Разборы слов в русском языке с примерами. Виды разбора — Гипермаркет знаний

Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2

Составила Золотарева
Людмила Николаевна
учитель
начальных классов

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.
А О У Ы Э Л М Н Р Й Б В Г Д Ж З

Ъ
Я Ё Ю И Е

П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ Ь
 А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
Ъ Ь – звука не дают
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Я Ё Ю Е
/ \ / \ / \ / \
[Й’] [а ] [ Й’][о] [Й’] [у] [Й’] [э]

 Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:


в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
 после гласной (лесная, умею)
 после ь, ъ (вьюга, подъезд)
План разбора:
1. Выпиши слово.
2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.
3. Покажи место ударения.
4. Запиши слово с помощью транскрипции.
5. Укажи количество слогов.
6. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их
расположением в слове, по схеме:
­ гласный или согласный;
­ гласный: ударный или безударный;
­ согласный: звонкий или глухой,парный или непарный(назови пару);
твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)
7. Подсчитай количество букв и звуков.
Образец письменного разбора:
Пись/мо – [п’и с’мо]– 2слога
п – [п’] – согл., глух., парн. [б/п ], мягк. пар. [п/п’] ,
и – [и] – гласн., безударн.

с– [с’] – согл., глух. парн. [з/с], мягк. пар.[с/с’]
ь – [­ ]
м – [м ] – согл., звонк. непарн. , твёрд. пар. [м /м’]
о ­ [о ] – гласн., ударн.
____________________________________
6 б. 5 зв.
Морфемика и словообразование ­ раздел науки о
языке, изучающий
части слова и способы их образования.
План разбора:
Чтобы разобрать любое слово по составу делай так:
1. Найди окончание. Для этого измени слово так:
­ если это существительное­ измени по вопросам (кто? что? кого? чего?
кем? чем? о ком? о чём?) и по числам (ед.ч­ мн.ч.).
­ если это прилагательное ­измени по родам и числам. (какая? какой?
какие? какое?)
­ если глагол­ измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она,
они, мы, вы) , а в прошедшем времени по родам.
2.
Выдели основу слова. Основа­ часть слова без окончания (в основу не
входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже).
3. Найди корень слова. Для этого подбери несколько однокоренных слов
(пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова).
4. Выдели суффикс и приставку
Образец письменного разбора:
Разберём слово: подорожник

1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику,
подорожником­ окончание нулевое. Основа подорожник.
подорожник
2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный­ корень дорож­
подорожник
3) Перед корнем приставка­ по­ подорожник
4) После корня и перед окончанием­ суффикс­ ник подорожник
¬приставка ∩корень ^суффикс окончание
приставки
неизменяемые
в­ над­
об­ от­
с­под­ пред­ вы­
до­ за­
на­ о­
изменяемые
без­/бес­
воз­/вз­/вос­/вс­
из­/ис­
низ­/нис­
раз­/рас­,
суффиксы
сущ.
­ость
­ени­­ни­­
ак
­ок, ­ як
­ач­ец
прилаг.
­к­ ­ск­
­ив­ ­ов­
­ев­ ­альн­
­ист­ ­н­
­ан­­ян­
глаг.
­и­
­е­
­а­
­ну
­ыва­

пере­по­ про­
раз­/роз,рос
чрез­/чрес­
через/черес­
пре­ при­
­тель­чик
­щик­ист
­ник ­ниц
­иц­арь
­ин­­енн­
­онн­
­ива­
­ова­
­ева­
­ва­
В неизменяемых словах (существительных,
наречиях) основа
слова равна всему слову: кино слева
Ни в коем случае не ставится знак нулевого
окончания.

Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх
постоянных
одушевлённое­
неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
(собственное­нарицательное,

Признаков


существительного
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное - нарицательное; одушевлённое - неодушевлённое; род;
склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.


существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
Устный разбор
1) (над) лугом - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на
вопрос «что?»
2) Начальная форма - луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род;
2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места),
поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор
1) (над) лугом - имя сущ. (над чем?), предмет
2) н.ф. - луг.
3) нариц., неодуш., м. р., 2­ое скл.
4) в Т.п., в ед. ч.
5) обстоятельство: летает (где?) над лугом.
1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и
поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж.
Над озером кружились чайки.
Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

1. Определить род.
2. Выделить окончание существительного в И.п.
единственного числа.
3. По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения
Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце;
в И.п. ед.ч. нулевое окончание;
значит, существительное тетрадь 3­го склонения.
1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро,
портье);
2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду,
колибри, кенгуру, пони, фламинго);

3) слова кофе, пенальти и др.
 названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).
 названия неодушевлённых предметов (пальто,
кашне, декольте, депо, метро, эскимо, кафе, кино,
безе, ситро, желе, суфле, какао, домино, видео,
лото).
Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает
выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).
Порядок морфологического разбора имени
прилагательного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3) Род (в ед. числе); падеж; число.
4) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени
прилагательного

Устный разбор
1) пёстрая - имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает
на вопрос «какая?»
2) Начальная форма - пёстрый.
3) женский род, именительный падеж, единственное число.
4) в предложении является второстепенным членом (определением), поясняет
подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.
Письменный разбор
1) пёстрая - имя прилаг. (какая?), признак предмета,
2) н.ф. - пёстрый.
3) в ж. р., в И.п., в ед. ч.
4) определение: бабочка (какая?) пёстрая.
1. Найти существительное, к которому относится
прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного определить падеж
прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)
Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.
в небе (каком?) синем – П.п.
Запомни!
Прилагательные во множественном числе
изменяются только по падежам.
Прилагательные во множественном числе по родам
не изменяются.
Падеж имени прилагательного как в единственном,
так и во множественном числе можно узнать по
падежу существительного, к которому оно
относится:
к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);
за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)
Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение
двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время,
лицо, число, род).

Порядок морфологического разбора глагола
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки:
вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки:
время;

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает - глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что
делает?»
2) Начальная форма - летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3­е лицо, единственное число.
5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает?) летает
Письменный разбор
1) Летает - гл. (что делает?), действие предмета
2) н.ф. - летать.
3) несов. в.; I спр.
4) в н.в., в 3­е л., в ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает?) летает
1. Определить время, лицо и число глагола.

2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве
гласного звука перед суффиксом – ть определить
спряжение (таять, светить).
3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном
лице и числе.
I спряжение II спряжение
­ешь ­ишь
­ет ­ит
­ем ­им
­ете ­ите
­ут (­ют)
­ат (­ят)
Глаголы­исключения II спряжения
Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,
зависеть, терпеть, вертеть;
глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.
Глаголы­исключения I спряжения
Брить, стелить

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и
предложение.
Разбор предложения.
Определи предложение:
1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);
побудительное (побуждает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;
3) По наличию главных членов: простое или сложное;
Грамматическая основа:
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
4) По наличию второстепенных членов:
распространённое или нераспространённое;
Второстепенные члены предложения:
­ дополнение (падежные вопросы)
­ обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)
­ определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
5) Наличие однородных членов.
Подчеркни главные члены предложения:
подлежащее и сказуемое.
Разбери группу подлежащего.(Ставь вопрос от
подлежащего к второстепенным членам предложения)
Разбери группу сказуемого. (Ставь вопрос от сказуемого
к второстепенным членам предложения)
Поставь вопрос от второстепенного члена к
другому
второстепенному члену предложения.
Укажи части речи: существительное,
прилагательное, глагол, местоимение,
предлог, союз.

Выпиши словосочетания.
Образец письменного разбора:
пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.
От петуха летели пыль и пух.
и
.
(Повеств., невоскл., прост., распр., с однород. чл.)
летели (от кого? откуда?) от петуха
пр. сущ. гл. прил. сущ.
В тени росли

Душистые ландыши. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
ландыши (какие?) душистые
росли (в чём? где?) в тени


Фонетический разбор
Выделить слоги, указать, сколько их в слове.
Отметить возможность переноса.
Показать место ударения.
Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.
Дать характеристику согласных звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие), какими буквами они обозначены.
Указать количество звуков и букв.
Словообразовательный разбор
На основе изменения слова выделить окончание.
Записать слово, от которого образовано данное.
Обозначить суффикс или приставку, с помощью кото-рых образовано слово.
Привести подобный пример образования слов.
Если слово, от которого образовано данное, имеет суффикс или приставку, разобрать сто по составу, найти is нем все орфограммы и объяснить их.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найти слово, относящееся к данной части речи, указать в нем признаки этой части речи, назвать его начальную форму (если слово изменяется). Затем указат ь:
у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено; единственное или множественное число; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помогцыо чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применять правила;
у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;
у имени числителыюго: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописа-ния;
у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;
у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;
у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;
у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова; его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;
у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; как образовано; особенности правописания.
Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
Найти слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
Назвать часть речи, указать ее признаки в данном слове.
Определить разряд (группу) по значению.
Выявить синтаксическую (или смысловую) роль.
Как образовано (для производных, сложных и составных частей речи)?
Особенности правописания.
Синтаксический разбор словосочетания
Выделить словосочетание из предложения.
Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Указать грамматическое значение словосочетания.
Синтаксический разбор простого предложения
Найти в тексте простое предложение, выделить в нем граммат и ческую ос нову.
Определить его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию - отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), полное или не- полное предложение.
Определить его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
Разобрать его по членам предложения: чем выражено подлежащее, определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назвать второстепенные члены, чем они выражены.
Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
Объяснить постановку знаков препинания, какую они выполняют функцию.
Синтаксический разбор сложного предложения
Найти в тексте сложное предложение, определить его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между ого частями.
Выделить грамматические основы, определить структурные типі.! простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
Если предложение сложноподчиненное, назвать главное и придаточное, какое слово (или слова) поясняет придаточное, к какой группе по значению оно относится.
Если в предложении несколько придаточных, определить связь между ними (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
Объяснить постановку знаков препинания, их функцию.
Разбор предложения с прямой речью
Выделить тіл текста предложения с прямой речью.
Указать слова автора и прямую речь.
Объяснить постановку знаков препинания.

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

Примеры разборов

Фонетический разбор

Отбивая

От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).

О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;

Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;

Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;

И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;

В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;

А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;

Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;

[а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.

8 звуков - 7 букв. (буква Я обозначает 2 звука)

Морфемный разбор.

Убедительный

Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа (убедительн), 3. суффиксы (-и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.

Делаем запись убедительно

Словообразовательный разбор

Подлокотник

1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.

2. Ближайшее родственное слово - локоть.

Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.

3. Запись - подлокотник <---- под + локоть + ник

Лексический разбор

Старый друг лучше новых двух.

Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.

Морфологический разбор

Имя существительное:

Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.

Синтаксическая роль: является прямым дополнением.

Имя прилагательное:

Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;

Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения

Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.

Имя числительное:

"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,

Синтаксическая роль: подлежащее.

Местоимение:

С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,

Синтаксическая роль: обстоятельство места.

Глагол:

Убрали - глагол, н.ф. - убрать,

Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,

Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,

Синтаксическая роль - сказуемое.

Причастие

Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":

Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",

Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,

Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.

Деепричастие

Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":

Падая - деепричастие, от глагола "падать",

Несовершенного вида, невозвратное, непереходное,

Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.

1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

2. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Наречие:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.

Синтаксический разбор

Простое предложение.

Раздались звуки торжественного и громкого марша. (А.И.Куприн)

Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены полными прилагательными.

Сложносочиненное предложение.

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. (В.Лидин)

Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу. Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложноподчиненное предложение.

Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).

Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложное предложение с разными видами связи.

Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ] [ ей посоветовали позвонить жене его, на что трубка, зарыдав, ответила,

Что она и есть жена и что Римского нигде нет ]

(М.Булгаков)

Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)

По интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных

Компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его

Составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала

Требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-

Нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и

(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),

Союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью

Интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,

Подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые

Блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления

Фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с

Несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным

Предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это

Придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является

Главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному

Слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают

На вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и

Однородным соподчинением.

Стилистический разбор.

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса Микки".

1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)


Синтаксический разбор (грамматический разбор) – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.

Фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.

Транскрипция в школе – методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: " – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:

потолок – [паталок] ее – [йийо]

сшить – [шыт"] груздь – [грус"т"]

Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч"йиво], [ч"йиму], [ч"ййм] и т. п.

Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м"], йотированные [й"а], [й"у], [й"э], [й"о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.

Словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть за-пис-а-ть за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

Пунктуационный разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П. р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы. Может быть различной степень полноты П. р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П. р. обычно выполняется устно.

Орфографический разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.

Морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.