Цитаты из фильма Рэмбо (Rambo). Артюр Рембо — цитаты и высказывания

(1854 - 1891) - один из самых загадочных французских поэтов XIX века. Свои лучшие произведения он написал до 20 лет, после чего навсегда оставил искусство и посвятил свою жизнь коммерции.

Революционер и бунтарь, в 16 лет он отправился путешествовать по северу Франции и югу Бельгии, через год оказался в Париже, где познакомился с Полем Верленом. Годы их дружбы стали для Рембо временем творческого расцвета.

Считается, что современники попросту не смогли оценить произведения поэта. Популярным его творчество стало лишь в начале XX века. При жизни автора было опубликовано только три вещи: его любимое стихотворение «Пьяный корабль » и сборники «Одно лето в аду» и «Озарения».

Мы отобрали десять цитат из его произведений:

Любое ремесло внушает мне отвращенье. Крестьяне, хозяева и работники - мерзость. Рука с пером не лучше руки на плуге. Какая рукастая эпоха! Никогда не набью себе руку. «Одно лето в аду»

Наконец-то - о, счастье! о, разум! - я раздвинул на небе лазурь, которая была черной, и зажил жизнью золотистой искры природного света. На радостях моя экспрессивность приняла шутовской и до предела туманный характер. «Одно лето в аду»

Я должен был путешествовать, чтобы развеять чары, нависшие над моими мозгами. Над морем, которое так я любил, - словно ему полагалось смыть с меня грязь - я видел в небе утешительный крест. Я проклят был радугой. Счастье было моим угрызением совести, роком, червем: всегда моя жизнь будет слишком безмерной, чтобы посвятить ее красоте и силе. «Одно лето в аду»

Я понял: все существа обречены на радость: действенность - не жизнь, Это лишь способ растрачивать силу, игра нервов. Нравственность - расслабленность мозга. «Одно лето в аду»

Я видел звёздные архипелаги! Земли,
приветные пловцу, и небеса, как бред.
Не там ли, в глубине, в изгнании ты дремлешь,
о, стая райских птиц, о, мощь грядущих лет?

Но, право ж, нету слёз. Так безнадежны зори,
так солнце солоно, так тягостна луна.
Любовью горькою меня раздуло море...
Пусть лопнет остов мой! Бери меня, волна! «Пьяный корабль»

Я придумал цвет гласных! А - черный, Е - белый, И - красный, У - зеленый, О - синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. Разгадку оставил я за собой. «Одно лето в аду»

Когда мы очень сильны, - кто отступает? Когда мы веселы очень, - кто хохотать начинает? Когда мы очень свирепы, - что поделаешь с нами? Наряжайтесь, танцуйте, смейтесь! Я никогда не смогу прогнать Любовь за порог. «Озарения. Фразы»

Он - это любовь, и мера, вновь созданная и совершенная, и чудесный, непредугаданный разум, и вечность: машина, которой присущи фатальные свойства, внушавшие ужас. О радость здоровья, порыв наших сил, эгоистичная нежность и страсть, которую все мы питаем к нему, к тому, кто нас любит всю жизнь, бесконечно... «Озарения. Гений»

Если бы небесный, воздушный покой и молитву даровал мне господь - как древним святым! - Святые! Сильные! Анахореты! Артисты, каких уж больше не встретишь! Бесконечный фарс! Меня заставляет плакать моя невинность. Жизнь - это фарс, который играют все. «Одно лето в аду»

Мне следовало бы иметь свой ад для гнева, свой ад - для гордости и ад - для ласки; целый набор преисподних. «Одно лето в аду»

Цитаты Артюр Рембо

Артюр Рембо (Жан Никола, Rimbaud) (1854-1891) - французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) - «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, став торговым агентом в Эфиопии.

Меньше всего меня волнует, напечатают меня или нет. Только процесс творчества имеет значение. Все остальное - так, литература.

Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты... ты знаешь, как это сказать.

Я не люблю делать людям больно. - Так не делай. А если уж делаешь, то делай это спокойно, не оскорбляя потом своих жертв чувством вины.

Думаешь, поэты могут научиться чему-нибудь друг у друга? - Только если они плохие поэты.

Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.

Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.

Чтобы стать первым поэтом этого века, я должен испытать все на себе. Для меня уже было мало быть одним человеком. Я решил стать всеми. Я решил стать гением. Я решил создать будущее.

Во времена Франциска I мудрые доброжелательные великаны бродили по стране. Их основной задачей было избавление мира от педантов, дураков и бездарных писак. Они писали на них с огромной высоты.

Самыми счастливыми днями моей жизни были те дни, когда я сбежал из дома, в прошлом году. Я не знал куда идти, просто шел куда глаза глядят. Никогда еще дни не были такими долгими и яркими. Я не мог насытиться этими красками.

Я решил переписать настоящее, чтобы изменить будущее.

Любовь? Ее не существует… Всё, что соединяет семьи и женатые пары - это не любовь, это глупость, или эгоизм, или страх. Любви не существует. Личный интерес - существует. Привязанность, основанная на собственной выгоде - существует, самодовольство - существует. Но не любовь. Любовь надо придумать заново…

Бесконечный фарс! Меня заставляет плакать моя невинность. Жизнь - это фарс, который играют все.

Я не узник своего рассудка. Я сказал: Бог. Даже в спасенье нужна мне свобода: но как добиться её? Фривольные вкусы меня покинули. Нет больше нужды ни в божественной любви, ни в преданности. Я не жалею о веке чувствительных душ. Всё имеет смысл: и презрение, и милосердие, поэтому я оставляю за собою место на вершине ангельской лестницы здравого смысла.

Тоска не будет больше моей любовью. Ярость, распутство, безумие, я знаю все их порывы и знаю их поражения, - это бремя сбросил я с плеч. Оценим спокойно, как далеко простирается моя невинность.

Я могу умереть от земной любви, умереть от преданности. Я покинул сердца, чья боль возрастёт из-за моего ухода! Вы избрали меня среди потерпевших кораблекрушение;но те, кто остался, разве они не мои друзья?

Я никогда не творил зла. Дни мои будут легки, раскаянье меня не коснётся. Я никогда не узнаю страданий души, почти не живой для добра, души, в которой поднимается свет, суровый, как похоронные свечи. Участь сынков из хорошей семьи - преждевременный гроб, сверкающий блёстками и слезами. Несомненно, развратничать-глупо, предаваться пороку-глупо; гниль надо отбросить подальше. Но часам на башне никогда не удастся отбивать только время чистых страданий. Словно ребёнок буду ли я вознесён на небо, чтобы играть там в раю, где забыты невзгоды?

Жизнь сурова, одичание просто. Крышку гроба поднять иссохшей рукой, сидеть, задыхаться. Ни старости, ни опасностей: ужас - это не по-французски.

*** И все же с болью в горле Мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, На сердце запеклись. Мечтами их и песнями Мы каждый вздох наполним. Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались! *** Как отблеск от заката, Костер меж сосен пляшет, Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись! И кто-то

*** мы враждебны к чужакам и не рады этим семи миллиардам, и лишь нескольких любим и правда. *** В жизни нас заботят мелочи, Говорить о них незачем - навязанный ненужный перечень. Пьедестал занимает человек, умеющий Навязывать другим людям необходимость всех вещей. *** А ведь было круто, Свысока

*** Только моя дорога - Путь ледяной звезды, Путает понемногу. Следы. Там, где лежат ответы, правда всегда одна - Выпить отвагу ветра. До дна! ... *** Пыльные мои дороги, торные мои пути Думы с привкусом тревоги – что там будет впереди То ли все пойдет как прежде, то ли обратится в прах Но вселял в

*** мысли людей однобоки. зачем же они?. ведь мыслей точно не будет в могиле. - а что там будет?. - там будет вечность.

*** Когда Бога молят о терпении, то он даёт терпение или возможность это терпение проявить? А тот, кто просит отвагу, получает отвагу или возможность быть отважным? Когда люди просят Бога о счастливой семье, вы думаете Бог обрушивает на них душевную теплоту и нежность, или он даёт им возможность

*** Мими: Где мне расписаться? Джон: Там где написано родитель или опекун. Мими: И кто я? Джон: Ты все. *** - (Полу) Ужасно расти без матери.. - У неё был рак... У тебя какая отмазка? *** Джон позвонил Мими, как только добрался до Гамбурга... и каждую неделю после. До конца своей жизни. *** Ты что

*** ... Мы все хотели бы оказаться в другом месте. Но это наша работа, наша жизнь. Жить впустую или умирать не зря. Вам решать... *** Газеты читать надо, а не подтираться ими.

*** - Перед тем, как мы начнем, ты ничего не хочешь мне сказать? - Да. Я скоро тебя убью. - И как же? - Вначале я использую тебя в качестве живого щита, затем прикончу охранника одним из твоих инструментов на столе. А потом, я думаю, надо свернуть тебе шею. - И что навело тебя на эти мысли? -

*** Круто, круто, перекруто. *** Да у меня трусам больше лет, чем тебе! *** Большие - это мои любимые деньги.

*** И так всю жизнь: спас мир - потерял девушку. *** Как быстро люди забывают о своих симпатиях... *** Человек, задумавший месть, только распаляет свою рану. Месть никогда не бывает справедливой. *** - Оу... как будто Росомаха делает мне массаж изнутри! *** В какую бы переделку ты ни угодил, твою

Ты очень красивая и развратная - это круто. Но сейчас я занят! *** - Как ты это сделал? - Оргазмическая химия! *** - Сделаем ребенка? - Чё?! Да ты чё несешь? - Не знаю! Просто круто звучит! *** Частица анаптания вступает в реакцию с конденсатором. Переносим двойку, меняем её инвалидность на

Содержимое:

Единственное, что непереносимо - это то, что перенести можно все.

Чего ты больше всего боишься?
- Того, что другие увидят меня так же, как я вижу их.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Я нашел ее - вечность. Это солнце, слившееся с морем.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Тоска не будет больше моей любовью.

Нет больше нужды ни в божественной любви, ни в преданности. Я не жалею о веке чувствительных душ. Всё имеет смысл: и презрение, и милосердие, поэтому я оставляю за собою место на вершине ангельской лестницы здравого смысла.

Артюр Рембо, "Одно лето в аду"

Жизнь - это фарс, который играют все.

Артюр Рембо, "Одно лето в аду"

Любовь? Ее не существует. Всё, что соединяет семьи и женатые пары - это не любовь, это глупость, или эгоизм, или страх. Любви не существует. Личный интерес - существует. Привязанность, основанная на собственной выгоде - существует, самодовольство - существует. Но не любовь. Любовь надо придумать заново.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Я решил переписать настоящее, чтобы изменить будущее.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Самыми счастливыми днями моей жизни были те дни, когда я сбежал из дома, в прошлом году. Я не знал куда идти, просто шел куда глаза глядят. Никогда еще дни не были такими долгими и яркими. Я не мог насытиться этими красками.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Во времена Франциска Первого мудрые доброжелательные великаны бродили по стране. Их основной задачей было избавление мира от педантов, дураков и бездарных писак. Они писали на них с огромной высоты.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Чтобы стать первым поэтом этого века, я должен испытать все на себе. Для меня уже было мало быть одним человеком. Я решил стать всеми.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Думаешь, поэты могут научиться чему-нибудь друг у друга?
- Только если они плохие поэты.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Я не люблю делать людям больно.
- Так не делай. А если уж делаешь, то делай это спокойно, не оскорбляя потом своих жертв чувством вины.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты... ты знаешь, как это сказать.

Артюр Рембо, "Полное затмение"

Духовная битва так же свирепа, как сражения армии; но созерцание справедливости - удовольствие, доступное одному только богу.

Артюр Рембо, "Одно лето в аду"

И меня устрашает зима, потому что зима - это время комфорта.

Артюр Рембо, "Одно лето в аду"

Мне следовало бы иметь свой ад для гнева, свой ад - для гордости и ад - для ласки; целый набор преисподних.

Артюр Рембо, "Одно лето в аду"

Я не люблю женщин. Любовь должна быть придумана заново, это известно. Теперь они желают лишь одного - обеспеченного положения. Когда оно достигнуто - прочь сердце и красота: остается только холодное презрение, продукт современного брака. Или я вижу женщин со знаками счастья, женщин, которых я мог бы сделать своими друзьями, - но предварительно их сожрали звери, чувствительные, как костер для казни.

Артюр Рембо, "Одно лето в аду"