии. Но президент Франции генерал де Голль стоял как скала, заявив, что не уступит молодёжи. 10 мая 20-титысячная демонстрация студентов была заперта с двух сторон французскими омоновцами на бульваре Сен-Мишель. На беду властей, бульвар был мощён булыжником и к ночи студенты соорудили около 60 баррикад - в дело пошла не только брусчатка, но и припаркованные по соседству автомобили, вообще всё, что могло препятствовать продвижению спецчастей полиции. Сражения на баррикадах продолжались до шести утра.

С 13 мая начались захваты университетов студентами в крупнейших городах страны, с 14 мая - захваты заводов рабочими, без всякой на то санкции профсоюзов и традиционных левых партий, более того - к их паническому ужасу. 15-го студентами был захвачен театр "Одеон", превращённый в дискуссионный клуб. Стены Латинского квартала покрылись многочисленными плакатами и граффити. Наиболее известные лозунги парижского Красного Мая: "Запрещено запрещать!", "Будьте реалистами - требуйте невозможного!" и "Воображение - к власти!". Но, кроме того: "Под мостовыми - пляжи", "Граница - это репрессия", "Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства", "Всё хорошо: дважды два уже не четыре", "Оргазм - здесь и сейчас!" Конечно, это не вписывалось в привычные концепции облюбовавших свои позиции за два с половиной послевоенных десятилетия традиционных левых. Зато очень попахивало мышлением в духе Ситуационистского интернационала, выступившего одним из главных интеллектуальных провокаторов революционных событий.

О РОЛИ БУНТУЮЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИГРАЮЩЕГО САМОСОЗНАНИЯ

Маленькая группировка на стыке политики и искусства (вспомним, во избежание вредной мешанины, слова Вальтера Беньямина о том, что на эстетизацию политики фашистами левые отвечают политизацией искусства. Вспомним и не забудем - это важно), возникшая в конце пятидесятых на обломках дадаизма, сюрреализма и радикальной политической левизны середины XX века, была мало кому известна до тех пор, пока по чугунной голове мирового капитала не жахнул индейским томагавком 68-й. Их было всего несколько человек (по другой версии, всё-таки - несколько десятков человек), и, помимо занятий искусством, они, что важнее, издавали ежегодник "Ситуационистский Интернационал", в котором в полной мере проявился теоретический дар Ги Дебора и Рауля Ванейгема, авторов двух важнейших для понимания современного революционного процесса книг, соответственно - "Общества зрелища" (также переводят как "Общество спектакля") и "Революции повседневной жизни".

Если сказать кратко (свести тонны житейской мудрости, переведённой ситуационистами на килограммы печатного текста, к миллиграммам экстракта, "заварки", которая всегда с собой, под крышкой чайника, именуемого "череп"), то они полагали, что современный капитализм научился превращать любые факты жизни, будь то искренняя эмоция любви или яростный порыв протеста - в зрелище, а зрелище - в товар, который, будучи расфасован в выпуски теленовостей, подборки рекламных роликов, в навязываемые через СМИ привычки и настроения, теряет какие-либо черты своей первичной, "предпродажной" подлинности, а заодно все признаки опасности для господствующего экономического, идеологического и политического порядка. Поэтому, считали ситуационисты, для подлинного революционера мало толку в создании больших политических партий, пусть самых радикальных, или в долгом и трудном формировании профсоюзов, пусть и самых борющихся - все эти институции уже не могут быть инструментами бунта, инструментами революции.

Инструментом бунта может быть лишь каждая, отдельно взятая, человеческая личность, а также добровольные союзы этих личностей, формирующиеся для единственной подлинно весёлой и подлинно освобождающей человеческой игры - революции повседневной жизни. Одним словом, никакая партия не поможет тебе, никакой комсомол, никакой профсоюз, никакая, fucking shit, террористическая организация. Только сам. Только своей головой. Только собственным усилием. Только в своей собственной жизни.

Теперь перечитаем: "Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства", "Оргазм - здесь и сейчас!" Звучит немножко по-другому, не так ли? Впрочем, довольно здесь теории (страждущие - не пропустите готовящуюся "Антологию Ситуационисткого интернационала" или разыщите уже сейчас - в сети, в книжном магазине - книжку Кена Нэбба "Радость революции").

1968-Й: ВОССТАНИЕ СМЫСЛА

Вернёмся в Париж, во Францию. Во Франции бушевал общенациональный кризис. Вспыхнувший из ничего? Из какой-то одной акции леваков? Из одного смелого поступка студентов, захвативших деканат? Из глупости министра просвещения? Из упрямого маразма господина президента? Да, из всего этого, но также из того, что старый мир перестал выдерживать новые смыслы, новые порывы жизни, её горячее дыхание, её горячечный блеск в глазах.

Вот что вспоминает кинорежиссёр Элен Шателен, недавно снявшая фильм о "нашем" сталинском ГУЛаге, а тогда, в 68-м, бывшая парижской студенткой: "...Взрыв, который тогда произошёл, был взрывом внутри смысла. Главный вопрос был не "как организовать движение?", а "почему?" и "что значит?" Это был глубокий семантический взрыв. Политический язык был абсолютно не адаптирован к возникшей ситуации. Он оказался вне рамок того, о чём люди, спонтанно вышедшие на улицу, хотели сказать. (...) Только потом, когда профсоюзы увидели, что все заводы во Франции остановились (что показалось им невозможным и невероятным!), они стали формулировать требования. Ведь нельзя же на вопрос: "Чего вы хотите?" - ответить: "Мы хотим жить", "Мы не знаем, чего мы хотим". Тогда-то профсоюзы и подсуетились: "Мы хотим больше зарплаты", - и потом всё это ушло в "нормальную профсоюзную деятельность"".

"Куда вы пойдёте? Куда будет двигаться демонстрация?" - спрашивали на пике движения запуганные власти у студенческого вожака Даниэля Кон-Бендита. "Маршрут демонстрации будет зависеть от направления ветра!" - не без позы ответил им молодой наглец с огненно-рыжими волосами. И был при этом абсолютно, стопроцентно, математически точен. Ибо только так в мае 68-го можно было озвучить "фразу, которую писала улица".

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ТОЖЕ БУРЛИЛА

68-й не был бы тем, чем он был, если бы события, какими бы грандиозными, прекрасными и вдохновляющими они ни были, происходили только во Франции. 68-й (мы договорились вначале, что это объёмный, комплексный термин, а не просто составное имя числительное) широко распространился и по ту, и по эту сторону "железного занавеса".

Хочется рассказать про всех, но места нет, назову только страны и, может быть, некоторые вехи.

В Чехословакии - Пражская весна. Общество, давно готовое взорваться, реагирует на малейшие перемены в курсе партийного руководства и, не дожидаясь команды сверху, начинает освобождать себя самостоятельно. От слов переходили к делу, правда, уже параллельно начавшейся советской оккупации. В Чехословакии тоже были захваты заводов, тоже были толпы людей против танков на улицах, какое-то время действовало даже второе, подпольное руководство ЧССР, прошёл даже (вдумайтесь - в официально социалистической стране!) нелегальный съезд (!) правящей (!!) коммунистической партии (!!!) - под охраной рабочих, на одном из захваченных заводов.

Потом, как и в Западной Европе, был откат. Впрочем, в 68-м времена не были ещё столь свинцовыми ("Свинцовые времена" Маргарете фон Тротта надо посмотреть обязательно, хотя они и про другой этап революционного движения в Европе; про 68-й же, вернее, про то, почему произошёл 68-й, смотрите великолепные фильмы Жана Люка Годара, прежде всего - "Weekend" и "Китаянку") - и потому молодёжь бунтовала, в том числе и на Востоке.

Польша. Март 68-го. Студенческие выступления в Варшаве и Кракове, столкновения с милицией, около 1200 студентов арестовано.

В Югославии - массовые студенческие демонстрации в июне 68-го. Лидер страны маршал Тито вынужден перейти к широким общественно-политическим реформам (кстати, ещё один важный для понимания эпохи фильм был снят именно в Югославии в 1968-71 гг. Это "В.Р. Тайны организма" Душана Макавеева, подробно, насколько это вообще возможно в игровом кино, излагающий и иллюстрирующий теорию сексуальной революции этого самого В.Р., то есть Вильгельма Райха. Райх погиб в американской тюрьме в конце пятидесятых, но дело его вдохновило бунтарей 68-го).

В ТЕЛЕГРАФНОМ СТИЛЕ: ALL OVER THE WORLD

Германия. Бурные студенческие бунты, оккупация университетов, появление новых, вне закостенелой левой традиции, революционных объединений (запомним для поиска в интернете: "Коммуна-1", "Социалистический коллектив пациентов").

Италия. Бастуют 95 процентов населения страны!

Вьетнам. Знаменитое партизанское Тет-наступление (то самое, в честь которого назвали ребёнка в недавнем фильме "Вместе" шведа Лукаса Мудиссона - тоже смотреть, смеяться и плакать, - про то, кем стало поколение 68-го лет через семь после революции).

США. Бушующее море событий, всего даже не перечислить. Дам лишь масштаб: бунты более чем в 170-ти городах, 27 тысяч человек арестованы - это несколько "дивизий" повстанцев!

А ещё: Мексика, Нигерия, Перу, Португалия, Израиль, Япония, Испания, Китай...

НУ И?

Опять проиграли? Это как посмотреть. Если считать "выигрышем" революцию 1848 года (забыв про 1852-й) или - революцию 1917-го (забыв про 1921-й) - тогда, может, и так. А если отключить штампы и включить воображение, которое одно только и достойно власти, тогда...

68-й не победил и не проиграл. Он сформировал тот мир, в котором мы сейчас живём. Впрочем, некоторые считают, что эпоха та окончилась 11 сентября 2001 года. Окончилась? Посмотрим.

Для финансового обеспечения себя и своей семьи важно найти хорошую работу с высокой заработной платой. К сожалению, это не так просто. Работодатели выдвигают массу требований к кандидатам, тщательно изучают резюме и выбирают специалистов с соответствующим образованием. Не каждый смог получить корочку в силу различных жизненных обстоятельств. Но существует прекрасный выход – купить диплом. Он обойдется совсем недорого.

когда срочно нужно купить диплом

Каждого современного человека хотя бы раз посещала мысль о важности получения специальности. Это можно сделать, поступив в ВУЗ на дневное или дистанционное обучение. К сожалению, это долгий и дорогостоящий вариант, который не каждому по карману. Намного быстрее и проще купить диплом в Москве. Помешать принятию такого решения могут страхи:

  • боязнь того, что кто-то узнает, что диплом куплен;
  • остаться без денег и заказанного документа.

Чтобы приобрести диплом специалиста без каких-либо рисков, в том числе и финансовых, нужно обязательно выбирать надежную компанию. Очень низкая цена может быть лишь у подделки. В этом важном деле не стоит экономить и осуществлять покупку в сомнительных местах, ведь на кону ваше благополучие.

Популярные документы

Купить диплом в Москве на выгодных условиях

Покупая диплом в Москве именно в нашей компании, вы сможете:

  • сэкономить круглую сумму, которая необходима на обучение;
  • несколько лет жизни потратить с пользой, а не на учебу;
  • сохранить нервы, так как учебный процесс требует много сил и энергии.

Настоящий образовательный документ об окончании университета непременно даст следующие преимущества:

  • шанс найти хорошую должность с высокой заработной платой;
  • возможность приобрести несколько дипломов с разными профессиями, что ускорит поиск работы;
  • уважение коллег, благодаря наличию диплома магистра престижного университета;
  • карьерный рост;
  • возможность смены сферы деятельности, когда полученная профессия перестала быть актуальной.

Купить диплом университета на выгодных условиях можно в нашей компании. Мы предлагаем самые выгодные условия сотрудничества и следующие преимущества:

  • цены ниже, чем у других компаний;
  • изготовление на оригинальном бланке Гознак;
  • удобная доставка в любой регион России;
  • работа без предоплаты;
  • выполнение заказа в минимальный срок;
  • безвозвратное удаление информации о клиенте после совершения сделки.

Специалисты компании изготовят любой документ на официальном бланке на заказ. Вы сможете выбрать не только желаемое учебное заведение и специальность, а также нужные оценки в приложении. Красный диплом бакалавра, специалиста или магистра также не проблема. Дешево приобрести диплом в Москве с гарантией качества можно именно в нашей компании.

Последние отзывы

Всё нормально, спасибо за диплом!

Хочу поблагодарить представителей Вашей компании за предоставленную возможность купить диплом о втором высшем образовании. Я начинала учиться в университете, но рождение второго ребенка вынудило меня оставить его. Сейчас у меня есть столь желанный диплом, когда малышка подрастет, я смогу устроиться на работу по любимой специальности. Спасибо большое!

Станислав

Простота покупки свидетельства меня просто покорила. Я думал, что придется долго и нудно заполнять документы, а оказалось, что на все про все нужно буквально пять минут. Это отлично проработанный и продуманный сайт, пользоваться им очень просто. Сейчас жду свое свидетельство с нетерпением.

Как быстро заказать диплом в Москве

Продажа документации государственного образца – наша специализация. Сделать заказ диплома с доставкой не составит труда. Для этого нужно выполнить несколько простых действий:

  1. Внимательно заполнить форму на главной странице сайта.
  2. Ответить на вопросы менеджера в телефонном режиме.
  3. Проверить макет документации (будет выслан на указанный электронный адрес).
  4. Внести коррективы или отправить подтверждение о правильности заполнения данных.
  5. Проверить заказ при получении, оплатить услуги.

Купить диплом института никогда не было так просто, а главное – безопасно. Наша компания имеет колоссальный опыт в сфере производства документации наивысшего качества. В разделе «Отзывы» можно ознакомиться с комментариями людей, которые воспользовались нашими услугами и смогли устроить свою жизнь. Доставка документации осуществляется курьером по Москве в день печати документа. В другие регионы заказ отправляется удобной почтовой службой с наложенным платежом. Уже через несколько дней вы получите желанный документ на подлинном бланке, который невозможно будет отличить от оригинала. На дипломе будут все важные уровни защиты, печати и подписи. Также его можно будет проверить под ультрафиолетом. Никто и никогда не усомнится в оригинальности вашего документа.

Чем занимаются наши сотрудники

Далеко не у всех есть желание служить в вооруженных силах, а если уже достигнут 40-летний возраст, то на это просто нет времени. В таком случае на помощь приходит наша компания. Мы занимаемся продажей документов государственного образца. Можно купить диплом и получить заветное рабочее место с высокооплачиваемой должностью. Раньше сложно было себе представить такое простое решение вопроса. А сегодня вы получите в сжатые сроки документы из военкомата, ЗАГСа, ВУЗа или любого другого учреждения. Мы вам в этом поможем.

Новый документ вам предоставит возможность:

  • избежать бумажной волокиты и траты времени в очередях;
  • при утере диплома гарантированное быстрое его восстановление;
  • замены оценок на более высокие;
  • получение достойного рабочего места;
  • подтверждение соответствующей квалификации;
  • изменить специализацию;без проблем получить учебную визу в другую страну;
  • получить отсрочку или освобождение от призыва в армию.

В Москве достаточно учебных заведением с прохождением военной кафедры. У вас появляется уникальная возможность получить и военную специальность, и гражданскую и все это без отрыва от места работы. Для своих клиентов мы предлагаем документы об окончании среднего образования, всевозможные справки для работы или по месту учебы. Если вы поступили в ВУЗ, но времени абсолютно нет на учебу, мы выдадим справку о посещении сессий или сразу же купите у нас диплом своего ВУЗа и занимайтесь своими делами. Также оформляем свидетельства о браке, рождении или смерти. Обратившись к нам, вы останетесь довольны результатом!

Последние вопросы

Александра

Скажите, если я живу не в России и не в СНГ, могу ли я заказать у Вас диплом о высшем образовании? Мне нужен педагогический ВУЗ, преподавание русского языка и литературы. Я родом из Украины, диплом мне нужен местный. Можете ли Вы мне помочь в моей ситуации?

Да, мы можем сделать Вам нужный документ. Оставляйте заявку у менеджеров и не забудьте оставить координаты для связи – номер телефона или электронную почту. Мы свяжемся с Вами для уточнения Вашего заказа.

Как мне поступить, если в документе я обнаружу ошибки или опечатки?

Перед тем, как принимать и оплачивать готовый документ, Вам нужно его внимательно проверить. Если Вы обнаружите в нем недочеты, не берите его и не платите, просто отдайте курьеру или верните обратно нам на переделку. Естественно, что все расходы мы берем на себя. Чтобы такие ситуации никогда не возникали, мы делаем для наших клиентов макет будущего документа и отправляем им на согласование. Когда заказчик проверит все детали и подтвердит согласие, мы пошлем макет на выполнение. Также можно сделать фото или видеозапись документа под лучами ультрафиолетовой лампы. Это подтвердит высокое качество готового изделия.

Сможете ли Вы сделать для меня академическую справку?

Да, мы делаем разные виды справок, в том числе и академические. С типами документов и ценами на нашу работу Вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе «Цены».

Мы хотим чтобы вы имели диплом

Наша компания даст вам такие преимущества:

вы сэкономите 5 лет обучения;

у нас есть бюджетные документы, которые выполняются на обычной бумаге;

вы можете приобрести дорогой вариант диплома, который вам нужен, но со всеми защитами. Тогда никто не отличит сертификат от оригинала;

доставка курьером или почтой РФ;

наши клиенты попадают в федеральный реестр сразу же после сделки с нами;

вся информация о вас конфиденциальна;

у нас оплата только после того, как соответствующая «корочка» в ваших руках.

У нас самый широкий выбор дипломов. Вы можете с нами связаться любым приемлемым для вас способом. Например, позвонить по телефону, отослать письмо на электронный ящик. На сайте есть возможность заполнить форму, указав все необходимые параметры. Наши консультанты помогут вам выбрать ту корочку, которая необходима вам, чтобы выйти в люди. Мы с вами обязательно свяжемся и обсудим все интересующие вас детали.

Получение любого сертификата в наши дни – это не бездумная трата денег. Это – подъем вверх по карьерной лестнице. К вашему мнению будут прислушиваться не только рядовые коллеги, но и начальники. Измените свое будущее сейчас. Доставка документов на дом бесплатна!

Майские события во Франции 1968 года.

М айские события 1968 , или просто Май 1968 фр. le Mai 1968 — социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Привёл в конечном счёте к смене правительства и отставке президента Шарля де Голля.

События мая 1968 начались в парижских университетах, сперва в университетском городке в Нантерре, а затем и самой Сорбонне; один из самых известных вождей беспорядков — Даниэль Кон-Бендит. Движущей силой студентов, помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг — «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские и т. п., нередко также перетолкованные в романтически-протестном духе. Общее название этих взглядов, или, вернее, настроений — «гошизм» (фр. gauchisme), первоначально обозначало «левизну» в переводе работы Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме». Практически невозможно определить все политические убеждения студентов, активно принимавших участие в восстании. Особенно сильным было анархическое движение, центром которого являлся Нантерр. Немало было среди деятелей мая людей, иронизирующих над левыми и анархистскими лозунгами так же, как и над любыми другими. Студентам сочувствовали и многие левые преподаватели Сорбонны, включая, например, Мишеля Фуко.

Через несколько дней беспорядков выступили профсоюзы, объявившие забастовку, затем ставшую бессрочной; митингующие (как студенты, так и рабочие и служащие) выдвигали конкретные политические требования.

ru.wikipedia.org

* * *

01. 3 мая 1968 года. Париж, Франция.
Витрина на бульваре Сан-Мишель, разбитая в ходе выступлений студентов.


02. Май 1968 года, Париж. Франция.
Бульвар Сан-Мишель. Булыжники в воздухе.


03. 6 мая 1968 года. Париж, Франция.
Бульвар Сен-Жермен. Столкновения студентов с полицией.


04. Events of May-June 1968, Paris. Mouna Aguigui (1911-1999), French anarchistic, haranguing the crowd, in the presence of two C.R.S.


05. Demonstration of young masked people. Paris, May 1968.


06. Demonstrators in the Latin Quarter 6th May 1968.

07. A demonstrator seen during a march in Paris yesterday which looks like saying death to De Gaulle 25th May 1968.


08. Leader of the so called "Enraged" students, Daniel Cohn-Bendit addressing fellow students at the Gare de l"Est meeting in Paris. 14th May 1968.


09. Retreating students tumble and fall before the baton-swinging security police on the Boulevard St Michel. 18th June 1968.


10. Battles between police and students in Paris riot 7th May 1968.


11. Overturned cars used as barricades by rioting students block Gay Lussac Street. Several hundred students and police received hospital treatment after several battles between police and students in Paris 11th May 1968.


12. Wrecked cars and cobblestones baracade a street in Paris. Several hundred students and police received hospital treatment after numerous battles between police and students in the city centre. 13th May 1968.


13. An injured student demonstrator is escorted by a friend on Boulevard Saint-Michel. Several hundred students and police received hospital treatment after numerous battles between police and students in Paris 7th May 1968.


14. 1968: Paris Riots. A police man fires a tear gas bomb into the midst of the students, while his comrades armed with shields and sticks prepare to charge.


15. 25th May 1968: Paris Riots. Police are ordered to get even tougher by French Prime Minister, Georges Pompidou in a desperate attempt to restore order in Paris. The students are rioting.


16. 15th June 1968: Paris victory for the CRS. Over the weekend the CRS police in Paris succeeded in clearing the remaining students from the corridors and cellars of the Sorbonne. Here a stduent is making molotov cocktails in the cellars of the Sorbonne.


17. 25th May 1968: Paris riots. Cars that were overturned and set fire to during the riots. Police had been ordered to get tough by Prime Minister, George Pompidou.

18. Paris Riots, 25th May 1968: Parisians scramble over piles of cobble stones torn up to build barricades with.


19. Paris: In custody of helmeted gendarmes, a young man and women are led to an awaiting police van on the St. Germain Des Pres Square, during the huge demonstration by students in the Latin Quarter here on Monday 8 May 1968.


20. Paris: A barricaded street in front of the Bourse (seen background) following vicious street fighting between riot police and students in Paris, may 24th many rioters attacked the building and set it on fires 27th May 1968.

21. Paris: Violence again erupted in the Latin Quarter of Paris last night when some 6,000 left-wing students clashed with squads of special riot police. Here an injured demonstrator lies in the gutter after being involved in a clash with the police. 24 May 1968.


22. Paris: A C.R.S. Riot Policeman, his face protected against tear gas, subdues a young demonstrator during the riots which swept through Paris late May 24th,. After President De Gaulle has appealed to the nation to back his plans for social and economic reforms. The riot, which spread from the Bastille to the Latin Quarter, involved between 15,000 and 30,000 demonstartors. 27 May 1968.


23. Paris: Rioting students hurl all kind of missiles toward a police during a mass demonstration by students in the all-latin Quarter here today. Answering a call of the National Union of French Students they gathered by their thousands in the are to support the eight students threatened by being sacked from the University after last Friday"s troubles. 6 May 1968.


24. Paris, events of May-June 1968. Demonstration of May 30, 1968 by "The Republic defence committees", on the Champs-Elysees. Among them: M. Poniatowski, P. Poujade, R. Boulin, M. Schumann, M. Debre, A. Malraux, P. Lefranc.

25. Events of May-June, 1968. Disentangled of May 13, 1968, bridge Saint Michel, Paris. JAC-20884-07.


26. May-June, 1968. Barricade street of the Saints-Peres, in front of the Faculty of Medicine. Paris, June 12, 1968.


27. Events of May-June, 1968. Students" demonstration, sit-in in the Champs-Elysees. Paris, May 7, 1968.


28. Events of May-June, 1968. Newsstand on Champs-Elysees. Paris, May 20, 1968.


29. Events of May, 1968 in Paris. Burden transport. Military trucks to the Disabled persons. May 26, 1968.


30. Events of May-June, 1968, Paris. Fire of the stock exchange, in May 24, 1968.


31. Events of May - June 1968, Paris. Evacuation of the occupied theater of the Odeon.


32. Gaullist demonstration. Paris. June 1968.


33. Poster in front of the Art college. Cartoon of Roger Frey, Minister of the Interior. Paris, june 1968.

34. Poster "Be young and shut up." Paris, 1968.


35. Events of May-June 1968, Paris. Courtyard of the Sorbonne occupied by the students. With the wall: portrait of Mao Zedong.


36. The events of May 1968. Demonstration Saint-Germain boulevard. Paris, the May 6, 1968.


37. Demonstrators throwing stones Boulevard Saint Michel May - June 1968.


38. Paris, evenements de mai-juin 1968. Manifestation du 6 mai 1968 au Quartier Latin. Bagarre, boulevard Saint-Germain. Demonstration of the 6th May 1968 in the Latin Quarter, Boulevard St German.


39. Evenements de mai 1968 a Paris. Manifestants lancant des paves, boulevard Saint-Michel. Demonstrators throwing stones - Paris riots May 1968.


40. Paris, evenements de mai-juin 1968. Manifestation du 6 mai 1968 au Quartier Latin. Bagarre, boulevard Saint-Germain. Paris riots of May - June 1968. Demonstration 6th May 1968 in the Latin Quarter.

* * *

Известные снимки турецкого фотокора Гёксина Сипахиоглу.


41. Де Голь делает своё заявление по телевидению.


42.


43. Студентка-пацифистка кладет цветок в пилотку полицейского, защищающего Сорбонну во время студенческих мятежей. 16.06.68.


44. Двое школьников перебираются через баррикады. Париж. 11.06.68.


45. Студенческие беспорядки 6 мая 1968.

46.


47.

* * *

Дополнительную более подробную информацию об этих событиях можно найти здесь: