(1854 - 1891) - один из самых загадочных французских поэтов XIX века. Свои лучшие произведения он написал до 20 лет, после чего навсегда оставил искусство и посвятил свою жизнь коммерции.
Революционер и бунтарь, в 16 лет он отправился путешествовать по северу Франции и югу Бельгии, через год оказался в Париже, где познакомился с Полем Верленом. Годы их дружбы стали для Рембо временем творческого расцвета.
Считается, что современники попросту не смогли оценить произведения поэта. Популярным его творчество стало лишь в начале XX века. При жизни автора было опубликовано только три вещи: его любимое стихотворение «Пьяный корабль » и сборники «Одно лето в аду» и «Озарения».
Мы отобрали десять цитат из его произведений:
Любое ремесло внушает мне отвращенье. Крестьяне, хозяева и работники - мерзость. Рука с пером не лучше руки на плуге. Какая рукастая эпоха! Никогда не набью себе руку. «Одно лето в аду» |
Наконец-то - о, счастье! о, разум! - я раздвинул на небе лазурь, которая была черной, и зажил жизнью золотистой искры природного света. На радостях моя экспрессивность приняла шутовской и до предела туманный характер. «Одно лето в аду» |
Я должен был путешествовать, чтобы развеять чары, нависшие над моими мозгами. Над морем, которое так я любил, - словно ему полагалось смыть с меня грязь - я видел в небе утешительный крест. Я проклят был радугой. Счастье было моим угрызением совести, роком, червем: всегда моя жизнь будет слишком безмерной, чтобы посвятить ее красоте и силе. «Одно лето в аду» |
Я понял: все существа обречены на радость: действенность - не жизнь, Это лишь способ растрачивать силу, игра нервов. Нравственность - расслабленность мозга. «Одно лето в аду» |
Я видел звёздные архипелаги! Земли, Но, право ж, нету слёз. Так безнадежны зори, |
Я придумал цвет гласных! А - черный, Е - белый, И - красный, У - зеленый, О - синий. Я установил движенье и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. Разгадку оставил я за собой. «Одно лето в аду» |
Когда мы очень сильны, - кто отступает? Когда мы веселы очень, - кто хохотать начинает? Когда мы очень свирепы, - что поделаешь с нами? Наряжайтесь, танцуйте, смейтесь! Я никогда не смогу прогнать Любовь за порог. «Озарения. Фразы» |
Он - это любовь, и мера, вновь созданная и совершенная, и чудесный, непредугаданный разум, и вечность: машина, которой присущи фатальные свойства, внушавшие ужас. О радость здоровья, порыв наших сил, эгоистичная нежность и страсть, которую все мы питаем к нему, к тому, кто нас любит всю жизнь, бесконечно... «Озарения. Гений» |
Если бы небесный, воздушный покой и молитву даровал мне господь - как древним святым! - Святые! Сильные! Анахореты! Артисты, каких уж больше не встретишь! Бесконечный фарс! Меня заставляет плакать моя невинность. Жизнь - это фарс, который играют все. «Одно лето в аду» |
Мне следовало бы иметь свой ад для гнева, свой ад - для гордости и ад - для ласки; целый набор преисподних. «Одно лето в аду» |
Цитаты Артюр Рембо
Артюр Рембо (Жан Никола, Rimbaud) (1854-1891) - французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) - «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, став торговым агентом в Эфиопии.
Меньше всего меня волнует, напечатают меня или нет. Только процесс творчества имеет значение. Все остальное - так, литература.
Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты... ты знаешь, как это сказать.
Я не люблю делать людям больно. - Так не делай. А если уж делаешь, то делай это спокойно, не оскорбляя потом своих жертв чувством вины.
Думаешь, поэты могут научиться чему-нибудь друг у друга? - Только если они плохие поэты.
Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.
Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.
Чтобы стать первым поэтом этого века, я должен испытать все на себе. Для меня уже было мало быть одним человеком. Я решил стать всеми. Я решил стать гением. Я решил создать будущее.
Во времена Франциска I мудрые доброжелательные великаны бродили по стране. Их основной задачей было избавление мира от педантов, дураков и бездарных писак. Они писали на них с огромной высоты.
Самыми счастливыми днями моей жизни были те дни, когда я сбежал из дома, в прошлом году. Я не знал куда идти, просто шел куда глаза глядят. Никогда еще дни не были такими долгими и яркими. Я не мог насытиться этими красками.
Я решил переписать настоящее, чтобы изменить будущее.
Любовь? Ее не существует… Всё, что соединяет семьи и женатые пары - это не любовь, это глупость, или эгоизм, или страх. Любви не существует. Личный интерес - существует. Привязанность, основанная на собственной выгоде - существует, самодовольство - существует. Но не любовь. Любовь надо придумать заново…
Бесконечный фарс! Меня заставляет плакать моя невинность. Жизнь - это фарс, который играют все.
Я не узник своего рассудка. Я сказал: Бог. Даже в спасенье нужна мне свобода: но как добиться её? Фривольные вкусы меня покинули. Нет больше нужды ни в божественной любви, ни в преданности. Я не жалею о веке чувствительных душ. Всё имеет смысл: и презрение, и милосердие, поэтому я оставляю за собою место на вершине ангельской лестницы здравого смысла.
Тоска не будет больше моей любовью. Ярость, распутство, безумие, я знаю все их порывы и знаю их поражения, - это бремя сбросил я с плеч. Оценим спокойно, как далеко простирается моя невинность.
Я могу умереть от земной любви, умереть от преданности. Я покинул сердца, чья боль возрастёт из-за моего ухода! Вы избрали меня среди потерпевших кораблекрушение;но те, кто остался, разве они не мои друзья?
Я никогда не творил зла. Дни мои будут легки, раскаянье меня не коснётся. Я никогда не узнаю страданий души, почти не живой для добра, души, в которой поднимается свет, суровый, как похоронные свечи. Участь сынков из хорошей семьи - преждевременный гроб, сверкающий блёстками и слезами. Несомненно, развратничать-глупо, предаваться пороку-глупо; гниль надо отбросить подальше. Но часам на башне никогда не удастся отбивать только время чистых страданий. Словно ребёнок буду ли я вознесён на небо, чтобы играть там в раю, где забыты невзгоды?
Жизнь сурова, одичание просто. Крышку гроба поднять иссохшей рукой, сидеть, задыхаться. Ни старости, ни опасностей: ужас - это не по-французски.
*** И все же с болью в горле Мы тех сегодня вспомним, Чьи имена, как раны, На сердце запеклись. Мечтами их и песнями Мы каждый вздох наполним. Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались! *** Как отблеск от заката, Костер меж сосен пляшет, Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись! И кто-то
*** мы враждебны к чужакам и не рады этим семи миллиардам, и лишь нескольких любим и правда. *** В жизни нас заботят мелочи, Говорить о них незачем - навязанный ненужный перечень. Пьедестал занимает человек, умеющий Навязывать другим людям необходимость всех вещей. *** А ведь было круто, Свысока
*** Только моя дорога - Путь ледяной звезды, Путает понемногу. Следы. Там, где лежат ответы, правда всегда одна - Выпить отвагу ветра. До дна! ... *** Пыльные мои дороги, торные мои пути Думы с привкусом тревоги – что там будет впереди То ли все пойдет как прежде, то ли обратится в прах Но вселял в
*** мысли людей однобоки. зачем же они?. ведь мыслей точно не будет в могиле. - а что там будет?. - там будет вечность.
*** Когда Бога молят о терпении, то он даёт терпение или возможность это терпение проявить? А тот, кто просит отвагу, получает отвагу или возможность быть отважным? Когда люди просят Бога о счастливой семье, вы думаете Бог обрушивает на них душевную теплоту и нежность, или он даёт им возможность
*** Мими: Где мне расписаться? Джон: Там где написано родитель или опекун. Мими: И кто я? Джон: Ты все. *** - (Полу) Ужасно расти без матери.. - У неё был рак... У тебя какая отмазка? *** Джон позвонил Мими, как только добрался до Гамбурга... и каждую неделю после. До конца своей жизни. *** Ты что
*** ... Мы все хотели бы оказаться в другом месте. Но это наша работа, наша жизнь. Жить впустую или умирать не зря. Вам решать... *** Газеты читать надо, а не подтираться ими.
*** - Перед тем, как мы начнем, ты ничего не хочешь мне сказать? - Да. Я скоро тебя убью. - И как же? - Вначале я использую тебя в качестве живого щита, затем прикончу охранника одним из твоих инструментов на столе. А потом, я думаю, надо свернуть тебе шею. - И что навело тебя на эти мысли? -
*** Круто, круто, перекруто. *** Да у меня трусам больше лет, чем тебе! *** Большие - это мои любимые деньги.
*** И так всю жизнь: спас мир - потерял девушку. *** Как быстро люди забывают о своих симпатиях... *** Человек, задумавший месть, только распаляет свою рану. Месть никогда не бывает справедливой. *** - Оу... как будто Росомаха делает мне массаж изнутри! *** В какую бы переделку ты ни угодил, твою
Ты очень красивая и развратная - это круто. Но сейчас я занят! *** - Как ты это сделал? - Оргазмическая химия! *** - Сделаем ребенка? - Чё?! Да ты чё несешь? - Не знаю! Просто круто звучит! *** Частица анаптания вступает в реакцию с конденсатором. Переносим двойку, меняем её инвалидность на
Содержимое:
Единственное, что непереносимо - это то, что перенести можно все.
Чего ты больше всего боишься?
- Того, что другие увидят меня так же, как я вижу их.
Я нашел ее - вечность. Это солнце, слившееся с морем.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Тоска не будет больше моей любовью.
Нет больше нужды ни в божественной любви, ни в преданности. Я не жалею о веке чувствительных душ. Всё имеет смысл: и презрение, и милосердие, поэтому я оставляю за собою место на вершине ангельской лестницы здравого смысла.
Артюр Рембо, "Одно лето в аду"Жизнь - это фарс, который играют все.
Артюр Рембо, "Одно лето в аду"Любовь? Ее не существует. Всё, что соединяет семьи и женатые пары - это не любовь, это глупость, или эгоизм, или страх. Любви не существует. Личный интерес - существует. Привязанность, основанная на собственной выгоде - существует, самодовольство - существует. Но не любовь. Любовь надо придумать заново.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Я решил переписать настоящее, чтобы изменить будущее.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Самыми счастливыми днями моей жизни были те дни, когда я сбежал из дома, в прошлом году. Я не знал куда идти, просто шел куда глаза глядят. Никогда еще дни не были такими долгими и яркими. Я не мог насытиться этими красками.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Во времена Франциска Первого мудрые доброжелательные великаны бродили по стране. Их основной задачей было избавление мира от педантов, дураков и бездарных писак. Они писали на них с огромной высоты.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Чтобы стать первым поэтом этого века, я должен испытать все на себе. Для меня уже было мало быть одним человеком. Я решил стать всеми.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Я хочу, чтобы ты сделал исконный выбор. Выбор между моим телом и моей душой.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Я думал, что всё, что я делаю, очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. Все уже сказано.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Думаешь, поэты могут научиться чему-нибудь друг у друга?
- Только если они плохие поэты.
Я не люблю делать людям больно.
- Так не делай. А если уж делаешь, то делай это спокойно, не оскорбляя потом своих жертв чувством вины.
Я выбрал тебя по очень хорошей причине. Видишь ли, я всегда знал, что говорить. Но ты... ты знаешь, как это сказать.
Артюр Рембо, "Полное затмение"Духовная битва так же свирепа, как сражения армии; но созерцание справедливости - удовольствие, доступное одному только богу.
Артюр Рембо, "Одно лето в аду"И меня устрашает зима, потому что зима - это время комфорта.
Артюр Рембо, "Одно лето в аду"Мне следовало бы иметь свой ад для гнева, свой ад - для гордости и ад - для ласки; целый набор преисподних.
Артюр Рембо, "Одно лето в аду"Я не люблю женщин. Любовь должна быть придумана заново, это известно. Теперь они желают лишь одного - обеспеченного положения. Когда оно достигнуто - прочь сердце и красота: остается только холодное презрение, продукт современного брака. Или я вижу женщин со знаками счастья, женщин, которых я мог бы сделать своими друзьями, - но предварительно их сожрали звери, чувствительные, как костер для казни.
Артюр Рембо, "Одно лето в аду"